Штрафы по результатам выездной налоговой проверки

Полезная информация на тему: "Штрафы по результатам выездной налоговой проверки" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Штрафы по результатам выездной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В период с 15.11.2016 по 16.02.2017 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка деятельности ИП. По результатам проверки ИП доначислены (недоимка) суммы НДС, НДФЛ за IV квартал 2014 года, за 2015 год, начислены штрафы за несвоевременное перечисление в бюджет указанных налогов. НДС был доначислен не в связи с перемещением товаров через границу РФ.
Доначисленные суммы НДС, НДФЛ и штрафы за IV квартал 2014 года по указанным налогам считаются образовавшимися на 01.01.2015, или они считаются образовавшимися на момент вынесения решения о выездной налоговой проверке?
Подпадают ли суммы недоимок и штрафы под налоговую амнистию, предусмотренную Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возникшие в рассматриваемой ситуации недоимки по НДС за IV квартал 2014 года и НДФЛ за 2014 год и задолженности по штрафам за неполную уплату сумм данных налогов не могут считаться образовавшимися на 01.01.2015 и налоговая амнистия не распространяется на рассматриваемый случай.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

16 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Вопрос: Прошу разъяснить, в каком порядке налоговым органом начисляются пени по результатам выездной налоговой проверки? (ООО «Аудит-новые технологии», ноябрь 2008 г.)

Прошу разъяснить, в каком порядке налоговым органом начисляются пени по результатам выездной налоговой проверки?

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Из требований ст. 75 НК РФ следует, что пени начисляются на недоимку, то есть на сумму налога неуплаченную налогоплательщиком в установленный законом срок. Применительно к недоимке, выявленной налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, пени подлежат начислению по каждому налогу и за каждый налоговый (отчетный) период, в отношении которых, налоговым органом выявлены факты неуплаты налога. Пени начинают исчисляться со дня, следующего за днем в который истекает срок уплаты налога за соответствующий период. При этом пени продолжают начисляться до дня уплаты налогоплательщиком недоимки, на сумму которой они начисляются.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности, вынесенном по результатам проверки должен быть указан размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В частности, в утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 г. N ММ-3-06/[email protected] форме решения о привлечении к ответственности, которую должны использовать налоговые органы при оформлении результатов налоговых проверок, предусмотрен такой раздел резолютивной части решения, как «начисление пени по состоянию на _______».

В действующих, в настоящее время нормативных актах, регулирующих порядок оформления результатов налоговых проверок не содержится положений регулирующих вопрос на какую дату налоговые органы должны рассчитать пени, указанные в решении по результатам выездной налоговой проверки.

Ранее в Приказе МНС России от 10.04.2000 г. N АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», было предусмотрено, что в решении по результатам выездной налоговой проверки приводятся суммы пени за несвоевременную уплату налогов, рассчитываются на день вынесения решения.

Анализируя данные нормы, а также практику начисления налоговыми органами сумм пени по результатам выездных проверок, можно сделать вывод, что наиболее вероятным является то, что такой расчет будет осуществлен налоговым органом либо на дату вынесения решения по результатам проверки, либо на дату наиболее близкую к дате вынесения соответствующего решения.

Следует отметить, что обстоятельство затягивания налоговым органом срока вынесения решений по результатам выездной налоговой проверки может послужить основанием для оспаривания налогоплательщиком правомерности начисления пени за период между датой, когда в соответствии с требованиями ст. 101 НК РФ налоговый орган должен был вынести решение по результатам проверки и до даты фактического вынесения налоговым органом решения, так как начисление пени в этот период вызвано нарушением налоговым органом установленных законом сроков на вынесение решения по результатам проверки.

На основании вышеизложенного, применительно к недоимке, выявленной налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, пени подлежат начислению по каждому налогу и за каждый налоговый (отчетный) период, в отношении которых, налоговым органом выявлены факты неуплаты налога. При этом по общему правилу пени исчисляются со дня, следующего за днем в который истекает срок уплаты налога за соответствующий период и до дня уплаты налогоплательщиком недоимки, на сумму которой они начисляются.

Положениями п. 8 ст. 101 НК РФ, предусмотрено указание в решении о привлечении к ответственности, вынесенном по результатам проверки размера выявленной недоимки и соответствующих пеней. Следует отметить, что в нормативных актах, регулирующих порядок оформления результатов налоговых проверок, не определено на какую дату налоговые органы должны производить расчет пени, сумма которых подлежит указанию в решении налогового органа по результатам выездной налоговой проверки. По нашему мнению такой расчет может быть осуществлен налоговым органом либо на дату вынесения решения по результатам проверки, либо на дату наиболее близкую к дате вынесения соответствующего решения. Следует отметить, что обстоятельство затягивания налоговым органом срока вынесения решений по результатам выездной налоговой проверки может послужить основанием для оспаривания налогоплательщиком правомерности начисления пени за период между датой, когда в соответствии с требованиями ст. 101 НК РФ налоговый орган должен был вынести решение по результатам проверки и до даты фактического вынесения налоговым органом решения.

