Требования к проведению налоговых проверок

Полезная информация на тему: "Требования к проведению налоговых проверок" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Выездные налоговые проверки: порядок проведения

В Налоговом кодексе РФ нет понятие выездной налоговой проверки — статья 89 НК РФ содержит лишь перечень признаков проверки, с помощью которых можно ответить на вопрос — что такое выездная налоговая проверка:

  • 1. Выездная проверка проводится (по общему правилу) по месту нахождения налогоплательщика. И только, если у налогоплательщика нет помещения, где можно разместить налоговых инспекторов на время проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.
  • 2. Предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Решение о выездной налоговой проверки должно содержать, в том числе предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверки (пункт 2 статьи 89 НК).
  • 3. Проверка проводится в течении двух месяцев уполномоченными должностными лицами налогового органа на основании решения налогового органа , оформленного по определенной форме. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверки.
  • 4. Проверочные действия состоят из анализа документов — как представленных налогоплательщиком, так и запрошенных во время проведения проверки.
  • 5. Максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой составляет 3 года, непосредственно предшествующих году проведении проверки (текущий год в данный период е входит).

Вывод: выездная налоговая проверкаэто форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налогового органа в рамках полномочий, представленным им налоговым законодательством, на основании специального решения руководителя и длящаяся в течение двух месяцев с момента вынесения такого решения путем анализа документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов и (или) запрошенных у налогоплательщика.

При этом налоговые органы не в праве:

  • — проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
  • — проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течении календарного года.
  • — проверять периоды, превышающие три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решении о проведении проверки, за исключением случаев, указанных в статье 89 НК.

На основе имеющегося у налогового органа о налогоплательщике информации, полученной в ходе камеральных налоговых проверок, предыдущих выездных налоговых проверок, мероприятий налогового контроля , разрабатывается программа выездной налоговой проверки, утверждаемая руководителем налогового органа для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок.

Проверки, проводимые в соответствии с утвержденным планом выездных налоговых проверок, называются плановыми. Такой план составляется и утверждается ежеквартально.

Иногда возникает необходимость проведения внеплановых выездных налоговых проверок, в том числе в связи с запросом правоохранительных органов, или по заданию вышестоящих налоговых органов, или по другим причинам.

В зависимости от количества подлежащих проверке налогов и сборов, выделяют следующие виды выездных налоговых проверок:

  • комплексные — в ходе которых охватываются все налоги сборы, уплачиваемые проверяем лицом. В решении о проведении выездной налоговой проверки может быть использовано общее описание подлежащих проверке вопросов, являющихся предметом проверки, — «проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборов».
  • тематические — в ходе которых проверяются только некоторые налоги и сборы по выбору проверяющих должностных лиц. Например в решение о проведении тематической выездной налоговой проверки предмет проверки будет строго очерчен — «проверка правильности исчисления налога на прибыль организации, единого социального налога и налога на доходы физических лиц».

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс не выделяет этапы налоговой проверки.

Если исходить из положения статей 88-101 НК РФ, то камеральную налоговую проверку можно представить в виде непрерывного процесса, состоящих из последовательно идущих друг за другом следующих этапов:

  • 1. Прием документов.
  • 2. Проведение налоговой проверки.
  • 3. Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по результатам такого рассмотрения.

Но этапы выездной проверки модно выявить опытным путем.

Планирование и подготовка выездной налоговой проверки

На основе собранной в ходе мероприятий налогового контроля и полученной из различных источников информации о налогоплательщиков, с учетом камерального анализа их налоговой деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, финансово-экономических показателей их деятельности выбираются те налогоплательщики, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах.

Необходимая информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников. Информация из внутренних источников — это сведения, полученные в ходе государственной регистрации и учете налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности, лицевых счетов и т.п., а информацией из внешних источников является информация, полученная налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц.

Выездная проверка направлена на выявление уклонений от налогообложения. Это более углубленное мероприятие налогового контроля по сравнению с камеральной проверкой, поэтому нет ничего удивительного в том, что выездная проверка должна заканчиваться доначислением. Если выездная проверка прошла безрезультатно — значит, инспекторы провели плохой пред проверочный анализ и вышли на проверку не подготовленными.

Перечень подлежащих выездной налоговой проверке налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа (его заместителем) ежеквартально в составе плана выездных налоговых проверок, и должен содержать помимо налогоплательщиков, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной доле уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, так же налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов.

Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки, в которой решаются вопросы о виде предстоящей выездной налоговой проверке, о проверяющем составе и некоторые другие вопросы.

Читайте так же:  Перевести пенсию в другой регион россии

При планировании и подготовки выездной налоговой проверки определяется объем недостающей информации о налогоплательщике и его деятельности, решается вопрос о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов.

Проверка назначается, составленным по определенной форме , решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физ. лица.

