Уплата зачет и возврат налогов

Полезная информация на тему: "Уплата зачет и возврат налогов" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Уплата зачет и возврат налогов

Даже при беспрекословном соблюдении налогоплательщиком норм налогового права суммы налога, пени и штрафов могут оказаться излишне уплаченными или взысканными.

Переплата может возникнуть не только у налогоплательщика, но и у налогового агента, а также плательщика сбора. Данную ситуацию призваны разрешить нормы главы 12 НК РФ, которая как раз регулирует отношения по возврату и зачету излишне уплаченных или взысканных сумм. Однако, при применении норм указанной главы Кодекса возникают некоторые проблемы, которым и посвящена работа.

Сначала разберемся с ситуациями, при которых возникает переплата.

Переплата может возникнуть в двух случаях:

1. Совершение ошибочных действий самим налогоплательщиком (излишняя уплата), либо налоговым органом (излишнее взыскание). Этому в основном и посвящена упомянутая глава Кодекса;

2. Переплата может возникнуть и без ошибочных действий. Такая ситуации может возникнуть при признании нормативного акта, устанавливающего налог, недействительным, отмены нормативного акта принявшим его органом, либо изменении системы налогообложения. В этом случае тоже возникает возможность для возврата (зачета) со ссылкой на нормы общей части налогового кодекса (Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А42-2832/01-25) если только законодатель не устанавливает специальные правила по поводу переплаченных таким образом сумм. Например, при отмене ЕСН для предпринимателей, перешедших на систему налогообложения в виде ЕНВД, переплаченные суммы налогов возможно было только зачесть, но не возместить из бюджета.

Переплачены могут быть суммы налога, сбора, пени или штрафов.

Налоговое право содержит два пути разрешения ситуации, в которой возникла переплата:

  • зачет
  • возврат излишне уплаченного либо взысканного налога.
  • Зачет представляет собой способ исполнения обязанности по уплате налога или сбора при котором суммы, уплаченные изначально в счет одного налогового обязательства считаются уплаченными в счет иного обязательства. Зачет по общему правилу осуществляется налоговым органом (ст. 45, п. 2 ст. 78 НК РФ), но в некоторых случаях (отказ налогового органа в зачете, зачет штрафа) может быть осуществлен в судебном порядке. Налоговый орган может провести зачет самостоятельно либо по заявлению налогоплательщика. Причем по собственной инициативе налоговый орган вправе зачесть излишне уплаченную сумму только в отношении налоговых платежей, по которым имеется недоимка. В счет уплаты пени переплата по налогу может быть зачтена только по заявлению налогоплательщика (п. 5 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А42-2832/01-25).

    Зачету подлежит как сумма излишне уплаченного налога (п. 1 ст. 78), так и сбора, пени (п. 11 ст. 78). Следует обратить внимание на то, что допускается зачет только сумм излишне уплаченного налога, зачет уплаченных за определенный период сумм налога при наличии недоимок по другим периодам, пусть и предшествующим, недопустим (Постановление ФАС СЗО от 23.04.2002 № А56-31835/01).

    Возврат — возмещение из бюджета уплаченных в счет погашения налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налоговым органом за счет средств соответствующего бюджета.

    Данный способ может быть использован только при соблюдении некоторых условий. Одним из таких условий является отсутствие недоимки перед тем бюджетом, в который произошла переплата (п. 7 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ). Здесь имеется в виду недоимка по всем налогам, подлежащим уплате в данный бюджет, а не только по тому налогу, по которому имеется переплата (Постановление ФАС ЗСО от 12.02.2001 № Ф 04/360-56/А45-2001). Наличие недоимки устанавливает налоговый орган и в случае решения вопроса о возврате излишне уплаченного налога в суде обязанность по доказыванию наличия недоимки ложится на налоговый орган (Постановление ФАС ЗСО от 10.04.2002 № Ф04/1208-215/А46-2002).

    Однако положения о том, что возврат излишне взысканных налогов возможен только после зачета рассчитан на добросовестные действия взыскателя. Если же взыскание произведено с нарушением норм НК РФ, то такие действия не могут быть обеспечены защитой, а иск о возврате оспариваемых сумм может быть удовлетворен несмотря на наличие недоимки (Постановление ФАС СКО от 16.11.2000 № Ф08-3163/2000).

