Регулирование неравенства доходов с помощью налогов

Полезная информация на тему: "Регулирование неравенства доходов с помощью налогов" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Билет № 15. Налоги и виды налогов. Налоговая политика государства

Налоги и виды налогов. Налоговая политика государства. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.

В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (рис. 30):

[2]

Рис. 30. Структура доходов госбюджета по источникам

Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

Косвенные налоги — основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования.К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

К косвенным налогам, составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; таможенные пошлины и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы — это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых — высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина — от 12-15 до 35%. Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Экономика фирмы

Регулирование неравенства доходов с помощью налогов

Слишком сильное вторжение государства в перераспределительные процессы, уравнивание доходов ведет к уменьшению деловой активности в обществе и снижению результативности производства в целом. Впрочем, уменьшение роли государства в регулировании доходов населения приводит к увеличению дифференциации доходов, социальной напряженности, усилению социальных конфликтов и в результате к падению производства, понижению его результативности. Уровень бедности размер дохода, который обеспечивает прожиточный минимум, как правило, рассчитывается либо в виде соотношения со средним доходом в стране, либо методом прямого расчета.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

— от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

— от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК.

Для успешной деятельности фирме необходима определенная степень экономической свободы, определяемая формой собственности.

Формы собственности: частная, государственная.

Частными собственниками могут быть единоличные собственники, группа собственников и арендаторы.

В гражданском кодексе признаются: частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность и ные формы собственности (собственность общественных, религиозных организаций и т.д.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8604 —

| 7072 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

К вопросу влияния подоходного налога c физических лиц на неравенство в доходах

В статье рассматриваются вопросы влияния прогрессивной и плоской шкалы налогообложения на неравенство в доходах и на механизмы перераспределения доходов в экономике

В докладе OECD «Неравный рост: распределение доходов и бедность в странах ОЭСР» за 2008 г. говорится, что в подавляющем большинстве стран мира неравенство доходов растет как минимум с середины 80-х годов двадцатого столетия, при этом резкий рост в последнее время отмечался, например, в Канаде и Германии, а снижение – в Мексике, Греции и Великобритании. В развитых странах правительства берут больше налогов и производят больше расходов, чтобы скомпенсировать тенденцию роста неравенства. Перераспределяющий эффект государственных расходов ослабил рост бедности в десятилетие с середины 80-х до середины 90-х, но усилил его в последовавшее затем десятилетие, так как пособия стали менее нацелены на бедных [1].

Читайте так же:  Налог 86 ру по хмао личный кабинет

Подоходный налог с физических лиц является составной частью налоговой системы государства, призванный осуществлять не только фискальную функцию, но и содействовать решению стоящих перед страной социально-экономических задач. Налоговая система должна способствовать развитию экономики и человека, обеспечивать сбалансированность государственных и частных интересов, создавать действенную систему социальных гарантий населению, содействовать сокращению образовавшегося за последние два десятилетия значительного разрыва между уровнем потребления наиболее богатой и менее обеспеченной группами населения.

Нормальное функционирование свободной рыночной экономики приводит к получению отдельными индивидами значительного богатства и, соответственно, к появлению такого явления в обществе как неравенство доходов, которое может быть смягчено правительством в процессе перераспределения [2]. Большинство западных современных экономистов считают, что прогрессивное налогообложение, в совокупности с универсальными гарантируемыми пособиями по социальному обеспечению, имеет, по крайней мере, некоторую роль в перераспределении доходов. Даже при том, что такое перераспределение может повлечь за собой отрицательные эффекты, так называемый компромисс «справедливости и эффективности» (Alston и др., 1992; Kearl и др., 1979; Ricketts и Shoesmith, 1992). Но, несмотря на то, что большинство ученых и политиков склоняется в сторону каких-либо перераспределений доходов, споры возникают в отношении механизмов этих распределений: как определить оптимальный уровень распределения, является ли нынешний уровень реальных перераспределений выше оптимального уровня, или ниже, какие конкретные механизмы перераспределения являются наиболее эффективными т.д.

