Силуанов о пенсионной реформе последние

Полезная информация на тему: "Силуанов о пенсионной реформе последние" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Силуанов заявил о неожиданной реакции общества на повышение пенсионного возраста

  • Реакция россиян на пенсионную реформу стала неожиданной для кабинета министров, заявил в интервью «Коммерсанту» первый вице-премьер Антон Силуанов.

    [3]

    «Наиболее сложным было рассмотрение вопроса по изменению пенсионного законодательства. Не рассчитывал, не думал, что обсуждение в обществе этой темы будет проходить так сложно», — рассказал вице-премьер.

    По его словам, несмотря на все корректировки, которые были сделаны после обсуждения реформы в обществе «напряжение осталось».

    Читайте также

    Россияне и не такое снесут. После праздников мы проснулись в новой реальности, где НДС вырос всего на 2%, зато яйца продают упаковками по 9 штук

    Напомним, 3 октября президент России Владимир Путин подписал закон, который предполагает поэтапное повышение пенсионного возраста с 2019 года в России. В итоге для женщин возраст выхода на пенсию составит 60 лет, для мужчин — 65 лет.

    При этом, в результате этой реформы ожидается, что размер пенсионного дохода россиян вырастет на 35% к 2024 году. Как заявлял первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов средняя пенсия должна составить примерно 20 тысяч рублей.

    Добавьте новости «Новой» в избранное и Яндекс будет показывать их выше остальных

    Силуанов считает реакцию россиян на пенсионную реформу «неожиданной»

    Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов назвал неожиданной тяжелую реакцию российского общества на пенсионную реформу, в рамках которой возраст выхода на пенсию повысили до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин.

    Изменение пенсионного законодательства стало наиболее сложным вопросом в работе правительства в 2018 году. «Не рассчитывал, не думал, что обсуждение в обществе этой темы будет проходить так сложно», — сказал Силуанов в интервью «Коммерсанту».

    По его словам, «очевидно, что пенсии необходимо повышать», однако без ущерба для здравоохранения, образования, обороны и других сфер денег в бюджете не найти.

    «Да и параметры пенсионной системы, сложившиеся в середине прошлого столетия, требовали донастройки. Сегодня мы имеем совершенно другие условия труда и продолжительность жизни. Эти показатели и дальше будут меняться в лучшую сторону», — подчеркнул первый вице-премьер.

    При этом Силуанов отметил, что все страны в мире сейчас двигаются по пути изменения возрастных критериев, что дает возможность улучшать условия жизни пенсионеров. Так что, «мы здесь не изобрели велосипеда».

    Первый вице-премьер отметил напряжение в обществе в связи с повышением пенсионного возраста, которое сохраняется до сих пор.

    «Тем не менее предложение правительства было воспринято очень тяжело, и несмотря на все корректировки, которые были сделаны после широкого обсуждения в обществе, с парламентариями, напряжение осталось. Однако и сейчас прекрасно понимаю, что это все равно нужно было делать», — сказал Силуанов.

    Действующие пенсионеры материально выиграли, заявил первый вице-премьер. «Но работающими гражданами предпенсионного возраста это решение было воспринято неоднозначно. Для них постепенно откладывается период выхода на пенсию и период, когда можно, продолжая работать, получать и зарплату, и пенсию», — указал Силуанов.

    Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин началось с 1 января 2019 года. Однако оно не будет единовременным — переходный период продлится десять лет и завершится в 2028 году.

    «Сегодня большая часть людей после достижения пенсионного возраста продолжает свою трудовую деятельность. Но понятно, что когда в качестве единственного дохода остается только одна пенсия, ее рост является важной задачей государства. Нам нужно было более аргументированно разъяснять последствия того, что будет, если ничего не предпринимать, и те выгоды, которые получат пенсионеры», — подвел итог Силуанов.

    Ранее и глава правительства Дмитрий Медведев отмечал, что проведение в России пенсионной реформы — очень трудное для власти страны решение.

    «Оно, скажем прямо, было самым трудным решением власти за последнее десятилетие. Изначально все понимали, что такого рода решения не прибавляют популярности власти, но, с другой стороны, это выстраданное решение», — говорил глава кабмина.

    Первоначальное предложение правительства увеличить возраст выхода на заслуженный отдых для женщин до 63 лет, для мужчин — до 65 лет вызвало неоднозначную реакцию общества. Летом в десятках российских регионов прошли акции протеста, при этом обсуждение пенсионного вопроса совпало с проведением в России чемпионата мира по футболу.

    Численность акций была разной — от нескольких десятков человек до нескольких тысяч, не везде митинги были согласованны. Участники протестов приняли резолюции с требованием к Госдуме отказаться от пенсионной реформы, а также потребовали отставки правительства.

    29 августа президент России Владимир Путин выступил с телеобращением к гражданам страны. Он предложил смягчить ряд положений, которые ранее были одобрены Госдумой в первом чтении, в частности — уменьшить повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

    Президент подчеркивал необходимость реформы. Работающих людей в России становится все меньше, а количество неработающих пенсионеров увеличивается. Это стало причиной повышения пенсионного возраста в стране, признался президент РФ Владимир Путин. Рано или поздно реформа все равно бы назрела, только через 5-7 лет это пришлось бы сделать более резко.

    Как следует из соцопроса «Левада-центра», проведенного в сентябре пошлого года, 63% россиян относятся «резко отрицательно» к повышению пенсионного возраста, еще 22% — «скорее отрицательно».

    Социолог «Левада-центра» Денис Волков отмечал, что в целом недовольны реформой все социальные группы, но выше недовольство среди работающих (от самых молодых и до предпенсионного возраста) и среди малоимущих. Пенсионная реформа заняла второе место среди самых значимых событий года, следует из другого опроса. Открытие Крымского моста — на первой строчке.

    Силуанов назвал реакцию россиян на пенсионную реформу неожиданной

    Реакция общества на повышение пенсионного возраста стала неожиданной для правительства России, заявил первый вице-премьер Антон Силуанов в интервью “Ъ”. Он назвал рассмотрение изменений в пенсионное законодательство самым сложным в работе правительства в 2018 году. При этом, по словам господина Силуанова, он до сих пор уверен, что реформа была необходима.