    Помимо того, недопустим возврат виртуально уплаченных сумм. Так, для возврата из бюджета сумм налога они должны реально поступить в бюджет (Постановлением ФАС ЗСО от 24.04.2002 № Ф04/1408-248/А46-2002). Уплаченным налогом, подлежащим возврату в порядке ст. 78 НК РФ можно считать только тот налог, который уплачен денежными средствами (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф04/3950-1364/А45-2001), в противном случае суммы переплаты могут быть зачтены только в счет недоимки и будущих платежей (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф04/3953-1363/А45-2001). Однако последнее решение вынесено с учетом местного законодательства, устанавливающего запрет на возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных векселями. Потому представляется верным, что возврат излишне уплаченных неденежным способом сумм все же допустим. Другое дело, что данный способ расчетов в налоговом праве теперь практически не используется, и данное положение не найдет практического применения.

    Возврат происходит за счет того бюджета, в который произошла переплата (п. 9 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 15.04.2002 № Ф04/1333-232/А46-2002) налоговым органом (п. 2 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 24.01.2001 № Ф04/165-813/А70-2000). Попытки возместить излишне уплаченные налоги за счет иных органов государственной и местной власти не достигли своей цели (Постановления ФАС ЗСО от 4.10.2000 № Ф04/2529-649/А46-2000, от 22.11.2000 №Ф04/3025-780/А27-2000). Осуществление возврата излишне уплаченных налогов и других платежей возложено на органы казначейства, которые наряду с налоговыми органами могут выступать ответчиками по спорам о возврате. Однако указанное положение хотя и нашло подтверждение в судебной практике (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф04/3244-377/А-2001, от 24.10.2001 № Ф04/3219-367/А67-2001), все же было расценено судом как недостаточное основание для отмены судебного решения первой инстанции, где в иске к органу казначейства было отказано ввиду отсутствия полномочий кассационной инстанции по привлечению к участию в деле других лиц и исполнения исполнительного листа о взыскании.

    Возвращает сумму излишне уплаченного налога инспекция по месту учета налогоплательщика. В случае если налогоплательщик подал заявление о возврате излишне уплаченного налога в одну инспекцию, но потом перешел на учет в другую инспекцию, то вопрос о том, какая инспекция будет осуществлять возврат разрешается судами по разному: (Постановление ФАС МО от 12.10.2001 № КА-А40/5712-01), либо (Постановление АС НСО от 03.02.2003 № А45-11648/02-СА12/91) инспекциями. Таким образом, не так уж и важно какой налоговый орган будет осуществлять возврат.

    Применение к возмещению НДС. Отношения по зачету и возмещению НДС до 1 января 2001 г. регулируемые Законом РФ , а после 1.01.2001 главой 26 НК РФ имеют иную природу. Суммы возникают не в результате ошибочных действий налогоплательщика (излишняя уплата налога) или налогового органа (неправомерное взыскание излишней суммы), а в результате самой организации налога на добавленную стоимость, предполагающей, при определенных обстоятельствах, возмещение правильно уплаченных сумм налога. Таким образом, оснований для применения к указанным отношениям положений ст. 78 НК РФ нет (Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2001 №Ф04/1190-327/А46-2001).

    Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца ликвидатора чаэс

    Порядок зачета и возврата.

    Срок. Заявление в налоговый орган о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога может быть подано только в течение 3 лет с момента переплаты (п. 8 ст.78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 02.04.2001 № Ф04/950-239/А46-2001). Указанный срок распространяется только на заявление о возврате, но не на сам возврат, который может быть осуществлен и по истечении указанного срока (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.01.2001 № 3646/01). Вместе с тем, заявление о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в суд подается по общим правилам о сроке исковой давности, предусмотренным ст. 200 ГК РФ — в течение 3 лет с момента, когда заинтересованному лицу стало известно о факте переплаты (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О). При пропуске срока установленного налоговым законодательством необходимо заявить ходатайство в суд о применении п. 1 ст. 200 ГК РФ.

    Зачет налоговым органом. Налоговый орган по заявлению налогоплательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей выносит решение в течение 5 дней. В любом случае, налогоплательщик должен быть проинформирован о принятом по его заявлению решении в течение двух недель с момента подачи заявления.

