Значение налогов с физических лиц

Полезная информация на тему: "Значение налогов с физических лиц" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Экономическое значение налогов

Вернуться назад на Экономический налог

«В налогах воплощено экономическое выражение существования государства» — констатировал Карл Маркс. Налогообложение дает возможность принудительно изымать часть НД для образования государственных фондов д/средств. В процессе развития государство требует все больше денежных средств в казну для выполнения своих функций и обязательств перед обществом.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог собирают в бюджет на основе:

1. обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;
2. индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
3. безвозмездности уплачиваемых сумм;
4. отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Посредством налогов совокупный продукт общества распределяется между реальными производителями и государством, перераспределяется ВВП. Цель перераспределения — формирование доходной части бюджета государства.

С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика — это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени.

Налогообложение страны должно строиться на следующих принципах:

— принцип публичности (введение налогов открыто и гласно);
— принцип приоритетности государственных интересов (получение государством налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат);
— принцип законности;
— принцип нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков);
— принцип защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве);
— принцип экономического равенства налогоплательщиков (для субъектов с одинаковым эк-ким потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги);
— принцип соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);
— принцип единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ);
— принцип налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления).

Функции налогов и сборов:

1. Фискальная функция означает использование части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий.
2. Распределительная функция выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете, на осуществление расходов государства, решение задач по развитию народного хозяйства.
3. Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики.

Налоговая политика — это комплекс мероприятий в области налогов, направленный на достижение государственных целей. Она является частью финансовой политики государства.

Главная цель налоговой политики состоит из двух частей:

— формирование доходной части бюджетов всех уровней;
— стимулирование развития экономического потенциала страны.

Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлениями налоговой политики.

В мировой практике по признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные.

Прямые налоги — налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или других объектов налогообложения. В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были земельный и подомовой. К реальным налогам относятся промысловый налог и налог на ценные бумаги. Личные налоги в практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарения, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость.

Еще одним классификационным признаком налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные (целевые) налоги (взносы) имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

По уровням бюджетной системы в России различают федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Плательщиками налогов выступают рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, предприниматели, корпорации (акционерные общества, страховые компании, банковские монополии и т. д.). Монополии, благодаря коммерческой тайне и различным льготам, предоставляемым им налоговым законодательством, уклоняются от уплаты части налогов. Кроме того, при определенных условиях даже те суммы, которые монополии вносят в государственную казну в виде налогов, они могут частично переложить на население через механизм цен и другими методами.

На современном этапе через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, тогда как накануне Второй мировой войны — 12—20%. Повысился удельный вес налогов в ВНП и национальном доходе (в среднем с 1-8 до 30—50%).

Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории страны, характеризуется множественностью налогов. Помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов трудящиеся вносят взносы на социальное страхование, уплачивают местные налоги, лицензионный сбор за пользование телевизором и др.

Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т.е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством гос-ва через налоги в процесс воспроизводства.

Основные элементы налога:

Общие налоги
Индивидуальный налог
НДФЛ
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры

1. Состав налогов с физических лиц и их социально-экономическое значение (функции):

Состав налогов с физических лиц: в настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов: — НДФЛ; — государственная пошлина; — транспортный налог; — земельный налог; — налог на имущество и др.

Читайте так же:  Нужно ли платить налог с неустойки

Экономическая сущность и значение налогов с физических лиц: налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

Социальное значение налогов и сборов с физических лиц: продуманная, социально ориентированная налоговая политика создает предпосылки для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую деятельность, формирует базу для интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Налоги с населения имеют большое соц.-эк. значение, т.к. через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнями доходов каждой группы населения.

2. Критерии классификации и виды налогов с физических лиц:

а) По степени налоговой нагрузки: — перелагаемые; — неперелагаемые.

б) По виду бюджета (компетенции органов власти): — государственные (федеральные); — местные (субъектов федерации).

в) По методу обложения: — равные; — пропорциональные; — прогрессивные; — регрессивные.

г) По назначению: — общие; — специальные (целевые).

[2]

д) По степени периодичности: — разовые; — регулярные.

е) По типу (вид): — налоги; — сборы; — пошлины.

