Возврат излишне уплаченного налога срок давности

Полезная информация на тему: "Возврат излишне уплаченного налога срок давности" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Восстановление срока давности по налоговой переплате

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2011, N 17

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня, когда его сумма попала в бюджет. Несмотря на то что данное ограничение на маневр по изъятию средств из казны прописано непосредственно в Налоговом кодексе, в ряде случаев его все же можно обойти. Причем сами чиновники ничего не имеют против такого поворота событий.

Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога (сбора, пеней и штрафа) регламентирован ст. 78 Налогового кодекса. Согласно данной норме «излишек» возвращается инспекцией по письменному заявлению налогоплательщика. А оно, в свою очередь, может быть подано лишь в течение трех лет со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК). Иными словами, если компания «проспала» три года, то обращение в налоговую с целью вернуть свои кровные становится бессмысленным занятием.

Вместе с тем из данной ситуации все же есть выход. Поскольку инспекция у нас все-таки не последняя инстанция, обратиться с иском можно и в суд. Тут, правда, нужно учесть один момент. Упомянутая ст. 78 Кодекса не содержит ограничений на срок, в который при этом налогоплательщик должен уложиться. Однако это вовсе не означает, что тянуть с этим делом можно до бесконечности. В данном случае из виду нельзя упускать нормы гражданского законодательства. А согласно ст. ст. 195 и 196 ГК общий срок исковой давности составляет три года. При этом в соответствии с п. 1 ст. 200 ГК данный срок исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

От частного к общему

Возможность возврата суммы переплаты по истечении срока, установленного в п. 7 ст. 78 Налогового кодекса, признают и представители Минфина. Об этом, в частности, свидетельствует Письмо ведомства от 1 июня 2009 г. N 03-02-07/1-281. Специалисты Минфина в подтверждение своей позиции привели разъяснения Конституционного Суда РФ, которые содержатся в Определении от 21 июня 2001 г. N 173-О. В нем сказано, что в случае пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Кодекса для подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае применяются общие правила исчисления срока исковой давности, установленные Гражданским кодексом. Иными словами, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В общем и целом арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Причем в настоящее время нет ни одного региона, в котором судьи высказывали бы противоположное мнение. Иными словами, позиция судей в отношении порядка возврата налоговой переплаты в случае, если пропущен «налоговый» срок, едина (см., напр., Постановления ФАС Московского округа от 26 марта 2009 г. N КА-А40/2329-09 по делу N А40-47793/08-115-173, ФАС Поволжского округа от 15 января 2010 г. по делу N А55-6982/2009, ФАС Северо-Западного округа от 19 мая 2010 г. по делу N А21-9576/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 12 октября 2009 г. по делу N А32-6381/2009-46/11, ФАС Уральского округа от 14 января 2010 г. N Ф09-10147/09-С3 по делу N А71-3313/2009).

Вместе с тем нельзя не отметить, что суды сходятся также и в том, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней и т.д. возможно только в случае, если налоговики отказались вернуть переплату или же не сказали ни «да», ни «нет» в установленный на то срок. Такое указание содержится в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Гражданский «процесс»

Тот факт, что есть случаи, когда можно обойти трехлетний срок возврата налога из бюджета, прописанный в п. 7 ст. 78 Налогового кодекса, фактически признал Минфин России и в Письме от 7 февраля 2011 г. N 03-02-07/1-39. При этом сама ситуация, которую рассмотрели финансисты, до боли знакома многим компаниям, которые имеют обособленные подразделения.

Так, организация в течение 2006 г. уплачивала НДФЛ с «обособленных» доходов работников по месту нахождения головного офиса. По итогам проверки, проведенной в 2009 г., налоговики обязали компанию перечислить соответствующие суммы налога по «прописке» каждого «обособленца». Данное требование было выполнено в 2010 г.

По идее, раз организацию обязали заплатить налог повторно в 2010 г., то и «излишек» по налогу образовался именно в этом году, а не в далеком 2006-м. Иными словами, срок, прописанный в ст. 78 Кодекса, в данном случае не нарушен. А стало быть, с заявлением о возврате переплаты следует обращаться в инспекцию. Но что на сей счет думают чиновники?

