Заявление на проценты за несвоевременный возврат налога

Полезная информация на тему: "Заявление на проценты за несвоевременный возврат налога" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Пени за просрочку выплаты налогового вычета

21 мая 2015 года в ИФНС № 1по Московской области мною были отправлены по почте ценным письмам с описью вложения:

налоговые декларации 3-НДФЛ за 2013, 2014 гг.,

заявления на вычет с реестром документов за 2013, 2014 гг.,

заявления на возврат с реквизитами счета для перечисления за 2013, 2014 гг.

и документы, подтверждающие право на получение налоговых вычетов.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ камерная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Таким образом, излишне уплаченная сумма НДФЛ должна быть возвращена налоговым органом не позднее 21 сентября 2015 г.


Денежные средства по вычету потупили на расчетный счет 09 марта 2016 года.

В связи с этим прошу Вас вернуть проценты за несвоевременную выплату причитающегося мне налога за 2013, 2014 годы в общей сумме 418,31 (Четыреста восемнадцать) рублей 31 коп.

8175 (сумма, причитающаяся к возврату) х 170 дней просрочки х (11 : 365 дней в году) / 100 = 418,31 руб.

К данному обращению прилагаю:

  1. Опись вложения в ценное письмо с отметкой от 21.05.2015;
  2. Чек почты 21.05.2015.

Проценты за несвоевременный возврат НДС начисляются независимо от момента подачи налогоплательщиком заявления о возврате этого налога

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 24.04.2011 г. на официальном сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 г. № 14233/10. В данном Постановлении рассмотрен вопрос о начислении процентов за несвоевременный возврат НДС (пункт 10 статьи 176 НК РФ) в тех случаях, когда налогоплательщик, подавший налоговую декларацию с суммой НДС, заявленной к возмещению, не направил в налоговый орган заявление на возврат этого налога.

При рассмотрении указанного дела суды трёх инстанций признали, что проценты на сумму невозвращённого НДС, подлежащего возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, должны начисляться независимо от момента направления в налоговый орган заявления на возврат налога.

Передавая дело в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора состоявшихся судебных актов (Определение ВАС РФ от 16.12.2010 № 14223/10), коллегия судей ВАС РФ указала, что до получения письменного заявления налогоплательщика о возврате НДС у налогового органа нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению. При этом коллегия судей ВАС РФ руководствовалась практикой, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 г. № 5351/04, от 21.12.2004 г. № 10848/04, от 29.11.2005 г. № 7528/05, от 27.02.2007 г. № 13584/06, согласно которой начисление процентов в случае нарушения срока возврата является для налогового органа обязательным при наличии оснований для возврата сумм налога и только после подачи заявления налогоплательщика на возврат налога.

Рассмотрев дело, Президиум ВАС РФ оставил судебные акты нижестоящих судов без изменения, признав их выводы обоснованными и указав, что статья 176 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007 г., не связывает осуществление возврата налога с подачей налогоплательщиком заявления о возврате. Другими словами, новый подход к начислению процентов связан не с изменением правовой позиции ВАС РФ, а с изменениями в налоговом законодательстве по данному вопросу.

При этом Президиум ВАС РФ истолковал п. 6 ст. 176 НК РФ, в котором упоминается заявление налогоплательщика о возврате НДС, в том смысле, что наличие такого заявления требуется для осуществления возврата на конкретный банковский счёт. Если же такое заявление отсутствует, то налоговый орган вправе осуществить возврат на любой известный ему расчётный счёт налогоплательщика. Поэтому был отклонён как не основанный на действующем законодательстве довод налогового органа о том, что до получения от налогоплательщика заявления о возврате суммы НДС, подлежащей возмещению, у налогового органа нет обязанности возвратить этот налог.

Комментарий Пепеляев Групп: Следует обратить внимание на особенности рассмотренного дела, которые состоят в следующем.

