Субсидия на возмещение затрат налогообложение

Полезная информация на тему: "Субсидия на возмещение затрат налогообложение" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Субсидии налог на прибыль

Особенности обложения НДС бюджетных субсидий

В статье раскрываются вопросы, связанные с обложением НДС бюджетных субсидий: увеличивают ли полученные субсидии налоговую базу, имеет ли право налогоплательщик на налоговые вычеты, требуется ли восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету до получения бюджетных средств. Автором проанализированы законодательные нормы, разъяснения контролирующих органов, а также судебная практика, которая позволит читателям оценить возможные налоговые риски, связанные с НДС при получении средств из бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий.

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемые бюджетами бюджетной системы РФ, не учитываются при налогообложении.

Однако не все поступившие из бюджета средства освобождаются от НДС: право на применение льготы по НДС напрямую зависит от того, соответствуют ли товары (работы, услуги), реализуемые организацией, условиям, указанным в п. 2 ст. 154 НК РФ, — применение государственных регулируемых цен и предоставление льгот отдельным потребителям. Поэтому при получении средств из бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий, прежде всего, важно определить, на какие цели выделены указанные средства, так как от этого будет зависеть налогообложение НДС.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, по бюджетному законодательству выделены две цели для получения субсидий:

1) возмещение затрат;

2) возмещение недополученных доходов.

Анализ Писем контролирующих органов, судебной практики (Письма Минфина России от 09.02.2012 N 03-07-11/32, от 03.02.2012 N 03-03-05/7, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/117, от 27.08.2007 N 03-07-11/355, Постановления ФАС СЗО от 18.01.2010 по делу N А56-30487/2009, от 17.12.2009 по делу N А56-30468/2009) показывает, что применение льготы по НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ правомерно и обоснованно в том случае, когда субсидии предоставлены налогоплательщику на компенсацию (возмещение) расходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, или на покрытие фактических убытков, возникающих при применении регулируемых государством цен или льгот.

В том случае, когда субсидии выделяются с целью возмещения недополученных доходов, они увеличивают налоговую базу по НДС как суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Государственные регулируемые цены (тарифы) устанавливаются на основании указов, законов и других нормативно правовых актов (Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), по которым применяются государственные регулируемые цены (тарифы), утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (например, природный газ, электрическая и тепловая энергия, продукция оборонного назначения, лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте и др.).

Льготы для определенных категорий потребителей товаров (работ, услуг) также устанавливаются соответствующими указами, законами и другими нормативными правовыми актами.

Следовательно, налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), соответствующие п. 2 ст. 154 НК РФ, применяющие государственные регулируемые цены и предоставляющие соответствующим покупателям льготы в соответствии с законодательством РФ, не учитывают при исчислении НДС суммы субсидий, предоставляемые бюджетами бюджетной системы РФ.

Если субсидии предоставляются налогоплательщику на цели, не поименованные в п. 2 ст. 154 НК РФ, налогообложение бюджетных средств будет осуществляться в общеустановленном порядке. Такие суммы субсидий включаются в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они фактически получены.

Налог с указанных сумм исчисляется по расчетной ставке. Размер зависит от ставки, установленной по товарам и услугам, в отношении которых получены бюджетные средства. Так, если по указанным товарам и услугам применяется ставка 10%, то суммы субсидий облагаются по ставке 10/110, если применяется ставка 18%, то налог исчисляется по ставке 18/118.

Пример 1. Организация получает из городского бюджета субсидии в целях возмещения затрат по текущему ремонту и содержанию дорог.

Бюджетные средства в сумме 9 000 000 руб. были перечислены на расчетный счет организации 31.07.2012. Поскольку бюджетные средства предоставлены на цели, не поименованные в п. 2 ст. 154 НК РФ, обложение НДС осуществляется в общеустановленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, 31.07.2012 (день фактического получения субсидии) налогоплательщик должен рассчитать НДС, подлежащий уплате в бюджет: 9 000 000 руб. x 18/118 = 1 372 881,36 руб.

Налоговые вычеты

Для принятия НДС к вычету необходимо выполнение следующих обязательных условий, установленных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:

  • товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету;
  • наличие у покупателя правильно оформленных счетов-фактур поставщиков;
  • приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права используются в деятельности, облагаемой НДС.

Специальные условия для применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств в НК отсутствуют.

Следовательно, при соблюдении всех условий НДС принимается к вычету независимо от того, за счет каких средств были приобретены товары (работы, услуги), имущественные права.

