Срок исполнения решения налогового органа

Полезная информация на тему: "Срок исполнения решения налогового органа" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности

Условия исполнения решения

Налоговым законодательством предусмотрена ответственность за совершенные налоговые правонарушения, однако вина плательщика доказывается путем рассмотрения всех материалов дела, акта, составленного налоговым органом, который проводил мероприятия по налоговому контролю.

Основанием для привлечения к ответственности или освобождения от нее является вынесенное руководителем налогового органа решение.

При этом последнее вступает в силу и подлежит исполнению с момента его вынесения.

Решение может быть исполнено только в том случае, если руководитель налогового органа рассмотрел дело в рамках действующего налогового законодательства, без каких-либо нарушений, а также направил вынесенное решение плательщику непосредственно после вынесения решения.

Способ направления может быть, как личный под роспись, так и путем почтового направления в заказной форме, где днем получения считается шестой рабочий день, или путем направления через телекоммуникационную сеть.

Если в ходе мероприятий налогового контроля, которые носили характер выездной или камеральной проверки, было выяснено и доказано, что плательщику необходимо возместить в государственный бюджет налоги, сборы, штрафы и пени, то изыскание средств носит принудительный характер.

Данная мера взыскания осуществляется независимо от желания плательщика исполнить решение или проигнорировать его. Способы взыскания носят так же принудительный характер.

Порядок исполнения решения

Осуществление исполнения решения находится на контроле у налогового органа, который вынес такое решение. То есть налоговый орган, который постановил взыскать с плательщика неуплаченные в срок налоги, сборы и пени, обязан самостоятельно взыскивать с плательщика средства всеми законными и доступными способами.

Например, путем ареста или замораживания лицевых счетов плательщика до тех пор, пока необходимая сумма не будет взыскана. Это же касается решений, по которым плательщик привлекается к административной ответственности.

Именно налоговый орган, который внес решение о виновности плательщика, обязан всеми законными способами осуществить исполнение решения, в том числе с применением принудительных мероприятий, цель которых устранение обнаруженных нарушений.

В случаях, когда плательщик не согласен с вынесенным решением, подал апелляцию в вышестоящий налоговый орган, последний обязан о своем решении известить налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех рабочих дней. При этом новое решение подлежит исполнению с момента его вынесения.

В случаях, когда второе решение, вынесенное вышестоящим налоговым органом, не отличается от первого, исполнению подлежит первоначальное решение с сохранением сроков.

Сроком вступления в силу решения считается срок в один календарный месяц с момента вынесения решения, если речь идет о признании виновным плательщика в предъявляемых налоговых правонарушениях, а так же в случаях, когда вина плательщика не доказана и не состоятельна.

Если вынесенное решение касается проверки, проведенной в отношении консолидированной группы плательщиков, то сроком решения будет выступать так же один календарный месяц. То есть в этом период решение вступает в силу.

В практике встречаются случаи, когда вынесенное решение, вступающее в силу, оспаривается плательщиком в судебном порядке или в вышестоящий налоговый орган, и решение отменяется при обнаружении нарушений со стороны налогового органа, который проводил мероприятия по налоговому контролю и выносил решение.

В этом случае первоначальное решение отменяется без каких-либо сроков, с момента вынесения нового решения.

Должностные лица, допустившие нарушения в ходе мероприятий и вынесения решения о признании виновным плательщика, сами попадают под статьи налогового законодательства о нарушениях в налоговой сфере, подвергаются ответственности вплоть до отстранения от должности.

Документы, используемые для исполнения решения

В качестве документов, используемых для исполнения решения, выступают как само решение, которое направляется плательщику для ознакомления и исполнения, так и сопутствующие материалы дела: акты, протоколы, иные материалы дела.

В решение обязательно указывается срок, в который плательщик обязан исполнить решение налогового органа, а так же мера воздействия при неисполнении решения в указанные временные рамки.

Кроме того для исполнения решения могут быть использованы документы, являющиеся основанием для принудительного взыскания с плательщика начисленных ему налогов, сборов, пени и штрафов, которые направляются в банки, где у плательщика открыты лицевые счета для ареста средств на этих счетах и прекращения расходных операций по счетам, в том числе и валютным.