Согласно требованию пункта 2 статьи 89 НК решение о выездной налоговой проверке должно содержать:

  • — полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • — предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • — периоды, за которые проводится проверка;
  • — должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки;

Отсутствие любого из этих обязательных реквизитов может повлечь признание проверки и ее результатов незаконными.

Учитывая, что целью любой любой проверки является проверка правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания и перечисления) налогов, проверка состоит из мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения, если у сотрудников налоговых органов есть достаточные основания полагать, что оно совершено налогоплательщиком или могло быть им совершено.

К таким мероприятиям относят:

  • 1. Истребование у налогоплательщика документов в соответствии с ст. 93 НК РФ.
  • 2. Истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках ст. 93.1 НК РФ.
  • 3. Проведение выемки (ст. 94 НК РФ).
  • 4. Осмотр территории, помещений документов и предметов (ст. 92 НК РФ).
  • 5. Проведение инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ).
  • 6. Вызов налогоплательщиков для сдачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
  • 7. Опрос свидетелей (ст.90 НК РФ).
  • 8. Привлечение экспертов (ст. 95 НК РФ), специалистов (ст. 96 НК РФ) и переводчиков (ст. 97 НК РФ).
  • 9. Использование других предоставленных НК РФ.

Основной обязанностью налогоплательщика при выездной проверки является обеспечение возможности должностным лицам, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомится с документами связанными с исчислениями и уплатой налогов. При этом надо иметь ввиду, что проверяющие не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных и выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (с учетом изложенных в п. 5 ст. 93 НК оговорок).

Окончание выездной налоговой проверки оформляется справкой о проведении проверке (форма по КНД 1165010), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается налогоплательщику или его представителю.

Дата, указанная в этой справке, считается днем окончания выездной проверки.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке имеет важное процессуальное значение и является точкой отсчета срока, отведенного для окончательного оформления результатов выездной налоговой проверки путем составления соответствующего акта.

Оформление результатов налоговых проверок осуществляется в порядке ст. 100 НК и заключается в составлении акта налоговой проверки по окончанию выездной проверки.

По результатам выездной налоговой проверки акт составляется по установленной форме в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов независимо от того, обнаружены или нет какие либо нарушения законодательства о налогах и сборах.

В акте налоговой проверки указывается:

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющую банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, прилагается в виде заваренных налоговым органом выписок.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность представить в письменном виде свои возражения по акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Представить возражения по акту в ИФНС необходимо в течении 15 рабочих дней с момента его получения.

Если проверкой выявлены факты нарушения налогового законодательства, то по результатам проверки налоговым органом выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель ИФНС выносит решение:

  • — о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • — об отказе к привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Для принятия решения руководитель ИФНС (или его зам) должен рассмотреть:

  • — акт налоговой проверки;
  • — другие материалы проверки;
  • — письменные возражения налогоплательщика по указанному акту.

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС устанавливает:

  • 1. Совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • 2. Образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения.
  • 3. Имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • 4. Обязательства:
    • — исключающие вину в совершении налогового правонарушения;
    • — смягчающие или отягчающие ответственность за налоговое правонарушение.

По результатам рассмотрения должно быть принято решение по результатам проверки. Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока, отведенного на представление возражений. Срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Руководитель ИФНС извещает налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Налогоплательщик вправе участвовать в рассмотрении материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Налогоплательщик в праве до вынесения решения знакомится с материалами своего дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику. Именно в течении этого срока , в соответствии с п. 2 ст. 139 НК РФ, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в вышестоящи1 налоговый орган. Решение ИФНС можно оспаривать полностью или частично. В случае подачи апелляционной жалобы на решение ИФНС, указанное решение вступает в силу со дня рассмотрения его вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

[1]

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Единые требования к выездной проверке

Автор: Екатерина Шестакова 28 октября 2013

Читайте так же:  Заявление о выдаче накопительной части пенсии

Выездная проверка начинается, как известно, с решения налогового органа о ее проведении. Форма такого решения приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] В бланке должны быть указаны период и предмет проверки, состав проверяющих, наименование налогоплательщика.

В письме рекомендовано при проведении ревизии по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета) устанавливать единый период, за который она проводится. Но при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления их налоговыми агентами в бюджет.

Предмет ревизии составляют проверяемые налоги. Решение может содержать либо перечисление конкретных налогов, либо запись «по всем налогам и сборам». Спецрежимников предписано проверять «по всем налогам и сборам». Указания в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.

