Вступление в силу решения налоговой проверки

Полезная информация на тему: "Вступление в силу решения налоговой проверки" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Энциклопедия решений. Вступление в силу решения по правонарушениям, выявленным в ходе иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ)

Вступление в силу решения по правонарушениям, выявленным в ходе иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ)

Срок вступления в силу решений налогового органа, вынесенных по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, положениями ст. 101.4 НК РФ не установлен. Лишь указано в п. 12 ст. 101.4 НК РФ, что на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом п. 9 ст. 101 НК РФ, определяющий порядок вступления в силу решений, вынесенных по итогам рассмотрения материалов налоговых проверок, не содержит оговорки о распространении предусмотренной в нем соответствующей нормы на решения, вынесенные в порядке ст. 101.4 НК РФ.

С учетом анализа приведенных норм Пленум ВАС РФ рекомендовал исходить из того, что решения, предусмотренные ст. 101.4 НК РФ, вступают в силу со дня их вручения лицу (его представителю), в отношении которого они были вынесены, либо со дня, когда они считаются полученными . Следовательно, на такие решения не распространяются и правила об апелляционном обжаловании (п.п. 47, 48 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Порядок вручения решения о привлечении (об отказе в привлечении) лица к ответственности за налоговое правонарушение лицу, в отношении которого оно принято, в ст. 101.4 НК РФ также не установлен*(1) (в отличие от ст. 101 НК РФ).

В то же время в пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика получать копии решений налоговых органов. Соответствующая обязанность налоговых органов направлять налогоплательщикам такие копии установлена в пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В связи с этим применяется общий порядок вручения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленный п. 4 ст. 31 НК РФ*(2). То есть, решение может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю следующими способами:

— непосредственно под расписку;

— направлено по почте заказным письмом;

— передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота.

При этом существует ограничение: лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, решение передается налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

С 5 декабря 2014 года документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Соответствующая норма установлена Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ в новом абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ.

Кроме того с 1 июля 2015 года налоговым органам предоставляется возможность передавать документы в электронной форме не только по ТКС через оператора электронного документооборота, но и через личный кабинет налогоплательщика. Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 31 НК РФ тем же Законом N 347-ФЗ.

Для случаев направления документов по почте заказным письмом предусмотрено два правила:

— документы направляются налоговым органом по адресам, установленным в п. 5 ст. 31 НК РФ*(3);

[3]

— датой получения документов считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Поскольку специальный срок для направления таких решений в ст. 101.4 НК РФ не установлен, Пленум ВАС РФ в п. 29 Постановления N 57 указал, что данные действия должны быть совершены налоговым органом в пределах 5 рабочих дней со дня вынесения решений.

*(1) До 24.08.2013 порядок вручения копии решения лицу, в отношении которого оно принято, был установлен в п. 11 ст. 101.4 НК РФ. Однако с 24.08.2013 этот пункт исключен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

*(2) Норма абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ и действует с 24 августа 2013 года.

*(3) Норма п. 5 ст. 31 НК РФ введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и действует с 30 июля 2013 года.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей

При подготовке «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.

Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки

Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки

Вынесенное по результатам налоговой проверки решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе исполнить такое решение полностью или в части до его вступления в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам налоговой проверки, вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено (по результатам выездной налоговой проверки КГН — срок исчисляется со дня вручения ответственному участнику этой группы).

Читайте так же:  Если подали в розыск за алименты

Налогоплательщик вправе обжаловать вынесенное по итогам налоговой проверки решение как до его вступления в силу (путем подачи апелляционной жалобы), так и после вступления в силу (путем подачи жалобы). В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, — со дня принятия вышестоящим налоговым органом соответствующего решения по апелляционной жалобе (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение 3-х дней со дня вступления его в силу (п. 9 ст. 101, ст. 101.2, п. 2 ст. 101.3 НК РФ).

До вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения:

Налогоплательщик вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. Подача апелляционной жалобы не лишает налогоплательщика права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Налоговый орган в целях оперативной защиты интересов государства в части исполнения вынесенного по результатам налоговой проверки решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вправе применить обеспечительные меры. Решение о применении обеспечительных мер в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ может быть принято в любое время после вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (в том числе, до момента вступления его в силу) и до дня его исполнения либо до дня его отмены вышестоящим налоговым органом или судом. При этом у налогового органа должны быть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

После вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения:

Требование об уплате налога. На основании вступившего в силу решения налогоплательщику в течение 20 рабочих дней направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае его привлечения к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 103, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Исполнить требование об уплате налога по результатам налоговой проверки необходимо в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если в нем не указан более продолжительный период времени (п. 4 ст. 69 НК РФ).