1) в данном деле отсутствовал спор о праве налогоплательщика на возмещение НДС – по итогам камеральной проверки налоговым органом было вынесено решение о возмещении суммы НДС. Поэтому требует дополнительного анализа вопрос о том, в какой мере выводы Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 г. № 14233/10 применимы к ситуации, когда налоговый орган изначально отказал в возмещении НДС и налогоплательщик был вынужден обращаться в суд за защитой нарушенного права;

2) суды, рассмотревшие дело, исходили из того, что налоговым органом возврат налога на добавленную стоимость должен был быть осуществлен по истечении 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации (срок камеральной проверки по ст. 88 НК РФ) плюс 12 дней (срок, установленный п. 10 ст. 176 НК РФ). При этом вопрос о том, когда проверка была завершена фактически, судами не рассматривался. Другими словами, суды приняли во внимание не фактическое завершение проверки, а срок для её проведения, который установлен в законе;

[2]

3) в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 г. № 14233/10 отсутствует указание на то, что толкование правовых норм, содержащееся в этом постановлении, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. При этом из самого постановления прямо не усматривается, в чем состоит специфика фактических обстоятельств по делу, препятствующая применению выводов ВАС РФ в схожих ситуациях.

Выводы и рекомендации

Новое Постановление Президиума ВАС РФ может изменить практику возврата НДС по статье 176 НК РФ и разрешения соответствующих споров:

  • во-первых, налоговый орган обязан возвратить НДС и при отсутствии заявления налогоплательщика о возврате НДС;
  • во-вторых, налоговые органы могут, не получив заявление налогоплательщика, направить возвращаемый налог на любой известный им счёт, что может привести к проблемам при использовании средств с этого счёта;
  • в-третьих, не исключён новый подход и к исчислению сроков на защиту права налогоплательщика на возврат НДС.
Читайте так же:  Проверка регистрации в налоговой по инн

В связи с рассматриваемой правовой позицией специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» рекомендуют налогоплательщикам обеспечивать, чтобы заявления о возврате НДС поступали в налоговый орган заблаговременно: это исключит риск возврата НДС на счёт, который, например, не используется налогоплательщиком. По нашему мнению, если после подачи заявления у налогоплательщика возникла необходимость заменить счёт получения возвращаемого НДС, то налогоплательщик вправе до принятия налоговым органом решения о возврате и направления поручения на казначейское исполнение отозвать ранее поданное заявление и подать новое с указанием другого счёта. По декларациям, в которых указан НДС к возмещению и при этом нет оснований для зачёта НДС, необходимо учесть необходимость в обеспечении судебной защиты права на возврат НДС после истечения сроков на проведение проверки.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по [email protected]; Владимиру Воинову, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail ; Петру Попову, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по [email protected]

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

Расчет процентов за несвоевременный возврат НДС

Если заявление о возврате НДС представлено после отмены судом решения ИФНС об отказе в возмещении налога, возврат НДС производится по правилам статьи 78 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 27.08.2015 № СД-4-15/[email protected]).

Напомним, что если в декларации по НДС сумма вычетов превысила сумму рассчитанного налога, то разницу вы имеете право:

  • зачесть в счет недоимки по НДС или другим федеральным налогам;
  • зачесть в счет будущих платежей по НДС или другим федеральным налогам;
  • вернуть на расчетный счет.

Если в ходе проверки налоговая инспекция не выявила нарушений законодательства, то после ее окончания она обязана принять решение о возмещении НДС, а также решение о его возврате или зачете (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Срок, в течение которого налоговики должны вернуть вам налог, зависит от того, когда вы подали заявление о его возврате. От этого также зависит и период, за который начисляются проценты за несвоевременный возврат НДС.

В этой связи напомним, что если налоговая инспекция нарушит срок возврата налога, ей придется заплатить вам проценты за каждый день просрочки.

Так, если заявление о возврате НДС подано до вынесения инспекцией решения о возмещении налога, то ИФНС должна вернуть НДС на ваш расчетный счет по правилам статьи 176 Налогового кодекса, то есть после проведения камеральной проверки. В этом случае за задержку возврата налога проценты начисляются с 12-го рабочего дня после завершения «камералки» (п. 10 ст. 176 НК РФ).

А вот если заявление о возврате налога подано после вынесения решения о возмещении НДС, то инспекция должна вернуть налог в течение месяца со дня подачи такого заявления. В этой ситуации возврат НДС производится по правилам статьи 78 Налогового кодекса. Соответственно, проценты начисляются по истечении месяца с момента подачи заявления о воз- врате налога (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

На практике возможен еще один вариант развития событий. Когда заявление о возврате НДС подано после отмены судом решения налоговиков об отказе в возмещении налога. Поскольку в этом случае заявление подается после вынесения решения о возмещении налога, то, по мнению ФНС России, выраженному в комментируемом письме, к данной ситуации применяются правила статьи 78 Налогового кодекса.

