Сумма налога исходя из инвентаризационной

Полезная информация на тему: "Сумма налога исходя из инвентаризационной" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Сумма налога исходя из инвентаризационной

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 августа 2011 г. N 03-05-06-01/65 О применении суммарной инвентаризационной стоимости имущества при исчислении налога на имущество физических лиц

Вопрос: В 2010 году мне пришло налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц. В налоговом уведомлении указаны два объекта недвижимости на территории одного муниципального округа, собственником которых являюсь я. Инвентаризационная стоимость двух объектов недвижимости суммирована. Далее начислен налог на сумму двух объектов. В налоговом уведомлении не указаны ссылки на закон, который устанавливает такое исчисление налога на имущество. В налоговой инспекции ссылаются на письмо Министерства финансов РФ от 21.04.2008 г. N 03-05-04-01/19 за подписью.

Прошу Вас разобраться в сложившейся ситуации с начислением налога на недвижимость, которая расположена на территории одного муниципального округа.

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено Ваше письмо по вопросу о применении суммарной инвентаризационной стоимости имущества при исчислении налога на имущество физических лиц и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество (статья 2 Закона N 2003-1).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 2003-1 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом N 2003-1 пределах.

Кроме того, представительным органам местного самоуправления (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных Законом N 2003-1 пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги, а под суммарной инвентаризационной стоимостью — сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (пункт 3 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»).

На территории города Санкт-Петербурга налог на имущество физических лиц установлен Законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 г. N 625-93 «Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге». Статьей 1 указанного Закона ставки налога на имущество физических установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в следующих размерах: при суммарной инвентаризационной стоимости имущества до 300 тыс. руб. (включительно) ставка налога составляет 0,1%; при суммарной инвентаризационной стоимости имущества от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) — 0,2%; при суммарной инвентаризационной стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. — 0,31%.

Поскольку Законом N 2003-1 и Законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 г. N 625-93 «Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге» ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, то сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов налогообложения, находящихся в собственности налогоплательщика и расположенных в г. Санкт-Петербурге.

Одновременно сообщается, что в письме Минфина России от 21 апреля 2008 г. N 03-05-04-01/19 был разъяснен порядок исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и общей совместной собственности нескольких лиц, действовавший в 2008 году.

В связи с принятием Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего в качестве самостоятельного объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц долю в праве общей собственности на имущество, при исчислении суммы налога на имущество физических лиц за 2009 год письмо Минфина России от 21 апреля 2008 г. N 03-05-04-01/19 не применяется.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 августа 2011 г. N 03-05-06-01/65

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Даны разъяснения по применению суммарной инвентаризационной стоимости имущества при исчислении налога на имущество физлиц.

Ставки этого налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления, Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Кроме того, им предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от такой стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Инвентаризационная стоимость — восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость — сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

В Санкт-Петербурге установлены следующие ставки налога на имущество физлиц. При суммарной инвентаризационной стоимости имущества до 300 тыс. руб. — 0,1%; 300-500 тыс. руб. — 0,2%; свыше 500 тыс. руб. — 0,31%.

Сумма налога исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов налогообложения, находящихся в собственности налогоплательщика и расположенных в Санкт-Петербурге.

[1]

Проверка задолженности, оплата и подписка на уведомления о новых начислениях

Мы проверим все Ваши налоговые задолженности перед ФНС РФ в Государственной информационной системе ГИС ГМП

Читайте так же:  Действия налоговой при неуплате налогов

Мы отправим квитанцию оплаты Вам на электронную почту

Мы вовремя оповестим Вас о новых задолженностях

Безопасность

Возможность оплаты обеспечивается Платежным сервисом А3. Оператор Платежного сервиса «А3» – ООО «А 3», ОГРН 1107746155164. Перевод денежных средств осуществляет ПАО «Промсвязьбанк», лицензия 3251, ОГРН 1027739019142. Безопасность операций подтверждена сертификатом соответствия международному стандарту PCI DSS.

Как проверить расчёт налога на имущество физлиц в уведомлении

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, установлен с 01.01.2015 ( гл. 32 НК РФ).

