Виды налогов уплачиваемые физическими лицами

Полезная информация на тему: "Виды налогов уплачиваемые физическими лицами" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Какие налоги платят физические лица?

Что такое налог? Это обязательный платеж, который безвозмездно взимается с физических лиц и организаций государством в целях финансового обеспечения его деятельности. Из этой публикации вы узнаете, какие налоги нужно платить обычным гражданам — нам с вами.

Платить налоги — обязанность каждого гражданина

Согласно ст. 57 Конституции РФ, у каждого из нас есть важная обязанность: платить установленные законом налоги и сборы. Действительно, налоги, которые мы платим, — это необходимое условие существования нашей страны, финансовая основа ее деятельности.

Вот почему обязанность уплачивать налоги в государственный бюджет распространяется абсолютно на всех налогоплательщиков и является безусловным требованием. Налогоплательщика, нарушившего законодательство о налогах — умышленно или по незнанию — государство может привлечь к ответственности: административной, налоговой и даже уголовной.

Какие же налоги платят российские граждане?

НДФЛ (глава 23 НК РФ)

Если говорить о налогах применительно к рядовым гражданам, то из всех налогов, которые нами уплачиваются, пожалуй, главным и наиболее весомым является налог на доходы физических лиц (или сокращенно НДФЛ). Этот налог федеральный и уплачивается, соответственно, в федеральный бюджет.

Платится он со всех доходов, полученных гражданами РФ в прошедшем календарном году, причем, и в денежной, и в натуральной форме. К таким доходам относится, например, зарплата, премиальные, доход от продажи имущества или сдачи жилья в аренду, подарки, выигрыши, оплата предприятием питания или обучения сотрудника и др.

Налог на имущество (глава 32 НК РФ)

Кроме НДФЛ мы должны уплачивать и налог на имущество физических лиц, который относится к местным налогам и поступает в бюджет соответствующего муниципального образования. Этот налог уплачивается собственниками имущества, которое по закону облагается налогом (если выражаться «правильными» словами — имущества, которое является объектом налогообложения).

Такими объектами могут быть жилые дома или квартиры, комнаты, дачи, гаражи, различные помещения или сооружения, доли в общей собственности и т. п.

Платить налоги удобно на сайте ФНС — по ссылке https://service.nalog.ru/payment/

Земельный налог (глава 31 НК РФ)

Данный налог, также как и налог на имущество, является местным и поступает в бюджет того муниципального образования (города, сельской администрации, района), где расположен земельный участок.

Граждане платят земельный налог в том случае, если они имеют в собственности землю (а также, если они обладают ею на праве постоянного пользования или на праве пожизненно наследуемого владения).

Транспортный налог (глава 28 НК РФ)

Транспортный налог относится к региональным налогам и уплачивается в тот бюджет субъекта РФ (области, края, округа, города федерального значения), в котором облагаемое налогом транспортное средство стоит на учете.

Объектами налогообложения являются: автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, а также прочие самоходные машины, вертолеты и самолеты, теплоходы и парусные суда, катера и яхты, моторные лодки и гидроциклы, снегоходы, прочие водные или воздушные транспортные средства.

Не облагаются налогом весельные, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 л. с., автомобили для инвалидов (специально оборудованные), маломощные легковые авто, приобретенные через органы соцзащиты населения. Сумма этого налога рассчитывается не самим гражданином, а налоговыми работниками на основании тех сведений, которые к ним поступают из органов, регистрирующих транспортные средства.

Водный налог (глава 25.2 НК РФ)

Водный налог — федеральный. Его придется платить при:

  • заборе воды из водных объектов;
  • использовании акваторий водных объектов;
  • использовании водного объекта для гидроэнергетических целей;
  • использовании водного объекта при лесосплаве.

Для многих людей данный налог уже не является актуальным: сегодня, как правило, использование водных объектов гражданами осуществляется на основе арендных отношений.

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ)

Данный сбор — федеральный. Объекты животного мира — это животные, а объекты водных биологических ресурсов — рыбы, морские млекопитающие. Иначе говоря, данные сборы платятся людьми при отстреле животных во время охоты или при ловле водных или морских обитателей.

Так, за одного бурого медведя придется заплатить налог в 6 000 рублей, за пятнистого оленя — 600 рублей, за европейскую норку — 30 рублей. Добыча объектов животного мира обойдется в следующие суммы (налог за тонну): камчатский краб — 35 000 рублей, осетровые виды — 5 000 рублей, сельдь — 3 500 рублей, тунец — 600 рублей, сайра — 150 рублей.