Да, собственно, ничего. Никаких возражений на столь логичное умозаключение налогоплательщика представители Минфина не нашли. Однако как бы с намеком они все-таки привели цитатку из Определения КС РФ от 21 июня 2001 г. N 173-О. Возможно, данный «ход» финансистов следует расценивать как желание чиновников угодить и нашим и вашим. Дескать, обращайтесь в налоговую, а если получите там от ворот поворот, то не отчаивайтесь. У вас есть возможность вернуть свои кровные путем обращения в суд.

Пожалуй, самым сложным для налогоплательщиков представляется «поиск» момента, когда они узнали или, что звучит еще более расплывчато, должны были узнать о наличии переплаты. В некоторой степени «ликбез» по данной теме как для налоговиков, так и для налогоплательщиков провел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13 апреля 2010 г. N 17372/09. В нем судьи указали, что момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. Речь идет о причинах, по которым налогоплательщик допустил переплату налога, наличии у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной декларации, изменениях действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода и т.д. При этом суд может принять во внимание и иные обстоятельства, которые позволят сделать вывод о том, что срок не пропущен.

Читайте так же:  Удерживают ли алименты с инвалидов

Отметим, что в рассмотренном ВАС РФ деле арбитры за час икс приняли день, в который был составлен акт сверки с налоговой инспекцией. Ревизорам не удалось убедить судей, что налогоплательщик до этого момента отнюдь не пребывал в неведении, а по какой-то причине «скрывал» наличие переплаты по налогам.

Обратите внимание! Дата фактического перечисления излишней суммы налога в бюджет в целях применения ст. 78 Налогового кодекса далеко не всегда играет «роковую» роль. Помимо уже указанного акта сверки расчетов с налоговой может «сработать» и решение суда, коим будет признано наличие переплаты (см., напр., Постановление ФАС Центрального округа от 28 января 2011 г. по делу N А64-3778/10/22).

Аргументы для смелых

Как известно, признать расход при определении налоговой базы можно лишь в том случае, если он не только экономически обоснован, но и документально подтвержден. На практике подтверждающие документы вполне могут «зависнуть» либо по вине не очень пунктуального контрагента, либо это может быть связано с недобросовестностью курьера и т.п. Вот и получается, что из-за нехватки «бумажек», дабы не нарушить требования ст. 252 Налогового кодекса, налогоплательщикам приходится откладывать учет затрат, что называется, до лучших времен. Но можно ли после того, как все документы будут получены, учесть «потерянные» расходы в составе налоговой базы текущего периода?

Судя по Письму Минфина России от 5 октября 2010 г. N 03-03-06/1/627, никаких препон на этом пути у налогоплательщика не будет. Ведь Налоговый кодекс не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению базы и суммы налога (п. 1 ст. 54 НК). Правда, чиновники все-таки упомянули вскользь о том, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня возникновения переплаты.

На этот «намек» чиновников налогоплательщикам есть что возразить. Для того чтобы уменьшить базу текущего периода на не учтенные по ошибке расходы, что, собственно, и привело к возникновению переплаты, никакого заявления подавать не нужно. При этом в Налоговом кодексе для подобного «маневра» также не имеется каких-либо временных ограничений.

Несмотря на то что данные аргументы представляются довольно убедительными, использовать их все-таки следует с осторожностью. Не факт, что они будут «поняты» ревизорами, а арбитражной практики с применением подобной «доказательной базы» пока нет. Хотя. «первопроходцам», наверное, были бы благодарны многие налогоплательщики.

Беспроцентный «кредит»

В заключение хочется напомнить положения п. 6 ст. 78 Налогового кодекса. Согласно данной норме сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления. При этом если налоговики затянут данный процесс, то вернуть должок им придется уже с процентами, которые начисляются за каждый календарный день задержки (процентная ставка на основании п. 10 ст. 78 НК принимается равной ставке рефинансирования ЦБ, действовавшей в дни нарушения срока возврата).

Вместе с тем в случае если налогоплательщик пропустит срок обращения в инспекцию за возвратом налоговой переплаты, то он лишит себя и «бонуса» в виде процентов. Тот факт, что «опаздывать» в данном случае вредно, подтверждается, в частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. N Ф04-6757/2008(15394-А46-15).