ж) По составу хозяйственной деятельности: — на владение; — на потребление; — на обращение.

з) По объекту обложения: — рентные; прямые — имущественные; прямые — подоходные; прямые — на потребление; косвенные

и) По источнику уплаты: — реальные; — номинальные.

к) По способу взимания: — кадастровые; — декларационные; — налично – денежные; — безналичные.

л) По способу определения суммы налога: — раскладочные; — долевые (количественные).

[3]

м) По отношению к экономической деятельности: — независящие; — зависимые.

3. Принципы налогообложения населения, их значение и реализация в современных условиях:

а) Всеобщность охвата налогами (система налоговых платежей построена так, что к их уплате привлекаются широкие слои населения). Принцип всеобщности охвата налогами или обязательности участия каждого гражданина государства, являющегося субъектом налога, в поддержании государства частью своего дохода означает, что каждый субъект налога обязан передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

б) Применение пропорциональных и слабопрогрессивных ставок подоходного налога, что позволяет населению вносить относительно небольшую часть своего дохода. Граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем граждане с малыми доходами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наиболее малообеспеченной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, то есть соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с учетом семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.

Значение налогов

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыгра­ли труды Д. Риккардо и А. Смита. Они положили начало формированию классической теории налогообложения, которая выдвинула основные фундаментальные принципы налоговой системы. Налоговая система-совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчис­ления которых, реализуются принципы налогообложения.

В начале 1990-х годов в России начались экономические преобра­зования. Особое внимание уделялось формированию налоговой систе­мы. Формально она была сформирована с принятием закона РСФСР «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года № 2118-1, в котором были закреплены основы налогового законодательства, включая общие налоги, действующие практически и сегодня.

За период своего функционирования налоговая система России претерпела значительные изменения, главным образом из-за поисков оптимальных вариантов налогообложения.

С 1 января 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила закон 1991 года. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разного уровня, об­щие принципы налогообложения, права и обязанности налогоплатель­щиков, налоговых органов, а также методы налогового контроля и от­ветственность за налоговые нарушения.

С 1 января 2002 г. в: Налоговый кодекс (части 1 и 2) были вне­сены изменения и дополнения, приняты новые налоги и налоговые ставки.

Конечная цель налогового регулирования — обеспечение устойчи­вости инвестиционных процессов, роста бюджетных поступлений, эф­фективного функционирования предприятий.

Налоги — обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принад­лежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и муниципальных образований.

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физи­ческих лиц, уплата которого является одним из условий совершения должностными лицами юридически значимых действий, включая пре­доставление прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги и сборы выполняют следующие функции:

> фискальная функция — при помощи налогов формируются фи­нансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления его собствен­ных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных, образования, здравоохранения и др.);

> регулирующая функция состоит в том, что государство манев­рируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налого­обложения, создаёт условия для ускоренного развития тех или иных про­изводств и отраслей, то есть регулирует рыночную экономику;

> стимулирующая функция проявляется в том, что при помощи налогов государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие производства;

> функция обеспечения социально справедливого перераспреде­ления доходов физических и юридических лиц.

Основные принципы налогообложения состоят в следующем:

► принцип справедливости означает единый подход, применяемый к компаниям, всем налогоплательщикам независимо от их организаци­онно-правовых форм, подчинённости, места расположения;

► принцип определённости состоит в том, что порядок налогооб­ложения, размеры налога и сроки его уплаты устанавливаются заранее;

► принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

► принцип экономии заключается в сокращении затрат, связан­ных с взиманием налогов, в рационализации системы налогообложе­ния.

Рост налоговых ставок может приводить к увеличению поступле­ний в бюджет только до какого-то предела. Когда средняя величина налоговых ставок будет превышена, начнёт сокращаться поступление средств в бюджет, так как часть предприятий будет разоряться, а часть предприятий «уйдёт в тень» и перестанет платить налоги. Снижение на­логовых ставок приводит к росту производства, которое в дальнейшем позволит получать доходы в бюджет за счёт налоговых поступлений от большого количества предприятий.