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

Государственная пошлина — это не совсем налог (это неналоговый доход), однако правила ее уплаты также регулируются Налоговым кодексом. Пошлину необходимо платить в ряде случаев, когда гражданину (или организации) требуется получить какие-либо юридические действия от уполномоченных на то специальных органов.

Например, при обращении в суды, при регистрации транспортных средств, при заверении документов у нотариуса, во время подачи заявления о расторжении брака и т. д. Пошлина может платиться (в зависимости от ее вида или назначения) как в федеральный, так и в региональный и местный бюджеты.

Акцизы (глава 22 НК РФ)

Акцизы гражданину РФ придется заплатить при перевозе некоторых товаров через таможенную границу своего государства. Перечень таких товаров содержится в Таможенном Кодексе РФ.

В частности, к ним относятся: различные виды спирта и продукция на их основе (в т. ч. некоторые лекарства), алкоголь, табачная продукция, автомобили и мотоциклы высокой мощности (от 150 л. с.), бензин, некоторые виды топлива. Полный перечень товаров, за перевоз которых придется уплатить акциз, содержится в ст. 181 НК РФ.

Роль налогов уплачиваемых физическими лицами в налоговой системе РФ

Налоги с физических лиц занимают довольно большое место в доходах консолидированного бюджета. Так на протяжении многих лет «Налог на доходы физических лиц» занимает 3-е место, уступая только НДС и Налогу на прибыль. «Налог на имущество предприятий и физических лиц» занимает 5-е место. Протеин ксб- 55 Гарантия качества Быстрая доставка, успей заказать со скидкой.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, наряду с подоходным и имущественными к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.

Читайте так же:  Повышение пенсии на 4 процента

Для оздоровления местных бюджетов большое теоретическое и практическое значение имеет изучение исторического опыта функционирования местных налогов.

В России с начала XIX в. с ростом количества городов возникла потребность в особом способе налогового обеспечения их функционирования. Уже в 1823 г. был введен налог с недвижимого имущества в размере 0,5%. По мере развития городского хозяйства стали возникать новые доходы за счет введения налогов с торговых и ремесленных заведений, акцизных сборов с частных бань, трактиров и т.д. В марте 1859 г. специальная комиссия, созданная при министерстве внутренних дел, пришла к выводу о необходимости передать ведение местных дел выборным учреждениям — земствам.

Земские учреждения для покрытия расходов получили право взимать специальный налог, или земский сбор. Земствам было разрешено также взимать налог с имущества, земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов и т.д.

Когда земства занялись раскладкой налога, они столкнулись с полным отсутствием сведений о стоимости и доходности имущества, что привело к созданию специальной статистической службы, которая занялась оценкой и описанием имущества. Земства имели право для покрытия своих расходов облагать жителей налогами. Основную часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, фабрики, доходные дома.

Следует отметить, что именно в рамках деятельности земств впервые в российской империи были составлены достаточно полные документы, которые описывали недвижимое имущество как объект налогообложения.

В Российской империи местные налоги имели те же основные черты, что и в большинстве других государств. Основным объектом обложения было недвижимое имущество. Однако для финансирования деятельности местных органов не хватало собственных источников, и приходилось прибегать к дотациям из государственной казны.

После Октябрьской революции наступил короткий период полной самостоятельности местных бюджетов. В 1921 г. обособление местного бюджета от государственного было вызвано потребностью разгрузить последний. Расширялся круг расходов, переносимых на местный бюджет. Главной целью после восстановительного периода были удовлетворение местных потребностей, развитие местного хозяйства. Для усиления доходной базы местных бюджетов был значительно увеличен размер отчислений от общегосударственных доходов и надбавок к ним.

С 1930 г. начался период лишения местных Советов финансовой самостоятельности. В 1930-е гг. сложилась структура налогов местных бюджетов. 1/3 составляли закрепленные налоги, а 2/3 — регулирующие налоги. Последние фактически выступали формой косвенных дотаций.

В доперестроечное время (в бывшем СССР) также существовали местные налоги и сборы; однако их перечень был существенно уже, чем в большинстве государств. Для местных налогов в СССР были характерны следующие особенности: основные поступления по местным налогам в сельской местности шли от налога со строений и земельной ренты; собранные средства составляли незначительную часть в местных бюджетах.

