Процедура проведения выездной налоговой проверки

Полезная информация на тему: "Процедура проведения выездной налоговой проверки" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Одна из основных форм налогового контроля – выездная проверка (ст. 89 НК РФ). В том числе установлен и срок проведения выездной налоговой проверки — 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако срок проверки может быть продлен, проверка может приостанавливаться и возобновляться. Фактически нормативный срок в два месяца выдерживается редко.

Продление срока проверки

Выездная проверка проводится в месте нахождения налогоплательщика. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проведении проверки до составления справки о том, что проверка проведена. Надо обратить внимание, что проверка начинается не в тот момент, когда налогоплательщику вручено решение, а когда оно вынесено. Надо отметить, что срок вручения решения законодательно не установлен (Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635 ). То есть налогоплательщик может еще не знать о проведении проверки, а течение срока уже началось.

Срок указан единый вне зависимости от периода проведения проверки и количества охватываемых налогов, а также от проверяемого налогоплательщика. Очевидно, что проверка крупного производственного предприятия потребует больше времени, чем проверка налогоплательщика с небольшим объемом операций.

Поэтому, хотя в п. 6 ст. 89 НК РФ и указывается, что проверка не может продолжаться более двух месяцев, в этом же пункте сказано о том, что проверка может быть продлена до четырех, а то и до шести месяцев в исключительных случаях. Основания для продления, понятие исключительных случаев эта норма не содержит. Такие основания указаны в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected], в частности:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • наличие обособленных подразделений, причем в зависимости от количества таких подразделений и рассматривается продление срока: если более десяти, то на шесть месяцев, если от четырех, то на четыре месяца;
  • на территории налогоплательщика произошла чрезвычайная ситуация;
  • получены сведения из иных источников о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • непредставление в срок документов.

Но и в этом документе приводится только примерный перечень, указано, что продление срока может зависеть как от налогоплательщика (много видов деятельности, сложность технологических процессов, большой объем документов), так и от объёма и глубины проверки (охватывает несколько налогов, большой проверяемый период).

Приостановление проверки

Кроме продления срока, налоговый орган вправе приостановить проверку по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ, на общий срок до шести месяцев, а если документы запрашиваются у иностранных госорганов, то срок приостановления может составить дополнительно три месяца. Приостанавливать проверку можно неоднократно, сроки суммируются.

Частые основания – запрос документов у контрагентов, встречная проверка. В период приостановления налоговый орган не вправе проводить мероприятия на территории налогоплательщика, в том числе и запрашивать документы. Но при этом требование, направленное налогоплательщику до приостановления, необходимо выполнить, даже если срок исполнения требования относится к периоду, когда проверка уже приостановлена.

Таким образом, несмотря на то, что общий срок проверки установлен в два месяца, максимально срок может составлять пятнадцать месяцев, то есть более года. Это зависит от ряда факторов, касающихся как самого налогоплательщика, так и проверяемого периода.

При этом, несмотря на то, что фактически указанный двухмесячный срок многократно увеличен, проведение проверки на практике может превысить и эти сроки. И хотя это является нарушением положений НК РФ, оно не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. Но затягивание проверки может быть на пользу налогоплательщику — если пропущены сроки по ст. 113 НК РФ, то оштрафовать его будет нельзя.

Процедура проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка (далее — ВНП) — проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании пись­менного решения руководителя (заместителя руководителя) налого­вого органа. Решение о проведении ВНП выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физиче­ского лица.

Общая процедура проведения ВНП регулируется ст. 89 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП являются правильность исчисления и своевременность уплаты конкретных налогов. При этом на основании п. 3 ст. 89 НК РФ ВНП в отношении одного налогопла­тельщика может проводиться как по одному, так и по нескольким на­логам.

В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено ре­шение о проведении ВНП. При этом налоговый орган также может проверить истекшие налоговые периоды текущего года. Данная по­зиция подтверждается письмом Минфина России от 12.09.2006 г. № 03- 02-07/1-246.