Читайте так же:  Пфр расчет пенсии по старости

15 ноября 2008 г.

ООО «Аудит-новые технологии», ноябрь 2008 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ООО «Аудит-новые технологии»

Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО «Аудит — новые технологии» состоит в трудовых отношениях.

Энциклопедия решений. Последствия нарушения сроков проведения выездной налоговой проверки

Последствия нарушения сроков проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки установлен п. 6 ст. 89 НК РФ и не может превышать 2 месяца. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев.

При наличии оснований, исчерпывающий перечень которых приведен в п. 9 ст. 89 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (в исключительных случаях этот срок может быть увеличен на 3 месяца).

Соответственно, максимальный срок со дня вынесения решения о назначении выездной налоговой проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (с учетом сроков ее продления и приостановления) не должен превышать 15 месяцев.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к числу которых относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Факт нарушения сроков выездной налоговой проверки нередко является предметом судебной оценки в рамках спора о признании недействительным решения, принятого по результатам проверки. Однако при рассмотрении подобных дел судьи, как правило, приходят к выводам о том, что данное нарушение является незначительным, не приводит к нарушению прав налогоплательщика и не отнесено п. 14 ст. 101 НК РФ к существенным условиям, нарушение которых является основанием для отмены судом решения налогового органа (см., например, определение ВАС РФ от 09.06.2009 N ВАС-6921/09, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3).

Не признают суды в качестве необходимого и достаточного основания для признания недействительным решения налогового органа и нарушение срока приостановления выездной налоговой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).

Также суды отмечают, что из положений ст. 89 НК РФ не следует, что законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, поставлена в зависимость от сроков проведения проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.07 N А11-6119/2006-К2-24/489).

Представители финансового ведомства придерживаются того же мнения (см. письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

[1]

Таким образом, шансы оспорить решение налогового органа, вынесенное по итогам выездной налоговой проверки, со ссылкой только на нарушение сроков, установленных п. 6 ст. 89 НК РФ, у налогоплательщика практически отсутствуют.

В то же время необходимо учитывать, что материалы налоговой проверки (истребованные у налогоплательщика и его контрагентов копии документов, протоколы мероприятий налогового контроля и другие) формируют доказательную базу по выявленным в ходе ее проведения правонарушениям и подлежат рассмотрению при вынесении итогового решения по результатам налоговой проверке.

При этом согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.

Признаются допустимыми указанные доказательства только в случае принятия налоговым органом всех необходимых мер для их получения в пределах своих полномочий в рамках налоговой проверки.

Так, в отношении истребования у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, Пленум ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что такие действия допускаются лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ.

Поэтому, принимая во внимание вышеназванные положения п. 4 ст. 101 НК РФ, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Одновременно необходимо учитывать, что налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки.

Использование доказательств, полученных после окончания налоговой проверки и до составления акта по налоговой проверке, возможно при условии направления требования о представлении документов только в пределах сроков, предусмотренных нормами законодательства о налогах и сборах (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Аналогичные разъяснения даны в письме ФНС России от 23.04.2014 N ЕД-4-2/[email protected] в отношении проведения допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок.

Истребование документов (выставление требования) в последний день проведения выездной налоговой проверки не противоречит положениям ст.ст. 89, 93 НК РФ. К такому выводу приходят суды, в том числе со ссылкой на правовую позицию, выраженную в п. 27 постановления Пленума ВАС (см., например, постановления АC Северо-Кавказского округа от 23.05.2016 N Ф08-1795/16, АC Московского округа от 13.02.2015 N Ф05-171/15 (определением ВС РФ от 13.05.2015 N 305-КГ15-5504 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ), ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2013 N Ф03-4045/13, постановления Пятнадцатого ААС от 07.04.2015 N 15АП-20055/14, Девятого ААС от 22.10.2014 N 09АП-43394/14).

Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения

Как правило, налоговая проверка заканчивается вынесением решения о доначислении налогов, пеней, а иногда и штрафов. «Отбиваться» от таких доначислений можно двумя способами. Первый (традиционный) предполагает оспаривание оснований для доначисления. То есть спор по существу тех нарушений в исчислении и уплате налогов, которые обнаружили проверяющие. Но есть и второй способ — оспаривание результатов проверки по процедурным основаниям. Другими словами, в этом случае предметом спора становятся действия инспекторов и оформленные ими документы. Давайте разберемся, какие процедурные ошибки инспекторов однозначно приводят, а какие — могут привести к отмене результатов проверки?