В 1980-1990 годах ведущие страны мира провели налоговые ре­формы, направленные на ускорение накопление капитала, на стимули­рование деловой активности. В этих целях были снижены ставки налога на доходы корпораций. В мировой практике принято называть налого­вой нагрузкой или налоговым изъятием — соотношение всех уплачен­ных налогов в валовом внутреннем продукте страны (ВВП). В 2000 г. налоги в ВВП составили: в Мексике — 17 %, в Японии — 28 %, в Германии — 38 %, Австрии — 44 %, в Великобритании — 45 %, в США — 46 %, в Швеции 52 %. По расчётным данным — в России налоги в ВВП ранее составляли 42 %, с принятием Налогового кодекса налоговая нагрузка должна составить 40 %.

Читайте так же:  Когда выйдет на пенсию женщина 1975

Основные понятия налоговой системы

Чтобы разобраться в принципах налогообложения необходимо определить основные элементы и характеристики налогов, рассмотреть классификацию налогов.

Классифицировать налоги можно по следующим группам.

В зависимости от уровня взимания и распределения налогов они делятся на федеральные, региональные, местные. К федеральным нало­гам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, на­лог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, взносы в государ­ственные социальные внебюджетные фонды, государственные пошли­ны, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, лес­ной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензи­онные сборы. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, налог на пользователей автодорог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. К местным налогам и сборам относятся: земель­ный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, мес­тные лицензионные сборы.

По характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые на­логи и косвенные. Прямые налоги зависят от величины доходов и разме­ров имущества. Чем больше доход, тем больше величина налога. Пря­мые налоги выплачивают предприятия. Косвенные налоги не зависят от величины доходов и размера имущества. Они включаются в цену или себестоимость продукции и оплачиваются потребителем.

По характеру использования — выделяют общие и специальные налоги. Общие налоги платят все налогоплательщики, налоги поступа­ют в казну государства. Специальные налоги платят те налогоплатель­щики, которые занимаются данной определённым видом деятельности, налоги поступают в специализированные фонды (поиск и разведка по­лезных ископаемых, охрана природы и др.).

По субъекту налогообложения — юридические лица и физические лица.

В зависимости от источников налогообложения налоги делятся на следующие группы:

• налоги, включаемые в себестоимость;

• налоги, включаемые в цену продукции;

• налоги, удерживаемые из дохода работника;

• налоги, уменьшающие финансовый результат;

• налоги, уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли;

• налоги, уплачиваемые за счёт чистой прибыли, остающейся а распоряжении предприятия.

Налог считается установленным, если определены налогоплатель­щики и элементы налогообложения. Каждый налог имеет следующие характеристики:

субъект налогообложения — налогоплательщик;

объект налогообложения — экономическое основание, с нали­чием которого возникают обязанности по уплате налога (доходы, при­быль, имущество);

налоговая база — стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения (стоимость имущества, величина прибыли);

ставка налога — величина налога, определяемая в процентах (адвалорная) или в определённой сумме (специфическая);

налоговый период — момент времени, по окончании которого определяется налоговая база и сумма налога;

порядок и сроки уплаты налога — очередность, условия плате­жей, даты платежей.

В необходимых случаях могут также предусматриваться налого­вые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготы — это преимущества одних налогоплательщиков по сравнению с другими, возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Значение налогов с физических лиц

Ключевые слова: НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ; НАЛОГ; БЮДЖЕТ; БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ; THE TAX TO THE INCOMES OF THE PHYSICAL PERSONS; TAX; BUDGET; BUDGET OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Согласно статье 8 части первой Налогового кодекса РФ, налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с предприятий и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог на доходы физических лиц – основной вид прямых налогов, исчисляемый в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время составляет около 13%.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) это один из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:

— обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации;
— регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан;
— стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

Преимущество НДФЛ заключается в том, что его плательщиками является трудоспособное население страны, имеющее место работы. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данный налог наибольшую значимость для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как НДФЛ, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.

В соответствии с Налоговым кодексом и нормами Бюджетного кодекса РФ распределение НДФЛ между бюджетами бюджетной системы РФ осуществляется следующим образом: в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ, а оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты. [1]

В условиях Российской экономики НДФЛ не является доминирующим в налоговой системе страны, но входит в число первых.

Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ. [2]

Таблица 1.