Срок взыскания налогов и возврата переплаты (излишне уплаченных налогов)

Срок взыскания налогов

Никто не спорит, что налоги должны уплачиваться вовремя. Для физических лиц предусмотерны 2 варианта установления обязанности по уплате налогов (в зависимости от того, как выявлена задолженность — в рамках налоговой проверки или вне ее рамок):

обязанность уплаты налогов на основании налогового уведомления;

Законодательством предусмотрена обязанность физических лиц по уплате налогов на основании полученного налогового уведомления по:

обязанность уплаты налогов на основании установленных сроков уплаты налога (для физлиц такая обязанность установлена по НДФЛ).

При неуплате налогов в установленный срок в добровольном порядке ФНС вправе обратиться в суд с иском для взыскания налогов в принудительном порядке. Такой иск может быть подан в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 48 НК). В свою очередь, требование об уплате налога должно быть направлено в течение 3 месяцев с момента выявления налоговой недоимки (статья 70 НК).

Недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (статья 11 НК).

Следовательно, недоимка может возникнуть только тогда, когда сумма налога начислена, но своевременно не уплачена в бюджет.

Но законодательством не установлено, как определяется момент выявления налоговой недоимки. Следовательно, таким моментом может быть:

дата уплаты налога на основании поданной налоговой декларации (для НДФЛ — это 15 июля). Поэтому датой выявления недоимки в этом случае надо считать 16 июля или (если налоговая декларация предоставлена с нарушением сроков) день, следующий за днем предоставления декларации;

Читайте так же:  Какие налоги платит ип при закрытии

дата уплаты налога на основании налогового уведомления (для имущественных налогов — это 1 декабря). Поэтому датой выявления недоимки в этом случае надо считать 2 декабря.

А из этого следует, что налоговому органу становится известно о том, что налог не уплачен, на следующий день после истечения срока уплаты.

Схематично это можно изобразить так:

Как правило, ФНС отсчитывает срок на выставление требования не с указанной даты, а с любого момента обнаружения недоимки в своих внутренних документах и базах данных. К счатью, судебная практика (в большинстве случаев) не разделяет этого мнения.

Срок давности по уплате налогов

Как ни странно это выглядит, но НК не устанавливает срок давности для исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе и в принудительном порядке (данный вывод подтверждает и судебная практика, к примеру, Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 № Ф09-3963/09-С3).

Установленный статьей 196 ГК общий срок исковой давности к налоговым правоотношениям не применяется, об этом прямо сказано в статье 2 ГК.

С 2013 года порядок взыскания и сроки обращения в суд зависят от того, превышает ли общая сумма задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам 3 000 рублей или нет:

Если общая сумма задолженности превышает 3 000 рублей, то инспекция обязана в течение 6 месяцев со дня, в который истек срок исполнения требования, обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании недоимки. Судом может быть восстанавлен только срок, который пропущен по уважительной причине.

В этом случае взыскание задолженности по налогу (пеней, штрафов) в судебном порядке возможно только при одновременнов выполнении следующих условий:

ФНС направила вам требование об уплате налога (пеней, штрафов);

вы не исполнили требование об уплате налога (пеней, штрафов) в установленный срок (по общему правилу — восемь рабочих дней с даты его получения). Более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании;

общая сумма задолженности (то есть недоимки, пеней и штрафов), подлежащей взысканию, превышает 3 000 рублей.

Если общая сумма задолженности не превышает 3 000 рублей, то инспекция должна дождаться, когда задолженность превысит указанную пороговую величину. При этом учитываться будут все требования, по которым истек срок исполнения. Со дня, когда задолженность превысит 3 000 рублей, начнет исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

Если же в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности ее размер так и не превысит 3 000 рублей, инспекция может обратиться в суд за взысканием имеющейся суммы задолженности. Соответствующее заявление необходимо подать в течение 6 месяцев со дня окончания трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов.

Необходимым условием взыскания налогов в судебном порядке является соблюдение процедуры принудительного взыскания налогов.