Вводная информация

Все процедурные ошибки, допускаемые проверяющими при проведение проверки, можно разделить на две большие группы. В первую группу войдут грубые, существенные нарушения, которые безусловно влекут отмену решений, принятых по результатам проверки.

Читайте так же:  В каком году повысили военные пенсии

Во вторую группу попадут нарушения, которые хотя и не влекут безусловной отмены результатов проверки, но, по мнению судов, решение, принятое с такими нарушениями, также в большинстве случаев является незаконным.

Безусловные ошибки

Начнем с первой группы. В ней всего два нарушения, запомнить которые достаточно просто.

Итак, решение считается незаконным, если: 1) проверяющие нарушили право организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки; 2) если инспекторы не обеспечили возможность организации предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остановимся на этих нарушениях чуть подробнее.

Нарушение права на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки обычно выражается в том, что инспекция не извещает налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или извещает, но с нарушением срока. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда инспекторы отправляют уведомление о вызове для рассмотрения материалов проверки на юридический адрес налогоплательщика и на этом успокаиваются. От таких действий налоговиков застрахованы лишь те налогоплательщики, которые сдают отчетность через интернет, например, через систему «Контур-Экстерн». Им налоговики обязаны выслать уведомление через систему для отправки отчетности (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»).

Однако анализ судебной практики показывает, что факта отправки уведомления может оказаться недостаточно. Так, суды указывают: инспекция к моменту рассмотрения материалов проверки должна иметь доказательства не только того, что уведомление налогоплательщику направлялось, но и того, что он его получил (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.04.12 № Ф03-1466/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.12 № А19-6680/10, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.11 № А29-2860/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.11 № А27-3712/2011). Соответственно, если налоговики не имеют доказательств того, что налогоплательщик получил уведомление, то решение по проверке, принятое без участия налогоплательщика, признается незаконным (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09).

Нарушение права налогоплательщика на представление своих объяснений на практике чаще всего выражается в том, что инспекция не сообщает проверяемой организации ту или иную информацию. В результате налогоплательщик лишается возможности дать свои объяснения по таким «скрытым» фактам.

Суды подобное сокрытие информации не одобряют, признавая принятые в таких условиях решения незаконными (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 15726/10 и постановление ФАС Московского округа от 27.02.12 № А40-22857/11-75-98).

Незаконные доказательства

Перейдем теперь к группе нарушений, которые не приводят к безусловной отмене решения, но при этом в большинстве случаев позволяют на нее рассчитывать. И первой в этом списке рассмотрим ситуацию, когда свои выводы по итогам проверки инспекторы обосновывают ссылками на доказательства, добытые с нарушением налогового законодательства.

В качестве примера таких ситуаций можно привести проведение допросов или опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого, предусмотренном статьей 51 Конституции РФ, или проведение осмотров, выемок и т п. без понятых. Если налогоплательщик обращает внимание суда на подобные нарушения, суд с большей долей вероятности признает решения, основанные на таких доказательствах, незаконными (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 03.08.07 № А14-13603-206/467/24, ФАС Северо-Западного округа от 26.07.07 № А21-409/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.06 № Ф04-2374/2006(20768-А46-23). Правда, тут надо учитывать, что решение инспекции останется в силе, если помимо незаконного доказательства были и другие. То есть факты нарушений подтверждаются иными документами, которые были получены без нарушения закона.

Больше конкретики!

Еще одну разновидность нарушений составляют оплошности, которые инспекторы допускают при составлении акта или решения по результатам проверки. Так, зачастую налоговики не утруждают себя детализаций тех обвинений, которые они предъявляют налогоплательщику. Очень часто в актах и решениях обозначаются нарушения, однако никаких подтверждающих документов под эти нарушения не «подводится». А ведь суды исходят из того, что под каждое нарушение инспекторы должны «подложить» подтверждающие его документы. Причем, не просто обозначить эти документы в акте и решении, но и передать их копии налогоплательщику вместе с актом (постановления ФАС Поволжского округа от 01.02.11 № А65-2850/2010, ФАС Центрального округа от 18.04.12 № А54-2296/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.12 № А10-1351/2011 и от 18.01.12 № А78-2831/2011).

Еще одной разновидностью этого нарушения является указание в актах и решениях по результатам проверки слишком общих ссылок на документы, подтверждающие, по мнению инспекторов, факт нарушения. Особенно часто инспекторы грешат этим при проставлении ссылок на Налоговый кодекс, указывая лишь номер статьи без конкретизации по пункту и подпункту.

