Срок вручения акта выездной налоговой проверки

Полезная информация на тему: "Срок вручения акта выездной налоговой проверки" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Энциклопедия решений. Порядок и сроки вручения акта налоговой проверки

Порядок и сроки вручения акта налоговой проверки

Акт налоговой проверки должен быть составлен в установленные п. 1 ст. 100 НК РФ сроки:

— по результатам камеральной налоговой проверки — в течение 10 рабочих дней после ее окончания, но только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. Если такие нарушения не выявлены, акт проверки не составляется;

— по результатам выездной налоговой проверки — в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;

— по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 3 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Акт подписывается лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт подписывается ответственным участником этой группы (его представителем).

Акт налоговой проверки в течение 5 рабочих дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков кт налоговой проверки вручается в таком же порядке ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в течение 10 рабочих дней (п. 5 ст. 100 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Течение срока начинается на следующий день после его подписания (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Дата вручения акта налоговой проверки налогоплательщику имеет процессуальное значение, поскольку от этой даты исчисляются сроки представления налогоплательщиком письменных возражений (в случае несогласия с изложенными в акте налоговой проверки фактами и выводами проверяющих), а также дальнейшие сроки проведения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, установленные п. 6 ст. 100 и п. 1 ст. 101 НК РФ.

Дата акта налоговой проверки указывается в его вводной части. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку (пп. 1 п. 3 ст. 100 НК РФ).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. При этом датой вручения этого акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Течение срока начинается на следующий день после отправки акта по почте (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

В акте при наличии соответствующих фактов отражается:

— запись об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать Акт;

— факт вручения под расписку акта и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на бумажном носителе;

— факт уклонения лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя, от получения акта;

— факт направления акта и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки заказным письмом по почте.

При наличии таких фактов соответствующие записи проставляются на всех экземплярах акта (п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]).

Поскольку в п. 5 ст. 100 НК РФ специальный срок для направления акта по почте не установлен, Пленум ВАС РФ в абз. 2 п. 29 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что данные действия должны быть совершены налоговым органом также в пределах 5 дней со дня составления акта.

ФНС России в письме от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 рекомендовала территориальным налоговым органам с целью соблюдения положений ст.ст. 101 и 101.4 НК РФ вручать:

— уведомление о возможности получения акта выездной налоговой проверки — вместе со справкой о проведенной выездной налоговой проверке;

— уведомление о возможности получения документов по результатам камеральной налоговой проверки (в том числе акта камеральной налоговой проверки) — вместе с требованием о представлении документов.

Заметим, что направление акта налоговой проверки по почте не гарантирует его фактическое получение налогоплательщиком. Поэтому в п. 5 ст. 100 НК РФ возможность направления акта проверки по почте предусмотрена в случае уклонения проверяемого лица от его получения.

Факт такого уклонения должен быть подтвержден налоговым органом. В противном случае суды могут прийти к выводу, что налогоплательщик был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и ему не была обеспечена возможность представить объяснения, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для признания решения, вынесенного по итогам проверки, недействительным (см. постановления ФАС Московского округа от 20.01.2014 N Ф05-16692/13, от 21.09.2011 N Ф05-9427/11, ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2012 N Ф07-359/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2011 по делу N А53-16193/2010).

На практике налоговые органы предварительно направляют налогоплательщику уведомление о необходимости явиться для получения акта проверки, а в случае его неявки в указанный срок отправляют акт по почте. В таком случае суды не усматривают нарушений процедуры вручения акта (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2009 N Ф09-4146/09-С3).

Не усматривают нарушений судьи и в случае приглашения налогоплательщика в инспекцию по телефону для вручения акта проверки (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2013 N А67-8492/2012).

Если же нарушение процедуры вручения акта налоговой проверки не лишило налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений, суды приходят к выводу, что направление акта налоговой проверки по почте не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика и само по себе не влечет незаконность решения, принятого инспекцией. Не является безусловным основанием для отмены решений инспекции и нарушение пятидневного срока направления акта проверки налогоплательщику (постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 N Ф08-1546/16).

Читайте так же:  Перевод накопительной пенсии в втб

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

Indypendenz / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected]).

В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

[2]

Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Порядок составления акта выездной налоговой проверки

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 34, 2000

Региональный выпуск, N 33, 2000)

В итоговой части акта выездной налоговой проверки (заключение) можно выделить три раздела:

К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены следующие документы:

решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного решения). В случае проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, к акту прилагается постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного постановления);

[1]

копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;

уточненные расчеты по видам налогов (сборов), составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаны проверяющим и руководителем организации или индивидуальным предпринимателем (их представителями);

акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя) (данное приложение приводится, если при проверке была проведена инвентаризация);

материалы встречных проверок (в случае их проведения);

заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);

протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (при наличии соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства);

справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончании проверки.