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет за 2015-2017 г. (млрд. руб.)

Показатель 2015г. 2016г. 2017г.
Поступило в консолидированный бюджет РФ,

«федеральные налоги и сборы»,всего

12 126,0 12 770,4 15 419,2 Налог на прибыль организации 2 442,2 2 677,9 3 239 ,4 Налог на доходы физических лиц 2 805,2 3 017,2 3 251 ,6 Налог на добавленную стоимость 2 589,4 2 808,3 3 233 ,4 Акцизы 1 020,9 1 297,2 1 523,6 Налог на добычу полезных ископаемых 3 226,8 2 929,3 4 130,4 Остальные налоги и сборы 41,4 40,6 40,7
Читайте так же:  Минимальная пенсия доплата до прожиточного минимума

Из таблицы видно, что основными налоговыми пополнениями в казну государства являются: налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, у которого мы замечаем устойчивую тенденцию роста поступления. Структура поступления налогов и сборов за 2017 год представлена на рисунке 1.


Рис.1 Структура поступления налогов и сборов за 2017 г.

Об огромном значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2015 по 2017 год, представленные в таблице 2. [2]

Таблица 2.

Доля НДФЛ в налоговых доходах бюджетной системы РФ (млрд. руб.)

Значение НДФЛ в консолидированном бюджете РФ Значение НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ
Год Консолидированный бюджет РФ, всего В т.ч.

НДФЛ

Доля,% Консолидированный бюджет субъектов РФ, всего В т.ч.

НДФЛ

Доля,% 1 2 3 4 5 6 7 2015

2806,5 20,5 6 905,8 2806,5 40,6 2016

3017,2 20,9 7 551,4 3017,2 39,9 2017

17 197,1 3251,1 18,9 8 179,11 3251,1 39,7

Как мы видим, динамика налоговых поступлений в период 2015 по 2017 год была незначительной, доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов РФ составила от 20,5 %до 18,9%. Значимость налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ достаточно высока, т.к. его доля составляет практически 40% за рассматриваемые периоды. Для наглядности отобразим значение НДФЛ в рис.2.


Рис.2 Структура поступления НДФЛ по уровням бюджета за 2015-2017 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических лиц имеет большое значение для бюджета РФ. НДФЛ занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.

ФК №15.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с физических лиц в РФ НК

Федеральные: НДФЛ Объект н/о — доход, полученный н/п 1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для ФЛ, явл нал резидентами РФ;2) от источников в РФ — для ФЛ, не явл налоговыми резидентами РФ. Плательщики: нал резиденты (ФЛ, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календх дней); — нал нерезиденты.

Доход м.б. получен: — в ден форме; — в натуральной форме: (оплата за н/п тру или имуществ прав, полученные н/п товары, выполненные в его интересах работы на безвозмездной основе, оплата труда в натуральной форме); — в виде материальной выгоды (- МВ, получ от экономии на % за пользование н/п заемными ср-вами; — МВ, полученная от приобретения тру у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к н/п; МВ, полученная от приобретения ценных бумаг).

Не подлежат н/о: пенсии, стипендии, компенсационные выплаты, суммы единовременной матер помощи (оказываемой в связи со стихийным бедствием, террор актом), доходы, полученные в порядке наследования и дарения, доходы в виде сумм материальной помощи, подарков, выигрышей, призов, не превышающие 4000.

Налоговые вычеты: Стандартные (3000, 500, 1400, 3000); Социальные (благотворительность, услуги по лечению, обучение, пенсионные взносы); Имущественные (реализация (суммы не подлежат н/о, вычет в пределах 1 млн руб если им-во было в собств >3лет, если мене 3 лет, то не > 250000), приобретение (полученные суммы уменьшают нал базу в пределах 2 млн руб); Профессиональные (ИП, доходы по договорам гражданско-правового характера, авторские вознаграждения).

Ставки: 35% (стоимость выигрышей и призов в части превышающей 4000, МВ от экономии на %, % по банк вкладам в части, превышающей ст рефин., увелич на 5%); 30% (доходы нерезидентов, кроме доходов в виде дивидендов, по которым ставка 15% и доходам высоко квалифиц. специалистов (13%)); 15% (дивиденды нерезидентов), 9% (дивиденды, которые получают резиденты; доходы в виде % по облигация с ипотечным покрытием, эмитированным до 1.01.07), 13% (иные доходы резидентов).

