Риски проведения выездных налоговых проверок

Полезная информация на тему: "Риски проведения выездных налоговых проверок" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Приложение N 1. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/[email protected] настоящее приложение изложено в новой редакции

Приложение N 1
к приказу Федеральной налоговой службы
от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]

Концепция
системы планирования выездных налоговых проверок
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected])

С изменениями и дополнениями от:

14 октября 2008 г., 10 мая 2012 г.

См. комментарий к настоящей концепции

[3]

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

1. Цели разработки Концепции

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

2. Основные принципы планирования

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

3. Структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Читайте так же:  Документы необходимые для установления трудовой пенсии

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

[1]

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] пункт 9 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

О Способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском см. информацию ФНС России от 15 октября 2008 г.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

5. Результаты внедрения Концепции

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Перечисленные в данной статье критерии являются общедоступными для всех налогоплательщиков. Введены Приказом ФНС РФ от 22.09.2010 №ММВ-7-2*[email protected]

Оцените свои риски.

1.Налоговые платежи налогоплательщика в целом ниже среднего уровня платежей организаций, ведущих деятельность в этой же отрасли

Средний уровень налоговой нагрузки по отраслям, рассчитывается в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] На основании данных Росстата, выводится оборот в целом по каждому виду экономической деятельности, на основании данных налоговых органов выводится сумма уплаченных налогов и рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота организаций.

2.В течение нескольких налоговых периодов, организация отражает в отчетности убытки

Если организация более двух лет показывает убытки.

3.В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов

По налогу на добавленную стоимость вычеты за 12 месяцев превышают 89% от суммы налога, исчисленного с налоговой базы.

4.Расходы налогоплательщика увеличиваются каждый период быстрей, чем растут доходы

По данным отчетности, темпы увеличения расходов не соответствуют темпам роста доходов организации.

5.Среднемесячная заработная плата одного работника организации ниже, чем средний уровень выплат по виду экономической деятельности

Учитывается, средний уровень выплат на работника по видам деятельности, в регионе, в котором осуществляет деятельность налогоплательщик.

Средний уровень заработной платы рассчитывается на основании данных Росстата.

6.Показатели, предоставляющие право применять специальные налоговые режимы, неоднократно приближались к предельному значению

У организаций, применяющих специальные режимы налогообложения, показатели приближались менее, чем на 5% к предельному значению более одного раза в течение налогового периода.

7.Индивидуальный предприниматель по итогам года в отчетности отражает расходы, максимально приближенные к сумме дохода

Сумма расходов индивидуального предпринимателя по итогам года, превышает 83 процента в общей сумме доходов.

8.Заключение договоров с перекупщиками или посредниками без последующей экономической выгоды

Организация заключает договора с цепочкой контрагентов, без наличия разумных экономических причин. По сделкам получает убытки или незначительную прибыль. Т.е. отсутствует деловая цель при заключении сделок. Все это свидетельствует о получении налоговой выгоды с использованием незаконных схем.

9.Налогоплательщик не предоставляет пояснений на запросы налогового органа

При обнаружении в ходе камеральной проверки ошибок в налоговых декларациях, или противоречий, несоответствий в представленных сведениях, налоговый орган направляет направляет налогоплательщику уведомление, с требованием представить пояснения в течение пяти дней, или внести исправления. Налогоплательщик пояснений не предоставляет, исправления в документы не вносит.

10. Налогоплательщик неоднократно менял налоговый орган в связи с изменением места нахождения

При проведении выездной налоговой проверки, налогоплательщик два или более раза снимался с учета в налоговом органе, в связи с изменением адреса. Если это связано с переходом в другую налоговую инспекцию.

11. По данным бухгалтерской отчетности, уровень рентабельности налогоплательщика значительно ниже уровня рентабельности для данного вида деятельности

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Уровень рентабельности по видам деятельности определяется по данным статистики. Если у налогоплательщика по данным его бухгалтерского учета рентабельность ниже на 10 и более процентов, чем в среднем по отрасли.