    Возврат налоговым органом. Возврат налоговым органом может быть осуществлен при соблюдении ранее рассмотренных условий. Необходимо также иметь в виду, что не всякие суммы может вернуть налоговый орган. Так, вернуть суммы уплаченных (взысканных) штрафов возможно только в судебном порядке. В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в месячный срок со дня подачи заявления о возврате. В данном пункте речь идет о сроке для возврата, а не сроке принятия решения налоговым органом о возврате, направляемом в казначейство (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф04/3244-377/А-2001, от 24.10.2001 № Ф04/3219-367/А67-2001). Проведением налоговой проверки (выездной или камеральной) налоговый орган также не вправе оттянуть момент возврата (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2001 № Ф04/3239-980-981-982/А27-2001). В случае просрочки возврата средств на них начисляются проценты по ставке рефинансирования.

    Обращение в суд. Ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщику предоставлена возможность подать заявление в налоговый орган о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога. Также законодательство установило обязанность налогового органа рассмотреть указанное заявление и принять по нему решение. Потому обращение в суд с требованием о возврате (зачете) указанных сумм допустимо только в том случае, когда налоговый орган отказал в возврате (зачете) указанных сумм, либо налогоплательщик не получил ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5). Поскольку ст. 79 досудебный порядок урегулирования спора о возврате излишне взысканных сумм не предусмотрен, заявление о возврате указанных сумм рассматривается арбитражным судом без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган (Постановление ФАС СЗО от 08.04.2002 № А44-2778/01-С3-к, от 01.04.2002 № А44-2779/01-С3-к и др.)

    Таким образом, налоговое законодательство предусматривает несколько процедур возмещения излишне уплаченных в бюджет средств в счет погашения налоговых обязательств. Практика правоприменения по данному вопросу пусть и недостаточно большая и порой противоречивая, но уже есть. Радует, что налогоплательщики имеют некие гарантии ответственности государства за деятельность своих органов (налоговых) в форме возмещения убытков причиняемых при невозврате, либо несвоевременном возврате излишне уплаченных средств. Ранее мер по начислению процентов за просрочку возврата законодательство не предусматривало, а сейчас при должном усердии юристов организации и граждане в состоянии защитить свои права в налоговой сфере.

    Статья 78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени

    Статья 78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени

    1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

    3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

    В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

    4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

    5. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

    6. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

    7. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

    8. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

    9. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

    При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

    10. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

    11. Правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

    Читайте так же:  Что нужно для расчета пенсии

    12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.

    13. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.

    Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) налога, сбора, пеней, штрафа

    Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) налога, сбора, пеней, штрафа

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

    Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

    Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

    Зачеты-возвраты возможной переплаты

    Существующий порядок зачета и возврата налогов имеет явные пробелы. Объясняется это просто: в первой части НК РФ этим вопросам посвящено всего лишь две статьи из имеющихся 142. Разберемся с самыми проблемными моментами процедуры зачета и возврата налогов.

    Правила зачета

    Порядок зачета установлен в ст. 78 Налогового кодекса. Согласно этой норме излишне уплаченный налог можно засчитать в счет предстоящих платежей, недоимки, а также задолженности по пеням и штрафам.

    При этом зачет проводят по строго установленным правилам. Федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1 ст. 78 НК РФ).

    Кроме того, Налоговый кодекс разграничивает процедуры зачета налога при наличии и отсутствии недоимки. В первом случае заявление организации на осуществление этой процедуры необязательно — инспекция сама проведет зачет, во втором без него не обойтись, если компания хочет за счет переплаты погасить будущие платежи. Рассмотрим эти ситуации подробнее.

    Когда инспекция сама проводит зачет

    Налоговая инспекция самостоятельно проводит зачет переплаты налога, когда у организации образовалась недоимка по этому или иному налогу, а также при наличии задолженности по пеням и штрафам. Решение о зачете инспекция обязана принять в течение десяти дней с момента обнаружения переплаты или подписания акта сверки (если таковая проводилась). Еще одной точкой отсчета является день вступления в силу решения суда.