В течение первых четырёх лет действия нового порядка налог исчисляется с учётом понижающих коэффициентов (в первый год — 0,2, во второй — 0,4, в третий — 0,6, в четвёртый — 0,8). В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле ( п. 8 ст. 408 НК РФ):

Сумма налога ( Н1 ) без учёта переходных правил

Сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчёт исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 г. в случае перехода на расчёт исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015 ( Н2 )

Сумма налога ( Н2 )

Для проверки расчёта необходимо знать:

1 .Кадастровую стоимость объекта недвижимости на 01.01.2016

В случае, если Вы не знаете кадастровую стоимость, то можете уточнить её на сайте Росреестра ( https://rosreestr.ru/site/fiz/poluchit-svedeniya-iz-egrn/ ).

Для поиска необходимо знать кадастровый или условный номер или адрес объекта недвижимости. В случае, если Вы не знаете площадь объекта недвижимости или кадастровую стоимость, то можете посмотреть её на Портале услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии .

2. Необходимо знать сумму налога за последний налоговый период, в котором налоговая база определялась исходя из инвентаризационной стоимости, отражённая в налоговом уведомлении (для Ивановской области – 2014 год) – Н2 . Если Вам не исчислялся налог исходя из инвентаризационной стоимости, то сумма налога равна нулю. В налоговом уведомлении эта сумма не отражена.

3. Размер доли в праве. Размер доли в налоговом уведомлении указывается в следующем виде: например, 1/3. Должен соответствовать правоустанавливающим документам.

4. Период владения (мес.). Если право собственности на объект возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения указанного права принимается за полный месяц. Если право собственности прекращено после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

5. Налоговый вычет (кв. м.). В целях налогообложения полная кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости уменьшается на стоимость определённого количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости ( п. п. 3 — 5 ст. 403 НК РФ):

— по квартире — 20 кв. м;

— по комнате — 10 кв. м;

— по жилому дому — 50 кв. м.

Данный вычет применяется ко всей кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости независимо от количества сособственников ( Информация ФНС России от 03.10.2016).

Узнать о наличии дополнительного размера вычета к кадастровой стоимости объекта вы можете в интернет – сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» .

[3]

6. Ставка налога (%). Для уточнения ставки налога Вы можете воспользоваться интернет – сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» .

7. Размер льготы (%). Для уточнения льготной категории и размера льготы Вы можете воспользоваться интернет – сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» .

— рассчитываем Н1 = налоговая база * доля в праве * налоговая ставка * кол-во м-цев владения

— рассчитываем (Н1 – Н2) * К

— рассчитываем сумму налога (Н1 – Н2) * К + Н2

Если сумма налога, исходя из кадастровой стоимости, без учёта переходных правил оказалась меньше, чем сумма налога, исходя из инвентаризационной стоимости, налог рассчитают без учёта переходных правил — по формуле ( п. 9 ст. 408 НК РФ):

Сумма налога (Н1)

Налоговая база после вычета

Ставка налога, действующая по месту нахождения объекта

Эта формула применяется, если имущество принадлежало вам весь год (полных 12 месяцев).

Если Вы владели имуществом менее года, то сумма налога за год умножается на коэффициент нахождения объекта в вашей собственности.

Начиная с пятого года налог будет считаться исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Сумма налога исходя из инвентаризационной

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В связи с многочисленными обращениями физических лиц в Федеральную налоговую службу Российской Федерации и проведением налоговыми органами перерасчета налога на имущество физических лиц за 2008 год ФНС России разъясняет порядок исчисления налога на имущество физических лиц.

Обращаем внимание на то, что перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год производится физическим лицам, имеющим в собственности на территории одного муниципального образования несколько объектов недвижимого имущества, в связи с тем, что органами местного самоуправления установлены ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

[2]

В этой связи необходимо отметить, что не всеми органами местного самоуправления установлены ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Так Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края от 153 от 18.11.2005 ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество физических лиц на территории Российской Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица — собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

Для расчета налоговой базы, используется инвентаризационная стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений и сооружений.

Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта (т.е. всего дома, всей квартиры или всех объектов недвижимости, находящихся в собственности физического лица) с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Информацию об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января каждого года в налоговые органы представляют органы технической инвентаризации (ОТИ / БТИ).