    «Не рассчитывал, не думал, что обсуждение в обществе этой темы будет проходить так сложно,— сказал Антон Силуанов.— Предложение правительства было воспринято очень тяжело, и несмотря на все корректировки, которые были сделаны после широкого обсуждения в обществе, с парламентариями, напряжение осталось».

    По его словам, реформа была воспринята «неоднозначно» работающими гражданами предпенсионного возраста. «Для них постепенно откладывается период выхода на пенсию и период, когда можно, продолжая работать, получать и зарплату, и пенсию. Сегодня большая часть людей после достижения пенсионного возраста продолжает свою трудовую деятельность. Но понятно, что когда в качестве единственного дохода остается только одна пенсия, ее рост является важной задачей государства»,— сказал он.

    Осенью 2018 года был принят закон, который поэтапно повышает пенсионный возраст (до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин). Документ также предусматривает индексацию страховых пенсий в стране с 2019 года — в среднем на 1 тыс. руб. в год, но речь идет только о выплатах неработающим пенсионерам. С 1 января 2019 года индексация пенсии по старости составит 7,05%.

    Подробнее о результатах работы правительства в 2018 году — в интервью Антона Силуанова “Ъ”.

    Вся старость мира

    Как живется пенсионерам в разных странах — в 10 графиках

    МВФ рекомендовал России повысить пенсионный возраст

    9 место. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард

    В пятницу в Москве закончила работу миссия МВФ. В заключительном заявлении по итогам работы дается набор рекомендаций российскому правительству.

    За кредит Греции заплатят пенсионеры

    Официальным органам «следует воспользоваться ситуацией более высоких цен на нефть и ускорить проведение необходимых реформ, чтобы создать основу дальнейшего роста», говорится в заявлении фонда.

    Приоритетными в МВФ посчитали следующие четыре задачи. Принятие бюджетного правила, закрепляющего консолидацию, обеспечивающего достаточный уровень сбережений и при этом де-факто смягчающего воздействие волатильности цен на нефть на экономику. Достижение целевого уровня инфляции 4% и продолжение постепенного смягчения денежно-кредитной политики при соблюдении баланса между инфляционными рисками и рисками для восстановления экономики. Продолжение проводимых в настоящее время реформ в финансовом секторе в целях его углубления и поддержки роста. Последний пункт — это решительные меры по реализации структурных реформ в целях укрепления потенциала роста и переориентации роста на несырьевые отрасли.

    Читайте так же:  Суммы льгот по налогам на детей

    В последнем абзаце в заявлении фонда стоит рекомендация провести пенсионную реформу с повышением пенсионного возраста.

    «И, наконец, пенсионная реформа, предусматривающая законодательное повышение возраста выхода на пенсию, способствовала бы смягчению воздействия отрицательных демографических тенденций на рынок труда, в то время как надлежащим образом разработанное бюджетное правило позволило бы защитить конкурентоспособность посредством ослабления влияния волатильных цен на нефть на обменный курс», — говорится в сообщении МВФ.

    Минфин и его реформы

    Министр финансов Антон Силуанов заявил, что выводы МВФ «в целом совпадают с нашей оценкой текущей ситуации в экономике».

    «Мы также считаем необходимой реализацию усилий по снижению зависимости бюджета от нефти и газа путем принятия бюджетного правила в максимально сжатые сроки с тем, чтобы обеспечить с помощью мер бюджетной политики стабильные и предсказуемые макроэкономические условия», — сказал Силуанов.

    Граждан заманивают вычетом

    Распространяется ли это «в целом совпадают» на требование повысить пенсионный возраст, неизвестно. Минфин сейчас работает над новым вариантом пенсионной реформы, которая подразумевает введение индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Все работники будут подключены к ней автоматически, максимальный размер взноса составит 6% от зарплаты, чтобы выйти из системы, надо будет написать заявление.

    Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил на этой неделе, что «у нас остались разногласия с социальным блоком». «Я ожидаю, что в связи с этим правительству надо собирать совещание и будут приниматься какие-то принципиальные решения, без них двигаться нам дальше будет достаточно тяжело», — сказал Моисеев.

    Кроме того, Минфин разрабатывает налоговую реформу. Последний ее вариант предполагал снижение ставки социальных страховых взносов с 30 до 22% и повышение НДС с 18 до 22%.

    Затыкать выпадающие доходы Пенсионного фонда планируется путем увеличения трансферта из федерального бюджета. В текущем году размер трансферта составит 3,8 трлн руб. На покрытие собственно дефицита системы пенсионного страхования пойдет менее трети — 989,1 млрд руб. Как соотносится система ИПК и налоговый маневр 22/22 — в финансовом ведомстве не поясняют.

    Кудрин за повышение

    На официальном уровне сейчас не комментируют тему повышения пенсионного возраста. Но экспертные центры, которые готовят предложения по выработке стратегии развития России на следующий президентский цикл 2018–2024 годов и до 2035 года, вносят этот пункт в свои материалы.

    В частности, Центр стратегических разработок (ЦСР), которым руководит экс-министр финансов Алексей Кудрин, готовит для Владимира Путина стратегию. В ее предварительном варианте содержались и предложения по пенсионным новациям.

    Кудрин пришел за пенсией

    Возраст выхода на пенсию предлагается повысить мужчинам до 65 лет и женщинам до 63 лет (сейчас 60 и 55 лет соответственно).

    Кроме того, в ЦСР считают, что нужно не ограничиваться повышением минимального стажа для получения страховой пенсии с нынешних 8 до 15 лет к 2024 году, как запланировано сейчас, а продолжить его повышение до 20 лет. Также предлагается поднять минимальное число пенсионных баллов. Те граждане, у кого не хватает стажа и баллов, смогут получить социальную пенсию только в 68 лет.

    Как пояснял «Газете.Ru» член рабочей группы ЦСР, глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, в принципе, возможны и другие варианты, позволяющие не снижать уровень жизни пенсионеров. Например, повышение ставки взносов в ПФР. Или увеличение размера ежегодного трансферта из бюджета. Но эти меры негативно скажутся на работодателе и на самих работниках.