Таким образом, обязанность физлица уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК процедурой и сроками взыскания налогов в судебном порядке.

Следовательно, объявленная налоговая амнистия (в части списания налогов) актуальна для ФНС, в регистрах которой «висят» налоги и ФНС может чинить в связи с этим различные препоны. Для того, чтобы эти препоны преодолеть Верховный Суд РФ в своем Определении от 01.11.2017 № 18-КГ17-179 разъяснил, что налогоплательщик также вправе обратиться в суд с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Порядок взыскания недоимки по налогам (пеням, штрафам)

Налоговая подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту вашего жительства без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение 3 дней с даты издания приказа вам направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа вы вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС).

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговому органу будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ будет отменен. В этом случае ФНС может подать административное исковое заявление о взыскании налога, пеней, штрафов в районный суд общей юрисдикции (ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36).

Если возражения в указанный срок не представлены, судебный приказ передается судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания долга (ч. 1 ст. 123.8 КАС РФ).

Сроки возврата переплаты по налогам

Бывают случаи, когда перечислены обязательные платежи, о которых налогоплательщики вспоминают когда со дня их уплаты прошло более 3 лет. Минфин в своем Письме от 17.11.2017 № 03-02-08/75912 разъяснил, что в таком случае действуют правила ГК РФ об исчислении срока исковой давности. Три года считают со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Но и в этой ситуации можно вернуть излишне уплаченные налоги и другие обязательные платежи. Для этого надо:

предварительно подать в ФНС заявление о возврате или зачете (основание — Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57), поскольку согласно п. 33 указанного Постановления обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок;

подготовить аргументы о том, что о возникновении переплаты вы узнали позже, или о том, что пропустила срок по уважительной причине.

Статья написана и размещена 23 декабря 2017 года. Дополнена — 26.10.2018

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Исполнение решения суда, налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов (Сильвестрова Т.)

Дата размещения статьи: 10.04.2015

Главой 24.1 БК РФ, ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ) установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений (в том числе на средства, предоставляемые из бюджета в форме целевых субсидий в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Федеральным законом N 283-ФЗ в названные документы были внесены изменения, касающиеся исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетных учреждений. В этой статье мы поговорим об особенностях исполнения судебных решений и решений налоговых органов, обращающих взыскание на средства бюджетных учреждений.
———————————
Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за детский сад

Общие положения в отношении обращения взыскания на средства бюджетных учреждений

Исполнительный документ выдается судом после вступления судебного акта в законную силу (Разъяснения Минфина России по часто задаваемым вопросам, касающимся исполнения Минфином России судебных актов). Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, является ничтожным. Исключение составляют исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, подлежащих немедленному исполнению либо обращенных судом к немедленному исполнению. После вступления в законную силу судебного акта взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа либо с заявлением о направлении судом исполнительного документа на исполнение.

Примечание. В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт (п. 2 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Для справки. В исполнительном листе должны быть правильно указаны фамилия, имя и отчество взыскателя физического лица либо наименование взыскателя юридического лица, сумма, подлежащая взысканию. Информация о взыскателе и должнике должна быть указана в соответствующих графах исполнительного листа. Исполнительный лист обязательно должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда.

Для справки. Суды, в соответствии с положениями ст. ст. 206, 211 АПК РФ, ст. ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, зачастую выносят по делам об административных правонарушениях судебные акты о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений, на основании которых исполнительные листы не выдаются и которые в силу ст. 12 Закона об исполнительном производстве являются исполнительными документами. Судебные акты по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание денежных средств с казенных, бюджетных (автономных) учреждений, подлежат принятию органом Федерального казначейства к исполнению (Письмо Федерального казначейства от 01.12.2014 N 42-7.4-05/9.3-725 «Об организации исполнения судебных актов по административным правонарушениям»).

Исполнение бюджетным учреждением исполнительного документа, решения налогового органа

Если исполнение бюджетным учреждением исполнительного документа, решения налогового органа невозможно

Для справки. В настоящее время Федеральное казначейство разрабатывает приказ об утверждении форм и порядка направления органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, налоговым органам уведомления о неисполнении решения налогового органа о взыскании налога, а также порядок учета решений налоговых органов.