12.Налогоплательщик ведет хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском

Налоговые органы выявляют наиболее распространенные способы ведения деятельности с высоким налоговым риском, которые направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Т.е. использование незаконных схем.

Налогоплательщику рекомендуется самостоятельно оценивать риски по следующим признакам:

  • При обсуждении условий поставок, заключении сделок отсутствуют личные контакты руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • Полномочия руководителя или должностного лица контрагента документально не подтверждены;
  • Информация о фактическом адресе (местонахождении) контрагента, о местонахождении его складских или производственных помещений, отсутствует;
  • Нет подтвержденных данных, о способе получения сведений о контрагенте (отсутствие рекламы, сайта, рекомендаций). Особенно, если имеется много доступной информации о других организациях, которые ведут деятельность в этой же отрасли и предлагают свои товары, работы или услуги по более выгодным ценам;
  • Нет информации о государственной регистрации контрагента в едином государственном реестре юридических лиц;
  • Все эти признаки свидетельствуют о том, что налоговые органы отнесут вашего контрагента к проблемным, т.е. к фирмам-однодневкам, и сочтут ваши сделки сомнительными.
Читайте так же:  Налоговая консультация заполнение налоговой декларации

Ниже перечислены признаки, при которых такие риски дополнительно повышаются:

  • Контрагент, у которого есть несколько вышеуказанных признаков, является посредником;
  • Договор содержит условия, которые сильно отклонятся от обычаев делового оборота. Это могут быть такие условия, как поставка крупной партии товара без предоплаты, с длительной отсрочкой платежа, без гарантий оплаты, расчеты векселями, расчеты через третьих лиц и т.п.;
  • У контрагента нет копий документов, которые подтверждают наличие у него производственных помещений, имущества, квалификационных работников, лицензий. Т.е. отсутствуют возможности для выполнений условий договора;
  • Товар, который обычно производят физические лица, такой как вторичное сырье, сельхозпродукция и т.п., приобретается через посредников;
  • Растет задолженность плательщика, при этом продолжаются поставки в его адрес, и не предпринимаются меры к взысканию задолженности;
  • Выдача или получение займов без обеспечения, покупка или продажа неликвидных векселей. Негативность усугубляется в случае, если в договоре не прописаны условия о процентах, или срок погашения обязательств более трех лет.
  • У налогоплательщика в расходах большую часть составляют расходы по сделкам с проблемными контрагентами, при отсутствии целесообразности этих сделок, отсутствии экономической выгоды и т.п.

При этом, степень рисков тем выше, чем больше присутствует вышеперечисленных признаков.

Если вы самостоятельно оцениваете свои риски и хотите их снизить, либо полностью исключить, примите во внимание следующие рекомендации:

  • При расчете налоговой базы за период, в котором были подобные сделки, исключите из расходов операции по ним;
  • Подайте уточненные налоговые декларации за этот период;
  • Уведомите налоговые органы о мерах, которые вы предприняли для снижения рисков. Для того, чтобы налоговые органы исключили вас из списка при отборе организаций для выездных проверок, вместе с уточненной налоговой декларацией, следует представить Пояснительную записку по рекомендуемой ФНС России форме (приложение 5 к Приказу от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected]).

При получении уточненных деклараций и Пояснительной записки, налоговый орган проводит камеральную проверку. При проведении камеральной проверки, налоговые органы не вправе требовать дополнительные документы.

Налоговые органы при отборе организаций для проведения выездных проверок, учитывают факт подачи уточненной декларации, с целью снижения рисков по пункту 12 Критериев. В том случае, если налоговый орган, после подачи налогоплательщиком уточненных декларация и заявления о предпринятых мерах по снижению рисков, согласно пункту 12 Критериев, все таки примет решение о проведении выездной налоговой проверки, то он должен предварительно согласовать свое решение с ФНС России.