Срок давности на возврат «излишка» налоговых авансов

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 14

По письменному заявлению налогоплательщика инспекция обязана числящуюся за ним налоговую переплату вернуть на его расчетный счет либо зачесть в счет предстоящих платежей. Вместе с тем срок на подачу соответствующего заявления ограничен тремя годами с момента уплаты налога. Но что подразумевать под таковой, если речь идет об излишне уплаченных авансовых платежах по налогу?

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога (сбора, пеней и штрафа) регламентирован ст. 78 Налогового кодекса. Согласно данной норме «излишек» возвращается или засчитывается инспекцией в счет предстоящих платежей по налогу по письменному заявлению налогоплательщика. А оно, в свою очередь, может быть подано лишь в течение трех лет со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК).

Тот факт, что компания эти три года «проспала», еще не означает, что свои кровные вернуть ей не удастся (Письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. N 03-02-07/1-281). Поскольку инспекция в данном случае все-таки не последняя инстанция, обратиться с иском можно и в суд. Конечно, согласно ст. ст. 195 и 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности также составляет три года. Однако таковой, в соответствии с п. 1 ст. 200 ГК, уже исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Тем не менее всегда предпочтительнее решить проблему без каких бы то ни было судебных разбирательств. В рассматриваемой ситуации это означает уложиться с заявлением в трехлетний срок с момента уплаты налога. Вместе с тем если речь идет непосредственно о самом налоге, то отсчитать три года с даты его уплаты не составит труда. Однако положения ст. 78 Налогового кодекса применяются в том числе и в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей по налогу. И если речь идет о таковых, то час «икс» для трехлетнего срока уже не так очевиден. Всего в данном случае возможны две точки зрения.

Со дня уплаты

Итак, первая точка зрения, наиболее простая и, что называется, без особых мудрствований, заключается в том, что трехлетний срок на подачу в инспекцию заявления о возврате переплаты необходимо исчислять со дня каждого авансового платежа, входящего в ее общую сумму. Именно так, как правило, и рассуждают налоговики на местах, о чем свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 декабря 2011 г. по делу N А52-1011/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 31 марта 2011 г. по делу N А81-2906/2010).

Более того, данную позицию поддержали, к примеру, представители ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 24 февраля 2009 г. по делу N А43-14387/2008-37-563. Судьи посчитали, что и в отношении переплаты по авансовым платежам срок на подачу заявления о ее возврате (зачете) необходимо отсчитывать непосредственно с даты каждого такого платежа. При этом косвенное подтверждение данному факту арбитры нашли в правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 21 июня 2001 г. N 173-О. Представители КС РФ тогда разъяснили, что положения п. 8 ст. 78 Налогового кодекса отнюдь не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска отведенного срока обратиться с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в суд, где уже будут действовать общие правила исчисления срока исковой давности.

И все же поддержка точки зрения налоговиков судьями — это, скорее, исключение, нежели правило.

Читайте так же:  Подал на перерасчет по алиментам

По истечении налогового периода

Порядок уплаты некоторых налогов предусматривает перечисление налогоплательщиком в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. При этом если речь идет, к примеру, о налоге на прибыль, едином налоге на УСН, то суммы налоговых авансов, как и сам налог, рассчитываются нарастающим итогом. Это также означает, что уже перечисленные авансовые платежи засчитываются при уплате последующих авансов и окончательной суммы налога по итогам налогового периода. Вместе с тем если финансовым результатом года все же стал убыток, то даже один перечисленный («на заре» налогового периода, когда дела еще не были так плохи) авансовый платеж автоматически становится излишне уплаченным.

Очевидно, что при таком раскладе буквальное толкование фразы «момент уплаты налога» в п. 7 ст. 78 Налогового кодекса как даты перечисления авансового платежа не слишком отвечает интересам налогоплательщика, если не сказать больше. Ведь о самом наличии переплаты налогоплательщик может узнать лишь по итогам налогового периода. В частности, именно исходя из этого судьи ФАС Поволжского округа в Постановлении от 23 августа 2011 г. по делу N А65-29231/2010 пришли к выводу, что трехгодичный срок для подачи заявления налоговому органу следует исчислять не ранее чем с первого числа следующего налогового периода, а не с даты уплаты авансовых платежей. Правда, все же следует отметить, что в данном споре речь шла о переплате земельного налога, образовавшейся не из-за порядка его уплаты, а по причине исключения в середине года из объекта налогообложения ряда земельных участков.