При невозможности единовременной уплаты в установленный срок сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджет по результатам налоговой проверки, налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченный налоговый орган с заявлением о предоставлении рассрочки. При соблюдении условий, установленных в ст. 64 НК РФ, рассрочка может быть представлена на период до 3-х лет (под проценты и при предоставлении банковской гарантии) (п. 3 ст. 61, ст. 64 НК РФ).

Взыскание налога . В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога (сбора, страховых взносов, пеней, а также штрафов):

— за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банке, а также за счет его электронных денежных средств (ЭДС) в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ,

— за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.

При этом в установленных в п. 2 ст. 45 НК РФ случаях взыскание доначисленных сумм с организации или индивидуального предпринимателя производится исключительно в судебном порядке.

Взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (исключительно в судебном порядке). См. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Не позднее 2-х месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, налоговым органом принимается решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банках и его ЭДС (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение 6-ти рабочих дней после вынесения. В случае невозможности его вручения налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6-ти дней со дня направления заказного письма.

Решение о взыскании за счет денежных средств, принятое после истечения установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В случае пропуска установленного срока налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога — в течение 6-ти месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Взыскание налога производится путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет денежных средств. Инкассовое поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком с соблюдением очередности, установленной ГК РФ (п. 4, 6 ст. 46 НК РФ).

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств (на перевод ЭДС) может быть приостановлено и возобновлено в установленных п. 4.1 ст. 46 НК РФ случаях. Налоговые органы также вправе принять решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений.

Формы принимаемых решений налогового органа и порядок их направления в банк утверждены приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

Для обеспечения исполнения решения о взыскании налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов электронных денежных средств (ЭДС) в порядке и на условиях, установленных ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его ЭДС либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов ЭДС, в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов с организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) с санкции прокурора может быть применен полный или частичный арест имущества (п.п. 1, 3, 14 ст. 77 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Читайте так же:  Налоги во флориде для физических

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога — в течение 2-х лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 47 НК РФ).

При этом перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика налоговый орган вправе только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ (т.е. с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога) (постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Взыскание налога за счет имущества производится путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующего постановления — в течение 3-х дней с момента вынесения такого решения. При этом исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (п.п. 1, 4 ст. 47 НК РФ).

Направление материалов в следственные органы . Если в течение 2-х месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), выставленного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ).

Материалы направляются в следственный орган (по месту совершения преступления), на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший такие факты (п. 5 письма ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355).

При этом, если решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено в отношении физического лица, то на основании п. 15.1 ст. 101 НК РФ не позднее дня, следующего за днем направления материалов в следственные органы, налоговым органом должно быть приостановлено исполнение принятых в отношении этого физлица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа. Исполнение указанных решений возобновляется после получения от следственных органов уведомления о фактах вынесения по итогам рассмотрения материалов постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или постановления о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор. На период приостановления исполнения решения о взыскании приостанавливается течение сроков взыскания соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае, если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения в отношении него обвинительного приговора, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по результатам налоговой проверки

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Привлечение к ответственности

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

[2]

Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Что указывается в документе

В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства совершенного налогового правонарушения;
  • доводы компании в свою защиту;
  • результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении компании к налоговой ответственности с указанием соответствующих статей НК РФ;
  • меры ответственности, которые будут приняты в отношении налогоплательщика;
  • размер выявленной недоимки, пени и штрафа;
  • срок, в течение которого можно обжаловать решение, а также порядок обжалования;
  • наименование и адрес органа, в котором решение можно обжаловать.

В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Вручение решения

Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Вступление решения в силу

Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.