    Тем не менее право на зачет, предоставленное налоговому органу, не лишает налогоплательщика возможности написать соответствующее заявление. Тогда срок для принятия решения о зачете начинает исчисляться с момента получения такого заявления или со дня подписания сверки расчетов (если она проводилась). Это прописано в п. 5 ст. 78 НК РФ.

    По смыслу ст. 78 НК РФ сумму излишне уплаченного налога налоговый орган засчитывает прежде всего в погашение той недоимки, которая возникла раньше иных сумм задолженности, то есть в порядке календарной очередности (Определение ВАС РФ от 21.05.2007 № 2808/07 № А59-2550/06-С13).

    Когда налоговики не вправе провести зачет

    Если у организации отсутствует недоимка, инспекция не может самостоятельно без заявления плательщика проводить зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным обязательным платежам (п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ). Минфин России не раз обращал внимание на этот запрет (см., например, письмо от 12.02.2010 № 03-02-07/1-62). Арбитражной практикой по данному вопросу мы не располагаем, поэтому представляется, что чиновники на местах установленное правило соблюдают в силу того, что ситуация четко урегулирована Налоговым кодексом.

    Внятного же ответа на вопрос, вправе ли ИФНС проводить зачет недоимки по истечении срока на ее взыскание, нет. Подобная ситуация возникает, если у компании имеется переплата по одному налогу и недоимка по другому, но налоговый орган пропустил срок принудительного взыскания этой недоимки. Попробуем разобраться в данном вопросе с помощью писем контролеров и анализа арбитражной практики.

    Итак, с точки зрения судов, которую поддерживает Минфин России, в рассматриваемом случае налоговый орган так поступить не вправе. В частности, в письме финансового ведомства от 14.07.2009 № 03-02-07/1-357 чиновники сослались на позицию Конституционного суда и Президиума ВАС РФ (Определение КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П, постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 № 10707/08), согласно которой зачет переплаты в счет погашения недоимки, возможность взыскания которой утрачена, по сути является тем же самым принудительным взысканием.

    Напомним, что решение о взыскании инспекторы должны принять в течение двух месяцев после срока погашения недоимки, указанной в требовании. Если в этот срок решение не принято, взыскание возможно в судебном порядке. Налоговый орган может подать заявление в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

    Разумеется, арбитражная практика складывается с учетом мнения КС РФ и ВАС РФ и полностью на стороне компаний (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2010 № А27-25554/2009, Восточно-Сибирского округа от 25.05.2010 № А33-11888/2009, Поволжского округа от 17.11.2010 № А55-5325/2010, Северо-Западного округа от 21.01.2011 № А42-868/2010).

    Немного пеней не повредит

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если налог не уплачен вовремя, компания обязана заплатить пени. Чтобы не «попасть» на пени в случае, когда организация приняла решение направить переплату на погашение будущего платежа, бухгалтер должен учесть следующее. Представим, что заявление о зачете в счет предстоящих платежей подано до наступления срока уплаты налога, а решение принято после. Вопрос о начислении пени решается с учетом момента подачи заявления. То есть если между датой, указанной в нем, и сроком уплаты налога есть десять дней для того, чтобы инспекция приняла решение, на наш взгляд, пени начислять неправомерно. Если у инспекции нет времени «для разгона», то пени правомерны.

    В подтверждение такой позиции приведем письмо Минфина России от 12.02.2010 № 03-02-07/1-62. В нем сказано, что в рассматриваемых обстоятельствах пересчет пеней, начисленных до момента принятия инспекцией решения о зачете сумм излишне уплаченного налога, при условии, что налоговая не нарушает десятидневный срок, НК РФ не предусматривает.

    Минфиновское исключение из общих правил

    Как уже было сказано, зачет проводится между соответствующими налогами по уровням бюджетов. Однако контролеры считают, что зачесть НДС и налог на прибыль в счет недоимки или предстоящих платежей по НДФЛ компания не вправе. Об этом говорится в письмах Минфина России от 19.02.2009 № 03-02-07/1-81, от 20.11.2009 № 03-02-07/1-515, от 19.02.2010 № 03-02-07/1-69 и др.

    Читайте так же:  Оплатить налог через альфа банк

    Свою позицию чиновники обосновывают тем, что компания удерживает НДФЛ из доходов налогоплательщиков — физических лиц. То есть в данном случае организация просто выполняет роль налогового агента. А погасить задолженность или произвести предстоящий платеж — обязанность налогоплательщиков.