К акту выездной налоговой проверки также могут прилагаться:

копии (в случаях выемки у налогоплательщика документов — подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах. При изложении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах в описательной части акта производится запись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, подтверждающих наличие соответствующих нарушений;

справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем (их представителями);

справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д., подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации (его представителем);

справка о месте нахождения обособленных подразделений (их адреса, ИНН / код причины постановки на учет), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности налогоплательщика земельных участков, подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем (их представителями);

иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений и для принятия правильного решения по результатам проверки.

Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено, что содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Читайте так же:  Порядок начисления и выплаты пенсии

Сразу после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой указывает предмет проверки и сроки ее проведения.

Порядок подписания, вручения и рассмотрения акта выездной налоговой проверки существенно не изменился. В новой Инструкции упрощен лишь порядок вручения акта. Так, не позднее двух месяцев после составления справки о проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки с учетом требований, рассмотренных выше. Подписанный проверяющими акт вручается руководителю организации — налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись: «Экземпляр акта с. (указывается количество приложений) приложениями на ___ листах получил» за подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя (их представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, на последней странице акта делается запись:

от получения настоящего акта уклонился», заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты. Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику (его представителю) по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику (его представителю). Ранее при уклонении от получения акта проверки проверяющими подготавливался соответствующий акт, дата составления которого признавалась датой вручения акта выездной налоговой проверки.

При отказе руководителя организации — налогоплательщика или индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписания акта руководителем проверяющей группы (проверяющим) на последней странице акта производится запись:

от подписи акта отказался», заверенная подписью указанного лица.

До вручения налогоплательщику (его представителю) акт налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Перед принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам рассмотрения материалов проверки его проект визируется юристом налогового органа.

По результатам рассмотрения актов налоговых проверок, в которых указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть решения должна содержать номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилию, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН / код причины постановки на учет.

В описательной части решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства налогового правонарушения, установленные проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Резолютивная часть решения должна содержать:

ссылку на ст.101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов); суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов);

указания на статьи части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.

Решение налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:

во вводной части — данные, аналогичные вводной части решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в описательной части — изложение выявленных в ходе проверки обстоятельств, содержащих признаки налоговых правонарушений, а также установленных в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в резолютивной части — решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на соответствующие положения ст.109 части первой Налогового кодекса Российской Федерации; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет, суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов), суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов), предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (указанные реквизиты приводятся в случае выявления проверкой неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов (сборов).

При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение должно содержать:

во вводной части — данные, аналогичные указанным в вводной части решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в описательной части — изложение обстоятельств, вызывающих необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;

Читайте так же:  Во сколько уйдут пенсионеры на пенсию

в резолютивной части — решение о назначении конкретных дополнительных мероприятий налогового контроля.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику (его представителю) под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения налогоплательщиком (его представителем). Если указанными выше способами решение и (или) требование налогового органа вручить налогоплательщику или его представителю невозможно, решение и (или) требование отправляется(ются) по почте заказным письмом и считается(ются) полученным(ми) по истечении шести дней после его (их) отправки.

Если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Срок вручения акта выездной налоговой проверки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-529 О сроках вручения налоговым органом акта налоговой проверки налогоплательщику

Вопрос: Прошу предоставить разъяснения относительно сроков вручения налогоплательщику акта выездной или камеральной проверки.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

На практике очень часто налоговые органы вручают акты камеральных налоговых проверок намного позднее той даты, которая указана в качестве даты составления акта проверки (с опозданием до 2-х месяцев). В связи с этим у налогоплательщиков отсутствует возможность проверить фактическую дату составления акта выездной (камеральной) проверки и не допустить злоупотребления правом со стороны налоговых органов.

Более того, затягивание вручения налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки деклараций, в которых заявлен НДС к возмещению из бюджета, позволяет налоговым органам не выносить никакого решения и необоснованно не возмещать НДС сколь угодно продолжительное время.

В связи с изложенным просим Минфин РФ разъяснить:

1. В какой срок с момента составления акта камеральной или выездной налоговой проверки должен быть представлен налогоплательщику этот акт?

2. Ограничен ли этот период сроками, установленными для составления акта в п. 1 ст. 100 НК РФ?

Какие действия может предпринять налогоплательщик, чтобы не допустить злоупотребления правом налоговыми органами при составлении акта выездной (камеральной) налоговой проверки задним числом (например, запросить копию журнала регистрации актов проверок, регистрации служебных записок по итогам камеральных проверок и т.д.)?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено письмо от 12.09.2008 N 200-04/315-АК по вопросу о сроке вручения актов налоговых проверок и сообщается следующее.

Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) трехмесячный срок камеральной налоговой проверки исчисляется со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Кодексом не предусмотрено продление указанного срока.

В силу пунктов 6 и 8 статьи 89 Кодекса двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении такой проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

[3]

На основании пункт 1 статьи 100# Кодекса акты налоговых проверок должны быть составлены налоговыми органами:

в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней после ее окончания;

по результатам выездной налоговой проверки — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.

Кодексом не установлены специальные сроки для вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

С 1 января 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с пунктом 10 статьи 1 которого устанавливается срок в пять дней с даты этого акта, в течение которого акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Впредь до вступления в силу указанного Федерального закона, по мнению Департамента, максимальный срок для составления и вручения налогоплательщику акта налоговой проверки составляет для:

камеральной налоговой проверки, в ходе проведения которой выявлено налоговое правонарушение, — три месяца и 10 дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету);

выездной налоговой проверки — два месяца со дня составления справки об окончании этой проверки.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-529

В течение какого срока составляется акт камеральной налоговой проверки?

Срок составления акта камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка (ст. 88 Налогового кодекса) относится к числу рутинных контрольных мероприятий, выполняемых сотрудниками налоговых органов согласно внутреннему распределению обязанностей. Ей подвергается основная масса представляемых деклараций. Кроме того, в отдельных случаях она может быть проведена в случае непредставления этого документа (абз. 2 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Правила подачи заявления на алименты

О начале такой проверки не выносится какой-либо акт, по ее завершении не составляется справка. Эти даты могут быть установлены только в одном случае — если при проведении этой контрольной процедуры были обнаружены нарушения, фиксируемые в акте (п. 5 ст. 88 НК РФ).

На подготовку акта отводится 10 дней по завершении проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Сроки от начала проверки до вынесения решения складывается из таких периодов:

  1. Продолжительность камеральной проверки — до 3 месяцев (2 — для добросовестных налогоплательщиков, см. сообщение на сайте) с момента поступления налоговой декларации, 6 месяцев — при проверке иностранного лица по налогу на добавленную стоимость (п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. 10 дней — для составления акта.
  3. 5 дней — для его вручения (или 6 дней от отправки по почте) проверяемому лицу.
  4. Месяц — для подачи возражений проверяемым лицом.
  5. 10 дней — для вынесения решения (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Вопрос о том, является ли окончательным акт, составленный по первоначальному документу, может быть спорным, т. к. проверочные действия могут быть остановлены досрочно без дальнейшего возобновления.

Когда может быть отсрочено составление окончательного акта по проверке: разные позиции

Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации ранее начатые мероприятия должны быть прекращены (без составления итогового документа). Начинается новая проверка на основании новых документов, но с возможностью использования ранее полученных данных.

На разных этапах были высказаны 2 принципиально разных варианта трактовки ст. 88 НК РФ:

  1. Проверка завершается в момент вынесения решения по ней. Следовательно, если до этой даты сделано уточнение, акт аннулируется. Момент составления окончательного акта, на основании которого выносится решение, отсрочивается до завершения следующей проверки (см. постановление ФАС МО от 18.02.2013 № Ф05-1150/12 по делу № А40-68918/2011).
  2. Проверка завершается в день, указанный в акте как дата ее окончания. Представленные позднее уточненные декларации не препятствуют рассмотрению акта (см. постановление 13-го ААС от 11.11.2015 № 13АП-20855/15).

Последнее толкование является преобладающим. Один из последних по времени примеров подобного правоприменения — решение АС Костромской области от 17.08.2017 по делу № А31-14233/2016. В нем указано, в частности, что подача уточнения после ознакомления с выводами проверяющих дает возможность избежать ответственности и по этой причине невозможна.

Таким образом, момент составления акта может быть отсрочен путем подачи уточненной декларации до завершения проверочных мероприятий по ее первичной редакции.

Срок для обжалования акта камеральной налоговой проверки

Обжалование акта не является таковым по сути, т. к. не влечет его отмены. По результатам рассмотрения этого документа выносится решение определенного содержания (пп. 6, 7 ст. 101 НК РФ).

Письменно возразить можно:

  • На акт. Срок — не более 1 месяца после его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
  • Результаты допмероприятий — в 10-дневный срок (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • Путем подачи уточненной декларации до принятия решения. О том, что этот документ выполняет функцию возражений, есть указание в п. 16 (СК по эконом. спорам) Обзора судебной практики № 4 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016. Принятие этого документа во внимание (с назначением допмероприятий) или непринятие для целей пересмотра позиций по данному акту (в этом случае проводится отдельная проверка) входит в сферу компетенции налогового органа.