С даты представления годовой декларации

Ну и, наконец, наиболее весомыми аргументами подкреплена третья точка зрения, согласно которой организация вправе обратиться за возвратом (зачетом) авансов в течение трех лет после крайнего срока сдачи соответствующей годовой декларации. Дело в том, что именно к такому выводу пришли представители Президиума ВАС РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165 в отношении порядка возврата «авансовой» переплаты по налогу на прибыль.

Положения ст. 287 Налогового кодекса, указали судьи, устанавливают правило о зачете уплаченных авансов в счет уплаты последующих авансовых платежей (и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода), основывающееся на методе нарастающего итога. Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. При этом определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам года. Таким образом, «высшие» арбитры заключили, что юридические основания для возврата переплаты наступают лишь по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Аналогичная точка зрения высказана в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 16 декабря 2011 г. по делу N А52-1011/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 31 марта 2011 г. по делу N А81-2906/2010.

Вместе с тем, как известно, постановление Президиума ВАС РФ — непреложный аргумент для судей, но не всегда для налоговиков. Однако, к счастью, это не тот случай.

В Письме от 21 февраля 2012 г. N СА-4-7/2807 представители Федеральной налоговой службы полностью согласились с доводами Президиума ВАС РФ.

Срок давности на зачет (возврат) налога

«Ваш налоговый адвокат», 2007, N 2

С зачетом все ясно

Письмом от 12 декабря 2006 г. N ЧД-6-25/[email protected] Федеральная налоговая служба разъяснила порядок принятия уточненных деклараций (расчетов) за периоды, по которым истек срок исковой давности.

Текст документа см. в журнале «Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» N 4 за 2007 г. — Прим. ред.

Как указывается в Письме, право налогоплательщика представлять в налоговый орган уточненные декларации (расчеты) предусмотрено положениями ст. 81 НК РФ и не ограничено сроком. А потому в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, отказать в ее принятии налоговый орган не вправе .

Отметим, что в отдельных случаях уточненные декларации не подаются в принципе. Например, при установлении факта излишней уплаты (взыскания) пеней для их зачета (возврата) достаточно подтвердить факты незаконного начисления и непосредственного перечисления в бюджет соответствующей суммы пеней.

Этот вывод обусловлен не столько тем, что ст. 81 НК РФ не ограничивает срок представления уточненных деклараций в налоговые органы, сколько императивным характером п. 4 ст. 80 НК РФ, прямо запрещающего налоговым органам отказывать в приеме какой бы то ни было декларации: «Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения». Заметим, что аналогичную точку зрения уже достаточно давно высказал Минфин России (см. Письмо от 24 августа 2004 г. N 03-02-07/15).

Данное правило действует и в отношении уточненных деклараций (расчетов) к уменьшению, представленных налогоплательщиком в налоговый орган за период, который не может быть охвачен камеральной налоговой проверкой в соответствии со ст. 87 НК РФ (три календарных года деятельности налогоплательщика).

В комментируемом Письме налоговая служба также разъясняет: поскольку на момент представления уточненной налоговой декларации срок подачи налогоплательщиком заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога (в пределах трех лет со дня излишней уплаты) может еще не истечь, налоговый орган обязан принять только уточненную налоговую декларацию (расчет). Поданное же налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога рассматривается самостоятельно с учетом представленных налогоплательщиком подтверждающих документов, и впоследствии выносится решение в соответствии с нормами ст. ст. 78 и 87 НК РФ.

Таким образом, ФНС России фактически установила правило, по которому возможно урегулировать ситуацию с зачетом излишне уплаченного налога без суда при следующих условиях:

  • период, за который представляется уточненная декларация (расчет), на дату ее (его) подачи находится за пределами срока исковой давности;
  • срок подачи заявления на зачет излишне уплаченной суммы налога не истек.