Налоговый период –год. Уплата по декларации или через нал агента.

Региональные: Транспортный налогПлательщики: -лица, на которых зарегистрированный ТС. Объект н/о – зем., водные и воздушные ТС. Не явл-ся объектом: — весельные лодки, промысловые морские и речные суда, пассажирские грузовые морские, речные и воздушные суда, тракторы, комбайны, самолеты и вертолеты санитарной авиации.

Ставки уст-ся з-нами субъектов в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости ТС, категории ТС в расчете на одну лошадиную силу, регистровую тонну или единицу ТС. Нал. период –год.

Местные: Налог на имущество ФЛ. Объект н/о – жилые дома, — квартиры, комнаты, — гаражи, — дачи, — доля в общей собственности. Плательщики: — ФЛ – собственники им-ва. От уплаты освобождаются: герои СССР и России, инвалиды 1 и 2, инвалиды детства, лица, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС, на ПО «Маяк». Нал. база – суммарная инвентаризационная стоимость им-ва. Нал. период –год.

Земельный налог Плательщики — организации и физ лица, обладающие зем участками на праве собств-ти, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются плательщиками: организации и физ лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или перед им по договору аренды.

Объект — земельные участки, расположенные в пределах муницип образования, на территории которого введен налог. Налоговая база — кадастровая стоимость земельн участков (опред-ся в соотв с зем зак-вом)

Ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов МО и не могут превышать0,3% (земли для с/х использования, земли, находящиеся под объектами жил-ком хоз-ва, земли, занятые личным подсобным хоз-вом), 1,5% — остальные земли. Налоговый период – календарный год.

Можно посм предыдущий вопрос, т.к. ИП – это ФЛ.

НДФЛ

Центральное место в системе налогообложения физ.лиц принадлежит НДФЛ. Он является одним из эк.рычагов государства по регулированию (с помощью системы льгот, выбора объекта, ставок) уровня доходов населения, структуры личного потребления и сбережения граждан, помощи наименее защищенным категориям населения.

Место НДФЛ в н/системе определяется след.факторами:

1) НДФЛ – личный налог, т.к. его объект – доход, полученный конкретным плательщиком

2) НДФЛ в большей степени отвечает основным н/принципам – всеобщность, равенство, эффективность

3) НДФЛ относительно регулярно поступает в бюджет

4) Основной способ взимания НДФЛ – у источника выплаты – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет

С 01. 01. 2001 доходы физ.лиц стали облагаться в соответствии с НК РФ (ч. II гл. 23). (До этого – Закон «О подоходном налоге с физ.лиц» от декабря 1991 г.).

Читайте так же:  Какая сумма валюты не облагается налогом

НДФЛ – федеральный налог, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Это регулирующий налог, т.к. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов. С 2002 г. этот налог полностью поступает в бюджеты субъектов РФ.

Плательщики — граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физи­ческие лица, получающие доходы от источников в РФ, но не являющиеся резидентами РФ. (на тер­ритории менее 183 дней в году). Объектом налогообложения— резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами — нерезидентов РФ объектом налогообло­жения признается доход, полученный на территории России.

[1]

Доходы— дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией; страхо­вые выплаты; доходы, получен­ные от предоставления в аренду имущества; от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг; вознагражде­ние за выполнение трудовых обязанностей, оказание услуг; доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

При определении налоговой базы учитываются доходы, полу­ченные плательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, для которых уста­новлены различные ставки.

Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответ­ствии с Налоговом кодексом РФ на установленные вычеты. Если сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налогооблагаемая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период не переносится.

Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен кот определены ст. 40 НК: оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т. п.

Доходы в виде материальной выгоды означают получение: экономии на процентах за пользование заемными средствами;(% за пользование меньше 2/3 ставки рефи­нансирования в руб, 9% годовых в $); приобретение товаров, по ценам более низким по сравне­нию с ценами, по которым обычно реализуются; приобретение ценных бумаг по ценам ниже рыночной стоимо­сти этих бумаг.

