Принятие решений по результатам налоговых проверок

Полезная информация на тему: "Принятие решений по результатам налоговых проверок" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

О сроках вынесения решения по результатам налоговой проверки. Разъяснения минфина

Министерство финансов выпустило письмо, где рассказало, как предпринимателю самостоятельно рассчитать срок принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Налоговики вправе принимать решения в течение нескольких месяцев

Чиновники напомнили, что согласно нормам статьи 101 Налогового кодекса РФ на вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки дается 10 рабочих дней со дня, когда закончился срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Этот десятидневный период может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В то же время на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля дается один месяц, а при проверке консолидированной группы налогоплательщиков – два месяца.

Таким образом, по мнению Минфина, максимальный срок, в течение которого должно появиться решение налогового органа по результатам проверки, может составлять несколько месяцев. Он складывается из предусмотренных 10 рабочих дней, месяца, предоставленного для увеличения этого срока, а также одного или двух месяцев на организацию дополнительных мероприятий контроля.

В письме, подписанном заместителем директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина, подчеркивается, что такая трактовка не противоречит нормам НК РФ.

Затягивание процедуры принятия решений невыгодно бизнесу

ФНС имеет право проводить два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. Их задачи разные, но сроки принятия решения по их результатам одинаковые.

Камеральные проверки направлены на проверку данных из налоговой декларации или расчета. Она может длиться до 3-х месяцев, при этом уведомление о ее начале не высылается. Если в ходе проверки нарушений не выявлено, то проверка завершается автоматически. Если налогоплательщик нарушил законодательство, ему высылается акт проведенной проверки, а затем рассматриваются материалы дела. Что касается выездных проверок, у них имеется отдельный регламент проведения, прописанный в статье 89 Налогового кодекса РФ. В отдельных случаях они могут длиться в течение полугода, а на принятие решение может уйти еще несколько месяцев.

Такое затягивание с принятием решения по итогам проверок невыгодно налогоплательщикам. В первую очередь, от этого страдают лица, имеющие право на дополнительные льготы или возмещение сумм из бюджета. Но, судя по всему, чиновников проблемы бизнеса не волнуют.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Принятие решений по результатам налоговых проверок

Если письменные возражения по акту не представлены, то это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за его совершение.

Ссылки выше на отдельные нормы статьи 101 НК РФ объясняются тем, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном этой статьей (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).

О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает налогоплательщика заблаговременно вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Если нужно получить дополнительные доказательства, то налоговый орган на стадии рассмотрения материалов проверки может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Максимальный срок проведения этих мероприятий — один месяц. В решении об их проведении налоговый орган обязательно должен указать обстоятельства, в соответствии с которыми проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, конкретный срок и форму их проведения.

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику. Если же налогоплательщик обжалует это решение в вышестоящий налоговый орган, то оно вступает в силу со дня его утверждения данным органом (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом установлено, что лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его исполнить (полностью или в части) и до вступления решения в силу, это не влияет на право подать апелляционную жалобу. Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов Постатейный комментарий к части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» (Г.В. Бойцов, М.Н. Долгова, Г.М. Бойцова) // Гроссмедиа, 2008. С. 173.. Таковыми признаются обеспечение возможности проверяемого лица:

участвовать в процессе рассмотрения материалов и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остальные нарушения в процедуре рассмотрения материалов могут быть основанием для отмены решения только в том случае, если они привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения.

После вынесения решения налоговый орган вправе принять обеспечительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ). Этими мерами могут быть:

запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

В решении указывается срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

Лицу, в отношении которого вынесено указанное решение (его представителю), может быть вручена копия решения:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении к такой ответственности;

о принятии обеспечительных мер;

об отмене обеспечительных мер.