Как указывается в Письме, если налоговый орган примет решение об отказе в проведении зачета, то налоговая декларация (расчет) будет только зарегистрирована, начисления же в лицевом счете налогоплательщика сделаны не будут.

Обратите внимание: в Письме не идет речь о возврате налога на расчетный счет налогоплательщика и о зачете и (или) возврате излишне взысканного налога (пеней), которые представляют собой хотя и схожие с зачетом излишне уплаченного налога, но самостоятельные процедуры. Таким образом, изложенная ситуация представляет собой отдельный случай из множества вариантов, при которых налогоплательщик подает уточненные декларации (расчеты).

Что же с возвратом?

Основная проблема, с которой сталкивается налогоплательщик, претендующий на возврат излишне уплаченного налога, в том, что налоговый орган может поставить под сомнение сам факт возникновения переплаты.

Читайте так же:  Получение двух пенсий после смерти пенсионера

Хотя НК РФ не определен конкретный период, который может быть охвачен камеральной проверкой, ст. 88 устанавливает, что такую проверку можно провести только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) за соответствующий период.

Как уже говорилось, налоговый орган примет уточненную декларацию, представленную налогоплательщиком за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, но не отразит в лицевом счете налогоплательщика соответствующие суммы к уменьшению. В результате фактически переплата у налогоплательщика не возникнет. А значит, судебного разбирательства не миновать.

В качестве примера рассмотрим Постановление ФАС Уральского округа от 23 ноября 2006 г. по делу N Ф09-10399/06-С2. В марте 2005 г. налогоплательщиком было получено решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2003 г. Проверяющими было установлено неправомерное включение в состав расходов по налогу на прибыль в 2002 г. оплаты дополнительных отпусков работникам за непрерывный стаж работы. Соответственно, организацией излишне начислены и уплачены ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Результаты проверки, отраженные в решении инспекции, были оспорены организацией в арбитражном суде. Вступившим в законную силу решением суда установлено, что ЕСН начислен неправомерно, после чего налогоплательщик представил в инспекцию декларации по ЕСН и по страховым взносам в ПФР за 2002 г.

Решение Арбитражного суда Пермской области от 23 мая 2006 г. по делу N А50-6681/05.

В марте 2006 г. организация обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне начисленных сумм ЕСН и страховых взносов в ПФР. Налоговый орган в возврате отказал, сославшись на отсутствие уточненных деклараций и пропуск организацией трехлетнего срока со дня уплаты спорных налогов и взносов (ст. ст. 87 и 88 НК РФ. — Прим. авт.).

Организация вновь обратилась в арбитражный суд, который подтвердил неправомерность отказа налогового органа по следующим основаниям.

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок уплаты ЕСН и пенсионных взносов за 2002 г. — 15 апреля 2003 г. Уточненные декларации были представлены налогоплательщиком в налоговый орган 1 марта 2006 г., т.е. до истечения трехлетнего срока со дня излишней уплаты налога и взносов.

Но даже если бы организация пропустила указанный срок и представила уточненные декларации по ЕСН и пенсионным взносам за 2002 г. после 15 апреля 2006 г., она все равно сохраняет право на возврат, поскольку п. 8 ст. 78 НК РФ не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства при пропуске указанного в ней срока. В этом случае действуют установленные п. 1 ст. 200 ГК РФ общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (см. Определение КС РФ от 21 июня 2001 г. N 173-О).

В такой ситуации необходимо будет доказать, что налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате (взыскании) в течение трех лет на момент подачи иска. Это является единственным и достаточным доказательством для возбуждения дела (наряду с доказательствами о возникновении переплаты, факта излишней уплаты и т.п.).

Срок давности на зачет (возврат) налога

При рассмотрении дел, связанных с зачетом (возвратом) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, арбитражные суды неоднозначно определяют момент начала течения срока давности. Это обусловлено многообразием как форм возникновения переплат по налогу, так и обстоятельств, при которых налогоплательщику становится известно о переплате.