Рассмотрим эволюцию местного налогообложения на примере одного из субъектов Северного Кавказа — Республики Дагестан. При отсутствии какой-либо государственности, единой финансово-кредитной системы в каждом ханстве и сельских общинах Дагестана налоги взимались не единые и не систематические, а только при чрезвычайных обстоятельствах, связанных в основном с войнами.

С момента вхождения Дагестана в состав России в 1860 г. последняя стала проводить единую налоговую (податную) политику на его территории с учетом местных реалий, традиций и обычаев. При этом налоговый оклад подати соразмерялся с экономическим положением жителей. В 60-70-е гг. XIX в. в Дагестане существовали следующие виды податей: подомная подать; земской сбор; сбор с пастбищ; арбная повинность; милицейская повинность.

Имущественные налоги физических лиц

Имущественные налоги физических лиц – это налоги, уплачиваемые налогоплательщиком-физическим лицом с объектов налогообложения, принадлежащих ему на праве собственности.

Классификация имущественных налогов физических лиц

Имущественные налоги являются местными налогами, т.е. они уплачиваются в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в котором эти налоги установлены и в котором находится имущество.

Виды имущественных налогов

Имущественные налоги включают в себя три налога.

К таким имущественным налогам относятся:

земельный налог с физических лиц;

Объекты налогообложения имущественных налогов

Объектами налогообложения имущественных налогов в данном случае являются:

транспортные средства (автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты, катера, теплоходы и т.д.)

объекты недвижимости (жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, доля в праве общей собственности и иное имущество).

При этом, имущественные налоги уплачиваются физическими лицами по месту жительства (транспортный налог) или по месту нахождения объекта налогообложения (земельный налог, налог на имущество).

Так, например если квартира или земельный участок находятся на территории г. Санкт-Петербург, а физическое лицо проживает (зарегистрировано) в другом муниципальном образовании, то налог будет исчисляться налоговой инспекцией г. Санкт-Петербурга.

Имущественные налоги и формирование бюджетов

Имущественные налоги формируют региональный и местные бюджеты и являются основой для социальных программ, реализуемых на местах, — это строительство дорог, школ, благоустройство территорий.

Основная доля в поступлениях имущественных налогов приходится на налог на имущество организаций; вторым по поступлениям является земельный налог, причем основные платежи поступают от юридических лиц.

Транспортный налог занимает третье место, при этом основную его долю составляют налоги физических лиц.

Наименьшие суммы поступают от налога на имущество физических лиц.

Физические лица-плательщики имущественных налогов

Если рассматривать налоги физических лиц, то плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, а также граждане, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков.

Плательщиками транспортного налога физические лица становятся с момента постановки транспортного средства на учет в органах ГИБДД или в иных регистрирующих транспортные средства органах.

По наземным транспортным средствам в большинстве случаев налоговой базой является мощность транспортного средства в лошадиных силах.

Плательщики налога на имущество физических лиц — это граждане, зарегистрировавшие права собственности на дома, квартиры, комнаты и иные строения и сооружения.

Налоговая база в настоящий момент — это инвентаризационная стоимость объектов недвижимости.

Кто начисляет имущественные налоги

Такие налоги в отношении физических лиц, или в случае неиспользования их в предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями, исчисляются налоговым органом.

Основанием для этого служат сведения, поступающие из регистрирующих органов.

Налоговое уведомление

Уплата имущественных налогов физическим лицом производится на основании налогового уведомления направляемого налоговым органом в адрес налогоплательщика.

Причем направление такого уведомления должно быть заблаговременно, оно должно быть получено за месяц до наступления срока уплаты.

Так, например, налоговые уведомления в 2017 году будут направлены жителям России в период с апреля по ноябрь, но не позднее, чем за 30 дней до наступления даты платежа.

Читайте так же:  Какие документы для перерасчета пенсии ссср

При этом Налоговый орган вправе пересчитать имущественные налоги физическим лицам за три предшествующих года.

Если налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы недвижимого имущества ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда имущественный налог платить не нужно.

На самом деле это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года.

Например, если квартира была куплена в 2016 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2017 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Срок уплаты имущественных налогов

В настоящее время в отношении имущественных налогов установлен единый срок уплаты – 1 декабря.

Виды налогов и порядок уплаты их физическими лицами (стр. 1 из 12)

1. Виды налогов и основные налоговые теории.