  • Вышестоящий налоговый орган не отменяет решение ИФНС. В этом случае оно вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
  • Вышестоящий налоговый орган отменяет решение и выносит новое. Тогда оно вступает в силу со дня его принятия.
  • Апелляционная жалоба остается без рассмотрения. В этой ситуации решение ИФНС вступит в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об отклонении жалобы, но не ранее истечения срока ее подачи (ст. 101.2 НК РФ).
Читайте так же:  Куда обращаться за назначением пенсии по старости

После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Энциклопедия решений. Вступление в силу решения по налоговой проверке

Вступление в силу решения по налоговой проверке

Порядок вступления в силу решений, вынесенных по результатам налоговых проверок, установлен в п. 9 ст. 101 НК РФ и предусматривает следующее:

— решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 1 месяца *(1) со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Исключение составляют решения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, для которых месячный срок исчисляется со дня вручения решения ответственному участнику этой группы;

— решение ФНС России о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

С учетом положений п.п. 2 и 5 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается со дня, следующего за днем вручения решения налогоплательщику (его представителю), и истекает в соответствующее число следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Решение о привлечении к ответственности вручено налогоплательщику 31 августа 2016 года. В сентябре 31-е число отсутствует, поэтому окончание месячного срока приходится на 30 сентября 2016 года.

Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), в течение 5-ти дней со дня его вынесения. Течение срока начинается на следующий день после вынесения решения и определяется в рабочих днях (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вручить решение налоговые органы должны непосредственно проверенному лицу (его представителю) под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

В случае, если решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица*(2). В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма*(3). С учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок исчисляется в рабочих днях.

Не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138, ст. 139.1 НК РФ). В этом случае сроки вступления в силу обжалуемого решения изменяются (ст. 101.2 НК РФ).

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган на вступившее в силу решение возможно приостановление его исполнения при соблюдении условий, установленных в п. 5 ст. 139 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, действующей с 20 июня 2016 года).

Изменение срока вступления в силу итогового решения по налоговой проверке в случае обжалования в апелляционном порядке

В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, а именно

— в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части — решение вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ);

— в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение , — такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ);

[1]

— в случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, — решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы максимальный срок вступления в силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, с учетом сроков рассмотрения жалобы может составить 3 месяца и 3 рабочих дня с даты его вручения проверенному лицу или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 1 ст. 139.1, п.п. 2, 4 ст. 139.3, п. 6 ст. 140 НК РФ).

В процессе обжалования решения в апеляционном порядке недоимки, пени и штрафы взыскиваться не будут. Однако по решению руководителя налогового органа (его заместителя) могут быть применены обеспечительные меры с целью сохранения источника, за счет которого указанные в решении суммы будут погашены (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. Подача апелляционной жалобы не лишает это лицо такого права (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

*(1) До вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ предусматривались следующие сроки вступления в силу решений:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— 20 рабочих дней — в случае вынесения решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;

— 10 рабочих дней — для остальных решений.

*(2) Направить решение по почте налоговый орган должен также в пределах 5 рабочих дней со дня его вынесения (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

*(3) Правило определения срока получения решения в случае его отправления по почте введено в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и предусматривало, что в этом случае решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Данная формулировка нормы конкретизирована Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ и действует в приведенной в тексте редакции с 3 августа 2013 года.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Читайте так же:  Повышение пенсий военным с 1 апреля

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Й этап действия налогоплательщика после вынесения решения налогового органа по результатам выездной налоговой про верки

Читайте также:

  1. Escape-последовательности.
  2. II.Численные методы решения нормальных краевых задач для уравнений параболического типа. №13
  3. IV. Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий
  4. IV. По степени воздействия на предмет труда
  5. Аборт и его последствия
  6. Аварийные и нештатные ситуации на АЗС. Действия оператора в аварийных ситуациях.
  7. Автоматы параллельного действия
  8. Автоматы последовательно-параллельного действия
  9. Автоматы последовательного действия
  10. Аккредитация метрологических служб на право проведения поверки и калибровки средств измерений
  11. Активные кислород-содержащие соединения — образование и биологическое действие в клетке в норме и после облучения
  12. Анализ влияния факторов на изменения показателя взаимодействия.

Решения по итогам проведения налоговой проверки не принимаются только в том случае, если не обнаружены нарушения налогового законодательства. В противном случае, как указывалось выше, выносится решение о привлечении к ответственности либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения .

Если налогоплательщик согласен с принятым решением, то он исполняет решения налогового органа. В противном случае решение может быть обжаловано в рамках этапа досудебного обжалования вступившего в силу решения.

К правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 г. применяется новая норма (п. 5 ст. 101.2 НК РФ), в соответствии с которой решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового прав о нарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В зависимости от того, вступило решение налогового органа в силу или нет, отличается механизм до судебного обжалования. До тех пор пока решение налогового органа по итогам проведения налоговой проверки не вступило в силу, в вышестоящий налоговый орган может быть подана апелляционная жалоба. Жалоба может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента вручения решения (п. 6 ст. 6.1; п. 9 ст. 101 НК РФ).

После подачи жалобы решение налогового органа вступит в силу только со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (абз. 2 п. 9 ст. 101; абз. 2, 3 п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган через вынесший это решение налоговый орган. Инспекция, руководитель которой (его заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами в управление ФНС России по субъекту Федерации, в котором зарегистрирован налогоплательщик, в течение трех дней со дня поступления жалобы (абз. 2 п. 3 ст. 139 НК РФ).

По сложившейся практике, если налогоплательщик направляет апелляционную жалобу по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган, такие жалобы остаются без рассмотрения.

До принятия решения по жалобе она может быть отозвана по письменному заявлению налогоплательщика. Подача повторной жалобы по тем же основаниям не допускается.

В том случае, если Решение вступило в силу, то подается жалоба в вышестоящий налоговый орган. Жалоба может быть подана в течение года с момента вынесения итогового решения по проверке (п. 2 СТ. 139 НК РФ).

Решение по жалобе на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности вышестоящий налоговый орган обязан принять в течение одного месяца со дня ее получения. В том случае, если вышестоящему налоговому органу для принятия решения требуется дополнительная информация от нижестоящего органа, проводившего проверку, срок может быть увеличен на 15 дней (п. 3 СТ. 140 НК РФ).

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящей налоговый орган вправе:

— оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;

— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

— отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности вышестоящий налоговый орган вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа;

— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

— принять новое решение.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. По сложившейся практике, как правило, налогоплательщику направляется копия решения.

Если налогоплательщик в рамках досудебного обжалования не удовлетворен решениями налоговых органов, возможен следующий этап судебное обжалование актов налоговых органов (ст. 138 НК РФ).

Судебное обжалование актов налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц про изводится путем подачи искового заявления в суд первой инстанции (ст. 29, 34 АПК РФ) в арбитражный суд субъекта федерации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), либо в суд общей юрисдикции (для физических лиц) по месту нахождения.

Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности должно быть подано в судебные инстанции в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении решения в силу.

Срок рассмотрения поступившего в судебные инстанции заявления не более двух месяцев, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (п. 1 СТ.200 АПК РФ). В случае несогласия с решением суда первой инстанции возможно обращение в вышестоящие суды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодатель традиционно уделял максимальное внимание совершенствованию положений Особенной части Налогового кодекса. В Особенную часть Налогового кодекса с момента принятия по сегодняшний день вносились изменения порядка 200 раз, в Общую часть в пять раз меньше.

И только с 2009 года начали проводиться более существенные изменения положений Общей части Налогового кодекса.

В связи с качественными изменениями в механизме исчисления налогов налогоплательщик на сегодняшний день может исполнять свои обязанности по уплате налогов, руководствуясь положениями Особенной части. Однако в процессе исчисления налогов даже у законопослушных налогоплательщиков могут возникнуть противоречия с государственными органами, уполномоченными осуществлять налоговый контроль.

Установлено, что учет налогоплательщиков является основой для проведения мероприятий камерального и выездного налогового контроля налогоплательщика. В рамках налогового управления на предприятии необходимо понимать значение камерального контроля, а также прогнозировать последствия принятия тех или иных экономических решений, в т. ч. с точки зрения возможности выездного налогового контроля, который не’ фатален, но, как правило, создает дискомфорт налогоплательщику. Если же в отношении налогоплательщика все-таки проведены мероприятия налогового контроля и сделаны выводы, с которыми налогоплательщик не согласен, законодатель, признавая презумпцию невиновности налогоплательщика, предусмотрел процедуру обжалования решения налоговых органов. Несмотря на то, что процедура проведения выездной налоговой проверки четко регламентирована, фактор субъективности проверяющих имеет большое значение, поэтому налогоплательщику для отстаивания своих интересов, необходимо знать обязанности налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, поскольку они являются зеркальным отражением прав налогоплательщика. Это приобретает особую актуальность в связи явно наметившейся тенденцией усиления мер ответственности в налоговой сфере.