И хотя в центре всеобщего внимания находятся в первую очередь вопросы увеличивающегося неравенства в распределении трудового дохода, улучшение которого может быть достигнуто через прогрессивное налогообложение дохода, многие говорят о том, что большую роль все-таки играет не неравенство в доходах, а неравенство в капитальном распределении (Bartels, 2008, Keister, 2000, Смит, 2001 и Вольф 1995). Менее известным является экономический аргумент о том, что очень высокий уровень неравенства капитала, богатства также может иметь негативные последствия в отношении объема производства. В соответствии с этим последним аргументом, в случае распределения богатства, капитала, нет обычного конфликта между справедливостью и эффективностью.

Тем не менее, система налогообложения доходов физических лиц, безусловно, должна стимулировать экономическую активность граждан, непосредственно влияющую на темпы экономического роста в стране. В большинстве стран мира для этих целей применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов граждан. При этом на западе есть концепция налоговой неприкосновенности минимального уровня доходов каждого человека, необходимого ему для достойной жизни и реализации своих прав. Суть такого минимума заключается в том, чтобы позволить каждому налогоплательщикугражданину достойно восстановить из своих доходов свой личный жизненный потенциал и потенциал членов его семьи, а уже сверх этой суммы обязать его уплатить подоходный налог. Государство не претендует на такие доходы своих граждан [3]. Так, например, граждане с низкими доходами полностью освобождены от налога на доходы с физических лиц: в Люксембурге и Австрии нулевая ставка применяется при доходах до 1000 долл. США в месяц, в США – до 700, в Ирландии – до 600, во Франции – до 500 долл. США.

Директор НИИ финансового и налогового права, доктор юридических наук Е. В. Порохов говорит о том, что Казахстан по ценам на товары (работы, услуги) народного потребления и по стоимости человеческой жизни (как процесса) уже догнал и перегнал Запад, а вот в социальных и налоговых гарантиях обеспечения этой жизни – по-прежнему отстает. «У нас в первую очередь облагаются налогом доходы, которые должны расходоваться на пропитание, жилье, культуру, а потом снисходительно позволяется гражданам тратить на себя все, что осталось (если хватило денег на первоочередные нужды). В этой связи и уровень минимальной заработной платы в Казахстане, и официальный размер прожиточного минимума вызывают у большинства не то что экспертов – рядовых граждан непонимание и раздражение» [3].

В этом аспекте следует отметить мнение депутата Мажилиса Парламента РК, председателя Комитета по финансам и бюджету, д.э.н., профессора Г. Карагусовой, которая говорит о наличии в Казахстане высоких налогов и отсутствии при этом системы вычетов для физических лиц: «Необходимо сначала обеспечить систему вычетов для физического лица, чтобы создать условия для его гармоничного развития как образованного, здорового и законопослушного гражданина государства». Западные исследователи также подтверждают это мнение.

Так, James A. Yunker (2010) в своей статье «Capital wealth taxation as a potential remedy for excessive capital wealth inequality» доказывает, что общественные услуги такие, как образование и здравоохранение, распределяются более равным способом, чем доход, таким образом, включение их в более широкую концепцию экономических ресурсов снижает неравенство, хоть и с малыми изменениями в рейтинге стран. При этом учет потребительских налогов расширяет неравенство, хотя и не настолько, насколько его сужает учет общественных услуг.

Прогрессивная шкала обложения имеет экономическое обоснование и применяется в большинстве стран мира. Примеров применения плоской шкалы в мировой практике не так уж и много, на сегодняшний день около 29 стран мира применяют такую схему обложения доходов физических лиц. Среди них Россия, Эстония, Литва, Латвия, Румыния и т.д. Почти все страны ОЭСР, Азии применяют прогрессивное обложение или его аналог. Так, например, во Франции обложение доходит до 56%, в США 15-35%, в Германии 15-45%, в Китае установлены ставки в размере 5-45%, Чехии – 15-32%, Польше – 19-50%.