1.1.Виды налогов. 6

1.2. Основные налоговые теории. 10

1.3. Налог на доходы и единый социальный налог с введением второй части Налогового кодекса РФ. 12

1.3.1. Налог на доходы физических лиц. 13

1.3.2. Единый социальный налог, его природа, цели,

2. Налоги, налоговая база, ставки, порядок и сроки их уплаты.

2.1. Порядок представления налоговой декларации. 21

2.2. Единый социальный налог. 27

2.3. Налог с продаж. 33

2.4. Единый налог на вмененный доход. 35

2.5. Налог на имущество. 38

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2.6. Налог на имущество переходящего в порядке наследования или дарения. 42

3. Упрощенная система налогообложения.

3.1. Выбор системы налогообложения 47

3.2. Получение патента 49

3.3. Учет и отчетность 52

3.4. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. 53

3.5. Поступление налоговых платежей в первом квартале 2002г. 57

Список литературы 64

Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Российской Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально — экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Налоги — необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

В Российской Федерации, как и в других странах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. В российском законодательстве 90-х гг. XX века эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином — физические лица. В 1992 г. система налогообложения физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога — подоходного были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальной, с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля государственных органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками.

В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству РФ включены: подоходный налог; налоги на имущество; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения физических лиц и показать их практическое применение. Особое внимание следует уделить предпринимателям без образования юридического лица — граждан занимающихся предпринимательской деятельностью с учетом постоянно меняющегося законодательства РФ. При написании данной работы основной упор в ней сделан на следующие налоги: налог на доходы физических лиц, и налог с продаж, единый социальный налог, единый налог на вмененный доход, налог на имущество физических лиц.

Задачей работы является попытка научного исследования данной темы и практического применения с последующими рекомендациями по грамотному применению имеющегося налогового законодательства Российской Федерации физическими лицами.

При написании данной работы исследованы следующие материалы: Гражданский кодекс РФ в части предпринимательской деятельности граждан, Налоговый кодекс РФ в двух частях, Закон Краснодарского края «О налоге с продаж» №415-КЗ, Закон Краснодарского края «О едином налоге на вмененный доход» №155-КЗ, Закон РФ о налогах на имущество физических лиц №2003-1 и другие материалы из периодических изданий.

Подытоживая выше сказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных какдля будущих специалистов в налоговой сфере, предпринимателей, так и для простых граждан – налогоплательщиков. В связи с чем в работе произведен большой охват в вопросе налогообложения предпринимателей.

При написании данной работы использованы следующие методы: аналитический, сравнительный, графический, и другие.

1. Виды налогов и основные налоговые теории

Налоги представляют собой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизационном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. [Учебник Т.Ф. Юткина «Налоги и налогообложение», Москва, 1998 год.]

Организация работы с налогоплательщиками является прерогативой Государственной налоговой службы Российской Федерации. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.

Читайте так же:  Повторная выездная налоговая проверка проводится

Важным шагом в указанных направлениях является работа по реформированию налогового законодательства Российской Федерации, предпринимаемая в настоящее время. Налоговое законодательство необходимо совершенствовать путем его кодифицирования, поскольку этот способ позволяет устранить противоречия, неточности и так далее.

Существующие налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что са-

[1]

мая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.

Виды налогов Таблица.1.

Федеральные Субъектов РФ. Местные
Налог на добавленную стоимость Плата за лесопользование Налог на имущество физических лиц
Акцизы Плата за пользование водными ресурсами Плата за землю
Налог на доходы физических лиц Налог с продаж Плата за выбросы вредных веществ
Единый социальный налог Единый налог на вмененный доход Регистрационный сбор за занятие предпринимательской деятельностью
Налог на имущество переходящего в порядке наследования и дарения Плата за выбросы вредных веществ Налог на рекламу
Сбор за право торговли
Лицензионные сборы

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

— по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

— по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

[2]

— по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

— по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль и т.д.);

— по целевому назначению налога (общие, специальные).

В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, и т.д.).

Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам:

— полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм,

Прямые налоги — те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям — размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом — платежеспособности. К числу прямых налогов относятся: налог на доходы, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Виды налогов, источники их уплаты

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

Виды налогов.