Однако иной позиции придерживается Минфин России: при приобретении товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств суммы НДС также уплачиваются покупателями за счет указанных средств. Поэтому предъявление налогоплательщиком сумм «входного» НДС к возмещению из бюджета неправомерно (Письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-11/98, от 31.08.2009 N 03-07-14/91).

Читайте так же:  Какие налоги платят за нежилое помещение

При этом имеется положительная для налогоплательщиков судебная практика по данному вопросу. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 21.10.2009 по делу N А45-21598/2008 указано, что выделение из федерального бюджета субсидий на частичную компенсацию стоимости приобретенных средств не влияет на право налогоплательщика принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам.

Однако, принимая к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств, налогоплательщик должен быть готов отстаивать свое право на вычет «входного» НДС в судебном порядке.

Восстановление НДС

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Восстановлению подлежат сумма НДС только при получении субсидии из федерального бюджета. Если же подобная субсидия выделяется из бюджета субъекта РФ или из местного бюджета, то восстанавливать НДС не нужно.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Таким образом, если товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы, имущественные права были приобретены налогоплательщиком до получения бюджетных средств, он имеет право принять «входной» НДС к вычету при соблюдении всех необходимых условий.

При получении бюджетных средств на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен.

Пример 2. 02.08.2012 ООО «Клининг» получило из федерального бюджета субсидию на частичное возмещение затрат за услуги по переработке твердых бытовых отходов в сумме 2 500 000 руб.

Переработка твердых бытовых отходов осуществляется с привлечением сторонних организаций:

27.06.2012 сторонняя организация выставила акт и счет-фактуру за выполненные работы на сумму 2 000 000 руб.

(в т.ч. НДС 18% — 305 084,75 руб.);

29.06.2012 сторонняя организация выставила акт и счет-фактуру за выполненные работы на сумму 2 400 000 руб. (в т.ч. НДС 18% — 366 101,69 руб.).

Предположим, что все условия для принятия НДС к вычету выполняются. Тогда налоговые вычеты составят:

27.06.2012 — 305 084,75 руб. (2 000 000 руб. x 18/118);

29.06.2012 — 366 101,69 руб. (2 400 000 руб. x 18/118).

В момент получения субсидии (02.08.2012) НДС частично должен быть восстановлен. НДС, подлежащий восстановлению, составит 381 355,93 руб.

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

(2 500 000 руб. x 18/118).

В бухгалтерском учете ООО «Клининг» сделаны следующие записи :

27.06.2012

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

1 694 915,25 руб.

приняты к учету работы, выполненные сторонней организацией;

Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»

НДС принят к вычету.

29.06.2012

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2 033 898,31 руб.

[1]

приняты к учету работы, выполненные сторонней организацией;

Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»

НДС принят к вычету;

02.08.2012

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 86 «Целевое финансирование»

2 500 000,00 руб.

отражено поступление субсидии;

Д-т сч. 86 «Целевое финансирование»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»,

признан прочий доход в сумме поступившей из бюджета субсидии;

Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

восстановлена сумма НДС;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»,

К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»

сумма восстановленного НДС включена в состав прочих расходов.

Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

РЭУ им. Г.В.Плеханова

С субсидий, полученных на развитие бизнеса, налоги платить не нужно

Комментарий к Федеральному закону от 07.03.2011 N 23-ФЗ

Бюджетные субсидии: последствия по НДС

Отметим, что поправками так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на «вмененную» деятельность. Налоговики наверняка решат, что эта субсидия не является доходом, полученным от «вмененной» деятельности, а значит, должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО. Но при целевом ее расходовании в течение 2 лет со дня получения налоги все равно платить не придется. Ведь учет этой субсидии нужно будет вести в порядке, установленном либо для упрощенцев, либо для плательщиков налога на прибыль. Правда, за периоды, когда учитывались расходы, произведенные за счет субсидии, придется сдавать две декларации: одну — по ЕНВД, а другую — по налогу на прибыль или по упрощенке. Кстати, именно так советуют делать налоговики вмененщикам — бывшим безработным, получившим субсидию от центра занятости населения (Пункт 1 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/[email protected]).