Аргументами в защиту применения прогрессивных налогов являются: снижение неравенства и имущественного расслоения, выравнивание для малообеспеченного и богатого человека значимости налоговых «потерь» и получаемых от государственных услуг выгод.

На постсоветском пространстве прогрессивная шкала налогообложения действовала до начала ХХI века. С 2001 г. Россия перешла на плоскую шкалу налогообложения, вслед за ней – Украина, Грузия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия. Затем примеру последовали Болгария, Румыния, Словакия, Черногория. Здесь хочется отметить тот факт, что плоская шкала введена в странах с недостаточно еще развитой экономикой и слабым администрированием налогов.

Читайте так же:  Сумма налога на прибыль задачи

В Казахстане прогрессивная шкала обложения применялась до 2007 г., неоднократно подвергаясь реформированию в сторону смягчения. Предельная ставка снижалась с 30% до 20% при начальном пороге обложения 5%. Главной причиной принятия единой ставки налога на доходы физических лиц в свое время мотивировалось в Казахстане необходимостью легализации доходов граждан страны и увеличением объема налоговых поступлений в бюджет государств. В условиях прогрессивного налогообложения (до 2007г.), несмотря на нижний порог в 5% для низких зарплат, налоговая нагрузка была выше из-за применяемых тогда низких вычетов. При этом значительная доля заработных плат находилась в теневом секторе, скрывалась. Фактически получалось, что только низкодоходные группы населения, в том числе госслужащие, работники сферы образования и медицины уплачивали налоги полностью. В течение многих лет безуспешно предпринимались попытки к тому, чтобы прогрессивная шкала работала. К сожалению, прогрессивная шкала подоходного налогообложения, действовавшая в те же годы, отнюдь не гарантировала, что богатые будут платить больше, очевидно, что бедные продолжали платить несоизмеримо больше по сравнению с богатыми.

Таким образом, переход к единой ставке налогообложения доходов населения, безусловно, сыграл позитивную роль в выводе экономики страны из тени. Однако практический опыт последних лет уже показал, что применение даже этой радикальной меры не является достаточным. Требуется кропотливая работа по восстановлению доверия граждан к государству, а также дополнительные меры комплексного характера.

Yuriy Gorodnichenko, Jorge Martinez Vazquez, Klara Sabirianova Peter, проведя исследование на основе базы данных обследования домохозяйств России [4], пришли к выводу, что принятие единой тарифной ставки подоходного налога не приведет к существенным увеличениям налоговых поступлений, как это первоначально ожидается, так как влияние на производительность труда, как показал анализ, является довольно маленьким. Однако, при этом ученые утверждают, что если экономика изведена вездесущим уклонением от налогов, как это имело место в России (и в Казахстане), то реформа подоходного налога через введение единой тарифной ставки может привести к существенному росту общей суммы собираемости налогов через увеличение добровольного соблюдения законодательства. Кроме того, в ходе своего исследования Yuriy Gorodnichenko, Jorge Martinez Vazquez, Klara Sabirianova Peter выяснили, что наиболее значительное сокращение уклонения от налогов было среди налогоплательщиков, которые испытали значительное уменьшение в налоговых ставках после того, как была введена единая ставка индивидуального подоходного налога.

На сегодняшний день и в Казахстане, и в России активно ведутся разговоры о необходимости вернуться к прогрессивному налогообложению. На это имеется целый ряд причин, но основной аргумент в пользу прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога заключается в реализации принципа социальной справедливости. То есть тот, кто получает больше доходов, может в большей степени нести налоговую нагрузку и быть более полезным своему государству и обществу, нежели гражданин с низким уровнем личных доходов. В Казахстане был готов законопроект, в котором предлагаемая шкала составляет 10, 15 и 20%. По данным Государственного центра выплаты пенсий, только 2% работающего населения получают заработную плату, превышающую 350 тыс. тенге в месяц.