Особенно критично такое нарушение при указании статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность. Ведь большинство таких статей содержат несколько пунктов, каждый из которых описывает самостоятельный состав нарушения. Поэтому указывая в решении лишь номер статьи, инспекция не выполняет требования пункта 8 статьи 101 НК РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение. И, по мнению судов, такая оплошность вовсе не мелочь, а полноценный повод для отмены принятого решения (см., в частности, постановления ФАС Уральского округа от 22.07.10 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.10 № А65-29725/2009).

Внимание на сроки

Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие.

В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты. При этом в качестве основания для оспаривания можно использовать позицию Высшего арбитражного суда, выраженную им еще в 2008 году в постановлении от 18.03.08 № 13084/07. В нем судьи указали, что длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Аналогичным подходом можно пользоваться и при камеральных проверках, обжалуя ее результаты на том основании, что удлинение проверки является избыточной мерой налогового контроля и также носит дискриминационный характер.

Памятка «Проверьте проверяющих»

Итак, подведем краткий итог. Решение можно оспорить если:
1. Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела.
2. Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем.
3. В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка.
4. Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ.
5. Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ.
6. Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Штрафы по результатам выездной налоговой проверки

Семинар «Налоги и взносы — 2014», актуально на 16 декабря 2013 г.

Сроки взыскания

Сроки на бесспорное и судебное взыскание налоговой задолженности установлены статьей 46 Кодекс Напомню их вам. Для того чтобы взыскать налоговую задолженность в бесспорном порядке, выставив инкассо к нашему счету, соответствующее решение ИФНС должна принять в течение 2 месяцев со дня истечения срока для уплаты налога по требованию. Если в этот срок такое решение принято не будет, ИФНС сможет взыскать с нас долг только через суд. Для этого у нее есть 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога по требованию.

ИФНС пропустила срок для взыскания налоговой задолженности: что дальше

Если же ИФНС, пропустив срок на бесспорное взыскание, пропустит и срок на обращение в суд, то она уже никогда не сможет взыскать с нас указанные в соответствующем требовании суммы. Причем даже если они начислены абсолютно законно.

Читайте так же:  Дают ли пенсию умершего родственника

Однако для того чтобы контролировать соблюдение налоговиками этих сроков, нам надо самим хорошо их знать и уметь подсчитывать. Ведь если мы не заявим о том, что решение о взыскании с нас задолженности принято с просрочкой, об этом никто не узнает. И деньги с нас абсолютно спокойно взыщут, даже если права на это у ИФНС уже не было. А вернуть их будет не просто.

Как считать срок на взыскание налоговой задолженности

Так вот, один из самых важных выводов Пленума ВАС, сделанных в Постановлении № 57, касается как раз исчисления этих сроков. Пленум указал, что пропуск налоговиками некоторых сроков, установленных НК, не изменяет порядок исчисления пресекательных сроков на принятие мер по взысканию налогов, пени и штрафов. То есть для подсчета этих сроков мы должны брать предельные сроки, установленные НК для тех или иных действий налогового органа, которые предшествуют принятию решения о взыскании или обращению ИФНС в

Также следует помнить, что при подсчете пресекательных сроков на бесспорное и судебное взыскание сроки на «пробеги почты» не учитываются. Мы исходим из того, что любой документ, который должна была передать нам ИФНС, вручен нам в последний день срока, отведенного на отправку документа. Этот подход следует из пунктов 6 и 9 Информационного письма Президиума ВАС Письмо старое, 2003 года, но никто пока его не отменял и изложенные в нем разъяснения не опровергал.

Теперь давайте посчитаем. Проще всего это делать с помощью графика. Начнем со сроков на проведение проверок: от начала проверки и до составления акта. Только договоримся, что возможные продления и приостановления сроков, а также срок на проведение допмероприятий налогового контроля мы в расчет брать не будем, все посчитаем по минимуму. Если же в вашей ситуации какие-то сроки будут продлеваться, приостанавливаться или будут назначаться допмероприятия, вы всегда сможете их к расчету прибавить. Также мы не будем учитывать срок на принятие решения по жалобе управлением ФНС. О том, как его посчитать, мы поговорим чуть позже.

Камеральная проверка

Выездная проверка

Вступление в силу решения по проверке

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь нарисуем график «расследования» по делу о налоговом правонарушении, которое проводится по правилам статьи 101.4 НК. Здесь все еще проще, так как никаких продлений, приостановлений, а также допмероприятий этой процедурой не предусмотрено. И хотя статьей 101.4 НК не определены сроки для вручения правонарушителю акта о налоговом правонарушении и решения о привлечении к ответственности, благодаря Пленуму ВАС посчитать их можно. В пункте 28 Постановления № 57 сказано, что сделать это налоговый орган должен в течение 5 рабочих дней со дня составления акта и вынесения решения соответственно.