Субсидия на возмещение затрат налогообложение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организацией, находящейся на общей системе налогообложения, был заключен контракт на содержание питомников для бездомных собак. От г. Москвы будет выделена субсидия на погашение расходов.
Основанием предоставления в 2016 году субсидии из бюджета города Москвы является соответствующее постановление Правительства Москвы, которым определены получатель и конкретная денежная сумма субсидии. Субсидия предоставляется «в целях возмещения затрат, связанных с. «.
Часть субсидии покрывает уже произведенные получателем затраты, а часть будет направлена на финансирование текущих расходов.
Какими бухгалтерскими проводками следует оформить данную ситуацию, а также как отразить полученную субсидию в налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском и налоговом учете субсидия, полученная на возмещение текущих расходов некапитального характера, в общем случае признается в доходах по мере признания расходов, осуществленных за счет средств указанной субсидии.
Та часть бюджетных средств, которая предоставляется на возмещение расходов, произведенных в предыдущих отчетных периодах, признается в составе прочих (внереализационных) доходов единовременно.
Бухгалтерские проводки по отражению операций, связанных с получением и использованием субсидии, приведены ниже.

Читайте так же:  Россия митинги против повышения пенсионного возраста

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ прошел контроль качества

30 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее смотрите материал: Энциклопедия решений. Промежуточная отчетность.
*(2) Налоговый учет субсидий, полученных в рамках возмездного договора, осуществляется в общеустановленном порядке, то есть после факта оказания услуг, выполнения работ (смотрите, например, письмо Минфина России от 03.11.2015 N 03-03-06/63488). В данном случае, как мы понимаем, речи о получении субсидии в рамках возмездного договора не идет.

Субсидия на возмещение затрат налогообложение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 15 апреля 2016 г. N 02-01-11/21926 Об учете денежных средств в виде субсидий, получаемых налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), для целей налогообложения

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение о разъяснении применения положений пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетного кодекса), и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (далее — получатели субсидий), а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Учитывая изложенное, указанные субсидии предоставляются на определенные цели, и переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц невозможна.

Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса при предоставлении субсидий получателям субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Аналогичная норма содержится в подпункте «а» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Постановление).

[2]

Кроме того, подпунктом «а» пункта 24 Постановления предусматривается, что в соглашение (договор) о предоставлении субсидии включаются также порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Аналогичные нормы также могут быть установлены на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в нормативных правовых актах, (муниципальных правовых актах), определяющих правила предоставления субсидий.

По вопросу включения денежных средств, получаемых коммерческой организацией в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

В случае если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с данной главой Налогового кодекса.

Читайте так же:  Налоговая декларация плательщика упрощенного налога лнр

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Положениями статьи 249 Налогового кодекса установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса (статья 250 Налогового кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 Налогового кодекса не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса.

Директор Департамента С.В. Романов

Обзор документа

В силу БК РФ субсидии юрлицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), ИП, а также физлицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторым исключением), выполнением работ, оказанием услуг.

Указанные субсидии предоставляются на определенные цели. Переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц не возможна.

Денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку указанные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).

При этом в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат. Поэтому суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.

Если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Субсидия на возмещение затрат налогообложение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 01.07.2017 внесены поправки в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Суммы НДС подлежат восстановлению при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Организация — сельскохозяйственный товаропроизводитель является получателем субсидий из бюджетной системы РФ, в частности только из бюджета субъекта — Республики Татарстан. Организацией получена субсидия из бюджета субъекта Республики Татарстан на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Денежные средства были использованы на погашение кредиторской задолженности за приобретенные ГСМ и на покупку удобрений.
Каков порядок применения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ до 1 июля 2017 года и после в ситуациях:
— если субсидия получена в счет возмещения (компенсации) уже произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг);
— если субсидия получена для финансирования затрат на приобретение товаров (работ, услуг), которые будут произведены после ее получения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации при получении налогоплательщиком бюджетной субсидии из бюджета субъекта Республики Татарстан до 1 июля 2017 года, вне зависимости от того, учтен ли в сумме субсидии НДС или нет:
— при ее получении в счет возмещения ранее произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), НДС, принятый к вычету, восстановлению не подлежит;
— при ее получении в счет финансирования затрат, которые будут произведены на приобретение товаров (работ, услуг), НДС принимается к вычету в установленном порядке.
Соответственно, после 1 июля 2017 года при получении налогоплательщиком бюджетной субсидии из бюджета субъекта Республики Татарстан в зависимости от того, учтен ли в сумме субсидии НДС или нет:
— при ее получении в счет возмещения ранее произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению;
— при ее получении в счет финансирования затрат, которые будут произведены на приобретение товаров (работ, услуг), НДС принимается к вычету в установленном порядке (в случае их приобретения с учетом НДС, в противном случае НДС подлежит восстановлению).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Восстановление НДС при оплате товаров (работ, услуг) за счет субсидий;
— Энциклопедия решений. Случаи восстановления вычетов по НДС;
— Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий;
— Энциклопедия решений. Налоговый учет доходов в виде субсидий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

27 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налогообложение субсидий. Господдержка предприятий малого и среднего бизнеса

«Финансовая газета», 2013, N 12

Читайте так же:  Кбк уплата штрафа в налоговую

Вопрос оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса был и остается актуальным. Принятие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» послужило основой для разработки как на федеральном, так и на региональных уровнях программ, которые, в свою очередь, предусматривают предоставление различного рода субсидий коммерческим организациям.