Таким образом, по словам чиновников, предложенные пороги обложения достаточно широки и не затрагивают основную часть населения. То есть можно предположить, что с введением новых налоговых ставок изменения коснулись бы только 2% граждан, у которых зарплата превышает порог прогрессивного обложения. В этом случае их заработная плата облагалась бы налогом ступенчато – часть зарплаты по 10%, часть по 15%, часть по 20%. Согласно данным, предоставленным Государственным фондом по выплате пенсий, из 5,3 миллионов получателей доходов лишь 101 тыс. человек получают зарплату свыше 350 тыс. тенге и, соответственно, они подпадают под прогрессивную шкалу. Из лиц данной категории более половины (около 66 тыс. человек) имеют доходы до 600 тыс. тенге, и налоговая нагрузка по ним, по расчетам экспертов, увеличится на 2,1%. При этом только 8,6 тыс. человек получают доход более 1 млн тенге в месяц. Если же провести ранжирование населения по величине доходов, то 100 тыс. наиболее богатых получают доходы, равные совокупным доходам 2,5 млн. человек, получающих небольшую зарплату, то есть 100 тыс. человек зарабатывает в 25 раз выше, чем 2, 5 миллиона.

Безусловно, эти цифры наглядно говорят о большом неравенстве в распределении дохода в стране. Но мы не должны забывать, что до сих пор, несмотря на наличие плоской шкалы, лишь часть зарплат выведена из «тени». Здесь необходимо учитывать то, что сами работодатели платят за свой счет с того же фонда заработной платы своих сотрудников еще и социальный налог по ставке 11%. То есть в совокупности мы можем говорить о довольно высоком налогообложении индивидуальных доходов. «Поэтому работодателю с работниками при повышении на них налоговой нагрузки с одного и того же экономического объекта обложения есть о чем задуматься, и всегда найдется способ договориться» [3].

Споры об эффективности и справедливости плоской шкалы налогообложения будут вестись еще не раз, но сейчас хочется согласиться с мнением, что переход к единой ставке подоходного налога в 2007г. – был процессом упрощения налоговой системы, который сделал ее в этой области простой, понятной и доступной пониманию большинства простого населения. В такой ситуации человек четко может просчитать, сколько он зарабатывает и сколько отдаст государству. При слабом налоговом администрировании очень сложно утверждать, что введение прогрессивной шкалы действительно приведет к увеличению собираемости налогов. Всеобщего декларирования доходов у нас пока нет, да и при его наличии проверить документально достоверность и правильность уплаты налога является крайне сложной, трудоемкой задачей. Даже сейчас при существующей «простой» схеме индивидуального налогообложения часть доходов и имущества граждан остается неохваченной эффективным налоговым контролем.

В связи с вышеизложенным, хочется сказать, что введение прогрессивной ставки налога с физических лиц на сегодняшнем этапе развития экономики вряд ли улучшит доходную часть бюджета, снизит неравенство в доходах и будет являться стимулом для дальнейшего развития предприятий.

Читайте так же:  Какие выплаты делает пенсионный смерти

реферат Социальное неравенство

Изучение причин социального неравенства доходов и богатства. Описания кривой Лоренца как способа измерения степени дифференциации доходов. Обзор методов регулирования неравенства с помощью налогов и программ социальной помощи бедным группам населения.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.12.2010
Размер файла 22,3 K

Подобные документы

Сравнительная характеристика социального неравенства России и Бразилии. Исследование социальной дифференциации. Измерение экономического неравенства по группам населения. Изучение границы бедности и уровня материальной обеспеченности в государстве.

курсовая работа [229,1 K], добавлен 11.10.2014

Анализ причин возникновения экономического неравенства, мировые тенденции и пути решения этой проблемы. Инструменты оценки неравенства доходов различных групп населения. Механизмы функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь.