Вступление в силу «беспроверочного» решения

А это график для взыскания налоговой задолженности. Он единый и для взыскания доначисленного в решениях по проверкам, и для взыскания по «беспроверочным» решениям. Ведь, как мы уже выяснили, сроки выставления требований на основании этих решений одинаковые и отсчитываются от даты вступления решения в силу.

Срок на взыскание

Итак, если никакие сроки не продлевались и не приостанавливались, допмероприятия не назначались и апелляционная жалоба не подавалась, ИФНС не сможет взыскать налог, пени и штрафы, указанные в решении, принятом по результатам рассмотрения:

— материалов выездной проверки, если со дня ее назначения прошло более 12 месяцев и 58 рабочих дней;

— материалов камеральной проверки, если со дня представления декларации прошло более 11 месяцев и 58 рабочих дней;

— акта о налоговом правонарушении, если со дня выявления нарушения прошло более 7 месяцев и 58 рабочих дней.

Для ясности рассмотрим эти сроки на примерах. Начнем с выездной проверки.

Пример. Исчисление срока на взыскание недоимки по результатам выездной проверки

/ условие / Решение о проведении выездной проверки датировано 20.01.2014. Срок ВНП не продлевался и не приостанавливался. Срок на рассмотрение материалов ВНП не продлевался и допмероприятия налогового контроля не назначались. Апелляционная жалоба не подавалась. Срок исполнения требования об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных решением по проверке, — 8 рабочих дней со дня получения.

/ решение / Срок на взыскание недоимки исчисляется так:

— 20.03.2014 — последний день для составления справки о выездной проверк

— 20.05.2014 — последний день для составления акта проверк

— 27.05.2014 — последний день для вручения акта проверки налогоплательщик

— 27.06.2014 — последний день для представления налогоплательщиком возражений на акт проверк

— 11.07.2014 — последний день для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверк

— 18.07.2014 — последний день для вручения решения по проверке налогоплательщик

— 18.08.2014 — последний день для подачи апелляционной жалоб

— 19.08.2014 — день вступления решения по проверке в

— 16.09.2014 — последний день для выставления требования об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных решением по проверк

— 26.09.2014 — последний день для «добровольного» исполнения требовани

— 26.11.2014 — последний день, когда ИФНС может принять решение о взыскании задолженности за счет денег на банковских счетах налогоплательщик

— 26.03.2015 — последний день, когда ИФНС, пропустив срок для принятия решения о взыскании, может обратиться в суд с иском о взыскании задолженност

Если ИФНС пропустит срок на принятие решения о взыскании недоимки и на подачу иска о ее взыскании в суд, то начиная с 27.03.2015 недоимку взыскать будет нельз

А теперь пример расчета сроков на взыскание по решению, принятому по камеральной проверке. С камералками налогоплательщики встречаются гораздо чаще, чем с выездными проверками.

Пример. Исчисление срока на взыскание недоимки по результатам камеральной проверки

/ условие / Декларация представлена 17.01.2014. Срок на рассмотрение материалов КНП не продлевался и допмероприятия налогового контроля не назначались. Апелляционная жалоба не подавалась. Срок исполнения требования об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных решением по проверке, — 8 рабочих дней со дня получения.

/ решение / Срок на взыскание недоимки исчисляется так:

— 17.04.2014 — последний день для проведения камеральной проверк

— 05.05.2014 — последний день для составления акта проверк

— 13.05.2014 — последний день для вручения акта проверки налогоплательщик

— 16.06.2014 — последний день для представления возражений на акт проверки налогоплательщико

— 30.06.2014 — последний день для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверк

— 07.07.2014 — последний день для вручения решения по проверке налогоплательщик

— 07.08.2014 — последний день для подачи апелляционной жалоб

— 08.08.2014 — день вступления в силу решения по проверк

— 05.09.2014 — последний день для выставления требования об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных решением по проверк

— 17.09.2014 — последний день для «добровольного» исполнения требовани

— 17.11.2014 — последний день, когда ИФНС может принять решение о взыскании задолженности за счет денег на банковских счетах налогоплательщик

— 17.03.2015 — последний день, когда ИФНС, пропустив срок для принятия решения о взыскании, может обратиться в суд с иском о взыскании задолженност

Если ИФНС пропустит срок на принятие решения о взыскании недоимки и на подачу иска о ее взыскании в суд, то начиная с 18.03.2015 недоимку взыскать будет нельзя.

Читайте так же:  Размер пенсии если нет трудового стажа

Как видите, нарушая процедурные сроки, инспекция тем самым укорачивает сроки на взыскание недоимки.