Подводя итоги, хотим сказать, что помимо перечисленных критериев, существует и тринадцатый.

Если организация не попадает ни под один из двенадцати критериев, то под эти критерии попадают ее контрагенты. Многие, еще на стадии регистрации, привлекают внимание налоговых органов, в случае использования адреса массовой регистрации, массового директора или учредителя и т.д. По этим признакам, налоговая берет организацию на заметку, т.к. она имеет все признаки «однодневки».

Дальше дело техники. Если в своей деятельности налогоплательщик совершают сделку с такой компанией, даже если не напрямую, а будет с ней связан через цепочку контрагентов, будьте уверены, налоговая инспекция скоро нагрянет с проверкой. Контролеры заранее знают, какие именно сделки будут проверять, и какие доначисления будут сделаны.

Так как обычно они заранее готовятся к предстоящей проверки, запрашивают из банка выписки по счетам налогоплательщика, и отслеживают всю цепочку. При этом налогоплательщика не уведомляет ни банк, ни тем более налоговый орган о том, что запрашивается выписка с расчетного счета. Видимо для того, чтобы не портить заранее «сюрприз».

Ну а про крупнейших налогоплательщиков не будем здесь упоминать, в их отношении выездная проверка проводится, как правило, каждые три года.

Центр Бухгалтерской Практики «Парус»

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Правильность уплаты налогов может быть проверена налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, которая регламентируется ст. 89 НК РФ. Это самый эффективный механизм для выяснения налоговых обязательств налогоплательщика, так как проводится на основании документов, могут применяться и иные меры налогового контроля.

Проведение проверки

Правила не претерпели изменений, и порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году подчиняется тем же требованиям. По решению руководителя налогового органа проверяется деятельность налогоплательщика, но не более чем за три года. При этом проверка проходит на основании анализа документов налогоплательщика по одному или нескольким налогам.

Если налогоплательщик применяет специальный режим, то проверяется соблюдение требований к спецрежиму. Если применяет общий режим или упрощенный с учетом расходов, то тщательно проверяются расходные документы и документы, которые являются основанием для налоговых вычетов.

Заканчивается проверка составлением акта. Достаточно подробно в разд. 5 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» указаны порядок проведения проверок, документы, которые могут быть истребованы у налогоплательщиков, мероприятия, которые проводит налоговый орган при проведении выездной проверки. Например, в отношении запроса в рамках обмена информацией с другими государствами указаны основания, при которых может быть направлен запрос. При этом указано, что такой запрос может быть направлен, если исчерпаны другие возможности.

Критерии для планирования проверок

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» были утверждены критерии, используемые налоговыми органами при проведении проверок. Каждый налогоплательщик может оценить деятельность своей организации или деятельность ИП, насколько велика вероятность выбора именно его для проверки. Выделены 12 критериев, по которым и оценивается необходимость проведения проверки:

  1. Низкая налоговая нагрузка
  2. Более двух лет были убытки
  3. Вычеты НДС составляют более 89% за год
  4. Расходы увеличиваются, при этом доходы или не увеличиваются, или увеличиваются незначительно
  5. Низкая заработная плата работников, при этом данные сравниваются со статистикой по отрасли и региону
  6. Если налогоплательщик применяет специальный режим, то учитывается частое (более двух раз в год) приближение к такому лимиту. Учитываются все показатели, например численность до 100 человек при УСН, физические показатели при ЕНВД. Приближение учитывается в переделах 5%
  7. Для ИП, применяющих общую систему налогообложения, – если сумма расходов составляет более 83% от доходов
  8. Применение налоговых схем
  9. Отсутствие пояснений, документов по запросам налоговой, а также утрата, порча документов
  10. Частый переход из одной налоговой в другую
  11. Уровень рентабельности не соответствует среднему по отрасли
  12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском
Читайте так же:  Налоги при банкротстве юридического лица

В этом документе содержатся данные о налоговой нагрузке, рентабельности, то есть налогоплательщик может самостоятельно проверить, насколько его финансовые показатели могут заинтересовать налоговые органы и быть предметом для включения в план выездных налоговых проверок.