  • 1. По степени переложения:
    • -прямые — взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.),
    • -косвенные косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.
  • 2. По принадлежности к уровню правления:
    • -Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (ст.13 НК РФ — НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций и пр.);
    • -Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, льготы. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);
    • -Местными налогами признаются налоги, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (земельный налог, налог на имущество физических лиц).
  • 3. По объекту обложения:
    • -с имущества (имущественные);
    • -с доходов (фактические и вмененные);
    • -с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные);
    • -с использования ресурсов (рентные).
  • 4. По бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации; себестоимость продукции; финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли; оплата труда и предпринимательский доход; валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.
  • 5. По субъекту обложения:
    • -взимаемые с юридических лиц;
    • -взимаемые с физических лиц;
    • -смешанные.
  • 6. По способу обложения (в зависимости от способа определения налогового оклада):
    • -«по декларации» — уплата налога по декларации;
    • -«у источника» — уплата налога у источника дохода — налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату дохода;
    • -«по уведомлению» — кадастровый способ уплаты налога — ведется кадастр — реестр, устанавливающий классификацию объектов налогообложения по некоторым внешним признакам (доход, имущество). При построении кадастра за основу может быть взята какая-либо характеристика объекта налогообложения (при построении земельного кадастра, например, — вид земли (пашня, луг, лес и пр.) и ее местонахождение). Примером налога, уплачиваемого по кадастровому способу, является ЕНВД.
  • 7. По применяемой ставке:
    • -прогрессивные налоги — это налоги, которые возрастают быстрее, чем прирастает доход;
    • -регрессивные налоги — характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход;
    • -пропорциональные налоги — это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины;
  • 8. По назначению:
    • -абстрактные;
    • -целевые.
  • 9. По срокам уплаты:
    • -срочные;
    • -периодические.

В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина, таможенная пошлина — это по своим признакам сбор), в том числе федеральных — 8, региональных — 3, местных — 2. В рамках специальных налоговых режимов установлены 4 единых налога: ЕСХН, единый налог при УСН, ЕНВД, патентный налог.

Читайте так же:  Где взять реквизиты для оплаты налога

Источник налогообложения — это ресурс, используемый для уплаты налога. Налоги в зависимости от источников их покрытия следующим образом:

  • 1. Налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) — земельный налог, страховые взносы во внебюджетные фонды;
  • 2. Налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) — НДС, акцизы, экспортные тарифы;
  • 3. Налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия;
  • 4. Налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий — лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

Классификация налоговых платежей

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость,
  • акцизы,
  • единый социальный налог,
  • налог на доходыфизических лиц,
  • налог на прибыль организаций,
  • налог на добычу полезных ископаемых,
  • водный налог,
  • государственная пошлина,
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

  • налог на имущество организаций,
  • транспортный налог,
  • налог на игорный бизнес.

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

  • налог на имущество физических лиц,
  • земельный налог.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • упрощенная система налогообложения,
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные.

[3]

Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании – это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы, т. к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

Однако, рассмотренная традиционная классификация налоговых платежей на прямые и косвенные противоречит теории косвенного налогообложения, основным признакам которого является переложение налога через цены на потребителей, а также практике ценообразования и учета. Прежде всего, это касается отнесения реальных налогов к прямым. Поэтому необходимо уточнить общепринятую группировку налоговых платежей по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения.

Как уже отмечалось, реальные налоги включаются в цены товаров путем отнесения их на законных основаниях производителями и продавцами на издержки производства и обращения (на себестоимость или на финансовые результаты до налогообложения прибыли). То есть, реальные налоги перекладываются через цены на потребителей своей продукцией, уплачиваются налогоплательщиком по закону, но оплачиваются из доходов потребителей (носителями налогов). Налицо все признаки не прямого, а косвенного налогообложения производства (бизнеса).

В Системе национальных счетов традиционные косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) отражаются и учитываются в показателе валовой добавленной стоимости по рыночным ценам в группе налогов на продукты и импорт, а реальные налоги – в валовой добавленной стоимости по основным ценам (ценам производителей) в группе других налогов на производство. В совокупности все эти косвенные налоги в структуре ВВП (или, валовой добавленной стоимости по рыночным ценам) составляют общую группу налогов на производство и импорт (назовем их косвенные налоги на бизнес, или на производство и импорт).