Например, в марте 2011г. налоговые органы могут проверить пра­вильность расчетов с бюджетом за любые периоды 2008, 2009 и 2010 г. При этом налоговый орган будет также вправе проверить расчеты за январь и февраль 2011 г. по тем налогам, по которым НК РФ налоговый период установлен как месяц (например, по НДС, НДФЛ).

Судебная практика свидетельствует, что если налоговым органом был проверен период, который налоговый орган не имел права про­верять с точки зрения срока исковой давности, то такие действия на­логового органа неправомерны.

В п. 5 ст. 89 НК РФ закреплена правовая норма, согласно которой налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налого­плательщика более двух ВНП в течение календарного года, за исклю­чением случаев принятия решения руководителем федерального ор­гана исполнительной власти, уполномоченного по контролю и над­зору в области налогов и сборов (Минфином России) о необходимости проведения ВНП налогоплательщика сверх заданного ограничения.

Налоговые органы также не вправе проводить две и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период.

При выработке конкретных критериев для отбора кандидатов на ВНП налоговые органы руководствуются приказами для служебного пользования. Практика показывает, что типовыми критериями для отбора налогоплательщиков на проведение ВНП являются:

[2]

1) налогоплательщики, попавшие в поле зрения правоохранитель­ных органов;

Читайте так же:  Нач фин ру калькулятор пенсии

2) представляющие нулевые бухгалтерские балансы или не пред­ставляющие отчетность в налоговый орган, в то время как у налоговых инспекторов имеется информация об осуществлении данным нало­гоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности;

3) налогоплательщики, не проверявшиеся более пяти лет;

4) налогоплательщики, предложенные к проверке отделами каме­ральных проверок налоговых органов;

5) налогоплательщики, отражающие в налоговой отчетности убы­ток или незначительный доход в течение ряда налоговых периодов или допускающие резкие колебания размера указанных платежей;

6) налогоплательщики, последняя проверка которых выявила су­щественные нарушения действующего налогового законодательства.

Сроки проведения ВНП закреплены в п. 6 ст. 89 НК РФ, согласно которому ВНП не может продолжаться более двух месяцев. При этом срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения ВНП преду­смотрены Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/[email protected]

Согласно п. 3 указанного Приказа продление срока ВНП (повтор­ной ВНП) до четырех и шести месяцев возможно в следующих типовых случаях:

1) при наличии форс-мажорных обстоятельств на территории, где проводится проверка (затопление, пожар, теракт и т.п.);

2) при получении в ходе проведения ВНП (повторной ВНП) ин­формации от контролирующих либо правоохранительных органов, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей поэтому дополнительной проверки;

3) при наличии у организации четырех и более обособленных под­разделений. В данном случае срок проведения ВНП продлевается до четырех месяцев так как в ходе ВНП налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Приналичии у организации 10 и более обособленных подразделений ВНП осуществляется до шести месяцев;

4) при наличии у организации менее четырех обособленных под­разделений срок проведения ВНП также может быть продлен до че­тырех месяцев при условии, если доля уплачиваемых налогов, при­ходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией.

Решение о продлении срока ВНП принимает руководитель (за­меститель руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.

Срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении ВНП и до дня составления справки о проведении про­верки, которую проверяющий обязан составить в последний день про­ведения ВНП (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Так как при проведении ВНП налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика, на практике возможны два варианта проведения ВНП:

1) одной группой проверяющих, которая в полном составе про­веряет вначале головную организацию, а затем также в полном со­ставе проводит проверку на территории каждого филиала или пред­ставительства;

2) одновременное проведения ВНП как по месту нахождения го­ловной организации, так и по месту нахождения всех обособленных подразделений налогоплательщика.

При этом срок проведения ВНП при одновременной проверке филиалов и представительств — до двух месяцев (Письмо Минфина России от 17.10.2006 г. № 03-02-07/1-286).

Но при проведении самостоятельной ВНП филиалов и предста­вительств срок ВНП не может превышать один месяц.