    Данная точка зрения основана на п. 6 ст. 226 НК РФ, в котором сказано, что уплата налога за счет средств агентов не допускается. Однако ранее Минфин России выпустил несколько писем, в которых озвучил иную позицию: налог на прибыль, НДС и НДФЛ являются федеральными налогами. На этом основании зачет между ними возможен (письма от 21.10.2008 № 03-02-07/1-412 и от 02.09.2008 № 03-02-07/1-387).

    Посмотрим, что говорит арбитраж. Суды указывают, что зачет переплаты по налогу на прибыль и НДС в счет недоимки или предстоящего платежа по НДФЛ возможен, поскольку:

    Этот вывод следует из постановлений ФАС Московского округа от 09.11.2010 № КА-А40/13571-10, от 04.05.2010 № КА-А40/4125-10 по делу № А40-118470/09-129-911, Западно-Сибирского округа от 15.11.2010 № А70-5254/2010 и др.

    Ссылки инспекции на п. 6 ст. 226 НК РФ арбитры отклоняют из-за того, что данный запрет на рассматриваемый случай не распространяется. Указанная норма касается случаев уплаты агентом НДФЛ за счет собственных средств, без удержания налога из доходов плательщика — физического лица при их фактической выплате.

    Что делать организации? На наш взгляд, наиболее беспроблемными с точки зрения возможных препон со стороны инспекции являются два варианта. Первый: провести зачет переплаты по НДС или налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по этим или иным федеральным налогам, кроме НДФЛ. Второй: написать заявление на возврат переплаты.

    Не пропустите точку невозврата

    Порядок возврата излишне взысканного налога установлен в ст. 79 НК РФ. Компания, желающая вернуть налог, может рассчитывать на это при отсутствии недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В противном случае ИФНС сначала направит переплату на погашение недоимки и задолженности, а то, что останется, вернет компании. При наличии недоимки, перекрывающей сумму переплаты, основания для возврата денег отсутствуют (постановление ФАС Поволжского округа от 06.07.2010 № А12-19148/2009).

    Возврат осуществляется только по заявлению плательщика. У налоговиков есть десять дней с даты получения письменного заявления компании на принятие соответствующего решения. Указанное заявление можно подать в течение месяца, после того как организации стало известно о факте излишнего взыскания налога, или с момента вступления в силу решения суда. Если месячный срок пропущен, можно обратиться в суд. При этом исковое заявление подается в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте переплаты.

    Исчисление трехгодичного срока — одна из наболевших проблем. В арбитражной практике существуют различные точки отсчета:

    Необходимо помнить, что в случае излишнего взыскания налога инспекция обязана вернуть не только переплату, но и проценты, которые начисляются за период со дня взыскания по день возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ (п. 5 ст. 79 НК РФ). Причем, если исходить из буквального толкования положений НК РФ, рассчитать проценты и вернуть их налоговый орган обязан самостоятельно, то есть без заявлений от плательщика.

    Но не тут-то было. Как показывает анализ судебной практики, налоговики не торопятся платить проценты самостоятельно, вынуждая компании обращаться в суд за их взысканием. Утешает одно: рассматривая такие иски, арбитры встают на сторону налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 26.05.2008 № Ф09-3661/08-С3 и от 13.08.2008 № Ф09-5754/08-С3).

    справка

    Следует различать понятия «излишне перечисленный налог» и «излишне взысканный налог». Если налог в бюджет зачисляется на основании требования об уплате, направленного по результатам проверок, а платежи рассчитаны неверно, что подтверждено решением вышестоящего налогового органа или судом, нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Статья 78 НК РФ в этом случае неприменима (см. Определение КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О), поскольку имеет место излишнее взыскание налога

    Спорные вопросы для компаний с филиалами

    Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо специфичных правил возврата или зачета излишне уплаченного налога для организаций, в структуру которых входят обособленные подразделения. Поэтому на практике возникают спорные ситуации.

    Например, вправе ли налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, обратиться в налоговый орган по месту учета филиала с заявлением о возврате переплаты на счет головной организации. Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. Отрадно, что и контролирующие органы, и суды, как правило, занимают позицию, выгодную для налогоплательщиков. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 18.03.2008 № КА-А40/1501-08 пришел к выводу, что организация обоснованно обратилась с требованием о возврате налога к налоговому органу, в котором на учете состоит ее филиал.