Кроме того, указаны признаки налоговых рисков, например, в отношении контрагента налогоплательщика это отсутствие какой-то подтверждённой информации – нет рекламы компании, по официальному адресу сотрудников компании нет, с руководством невозможно связаться. При этом компания не зарегистрирована в ЕГРЮЛ или запись о копании исключена. Для снижения таких рисков на сайте ФНС есть сервис по проверке контрагента, где указаны ранее выявленные лица, допустившие нарушения. Могут быть и другие признаки, например, нехарактерная для данной отрасли отсрочка платежа. Чем больше таких факторов, тем выше налоговые риски. При этом организация, выявив их, может самостоятельно откорректировать обязательства и подавать уточненную декларацию вместе с пояснительной запиской с просьбой учесть эту информацию при отборе объектов для выездной проверки.

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций, которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/[email protected]) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Читайте так же:  Доплата к пенсии инвалиду второй группы

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Риски проведения выездных налоговых проверок

Как снизить риск включения компании в план выездной проверки

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков: как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта? Начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

На сегодняшний день НК РФ не установлено информирование налогоплательщиков о предстоящей налоговой проверке в отношении них. О том, что выездная налоговая проверка уже началась, налогоплательщик, как правило, узнает уже по факту, получив соответствующее решение налогового органа[1].

Ни для кого не секрет, что организации попадают в план выездных налоговых проверок (ВНП) на основе предпроверочного анализа. И, несмотря на то, что планирование проверок официально названо открытым процессом[2], на самом деле для организаций эта процедура остается загадкой. В этой статье мы расскажем, как же снизить риск включения компаний в план ВНП.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ — это инструмент, позволяющий сотрудникам налоговой инспекции эффективно планировать выездные проверки. Предполагается, что проверяющие на ВНП приходят уже подготовленные, то есть они или уже владеют информацией о нарушениях, или знают, где их искать.

В ИФНС существуют целые отделы, которые занимаются проведением такого анализа.

Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.

Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс: из большой массы организаций отбираются самые «умные» и «перспективные». Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.

Отбор претендентов для проведения проверки

Вероятность назначения проверки высока, если [2] :

– у хозяйствующего субъекта низкая налоговая нагрузка в сравнении с аналогичными компаниями в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

[2]

– организация или ИП имеет убытки в течение двух и более календарных лет;

– налогоплательщик отражает в налоговой отчетности запредельные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % от суммы начисленного налога за налоговый период);

– компания имеет темп роста расходов опережающий темп роста доходов;

– предприятие выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы (по виду экономической деятельности в субъекте РФ) или имеет расхождения между зарплатой, указанной в открытых вакансиях, и среднемесячной зарплатой, рассчитанной по данным формы 2-НДФЛ;

– организация или ИП имеет неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (менее 5 %);

– ИП, применяющий ОСНО, имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных ИП в декларации по форме 3-НДФЛ, превышающая 83 % от общей суммы доходов);

– хозяйствующий субъект строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумного экономического обоснования;

– налогоплательщик не представляет запрашиваемые налоговым органом документы и пояснения на запросы налогового органа;

Читайте так же:  Пенсия в разных регионах россии

– фирма неоднократно (с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего юридического адреса;

– компания имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности по данным статистики (по кодам ОКВЭД) на 10 % и более;

— организация или ИП, применяющие УСНО или ЕНВД, имеет превышение допустимого размера доли учредителей-юр.лиц в уставном капитале или филиалы и представительства[3];

— хозяйствующий субъект имеет превышение допустимой среднесписочной численности, при условии применения УСНО или ЕНВД;