Следовательно, проценты за задержку возврата налога начисляются по истечении месяца с момента подачи заявления о возврате налога в соответствии с пунктом 11.1 статьи 176 Налогового кодекса.

Отметим, что арбитры в вопросе даты начисления процентов высказывают противоположную позицию. Так, например, в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 отмечено: если суд отменил решение налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС, то проценты за несвоевременный возврат налога рассчитываются, начиная с 12-го дня после окончания камеральной проверки, то есть по правилам статьи 176 Налогового кодекса РФ.

Двумя годами ранее Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.03.2012 № 13678/11 сделал аналогичный вывод.

Тем не менее, ФНС подчеркивает, что вывод Пленума ВАС РФ можно применить только к тем решениям о возмещении НДС, которые были вынесены до 1 октября 2013 года.

Добавим, что если налоговики отказываются возвращать НДС и выплачивать проценты, вы можете подать иск в арбитражный суд. Судьи в таких случаях встают на сторону фирмы (см., например, постановление ФАС Московского округа от 30.12.2010 № КА-А40/15429-10).

Об удержании процентов с налоговой инспекции читайте в Бераторе.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

5.6.1. Проценты за несвоевременный возврат (возмещение) налогов

По общему правилу на суммы излишне уплаченного налога в случае их зачета или возврата проценты не начисляются. Вместе с тем согласно статье 78 Налогового кодекса РФ возврат сумм излишне уплаченного налога, пени, штрафа и авансовых платежей должен быть продлен в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления налогоплательщика о возврате. При нарушении этого срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата.

В свою очередь, если переплата образовалась по вине налоговых органов, то излишне взысканные суммы всегда возвращаются с процентами (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.

Согласно Налоговому кодексу РФ решение об уплате процентов на излишне взысканные суммы должно быть принято налоговым органом или судом вне зависимости от того, содержало заявление налогоплательщика требование об уплате процентов или нет. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляют со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России. При этом:

по излишне уплаченному налогу применяется ставка, действовавшая в дни нарушения срока возврата (пункт 10 статьи 78 НК РФ);

Читайте так же:  Налоговая на каширском шоссе 44 график работы

по излишне взысканному налогу применяется ставка, действующая в период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (пункт 5 статьи 79 НК РФ).

Сумма процентов, подлежащая доначислению, рассчитывается по формуле: сумма задолженности, умноженная на 1/365 (1/366 — если год високосный) ставки рефинансирования Банка России, умноженная на количество дней просрочки и деленная на 100%.

В случае изменения ставки рефинансирования в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования.

Пример. Расчет причитающихся налогоплательщику процентов.

Налогоплательщик переплатил налог 15 января т.г. Сумма переплаты составила 30000 руб. В это же день со счета налогоплательщика ошибочно, по мнению налогоплательщика, был взыскан другой налог в сумме 10000 руб. 20 января т.г. налогоплательщик подал в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (30000 руб.) и исковое заявление в суд о возврате излишне взысканного налога (10000 руб.).

[1]

Месячный срок со дня подачи заявления истекает 19 февраля т.г.

Исковое заявление было удовлетворено судом 1 марта т.г. Одновременно истцу были присуждены проценты, исчисленные следующим образом.

Допустим, ставка рефинансирования равна:

с 01.01 т.г. — 16% годовых;

с 01.02 т.г. — 13% годовых.

Тогда проценты на излишне взысканную сумму налога составят:

за период с 16 по 31 января —

за период с 1 февраля по 1 марта —

Сумма излишне взысканного налога, а также сумма налога, излишне уплаченного налогоплательщиком, были возвращены ему одновременно (в апреле т.г.). Допустим, что ставка рефинансирования в марте не менялась. Тогда проценты, начисленные дополнительно к указанным выше, составят: на излишне взысканную сумму налога: за период со 2 марта по 1 апреля —

На излишне уплаченную сумму налога начисление процентов производится за каждый день просрочки возврата, т.е. со дня, следующего за днем истечения месячного срока с момента получения налоговым органом заявления по день, предшествующий дню возврата:

за период с 20 февраля по 31 марта —

Таким образом, в рассматриваемом примере налогоплательщик получит:

Видео (кликните для воспроизведения).