    В постановлении от 22.09.2006, 29.09.2006 № КА-А41/9080-06 ФАС Московского округа признал незаконным бездействие инспекции по месту нахождения филиала организации, не вернувшей сумму излишне уплаченного налога на прибыль. При этом суд отклонил ссылку ИФНС, что решение о проведении возврата налога должна принять инспекция, в которой состоит на учете головная организация. Арбитры указали, что действующее законодательство не содержит такого основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога.

    Теперь о зачете переплаты по налогам. Рассмотрим распространенную ситуацию: головная организация и ее филиалы состоят на налоговом учете в разных субъектах РФ. У одного из филиалов имеется переплата по налогу на прибыль в региональный бюджет. Можно ли ее зачесть в счет исполнения текущей обязанности по уплате налога на прибыль головной организации? И какой налоговый орган должен принимать решение о зачете сумм переплаты?

    По мнению Минфина России, ст. 78 НК РФ не устанавливает ограничений по проведению зачета в зависимости от того, в какой бюджет бюджетной системы РФ уплачивается федеральный налог. Налог на прибыль организаций (является федеральным согласно ст. 13 НК РФ), излишне уплаченный в бюджет одного субъекта РФ, может быть зачтен в счет предстоящих платежей по этому налогу в бюджет другого субъекта РФ (письмо Минфина России от 12.07.2010 № 03-02-07/1-315).

    Подать заявление о зачете налога, излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ, организация, имеющая в своем составе такое обособленное подразделение, вправе в налоговый орган как по месту нахождения подразделения, так и по месту учета головной организации (письмо ФНС России от 19.11.2010 № ЯК-37-8/15939).

    Возврат или зачет налога крупнейшим налогоплательщикам, имеющим обособленные подразделения, производится налоговым органом, в котором организация состоит на учете в этом качестве. Такова официальная позиция Минфина России (письмо от 11.10.2010 № 03-02-07/1-451). С этим согласен и ФАС Московского округа, в постановлении от 20.12.2010 № КА-А40/15838-10-П по делу № А40-48881/09-117-309 указавший, что возврат (зачет) излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика, а не территориальными налоговыми органами.

    Уплата налогов: зачеты, возвраты.

    Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

    ЭЖ-Бухгалтер

    Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

    Читайте так же:  Программа субсидий на жилье для молодых

    Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

    Зачет или возврат излишне перечисленных налогов в бюджет

    У любого налогоплательщика может возникнуть ситуация, когда он излишне уплатил налоги в бюджет. В статье раскрываются бухгалтерские и налоговые вопросы возврата налогоплательщику или зачета переплаты по налогам.

    Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет.
    У налогоплательщиков излишне уплаченные суммы налогов могут возникнуть в результате различных ситуаций: технических ошибок при расчетах, неточности при исчислении налоговой базы и суммы налогов, а также ошибки при перечислении налоговых обязательств. Факт переплаты может обнаружить как налогоплательщик, так и налоговый орган.
    Порядок зачета или возврата излишне уплаченных налогов регламентируется ст. 78 Налогового кодекса РФ.
    Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

    [1]

    Общие условия возврата или зачета переплаты

    Общие условия зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов:
    1. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам
    2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму
    3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта
    4. Обнаружение факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате налога:
    — Предложения налогового органа
    — Предложения налогоплательщика
    5. Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам
    6. Результаты сверки оформляются актом и подписываются налоговым органом и налогоплательщиком

    Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
    В случае обнаружения таких фактов по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

    Порядок зачета или возврата налоговым органом излишне уплаченных налогов

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
    Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки в случае ее проведения.
    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.
    Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
    Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

    [2]

    Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
    Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия такого решения. При этом сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку либо высылается по почте.
    Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, то на невозвращенную сумму начисляются проценты.

    Особенности возврата излишне уплаченного налога с нарушением срока

    1. Налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата
    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата
    2. Если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение 3-х дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств

    Доходы в виде сумм процентов, полученных от налоговых органов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, проценты, начисленные за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога, являются прочими доходами и принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах (п. 10.6 ПБУ 9/99).