[2]

В заключение еще раз отметим, что взыскание налогов, пеней, сборов и штрафов производится налоговым органом во внесудебном порядке на основании решения соответствующего налогового органа. При неисполнении бюджетным учреждением — должником решения налогового органа операции на всех его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в территориальном отделении Федерального казначейства, куда было направлено решение налогового органа, не приостанавливаются. О неисполнении бюджетным учреждением решения налогового органа территориальное отделение Федерального казначейства информирует налоговый орган.

Исполнение налоговой обязанности

Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, пре­кращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в уста­новленный срок.

По норме ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоя­тельно исполнить обязанность по уплате налога. По общему правилу российским налоговым законодательством не допуска­ется уплата налогов третьими лицами, поэтому различные «на­логовые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и по­добные соглашения являются ничтожными и не влекут право­вых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитаю­щихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ), уплата налога правопреемником реор­ганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ), уплата налогов че­рез законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ), уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конк­ретному налогу. Налогоплательщику не запрещается уплатить соответствующий налог досрочно, т. е. после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного за­конодательством срока уплаты.

Неисполнение физическим лицом или организацией нало­говой обязанности в добровольном порядке является основани­ем для направления налогоплательщику налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможен­ным органом требования об уплате причитающегося налога. Образовавшаяся в результате неуплаты или неполной уплаты налоговая недоимка взыскивается за счет денежных средств,

Финансовое право России. Особенная часть

находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем обращения взыскания на иное имущество обязанного лица. Следовательно, при выявлении налоговой недоимки на­логовые органы или уполномоченные органы первоначально должны направить налогоплательщику требование о ликвида­ции образовавшегося долга перед казной и причитающейся пени, а только затем — в случае неисполнения этого требова­ния — применять меры принуждения. Наличие данного поло­жения в ст. 45 НК РФ свидетельствует о том, что уплата налога может пониматься в двух значениях: как действие самого нало­гоплательщика (добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства); как действие налогово­го или иного уполномоченного органа по взысканию неупла­ченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплатель­щиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обя­занности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами. Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполне­на и двумя другими способами: в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога в соответствии со ст. 78 НК РФ; с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом при взи­мании налога у источника выплаты.

Читайте так же:  Приостановление проведения выездной налоговой проверки

Следовательно, НК РФ также различает уплату налога — как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет — как действие банка, обслуживающего пла­тельщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными сред­ствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Однако относительно определения момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджет­ного законодательства. Согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего

Глава 17. Налоговая обязанность

бюджета с момента, определяемого налоговым законодатель­ством. Следовательно, момент уплаты налога может определять­ся только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ГК РФ (ст. 140), Федеральным за­коном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 27) и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 1) налоги и сборы уплачиваются толь-» ко в валюте Российской Федерации — в рублях. Уплата обяза­тельных платежей, в том числе иностранными лицами, в инос­транной валюте не допускается.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговое законодательство устанавливает различный, за­висящий от статуса налогоплательщика, порядок принудитель­ного взыскания налога. Относительно организаций предусмот­рен бесспорный порядок. Взыскание налогов с физических лиц производится в судебном порядке. Вместе с тем НК РФ ис­ключает возможность применения бесспорного взыскания на­логов с организаций при наличии одного из следующих усло­вий: 1) если обязанность по уплате налога основана на измене­нии налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юри­дической квалификации статуса и характера деятельности нало­гоплательщика; 2) пропуск налоговым органом установленного срока для принятия решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыс­кание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета на­логоплательщика или налогового агента, инкассового поруче­ния на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплатель­щика об образовавшейся задолженности перед казной и пред­ложить добровольно погасить недостающие налоговые пла­тежи.

Обязательным правилом бесспорного взыскания налоговой недоимки является необходимость уведомления налогоплатель­щика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения такого решения.