Проценты, начисленные на излишне взысканную сумму налога, выплачиваются вместе с указанной суммой налога не позднее месячного срока после принятия решения о возврате (пункт 5 статьи 79 НК РФ).

Положения статьи 78 Налогового кодекса относятся и к удержанию налога налоговыми агентами, в том числе и в случае их возврата в порядке, предусмотренном статьей 312 Налогового кодекса РФ.

По мнению Высшего арбитражного суда РФ, «проценты за несвоевременный возврат налогов гарантируют защиту прав налогоплательщиков, к которым относятся иностранные организации, от незаконного бездействия должностных лиц налогового органа. Названная гарантия установлена частью первой НК РФ по отношению ко всем случаям незаконного возврата сумм налога за пределами установленного пунктом 2 статьи 312 НК РФ срока, с окончанием которого она утратила право продолжать удерживать денежные средства, подлежащие возврату налогоплательщику на основании его заявления и предоставленных документов. Таким образом, на суммы, удержанные у налогоплательщика налоговым органом и своевременно ему не возвращенные налоговым органом, должны начисляться проценты по пункту 9 статьи 78 НК РФ» (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.05 2006 г. № 15849/05).

Для целей начисления процентов за несвоевременный возврат налога обязательными являются два условия: наличие суммы излишне уплаченного налога и заявление налогоплательщика о его возврате. Вид налога (авансом или по окончании налогового периода) значения не имеет. Следовательно, вывод о том, что авансовый характер излишне уплаченного налога свидетельствует о невозможности уплаты процентов за его несвоевременный возврат, нс соответствует буквальному требованию статьи 78 НК РФ. Проценты по статье 78 НК РФ начисляются и на несвоевременный возврат переплаченных авансовых платежей, к такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 26.08 2004 г. по делу № КА-А41/ 7267-04.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что в случае, если предусмотренные проценты при возврате излишне уплаченного (взысканного) налога уплачены налогоплательщику нс в полном объеме, налоговый орган принимает самостоятельно решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Заявление на проценты за несвоевременный возврат налога

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2008 г. N А44-3144/2007 Заявление ООО о признании незаконным бездействия ИФНС, выразившегося в неначислении процентов за несвоевременный возврат переплаты по НДС и возложении обязанности произвести действия по начислению и выплате указанных процентов, удовлетворено, так как, в частности, в данном случае имело место неправомерное бездействие ИФНС по возвращению НДС, а на несвоевременно возвращенную сумму НДС подлежат начислению проценты в соответствии с НК РФ

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2008 г. N А44-3144/2007

См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 декабря 2008 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,

судей Корабухина Л.И. и Морозова НА,

рассмотрев 28.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.02.2008 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 (судьи Пестерева О.Ю., Богтырева В.А., Виноградова Т.В.) по делу N А44-3144/2007,

Общество с ограниченной ответственностью «Дельта-Стикс» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявление к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее — инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неначислении процентов в сумме 5 751 руб. 02 коп. (с учетом уточнения расчета, том дела 2, лист 17) за несвоевременный возврат переплаты по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) за январь 2007 года и возложении обязанности произвести действия по начислению и выплате указанных процентов.

Решением суда первой инстанции от 13.02.2008 признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в неначислении процентов в сумме 5 751 руб. 02 коп., на инспекцию возложена обязанность возвратить обществу проценты в сумме 5 751 руб. 02 коп.