    Вариант с повышением пенсионного возраста — наиболее логичный и единственный, который может поддерживаться, считает Гурвич.

    Украина под давлением

    Стоит отметить, что подобную схему решения пенсионных проблем, прежде всего снижения давления нарастающих расходов на старшее поколение на бюджет, предлагает своим «клиентам» именно МВФ. За бюджетную и макроэкономическую стабильность уже заплатили нынешние и будущие пенсионеры Греции.

    Такие же рекомендации получила от МВФ и Украина. Фонд, который является основным кредитором Украины, рекомендовал повысить пенсионный возраст, но, видимо, согласится пока и на промежуточное решение в виде резкого увеличения минимального стажа.

    Пенсионеры отработают заем

    В четверг глава украинского правительства Владимир Гройсман представил концепцию пенсионной реформы. В ее основе повышение стажа с 15 до 25 лет уже со следующего года. К 2028 году его предполагается довести до 35 лет. На деле это означает повышение пенсионного возраста, поскольку немногим удастся набрать необходимый минимум к 55–60 годам.

    Украинские власти также хотят лишить все льготные категории (кроме военнослужащих) права досрочного выхода на пенсию.

    У Киева нет иного выхода, кроме как слушаться МВФ. Фонд реализует программу кредитования Украины на $17 млрд, из которых уже перечислено $8,7 млрд (последний транш в $1 млрд был совершен в апреле этого года). Украинские власти рассчитывают получить в этом году еще три транша на $4,5 млрд.

    Президент сделает микс

    Россия свободна от необходимости выполнять рекомендации фонда, поскольку не берет в долг у МВФ уже много лет, а общий объем внешнего госдолга страны составляет $42,53 млрд, или около 3% ВВП. Будут ли приняты рекомендации ЦСР и МВФ, зависит от Владимира Путина. Пока он не говорит, пойдет ли на четвертый президентский срок, и если пойдет, то с какой программой.

    Недавно, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», глава государства отметил, что помимо Кудрина социально-экономическую программу готовит правительство и Столыпинский клуб.

    «Это разные подходы, разные видения часто. Я уверен, что мы в администрации и я лично — мы не только глубоко ознакомимся со всеми этими предложениями, но и посмотрим, что может быть сделано на базе этих предложений в качестве пути стратегического развития экономики, социальной сферы нашей страны на ближайшие годы», — заключил президент.

    Говоря о стратегии ЦСР, президент отметил, что плохо, что она не обсуждается публично. «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, ну, вы ему и попеняйте на это. Я как раз исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить через широкое общественное обсуждение», — сказал Путин.

    Позорные пенсионные решения

    В пятницу премьер-министр Дмитрий Медведев отдал Владимиру Путину план действий правительства до 2025 года. По его словам, он предусматривает «выход где-то в период 2019-2020 годов на темпы роста нашей экономики на уровне среднемировых и выше среднемировых».

    Президент отметил, что над подобной программой работают и экспертные группы, «но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений».

    В пятницу Алексей Кудрин заявил, что ЦСР в конце мая представит президенту Владимиру Путину стратегию развития России.

    «Президенту мы представим стратегию в мае, в конце мая. О соответствующем совещании будет в ближайшие дни объявлено. Мы программу, конечно, подготовили. Администрация президента и президент будут с этими предложениями работать, и мы ему будем помогать», — сказал он.

    Кудрин отметил, что в отличие от других программ в стратегии ЦСР значительно больше затронуты социальная сфера, состояние судебно-правоохранительной системы, международных отношений. Он добавил, что в ЦСР подготовили доклады по стратегии и будут их публиковать.

    Кроме того, глава ЦСР рассказал, что центр обсуждал программу с профессионалами в закрытом режиме, уточнив, что далее обсуждения будут проводиться уже с более широким кругом экспертов, в том числе с журналистами.

    Новая пенсионная реформа переносится на 2020 год

    Антон Силуанов объяснил, почему правительство отложило дополнительные сборы

    Глава Минфина Антон Силуанов уверяет, что правительство находится на низком старте в вопросе продвижения «индивидуального пенсионного капитала». Фото PhotoXPress.ru

    Правительство откладывает новую пенсионную реформу из-за больших проблем с повышением пенсионного возраста, которое реализовали власти РФ в уходящем году. Создание квазидобровольной системы «индивидуального пенсионного капитала (ИПК)» за счет дополнительных изъятий из зарплат россиян глава Минфина Антон Силуанов перенес на 2020 год. Официальное объяснение: повышение пенсионного возраста проходило в стране «туго и сложно». Но и у самой системы ИПК есть фундаментальные недостатки: добровольно отдавать свою зарплату туда граждане не хотят. Тем более что миллиарды пенсионных накоплений исчезают из российских фондов с пугающей скоростью.

    Читайте так же:  Какого числа дают военную пенсию

    Появление новой накопительной пенсионной системы активно лоббировали чиновники Минфина и Центробанка. Причем впервые о ее необходимости начали говорить еще в 2016 году. Но официально законопроект об ИПК так и не был обнародован. В самом Минфине тем не менее настаивают на его полной готовности. «Он (законопроект об ИПК. – «НГ») у нас готов», – заверил во вторник глава Минфина Антон Силуанов.

    Затормозилось же введение ИПК, судя по словам министра, исключительно из-за пенсионной реформы. «Реализовали сложную, сложнейшую пенсионную реформу. Даже это не реформа, это изменения всего законодательства. Реализовали их в текущем году. Видите, шло очень туго. И я вам откровенно скажу, что и вопрос ИПК тоже подвис из-за того, что очень тяжело шли пенсионные изменения», – объяснил правительственный чиновник.

    Теперь в Минфине называют 2020 год в качестве наиболее «реалистичного» срока по запуску новой пенсионной системы. «Пока еще окончательно решение о том, когда вносить, в правительстве не принято», – разъяснил глава Минфина, подчеркнув, что его ведомство в части дальнейшего продвижения законопроекта находится «на низком старте» и «готово в любой момент внести на обсуждение». Тем не менее, по мнению Силуанова, чем быстрее будет запущена эта система, тем будет лучше.