Не облагаются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением следующих страховых случаев: по договорам обязательного страхования; добровольного долгосрочного страхования жиз­ни, не менее 5 лет; возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов; добровольного пенсионного страхования,.

При определении налоговой базы не учитываются:суммы пенсионных (страховых) взносов по договорам негосу­дарственного пенсионного обеспечения; суммы пенсий.

Не подлежат налогообложению: доходы глав и персонала представи­тельств иностранного государства и членов их семей, сотрудников международных организаций; государственные пособия, пенсии, назначаемые в порядке, установ­ленном действующим законодательством; компен­сационные выплаты; алименты; гранты; материальная помощь; компенсации стоимости путе­вок; стипендии; доходы, не превышающие 4 тыс. руб.: стоимость подар­ков, призов, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, возмещение стоимости приобретен­ных ими медикаментов.

Вычеты:

Стандартные –особые категории граждан + все (исходя из дохода)(3 000 –чернобыль, ВОВ, инвалиды из числа военнослужащих, 500 –герои ,блокадники, 600 за каждый месяц нал периода –если на иждивении ребенок при доходе до 40 000 нарастающим итогом + вдовам)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос 71. Налогообложение физических лиц и его социально-экономическая сущность в условиях рыночной экономики

Состав и социально-экономическое значение налогов и сборов с физических лиц. Виды налогов и сборов взимаемых с физических лиц. Особенности уплаты. Использование налогов с физических лиц в целях поддержания социальной стабильности общества.

Налоги с населения имеют большое соц.-эк. значение, т.к. через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнями доходов каждой группы населения.

В налоговой системе РФ присутствуют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физ. лицами:

2. Налог на имущество

3. Транспортный налог

4. Земельный налог

5. Госпошлины различного предназначения

Одной из традиционных форм налогообложения является обложение доходов физических лиц. Наиболее распространенным и привычным для населения СССР и постсоветской России налогом является подоходный налог с физических лиц. Подоходный налог был введен в России в апреле 1916 г. Данное название он сохранял вплоть до 2001 г. Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации внесла некоторые непринципиальные изменения как в название налога, так и в порядок его исчисления. В настоящее время с физических лиц взимается не подоходный налог, а налог на доходы физических лиц.

Страны с развитой экономикой (и системой налогообложения) за счет налогов с физических лиц, и в первую очередь за счет подоходного налога, имеют наиболее значительные поступления в доходную часть бюджета. В ряде стран эта составляющая достигает 70%. В России за последние 10 лет доля поступлений от подоходного налога не превышала 13% всех налоговых поступлений в бюджет. Ни для кого не секрет, что российские граждане не очень охотно уплачивают подоходный налог, и львиная доля его собирается налоговыми агентами — предприятиями, на которых работают на постоянной основе наши граждане. Для того чтобы расширить круг плательщиков налога на доходы физических лиц, НК РФ упразднил прогрессивный характер основных ставок подоходного налога и ввел основную ставку в размере 13% от основных доходов, получаемых гражданами.

Значимость налога лиц в налоговой политике определяется не только удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части. Это связано с тем, что плательщиками налога выступает каждое физическое лицо, получившее доход, то есть данные вопросы касаются практически каждого человека.

Налогообложение физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, с другой стороны, на обеспечении государством населению определенного набора общественно полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно лишать плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных потребностей обязательно должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан.

Налогообложение доходов физических лиц воздействует на уровень реальных доходов населения, гарантирует с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот стабильные доходы бюджета. Основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Он является федеральным личным регулирующим налогом, отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности, относительно регулярно поступает в доходы бюджета, способ его взимания является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Читайте так же:  Закон о повышении пенсий военнослужащим

Налог на имущество физических лиц является вторым по значению налогом с населения и играет весьма важную роль в налоговой системе. Данный налог не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан. Следует отметить, что налог на имущество в определенной степени взаимосвязан с налогом на доходы физических лиц, так как граждане, приобретая имущество, в ряде случаев получают право на налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, однако у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Еще одним налогом в системе как подоходного, так и имущественного налога. является налог на имущество, переходящее в порядке дарения, так как получение наследства или дара признается в качестве дополнительного дохода физического лица. Чем дальше степень родства между наследодателем и наследником, тем выше размер взимаемого налога.