Читайте так же:  Дополнительные выплаты к пенсии пенсионерам

Постановлением апелляционного суда от 22.04.2008 решение суда первой инстанции от 13.02.2008 оставлено в силе.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление ссылаясь на неправильное применение судами статьи 88 и пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Налоговый орган указывает, что исходя из положений этих норм Кодекса возврат налога не может быть произведен до окончания налоговой проверки и, соответственно, до вынесения решения по результатам проверки. Возврат налога по заявлениям общества от 08.06.2007 и от 14.06.2007, по мнению инспекции, произведен в сроки, ycтaнoвлeнные налоговым законодательством. Кроме того, инспекция указывает, что даже если согласиться с позицией общества относительно несвоевременного возврата НДС январь 2007 года, проценты следует начислить в размере 283 327 руб., поскольку именно эта сумма была подтверждена к возмещению решением от 23.05.2007 N 30, а данное решение общество не оспаривало.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

При рассмотрении настоящего дела подлежат применению следующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Согласно пункту 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы НДС считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество 20.02.2007 представило в инспекции декларацию по НДС за январь 2007 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 531 402 руб. НДС. Заявление о возврате на его расчетный счет указанной суммы налога (531 402 руб.) общество представило в налоговый орган 18.04.2007. Инспекция решением от 28.04.2007 отказала налогоплательщику в возврате НДС со ссылкой на статью 176 НК РФ, согласно которой возврат НДС из бюджета возможен только после окончания камеральной проверки декларации (том дела 1, лист 23).

Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации не лишают налогоплательщика права представить в налоговый орган заявление на возмещение НДС путем возврата на расчетный счет до окончания камеральной проверки декларации по НДС и не обязывают налогоплательщика представлять повторное заявление на возврат налога после окончания проверки.

По окончании камеральной проверки декларации общества по НДС за январь 2007 года инспекция приняла решение 23.05.2007 (N 30) о возмещении НДС в сумме 283 327 руб. (том дела 1, лист 24). Данное решение налогового органа не содержит сведений об отказе в возмещении 248 075 руб. НДС НДС (531 402-283 327283 327).

Поскольку инспекция по заявлению общества от 18.04.2007 не произвела возврат НДС, налогоплательщик повторно обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате указанной суммы на расчетный счет: 08.06.2007 — о возврате 248 075 руб., 14.06.2007 — о возврате 35 252 руб., Инспекция решениями о возврате от 18.05.2007 N 961 и от 20.06.2007 N 1054 возвратила обществу 248 075 руб. и 35 252 руб., всего — 273 327 руб. (том дела 1, листы 25-28, 31, 33). Фактически 248 075 руб. возвращены 13.06.2007, а 35 252 руб. — 12.07.2007. В соответствии со статьей 176 НК РФ срок возврата налогоплательщику НДС за январь 2007 года — 05.06.2007. Поэтому за период с 05.06.2007 по 13.06.2007 в расчете заявителя правильно начислены проценты в сумме 578 руб. 84 коп., за период с 05.06.2007 по 12.07.2007 в сумме 369 руб. 17 коп., всего в сумме 948 руб. 01 коп. (том дела 2, лист 17).

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы инспекции о том, что проценты могут быть начислены только на 283 327 руб., поскольку решение о возврате 248 075 руб. налоговый орган не принимал. Данные доводы полно и подробно исследованы судами первой и апелляционной инстанций. Не приняв решения относительно возмещения или отказа в возмещении данной суммы НДС, инспекция нарушила пункты 2 и 3 статьи 176 НК РФ. Поскольку в данном случае имело место неправомерное бездействие налогового органа, на несвоевременно возвращенную сумму НДС подлежат начислению проценты в соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК РФ.

Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что фактически 248 075 руб. инспекция возвратила обществу 13.08.2007 составе переплаты по НДС в размере 1 475 236 руб. 97 коп. платежным поручением от09.08.2007 N 562 Поэтому с инспекции в пользу общества должны быть взысканы проценты за несвоевременный возврат НДС начиная с 05.06.2007 и по день фактического возврата — 13.08.2007 в сумме 4 083 руб. 01 коп.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в заседаниях суда первой инстанции 28.01-01.02.2008 и 08-15.02.2008 (том дела 2, листы 21-23, 31-32 представитель инспекции не смог дать никаких пояснений относительно всех вышеизложенных обстоятельств дела, как-то: непринятия налоговым органом решения о возмещении или отказе в возмещении 248 075 руб. НДС по декларации общества за январь 2007 года, периода и источника формирования у налогоплательщика переплаты по НДС в сумме 1 475 236 руб. 97 коп.

Суд кассационной инстанции отклоняет приведенные в кассационной жалобе доводы об излишне взысканных с налогового органа расходах по государственной пошлине.