На первый взгляд, такие длительные сроки пропустить невозможно. Но поверьте, это только на первый взгляд. Пропускают, и довольно часто. И, указав на то, что сроки проведения проверки и оформления ее результатов учитываются при подсчете сроков на принудительное взыскание, ВАС оказал многим налогоплательщикам бесценную услугу. Потому что теперь налоговики будут вынуждены их соблюдать. Ведь ситуация, когда, например, составив справку о проверке, они удалялись в неизвестном направлении и акт проверки налогоплательщик получал через 8 месяцев, не была такой уж редкостью. А на вполне обоснованное возмущение налогоплательщика и налоговики, и некоторые суды могли заявить, что срок составления акта по проверке не является пресекательным и его несоблюдение никак права налогоплательщика не нарушает. И ваши нервы никого, кроме ваших близких и врача, не интересуют.

Когда можно заявить о пропуске ИФНС срока взыскания

Но учтите, что несоблюдение налоговиками сроков проведения и оформления мероприятий налогового контроля само по себе не является основанием для признания недействительным решения по проверке или «беспроверочного» решения. Несоблюдение этих сроков имеет значение лишь тогда, когда приводит к пропуску срока на бесспорное взыскание налоговой задолженности или срока на ее взыскание через Поэтому, как и указал Пленум ВАС в пункте 31 Постановления № 57, заявлять об этих нарушениях можно только в двух случаях:

— при оспаривании требования об уплате налоговой задолженности и решения о ее взыскании;

— при подаче заявления об истечении срока давности, если ИФНС подаст в суд иск о взыскании налоговой задолженности с вашей организации. Причем в этом случае суд, по идее, должен сам проверить, не истек ли срок для подачи такого иска. И если истек, а налоговый орган не заявлял ходатайство о его восстановлении, суд должен отказать в иске. На это Пленум ВАС указал в пункте 60 Постановления № 57.

Там же он разъяснил, что не могут считаться уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд:

— необходимость согласования вопроса о предъявлении иска с вышестоящим налоговым органом;

— командировка или отпуск представителя или руководителя налогового органа;

— другие внутренние организационные причины, в том числе кадровые перестановки или смена руководителя налогового органа.

Следующая тема нашего семинара — изменения в порядке обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов.

Выездная налоговая проверка: как пройти с минимальными потерями

Статьи по теме

Выездная налоговая проверка – эффективный способ наказать предпринимателя за ошибки в отчетности и взыскать недоплаченные в бюджет налоги. Но даже если вы уверены в качестве работы вашей бухгалтерии, к визиту налоговиков лучше подготовиться заранее. Какие документы будут инспектировать? Каковы ее сроки? Как с наименьшими потерями пройти проверку ФНС? Об этом читайте в нашей статье.

Что такое выездная проверка?

Выездная налоговая проверка проводится по адресу регистрации организации. Решение о начале ВНП подписывает начальник фискальной службы или сотрудник, его заменяющий. Без подписи этих специалистов ее проведение незаконно. Задача проверки – выявить неуплаченные суммы по налогам (ст.89 НК РФ).

Полезные документы для скачивания

[2]

Виды выездных проверок ФНС

На какие типы подразделяются выездные проверки ИФНС?

По способу проверки:

  • Выборочная – анализируются операции, подозрительные с точки зрения налоговиков,
  • Сплошная – проверяется вся отчетность организации.

По проверяемым объектам:

  • Плательщики,
  • Региональные филиалы или отделения компаний,
  • Несколько отдельных налогоплательщиков или группа.
  • Тематические – анализируется документация по отдельным видам платежей,
  • Комплексные – собираются текущие и отчетные документы по всем платежам в бюджет.

По типу проверки: плановая (руководство фирмы предупредят о визите заранее), внеплановая (о визите предупредят не всегда).

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки штрафы будете платить не вы, а аутсорсер. Здесь можно посмотреть стоимость обслуживания для вашей компании. Оптимизация налогов, кадровый учет и юридическое сопровождение — бесплатно.

Сроки выездных проверок

Анализ документации предприятия должен длиться не более двух месяцев. При этом общий срок на все проверочные мероприятия составляет от 4 до 6 месяцев (пункт 6 ст. 89 НК РФ). Работа инспекторов может быть приостановлена по их инициативе или по требованию проверяемой компании на полгода, в порядке исключения – на 9 месяцев (пункт 9 ст. 89 НК РФ).

Для анализа уплаченной суммы отчислений в бюджет филиалами и отделениями компании или предприятия фискальным органам дается месяц (пункт 7 ст. 89 НК РФ).