    Чиновники не в первый раз переносят сроки запуска квазидобровольной накопительной системы. Летом в Минфине обещали, что законопроект об ИПК будет внесен в парламент до конца текущего года. «Мы сейчас такой создаем инструмент. Вот в этом году выйдем уже в парламент с законопроектом о том, чтобы гражданин мог платить и формировать свой так называемый индивидуальный пенсионный капитал», – рассказывал в эфире телепередачи «Познер» Силуанов. Уже в начале осени замминистра финансов РФ Алексей Моисеев рассказывал, что концепция новой системы пенсионных накоплений будет вынесена на общественное обсуждение в октябре-ноябре этого года. Позднее уже в ЦБ подчеркивали, что «поставлен план о принятии закона об индивидуальном пенсионном капитале в первом чтении в осеннюю сессию» (см. «НГ» от 24.10.18). Но ничего из подобных обещаний так и не было реализовано.

    Трудятся в поте лица над «пенсионными капиталами» чиновники уже четвертый год. Ведь впервые о новой пенсионной системе заговорили еще в 2016 году. Концепция ИПК предполагала, что взносы на накопительную пенсию вместо работодателя будет платить сам работник, отчисляя на это 6% своей зарплаты, с возможностью изменить ставку взносов или отказаться от их уплаты. Такая схема дополнительных изъятий должна была заменить принудительную накопительную систему, от которой власти стали отказываться еще в 2014 году.

    Самым слабым местом в конструкции системы ИПК оказалась так называемая автоподписка. Чиновники захотели подписать граждан на новый пенсионный налог без их прямого согласия – то есть как бы по умолчанию. Однако государственные юристы выступили против: ведь подобный обман и манипуляция законом не допускаются. В итоге уже в начале 2018 года чиновники Минфина и ЦБ переименовали автоподписку в авторегистрацию. Подключение граждан к системе ИПК по-прежнему предполагается без прямого письменного волеизъявления работника.

    Подобные хитрости и жонглирование терминами показывают, что власти просто не могут предложить населению формат добровольного участия в будущей пенсионной системе. И пытаются начать новые изъятия из зарплат граждан с помощью разнообразных хитростей.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Впрочем, пока финального правительственного документа об ИПК широкой публике так и не представлено. А чиновники продолжают убеждать население в полезности и необходимости новой системы, не показывая ее впечатлительным гражданам целиком. «Делаться это будет (переход на ИПК. – «НГ»)… очень аккуратно, постепенно, это деньги самих граждан, они никуда не будут централизовываться, будут накапливаться и могут быть использованы на определенные цели… деньги, которые будут наследоваться», – уверяет Силуанов. Он обещает, что эти деньги «будут работать на граждан, которые их сами накопили». Однако российская пресса пишет об убытках нескольких крупных пенсионных фондов, из которых пенсионные накопления граждан были просто похищены.

    Да и сами чиновники вынуждены признавать, что доверие населения к накопительной системе сегодня полностью утрачено. Об этом, в частности, рассуждает директор подведомственного Минфину Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров. По его словам, доверие граждан к накопительной пенсионной системе так и не сформировалось. И создание нового механизма ИПК, так лоббируемого Минфином и Центробанком, – это «история на поколения». «Не нужно думать, что люди завтра понесут туда деньги и начнут копить», – объяснял Назаров (см. «НГ» от 02.10.18).

    По мнению же экспертов «НГ», власти фактически сами хоронят не слишком удачную затею с новой накопительной пенсионной системой. «Очень может быть, что после негативной реакции на проводимую пенсионную реформу и существенные проблемы с наполнением Пенсионного фонда идею ИПК похоронят под шумок», – не исключает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Люди, лоббирующие в правительстве создание системы ИПК, столкнулись с мощным противостоящим им лобби, в том числе и с той реакцией в обществе, которую вызвало повышение пенсионного возраста», – соглашается аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. Власти просто не рискнули продвигать еще один законопроект, у которого тоже была не очень хорошая репутация в первую очередь из-за автоподписки, продолжает он. При этом Антонов сомневается, что обсуждение ИПК сколько-нибудь серьезно продвинется и в 2020 году.

    «Самый главный вопрос: во что могут быть вложены эти деньги, чтобы получать доход выше инфляции на протяжении срока дожития среднего работающего гражданина? Это должна быть доходность около 10% годовых, потому что наблюдаемая инфляция скорее всего находится чуть ниже этой отметки. В России на данный момент просто нет таких инструментов, чтобы показать стабильную безрисковую доходность в 10% годовых на протяжении 25–35 лет, иначе это был бы самый популярный у частных инвесторов инструмент», – обращает внимание Алексей Антонов.

    По мнению старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, еще одной возможной причиной переноса обсуждения ИПК могут быть фискальные изменения. «В январе вырастет НДС. Эти новости очень чувствительны для россиян, и если на них наслоится еще и обсуждение новой пенсионной инициативы, то никакого конструктива не получится», – указывает она. По мнению эксперта, более подходящим временем для обсуждения ИПК может быть период с мая по июль.

    Кроме того, пока еще трудно оценить реальные экономические последствия повышения пенсионного возраста, считают эксперты. «Власти хотят получить первые результаты реформы и только тогда подобрать новый инструментарий. Скорее всего мы увидим корректировку и адаптацию мер», – не исключает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Фарида Мирзабалаева.

    Путин-Силуанову: Вы обманули меня с пенсионной реформой, и за это заплатите

    Как понимать слова президента, что реформа принесла бюджету одни убытки?

    Пенсионная реформа после президентских поправок даст отрицательный финансовый результат для государства. Об этом 2 октября заявил Владимир Путин на совещании с правительством. Кабмин должен найти средства для финансирования этих изменений, отметил глава государства.

    «Еще один очень чувствительный вопрос. При планировании пенсионной реформы правительство исходило из того, что будет положительный финансовый результат в течение нескольких лет от этих мероприятий. Но после принятия президентских поправок стало ясно, что не будет никакого дохода, а, наоборот, правительство должно будет профинансировать президентские поправки», — сказал Путин.