Общество обратилось в арбитражный суд с двумя требованиями: 1) о признании незаконным бездействия налогового органа, 2) о возложении на инспекцию обязанности произвести действия по начислению и выплате 5 751 руб. 02 коп. процентов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ первое требование подлежало оплате государственной пошлиной в размере 2 000 руб., а в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 той же статьи второе требование подлежало оплате государственной пошлиной в размере 500 руб. Поэтому при подаче заявления в Арбитражный суд Новгородской области общество правильно уплатило платежным поручением N 1562 от 30.11.2007 государственную пошлину в размере 2 500 руб. (том дела 1, лист 7).

Читайте так же:  Обязательно ли переводить пенсию при переезде

Следует отметить, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции инспекция уже заявляла доводы относительно размера государственной пошлины, подлежащей уплате за рассмотрение настоящего дела и эти доводы отклонены Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом.

За рассмотрение дела судом апелляционной инстанции правомерно взыскано 2000 руб. государственной пошлины. Такая же сумма должна быть взыскана с инспекции за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 , пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.02.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу N А44-3144/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Новгородской области — без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Новгородской области в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Заявление на проценты за несвоевременный возврат налога

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 сентября 2004 г. N А44-1142/04-С14 Иск ООО к ИМНС о признании незаконными действий, выразившихся в отказе вынести решение о начислении процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного НДФЛ, и об обязании устранить допущенное нарушение путем принятия решения о возврате из бюджета спорной суммы процентов удовлетворен поскольку отказ налогового органа в возврате излишне уплаченных сумм налога, признанный судом недействительным, следует рассматривать как несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 сентября 2004 г. N А44-1142/04-С14

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Морозовой Н.А.,

рассмотрев 31.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.04.04 по делу N А44-1142/04-С14 (судья Янчикова Н.В.),

Общество с ограниченной ответственностью «Боровичский комбинат огнеупоров» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области (далее — Инспекция), выразившихся в отказе вынести решение о начислении 132 425 руб. процентов за несвоевременный возврат 1 474 228 руб. излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, и об обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возврате из бюджета названной суммы процентов.

Решением суда от 26.04.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 26.04.04 и принять новое. По мнению подателя жалобы, налоговый орган правомерно отказал Обществу в начислении процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, поскольку ввиду специфики порядка перечисления и отражения на лицевых счетах налогоплательщиков названного налога выявить факт наличия переплаты можно исключительно в ходе проведения выездной налоговой проверки. Инспекция возвратила излишне уплаченные суммы налога на лицевой счет Общества на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Новгородской области от 25.09.03 по делу N А44-2016/03-С3, а также результатов выездной проверки, проведенной в сентябре 2003 года, в ходе которой подтверждено наличие 1 334 128 руб. переплаты по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, налоговый орган считает, что обязанность по своевременному возврату излишне уплаченного налога в силу пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) лежит на налоговом агенте.

Законность решения от 26.04.04 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Общество на основании заявлений налогоплательщиков — физических лиц 09.01.04 направило в налоговый орган заявление N 20-193 о начислении процентов за несвоевременный возврат излишне удержанных и уплаченных сумм налога на доходы физических лиц за 2002 год для последующей выплаты их непосредственно налогоплательщикам.

Письмом от 03.02.04 N 07-24/2967 Инспекция отказала заявителю в начислении и возврате процентов, ссылаясь на отсутствие по состоянию на 10.04.03 (на дату подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога) сведений об излишней уплате физическими лицами налога на доходы.

Общество не согласилось с таким решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что факт нарушения срока возврата налога установлен вступившим в силу решением Арбитражного суда Новгородской области от 25.09.03 по делу N А44-2016/03-С3 и удовлетворил заявленные Обществом требования. Суд указал, что основанием для начисления процентов служит отказ Инспекции вынести в установленный пунктом 9 статьи 78 НК РФ срок решение о возврате налогоплательщикам через налогового агента 1 334 128 руб. излишне уплаченного налога.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным по следующим основаниям.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику.

Пунктом 7 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено названным Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу статей 21 и 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.

Читайте так же:  Справка о льготном стаже для пенсии образец

При этом в пункте 24 названного постановления указано, что если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.

