Права налогоплательщиков при проведении налоговых проверок

Полезная информация на тему: "Права налогоплательщиков при проведении налоговых проверок" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок (стр. 1 из 6)

Итак, право налоговых органов осуществлять проверки закреплено ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а порядок проведения налоговых проверок установлен гл. 14 НК РФ. Предусмотрены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные (ст. 87 НК РФ). Независимо от вида проверки период деятельности налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента; далее — налогоплательщик), который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Но нередки случаи, когда налоговые органы в проверяемый период включают также отдельные периоды текущего года.

Проверка правомерности хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения соблюдения законодательства о налогах и сборах по большому счету не является предметом камеральной проверки. Камеральная проверка — это, скорее, арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций). Отметим, что прямое упоминание в ст. 88 НК РФ только камеральных налоговых проверок налогоплательщиков не лишает налоговые органы права проводить налоговые проверки налоговых агентов и плательщиков сборов, так как на то есть указание в ст. 87 НК РФ.

Для проведения уполномоченными должностными лицами налогового органа камеральной налоговой проверки какого-либо специального решения руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Камеральная проверка может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Сроки предоставления декларации, а также перечень документов определяются в отношении каждого налога нормативными правовыми актами о налогах и сборах. Так, срок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость установлен в ст. 174 НК РФ.

На наш взгляд, данный вывод не соответствует сложившейся судебной практике. Так, в частности, в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2000 г. по делу N Ф03-А73/00-2/1795 говорится о том, что ст. 101 НК РФ устанавливает право руководителя налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки принять решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. До 18 августа 1999 г. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ налоговый орган мог привлечь к ответственности за нарушения, выявленные при выездной налоговой проверке.

Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вступил в силу 18 августа 1999 г., внесены изменения в ст. 122 НК РФ, и в настоящее время налоговый орган имеет право привлечь к ответственности налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) независимо от того, какой проверкой эти правонарушения установлены, камеральной или выездной. С учетом изложенного вывод о том, что ст. 88 НК РФ не предусматривает применение налоговых санкций по доначисленным налогам по результатам камеральной проверки, является ошибочным и противоречит ст. 101, 122 НК РФ.

Такая же позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2002 г. по делу N Ф08-1319/2002-483А. Инспекция МНС Российской Федерации по г. Нальчику N 3 обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к ООО «Этсонг — БГК ЛТД» о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ. Арбитражный суд КБР удовлетворил иск налогового органа. Довод кассационной жалобы о том, что налоговый орган был не вправе выносить решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам камеральной проверки, был отклонен судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

Статья 101 НК РФ не содержит указания применять ее положения о производстве по делу о налоговом правонарушении только по результатам выездной налоговой проверки. Поэтому суд первой инстанции проверил законность процедуры привлечения ООО «Этсонг — БГК ЛТД» к ответственности за совершение налогового правонарушения и пришел к выводу о том, что отклонения от нее не являются существенными, в силу чего не могут быть признаны судом безусловным основанием для отказа в иске о взыскании штрафа. Вывод суда основан на п. 6 ст. 101 НК РФ, устанавливающем, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа судом. Из содержания приведенной нормы не следует обязательность признания судом выводов налогового органа неправомерными только по причине нарушения процедуры привлечения к ответственности.

В пункте 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что по смыслу п. 6 ст. 101 НК РФ нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Налоговый контроль: всё, что надо знать налогоплательщику

Мероприятия налогового контроля – основной инструмент, используемый налоговыми органами для формирования доказательственной базы в вопросах налогового администрирования. На что имеет право налогоплательщик, когда дело доходит до допроса, дачи пояснений или выемки документов?

Мероприятия налогового контроля можно условно разделить на «основные» и «сопутствующие».«Основные» – это камеральная и выездная налоговые проверки, то есть те действия налоговых органов, которые могут повлечь за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщика. «Сопутствующие» связаны с проведением проверок и формируют доказательственную базу в рамках спора с налоговым органом. Это может быть допрос свидетеля, получение пояснений налогоплательщика, выемка, осмотр территории/документов, ответ на требование налоговой о предоставлении документов.

Читайте так же:  Обжалование акта камеральной налоговой проверки

Если «основным» мероприятиям налогового контроля уделяется достаточно много внимания, то с «сопутствующими» налогоплательщики сталкиваются значительно реже. Вместе с тем от того, насколько качественно, законно проведены и оформлены налоговиками «сопутствующие» мероприятия, будет зависеть исход спора с налоговым органом.

Какие права предоставлены Налоговым кодексом налогоплательщикам, на что обратить внимание и как вести себя при проведении «сопутствующих» мероприятий налогового контроля, рассказывает Елена Чурсина, заместитель руководителя департамента российской налоговой практики IPT Group.

