Установление налоговых ставок и налоговых льгот

Полезная информация на тему: "Установление налоговых ставок и налоговых льгот" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Налоговые льготы

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

— освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

— дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

— пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

— возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

— в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Нормы, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Налоговым кодексом.

К наиболее типичным используемым формам налоговых льгот следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налого­обложения, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельно­сти или дохода от такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Наиболее частый объект налогового стимулирования – ин­вестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налого­обложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко в целях стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему.

В системе налогообложения ряда стран предусматривается со­здание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряют­ся создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно–технические разработки, имеющие фунда­ментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых вы­сокотехнологичных импортозамещающих производств, спо­собствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов.

Для поощрения концентрации капитала, обновления произ­водственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льго­ты, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название «налоговых ка­никул».

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачас­тую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанав­ливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иност­ранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установ­ление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок. Кроме того, льготное регулирование нарушает основной прин­цип равенства обложения всех налогоплательщиков, независи­мо от вида их деятельности, и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики.

В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшен­ная по времени против общих правил, или дифференцирован­ная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, со­здание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и иных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Налоговые льготы определяют условия уменьшения, отсрочки или полной отмены платежей и потому находятся в сфере особого внимания налогоплательщиков.

Налоговое законодательство Республики Беларусь предусматривает предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.

· Производственно–экономические льготы, их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно–технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок;

· Социальные льготы, которые имеют целью облегчить предприятиям решение социально–бытовых проблем;

· Экологические льготы, которые создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;

· Специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков.

Благодаря льготам налоговый механизм обретает гибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Установление льгот позволяет государству регулировать народнохозяйственные пропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулировать интенсивность накопления капитала, поощрять научно–технический прогресс, деловую активность предпринимателей и т.д.

Дата добавления: 2015-08-26 ; просмотров: 567 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Налоговые ставки и налоговые льготы

Налоговые ставки (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков:

1. отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

2. занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; 3. приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы по уплате земельного налога предусмотрены для следующей категории налогоплательщиков:

1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

Читайте так же:  Вопрос о возврате подоходного налога работающему пенсионеру

2. организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3. религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

5. организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7. организации — резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие, виды и порядок установления налоговых льгот

Льготы по налогам и сборам — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие общие принципы предоставления налоговых льгот:

1) не допускается установление налоговых льгот

в зависимости от формысобственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала;

2) нормы законодательства

о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Реализация данного принципа призвана способствовать формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;

3) налогоплательщик вправе отказаться

от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении региональных налогов;

5) представительные органы муниципальных образований вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении местных налогов;

6) налоговые льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства

о налогах и сборах. На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

повышение уровня социальной защиты населения;

обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Налогоплательщикам и плательщикам сборов могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

— освобождение от уплаты налога (сбора);

— понижение налоговых ставок;

— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе:

1) использовать льготы

по налогам и сборам на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

2) отказаться от использования льгот

по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При использовании права на налоговые льготы налогоплательщик представляет в налоговый или финансовый орган сведения о сумме, на которую уменьшена величина платежа в результате использования льгот.

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение, но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен.

Следует отметить, что кроме налоговых льгот в литературе встречается и парный (противоположный) термин — «налоговое ужесточение«, под которым, очевидно, понимается повышенное (иногда близкое к штрафному) налогообложение некоторых видов деятельности (имущества). Однако рассчитывать на то, что такой термин будет введен в законодательство, не приходится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 8. Установление, применение и отмена налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок

Статья 8. Установление, применение и отмена налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок

1. Установление и отмена налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, а также изменение оснований и порядка их использования осуществляются путем внесения соответствующих изменений в настоящий Закон.

2. В целях применения настоящего Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), а также рассмотрения предложений об установлении новых налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок пониженными налоговыми ставками признаются налоговые ставки по налогу на имущество организаций, установленные статьей 3 настоящего Закона, за исключением налоговых ставок, установленных частями 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Закона.

Пролонгация действия налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, приравнивается к установлению новых налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок.

3. Налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки устанавливаются исключительно в отношении категорий налогоплательщиков.

4. Вновь вводимые налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки устанавливаются на определенный период.

Читайте так же:  Взимается ли налог с перевода денег

Максимальный период действия налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок не может превышать пять календарных лет, за исключением налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, по которым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливаются иные периоды их действия.