рохина.фин право России»

Финансовое право России. Особенная часть

Направленное в банк инкассовое поручение на перечисле­ние налога в соответствующий бюджет подлежит безусловному исполнению банком не позднее одного операционного дня в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

Налоговый орган вправе выставить инкассовое поручение как на рублевый, так и на валютный счета налогоплательщика. НК РФ не допускает обращения взыскания на ссудные, депозитные и бюджетные счета налогоплательщиков или налоговых агентов.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на банковском счете, для погашения налоговой недоимки налоговый орган вправе принять одно из следующих решений: продолжить обращение взыскания на банковский счет по мере поступления на него денежных средств; взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налого­плательщика осуществляется в различных правовых режимах, зависящих от организационно-правового статуса частного субъ­екта.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или налогового агента — организации производит­ся на основании решения, вынесенного руководителем (его за­местителем) налогового органа.

Относительно взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика — физического лица определе­ны судебные процедуры в порядке искового производства.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица подается в течение ше­сти месяцев после истечения срока, установленного налоговым органом для добровольного исполнения налоговой обязаннос­ти. Подсудность споров в данной ситуации соответствует общему правилу: исковое заявление о взыскании налога за счет имуще­ства налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица, являющихся индивидуальными предпринимателями, подается в арбитражный суд; исковые за­явления о взыскании налоговой задолженности за счет имуще­ства иных физических лиц подаются в суд общей юрисдикции. Соответственно подсудности спора дело о взыскании налогово­го долга рассматривается в рамках арбитражного или гражданс­кого процесса.

Глава 17. Налоговая обязанность

Последовательность обращения взыскания на имущество налогоплательщика — физического лица соответствует очеред­ности взыскания налога за счет имущества налогоплательщи­ка — организации или налогового агента — организации.

Дата добавления: 2015-02-05 ; просмотров: 1147 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Об исполнении решения налогового органа

Вопрос-ответ по теме

Налоговый орган принял решение о наложении штрафа на юр. лицо. Не согласившись с решением налоговой, юр. лицо написало жалобу в вышестоящий налоговый орган. После получения решения вышестоящей инстанции, при неудовлетворительном исходе, юр. лицо намерено защищать свои права в суде. Вопрос: Нужно ли исполнять решение налоговой инспекции, учитывая факт подачи жалобы в вышестоящий орган и последующее судебное разбирательство?

В случае апелляционного обжалования в вышестоящий орган – не нужно, поскольку решение в таком случае в силу еще не вступило. После вступления в силу и обжалования в суд – нужно, однако арбитражный суд по Вашему ходатайству может приостановить действие решения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке

1. В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.*

2. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

3. В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы ».

Читайте так же:  Пенсия по потере ветерана боевых действий

«Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1,пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.250К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.

[3]

3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения*».

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ РЕШЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ (ПЕНЯМ, ШТРАФАМ) ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Решение налогового органа о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика исполняется судебным приставом в следующем порядке (абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ).

В течение шести рабочих дней после получения постановления налогового органа о взыскании судебный пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (п. 5 ч. 1 ст. 12, ч. 1, 7, 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). Его копию судебный пристав должен направить налоговому органу и налогоплательщику-должнику (ч. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Затем вам дается время – по общему правилу пять рабочих дней после получения копии постановления судебного пристава, в течение которых можно добровольно уплатить задолженность (ч. 2 ст. 15, ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Срок в пять рабочих дней для добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности в бюджет применяется с момента вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ (пп. “а” п. 2 ст. 1, ст. 4 данного Закона). Закон N 49-ФЗ вступил в силу 9 мая 2013 г. Ранее пристав мог установить и меньший срок для добровольного исполнения (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Если в этот срок вы не погасили задолженность, судебный пристав приступает к принудительному взысканию недоимки (пеней, штрафов) (ч. 2 ст. 68 Закона N 229-ФЗ).

ПОРЯДОК И СРОКИ ВЫНЕСЕНИЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СВЯЗИ С ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО НАЛОГАМ (ПЕНЯМ, ШТРАФАМ). ЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ И СРОК ВРУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

В течение трех рабочих дней после поступления в службу судебных приставов постановление налогового органа о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика передается судебному приставу-исполнителю. Тот, в свою очередь, не позднее трех рабочих дней с момента его получения выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 15, ч. 1, 7, 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). Таким образом, в общей сложности для его принятия отводится шесть рабочих дней.