Как правило, субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при условии утверждения ими региональных целевых программ.

Определение субсидий приведено в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 N 254-ПП субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета г. Москвы предоставляются следующие субсидии в целях возмещения затрат:

  • на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на развитие и модернизацию производства;
  • уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);
  • для возмещения части затрат, связанных с развитием хозяйственной деятельности, а именно:

а) приобретения основных средств (за исключением легковых транспортных средств);

б) организации и оснащения рабочих мест;

в) приобретения лицензионного программного обеспечения, покупки сырья и материалов;

г) аренды зданий и помещений.

Бухгалтерский учет субсидий

Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н), ведется на счете 86 «Целевое финансирование».

В первую очередь получателю средств следует определить в учетной политике метод отражения бюджетных средств: по мере поступления средств на расчетный счет или же по мере возникновения права на них. Подтверждением возникновения права на бюджетные средства могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы (п. 5 ПБУ 13/2000).

[3]

В зависимости от выбранного метода получение субсидий отражается следующим образом:

  • по мере возникновения права на бюджетные средства получатель сначала отражает возникшую задолженность записью: Дебет 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами», Кредит 86, затем на дату фактического поступления средств на расчетный счет (в кассу) делается запись: Дебет 51 «Расчетный счет» (50 «Касса»), Кредит 76;
  • по мере поступления средств на расчетный счет (в кассу) получатель делает бухгалтерскую запись: Дебет 51, Кредит 86 на сумму поступивших средств (п. 7 ПБУ 13/2000).

В дальнейшем по мере расходования субсидий они списываются со счета 86. Порядок списания зависит от характера расходов, на финансирование которых были предоставлены бюджетные средства (капитальные или текущие расходы).

Суммы бюджетных средств, направленные на финансирование текущих расходов, списываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом суммы целевого финансирования признаются в качестве доходов будущих периодов (составляется запись: Дебет 86, Кредит 98 «Доходы будущих периодов») в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода (Дебет 98, Кредит 91 «Прочие доходы и расходы») при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начислении оплаты труда и осуществлении других расходов аналогичного характера (абз. 1, 3 п. 9 ПБУ 13/2000).

Если бюджетные средства предоставлены в более поздний отчетный период, чем тот, в котором осуществлены расходы, то организация отражает возникновение задолженности по таким средствам и относит их на финансовый результат в составе прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000) с отражением непосредственно на счете 91, субсчет 1 «Прочие доходы», без использования счета 86.

По нашему мнению, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности. Поэтому можно в этом случае сумму предоставленных бюджетом средств отразить записью по кредиту 86 и дебету 76 (или по другим счетам, на которых подлежат учету полученные активы), а затем признать прочий доход записью по дебету 86 и кредиту 91, субсчет 1 (п. 7 ПБУ 13/2000).

Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются со счета учета целевого финансирования на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом суммы целевого финансирования учитываются в качестве доходов будущих периодов при принятии объектов внеоборотных активов к учету с последующим отнесением в течение срока полезного использования указанных объектов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (п. 9 ПБУ 13/2000).

В бухгалтерском балансе бюджетные средства отражаются по строке 1530 «Доходы будущих периодов» только в следующих случаях: бюджетные средства направлены коммерческой организацией на финансирование расходов (п. 9 ПБУ 13/2000); не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования, предоставленного организации, учитываемых на счете 86 (п. 20 ПБУ 13/2000). При этом если величина неиспользованных средств целевого бюджетного финансирования существенна для организации, то она показывает соответствующую сумму обособленно по отдельной строке в разд. V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса (п. 20 ПБУ 13/2000, п. 11 ПБУ 4/99).

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете 91, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000). Следовательно, признанные в качестве доходов отчетного периода суммы бюджетных средств должны отражаться в отчете о прибылях и убытках по строке 2340 «Прочие доходы».