Копия решения передается под расписку или иным способом, который может свидетельствовать о дате по лучения документа.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности, проводившее проверку должностное лицо налоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции Камеральная налоговая проверка (С.И. Титова, ‘Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 9, май 2008 г. С. 13.. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении лиц, виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Сколько платить алиментов на 5 детей

После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоимки по налогу, сбору, пеней, штрафа с налогоплательщика этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные статьями 69, 101.3 НК РФ. В соответствии со статьей 45 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа с организаций (за исключением организаций, у которых открыт лицевой счет) и индивидуальных предпринимателей в полном объеме осуществляется по решению налогового органа.

Решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Рассматривать и выносить решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки уполномочен руководитель налогового органа и его заместитель. В соответствии с положениями статьи 101 Налогового кодекса РФ принятие решения по результатам налоговой проверки осуществляется руководителем налогового органа в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для направления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки.

В момент принятия решения о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель налогового органа обязан установить следующие весомые факты:

  • факт совершения налогоплательщиком нарушения налогового законодательства РФ;
  • образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  • наличие оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • наличие обстоятельств, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика за совершение им налогового правонарушения.

Далее уже по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции в соответствии с законом может принять только одно из двух решений: привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказать в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Формы указанных документов установлены приказом ФНС России от 31 мая 2007 года№ ММ-3 06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обязательном порядке указываются:

  • обстоятельства совершенного налогового правонарушения так, как они установлены проведенной налоговой проверкой, с обязательной ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком, в отношении которого проводилась налоговая проверка, и результаты возможных проверок этих доводов;
  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с обязательным указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения;
  • применяемые меры ответственности;
  • размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются:

  • обстоятельства, послужившие основанием для отказа в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе налоговой проверки, и сумма соответствующих пеней.

Кроме того, решение, вынесенное по материалам налоговой проверки, должно содержать указание на срок и порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, его наименование и место нахождения, другие необходимые сведения. Несоблюдение требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (см. п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

[2]

Сроки на принятие решения по налоговой проверке: «несущественный» момент (Ремчуков С.)

Дата размещения статьи: 22.08.2017

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вынесенного налоговиками решения о привлечении компании или ИП к ответственности. На практике нередко налоговики выносят решение по проверке с нарушением установленных на то сроков. Можно ли рассматривать такое опоздание как существенное нарушение, которое «обнулит» налоговые доначисления? Ответ на этот вопрос дал Конституционный Суд в определении от 20 апреля 2017 г. N 790-О.

Судейский взгляд

Несмотря на то что опоздание налоговиков с вынесением решения по проверке как минимум причиняет определенные неудобства налогоплательщикам, суды не признают такую «ошибку» существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Именно с такой проблемой столкнулась одна компания, которой арбитражные суды отказали в требовании об отмене вынесенного инспекторами «припозднившегося» решения. Однако организация на этом не остановилась и обратилась в Конституционный Суд с заявлением о проверке на соответствие Конституции положений пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса. Дескать, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 1, 2 и 15 Конституции, поскольку оно не предполагает безусловную отмену решения налогового органа, вынесенного с нарушением установленных законом сроков проведения налоговой проверки, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, принятия решения по результатам налоговой проверки. Судьи отказывали компании в «обнулении» результатов проверки, мотивируя это тем, что опоздание налоговиков в данном случае не повлияло на объем налоговых обязательств общества и не нарушило его имущественных прав.

Вердикт КС

Перспективное «вмешательство»

Решение по результатам налоговой проверки

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Привлечение к ответственности

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Что указывается в документе

В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства совершенного налогового правонарушения;
  • доводы компании в свою защиту;
  • результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении компании к налоговой ответственности с указанием соответствующих статей НК РФ;
  • меры ответственности, которые будут приняты в отношении налогоплательщика;
  • размер выявленной недоимки, пени и штрафа;
  • срок, в течение которого можно обжаловать решение, а также порядок обжалования;
  • наименование и адрес органа, в котором решение можно обжаловать.

В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Выплата алиментов до какого возраста ребенка

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Вручение решения

Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Вступление решения в силу

Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.