В п. 9 ст. 89 НК РФ закреплен правовой механизм приостановления ВНП. Приостановление и возобновление проведения ВНП оформля­ются письменным решением руководителя (заместителем руководи­теля) налогового органа, проводящего ВНП для следующих типовых целей (перечень указанных целей закрытый):

1) для истребования документации (информации) согласно п. 1 ст. 93’НК РФ;

2) для проведения экспертиз;

3) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

4) для перевода на русский язык документов, представленных на­логоплательщиком не на русском языке.

В п. 9 ст. 89 НК РФ закреплены «ограничения» на приостановления ВНП, в том числе:

1) приостановление проведения ВНП для истребования докумен­тов допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого по­требуются документы (у контрагентов);

2) общий срок приостановления проведения ВНП не может пре­вышать шести месяцев. В случае если ВНП была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев на­логовый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок проведения ВНП может быть увеличен еще на три месяца (т.е. в общей сложности до девяти месяцев).

Порядок ознакомления налогового органа с документами в про­цессе ВНП аналогичен порядку истребования документов при про­ведении КНП. Ознакомление должностных лиц с подлинниками до­кументов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев выемки документов.

Согласно ст. 93 НК РФ выемка документов производится в случаях:

1) наличия оснований полагать, что документы, необходимые для проведения мероприятий налогового контроля будут уничтожены, со­крыты, изменены или заменены;

2) отказа налогоплательщика предоставить налоговому органу до­кументы, необходимые для проведения ВНП.

Выемка документов производится на основе письменного поста­новления должностного лица налогового органа, осуществляющего ВНП, утвержденного руководителем или заместителем руководителя налогового органа. Не допускается производство выемки документов в ночное время (с 22 до 6 часов согласно п. 1 ст. 5 Уголовно-процессу­ального кодекса РФ (далее — УПК РФ)).

Выемка производится обязательно в присутствии не менее двух понятых, в качестве которых могут быть вызваны любые не заинтере­сованные в исходе дела физические лица (кроме должностных лиц налоговых органов). При изъятии таких документов с них изготовля­ются копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Изъятые до­кументы перечисляются и описываются в протоколе выемки.

Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к пред­мету налоговой проверки (согласно п. 5 ст. 94 НК РФ).

При отказе налогоплательщика добровольно выдать документы должностные лица налогового органа, проводящие ВНП, вправе про­извести выемку принудительно.

При необходимости должностные лица налоговых органов, осу­ществляющие ВНП, вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содер­жанием объекта налогообложения.

Читайте так же:  Размер пенсии по выслуге лет медработникам

Оформление результатов ВНП заключается в том, что в последний день проведения ВНП проверяющий обязан составить справку о про­веденной проверке по типовой форме, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведениями вручить ее налогоплательщику. Важно отметить, что данная справка не является актом ВНП, который будет подготовлен позже.

В течение двух месяцев со дня составления справки о проведении ВНП должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт ВНП по типовой форме. Данный акт должен содержать изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, выявленных в процессе ВНП либо указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения. Можно заметить, что акт ВНП составля­ется налоговым органом даже при отсутствии нарушения налогопла­тельщиком налогового законодательства.

В случае, если по результатам ВНП должностными лицами нало­говых принято решение о привлечении налогоплательщика к налого­вой ответственности, указанное решение вступает в силу после 10 дней с момента вручения его представителю налогоплательщика. Для его исполнения ИФНС направляет налогоплательщику требование об уплате налога, пеней и штрафа.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт ВНП вручается под расписку лицу, в отношении которого проводилась ВНП (его представителю) либо направляется заказным письмом по почте. В последнем случае датой вручения этого письма считается шестой день, включая дату отправки заказного письма.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ в случае, если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте ВНП, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по ука­занному акту в целом или по его отдельным положениям, а также впра­ве приложить к письменным возражениям документы (или их заве­ренные копии), подтверждающие обоснованность его возражений. Срок передачи возражений составляет 15 дней со дня получения акта ВНП налогоплательщиком.

Согласно ст. 138 НК РФ акты налоговых органов могут быть об­жалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев с того момента, когда налогоплательщик узнал о вынесении решения о привлечении его к налоговой ответственности.