Какие нормы регламентируют действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля?

В первую очередь правила проведения мероприятий налогового контроля, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков регламентирует Налоговый кодекс.

Кроме того, рекомендации для налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля, с которыми будет полезно ознакомиться налогоплательщикам, содержатся и в письмах ФНС России:

· письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected];

· письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355;

· письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и другие.

Формы документов, предусмотренных НК и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Какими могут быть «сопутствующие» мероприятия в рамках налогового контроля?

К таким мероприятиям относятся следующие действия налоговых органов:

– осмотр территории, помещений, документов и предметов;

– направление требования о предоставлении документов/информации.

Кого могут вызвать на допрос в налоговый орган и как он проходит?

Следует различать допрос свидетеля и дачу лицом пояснений. Оба действия происходят по инициативе налогового органа, но имеют существенные отличия.

Проведение допроса регламентировано ст. 90 НК. На допрос может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. На проведение допроса вызывают повесткой, в которой четко указываются дата, время и место проведения допроса. Ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, – штраф 1000 руб., отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – штраф 3000 руб. (ст. 128 НК). Нужно помнить, что налоговая должна подтвердить факт того, что лицо получило повестку и что лицо не известило о наличии уважительных причин неявки. Право не свидетельствовать против себя и своих близких, гарантированное ст. 51 Конституции Российской Федерации, здесь также учитывается.

Для дачи пояснений на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК может быть приглашено на основании письменного уведомления лицо, заведомо заинтересованное в исходе дела, – как правило, это директор или главный бухгалтер. Для дачи пояснений приглашают во время проведения выездной или камеральной налоговой проверки вне рамок проверки, например, на заседание комиссии по легализации налоговой базы или для вручения документов, связанных с налоговой проверкой.

Ответственность за отказ в даче пояснений не предусмотрена. Вместе с тем за неявку без уважительных причин могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 1000 рублей для граждан и от 2000 до 4000 рублей для должностных лиц.

Продолжительность допроса НК РФ не регламентируется. Однако если допрос длится более 4 часов, то по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством (в котором предусмотрено, что допрос не может продолжаться более 4 часов), рекомендуется заявить ходатайство о перерыве либо рассмотреть вопрос о переносе допроса.

По результатам допроса или дачи пояснений составляется протокол.

Нужно внимательно изучить протокол допроса свидетелей, используемый как доказательство в споре с налоговым органом. Под сомнение можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Кроме того, следует обратить внимание, что к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

Какие вопросы могут задаваться в ходе допроса?

Налоговые органы могут задавать любые вопросы, которые, с их точки зрения, помогли бы получить необходимые сведения об исчислении и уплате налогов.

Если Вас вызвали в налоговый орган, рекомендуем ознакомиться с перечнем вопросов, которые подготовила ФНС России для нижестоящих налоговых органов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников и у руководителя налогоплательщиков (по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей), изложенных в письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утвержденными СК России, ФНС России).

В то же время в этом документе приведен неисчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть заданы налоговым органом.

Как проходит осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов?

Процедура осмотра также регламентируется НК (ст. 92 НК).

Налоговый орган, чтобы выяснить обстоятельства, имеющие значение для полноты проверки, получает доступ на территорию налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки, либо же, в соответствии с нововведениями в НК, действующими с 1 января 2015 г., осмотр может проходить и в рамках камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость (п. 8 и 8.1 ст. 88 НК).

Читайте так же:  Надбавка к пенсии за выслугу лет военнослужащим

Осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Ответственность за отказ в доступе представителю налоговой к осмотру территорий, помещений налогоплательщика – административный штраф 10 000 рублей (ст. 19.7.6 КоАП).

Каковы особенности процедуры осмотра?

Цель проведения осмотра в том, чтобы проверить, насколько фактические данные осмотра соответствуют тем документальным данным, которые заявил налогоплательщик. Особенность мероприятия заключается в том, что при осмотре территории обязательно должны присутствовать понятые – не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела. Также при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

По результатам проведения осмотра составляется протокол.

[2]

Что представляет из себя процесс выемки документов либо предметов?

Выемка документов либо предметов – мероприятие налогового контроля, которое может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

Побудить к проведению выемки могут следующие обстоятельства:

– требуемые налоговой документы не представлены в указанный срок;

– налоговая планирует провести экспертизу.

Чтобы провести выемку, нужно мотивированное постановление должностного лица, утвержденное руководителем/заместителем руководителя органа, проводящего выездную налоговую проверку.

На процедуру накладываются определенные ограничения:

– нельзя проводить выемку в ночное время;

– нельзя изымать предметы и объекты, не имеющие отношения к предмету проверки;

– выемку нельзя проводить в жилых помещениях.