Читайте так же:  Пенсия и пособия инвалидам 3 группы

В настоящее время налогоплательщиками получены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц, в которых сумма налога, подлежащая уплате, значительно превышает показатели предыдущих лет. Во многих случаях это связано с увеличением инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д., согласно сведениям, представленным в налоговые органы органами технической инвентаризации.

Обращаем внимание что, Законом установлены предельные ставки налога в следующих размерах в зависимости от стоимости имущества:

  • до 300 тыс. рублей — не выше 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — от 0,1 % до 0,3 %;
  • свыше 500 тыс. рублей — от 0,3 % до 2,0 %.

При этом представительным органам местного самоуправления дано право изменять ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д.), типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.) и по иным критериям.

Зачастую в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования недвижимости и/ или по иным критериям не предусмотрена. Вместе с тем представительные органы повсеместно ввели ставку налога, дифференцированную в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма всех инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Например, у физического лица в городе Ульяновске имеется в собственности квартира, инвентаризационная стоимость которой составляет 370 000 руб., и гараж с инвентаризационной стоимостью 140 000 руб.

Решением Ульяновской Городской Думы от 16.11.2005 N 174 на территории города Ульяновска определены ставки налога в следующих размерах:

  • до 300 тыс. рублей — 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — 0,3 %;
  • от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей — 1,0 %;
  • от 700 тыс. рублей и выше — 2,0 %.

Для выбора ставки определяется суммарная (т.е. общая) инвентаризационная стоимость всего имеющегося в Ульяновске на праве собственности имущества: 510 000 руб. (370 000 + 140 000).

Исходя из объема полученной суммарной инвентаризационной стоимости определяется ставка налога — 1,0 %.

Таким образом, сумма налога к уплате составит: 5 100 руб. (510 000 х 1%).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, особенность исчисления налога на имущество физических лиц состоит в том, что определение ставки налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования и его инвентаризационной стоимости.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает у каждого собственника имущества. При этом, сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, определяется исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.

Учитывая изложенное, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта налогообложения (всего жилого дома, всей квартиры и т.д.) и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости всего объекта.

Например, у физического лица на территории Городовиковского городского муниципального образования Республики Калмыкия имеется на праве общей долевой собственности квартира (доля в праве 1/3) с инвентаризационной стоимостью 450 000 руб. Решением Собрания депутатов второго созыва Городовиковского городского муниципального образования Республики Калмыкия от 26.10.2007 N 58 ставки налога установлены в следующих размерах:

  • до 300 тыс. рублей — 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — 0,2 % ;
  • свыше 500 тыс. рублей — 0,3 %.

Исходя из инвентаризационной стоимости имущества (в рассматриваемой ситуации — всей квартиры) в размере 450 000 руб., определяется ставка налога, подлежащая применению — 0,2 %.

Сумма налога к уплате составит: 299,97 руб. (450 000 х 0,2% х 1/3).

Имеются ситуации, когда на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой — на праве общей совместной собственности.

В таком случае налоговыми органами исчисляется сумма налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Например, у физического лица в городе Нижний Ломов, Нижнеломовского района, Пензенской области в общей долевой собственности находится квартира (доля в праве 1/3), инвентаризационная стоимость которой составила 430 000 руб., и квартира в общей совместной собственности (на 2-х человек) с инвентаризационной стоимостью 360 000 руб.

Решением Городского собрания народных депутатов города Нижнего Ломова от 19.09.2005 N 12-3 на территории города Нижний Ломов, Нижнеломовского района, Пензенской области установлены ставки налога в следующих размерах:

  • до 300 тыс. рублей — 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — 0,3 % ;
  • свыше 500 тыс. рублей — 2,0 %.

Для выбора ставки определяется общая инвентаризационная стоимость имущества: 790 000 руб. (430 000 + 360 000).

Следовательно, ставка налога, подлежащая применению, равна 2,0 %.

Сумма налога к уплате составит:

(430 000 х 2,0 % х 1/3) + (360 000 х 2,0 % х 1/2) = 2 866,38 + 3 600 = 6 466,38 руб.

Обязанность территориальных налоговых органов Российской Федерации заключается в правильности исчисления налога на имущество физических лиц и направлении уведомлений налогоплательщикам в сроки установленные Кодексом, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока уплаты.