курсовая работа [270,5 K], добавлен 01.06.2016

Рассмотрение основных теорий социального неравенства. Описание факторов и специфики неравенства в современном российском обществе. Изучение социальной стратификации, социально-экономической дифференциации труда. Отношение населения к данной проблеме.

курсовая работа [304,7 K], добавлен 31.10.2014

Неравные жизненные шансы и возможности удовлетворения потребностей в основе социального неравенства. Основные механизмы социального неравенства. Принципы проведения социальной политики. Сущность теории функционализма и конфликта. Железный закон олигархии.

презентация [8,5 M], добавлен 13.12.2016

Общие принципы измерения в социологии. Использование математических методов сбора и обработки первичной социальной информации для измерения социального неравенства. Концепции прожиточного минимума и относительной бедности. Методы измерения бедности.

[3]

курсовая работа [181,1 K], добавлен 25.01.2016

Гуманитарное и естественнонаучное образование. Проблемы образования в современной России и социального неравенства. Тенденции изменения неравенства. Стремительное нарастание неравенства в российском обществе как результат рыночных реформ 90-х годов.

курсовая работа [33,4 K], добавлен 11.06.2009

Причины и критерии бедности. Понятие «трудовые доходы» и их роль в обеспечении качества жизни. Особенности, тенденции, динамика и результаты экономического неравенства в России. Сглаживание доходов, государственная политика по социальной защите населения.

курсовая работа [31,3 K], добавлен 12.06.2013

Сущность и причины социальной дифференциации. Понятие и истоки социального неравенства в экономике, социальных отношениях и общественно-политической жизни. Корреляция между уровнем социального неравенства и формами политического правления страны.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 19.05.2013

Проблема неравенства доходов населения. Определение, виды и показатели доходов. Формирование доходов населения и уровень жизни. Дифференциация доходов населения. Бедность как экономическая проблема. Система социальной защиты и ее развитие.

Видео (кликните для воспроизведения).

курсовая работа [112,7 K], добавлен 24.10.2004

Сущность и истоки социального неравенства, особенности его проявления в современном обществе. Источники социальной напряженности. Подходы к сглаживанию неравенства. Понятие социологической анкеты и принципы ее составления, назначение и эффективность.

контрольная работа [65,6 K], добавлен 17.10.2010

Регулирование неравенства доходов с помощью налогов

Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.

Бедность как экономическая проблема.

1. Введение прогрессивного налогообло-

жения сдвинет кривую Лоренца:

а) по направлению А;

б) по направлению В;

в) по направлению С;

г) по направлению D.

2. Схема налогообложения, при которой ставка нало­га составляет 20% для дохода меньше 20 млн р., и 10% для дохода больше 20 млн р., является при­мером:

г) недостаточно информации.

3. Какие из указанных далее налогов уменьшают не­равенство в благосостоянии?

а) Подоходный налог;

в) налог на наследство;

г) все вышеперечисленные.

4. Прогрессивное налогообложение:

б) снижает заинтересованность в труде наименее тру­долюбивых граждан;

в) снижает заинтересованность в труде наиболее тру­долюбивых граждан;

г) на заинтересованность в труде не влияет.

5. Снижение неравенства в благосостоянии:

а) возможно только за счет социального трансферта;

б) возможно только за счет прогрессивного налогооб­
ложения;

Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.

Бедность как экономическая проблема.

Из четырех вариантов выберите наиболее правильный ответ.

1. Введение пропорцио­нального налогообложе­ния:

а) сдвинет кривую Лорен­ца

по направлению ^ А;

б) сдвинет кривую Лорен­ца

по направлению В;

в) сдвинет кривую Лорен­ца

по направлению С;

г) на форме кривой Ло­ренца

2. Предположим, что в стране подоходные налоги определяются по следующей схеме: если доход менее 50 млн р., то ставка налога составляет 50%. Если доход более 50 млн р., то ставка налога равна 60%. Это пример:

г) недостаточно информации.