5. Установление новых налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок возможно только в случае положительной оценки их эффективности, производимой в соответствии со статьей 9.1 настоящего Закона.

6. Право на применение налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, предоставляется налогоплательщикам, являющимся организациями, осуществляющими различные виды деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности.

7. Налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки, установленные настоящим Законом с указанием кода вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, применяются налогоплательщиками при условии полного соответствия кода основного вида экономической деятельности согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, осуществляемого налогоплательщиком, коду вида экономической деятельности, установленного настоящим Законом.

8. Налогоплательщики, являющиеся организациями, претендующими на применение налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, подают по месту представления налоговой декларации (расчетов по авансовым платежам) заявления о согласии на представление налоговыми органами в адрес органов государственной власти Республики Саха (Якутия) сведений об объемах фактически использованных налоговых льгот и (или) объемах средств, высвобождаемых у налогоплательщиков в результате применения пониженных налоговых ставок, а также сведений о состоянии уплаты обязательных налоговых платежей по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

9. Налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки, установленные настоящим Законом, не предоставляются в следующих случаях:

1) наличие у налогоплательщика, являющегося организацией, на начало налогового периода, по итогам отчетных периодов которого будет заявлено право на применение налоговой льготы и (или) пониженной ставки, недоимки по налоговым платежам и задолженности по начисленным пеням и штрафам перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия), за исключением отсроченной и (или) рассроченной задолженности, реструктуризованной задолженности, а также задолженности, приостановленной к взысканию.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2) непредставление налогоплательщиком, являющимся организацией, в адрес налоговых органов заявления, указанного в части 8 настоящей статьи, не позднее 31 марта года, в котором возникает право использования налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок.

10. Положения частей 7-9 настоящей статьи не распространяются на налогоплательщиков, претендующих на применение дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.

11. Основанием для подготовки проекта закона Республики Саха (Якутия), предусматривающего отмену налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, является признание их неэффективными в соответствии со статьей 9.1 настоящего Закона.

12. После вступления в силу закона Республики Саха (Якутия), предусматривающего отмену налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, право на их применение распространяется на период до окончания срока действия правоотношений, возникших в налоговом периоде, предшествующем дате вступления в силу указанного закона Республики Саха (Якутия).

13. В соглашение (договор), заключаемое (заключаемый) от имени Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, федеральными исполнительными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, не могут быть включены обязательства Республики Саха (Якутия) по установлению новых и пролонгации действующих налоговых, льгот и (или) пониженных налоговых ставок.

>
Порядок рассмотрения предложений об установлении новых налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок
Содержание
Закон Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 8. Установление, применение и отмена налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок

Статья 8. Установление, применение и отмена налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок

1. Установление и отмена налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, а также изменение оснований и порядка их использования осуществляются путем внесения соответствующих изменений в настоящий Закон.

2. В целях применения настоящего Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), а также рассмотрения предложений об установлении новых налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок пониженными налоговыми ставками признаются налоговые ставки по налогу на имущество организаций, установленные статьей 3 настоящего Закона, за исключением налоговых ставок, установленных частями 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Закона.

Пролонгация действия налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, приравнивается к установлению новых налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок.

3. Налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки устанавливаются исключительно в отношении категорий налогоплательщиков.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2018 г. — Закон Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 г. 1906-З N 1371-V

4. Вновь вводимые налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки устанавливаются на определенный период.

Максимальный период действия налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок не может превышать пять календарных лет, за исключением налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, по которым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливаются иные периоды их действия.

Положения абзаца третьего части 4 статьи 8 настоящего Закона (в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 г. 1906-З N 1371-V) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Действие настоящей части не распространяется на налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки, установленные или вновь вводимые в отношении физических лиц, социально ориентированных некоммерческих организаций.

5. Установление новых налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок возможно только в случае положительной оценки их эффективности, производимой в соответствии со статьей 9.1 настоящего Закона.

Читайте так же:  Пенсионное обеспечение в социальных государствах

6. Право на применение налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, предоставляется налогоплательщикам, являющимся организациями, осуществляющими различные виды деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности.

7. Налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки, установленные настоящим Законом с указанием кода вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, применяются налогоплательщиками при условии полного соответствия кода основного вида экономической деятельности согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, осуществляемого налогоплательщиком, коду вида экономической деятельности, установленного настоящим Законом.