    Вот как выглядит ситуация в цифрах. Ранее предложенный план правительства предусматривал «сэкономить» в период с 2019 по 2024 год за счет повышения пенсионного возраста более 3 трлн. рублей. Эти средства должны были пойти на повышенную индексацию пенсий, чтобы увеличить ее размер до 20 000 рублей в месяц. Об этом говорил 21 августа министр труда Максим Топилин. Однако поправки Путина, предложенные в конце августа, сократили размер «экономии» на 0,5 трлн. рублей за шесть лет. При этом, от планов по повышению пенсий, на которое все так же требуется 3 трлн. рублей, никто не отказался. В итоге недостающие 500 миллиардов потребуется где-то изыскать.

    Читайте так же:  Назначена пенсия в размере личный кабинет

    На эти слова президента первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сообщил: Минфин будет увеличивать трансферты Пенсионному фонду из федерального бюджета, чтобы профинансировать президентские поправки. Объем этих дополнительных трансфертов в первое время составит около 100 млрд. рублей в год.

    Заметим: то, что на финансирование президентских поправок потребуется дополнительно 0,5 трлн. рублей в течение шести лет — не новость. Ранее эту цифру называл и Силуанов, и вице-премьер Татьяна Голикова. Новость в другом — что бюджет в результате реформы останется внакладе.

    Если так — зачем было городить огород? Зачем было продавливать самый жесткий вариант повышения пенсионного возраста? Обрушивать рейтинг «Единой России», ставить законопроект на голосование в пожарном порядке во втором и третьем чтениях, лишь бы поскорее убрать раздражитель, который уже аукнулся разгромным поражением сразу трех кандидатов Кремля на губернаторских выборах? Наконец, зачем было рисковать рейтингом самого Путина, который по данным ВЦИОМ всего за 9 месяцев текущего года упал с 84% до 63,7% — то есть на ошеломительные 20%?!

    По сути, президентские поправки — возможность мужчинам 1959−1960 годов рождения и женщинам 1964−1965 годов выйти на пенсию на полгода раньше, право досрочного выхода на пенсию многодетным матерям, уменьшение на три года стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию (до 37 лет для женщин и до 42 лет для мужчин) — были вынужденной уступкой Кремля. Поскольку не смягчи президент реформу, не исключено, взбунтовалась бы вся страна.

    [1]

    Что стоит за словами президента, как на деле выглядит ситуация с финансированием пенсионной реформы?

    — Напомню главный принцип системы пенсионного страхования: она должна быть автономной и самофинансируемой, — говорит доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Но у нас занижен страховой тариф, и это не позволяет сделать систему самофинансируемой. В 2000 году, когда Владимира Путина первый раз избрали президентом, тариф составлял 29%. Из них 28% платил работодатель, еще 1% брали с работника. А сейчас тариф составляет всего 22% — и только.

    [2]

    При этом в июле 2018 года Госдума РФ ратифицировала, наконец, конвенцию № 102 Международной организации труда. С точки зрения этой конвенции, пенсия должна быть не меньше 40% от среднего заработка. Можно, конечно, по-разному понимать, что такое средний заработок. Но по принятой ОЭСР методологии все считается крайне просто. Берется фонд заработной платы страны, делится на число занятых — и от результата берется 40%.

    Поскольку конвенция ратифицирована, пенсии в России необходимо повышать. Сейчас они составляют примерно 34% от средней зарплаты, и это значительно меньше, чем в советское время. Напомню, когда только-только зарождалась наша пенсионная система — в 1932—1933 годах, при Сталине — речь шла о 50%. То есть пенсионер по старости должен был получать половину зарплаты. И практически все послевоенные годы советская власть это положение поддерживала.

    В новейшее же время только в 2011 году, когда тариф по настоянию Путина подняли до 26%, пенсионная система не имела дефицита, и коэффициент замещения пенсией заработной платы достиг 41%. Но так продолжалось менее года.

    Таким образом, сейчас речь идет о следующем: повысив возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и 60 для женщин, и повысив коэффициент замещения до 40%, нашему правительству придется чуть-чуть увеличить финансирование фонда социального страхования. На те самые 500 млрд. рублей.

    Подчеркну: так происходит только из-за заниженного тарифа. Если бы тариф был как в 2011 году — 26% — полтриллиона рублей не понадобились бы. Более того, правительству удалось бы ликвидировать дефицит Пенсионного фонда. Согласно проекту бюджета ПФР на 2018 год, он составляет 318 млрд. рублей. Согласитесь, при общем бюджете фонда более чем в 7 трлн. рублей — это не очень много.

    На деле, то, что сейчас делает правительство и конкретно Владимир Путин для повышения пенсий — это минимум из возможного.

    — Почему Путин снова не повысит страховой тариф?

    — Тайна сия велика есть. Правительственные экономисты уверяют, что повышение тарифа означает повышение нагрузки на бизнес, которую бизнес якобы не перенесет. На самом деле, сейчас доля заработной платы в стоимости продукции составляет около 30%. И повышение страхового тарифа увеличит эту долю буквально на один процент. Что при условии автоматизации, уменьшении материалоемкости, повышении производительности труда, — в конечном счете увеличении выпускаемой продукции — делает повышение тарифа совершенно нечувствительной мерой.

    Скажу больше. Повышение страхового тарифа и страховых выплат расширит рынок сбыта для российской продукции. Пенсионеры, даже при повышении пенсий, остаются малообеспеченным слоем населения, который покупает относительно дешевую продукцию. В основном — продукцию российскую.

    Грубо говоря, выбирая между импортными яблоками по 150 рублей за кило и ставропольскими по 70 рублей, пенсионер однозначно выберет вторые. И даже если ему прибавить пенсию, он не побежит за импортными яблоками, а просто купит два килограмма ставропольских.

    Для сравнения, повышение НДС такого эффекта не дает. Напротив, эта мера, хотя и пополняет федеральный бюджет, сдерживает рост потребления.