3. Примером социального трансферта является:

а) минимальная заработная плата;

в) аванс, выданный для выполнения ряда работ;

г) все вышеперечисленное.

4. Создание равных «стартовых» условий:

а) снижает заинтересованность в труде наименее ода­ренных граждан;

б) снижает заинтересованность в труде наиболее ода­ренных граждан;

г) увеличивает доход богатейших граждан.

5. Социальные трансферты:

а) снижают число занятых;

б) снижают число занятых только при использовании
вместе с прогрессивным налогообложением;

Презентация на тему: Доходы. Неравенство доходов

Доходы. Неравенство доходов.Содержание:Автор:Тагиров Давид1. Введение2. Сущность, критерии распределения и структура доходов 3. Неравномерность распределения доходов 4. Особенности распределения доходов в России 5. Заключение

ВведениеАктуальность данной темы определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов в условиях рыночных отношений. Цель любых экономических преобразований должна быть ориентирована на улучшение материального благосостояния граждан. Главную роль в распределении доходов в обществе призвано играть государству. Эта тема важна в настоящее время для нашей страны, т. к. происходящие в России крупные, формационного порядка изменения вызывают необходимость трансформации модели распределения доходов и требуют решения сложных проблем Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе:

Читайте так же:  Что такое недоимка по налогам физических лиц

Сущность, критерии распределения и структура доходов Трактовка самого понятия «доход» у одних современных экономистов осуществляется в более развернутом виде, у других берутся в расчет лишь некоторые аспекты. И. П. Николаева указывает, что доход – это «часть произведённого продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нём». По А.С. Булатову, доход – «сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени». Чепурин М. Н. относит к доходам населения «долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведённом продукте и присвоенную им» Показатель денежного дохода населения – служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов и расходов населения.

Доходы физических лиц подразделяются на:Доходы, полностью включаемые в совокупный годовой доход: * заработная плата и иные доходы по основному месту работы; * доходы от выполнения работ по совместительству; * доходы от приобретения товаров, работ, услуг по ценам ниже рыночных; * материальная выгода по заемным средствам; * дивиденды и иные доходы от капитала; * доходы в виде курсовой разницы от операций с валютой; * иные доходы, полностью включаемые в совокупный годовой доход.Доходы, частично не включаемые в совокупный годовой доход: * доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера (кроме авторских вознаграждений); * материальная помощь; * стоимость подарков; * стоимость призов; * доходы от продажи квартир, жилых домой, дач, садовых домиков, земельных участков земельных паев (долей); * доходы от продажи другого имущества (кроме ценных бумаг); * доходы от продажи ценных бумаг; * доходы, полученные в погашение вексельных обязательств; * доходы в натуральной форме; * доходы учащихся дневной формы обучения; * доходы, частично или полностью не включаемые в совокупный годовой расход в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Доходы от предпринимательской и иной деятельности, налогообложение которых осуществляется налоговыми органами: * доходы от предпринимательской деятельности; * доходы частных нотариусов; * доходы от сдачи в аренду имущества; * доходы от сдачи в аренду земли; * иные доходы, налогообложение которых производится налоговой инспекцией. Авторские вознаграждения за: * создание литературных произведений; * создание художественно-графических произведений; * создание скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства; * создание аудиовизуальных произведений; * создание музыкально-сценических произведений; * создание других музыкальных произведений; * создание произведений науки; * открытия, изобретения, промышленные образцы; * исполнение произведений литературы, искусства; * иные авторские вознаграждения. Доходы, облагаемые отдельно от совокупного годового дохода: * сумма коэффициентов и надбавок за работу в районах Крайнего Севера; * сумма материальной выгоды по вкладам; * сумма материальной выгоды по страховым выплатам

Оплата труда выступает в качестве одного из основных составных элементов доходов населения. Доход от оплачиваемой работы составляет вознаграждение за труд работающих по найму, регулируемое договорной или контрактной системой отношений. Заработная плата еще подразделяется на номинальную и реальную, начисленную и фактически выплаченную, среднюю и минимальную.Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов).