Читайте так же:  После пенсии по выслуге лет работала

Согласно разъяснению Минфина России (письмо от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19) вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применяется с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за более ранние налоговые периоды не производятся.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. ФНС России находится в ведении Минфина России и обязана руководствоваться его разъяснениями.

Поэтому налоговые органы были обязаны произвести расчеты за 2009 год и пересчитать налог за 2008 год, основываясь на данном разъяснении Минфина России.

Одновременно Федеральная налоговая служба обращает внимание на следующее.

3. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Сумма налога исходя из инвентаризационной

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 января 2017 г. № БС-4-21/[email protected] “О порядке определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения”

В связи с обращениями о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (далее, соответственно — налоговая база, налог) исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения ФНС России направляет следующие рекомендации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 Кодекса, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (далее — решение субъекта Российской Федерации).

Установленный статьей 404 Кодекса порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

После принятия решения субъекта Российской Федерации сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется, в соответствии с пунктам 8, 9 статьи 408 Кодекса, по следующей формуле: Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

где, Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 статьи 408 Кодекса) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 Кодекса, либо сумма налога, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 Кодекса начиная с 1 января 2015 года.

Таким образом, значение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения может использоваться в случаях, предусмотренных главой 32 Кодекса в целях определения налоговой базы как до, так и после принятия решения субъекта Российской Федерации, в т.ч. если расчет налога осуществляется по вышеуказанной формуле.

Вышеперечисленные нормы Кодекса не содержат оснований для применения в целях налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости вновь созданных объектов недвижимости, представленных в налоговые органы после 1 марта 2013 года, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представленных лицами, не наделенными полномочиями по её определению.

В тоже время, указанное не исключает возможность корректировки в базах данных налоговых органов сведений об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения в случае представления таких сведений по результатам исправления уполномоченным лицом (организацией технической инвентаризации) ошибки, допущенной в сведениях об инвентаризационной стоимости соответствующего объекта, представлявшихся такой организацией в налоговый орган до 1 марта 2013 г.

Кроме того, инвентаризационная стоимость объекта может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.

Соответствующие доработки реализованы в автоматизированной информационной системе налоговых органов для расчета налога.

Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога и уполномоченных на взаимодействие с налогоплательщиками по данным вопросам.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

В соответствии с НК РФ налоговая база по налогу на имущество физлиц определяется исходя из инвентаризационной стоимости объекта, если в регионе не принято решение об установлении единой даты начала применения кадастровой стоимости.

Приведена формула исчисления суммы налога за первые 4 налоговых периода с начала применения кадастровой стоимости объекта.

Значение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения может использоваться как до, так и после принятия указанного решения субъекта Федерации, в т.ч. если расчет налога осуществляется по указанной формуле.

Не исключена возможность корректировки в базах данных налоговых органов сведений об инвентаризационной стоимости по результатам исправления уполномоченным лицом ошибки, допущенной в сведениях, представлявшихся им в налоговый орган до 1 марта 2013 г.

Соответствующие доработки реализованы в автоматизированной информационной системе налоговых органов для расчета налога.

Статья 404. Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

СТ 404 НК РФ

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Комментарий к Ст. 404 Налогового кодекса

1. В тех субъектах РФ, где не утверждались в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки, не принимался закон субъекта РФ о единой дате начала применения кадастровой стоимости для расчета налога, налоговая база будет рассчитываться на территории муниципального образования, введшего налог на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения. Исключение составляют принадлежащие гражданам административно-деловые, торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, предназначенные или используемые под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, по которым налоговая база с 1 января 2015 года определяется только по кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Читайте так же:  Льготы ветеранам боевых действий подоходный налог

В ранее действовавшем Законе РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 налоговая база также определялась исходя из инвентаризационной стоимости (далее — Закон N 2003-1). В статье 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ (далее — Вводный закон), вводящего в действие главу 32 НК РФ, установлено, что начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (см. также комментарий к статье 402 НК РФ).

Под инвентаризационной стоимостью понималась восстановительная стоимость объекта недвижимости с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги (пункт 3 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»). Порядок определения инвентаризационной стоимости установлен Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности». Данный Порядок оценки утвержден на основании распоряжения Правительства РФ от 12 марта 1992 г. N 469-р и в соответствии с Законом РФ N 2003-1.