В ходе разбирательства суды учитывают правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 21 июня 2001 г. N 173-О, направленную в первую очередь на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков. Действительно, в отдельных случаях в силу объективных обстоятельств (отмена нормативно-правового акта, принятие решения налогового органа, вступление в законную силу судебного акта и др.) налогоплательщики узнают о возникшей переплате по налогу (пеням) за пределами срока давности. В случае своевременного обращения налогоплательщика с заявлением о зачете (возврате) налога, в том числе после обнаружения переплаты за пределами трехлетнего срока, данное право должно быть реализовано.

И хотя расходная часть соответствующего бюджета текущего года, за счет средств которого производится возврат налога, остается незащищенной, так как принимает на себя обязательства исполненных бюджетов прошлых лет, право на зачет должно иметь приоритетное значение. Отсутствие в соответствующем бюджете каких бы то ни было резервов на реализацию права на возврат не может являться основанием для отказа его (права) исполнения.

Рассмотрим наиболее актуальные, с точки зрения автора, случаи из судебной практики.

Поскольку налог уплачивался налогоплательщиком несколькими платежами и в различные сроки, трехлетний срок на подачу заявления о зачете необходимо было исчислить со дня каждого платежа, от каждой конкретной даты уплаты авансового платежа и налога (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г. N 5478/06, от 29 июня 2004 г. N 2046/04).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 августа 2005 г. N 5735/05 содержится четкое и однозначное толкование момента, когда налогоплательщиком должна была быть обнаружена переплата по налогу (взносу). Если налогоплательщик произвел сверку с внебюджетным фондом (налоговым органом) и в акте сверки расчетов сторонами установлена переплата, то срок давности исчисляется с ближайшей даты акта сверки, следующей за днем излишней уплаты налога.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 ноября 2006 г. по делу N А79-3727/2006 рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство. Конкурсный управляющий обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне перечисленной суммы налогов. Дата начала течения срока давности определена судом как дата открытия в отношении налогоплательщика конкурсного производства, поскольку конкурсный управляющий ранее этой даты не мог узнать о состоянии расчетов с бюджетом, в том числе и о переплатах.

При принятии решения суд исходил из того, что налогоплательщик узнал о переплате по налогу в момент вступления в силу закона, снижающего ставку налога и распространяющего эти положения на правоотношения, возникшие ранее (Постановления ФАС Уральского округа от 23 августа 2006 г. по делу N Ф09-7308/06-С1, ФАС Московского округа от 6 октября 2004 г. по делу N КА-А40/8979-04).

Вместе с тем необходимо отметить, что изложенный вывод суда об определении момента начала течения срока давности наиболее благоприятен для налогоплательщика. По нашему мнению, представляется более логичным определять момент начала течения срока давности не датой вступления в силу соответствующего закона, а датой его полного официального опубликования. Именно в этот день налогоплательщик должен был узнать о возникновении у него переплаты в случае перерасчета им налоговых обязательств в порядке, установленном опубликованным законом.

Читайте так же:  Бланки возврата подоходного налога за лечение

В заключение отметим, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со ст. 79 НК РФ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов) в порядке, действовавшем до указанной даты.

Если налоги, сборы, пени и (или) штрафы до 1 января 2007 г. уплачивались (взыскивались) в иностранной валюте, зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата указанных сумм осуществляются в 2007 г. в рублях по курсу Банка России на день излишней уплаты (взыскания).

Как вернуть налог, излишне уплаченный более трех лет назад: выводы из судебных решений

По традиции инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога. Чаще всего поводом для отказа служит истечение срока, отведенного для возврата. Большинство таких конфликтов разрешается в арбитраже. Мы проанализировали арбитражную практику этого года и выяснили, какие аргументы помогают налогоплательщикам одержать победу.

Когда нужно подать заявление о возврате

Возврату и зачету излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов посвящены две статьи Налогового кодекса: 78 и 79. В первой говорится о случаях, когда налогоплательщик сам допустил переплату. Во второй — о ситуациях, когда налоговики принудительно взыскали чрезмерную сумму.

В обеих статьях названы сроки, в течение которых можно подать в инспекцию заявление о возврате или зачете.