Динамика реальных денежных доходов населения РФ за 2005 – 2006 гг.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе 2006г. по сравнению с соответствующим периодом 2005г., по оценке, увеличились на 19%.

Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты — это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен В распределении можно различать функциональное и персональное распределение. Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами производства, и, прежде всего между трудом и капиталом. Для графического изображения персонального распределения национального дохода строится кривая Лоренца в следующей системе координат: по оси абсцисс отражается доля семей в общей численности семей страны, по оси ординат — доля принадлежащего им национального дохода.

Распределение общего объема денежных доходов по группам населения в России Нанеся на рис. данные за 2004 г. из таблицы, получим кривую Лоренца, демонстрирующую фактическое распределение доходов в России в 2004 г.

Неравномерность распределения доходов.Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству. Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат У этой проблемы есть две грани: 1. Неравенство доходов 2. Неравенство богатства.

Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причинами такого положения вещей являются: разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты) разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Читайте так же:  Что подарить человеку уходящему на пенсию

Рост дифференциации доходов в России На рис. показано изменение соотношения в уровнях среднедушевых доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных семей нашей страны. Итак, на данном рисунке мы видим, что с каждым годом доход самых богатых граждан всё больше превышает доход беднейшего населения

Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой. Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно: * становится чрезмерно большим * увеличивается слишком высокими темпами

Особенности распределения доходов в России В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. По данным Госкомстата России, сегодня преобладающая часть населения — около 35% — граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (к коему принято причислять достаточно обеспеченных и социально защищенных граждан). Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:

а) около 50 млн. человек (т.е. треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание б) происходит рост бедности как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан) в) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%Исходная задача национального масштаба в России — повышение в течение ближайших полутора—двух лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума

[1]

Средняя начисленная заработная плата в 2005 году.Центральный федеральный округ

Состав денежных доходов населения Российской Федерации в 2004 году (в процентах к итогу) Данные, приведенные в таблице показывают некоторую долю дохода от предпринимательской деятельности и невысокий удельный вес заработной платы в структуре доходов. В этой связи является очевидным осуществление в Российской Федерации перехода к рыночной экономической системе. В настоящее время в Российской Федерации приоритетными стратегическими целями перераспределения доходов выступают: долговременная стратегия — приближение уровня и качества жизни населения к «стандартам постиндустриального общества» краткосрочные — обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.

Доходы в России складываются из поступления следующих сумм налогов, сборов и других платежей: * контролируемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам — в сумме 67,6 млрд. рублей, что составило 11,0% ВВП (уточненное задание выполнено на 127,7%).* контролируемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации — 35,7 млрд. рублей, что составляет 128,7% к уточненному заданию и 5,8% к ВВП. В пересчете по курсу доллара США ноябрьские доходы ГТК России также несколько увеличились — до 1,3 млрд. долларов. * контролируемых Минфином России и другими федеральными органами — 1,0 млрд. рублей. Уточненное задание на ноябрь по ним выполнено на 76,3%; * поступлений, контролируемых Госкомитетом по рыболовству — 0,2 млрд. рублей (80,6 % к уточненному заданию).

Доходы федерального бюджета в ноябре 2004 года Как видно из приведенной таблицы, доходы, сбор которых контролируется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, составляют наибольший удельный вес в сумме всех поступивших доходов — 61,8 %, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации — 32,6%, поступления сумм неналоговых платежей, контролируемых Минимуществом России — 1,2%, Министерством финансов Российской Федерации — 0,9%, Минатомом Российской Федерации — 3,2%, Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству — 0,2% в общей сумме всех доходов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автор: Тагиров ДавидНаучный руководитель: Петровская Н.В.С п а с и б о з а п р о с м о т р !

Источники


  1. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.

  2. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.

  3. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  4. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
Регулирование неравенства доходов с помощью налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here