    Пример 2. ООО «Лира» излишне уплатило в бюджет налог на прибыль организаций в сумме 120 000 руб. по итогам 2009 г. Руководитель организации написал заявление 30 апреля 2010 г. с просьбой вернуть переплату по налогу.
    Налоговый орган провел камеральную проверку, проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил отсутствие задолженности у ООО «Лира».
    Налоговый орган принял решение о возврате переплаты и перечислил ее на расчетный счет организации 17 июня 2010 г., нарушив срок возврата переплаты.
    В связи с этим на сумму переплаты начисляются проценты за период с 31 мая по 17 июня 2010 г.
    Ставка рефинансирования Банка России (условно) — 8%.
    Сумма процентов составит 473,42 руб. (120 000 руб. x 0,08 / 365 дней x 18 дней).
    Бухгалтер ООО «Лира» сделал в учете следующие записи:
    — отражена сумма процентов за нарушение срока возврата переплаты:
    Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
    Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1
    «Прочие доходы», 473,42;
    — поступила сумма переплаты на расчетный счет:
    Дебет счета 51 «Расчетные счета»
    Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», 120 000;
    — зачислены проценты на расчетный счет:
    Дебет счета 51 «Расчетные счета»
    Кредит счета 76 473,42.

    Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
    Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.
    Аналогичные правила применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

    Порядок возврата суммы излишне уплаченного налога

    Здравствуйте! В этой статье мы расскажем как вернуть излишне уплаченные налоги.

    Сегодня вы узнаете:

    1. Как и в каких ситуациях можно оформить возврат средств;
    2. Как решаются споры;
    3. В какие сроки осуществляется возврат налогов.
    Читайте так же:  Документы на алименты от отца

    Содержание

    Ситуация, когда человеку нужно вернуть излишне уплаченный налог, возникает не так уж редко. Основная причина возникновения такой проблемы – арифметические ошибки, допущенные либо самим плательщиком налога, либо инспекторами ФНС. О возврате средств плательщика и поговорим в этой статье.

    Общая информация

    Когда гражданин внес в бюджет сумму налога, которая превышает необходимую, он может претендовать на возврат своих денег.

    Произойти это может из-за нескольких причин:

    • Сумма для оплаты была неверно посчитана;
    • Платежное поручение заполнено ошибочно: в платежке зафиксировано большее значение и так далее.

    Чем регламентируется процесс возврата и зачета налогов

    Процедура зачета и возврата налогов, уплаченных излишне, регламентируется НК РФ, его 78 статьей. 79 статья НК РФ регулирует возврат тех платежей, которые с вас излишне взыскали.

    При этом отметим, что налогоплательщику будут возвращены платежи, которые он внес излишне, только если он не является должником по другим видам платежей.

    А сейчас по шагам рассмотрим, как вернуть свои деньги.

    Как получить свои деньги: порядок возврата

    Шаг 1. Обращаемся с заявлением.

    Прежде всего вам нужно обратиться в налоговые органы с заявлением на возврат суммы, внесенной выше необходимого объема. К заявлению в качестве приложения можно прикрепить копию документа, который подтвердит, что вы перечисляли средства.

    Шаг 2. Ждем ответа.

    Налоговая служба принимает решение в пятидневный срок начиная с того времени, как было принято заявление плательщика. Как только положительное решение будет принято, деньги возвращают в течение месяца, учитывая дату, когда было принято ваше заявление.

    Шаг 3. Обращение в органы суда.

    Это крайняя мера, которая осуществляется только тогда, если ФНС необоснованно отклоняет ваше заявление, либо ответа в установленный срок вы так и не дождались.

    Если у вас есть долги по другим налогам, в возврате вам могут отказать и это не будет являться нарушением ваших прав.

    Некоторые особенности

    Если вы оплачивали налоги безналичным способом, для получения денег нужно обратиться в банковскую организацию с документом, в котором содержится поручение о том, что финансы должны быть перечислены получателю.

    Основываясь на этом документе, банковская организация выполняет перевод и отслеживает, чтобы средства были доставлены плательщику. Ответственность за зачисление денег возлагается на банк получателя.