Основания для выездной налоговой проверки

Есть несколько основных признаков, на основании которых компании и ИП попадают под пристальный контроль налоговых органов:

1. Необоснованно заниженная налоговая нагрузка. Это можно узнать, сравнив соотношение сумм уплаченных налогов с выручки с данными Росстата. Если сумма окажется ниже среднего по отрасли или виду деятельности, то можно ожидать визита проверяющих. Рассчитайте налоговую нагрузку с помощью калькулятора.

Расчетчик налоговой нагрузки: определите риск проверки

Примечание к расчетчику: среднеотраслевые показатели за 2018 год еще не утверждены, при расчете используются данные 2017 года.

2. Работа себе в убыток. Если больше двух лет предприятие показывает убытки, то встречи с инспекторами не избежать.

3. Доля вычетов по НДС подозрительно большая. Проверяющие обязательно обратят на вас внимание, если доля вычетов по налогу на добавленную стоимость будет равна или превысит 89% за год.

4. Расходы растут быстрее, чем доходы. ИФНС заинтересуется предприятием, в котором рост расходной части превышает рост доходной части.

5. Размер зарплат ниже, чем в среднем по отрасли. По данным Росстата, ФНС и официальных сайтов ведомств фискальные службы могут сделать вывод о низком среднемесячном уровне зарплат в компании.

6. Предельные показатели при использовании спецрежимов налогообложения. Не стоит надеяться на особые послабления, если в течение года показатели работы организации будут находиться в зоне пограничных значений. Если будут расхождения на 5 % с пограничными показателями, то вас навестят соответствующие органы.

7. Уровень расходов и доходов на одном уровне. Этот показатель должен волновать только индивидуальных предпринимателей. Если в течение года доходы и расходы равны, инспектора обратят на это внимание.

8. Участие в серии перепродаж. Проведение подряд нескольких операций по перепродаже при отсутствии явной экономической целесообразности вызовет подозрения у проверяющих органов.

9. Отсутствие реакции на запросы ФНС. Не стоит игнорировать запросы налоговиков, если не хотите встретить гостей в своем офисе.

10. Повторение процедуры снятия и постановки на учет. Инспекторы фискальных служб нанесут вам визит, если со дня открытия компании эти процедуры повторялись хотя бы дважды.

11. Заниженный размер рентабельности. Если значение рентабельности будет выше или ниже среднего показателя по рынку, то внимание к вашей фирме обеспечено.

12. Деятельность с повышенными рисками. Проверку можно ждать, если компания будет замечена в сотрудничестве с фирмами-однодневками или если отсутствуют полные данные о партнерах, с которыми она работает.

Ограничения для проверки

Максимальная периодичность проверок предприятия — два раза в год (пункт 5 ст. 89 НК РФ). Налоговикам нужно добиться существенных доначислений в бюджет. Для этого, они, как правило, проверяют организацию или предприятие за продолжительный период деятельности.

Существуют следующие ограничения для проведения выездных налоговых проверок:

[3]

  1. По месту пребывания проверяющих. Анализ отчетной документации проходит по месту дислокации предприятия. Если нет возможности, то в офисе инспекции.
  2. По числу проверок. По одним и тем же налогам нельзя проводить более 2 проверок за год, если проверяется один и тот же налоговый период. Для того, чтобы нарушить это правило необходимо особое постановление о дополнительной ВНП.
  3. По периоду проверок. ИФНС может взять на рассмотрение период, равный 3 годам, предшествующим году, когда было вынесено решение о начале проверки. По проверкам филиалов или представительств ИФНС не может проводить ВНП отделений по одним и тем же налогам и за один и тот же период более 2 раз в год. Если целиком фирму дважды проверяли вместе с филиалами и отделениями, то делать еще одну фискальные службы не вправе.
  4. По времени проверки. Длительность проверки в обычном случае не превышает двух месяцев, но в исключительных случаях законодательство позволяет продлять срок до полугода.
  5. По ценам. Налоговики не вправе проверять соответствие цен в сделках рыночному уровню.
Читайте так же:  Хмао пенсия по инвалидности 3 группы

Этапы выездных проверок

1. Назначение и извещение организации

Для начала проверки необходимо решение о ее проведении, подписанное начальником инспекции ФНС или его заместителем. В этом документе указывается срок проверки, имена и должности проверяющих; налоги и сборы, которые подлежат инспектированию. При отсутствии правильно оформленного решения инспекторы не вправе приступать к работе.

Проинформировать о грядущей выездной проверке могут лично, вручив извещение об этом, отправив документы Почтой России (заказным письмом) или письмом на электронный ящик. Получив уведомление, необходимо явится в ИФНС за решением, с которым нужно ознакомиться и подписать.