Напомним, что выездной проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Из этого правила предусмотрено единственное исключение: если в рамках проверки плательщик представляет уточненную декларацию, то налоговики проверяют период, за который она представлена. Применяя эту норму, инспекторы должны учитывать:

  • норма применяется в случае представления «уточненки» за период, выходящий за пределы трехлетнего срока;
  • период, за который представлена уточненная декларация, налоговики проверить вправе;
  • момент представления «уточненки» (во время проведения проверки, до ее проведения или после) для применения нормы значения не имеет. Важно лишь то, проводилась ранее проверка по тому же периоду и налогам или нет. Ведь НК РФ не дает инспекторам право проводить повторную выездную ревизию по одному и тому же основанию.

Когда могут изменить решение

Вносить изменения в решение о проведении выездной проверки налоговый орган по общему правилу не вправе. Но есть ряд исключений.

Первое. Если есть необходимость изменить состав лиц, проводящих ревизию. Например, заменить руководителя проверяющей группы или привлечь сотрудников органов внутренних дел. Кстати, решение о замене контролеров обязательно должно быть принято до составления справки об окончании выездной проверки.

Второе исключение: во время проверки произошла реорганизация налогоплательщика в форме присоединения. Тогда в решение могут включить указание провести ревизию налогоплательщика с учетом присоединившихся организаций. Конечно при условии, что ранее эти компании не проверяли по тем же налогам за соответствующий период, а оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки. Если реорганизация происходит незадолго до ее окончания (что ограничивает инспекцию во времени для проведения мероприятий налогового контроля), то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Рекомендуемая форма Решения о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

В иных случаях изменять решение чиновники не вправе. Особенно если речь идет о проверяемых налогах и периодах.

[3]

Сотрудники органов внутренних дел могут быть привлечены к проверке в следующих случаях.

1. Если обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачете или возврате иного налога), или признаки необоснованного предъявления сумм к возмещению.
2. Если выявлены схемы уклонения от уплаты налогов, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных ст. 198–1992 УК РФ: – после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки плательщик предпринимает действия, направленные на уклонение или затруднение налогового контроля, либо иным образом активно противодействует проведению ревизии («миграция» компании, смена ее учредителей или руководителей, реорганизация, ликвидация и т. д.); – в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки в цепочке приобретения или реализации товаров (работ, услуг) обнаружены фирмы-однодневки, в т. ч. зарегистрированные на номинальных учредителей либо имеющие номинальных руководителей, зарегистрированных по утерянным паспортам и др.; – обнаружены признаки неправомерных действий при банкротстве (преднамеренное и фиктивное банкротство).

Процесс ознакомления

Решение о проведении выездной ревизии должно быть вручено налогоплательщику. Факт ознакомления с документом подтвердит его подпись и дата на экземпляре, остающемся на хранении в налоговом органе. Отправить этот документ по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, могут только в том случае, если вручить его невозможно.

Отметим, что суды признают ненаправление такого решения существенным нарушением процедуры проведения проверки. Это лишает налогоплательщика права присутствовать при ее проведении, представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате обязательных платежей (постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2010 № А68-3935/09).

Повторность

В отношении повторных проверок письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее – Письмо) содержит следующие указания. Независимо от времени проведения предыдущих выездных налоговых ревизий по тем же налогам и за тот же период повторный контроль осуществляют:

  • вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью нижестоящего;
  • налоговый орган, ранее проводивший проверку, если подана «уточненка», в которой сумма налога к уплате меньше, чем в первоначальном отчете;
  • в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Также не действует ограничение о двух и более ревизиях по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Читайте так же:  Освобождены от уплаты пенсионных взносов

Кроме того, согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09 положения п. 10. ст. 89 НК РФ не исключают возможность проведения повторной проверки «уточненки» по налогу на прибыль (или по иным налогам, при исчислении которых учитывают убытки), если в ней увеличена сумма первоначально заявленного убытка. Действие данного пункта также распространяется на «уточненки», в которых уменьшена налоговая база.

Что проверят

Письмо содержит довольно подробный перечень документов, которые инспекторы могут запросить и проанализировать (п. 5). Среди них не только регистры учета и «первичка», но и учредительные документы. Также налоговики используют различные информационные ресурсы (ЕГРН, Транспорт, Таможня, ЕГАИС и др.) и взаимодействуют с другими ведомствами (ФМС, ФСС, ПФР, Росфиннадзор и др.).

В зависимости от степени охвата ревизией документов и информации о деятельности налогоплательщика проверка документов может быть проведена сплошным или выборочным методом. Решает это должностное лицо, проводящее контроль. Ему следует исходить из объема данных, состояния бухгалтерского (налогового) учета, а также оценки степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений с учетом предпроверочного анализа и результатов ранее проведенных ревизий.

Если в «уточненке» по налогу на прибыль увеличена первоначально заявленная сумма убытка или уменьшена налоговая база, к плательщику могут прийти с повторной проверкой.