Судебный пристав составляет постановление по форме, утвержденной Приказом ФССП России от 11.07.2012 N 318 (Приложение N 53). При этом должны быть соблюдены требования к содержанию данного документа, установленные ч. 2 ст. 14 Закона N 229-ФЗ.

Отметим, что постановление о возбуждении исполнительного производства, составленное с нарушениями, вы можете обжаловать вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или в суд (ч. 4 ст. 14, ст. 121 Закона N 229-ФЗ).

Судебный пристав-исполнитель передает налоговому органу копию постановления о возбуждении исполнительного производства. Также он вручает ее налогоплательщику лично под расписку или направляет по почте заказным письмом (абз. 2 п. 3.1 Методических рекомендаций). Сделать это он должен не позднее следующего рабочего дня после вынесения постановления (ч. 2 ст. 15, ч. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

В п. 3.2 Методических рекомендаций предусмотрено, что налоговый орган после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должен приостановить действие выставленных им поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика .

Поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика налоговый орган направляет в банк на предыдущей стадии принудительного взыскания налоговых платежей, когда задолженность погашается из денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Подробнее об этом вы можете узнать в гл. 4 “Взыскание налоговым органом недоимки (налоговой задолженности), пеней, штрафов, процентов со счетов налогоплательщика в банке и за счет электронных денежных средств”.

Однако полагаем, что на практике налоговые органы будут приостанавливать действие поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика после того, как получат от судебного пристава-исполнителя постановление о наложении ареста на находящиеся в банках денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика. Это условие следует из п. 4.1 ст. 46 НК РФ, введенного Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ, а также из п. 2.4 Соглашения ФССП России от 04.04.2014 N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 N ММВ-23-8/[email protected]

Вероятнее всего, налоговые органы будут руководствоваться именно данными нормами, поскольку они были приняты позже, чем Методические рекомендации. При этом в упомянутом выше п. 3.2 Методических рекомендаций указанные законодательные изменения не учтены.

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ РЕШЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Судебный пристав должен произвести взыскание недоимки (пеней, штрафов) за счет имущества налогоплательщика в течение двух месяцев со дня поступления к нему постановления налогового органа о взыскании задолженности (п. 4 ст. 47 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 36 Закона N 229-ФЗ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия фактически не совершались. Например, в него не входят периоды, когда производство было отложено, приостановлено (ч. 7 ст. 36 Закона N 229-ФЗ).

Читайте так же:  Возражение на исполнение взыскания алиментов

Однако заметим, что истечение указанного срока не влечет прекращения (окончания) исполнительного производства (ч. 8 ст. 36 Закона N 229-ФЗ). Поэтому взыскать налоговые платежи за счет вашего имущества можно и после установленного двухмесячного срока.

Сначала судебный пристав предоставит вам время для добровольной уплаты задолженности в бюджет (ч. 11 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). По общему правилу этот срок составляет пять рабочих дней со дня получения вами копии постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 15, ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Срок в пять рабочих дней для добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности в бюджет применяется с момента вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ (пп. “а” п. 2 ст. 1, ст. 4 данного Закона). Закон N 49-ФЗ вступил в силу 9 мая 2013 г. Ранее пристав мог установить и меньший срок для добровольного исполнения (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Важно учитывать, что при неисполнении постановления в отведенный срок приставы взыскивают исполнительский сбор. Его размер составляет 7% от взыскиваемой суммы налогов (пеней, штрафов), но не менее 5000 руб. для организации или 500 руб. для индивидуального предпринимателя (ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

Чтобы обеспечить своевременное взыскание задолженности, судебные приставы вправе совершать исполнительные действия (ст. 64 Закона N 229-ФЗ). Приведем наиболее значимые из них.