Если налогоплательщик заплатил в бюджет больше, чем следовало, и у него нет недоимки по другим налогам, заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если излишнюю сумму налога взыскали сотрудники ИФНС, то заявление необходимо написать с течение месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

А как быть компаниям и предпринимателям, которые не уложились в эти сроки? В случае принудительного взыскания нужно руководствоваться пунктом 3 статьи 79 НК РФ. Там говорится, что вернуть или зачесть переплату можно в судебном порядке, причем исковое заявление надо написать в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания. При «самостоятельной» переплате действует та же норма. На это указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.11.06 № 6219/06.

Почему возникают сложности

Все было бы просто и понятно, если бы удавалось с легкостью определить момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате. Но в законе на этот счет нет указаний, а на практике возникают разногласия между инспекторами и бухгалтерами. Представители ИФНС утверждают, что такой момент наступил более трех лет назад, поэтому право на возврат потеряно. Организации и ИП заявляют, будто три года еще не истекли, и настаивают на возврате.

[1]

Точки в спорах ставят судьи. При этом исход дела и аргументы, которые сыграли решающую роль, во многом зависят от особенностей каждой ситуации. Посмотрим, к каким выводам чаще всего приходят арбитры в наиболее распространенных ситуациях.

Ситуация первая: переплата произошла из-за ошибки бухгалтера

Часто причиной излишней уплаты налогов является невнимательность бухгалтера, указавшего неверную сумму, неправильный код бюджетной классификации и пр. Ошибка остается незамеченной до тех пор, пока ее не выявит очередная сверка взаиморасчетов с ИФНС. Если три года с даты излишней уплаты уже истекли, налогоплательщику приходится возвращать деньги через суд.

Налоговики традиционно заявляют, что бухгалтер должен узнать о переплате сразу после перевода средств в бюджет. Но судьи, как правило, с ними не соглашаются и признают, что излишняя уплата стала очевидна только во время сверки (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24.02.11 № КА-А40/203-11 и от 29.03.11 № КА-А40/1628-11).

В большинстве случаев одним из главных аргументов является тот факт, что инспекторы знали о переплате еще до сверки, но не сообщили бухгалтеру. А между тем обязанность налоговиков информировать об излишних платежах в бюджет закреплена пунктом 3 статьи 78 НК РФ. Судьи расценивают эту обязанность инспекторов как еще одно доказательство права налогоплательщика на возврат (постановления ФАС Уральского округа от 04.04.11 № Ф09-1603/11-С3 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.11 № А75-5895/2010).

Встречаются и решения в пользу ИФНС. Так, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что организация должна была заметить переплату не в день сверки, а раньше — при подаче декларации, при наступлении срока уплаты или при самой уплате (постановлении от 04.02.11 № А22-937/2010). К счастью, вердикт в пользу налоговиков — скорее исключение, нежели правило.

Ситуация вторая: излишняя уплата вызвана искажениями налогооблагаемой базы

Другая распространенная причина излишней уплаты налога — неверное определение облагаемой базы. Последовательность событий здесь такова. Как только бухгалтер обнаружит завышение базы, он подает уточненную декларацию. Инспекторы в свою очередь проводят камеральную проверку, и отражают переплату в карточке расчетов с бюджетом. Если со дня перевода денег прошло более трех лет, с заявлением о возврате налогоплательщику приходится обращаться в суд.

Такие споры в основном заканчиваются победой организаций и ИП. Хотя налоговики убеждены, что моментом, когда бухгалтер узнал о переплате, является дата перечисления средств, судьи принимают другую позицию. Они соглашаются с налогоплательщиком, что о выявлении ошибки можно судить по дате «уточненки», и именно от нее нужно отсчитывать три года для обращения в суд (см, например, постановление ФАС Центрального округа от 18.01.11 № Ф10-5928/2010).

Случается, что налогоплательщик имеет право на льготу, но не знает о ней. Потом получает соответствующую информацию и применяет льготу задним числом. При этом отправной точкой для исчисления трехлетнего срока, по мнению судей, является день получения информации о льготе. Так было в случае с учреждением, которое получило письмо от местных властей. В письме сообщалось, что некоторые совершенные учреждением операций освобождены от налогообложения. Судьи пришли к выводу, что налог подлежит возврату, несмотря на то, что он перечислен более трех лет назад (постановление ФАС Уральского округа от 10.03.11 № Ф09-376/11-С2).