Заказчиками работ по оценке инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом на имущество физических лиц выступали органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом на имущество физических лиц выступали местные бюро технической инвентаризации.

Оценка инвентаризационной стоимости предшествовала кадастровой оценке объектов недвижимости. Обязанность кадастрового учета и уполномоченные органы по его проведению определены в Законе N 221-ФЗ, вступившем в силу с 1 марта 2008 года. Однако до 1 января 2013 года был предусмотрен переходный период и кадастровая стоимость зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не определялась (пункт 2 статьи 43, пункт 2 статьи 44 Закона N 221-ФЗ). Органы и организации БТИ продолжали осуществлять оценку инвентаризационной стоимости данных объектов недвижимости по ранее установленным правилам в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и жилищного фонда, к которым относился и Порядок оценки, утв. Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений должна была производиться не реже одного раза в пять лет. При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано было в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения.

Оценке подлежали строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные как принадлежащие гражданам на праве собственности.

При этом следует отметить, что оценке для целей налогообложения имущества физических лиц не подлежали строения, помещения и сооружения: 1) строящиеся; 2) самовольно возведенные; 3) признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации; 4) бесхозяйные; 5) назначение которых не определено.

Оценка строений, помещений и сооружений производилась по их инвентаризационной стоимости. Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществлялось по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (пункт 3.2 Порядка оценки).

Восстановительная стоимость строений и сооружений устанавливалась по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 г. N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 г. N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 24 сентября 1990 г. N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Для расчета указанных коэффициентов рекомендовалось использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии. Следует отметить, что суды признавали законными нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, утверждавших коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2006 N 60-Г05-14).

Физический износ жилых зданий определялся по Правилам оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86(р)). Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определялся по срокам службы и согласно Рекомендациям по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения (Ростехинвентаризация, Москва, 1991 г.).

Инвентаризационная стоимость помещений, других площадей определенного функционального назначения рассчитывалась исходя из инвентаризационной стоимости строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они являются, по соотношению показателей (погонных метров, метров квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.

Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, был установлен единый функциональный показатель — кубический метр.

При этом инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога на имущество физических лиц принималась равной их стоимости, определенной при приватизации. В последующие годы инвентаризационная стоимость указанных строений, помещений и сооружений определялась с учетом показателей и коэффициентов пересчета восстановительной стоимости.

Оценка жилых строений, помещений и сооружений, инвентаризационная стоимость которых неизвестна, производится по сборникам норм для целей обязательного государственного страхования в ценах 1982 г. с учетом коэффициентов, введенных в 1987 г., и последующим пересчетом в соответствии с пунктом 3.2 Порядка оценки.

Сводная ведомость подписывалась исполнителями работы и заверялась начальником бюро технической инвентаризации. За недостоверную информацию, представленную в сводной ведомости, руководитель БТИ нес прямую ответственность, предусмотренную законодательством.

Исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения определялась налоговая база по налогу на имущество в соответствии с Законом N 2003-1 (пункт 3 Инструкции МНС России 1999 г. N 54). Решением ВС России от 8 сентября 2000 г. N ГКПИ2000-820 жалоба о признании незаконным пункта 3 Инструкции МНС была оставлена без удовлетворения. Конституционный Суд РФ также не увидел неопределенности в том, что является инвентаризационной стоимостью и как должна определяться налоговая база по налогу на имущество физических лиц исходя из этой стоимости (Определения КС РФ от 21 декабря 2004 г. N 473-О, от 24 февраля 2011 г. N 152-О-О, от 17 июня 2013 г. N 883-О).

Читайте так же:  Какой нужен вредный стаж для пенсии

По окончании переходного периода в срок до 1 января 2013 года органы и организации БТИ передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в объеме, предусмотренном статьей 7 Закона N 221-ФЗ.

Законом N 221-ФЗ включение в ГКН сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не предусмотрено (определяется только кадастровая стоимость), поэтому с 1 января 2013 года инвентаризационная стоимость объектов не устанавливается. С учетом окончания переходного периода и прекращения расчета инвентаризационной стоимости последние данные об инвентаризационной стоимости могли быть представлены в установленном порядке в налоговые органы только до 1 марта 2013 г. (пункт 9.1 статьи 85 НК РФ, утративший силу с 01.01.2015). У налоговых органов также после 01.03.2013 не было правовых оснований по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо органами (организациями) и использованию данных сведений для целей исчисления налога на имущество физических лиц (письма ФНС России от 01.04.2013 N БС-4-11/[email protected], Минфина России от 06.08.2013 N 03-05-04-01/31566).