При этом налогоплательщик вправе обжаловать результаты ВНП в арбитражном суде. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало из­вестно о нарушении своих прав и законных интересов (п. 4 ст. 198 Административно-процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ)).

Контрольные вопросы

1. Что такое налоговый контроль?

2. Каковы субъекты налогового контроля?

3. Каковы типовые формы налогового контроля в соответствии со ст. 82 НК РФ?

4. Дайте определение понятия «камеральная налоговая проверка» (КНП). Каково ее типовое содержание?

5. В каком месте проводится КНП?

6. На основе каких документов налогоплательщика осуществляется КНП?

7. Каков максимальный срок проведения КНП?

8. Чем заканчивается проведение КНП?

9. Каков порядок обжалования результатов КНП со стороны налогопла­тельщика?

10. Дайте определение понятия «Выездная налоговая проверка». Каково основное содержание ВНП?

11. Какой период может быть проверен в ходе проведения ВНП?

12. Каковы типовые критерии отбора кандидатов для проведения ВНП?

13. Каков максимальный срок проведения ВНП?

14. Каковы типовые основания для продления сроков ВНП?

15. Каковы максимальные сроки проведения ВНП филиалов и представи­тельств налогоплательщика?

16. Каков правовой механизм приостановления ВНП?

17. Каковы типовые «ограничения» на приостановление ВНП?

18. Каковы правила производства выемки документов у налогоплатель­щика в процессе ВНП?

19. Чем заканчивается проведение ВНП?

20. Каков порядок обжалования результатов ВНП со стороны налогопла­тельщика?

Дата добавления: 2015-08-11 ; просмотров: 2227 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Процедура проведения выездной налоговой проверки: схема

В каком порядке выносится решение о выездной проверки и по каким критериям идет отбор компаний, какова процедура проведения, на что имеют права инспектора и директора предприятий — на все эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Налоговое законодательство по данному вопросу

Главным документом, регламентирующим данный вопрос является Письмо, выпущенное Федеральной налоговой службой 25 июля 2013 года за номером АС-4-213622. В нем рассмотрены вопросы места, сроков, порядка проведения проверок. Также статья 89 Налогового кодекса России имеет название «Выездная налоговая проверка» и описывает процедуру проведения проверок и общие понятия, используемые при проведении. Статья 91 НК России описывает как производится осмотр и доступ налоговиков на территория налогоплательщика с целью провести ВНП. А статья 94 НК РФ регламентирует какие документы и как может изъять налоговая для проведения детального изучения. Также нужно указать на Приказ от 30 мая 2007 года с номером ММ-3-06333, в котором изложена концепция налоговиков при установлении планов на проведение выездных проверок.

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Понятие проверки налоговой на территории налогоплательщика означает выезд инспекторов на предприятие и изучение документов на месте. Такой проверке подвергаются не все налогоплательщики, а лишь некоторые. Есть официальные критерии отбора, для проведения ВНП.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Критерии, по которым идет отбор

Самыми существенными предпосылками, из-за которых предприятие может быть включено в план проведения ВНП, являются следующие:

  • Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по рынку;
  • Предприятие ведет убыточную деятельность согласно бухгалтерской и налоговой отчетности на протяжении более одного года;
  • Если компания находится на специальном налоговом режиме, то приближение уровня доходов неоднократно к порогу применения режима;
  • Перерегистрация фирмы на новый адрес неоднократно;
  • Практически одинаковые уровни доходов и расходов на предприятии;
  • Отсутствие пояснений для ИФНС при запросах инспекторов;
  • Низкий по отношению к средне рыночному уровень заработанной платы сотрудников компании.

Если компания соответствует нескольким критериям, то риск включения ее в план проведения ВНП достаточно велик.

Важно! Решение о проведении ВНП должен вынести руководитель налоговой по месту учета предприятия или по месту регистрации предпринимателя.

Видео удалено.
Читайте так же:  Узнать неоплаченные налоги по инн
Видео (кликните для воспроизведения).

Форму решения о проведении ВНП можно скачать здесь:

ВНП может проводится с целью проверки данных, предоставленных компанией или предпринимателем в декларации по какому либо одному или нескольким налогам. Налоговая проверяет правильность исчисления и своевременность перечисления платежей по налогам.