Иногда случаются и отрицательные для налогоплательщиков решения суда. Одна компания сначала подала в ИФНС «уточненки», а спустя два года — заявление о возврате, на которое налоговики ответили отказом. ФАС Восточно-Сибирского округа не признал за организацией право на возврат переплаты, потому что с точки зрения судей три года следует исчислять не с момента подачи заявления, а с даты подачи уточненной декларации (постановление от 09.06.11 № А58-7281/10).

Читайте так же:  Документы для подачи на алименты украина

Ситуация третья: факт переплаты обусловлен судебным решением

Еще одну категорию споров о возврате составляют случаи, когда чрезмерная уплата налогов подтверждена решениями судов.

Это относится к ситуации, когда бухгалтер нашел ошибку в облагаемой базе, подал уточненную декларацию, а инспекторы провели камеральную проверку и не подтвердили уменьшение базы. Далее компания оспорила решение по проверке в арбитраже, и выиграла спор. Однако со дня перечисления налога прошло более трех лет, и возврат переплаты стал возможен только в судебном порядке. Здесь арбитры единодушно приходят к выводу, что три года на подачу иска следует отсчитывать с даты, когда вступил в силу вердикт, аннулировавший решение по «камералке» (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.07.11 № Ф05-5670/11).

Поводом для признания переплаты может служить и оспоренное решение по выездной проверке. Есть пример, когда организация победила и в первой, и в апелляционной инстанции. Но пока шли тяжбы, трехлетний срок с момента переплаты оказался пропущен. Однако ФАС Московского округа подтвердил право на возврат, посчитав, что бухгалтер узнал об излишней уплате в день, когда вступило в силу решение по апелляционной жалобе (постановление от 09.08.11 № Ф05-7508/11).

Ситуация четвертая: переплата вызвана тем, что налогоплательщик не предъявил к вычету НДС

Особняком стоят случаи, когда излишняя уплата произошла из-за непредъявленного вычета НДС. Впоследствии бухгалтер подает уточненную декларацию, где с опозданием указывает вычет и ставит налог к возмещению. Но инспекторы проводят камеральную проверку и отказывают в возмещении, ссылаясь на пункт 2 статьи 173 НК РФ. В нем говорится, что возмещение невозможно, если декларация подана по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода.

В этом случае у компаний и ИП остается единственный пусть — добиться возмещения через суд. При этом действует общий срок исковой давности, равный трем годам с даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение (постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.07 № 65).

Судьи считают, что о нарушении права стало известно при вынесении решения по камеральной проверке и отказа в возврате НДС. Если три года с даты такого решения не прошли, инспекция обязана перечислить деньги (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.11 № Ф07-14164/2010 и от 03.08.11 № Ф07-6258/11).

Срок давности для возврата налоговой переплаты (Мухин В.)

Дата размещения статьи: 18.10.2015

Наличие переплаты по налогам нередко спасает налогоплательщиков от налоговых доначислений. В то же время у таких «излишков» также имеется срок годности. Причем, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 3 сентября 2015 г. N 306-КГ15-6527, таковой определяется с учетом особенностей уплаты каждого конкретного налога. В рассматриваемом деле речь шла о налоге на прибыль организаций.

Положения пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса (далее — Кодекс) дают налогоплательщикам право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Если мы говорим об «излишке», который попал в бюджет по инициативе (ошибке и т.п.) самого налогоплательщика, то порядок его возврата (зачета) регламентирован ст. 78 Кодекса.

«Процедурные» моменты

Проблемы правоприменения

Иная «арифметика»

Индивидуальный «подход»

О возврате суммы излишне уплаченного налога, если пропущен срок давности ее возврата, в восстановлении которого судом отказано

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 20.06.2017 г. N 03-02-08/38182

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и по вопросу о списании суммы излишне уплаченного налога сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (пункт 3 статьи 78 Кодекса).

Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что положения статьи 78 Кодекса не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кодекс не регулирует вопросы списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, в том числе при наличии вступившего в силу судебного решения об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности возврата этой суммы налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заместитель директора Департамента

Источники


  1. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  2. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.

  3. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
Возврат излишне уплаченного налога срок давности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here