Читайте так же:  Как узнать размер назначенной пенсии через госуслуги

Контрольные вопросы

1. Дайте определение налогового контроля.

2. Каким образом налоговый контроль связан с функциями налогов?

3. Назовите основные формы налогового контроля.

4. Объясните, какую роль играет учет налогоплательщиков в
системе налогового контроля.

5. Для чего необходимы ИНН и КПП? Объясните, как формируется ИНН.

6. Дайте определение крупнейших налогоплательщиков и особенностей их регистрации.

7. Назовите основные виды проверок, закрепленные в Налоговом кодексе Российской Федерации.

8. Дайте определение и перечислите основные черты камеральной налоговой проверки.

9. Назовите основные этапы камеральной налоговой проверки.

10. Дайте определение и перечислите основные черты выездной налоговой проверки.

11. Проведите сравнительный анализ камеральной и выездной налоговых проверок.

12. Классификация выездных налоговых проверок. Какие этапы про ведения выездной налоговой проверки можно выделить?

13. Перечислите общедоступные критерии самостоятельной оценки налоговых рисков налогоплательщиками.

14. Объясните, какое значение имеет Концепция планирования выездных налоговых проверок для налоговых органов и налогоплательщиков.

15. В каких случаях проводится повторная выездная налоговая проверка?

16. Дайте характеристику следующим мероприятиям налогового контроля — истребование документов, выемка документов, осмотр, экспертиза, допрос, инвентаризация.

17. Как осуществляется оформление результатов выездной налоговой проверки?

18. Что должно быть отражено в акте, составляемом по результатам налоговой проверки?

19. .Как принимается решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки?

20. Каковы действия налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки (до и после вынесения решения по результатам проверки)?

[1] Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершении процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

1 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

1 Приказ МНС РФ от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а аткже изменения идентификационного номера налогоплательщика ИФ омр документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

1 Приказ ФНС от 27сентября 2007 г. № ММ-3-09/[email protected] «Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков – российских организаций»

2 Приказ МНС РФ от 16 апреля 2004 г. №САЭ-3-30/[email protected] «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиком и утверждении критериев отнесения российских организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях».

1 Приказ ФНС РФ от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] «О внесении изменений в приказ МНС россии от 16ю04ю2004 № САЭ-3-30/[email protected]».

1 Ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

1 П.5 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. « 828; Приказ МНС РФ от 22 апреля 2002 г. № БГ-3-09/215.

2 Письмо УМНС РФ по г.Москве от 1 апреля 2002 г. № 11-10/14034.

3 Определение Верховного суда РФ от 18 июля 2000 г. № КАС 00-273; Определение Конституционного суда РФ от 10 июля 2003 г. № 287-О.

4 Правила ведении Единого государственного реестра налогоплательщиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110.

1 Приказ от 3 марта 2004 г. « БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

1 Приказ МНС РФ от 21 августа 2003 г. № БГ-4-06/24дсп.

1 Письмо Минфина РФ от 14 ноября 2007 г. № 03-02-07/1-472.

1 Приказ ФНС РФ от 1 декабря 2006 г. № САЭ-2-19/[email protected] «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную системы РФ.

1 Постановление ФАС ПО от 19 февраля 2008 г. № А55-7812/07.

1 Постановление Конституционного суда РФ от 16 июля 2004 г. №14-П.

1 Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказа от 22 сентября 2010 г. № ММв-7-2/[email protected])».

2 Ранее налоговыми органами использовался только изданный для служебного пользования Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок (утв. Приказом МНС РФ от 18 августа 2003 г. № БГ-04-06/23 дсп.).

1 Постановление ФАС МО от 30 марта 2004 г. № КА-А40/2138/04.

1 Приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/[email protected]

1 Постановление ФАС ЦО от 23 сентября 2002 г. № А54-963/02-С11.

1 Приказ от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

1 П.1 Инструкции о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан.

1 Приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (Приложение 4)

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 602 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.

  2. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  3. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
Вступление в силу решения налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here