    — Можно ли сказать, что президент и кабмин принимают такие решения, потому что играют на стороне крупного бизнеса?

    — У меня сложилось ощущение, что экономический блок вынудил Путина пойти на повышение пенсионного возраста, заявив, что иначе — без увеличения доходов бюджета — военная программа не будет выполнена. Но экономисты немного обманули президента, сказав, что это решение не повлечет никаких политических последствий.

    Однако политические последствия налицо. И теперь единственный выход для Путина — для возвращения рейтинга, укрепления авторитета, — это действительно быстрый и заметный рост благосостояния пенсионеров. То есть, повышение пенсий темпами выше инфляции.

    К тому же у нас возобновился рост экономики. И вскоре работники, которые с 2013 года теряли в реальной зарплате, потребуют ее повышения. В итоге, средняя зарплата по стране подскочит — по крайней мере, этого можно ожидать. А вместе с ней должна подняться и пенсия, чтобы достигнуть планки в 40% от зарплаты.

    И вполне возможно, слова Путина, сказанные Силуанову на совещании, можно понимать так: «Ну, голубчик, я пошел у тебя на поводу по повышению пенсионного возраста. А теперь ты все-таки выполнишь мое решение от 2009 года, что ставка страхового тарифа в Пенсионный фонд должна быть 26%. Потому что иначе мы пенсии вровень с 40% средней зарплаты не сохраним».

    Если это так, это можно только приветствовать.

    Реформа Минфина: не платить работающим пенсионерам

    Лента новостей

    Все новости »

    Новую пенсионную систему могут запустить через два года, заявил Антон Силуанов. «Мы не предусматриваем возобновление той старой системы накопления граждан, которая была у нас три года назад», — подчеркнул он

    Министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС —>

    В России через два года могут запустить новую пенсионную систему. Об этом на Московском финансовом форуме заявил глава Минфина Антон Силуанов. По словам министра, возобновление нынешней модели, когда формируются пенсионные накопления, не планируется.

    По сути, эта система уже и так не работает, так как государство последние три года замораживает пенсионные накопления граждан. Что же касается новой системы, то это будут уже добровольные взносы граждан, о чем ранее и предупреждал Силуанов.

    Кроме того, Минфин предложил экономить на работающих пенсионерах: не платить деньги людям, которые зарабатывают более 500 000 рублей в год. Есть менее жесткий вариант с 1 млн дохода. Также речь шла о том, чтобы отменить фиксированную выплату для тех, чей доход превышает 2,5 прожиточного минимума, отмечают «Ведомости». И еще одно сообщение министра: Минфин не исключает, что средства накопительной пенсии могут быть использованы в процессе накопления.

    Антон Силуанов министр финансов Российской Федерации «Мы не предусматриваем возобновление той старой системы накопления граждан, которая была у нас три года назад. Это правда. Мы на следующий год — и в этом году, и в следующем году — вместе с Центральным банком будем прорабатывать, а сейчас — обсуждать новую систему добровольной накопительной пенсии для граждан. Мы сейчас должны создать такие условия для вложений свободных средств в накопительные элементы, которые были бы более интересны для граждан, чем вложение в недвижимость или даже в банковские депозиты. Мы должны создать условия, когда эти средства могли бы быть, возможно, и потрачены в ходе накопления, по сути дела, пенсионный капитал, который мог бы быть использован при необходимости».
    Читайте так же:  При увольнении на пенсию какие выплаты полагаются

    Антон Силуанов вновь высказался в духе того, что россиянам придется самим копить себе на старость. «Мы считаем, что создание условий для достойной пенсии граждан — это дело граждан, но государство должно предложить хорошо работающую, надежную и гарантированную систему», — сказал министр финансов. За комментариями по поводу новой пенсионной системы Business FM обратилась к главному экономисту ПФ «Капитал» Евгению Надоршину.

    Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «В России уже не быть никаких новых типов пенсионной системы, потому что, по-моему, все основные мы попробовали. У нас была солидарная, были элементы смешанной системы, где планировался существенный упор на накопительную, у нас давно можно копить на пенсию самому, нет никаких проблем. Может, мы что-нибудь еще придумаем, но мне даже сложно. Моя фантазия здесь пасует, я не могу вам с ходу сказать, что можно еще придумать. Я думаю, что ничего нового быть не может, уже могут быть только повторения старого со смещениями в ту или иную область в большей или меньшей степени, все, мне кажется, других вариантов тут уже нет. Мы уже пробовали в пенсионной сфере все, другое дело, что не все мы сделали, не все мы довели до конца. Это второй вопрос к решимости, последовательностей властей, действий властей, экономической политики. Но то, что уже в сфере пенсионки ничего быть не может, мне кажется, это однозначно, если не считать новым увеличение пенсионного возраста. Хорошо, как шаг мы это не пробовали, но это уже настолько обмусолено, что новацией в 2018 году назвать это будет нельзя, тем более, я думаю, что это будет без особого акцента продвигаться».

    Кроме того, глава Минфина предложил богатым регионам делиться с бедными: «Видим, что надо помогать одним регионам. Где деньги взять? Вот решили у Сергея Семеновича попросить 1% налога на прибыль». Оценить идею Business FM попросила советника по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергея Хестанова.

    Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «Трудно не вспомнить русскую народную поговорку о том, что дружба дружбой, а табачок врозь. Вся нынешняя система взимания и распределения налогов устроена таким образом, что значительная доля налогов аккумулируется в федеральном центре, который принимает решение — какому региону какого размера трансферт бюджетный осуществить. В этом ключе идея перераспределения налогов между регионами выглядит очень и очень странно. Потому что какая бы пропорция перераспределения ни была предложена, она обязательно будет подвергнута критике, причем критике с двух сторон. То есть богатые регионы будут недовольны одним, а бедные регионы будут недовольны другим. Шансы прийти к приемлемому компромиссу между регионами близки к нулю. Именно поэтому гораздо правильнее, если уж возникла необходимость оказывать помощь проблемным регионам, чтобы эту помощь оказывал федеральный центр, а не другие регионы».