    Процедура зачета

    Чтобы сумма налога, уплаченного излишне, была зачтена в счет следующих платежей, вы должны написать соответствующее заявление. Срок принятия решения по вашему вопросу – 10 дней с учетом дня получения заявления.

    Если же вы являетесь должником, то сумма для погашения долга будет зачтена по самостоятельному решению налоговой.

    Пример. Компания Д. излишне уплатила налог в сумме на 20 000 рублей. Директор обратился с заявлением о возврате денег. Инспекторами расчеты плательщика были проверены и установлен факт задолженности по транспортному налогу в сумме 2000, по земельному налогу – 2500.

    В итоге принято решение вернуть переплату частично, после процедуры зачета средств в счет следующих платежей.

    Считаем: (20000 — 2000 — 2500) = 15500 рублей, составлявшие часть переплаты, в установленный срок вернулись на счет компании.

    Специалистом по бухгалтерии сделаны проводки, выглядящие следующим образом:

    • Дебет 68 счета субсчет «Расчеты по имущественному налогу», кредит 68 счета субсчет «Расчеты по налогу на транспорт» – 2000 руб.;
    • Зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по земельному налогу:
      дебет счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», кредит счета 68, субсчет «Расчеты по земельному налогу» – 2500 руб.;
    • Осуществлен возврат на счет оставшейся части переплаты по налогу на имущество: дебет счета 51 кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество» – 15 500 руб.

    Возврат средств, которые взыскали излишне

    Образование переплаты – нередкое явление. Если это произошло, сумму средств вам обязаны вернуть.

    Налогоплательщик, как только обнаружил, что внес лишние средства, обращается с заявлением в налоговый орган. В десятидневный срок принимается решение о возврате удержанной суммы.

    До того как 10 дней истекут, специалисты налоговой направляют в адрес Казначейства поручение о возврате налога на основании решения, которое было принято. А Казначейство уже исполнит это решение.

    Налогоплательщик обладает правом обращения в судебные органы, чтобы переплату взыскали принудительно. Для этого также установлен трехлетний срок с момента обнаружения переплаты.

    Если налоговые органы обнаружили, что взыскали с лица излишнюю сумму, они обязаны его об этом поставить в известность. В этом случае также действует десятидневный срок с момента, когда переплата была зафиксирована.

    Когда возврат платежа осуществлялся посредством решения, принятого в суде, на сумму начисляют штрафные проценты.

    [3]

    Вернуть деньги можно только в рублевом эквиваленте.

    Каким образом разрешаются споры

    В 2013 году было принято Постановление, которое дает ответы на многие вопросы по возврату или зачету средств. Если возникает судебный спор, руководствуются обычно разъяснениями, которые в нем приводятся.

    • Налоговая не может инициировать зачет взысканных сумм, если: суд вынес решение о взыскании задолженности, а также если возможности взыскания нет;
    • Налогоплательщик может обратиться в суд, только если получил отказ от ФНС.

    Как плательщику защитить свои интересы

    Защитить свои права и интересы должен уметь каждый. А если дело касается налогов, то если вы не сможете отстоять свою правоту, это может нанести серьезный ущерб вашему бизнесу.

    Рассмотрим самые типичные случаи нарушений со стороны налоговых органов и обсудим, как с ними бороться:

    1. Налоговая отказывается удовлетворять ваше заявление. В такой ситуации обращайтесь в суд за признанием этого решения незаконным.
    2. Заявление подано, а решение не принято. Нередко возникают ситуации, когда госорганами не принимается решение по заявлению. Причин может быть много, вплоть до той, что заявление по невнимательности специалиста было утеряно. Но эта проблема решаема, а вот если факт уплаты взносов вообще не признается, обращайтесь в суд и защищайте свои права.

    Заключение

    Когда вы подаете заявление с просьбой о возврате средств, обязательно обращайте внимание на нормативные акты, регулирующие этот вопрос. Несмотря на то что права плательщика защищаются, отказ в рассмотрении вашего заявления может быть вынесен на вполне законных основаниях.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если вы неправильно сформулировали предмет иска и обратились в судебные органы, вероятнее всего, вам откажут. Поэтому изучайте нормативные документы, придерживайтесь установленных правил, а при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам в данной сфере.

    Источники


    1. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

    2. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.

    3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
    Уплата зачет и возврат налогов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here