8. Налогоплательщики, являющиеся организациями, претендующими на применение налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, подают по месту представления налоговой декларации (расчетов по авансовым платежам) заявления о согласии на представление налоговыми органами в адрес органов государственной власти Республики Саха (Якутия) сведений об объемах фактически использованных налоговых льгот и (или) объемах средств, высвобождаемых у налогоплательщиков в результате применения пониженных налоговых ставок, а также сведений о состоянии уплаты обязательных налоговых платежей по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

9. Налоговые льготы и (или) пониженные налоговые ставки, установленные настоящим Законом, не предоставляются в следующих случаях:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. — Закон Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 г. 1906-З N 1371-V

1) наличие у налогоплательщика, являющегося организацией, на начало налогового периода, по итогам отчетных периодов которого будет заявлено право на применение налоговой льготы и (или) пониженной налоговой ставки, недоимки по налоговым платежам и задолженности по начисленным пеням и штрафам перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия), за исключением отсроченной и (или) рассроченной задолженности, реструктуризованной задолженности, а также задолженности, приостановленной к взысканию. При этом право использования налоговой льготы и (или) пониженной налоговой ставки возникает с первого дня того отчетного периода, в котором налогоплательщик погашает указанную задолженность в полном объеме;

2) непредставление налогоплательщиком, являющимся организацией, в адрес налоговых органов заявления, указанного в части 8 настоящей статьи, не позднее 31 марта года, в котором возникает право использования налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок.

10. Положения частей 7-9 настоящей статьи не распространяются на налогоплательщиков, претендующих на применение дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.

11. Основанием для подготовки проекта закона Республики Саха (Якутия), предусматривающего отмену налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, является признание их неэффективными в соответствии со статьей 9.1 настоящего Закона.

12. После вступления в силу закона Республики Саха (Якутия), предусматривающего отмену налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок, установленных настоящим Законом, право на их применение распространяется на период до окончания срока действия правоотношений, возникших в налоговом периоде, предшествующем дате вступления в силу указанного закона Республики Саха (Якутия).

13. В соглашение (договор), заключаемое (заключаемый) от имени Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, федеральными исполнительными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, не могут быть включены обязательства Республики Саха (Якутия) по установлению новых и пролонгации действующих налоговых, льгот и (или) пониженных налоговых ставок.

>
Порядок рассмотрения предложений об установлении новых налоговых льгот и (или) пониженных налоговых ставок
Содержание
Закон Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам

СТ 56 НК РФ.

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и
сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов,
включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия
применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее
использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим
Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и
(или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Комментарий к Ст. 56 Налогового кодекса

Льготы по налогам и сборам являются факультативным (необязательным) элементом налогообложения и могут не применяться при установлении конкретных налогов, в отличие от объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога и порядка и срока уплаты налога, без определения которых, согласно ст. 17 НК РФ, налог не считается установленным. Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком предусматриваются в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах.

Положения ст. 56 НК РФ не относятся к конкретному налогу и имеют общий характер. В комментируемой статье установлено легальное понятие налоговой льготы и в общем виде регламентированы правила установления и использования налоговых льгот.

Статьей 3 НК РФ установлены принципы всеобщности и равенства налогообложения, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Читайте так же:  Какая пенсия инвалидам детства в россии

Льготами по налогам и сборам, согласно комментируемой статье, признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В комментируемой статье предусмотрены следующие основные правила предоставления налоговых льгот:

— нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер;

— законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении региональных налогов;

— представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении местных налогов.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

— реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

[2]

— стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

— повышение уровня социальной защиты населения;

— обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Налогоплательщикам могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

— освобождение от уплаты налога (сбора);

— понижение налоговых ставок;

— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

— использовать льготы по налогам и сборам на основании и в порядке, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

— отказаться от использования льгот по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает отказа от ее использования в этом периоде (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июля 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Элементы налога. Виды налоговых ставок и налоговых льгот

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.
Согласно ст.3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют существенными элементами закона о налоге.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога;
Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:
1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
Законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст.12НК РФ):

  1. налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ;

Установление и использование льгот по налогам и сборам

Предусмотрены определенные преимущества для налогоплательщиков и тех, кто уплачивает налоговые сборы, перед другими плательщиками.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.
Читайте так же:  Коэффициент заработной платы при расчете пенсии

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН – упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

[3]

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер — они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

[1]

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

  3. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
Установление налоговых ставок и налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here