Итак, акт камеральной налоговой проверки издается только при обнаружении нарушений в 10-дневный срок по ее завершении. При подаче уточненной декларации до ее окончания проверочные мероприятия проводятся заново, что отсрочивает принятие акта на период новой проверки. Проверяемое лицо вправе изложить свои доводы в виде возражений и уточнения.

СРОКА СОСТАВЛЕНИЯ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Читайте также:

  1. I. Организационно-правовые аспекты приема и проверки подписных листов
  2. I. Порядок проверки и оценки физической подготовленности
  3. IV. Организация проверки сообщений о преступлениях
  4. IV. Оформление итогов проверки подписных листов
  5. IV. Оформление результатов ревизии (проверки)
  6. Teст Колмогорова-Смирнова для количественной проверки формы распределения
  7. АКТ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
  8. Акт камеральной налоговой проверки
  9. АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
  10. АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
  11. Акт проверки постановки
  12. АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ

СРОК СОСТАВЛЕНИЯ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Акт должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Напомним, что справка составляется проверяющим лицом в последний день проведения налоговой проверки и вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ). Подробнее см. разд. 14.1 «Справка о проведенной выездной налоговой проверке».

Срок начинает течь со следующего дня после даты составления справки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Истекает срок через два месяца в день, датированный тем же числом, каким составлена справка (абз. 1 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Например, проверка была завершена 30 сентября 2009 г. Значит, акт проверки налоговикам следует оформить в период с 1 октября 2009 г. до 30 ноября 2009 г. включительно.

Если срок истекает в месяце, в котором нет соответствующего числа, то окончание срока приходится на последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Например, проверка была завершена 30 декабря 2009 г. Срок, в течение которого должен быть составлен акт выездной проверки, начинается 31 декабря 2009 г. Окончание срока приходится на 28 февраля 2010 г., поскольку последним днем в феврале 2010 г. является 28-е число.

При этом также надо учитывать, что если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то окончание срока переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Например, проверка была завершена 30 марта 2010 г. Два месяца, отведенные на составление акта, истекают 30 мая 2010 г. Но поскольку это воскресенье, окончание срока, отведенного на составление акта, переносится на 31 мая 2010 г.

Читайте так же:  Повышение пенсионного возраста на сколько лет

К сожалению, если налоговый инспектор просрочит установленный ст. 100 НК РФ двухмесячный срок для составления акта выездной проверки, то никаких правовых последствий это не повлечет.

Такое положение вещей объясняется тем, что согласно п. 14 ст. 101 НК РФ пропуск срока на составление акта не является безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам выездной проверки .

Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

И хотя по закону любое нарушение Налогового кодекса РФ в ходе проверки может быть основанием для отмены решения по ее итогам (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ), рассчитывать на отмену решения на том основании, что акт составлен с опозданием, не стоит. Ведь сложившаяся судебная практика даже нарушение срока проведения выездной проверки не признает однозначным основанием для отмены решения по выездной проверке.

Подробнее о судебной практике по делам об отмене решений, принятых по итогам выездных проверок на основании пропуска срока выездной проверки, см. в разд. 11.4 «Последствия нарушения срока проведения выездной проверки».

Также добавим, что пропуском двухмесячного срока на составление акта не нарушается право налогоплательщика на подачу письменных возражений на акт проверки и даже не сокращается срок на их представление, поскольку данный срок начинает течь с момента вручения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

С учетом сказанного при рассмотрении подобных споров суды указывают на факт нарушения налоговым органом срока составления акта проверки только в совокупности с иными обстоятельствами, которые влекут за собой отмену решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, и не заостряют на нем внимания (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2008 N Ф04-4291/2008(13797-А81-29), оставленное в силе Определением ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-1324/09).

Дата добавления: 2015-06-30 ; Просмотров: 2944 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сроки написания и вручения акта выездной налоговой проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае уклонения проверяемого лица (его представителя) от получения акта налоговой проверки акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма. Однако не исключено, что направленный по почте акт налоговой проверки заказным письмом может дойти до налогоплательщика гораздо позже, чем истечет шесть дней с даты направления данного письма, либо не дойдет вообще. Как представляется, в этом случае налогоплательщику может помочь справка из почтового отделения, в котором обслуживается организация, о дате поступления в адрес организации соответствующего заказного письма или о факте непоступления такого письма.

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, в соответствии с п. 1.14 Требований прилагаются:

решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

требование о представлении документов;

решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии);

акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации);

разделы актов проверок филиалов (представительств);

документы (информация), истребованные в ходе проверки;

заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);

протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));

справка о проведенной проверке;

документы, подтверждающие вручение либо направление справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;

копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих нарушение законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Источники


  1. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.

  2. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.

  3. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.
Срок вручения акта выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here