  • Вышестоящий налоговый орган не отменяет решение ИФНС. В этом случае оно вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
  • Вышестоящий налоговый орган отменяет решение и выносит новое. Тогда оно вступает в силу со дня его принятия.
  • Апелляционная жалоба остается без рассмотрения. В этой ситуации решение ИФНС вступит в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об отклонении жалобы, но не ранее истечения срока ее подачи (ст. 101.2 НК РФ).

После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Срок принятия решения по результатам налоговой проверки

«Право и экономика», 2009, N 6

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен в ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения установленного п. 6 ст. 100 НК РФ срока. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

В п. 6 ст. 100 НК РФ указано, что налогоплательщик в течение 15 дней после получения акта налоговой проверки вправе представить свои возражения по акту в целом или в части. Это означает, что по общему правилу через 25 дней после вручения проверяемому лицу акта налоговой проверки налоговый орган должен принять решение о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении).

Согласно пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа вправе вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в законе не установлен. По-видимому, разбирательство дела откладывается на срок, необходимый для надлежащего извещения лица, участие которого необходимо для рассмотрения дела.

Кроме того, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть перенесено ввиду необходимости проведения дополнительных мероприятий налоговой контроля на срок не более чем на 1 месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ). Как видно, 1 месяц — это предельный срок, в течение которого могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля.

Должен ли налоговый орган принять решение именно в день рассмотрения материалов налоговой проверки? Должен ли налоговый орган изготовить принятое решение в день рассмотрения материалов налоговой проверки или можно это сделать в другой день? Какие правовые последствия повлечет изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки? Будет ли данное обстоятельство являться существенным нарушением процедуры?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Пример. Судом установлено, что телефонограммой от 5 марта 2008 г. N 13-31/01018-35 налоговый орган вызвал заявителя на рассмотрение материалов налоговой проверки на 11 марта 2008 г.

11 марта 2008 г. состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений заявителя в его присутствие, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом от 11 марта 2008 г. N 2.17-06/39. Следовательно, как обоснованно указано в кассационной жалобе, инспекцией была обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и была обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения, поскольку рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика состоялось в присутствии предпринимателя.

То обстоятельство, что решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено 19 марта 2008 г., а не 11 марта 2008 г. — в день рассмотрения материалов проверки — не свидетельствует о том, что 19 марта 2008 г. еще раз состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки. Каких-либо дополнительных документов для обоснования своих возражений налогоплательщиком предъявлено не было, факты, свидетельствующие о принятии налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в материалах дела отсутствуют.

Судом не учтено, что НК РФ не установлен срок для вынесения налоговым органом решения после рассмотрения возражений по акту проверки. Вместе с тем НК РФ содержит срок, в течение которого руководитель налогового органа должен принять решение по результатам проведения налоговой проверки — в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока со дня получения акта налоговой проверки на представление письменных возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 100 НК РФ). Нарушений инспекцией указанного срока судом не установлено.

Исходя из изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что налоговым органом не было допущено нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 февраля 2009 г. по делу N А65-11146/2008).

Таким образом, арбитры пришли к выводу, что само по себе наличие другой даты в решении не означает, что налоговый орган повторно рассматривал материалы налоговой проверки, поэтому данный факт не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Аналогичные выводы были сделаны при рассмотрении другого спора.

[3]

Пример. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен в том числе установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц.

Как видно из материалов дела, акт камеральной проверки от 26 ноября 2007 г. N 3827/11-10/09562 получен представителем общества (генеральным директором) 3 декабря 2007 г. В этом акте указано, что рассмотрение материалов проверки назначено на 25 декабря 2007 г. на 10 часов 00 минут, о чем общество уведомлено (т. 3, л. д. 70).

Читайте так же:  Минимальная выслуга лет для пенсии мвд

Из протокола рассмотрения материалов проверки от 25 декабря 2007 г. следует, что перед рассмотрением материалов проверки установлен факт неявки представителя общества. Поскольку у налогового органа имелись сведения о надлежащем уведомлении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то рассмотрение материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений произведено 25 декабря 2007 г.