Важно! Срок, за который может проводится ВНП не может быть больше трех лет, предшествующих году, в котором проводится ВНП.

Налоговые органы вправе проводить ВНП только однократно в отношении одних и тех же налогов за одни и те же года. То есть повторного проведения проверки и более раз не допускается налоговым кодексом. Также налоговики не могут в течение одного года проводить более двух ВНП.

Срок проверки как правило не может быть больше двух месяцев, но иногда может быть продлен до 6 месяцев. Исчисление срока начинается с момента вынесения решения о ВНП до момента составления справки налоговиками об итогах ВНП.

Процедура ВНП

Налоговики при проведении должны ознакомится с документами, подтверждающими суммы, указанные в бухгалтерской и налоговой отчетности, а сам налогоплательщик обязан предоставить эти документы. Данное ознакомление в рамках ВНП возможно только на территории компании или предпринимателя, в отношении которого проводится ВНП.

По окончании проведения ВНП, а конкретнее в последний ее день инспектор обязан составить и вручить налогоплательщику справку о результатах ВНП. Если директора предприятия или ИП уклоняется от ее получения, то справка высылается по почте.

Документы, которые могут быть проверены

К списку документов, которые обычно проверяют инспектора относятся:

  • Декларации;
  • Приказы руководителя в отношении деятельности компании;
  • Регистры налогового и бухгалтерского учета компании;
  • накладные, акты, счета-фактуры выданные предприятием и поступившие на предприятие;
  • Книги доходов и расходов, покупок и продаж;
  • Касса;
  • Банковские выписки;
  • Путевые листы и другие первичные документы.

Также в целях проверки налоговиками может быть проведена инвентаризация имущества предприятия или предпринимателя., чтобы сопоставить данные, указанные в бухгалтерской отчетности с фактическим наличием имущества. Может быть проведен допрос свидетелей.

Важно! На допрос в качестве свидетеля может быть привлечено любое лицо, которое по мнению инспектора имеет отношение к предприятию или может обладать информацией о деятельности предприятия.

Выем документов

На основании постановления должностного лица ИФНС и не может быть проведена в ночное время. При проведении выемки должны присутствовать понятые. Могут быть взяты документы, которые относятся к предметы проверки. Никакие другие документы не могут быть изъяты. Документы, которые изъяты, должны быть прошнурованы и пронумерованы. При изъятии те документы, которые забирает инспектор, копируются и копии передаются директору. Данные копии инспектор заверяет своей подписью.

Доступ инспектора в помещение

Инспектор может осматривать любое помещение, которое используется предпринимателем или фирмой с целью получения дохода. При этом владелец компании или ее директор вправе присутствовать при данном осмотре.

Важно! Осмотр территории или помещения проводится в присутствии понятых.

Инспектор может проводит съемку фото и видео для целей ВНП. По окончании проверки должен быть составлен Протокол. Отказ налогоплательщика в доступе к помещению, которое должно быть осмотрено расценивается как административное правонарушение и по 19.7.6 КОАП должен быть наказан штрафом на должностное лицо в размере 10 000 рублей.

При проведении ВНП компания, в отношении которой она проводится должна содействовать налоговикам, не препятствовать осмотру помещения и предоставлять документы, которые подвергаются проверке.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместительруководителя) налогового органа:

· осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

· по месту нахождения организации;

· по месту жительства физического лица.

[3]

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:

· более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);

· две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

  • за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

Указанные ограничения не распространяются на:

· выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

· повторные выездные налоговые проверки.

Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:

1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2. налоговым органом, ранее проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Читайте так же:  Зарегистрировать кассу в налоговой без эцп

Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:

· инвентаризацию имущества налогоплательщика;

· осмотр (обследование) помещений и территорий;

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1. истребования документов (информации);

2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3. проведения экспертиз;

4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:

· даты начала и окончания налоговой проверки;

· период, за который проведена проверка;

· наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

· адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

· сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

· перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

· документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

· выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 1060 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

По данным ФНС, 97% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. Однако, если знать закон, можно не только оспорить действия инспектора в ходе проверки, но и добиться через суд отмены итогового решения. Все дело в том, что сами налоговики нередко нарушают правила проведения проверки, и это можно использовать в интересах налогоплательщика.