Так, приставы вправе:

1) наложить арест на ваше имущество, денежные средства, ценные бумаги, изъять указанное имущество, передать его на хранение (п. 7 ч. 1 ст. 64, ст. ст. 80 – 84, 86 Закона N 229-ФЗ, п. 2.9 Соглашения).

Отметим, что после получения от судебного пристава-исполнителя копии акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) инспекция в течение трех рабочих дней проводит действия по снятию ранее наложенного ею ареста на это имущество (п. 2.11 Соглашения).

2) произвести оценку имущества (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Имущество, за счет которого производится взыскание задолженности по налогам, пеням, штрафам, оценивается по рыночным ценам (ч. 1 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).

Оценка производится (ч. 1 – 3 ст. 85 Закона N 229-ФЗ):

Последний привлекается в двух случаях:

– если оценивается имущество, указанное в ч. 2 ст. 85 Закона N 229-ФЗ (недвижимость, драгоценные металлы и камни, предметы, имеющие историческую и художественную ценность, и др.);

– если вы не согласны с оценкой пристава. В такой ситуации вы должны оплатить все расходы, связанные с привлечением оценщика (ч. 3 ст. 85 Закона N 229-ФЗ). В течение трех рабочих дней после получения отчета оценщика пристав выносит постановление об оценке имущества (ч. 2 ст. 15, п. 3 ч. 4 ст. 85 Закона N 229-ФЗ). Не позднее следующего рабочего дня он должен направить вам его копию (ч. 6 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).

Стоимость имущества, которую указал оценщик или судебный пристав, вы можете оспорить. Жалобу нужно подать вышестоящему должностному лицу или в суд не позднее 10 рабочих дней со дня извещения вас о произведенной оценке (п. 3 ч. 4, ч. 7 ст. 85, ст. ст. 122, 123 Закона N 229-ФЗ);

3) совершать иные действия: проверять финансовые документы, запрашивать необходимую информацию у налогового органа и налогоплательщика, вызывать стороны исполнительного производства и их представителей в предусмотренных законом случаях, производить розыск должника и др. (ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Если в установленный срок вы не перечислили сумму задолженности в бюджет, судебный пристав приступает к ее принудительному взысканию (ч. 2 ст. 68 Закона N 229-ФЗ).

Прежде всего он изымает у организации (индивидуального предпринимателя) денежные средства. Сначала они перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, а затем – в бюджет (ч. 1 ст. 69, ч. 1, 2 ст. 70, п. 1 ч. 3 ст. 110 Закона N 229-ФЗ).

Если денежных средств нет, пристав изымает иное имущество налогоплательщика и передает его специализированной организации на реализацию (ч. 4 ст. 69, ч. 1 ст. 87 Закона N 229-ФЗ).

Отметим, что при взыскании задолженности судебные приставы изымают имущество в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ. Вы вправе указать, в какой последовательности изымать имущество, которое относится к одной очереди. Свои предложения лучше оформить письменно, т.е. подать заявление, составленное в произвольной форме. Однако окончательное решение принимают судебные приставы (ч. 5 ст. 69 Закона N 229-ФЗ).

Сумма, вырученная от реализации имущества, направляется (ч. 2 ст. 69 Закона N 229-ФЗ):

– на погашение вашей налоговой задолженности. При этом недоимка (пени, штрафы) считается уплаченной с момента продажи имущества (п. 6 ст. 47 НК РФ);

– на оплату расходов, связанных с совершением исполнительных действий.

После этого судебные приставы завершают исполнительное производство (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).

Добавим, что в ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ предусмотрены и другие основания для окончания исполнительного производства. В частности:

[1]

– возвращение судебным приставом постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, например, в связи с его отзывом налоговым органом при предоставлении отсрочки или рассрочки налогоплательщику (п. 3.17 Методических рекомендаций);

– признание налогоплательщика банкротом;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Окончание исполнительного производства оформляется постановлением судебного пристава (ч. 3 ст. 47 Закона N 229-ФЗ). Копию постановления не позднее следующего рабочего дня пристав направляет в налоговый орган и налогоплательщику (ч. 2 ст. 15, ч. 6 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).

Источники


  1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.

  2. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  3. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
Срок исполнения решения налогового органа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here