Вывод суда о том, что протокол от 25 декабря 2007 г. не содержит сведений о рассмотрении возражений, представленных обществом, не основан на доказательствах и опровергается текстом этого протокола (т. 3, л. д. 142).

То обстоятельство, что спорное решение датировано 15 января 2008 г, свидетельствует об его изготовлении в этот день, а не об иной дате рассмотрения материалов налоговой проверки. Доказательства отложения рассмотрения материалов проверки на 15 января 2008 г. в деле отсутствуют и сторонами не представлены. Поэтому вывод суда о том, что 25 декабря 2007 г. рассмотрение материалов проверки было отложено налоговой инспекцией на 15 января 2008 г., не соответствует обстоятельствам дела и подлежит дополнительному исследованию (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 октября 2008 г. N Ф08-5887/2008).

Возникшая проблема стала основанием для обращения в ВАС РФ. Нужно отметить, что дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ по заявлению налогового органа, так как судьи апелляционного и окружного арбитражного судов пришли к выводу, что изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, является существенным нарушением процедуры производства по делу о налоговом нарушении. Решение налогового органа по этому основанию было признано незаконным. Вместе с тем суд 1-й инстанции изначально встал на сторону инспекции.

Пример. Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из названной правовой нормы не следует, что упомянутое решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или в присутствии налогоплательщика (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. N 14645/08).

Позиция ВАС РФ не отвечает интересам налогоплательщика и, как представляется, не совсем соответствует положениям НК РФ, так как создается неопределенность в вопросе срока принятия решения. Срок принятия решения указан в п. 1 ст. 100 НК РФ.

НК РФ не предусматривает, что налоговый орган вправе вынести решение в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ дата рассмотрения материалов налоговой проверки и дата вынесения решения совпадают. Ввиду этого ссылка на п. 7 ст. 101 НК РФ является неуместной, так как срок вынесения решения установлен в п. 1 ст. 100 НК РФ.

Является ли дата принятия решения в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, существенным нарушением процедуры рассмотрения дела о налоговом правонарушении? Для ответа на этот вопрос нужно дать оценку допущенному нарушению с учетом обстоятельств дела, но не ссылаться в оправдание действий инспекции на п. 7 ст. 101 НК РФ. При разбирательстве налоговых споров нужно прежде всего отдавать приоритет соблюдению законности, но не защищать любыми способами бюджет.

Необходимо доработать ст. 100 НК РФ и четко установить, что налоговый орган вправе изготовить мотивированное решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в течение определенного срока после вынесения (провозглашения) решения. Также следует установить, что резолютивная часть решения должна быть оглашена в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Данные положения улучшат положение налогоплательщика и создадут более благоприятные условия для защиты прав и законных интересов проверяемого лица.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2009 г., установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 дней после вынесения, однако относительно срока вынесения решения неопределенность в законе пока осталась.

Виды решений, принимаемых по итогам проведения налоговых проверок, и правовые последствия их принятия

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц), дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 (истребование документов) настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Читайте так же:  Приносят ли пенсию в субботу

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

При этом течение сроков взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае, если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следственные органы, получившие от налоговых органов материалы обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

Копии решений налогового органа, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. В случае направления копии решения налогового органа по почте заказным письмом датой ее получения считается шестой день с даты отправки.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Вынесение решения по результатам налоговой проверки

В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (или его заместитель) принимает по итогам проверки: либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения; либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности. Это следует из положений пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Формы указанных решений утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны: обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки; документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства; решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ; размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней. Так сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых оно было принято. Вместе с тем в нем могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положений абзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные: срок на обжалование вынесенного решения; порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган; наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения; иные необходимые, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), сведения. Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога. Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией. Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.

Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше, чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы. Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Обращение к судебным приставам по алиментам

После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вынесение решений по результатам налоговых проверок

По итогам рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа по результатам может быть вынесено одно из двух решений:

1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Главным отличием решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обычно становится то, что первое из них содержит подлежащие уплате недоимку, штрафы и пени, а второе — только недоимку и пени.

Копия принятого решения вручается лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком этого решения (п. 13 ст. 101 НК РФ). На практике решение редко выдается в день рассмотрения материалов проверки, однако налогоплательщик не уйдет с пустыми руками: ему вручат под роспись протокол рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки. Форма этого документа официально не утверждена, да и обязанности составлять такой протокол налоговое законодательство не предписывает. Однако ФНС России настаивает на составлении этого документа, в котором должны быть указаны дата и место его составления, лица, участвовавшие в рассмотрении возражений налогоплательщика и материалов проверки (в случае, если налогоплательщик не явился, об этом делается соответствующая запись в протоколе), доводы, приведенные налогоплательщиком в свою защиту.

Возможен и другой исход состоявшегося заседания: рассмотрение материалов проверки будет продлено в связи с назначением дополнительных мероприятий налогового контроля.

Исполнение решений, принятых по результатам налоговых проверок

Если по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган вынес решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение и взыскании недоимок по налогу, он вправе применить обеспечительные меры с целью обеспечить исполнение своего решения. Основанием к вынесению такого решения являются, как следует из ч. 10 ст. 101 НК РФ, «достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным» в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, штрафов, пеней, указанных в решении. На практике, конечно, налоговый орган не затрудняет себя сбором доказательств наличия оснований для принятия обеспечительных мер.

Обеспечительные меры принимаются руководителем налогового органа или его заместителем. Такое решение вступает в законную силу немедленно (со дня его вынесения) и действует до исполнения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности либо до дня отмены принятого решения вышестоящим налоговым органом или судом.

[1]

Отменить обеспечительные меры может также руководитель налогового органа или его заместитель. И, конечно, суд, в случае, если сочтет жалобу налогоплательщика на решение налогового органа о принятии обеспечительных мер обоснованной.

В качестве обеспечительных мер налоговым органом могут быть предприняты:

1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет на отчуждение предпринимается последовательно в отношении: недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, служебных помещений, иного имущества (за исключением готовой продукции, сырья, материалов). Запрет на отчуждение каждой из последующих групп применяется тогда, когда стоимость имущества предыдущей группы, исходя из данных бухучета, меньше суммы штрафов, пеней и недоимок, которые подлежат уплате в бюджет в случае вступления в законную силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

2. приостановление операций по счетам в банке

Обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам в банке может производиться только после того, как предприняты (или установлена невозможность принятия) обеспечительных мер в виде ареста имущества налогоплательщика. Счет налогоплательщика может быть арестован налоговым органом в отношении разницы.

Замена обеспечительных мер возможна и производится она также на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по заявлению самого налогоплательщика.

Налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры в виде ареста имущества налогоплательщика или приостановления операций по счету на обеспечительные меры в виде банковской гарантии (содержащей обязательство банка уплатить указанную в обеспеченном решении налогового органа сумму штрафов, пеней и недоимки за налогоплательщика в случае неисполнения самим налогоплательщиком этого решения в установленный налоговым органом срок); залога ценных бумаг или иного имущества, который оформляется в виде соответствующего договора между налоговым органом и залогодателем. В качестве залогодателя может выступить любое третье лицо, согласное передать свое имущество в обеспечение исполнения решения налогового органа; поручительство третьего лица (также оформляется посредством соответствующего договора между поручителем (поручителями) и налоговым органом.

3. Направления совершенствования порядка оформления результатов налоговых проверок

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229_ФЗ) в часть первую Налогового кодекса внесены существенные поправки, основная часть которых вступила в силу c 2 сентября 2010 года. Данные изменения произошли в правилах оформления результатов налоговых проверок, принятия обеспечительных мер, в составах налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  2. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  3. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
  4. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
Принятие решений по результатам налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here