Продолжаем серию публикаций, посвященных выездным налоговым проверкам. В предыдущей статье мы рассмотрели причины назначения выездной проверки в компании. Итак, ваша компания оказалась в плане выездных проверок. Что дальше?

Сразу оговоримся, что план выездных проверок – это тайна за семью печатями и никогда не публикуется в открытых источниках. Поэтому организации, как правило, о грядущей выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки . Как правило, одновременно с решением вручается требование о предоставлении документов.

Но помимо истребования документов в ходе выездной ревизии возможны и другие, не менее хлопотные для проверяемой компании и ее руководства, процедуры налогового контроля. Рассмотрим их подробнее.

Встречная проверка. В рамках встречной проверки налоговики запрашивают документы и информацию у контрагентов проверяемой компании, чтобы выяснить, не является ли поставщик «однодневкой». Если выяснится, что это именно так, то по всем операциям с подозрительным контрагентом налоговики снимут расходы и вычеты (см. материал на сайте, посвященный встречным проверкам).

Опросы. Если налоговики заподозрят в контрагенте «однодневку», при помощи которой проверяемая организация уходила от НДС и налога на прибыль, они будут разыскивать и вызовут на опрос лиц, которые фигурируют в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании. Инспекторы будут расспрашивать, является ли этот гражданин учредителем (генеральным директором) компании. Подписывал ли он «первичку» и проч.

[1]

Экспертиза. В случае, если приглашенный в инспекцию генеральный директор контрагента откажется от своей причастности к организации и подписи в первичных документах, инспекторы могут назначить экспертизу подписей на договорах, накладных, счетах-фактурах и проч. Но экспертиза – довольно дорогое удовольствие для самих инспекторов, поэтому ее назначают только в случае если сумма планируемых доначислений составляет не менее 10 млн рублей.

Выемка. Налоговый кодекс позволяет инспекторам изъять – то есть взять на проверку – к примеру, жесткий диск с компьютера главбуха. И это поможет им доказать правомерность доначислений. Поэтому уже заранее стоит обезопасить себя и не хранить на рабочем компьютере никакой компрометирующей информации.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;

во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;

на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;

проверяемая компания имеет обособленные подразделения;

налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;

иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

При этом в срок не засчитывается время «простоя» – когда проверка приостанавливалась для истребования информации у контрагентов, получения сведений у иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранных языках и др.

Могу сказать, что в своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше.

Конечно, случается, что налоговики нарушают все мыслимые и немыслимые сроки выездной проверки. Однако суды не признают итоговое решение по выездной проверке незаконным только на этом основании.

В своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше

Как проходит выездная проверка

На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.

Читайте так же:  Срок вынесения решения о взыскании налога

Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • сроки проведения выездной налоговой проверки.

Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.

Важно!
После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.

Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.

Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.

Важно!
Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.

Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями. На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.

Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.

Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.

Чем заканчивается выездная проверка

Как это ни печально, но пережить выездную проверку без потерь практически невозможно – по данным ФНС, в настоящее время более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями. Это значит, что, если все-таки выездная проверка началась, то итогом проверки станет решение о привлечении к ответственности. Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет не много ни мало 2 млн руб.

Но на какую сумму выпишут «счет» Вашей компании – завит от Вас и Ваших действий в ходе выездной проверки. И профессионализма специалистов, которые помогают Вам в ходе выездной проверки и в процессе вынесения решения по ее результатам.

Налоговые юристы нашей компании обладают колоссальным опытом в области сопровождения выездных проверок.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если выездная проверка пришла к вам – звоните и пишите! Мы оперативно отреагируем и составим согласованный план действий в ходе проверки, что поможет избежать доначислений или хотя бы свести их к минимуму.

Источники


  1. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.

  3. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  4. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
Процедура проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here