— компания имеет резкое сокращение стоимости имущества («аналитиками» может расцениваться как завышение расходов за счет арендных платежей по имуществу, переданному в качестве вклада в уставный капитал зависимым организациям, а затем взятому у них в аренду);

— фирма имеет резкое снижение дебиторской задолженности (заинтересует налоговиков в качестве необоснованного признания долгов безнадежными и их включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль);

— налогоплательщик имеет расхождения и несоответствия показателей по различным отчетам за один и тот же налоговый период, а также расхождение между данными с фискального накопителя и данными бухгалтерской и налоговой отчетности;

— организация или ИП имеет превышение предельного размера доходов или неоднократные поступления денежных средств с выделенным НДС, при условии применения УСНО[4] (на основании данных, полученных из внешних источников информации (банков));

— хозяйствующий субъект имеет расхождение фактического вида деятельности с указанным в регистрационных документах и отчетности. Особый интерес налоговиков вызывают организации, у которых вообще не понятен вид деятельности. То есть складывается впечатление, что организация занимается всем на свете;

— компания имеет разовые сделки на крупные суммы или, как вариант, поступление денег в крупных размерах и их перечисление в этот же или на следующий день в той же сумме (опасно тем, что налоговики заподозрят в отмывании денег или фиктивности сделок, а также в участии организации или предпринимателя в схеме ухода от налогов).

Как исключить или снизить вероятность включения в план ВНП

1. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и выручки по данным Росстата. В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов[5]. Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в Приложении 3 к Концепции).

ПРИМЕР

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн. руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн. руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб. Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %. Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %). В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов[6]. Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из официальных источников: сайта ФНС и Росстата.

Просчитайте показатель налоговой нагрузки своего хозяйствующего субъекта, проведите анализ финансово-хозяйственной деятельности, чтобы своевременно оценить налоговые риски и при необходимости уточнить свои налоговые обязательства в корректировочных декларациях.

2. Не игнорируйте требования от налоговой инспекции и вовремя предоставляйте все необходимые пояснения, документы и корректировки.

3. Не меняйте без острой необходимости юридический адрес и место постановки на учет в налоговом органе.

4. Внимательно следите за правильностью оформления и содержанием налоговой и бухгалтерской отчетности: соответствием данных об организации с учредительными документами, соответствием показателей различных форм отчетности (например 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, бухгалтерским балансом и декларацией по налогу на имущество, отчетом о финансовых результатах и декларацией по налогу на прибыль и т. д.).

5. Контролируйте соответствие вашей организации условиям, предоставляющим право применять УСНО или ЕНВД (по выписке из ЕГРЮЛ на предмет наличия филиалов и представительств, а также превышения долей учредителей — юр. лиц., по отчету о среднесписочной численности работников, по отчету о финансовых результатах и т. д.).

6. Проанализируйте свой бюджет доходов и расходов и внесите необходимые корректировки с целью оптимизации расходов (уменьшения темпа роста расходов), либо увеличения уровня доходов (увеличения темпа роста доходов)

7. Будьте готовы к тому, что, возможно, придется обосновывать и доказывать экономическую необходимость применения той или иной схемы сотрудничества с рядом посредников, комиссионной торговли, транзитной торговли, единичных крупных сделок и т. п., а также доказывать, что затраты при этом понесены с целью получения дохода. К тому же не забывайте, что все расходы должны быть документально подтверждены.

Кудаева Ирина Юрьевна, старший бухгалтер 1-й категории, ООО «Учет и Консалтинг» (ГК «Аудит-Вела»)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[1] Письмо ФНС от 18 ноября 2010 года № АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»
[2] Приложение № 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок»
[3] подп. 14 п. 3 ст. 346.12, подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, подп.1 п.3 ст. 346.12 НК РФ
[4] п.4.1 ст.346.12 НК РФ
[5] письма Минфина России от 11.01.2017 № 03‑01‑15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected]
[6] письмо Минфина России от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955

Источники


  1. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.

  2. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.

  3. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
Риски проведения выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here