При выборочном методе рекомендовано использовать правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696), в котором, в частности, приведены методы отбора элементов, подлежащих проверке с целью сбора доказательств. Например, отбираются однотипные первичные документы, отдельные записи в выписках с банковского счета, счета-фактуры по продажам, обороты по лицевым счетам дебиторов, крупнейшие суммы обязательств в рамках договоров, а также перед контрагентами без деления на виды обязательств; крупные суммы обязательств в опционах и др.

При сплошном методе проверке подвергаются все документы и информация (полученная в т. ч. из внешних источников).

[2]

В Письме отмечено, что при контроле налогоплательщиков, относящихся к субъектам крупного и среднего бизнеса, применять сплошной метод проверки затруднительно по объективным причинам. Обычно инспекторы используют выборочный метод проверки.

Рекомендации на финише

ФНС России подчеркивает, что к безусловному праву плательщика относится получение копии акта проверки. Но Налоговый кодекс РФ вовсе не обязывает контролеров вручать ему выписки из акта, промежуточные и рабочие материалы ревизии.
В акте налоговой проверки должны быть указаны:

  • все приложения, на которые в акте имеются ссылки;
  • приложения, которые вручаются (направляются) лицу, в отношении которого проведена ревизия, в т. ч. в виде выписок;
  • приложения, которые не вручаются (не направляются) лицу, в отношении которого проведена налоговая проверка

Инспекторам рекомендовано вручать акт вместе с извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Требования к проведению налоговых проверок

Лермонтов Юрий Михайлович
советник налоговой службы II ранга

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В статье анализируется порядок проведения выездной налоговой проверки. Материалы статьи призваны помочь налогоплательщику при решении наиболее типичных вопросов, возникающих в ходе проведения выездных налоговых проверок.

Понятие выездной проверки

Мероприятия налогового контроля при проведении выездных налоговых проверок

Оформление результатов проверки

Образец возражений на акт выездной налоговой проверки.

Руководителю
Инспекции ФНС России
От ОАО «КАРИНА»
ИНН 7711111111
Местонахождение:
101111 г.Москва, ул. Маршала Бирюзова д.14

ВОЗРАЖЕНИЯ
на акт N. 555 выездной налоговой проверки
ООО «НАРЬЯН » от «01» февраля 2005 года

1. Вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с отсутствием оснований для такого привлечения.

Генеральный директор ООО «НАРЬЯН»
Болтова П.В.

В течение не более двух недель руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителя. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен известить налогоплательщика заблаговременно.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из нижеследующих решений:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно п.4 ст.101 НК РФ в случае вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Обжалование результатов выездной налоговой проверки

Обжалование результатов выездной налоговой проверки.

Налоговое законодательство предоставляет две возможности обжалования результатов выездной налоговой проверки: досудебный и судебный.

Досудебный порядок

Досудебный порядок рассмотрения споров осуществляется в соответствии с Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденным Приказом МНС России от 17 августа 2001 года N БГ-3-14/290.

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

При подаче жалобы не уплачивается государственная пошлина а также подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает право налогоплательщика в последствии обжаловать Решение налогового органа в судебном порядке.

Читайте так же:  Препараты для возврата подоходного налога

Судебный порядок

В соответствии со ст.137-138 НК РФ и ст.22 АПК РФ налогоплательщик имеет право на судебное обжалование акта налогового органа (в случае выездной налоговой проверки — Решения о привлечении к налоговой ответственности), а также действия или бездействия его должностных лиц.

Для этого налогоплательщику необходимо обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговго правонарушения.

В заявлении должны в обязательном порядке содержаться следующие сведения:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление. По общему правилу, заявление подается по месту нахождения ответчика (налогового органа);

2) наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, — его место жительства, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия, бездействие;

4) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

5) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением, действиями, бездействием;

6) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение, действия, бездействие;

7) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений, действий, бездействия — незаконными;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов;

9) ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта, решения.

На основании ст.126 АПК РФ к заявлению необходимо приложить:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

Налогоплательщик к заявлению должны приложить по возможности копии следующих документов:

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

К заявлению должен быть также приложен текст оспариваемого решения.

Копии заявления и приложенных к нему документов должны быть направлены другим лицам, участвующим в деле (налоговому органу и иным — при их наличии).

В последнее время широко обсуждается возможность сокращения полномочий налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок.* Так, например, выдвигаются предложения о запрете приостанавливать выездную проверку на неопределенный срок, т.к. процедура приостановки проверки даёт возможность фактически бесконечно проверять налогоплательщика. Кроме того, выдвигаются предложения ограничить право налоговых органов требовать у предприятия и его контрагентов практически любую документацию, а закрепить исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы могут требовать при проверках, по каждому виду проверяемого налога.
_________________________
* См., например, Репрессии закончатся. // Ведомости N 13/2004.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Читайте так же:  На какой счет списываются налоги

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Источники


  1. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  2. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.

  3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
Требования к проведению налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here