    Сергей Собянин, мэр Москвы, ответил Силуанову, назвав это предложение политическим. Как считает градоначальник, ни к чему хорошему оно не приведет.

    Силуанов: Пенсионер живет 22 года, это слишком много

    Кабмин в последний день ЧМ-2018 заявил, что не будет пересматривать параметры реформы

    15 июля, в день финального матча ЧМ по футболу, первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов стал гостем программы Владимира Познера. Пока Москва «прощалась с Никольской», Силуанов рассказал о крайне непопулярных среди россиян изменениях в пенсионном законодательстве, которые предложило правительство.

    Если кратко, кабмин с реализацией пенсионной реформы действует по принципу «ни шагу назад». И происходит это, разумеется, с молчаливого согласия Кремля.

    Первым делом Силуанов заверил, что российская пенсионная система не сможет нормально работать к 2030 году без повышения пенсионного возраста. «Многие говорят: давайте до 2030 года вот эти изменения еще продержим, потянем. Что будет? В 2030 году у нас на одного пенсионера будет приходиться один работающий. Это невозможно», — утверждает Силуанов.

    По его словам, сегодня в России содержание одного пенсионера приходится на 1,8 работника. В среднем работник трудится около 30 лет, и за это время его работодатель перечисляет в Пенсионный фонд 22% от фонда оплаты труда. При этом пенсионер в период активного долголетия после выхода на пенсию активно живет в среднем 22 года.

    «То есть 30 лет — 22 года. За 30 лет платится 22%. А мы говорим о том, что нам нужно иметь достойную пенсию, а достойная пенсия по канонам Международной организации труда — это порядка 40% от заработка. Сегодня у нас — 33%, вот эти 33% — это будет 20% в 2030 году», — резюмировал первый вице-премьер.

    Он вновь повторил, что дефицит Пенсионного фонда составляет 1 трлн. рублей, и компенсировать его из других источников невозможно.

    На вопрос Познера, не предполагается ли затем снизить новый пенсионный возраст, Силуанов ответил, что параметры окончательные: «Вы знаете, мы такими двухходовками не занимаемся».

    По Силуанову, со стартом реформы граждане старшего поколения вздохнут с облегчением. Если не проводить реформы, подчеркнул он, в следующем году прибавка к пенсии составит 447 рублей. Но если изменения пройдут, прибавка будет уже в одну тысячу рублей.

    Познер спросил, что произойдет с человеком, если его уволят в возрасте за несколько лет до наступления пенсионного. В этом случае «мы будем говорить об увеличении пособия по безработице», ответил Силуанов. Кроме этого, власти предложат потерявшим работу гражданам предпенсионного возраста специальные программы переобучения, чтобы получить новую профессию и найти работу, заверил он.

    Почему этих программ нет сейчас, хотя, как напомнил первый вице-премьер, «повышение пенсионного возраста в ведомствах обсуждалось месяцами» — вопрос риторический. Как нет и проработанного законопроекта, который бы гарантировал занятость людям старших возрастов.

    Под занавес Познер поинтересовался, почему вынесение на обсуждение столь непопулярной реформы совпало с ЧМ по футболу. На это Силуанов, не моргнув, ответил: «Это чисто случайное совпадение».

    — Все разговоры про случайное совпадение — это лукавство, если не сказать откровенная ложь, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Естественно, это было сделано специально. Объявить о реформе можно было либо до начала чемпионата, либо после его окончания. Но о повышении пенсионного возраста объявили именно в день открытия ЧМ — уверен, в надежде на то, что общественное мнение будет занято другими вещами.

    Замечу, не Силуанов был инициатором этой реформы — он был лишь ретранслятором, вместе с премьером Дмитрием Медведевым. Решение принимали другие люди, а Медведев и Силуанов вынуждены были, что называется, подчиниться. И ходят упорные слухи, что решение было принято Советом безопасности РФ.

    В пользу этой версии говорит тот факт, что предварительного решения правительства по этому вопросу не было. Больше того, был настрой на обсуждение, поскольку в кабмин пришли новые люди — например, Татьяна Голикова. А у Голиковой был свой взгляд: не торопиться с повышением пенсионного возраста.

    Но в итоге решение объявили сразу — я считаю, как раз чтобы прекратить обсуждение.

    — Сойдет ли реформа с рук власти?

    — Надежда, что реформа будет реализована в нынешнем виде, у власти есть. Уверенности, правда, нет. Потому что сегодня задача номер один — не допустить существенного снижения рейтинга президента Владимира Путина, который снизился, как непублично говорят, даже не на 9%, а на 14%. А вот вторая задача — сделать все возможное, чтобы канализировать протест. То есть, привлечь для этого профсоюзы и системную оппозицию — так, чтобы протест не вышел за рамки управляемости.

    Пока это удавалось. Как будет дальше, особенно по осени — вопрос совершенно открытый. Я предполагаю, в ближайшее время будут предприняты какие-то шаги по отвлечению внимания от повышения пенсионного возраста. Ну, например, начнется внесение изменений в Конституцию относительно создания Госсовета как высшего руководящего органа страны. Либо же будет ограничено хождение наличной валюты. Словом, будет что-то такое, что затронет умы социума — пусть в меньшей степени, чем пенсионная реформа, но тоже в значительной.

    Читайте так же:  Номер счета для перечисления налогов

    — Почему, несмотря на «месяцы обсуждений», как говорит Силуанов, решение о повышении пенсионного возраста принимается в спешке?

    — Мне представляется, проблема не в снижении числа работников и увеличении числа пенсионеров — это не влияет на финансовую достаточность и устойчивость пенсионной системы. На пенсионную систему влияет стабильность и величина поступающих взносов, а никак не количество работающих и пенсионеров.

    Больше того, бюджет не испытывает в настоящее время особых затруднений для выполнения этих обязательств. Напомню, у бюджета трансферт в Пенсионный фонд составляет 3,7% всех расходов.

    Поэтому все разговоры о сокращении работников — чистой воды лукавство. И еще большее лукавство — разговоры, что пенсионный возраст необходимо повысить, чтобы увеличить пенсии ныне живущим пенсионерам. Опять же, это абсолютно не нужно — это как отрубить лишние головы тем, на кого не хватило шапок.