Читайте так же:  Перерасчет пенсии за службу в советской армии

Таким образом, меняется структура деления налоговых платежей по способам взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

В число других косвенных налогов на бизнес следует отнести и единый социальный налог (обязательные страховые взносы в государственные социальные фонды), несмотря на специфику таких налоговых платежей. Они носят страховой характер, то есть возвращаются работникам при наступлении страховых случаев (достижении пенсионного возраста, потере трудоспособности и работы, заболевании) в виде социальных трансфертов (пенсий, пособий и т. п.). Одновременно страховые налоги в части, уплачиваемой работодателями, перекладываются через цены на потребителей их продукции и составляют важный элемент группы других косвенных налогов на бизнес (на производство). Ту их часть, которая непосредственно уплачивается работниками из их заработной платы (в России сейчас это не практикуется за исключением может быть индивидуальных предпринимателей), следует относить к прямым подоходным налогам.

Теперь, о классификации налогов по укрупненным объектам налогообложения. Ее также следует уточнить путем отнесения к группе налогов на потребление (на расходы) прочих косвенных налогов на бизнес (на производство). Они представляют собой налоги на расходы, но произведенные налогоплательщиками ранее, т. е. на капитализированные расходы (поимущественные налоги и т. п.), или на пользование (потребление) экономических ресурсов – природных и трудовых (ресурсные налоги, единый социальный налог). Таким образом, налоги на потребление (на расходы) представляют собой всю совокупность косвенных налогов на бизнес, включающих в себя косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство.

Общую же классификацию всех налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения можно представить в виде следующих, укрупненных групп налоговых платежей:

1) косвенные налоги на производство и импорт (налоги на потребление, на расходы):

а) традиционные косвенные налоги на продукты и импорт;

б) другие косвенные налоги на производство;

2) прямые налоги:

а) подоходные налоги (налоги на доходы);

б) другие личные налоги с физических лиц.

Определенные трудности могут возникнуть при решении вопроса о том, к какой классификационной группе налогов отнести единые налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов – единого налога на вмененный доход, единого налога на доход (доход за минусом расходов) при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что все они ориентированы на условную доходность, а налогоплательщики-организации не ограничены в возможности переложения бремени единых налогов на потребителей продукции, их, вероятно, следует отнести к группе других косвенных налогов на бизнес. Единые налоги, уплачиваемые налогоплательщиками-физическими лицами, можно отнести к прямым, точнее к группе личных доходов с физических лиц.

Рассмотренные подходы к классификации налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения важны не только с теоретических, но и с практических управленческих позиций, в частности, для более правильной оценки давления косвенных налогов на экономику и потребление, на доходы домашних хозяйств и оплату труда работников, учитывая, что основную массу таких налогов оплачивает население в сфере розничной торговли и платных услуг.

3. В целях бухгалтерского и налогового учета налоговые платежи распределяются по соответствующим конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников можно выделить следующие: выручка от реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда, прибыль (другие доходы) до налогообложения, прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении предприятий).

Схема распределения основных видов налогов и сборов в России по бухгалтерским источникам их уплаты наглядно представлена в табл. 1.

Таблица 1
Распределение основных видов налогов и сборов в Российской Федерации по бухгалтерским источникам их уплаты

Некоторые налоги могут быть уплачены из разных источников (единый социальный налог, единые налоги в рамках специальных налоговых режимов). Это связано с тем, что их плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, у которых по-разному формируются доходы, а также в силу того, что налоговым законодательством не регламентируется жестко источник уплаты налога (например, единые налоги для субъектов специальных налоговых режимов). Кроме того, источником (не бухгалтерским) уплаты личных налогов могут быть любые личные доходы: оплата труда, дивиденды, пенсии и другие.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Распределение налоговых платежей по источникам их уплаты совпадает (за некоторым исключением) с принципами деления налогов на прямые (подоходные, личные) налоги и косвенные налоги на бизнес, в том числе на традиционные косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство. Анализ структуры налогов по источникам их уплаты дает возможность оценить распределение налоговой нагрузки на выручку организаций и ее структурные элементы, выявить диспропорции и принять соответствующие решения по рационализации структуры налоговой нагрузки на товаропроизводителей. Оптимальным является равномерное налоговое давление на основные источники уплаты налогов, однако в регулирующих целях возможны варианты снижения или увеличения налоговой нагрузки на отдельные элементы выручки.

Источники


  1. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  2. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  3. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Виды налогов уплачиваемые физическими лицами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here