2. Проведение проверки

Инспекторы проверяют: точность налогового учета, наличие предусмотренной законом документации по уплате налогов, правильность и своевременность сдачи отчетности. Сотрудники налоговой устанавливают, верно ли выбран режим налогообложения, а также есть ли нарушения Налогового кодекса РФ в части соблюдения правил по исчислению и уплате налогов и сборов.

Для этого потребуется предоставить следующие документы:

  • Пояснения и налоговую документацию,
  • Бумаги, подтверждающие сотрудничество с другими компаниями и сторонними лицами.

Составление акта по результатам инспекции

По окончании работы дают справку с указанием проверенных объектов и количеством времени, затраченного на инспекцию. Справка остается на предприятии. Ее должны подписать все проверяющие. Акт по фискальной проверке должен быть составлен в течение двух месяцев после заполнения справки, в некоторых случаях дается три месяца.

Требования к акту:

  1. Заполняется только на бумаге,
  2. Страницы должны быть пронумерованы,
  3. Текст акта составлен на русском языке,
  4. Должен содержать все подтвержденные документами нарушения с пояснениями и выводами,
  5. Должен включать в себя вводную, описательную и итоговую части.

Акт подписывается проверяющими и представителем предприятия, вручается в течение пяти рабочих дней.

Типовые нарушения, выявляемые при проверке

№ п/п По налогу на прибыль По НДС
1 Уменьшение налоговой базы за счет увеличения расходов Неполное отражение размеров выручки;
2 Занижение выручки за счет отпускной стоимости Отсутствие начисления налога при передачах в РФ товаров, услуг для собственных нужд и учет суммы налога в расходной части, которая не принимается к вычету при начислении налога на прибыль
3 Списание кредиторской задолженности в расходную часть при расчете прибыли Выполнение для собственных нужд строительных работ, которые не учтены в сумме налогооблагаемой базы
4 В доходе не учтены проценты по займам Не учтенное в налогооблагаемой базе имущество, подаренное или переданное на безвозмездной основе другой компании
5 Ошибки при учете расходов Неправильный расчет НДС
6 Необоснованные расходы, внесенные в статью затрат Неправомерное использование права на освобождение от уплаты платежей в бюджет;
7 Внесение в статью затрат на оплату труда расходов, не относящихся к основной деятельности предприятия Ошибочное совмещение в учете хозяйственных операций, подпадающих под налог и освобожденных от него
8 Внесение в учетные данные объектов основных средств, не используемых в процессе производства или оказания услуг Включение в фискальную базу сумм полной или частичной оплаты в счет будущих поставок товаров
9 Учет в статье расходов затрат на ремонт и содержание объектов недвижимости, которые не стоят на балансе организации Неправильное применение 10 % ставки НДС
10 Неправильный учет амортизационных отчислений по ОС, который приводит к неправомерному увеличению статей расходов Также возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению; транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ
11 Ускоренное начисление амортизации ОС

Также возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ.

Как узнать, будет ли налоговая проводить проверку?

По закону инспекция не обязана информировать предприятие о предстоящей проверке. Но обычно такое предупреждения направляется. Инспекторы могут позвонить главбуху или директору предприятия или известить об этом электронным письмом. Вы не найдете нигде плана конкретной выездной проверки — это конфиденциальная информация. Общий план проверок меняется в течение года.

Как вести себя во время визита представителей фискальной службы?

Первое, что нужно сделать руководству – проинструктировать сотрудников, как себя вести в присутствии проверяющих. Подготовить комнату для налоговиков, сократить до минимума контакты сотрудников с инспекторами и убрать из помещения все документы, не относящиеся к проверке. Оставьте для контактов одного сотрудника. Наиболее предпочтительной кандидатурой является главный бухгалтер.

Кроме того, необходимо проверить наличие всех документов, подписей и оригиналов, привести в порядок учет и заранее научиться сохранять документацию по годам в хронологическом порядке, а не по контрагентам. Убрать все пометки с документов.

Обжалование результатов проверки

Акт получен, но вы не согласны с его результатами? Можно обжаловать. На дается месяц, в течение которого возможно подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, которая проводила проверку. К апелляции приложите документы, аргументирующие вашу позицию. Претензии будут рассмотрены в течение 10 дней. Срок можно продлить, но не больше, чем на месяц.

При разборе претензии вы имеете право присутствовать лично. Если не получится доказать свою правоту в вышестоящей инспекции, обращайтесь в суд. На обжалование решения по итогам выездной проверки, которое вступило в силу, дается год. Избежать проверки невозможно, но при соблюдении определенных условий вы можете минимизировать риски попасть под штрафные санкции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.

Источники


  1. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

  2. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.

  3. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Штрафы по результатам выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here