Согласно пункту 1 статьи 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Как установлено судебными инстанциями при рассмотрении дела N А44-2016/03-С3, заявитель в 2002 году осуществил выплату физическим лицам — участникам Общества дивидендов в сумме 28 550 963 руб., из которой удержал и перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 1 713 060 руб., исчисленный по ставке 6%.

Кроме того, в 2002 году самим Обществом получен доход в виде дивидендов от долевого участия в других российских организациях — закрытом акционерном обществе «Пирогранит» и Сбербанке России — в сумме 24 570 440 руб., налог с которых был удержан у источника выплат в общеустановленном порядке. Однако в нарушение статьи 214 и пункта 2 статьи 275 НК РФ при расчете налога на доходы физических лиц указанная сумма дивидендов не учтена Обществом, что привело к излишнему взысканию с физических лиц 1 474 228 руб. налога на доходы.

Физические лица, с которых был излишне удержан и перечислен в бюджет налог на доходы, обратились к налоговому агенту с заявлениями, в которых просили возвратить излишне удержанные суммы налога.

[3]

На основании пункта 11 статьи 78 НК РФ Общество, в свою очередь, обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате из бюджета 1 474 228 руб. излишне удержанной и перечисленной в бюджет суммы налога на доходы физических лиц. В заявлении налоговый агент указал, что вместо 238 832 руб. налога на доходы физических лиц за 2002 год им удержано и перечислено в бюджет 1 713 060 руб.

Письмом от 23.04.03 N 07-24/6585 Инспекция отклонила заявление Общества, сославшись на то, что обязанность по возврату налогоплательщикам излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы лежит на налоговом агенте и что на лицевом счете налогового агента переплаты по налогу на доходы физических лиц не числится. По мнению налогового органа, суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика и уплаченные в бюджет, подлежат возврату налогоплательщику согласно статье 213 НК РФ этим налоговым агентом, а не Инспекцией, при представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Решением от 25.09.03 по делу N А44-2016/03-С16, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 15.12.03, Арбитражный суд Новгородской области признал незаконными действия Инспекции и обязал ее возвратить (с учетом результатов выездной налоговой проверки) 1 334 128 руб. налога на доходы физических лиц. Платежным поручением от 10.11.03 N 170 эта сумма перечислена из бюджета на счет Общества.

Положениями пункта 9 статьи 78 НК РФ начисление процентов связано с нарушением установленных сроков возврата налога. Указанные проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета излишне уплаченных им денежных средств.

Суд первой инстанции правильно указал, что отказ налогового органа в возврате излишне уплаченных сумм налога, признанный судом недействительным, следует рассматривать как несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщикам денежных средств, в связи с чем они вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов. Поскольку в силу пункта 1 статьи 231 НК РФ именно на налогового агента возложена обязанность возвратить налогоплательщику излишне удержанные суммы налога на доходы, то, следовательно, эта обязанность распространяется и на выплату процентов за просрочку возврата налога.

Вместе с тем кассационная инстанция считает несостоятельным довод налогового органа о том, что возврат излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц осуществляется налоговым агентом, который только после такого возврата имеет право обратиться в налоговый орган за перечислением ему этих сумм налога из бюджета. Порядок возврата налоговым агентом излишне уплаченного налога на доходы физических лиц главой 23 НК РФ не определен, а положениями пункта 9 статьи 226 названного Кодекса предусмотрено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Поскольку суммы налога исчислены, удержаны и перечислены налоговым агентом в соответствующий бюджет, возврат Обществом физическим лицам излишне удержанных сумм налога на доходы до получения из бюджета сумм на эти цели фактически означает уплату налога в сумме возврата за счет средств налогового агента.

Поскольку в данном случае сумма излишне уплаченного налога возвращена Обществу 10.11.03 при сроке возврата 12.05.03, суд правомерно обязал налоговый орган уплатить заявителю 132 425 руб. процентов. Размер процентов Инспекцией не оспорен.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 26.04.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции — не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

Видео (кликните для воспроизведения).

решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.04.04 по делу N А44-1142/04-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области — без удовлетворения.

Источники


  1. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

  2. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  3. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.
  4. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  5. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
Заявление на проценты за несвоевременный возврат налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here