До того, как произведется выемка, налоговые органы предлагают добровольно выдать требуемые документы либо предметы. В случае, если налогоплательщик отказывается сделать это добровольно, то в присутствии понятых и самого налогоплательщика проводятся меры по изъятию этих документов. Все сведения заносятся в протокол, который вручается под роспись лицу, в отношении которого проводилась выемка.

Как должен быть оформлен протокол?

Порядок оформления протокола регламентируется ст. 99 НК РФ.

В протоколе должна быть зафиксирована следующая информация:

– порядок проведения проверки;

– сведения о ходе мероприятия;

– какие средства фиксации использовались при проведении мероприятия (фото-, видеосъемка, аудиозапись);

– какие документы предъявлялись.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.

В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (в таком случае лицу должны быть переданы заверенные налоговым органом копии изъятых документов).

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок (стр. 4 из 6)

В случае нарушения налоговым органом процедуры выемки его действия могут быть оспорены налогоплательщиком в суде.

Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 февраля 2002 г. по делу N Ф03-А59/01-2/2849 подтверждена правильность решения Арбитражного суда Сахалинской области, признавшего недействительным решение налоговой инспекции. Основанием для такого решения стало нарушение налоговым органом процессуального порядка осмотра и выемки документов у налогоплательщика в ходе выездной налоговой проверки.

Так, в ходе налоговой проверки был осуществлен осмотр и выемка документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности общества «Ангарсксервис». Осуществление данных процессуальных действий должностными лицами во время выездной налоговой проверки предусмотрено ст. 92 и 94 НК РФ. Указанные нормы права устанавливают, что как при осмотре, так и при выемке документов участвуют понятые, составляется протокол, до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Довод инспекции по налогам и сборам о том, что осмотр документов не производился, поэтому не было необходимости составлять протокол осмотра, суд признал ошибочным, поскольку в постановлении о производстве изъятия, предъявленном налоговым инспектором, непосредственно указано: произведя осмотр и проверку документов ООО «Ангарсксервис», во время которого у инспекции по налогам и сборам появились основания полагать, что документы могут быть уничтожены, скрыты, заменены, госналогинспектор принял постановление об изъятии бухгалтерских документов истца. В связи с тем что факт осмотра документов подтверждается материалами дела, а протокол осмотра составлен не был, что является существенным нарушением требований ст. 92 и 99 НК РФ, арбитражным судом сделан обоснованный вывод о незаконности действий должностных лиц по производству осмотра документов. При этом суд кассационной инстанции отметил, что вывод суда первой инстанции о наличии понятых при производстве осмотра документов является ошибочным и не подтвержден материалами дела, поскольку данное процессуальное действие не нашло своего надлежащего оформления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конституционно закрепленный принцип надлежащего получения и процессуального закрепления доказательств нашел свое отражение в нормах законодательства о налогах и сборах, в частности в ст. 94, 98, 99 НК РФ. Указанные нормы устанавливают общие требования, которые должны быть соблюдены должностными лицами налогового органа при производстве действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при выемке документов, а именно: выемка документов производится в присутствии понятых и лиц, у которых она производится; о производстве выемки, изъятии документов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 94 и 99 НК РФ. Отступление от этих требований независимо от причин означает потерю доказательственной силы всего установленного или обнаруженного посредством совершения действия, которое, в свою очередь, зафиксировано протоколом.

Читайте так же:  Можно ли оформить пенсию без регистрации

В соответствии с требованиями НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о ее проведении составляется в установленной форме акт, который кроме сотрудников налоговой инспекции подписывает руководитель проверяемой организации или представитель организации. В случае отказа перечисленных лиц подписать акт это отражается в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается лично или направляется по почте заказным письмом, при этом датой вручения акта считается шестой день начиная с даты отправки (п. 4 ст. 100 НК РФ). Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям с приложением оригиналов документов или надлежаще заверенных копий. В этом случае при вынесении решения руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции обязан вызвать руководителей организации-налогоплательщика или их представителей, заблаговременно уведомив о месте и времени рассмотрения материалов проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

НК РФ не содержит требований к руководителю налоговой инспекции о необходимости вызова руководителей организации-налогоплательщика или их представителей в случае непоступления от них письменных объяснений по акту проверки. Копия решения налоговой инспекции по результатам выездной налоговой проверки вручается под расписку руководителю организации-налогоплательщика или их представителю либо направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки (п. 5 ст. 101 НК РФ). Несоблюдение должностными лицами налоговой инспекции требований ст. 101 НК РФ является основанием для отмены решения налоговой инспекции ее вышестоящим органом или арбитражным судом.

Таким образом, можно обжаловать по этим мотивам решение налоговой инспекции о наложении на ваше общество взыскания по налоговому правонарушению.