Форма, порядок ее заполнения и формат Сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2011 N ММВ-7-11/[email protected] и адресованы органам БТИ.

2. При определении налоговой базы стоимость объекта определяется как инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора на основании данных, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Под коэффициентом-дефлятором понимается коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Коэффициент-дефлятор устанавливается Минэкономразвития РФ на основании данных государственной статистической отчетности и подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливается коэффициент.

Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ в пункт 2 статьи 5 Закона N 2003-1 были внесены изменения, согласно которым налог на имущество физических лиц должен был исчисляться с учетом коэффициента-дефлятора. Новые положения Закона N 2003-1 должны были применяться начиная с исчисления налога за 2013 год. Поскольку коэффициент-дефлятор на следующий год устанавливается в предшествующем году, а сам Закон N 306-ФЗ вступил в силу только с 1 января 2014 года, то правовых оснований у Минэкономразвития для установления коэффициента-дефлятора в 2014 в целях исчисления налоговой базы за 2013 год не было. Установление его в 2014 году исключало возможность его применения к расчету налоговой базы за 2014 год. Поэтому налог на имущество за 2013 — 2014 годы исчисляется без коэффициента-дефлятора (письмо ФНС России от 12.02.2014 N БС-4-11/2252).

Коэффициент-дефлятор мог быть определен только в 2014 на 2015 год и последующие годы (письмо Минэкономразвития России от 13.01.2014 N 120-СБ/Д13и). Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 N 685 на 2015 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, равный 1,147. Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 18.11.2014 за N 34768 и опубликован 20 ноября 2014 года в «Российской газете» N 264.

Расчет налоговой базы по инвентаризационной стоимости еще продолжительное время может сохраняться в разных регионах РФ. В целом правила расчета налоговой базы и налоговые ставки, применяемые к инвентаризационной стоимости (пункт 4 статьи 406 НК РФ), полностью повторяют нормы Закона N 2003-1. В статье 406 НК РФ дополнительно подчеркивается, что необходимо учитывать долю каждого собственника в стоимости объекта. Размер ставки применяется в зависимости от общей суммарной инвентаризационной стоимости объекта, но налог для каждого собственника зависит от доли стоимости объекта, которая приходится на него.

Например, общая суммарная инвентаризационная стоимость объекта составляет 1000000 руб. Объектом владеют два физических лица — собственника, один имеет долю 30%, другой — 70%. Общая суммарная стоимость объекта относится к третьей максимальной строчке шкалы (свыше 500000 рублей), к которой могут быть установлены налоговые ставки от 0,31 до 2,0% (пункт 4 статьи 406 НК РФ). Предположим, местные органы установили ставку из этого диапазона равной 2%.

С учетом коэффициента-дефлятора налоговая база по объекту за 2015 год составит 1147000 рублей (1000000 x 1,147). У первого собственника стоимость доли равна 344000 руб. (1147000 руб. x 30%), налог он уплатит в размере 6882 руб. (344000 руб. x 2%). У второго собственника стоимость доли составит 802900 руб. (1147000 руб. x 70%), для него сумма налога будет равна 16058 руб. (802900 руб. x 2%).

Видео (кликните для воспроизведения).

Объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года и позже, а также объекты недвижимости, данные об инвентаризационной стоимости которых по каким-либо причинам не были представлены в налоговые органы, выпадают из-под налогообложения. По ним отсутствует инвентаризационная стоимость имущества и невозможно рассчитать налоговую базу. В отношении таких объектов есть только кадастровая стоимость и федеральному законодателю необходимо корректировать нормы главы 32 НК РФ. Указанный пробел привел и приведет к существенной потере местными бюджетами доходной базы по налогу на имущество физических лиц за 2014 и 2015 годы (см. также комментарий к статье 402 НК РФ).

Источники


  1. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.

  2. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  3. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
Сумма налога исходя из инвентаризационной
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here