Также не менее важными являются такие налоги как транспортный и земельный.
Рассматриваемый налог с владельцев транспортных средств представляет особый интерес, поскольку доходы от его взимания обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне.
Таким образом, в состав налогов, взимаемых с физических лиц входят: налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), налог на имущество, земельный налог и транспортный налог. Их сущность состоит в том, что НДФЛ воздействует на уровень реальных доходов населения, гарантирует с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот стабильные доходы бюджета; налог на имущество не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан; земельный налог формирует доход местного бюджета, а доходы от взимания транспортного налога обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне.

Кроме того ИП, адвокаты, члены крестьянских (фермерских) хозяйств могут выступать плательщиками

· сбора за пользование объектами животного мира

· сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов,

· налога на игорный бизнес и ряда других налогов.

Поэтому условно налоги с физ лиц можно разделить на 4 группы:

1. налоги, уплачиваемые физ лицами при получении дохода. Эти налоги, как правило, взимаются у источника получения дохода при выплате зарплаты, дивидендов и др. выплат (НДФЛ).

2. Налоги, уплачиваемые физ лицами при использовании дохода. (НДС, акцизы)

3. Налоги, уплачиваемые физ лицами с возникновением, приростом и движением имущества.

4. Налоги, уплаченные при использовании природных ресурсов. Они предназначены для регулирования взаимоотношений государства и физ лиц по поводу использования конкретного природного фактора.

Каждый из налогов в данных группах имеет свои особенности и свое значение. Особое место отводится НДФЛ, т.к. он является самым значимым и стоит в центре всей налоговой системы.

Исторически сложились 2 формы взимания НДФЛ:

Глобальный налог устанавливается на величину совокупного дохода, независимо от его источников.

При шедулярной форме каждый из налогов взимается по различным правилам и ставкам. В настоящее время в РФ – шедулярная форма.

В налогообложении доходов физ лиц в настоящее время прослеживается процесс легализации доходов. Лица, не уплатившее ранее подоходный налог, уплачивают его по ставке 13%, причем штрафных и уголовных санкций к ним при декларировании скрытых доходов, полученных ранее, не применяется.

В настоящее время ГосДумой ставится вопрос, в силу разрешения демографической ситуации, о возврате к взиманию Налога на холостяков (на бездетность). Данный налог предполагает дифференцированную ставку в зависимости от дохода налогоплательщика.

Вопрос 72. Налоговое планирование: принципы и функции

Сущность налогового планирования. Принципы. Функции.

Налоговое планирование (НП)мает важное место в управлении финансами организации и позволяет:

1. прогнозировать нал. отчисления в краткосроч. и долгосроч. периоде

2. прогнозировать необходимые денежные потоки для уплаты налогов в краткоср. и долгосроч. периодах.

3. оперативно управлять денеж. потоками организации

4. избежать нал. последствий за несвоевременное исполнение обязательств налогоплательщика.

Необходимость мероприятий налогового планирования по степени налоговой нагрузки можно представить:

1. при нал. нагрузке 10-20% — потребность НП минимальна. Для исключения нал. рисков достаточно четко вести бух. учет , внутренний документооборот и использовать прямые льготы.

2. Нал. нагрузка – 20-40% : потребность в НП выражается в регулярных мероприятиях, становится частью системы финансового управления и контроля, ведется спец. подготовка (планирование) схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов.

3. нагрузка 40-60%: потребность в НП выражается в обязательных мероприятиях по планированию, к-рые становятся элементом создания стратегического планирования деятельности предприятий по всем внутренним и внешним направлениям.

4. более 70 % — ситуация критическая

Нал нагрузка = Сумма налогов общая/ выручка- добав. стоимость продукции

(Суммарная доля нал. платежей, причитающихся с организации за рассматриваемый период к добав. стоимости продукции , произведенный за тот же период.)

На стратегическом этапе процесса НП подвергаются анализу доли каждого из налогов в совокупной сумме уплач. налоговых платежей.

Видео (кликните для воспроизведения).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Источники


  1. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

  2. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  4. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  5. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
Значение налогов с физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here