Что касается других форм бухгалтерской отчетности (в частности, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и пояснительной записки, в которых также должна находить отражение информация о помощи из бюджета), то, поскольку организация является субъектом малого предпринимательства, она вправе не представлять их в составе бухгалтерской отчетности, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Налогообложение доходов при получении субсидий

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, установлены в ст. 251 НК РФ, перечень их является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.

Читайте так же:  Проверить долги по налогам сайт

НК РФ предусматривает особый порядок признания субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ. Такие субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения (абз. 1 п. 4.3 ст. 271 НК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 4 ст. 223 НК РФ).

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит размер признанных расходов, фактически осуществленных за счет этой субсидии, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода (абз. 1 п. 4.3 ст. 271 НК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 4 ст. 223 НК РФ).

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.

Таким образом, в отношении имущества, приобретенного или созданного коммерческой организацией за счет субсидий, полученных на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и признанного согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Субсидии на приобретение (создание) амортизируемого имущества отражаются в качестве дохода по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества (абз. 2 п. 4.3 ст. 271 НК РФ), т.е. в размере амортизационных отчислений. Например, за счет субсидии, полученной в декабре 2012 г., в феврале 2013 г. приобретено основное средство, относящееся к первой амортизационной группе со сроком полезного использования 2 года. В этом случае в состав доходов субсидия будет включаться с момента начисления амортизации по этому основному средству (т.е. с марта 2013 г.) по март 2015 г. в сумме, равной размеру амортизационных отчислений по приобретенному основному средству.

Налог на добавленную стоимость

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При уплате НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет средств субсидий, выделенных из областного, городского бюджета (отличного от федерального), оснований для восстановления налога, принятого к вычету по этим товарам (работам, услугам), не имеется.

В случае оплаты НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет собственных средств налогоплательщика налог подлежит вычету на общих основаниях.

Проанализировав законодательные нормы и разъяснения контролирующих органов, предлагаем следующий порядок учета субсидий, выделяемых субъектам малого и среднего предпринимательства на основе примера.

Пример. ООО «Альфа» в рамках реализации проекта по организации производства в 2012 г. получило субсидию в соответствии с программным мероприятием «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве» из федерального бюджета в размере 500 000 руб.

Согласно смете расходов направлены на реализацию проекта: оплату материалов — 170 000 руб., приобретаемых основных средств — 260 000 руб., компенсацию расходов по аренде помещения — 70 000 руб.

Согласно учетной политике субсидии принимаются к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000. Договор о предоставлении целевых бюджетных средств в форме субсидии заключен в декабре 2012 г. и денежные средства поступили в декабре. Договор с поставщиком материалов заключен в ноябре, материалы также поступили в ноябре (170 000 руб., в том числе НДС — 18%). Арендная плата уплачивалась с ноября по декабрь 2012 г. (2 месяца по 35 000 руб., в том числе НДС — 18%). Основное средство было приобретено и принято к бухгалтерскому учету в январе (260 000 руб. с учетом НДС — 18%). Амортизационные отчисления составили 8813,56 руб/мес. (вторая группа — 25 месяцев).

В таблице приведены соответствующие бухгалтерские записи.

Заключение

Предоставление субсидий, как одно из направлений финансовой помощи субъектам РФ, становится сейчас важнейшим направлением в осуществлении механизма межбюджетных отношений.

Основной смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации работы предприятия и его подразделений.

Бюджет — основа для постановки цели организации. Планируя бюджет на будущее, необходимо заблаговременно принимать решения до начала деятельности.

Внедрение эффективной системы бюджетирования приводит в конечном счете к необходимой системе финансового планирования, учета доходов и расходов на всех уровнях управления, позволяет также оперативно устанавливать и объяснять отклонения.

Необходимо отметить, что учет целевого финансирования в виде субсидий, а также прочей экономической поддержки особенно важен для предприятий малого и среднего бизнеса, когда становится остро необходимой государственная поддержка. Привлечение средств целевого финансирования дает возможность предприятию расходовать собственные ресурсы более эффективно в соответствии с разработанной стратегией. Средства целевого финансирования позволяют увеличить объем производства продукции (работ, услуг), а их правильный учет способствует выбору наиболее оптимального для конкретной организации вида получаемых ею дополнительных денежных средств.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья написана в соавторстве с Антоном Тихомировым, ассистентом аудитора аудиторской компании «ФИНСТАТУС».

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  2. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
Субсидия на возмещение затрат налогообложение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here