    Решение о реформе, я считаю было принято потому, что начинает вырисовываться «проблема 2022» — начало выхода на пенсию первых граждан, которые имеют право на накопительную часть пенсии. Между тем, к настоящему моменту в стране осталось меньше 70 НПФ — остальные волшебным образом испарились. Кто-то из них обанкротился, кто-то просто исчез — а ведь 10 лет назад было порядка 300 НПФ, и большая часть этих фондов успешно собирала деньги.

    Естественно, фонды испарились вместе с деньгами. Причем, это фонды не только тех, кто украл и убежал в Лондон. Это и деньги прогосударственных фондов, которые были вложены в разные проекты, которые на бумаге выглядят нормально (есть акции и прочее), а фактически этих проектов уже нет.

    Больше того, я считаю, «проблема 2022» началась не пять лет назад, а еще в 2003 году, когда решалась другая проблема — погашение долгов Парижскому клубу кредиторов. Все пенсионные накопления, которые на тот момент удалось собрать — а это порядка 200 млрд. рублей, что не так много, — были вложены в государственные облигации. Фактически, эти деньги были предоставлены государству в долг. Государство их, само собой, конвертировало и отправило — частично — на погашение долгов Парижскому клубу.

    Это был не единственный источник для погашения — там и нефть сыграла свою роль, и другие источники. Но главное, тогда пенсионные деньги «стрельнули», с расчетом, что со временем проблема рассосется, и ее можно будет закрыть. В 2008 года, когда Михаил Зурабов пришел в Госдуму с предложением ликвидировать накопительную часть пенсии — это было, на мой взгляд, как раз частью того плана. Но у Зурабова был негативный бэкграунд после монетизации льгот 2005 года, и поэтому его никто не воспринял.

    В итоге, проблема повисла, и стала отчетливо-вопиющей в 2012—2013 годах. Неслучайно с 2014 года собранные «накопительные» накопления регулярно замораживаются. Я считаю, так происходит, потому что НПФ — это пирамида. Формальный контроль за фондами, конечно, есть, но фактического — никакого. И сколько туда не вкладывай, эти деньги куда-то разместят, разворуют, вложат в землю, которая обесценивается. Одним словом, деньги пропадут.

    Поэтому само выступление Силуанова у Познера, я считаю, запланированное, и скорее всего, с заранее обозначенными темами. Неслучайно Владимир Познер спрашивал ровно то, что надо — и ровно в том контексте, в котором требовалось.

    А насколько аргументированным и убедительным был Антон Силуанов — решать аудитории, людям, которые смотрели его выступление. Судя по всему, оно их не убедило.

    — Правительство РФ ориентировано, прежде всего, на управление бюджетным процессом, а не экономикой, — отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Для членов кабмина действует приоритет задач фискальных над задачами развития — экономического и социального. И решение, что министр финансов будет одновременно первым вице-премьером, закрепило этот приоритет институционально, причем очень жестко.

    Нынешняя пенсионная реформа именно этот приоритет реализует. Вопрос о балансе доходов и расходов Пенсионного фонда решается, по сути, в отрыве от вопроса о качестве и уровне развития рынка труда, от демографии. Замечу, альтернативные меры реорганизации пенсионной системы, которые бы учитывали родительский вклад в пенсионное будущее, даже в принципе не обсуждаются на правительственном уровне.

    То же касается и устройства налоговой системы в вопросе налогообложения по домохозяйствам. Структурная проблема — низкий уровень рождаемости при повышении продолжительности жизни — никак не вписана в контекст предлагаемых или просто обсуждаемых мер.

    Повторюсь, действует фискальный подход. Даже при том, что он выглядит слабо обоснованным на фоне профицитного бюджета и низкой цены отсечения по нефти при нынешней настройке бюджетного правила.

    — Для Кремля этот фискальный подход несет политические риски?

    — Выборов в ближайшее время нет, а рейтинг доверия — с точки зрения тех, кто принимает решения — является подвижной величиной, которая может корректироваться и меняться. Замечу, те, кто принимают решения по пенсионной проблеме, не думают о политическом лидерстве президента Путина, и о доверии общества. Об этом вынуждены думать те, кто подтягивает информационные и политические технологии для обоснования и продвижения этого решения.

    К слову, системные либералы всегда говорили, что рассматривают кредит доверия, получаемый Путиным на выборах, как ресурс, который можно тратить на их «самые смелые идеи».

    — Путин обозначил цели реформы как повышение благосостояния пенсионеров без ущерба для работников. Каким будет результат на практике?

    — В реальности мы получим новые проблемы с безработицей. У нас, напомню, скрытая безработица и без того большая. Мы, к сожалению, не являемся в достаточной мере работающим обществом — то есть обществом, в котором высокая доля ВВП создается за счет труда. Мы во многом являемся рентным обществом, а повестка и обсуждение пенсионных систем для рентных обществ принципиально иная.

    Мы получим не только когорту безработных предпенсионного возраста, но и сокращение потребительского спроса, и негативное воздействие на демографию — все же неработающие бабушки важное подспорье в семье, с точки зрения возможности посидеть с детьми.

    Плюс мы получим повышение нагрузки на работающих. У них появится дополнительная необходимость в помощи пожилым родителям. В итоге та самая нагрузка на работающих, которой сейчас пугают нас сторонники реформы, будет переложена на индивидуальный уровень, но никуда не денется.

    — Удастся ли пропаганде убедить население, что нынешняя пенсионная реформа — это благо?

    — По сути, граждане воспринимают эту реформу как перераспределение некого совокупного общественного богатства от населения в пользу государства. А государство у нас воспринимается не как представитель общественного блага, а как правящая группа — как элиты.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Перераспределение общественного пирога в пользу элит — это и есть смысл восприятия пенсионной реформы. На фоне нашей и без того сверхполяризованной социальной системы это не может восприниматься иначе, как крайне болезненно.

    Источники


    1. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.

    2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

    3. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
    4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
    Силуанов о пенсионной реформе последние
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here