Налоговое законодательство признает налоговым правонарушением (умышленным или по неосторожности) совершение налогоплательщиком противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность. При этом привлечение юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной и иной ответственности, предусмотренной российскими законами. Привлечение налогоплательщика — юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

[3]

Вместе с тем лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом, и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (налоговую инспекцию). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ). Одним из обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

В случае совершения налогоплательщиком — юридическим лицом налогового правонарушения ответственность в соответствии с Налоговым кодексом РФ в виде штрафа возлагается на налогоплательщика, а не на руководителя или иного сотрудника, представителя налогоплательщика — юридического лица. Это положение вытекает из определения уполномоченных (представителей и законных представителей налогоплательщика — юридического лица).

Налоговый кодекс РФ признает уполномоченными представителями налогоплательщика физических и юридических лиц, осуществляющих свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, представляющих его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 29 НК РФ). Таковым законным представителем признается генеральный директор как единоличный исполнительный орган юридического лица. При этом действия (бездействие) законных представителей юридического лица, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этого юридического лица (ст. 27, 28 НК РФ).

Таким образом, налоговая инспекция не вправе накладывать штраф за совершение налогового правонарушения юридическим лицом на его руководителя. Такой акт налоговой инспекции можно обжаловать в арбитражном суде как незаконный.

Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок

К процедурам, применяемым при проведении налоговых прове­рок, относят:

ü истребование документов у налогоплательщика и его контрагентов

ü осмотр помещений, документов и предметов;

ü выемку документов;

ü экспертизу с привлечением экспертов и специалистов, переводчиков;

ü инвентаризацию имущества налогоплательщиков.

Осмотр помещений, документов и предметов. Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории. В соответствии со ст. 92 Н К РФ осмотр помещения в обязатель­ном порядке должен проводиться в присутствии не менее двух поня­тых При проведении осмотра могут присутствовать лицо, в отношении которого произво­дятся данные действия (его представитель), и специалисты. Специ­алист в отличие от эксперта привлекается для определенных дей­ствий, например для оценки изымаемого имущества. Следует отметить, что лицо, участвующее в проверке в качестве представителя, в дальнейшем при рассмотрении дел в судебных ин­станциях может проходить как свидетель.

Выемка документов. В подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что долж­ностное лицо налогового органа в ходе проверки вправе изымать по акту у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, которые могут свидетельствовать о совершении налоговых правона­рушений, но только при условии, что эти документы могут быть за­менены или уничтожены.

Читайте так же:  Прохождение ввк в мвд на пенсию

Документы у налогоплательщика изымаются только на основа­нии письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое проводит проверку, с обязательным утверждением руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Документы изымаются только в присутствии понятых и предста­вителей налогоплательщика. До начала выемки проводящий ее налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности и предлагает лицу, у которого производится вы­емка документов и предметов, выдать их добровольно. НК РФ налагает следующие ограничения на процедуру выемки документов:

1) не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;

2) не подлежат изъятию документы и предметы, не относящиеся к предмету налоговой проверки.

Экспертиза с привлечением экспертов и специалистов. Подпунк­том 12 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено привлечение экспертов в ходе проведения налогового контроля. Назначение экспертизы и привлечение лица в качестве эксперта производятся в соответствии с установленным порядком.

Эксперт — это лицо, имеющее специальные познания в сфере деятельности, специфику которой следует определить в целях нало­гообложения. Экспертиза назначается постановлением должностно­го лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. Проверяющий должен ознакомить с этим постановлением проверя­емое лицо и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 95 НК РФ. О совершении указанных действий в обязательном порядке состав­ляется протокол.

Согласно п. 7 ст. 95 НК РФ проверяемое лицо вправе:

ü заявить отвод эксперту;

ü просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

ü представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

ü присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения экс­перту;

ü знакомиться с заключением эксперта.

В соответствии со ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения влекут за собой взыскание штрафов.

Инвентаризация имущества налогоплательщиков. Статьей 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право на проведение инвентари­зации имущества, принадлежащего налогоплательщику.

Согласно ст. 89 НК РФ инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности дан­ных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяснения других существенных обстоятельств в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплатель­щика при налоговых проверках регламентируется нормативными документами Минфина России и ФНС России.

Основной целью инвентаризации является выявление фактиче­ского наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих на­логообложению.

Необходимо отметить, что проверка фактического наличия иму­щества должна производиться с обязательным участием должност­ных и материально ответственных лиц, а также работников бухгал­терии налогоплательщика. При этом материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расход­ные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, вы­бывшие же списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Лекция № 16

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9119 —

| 7229 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок (стр. 2 из 6)

Данный порядок повышает защищенность налогоплательщиков, поскольку:

а) налогоплательщик имеет возможность, предоставив подробное обоснование по тем или иным вопросам, доказать правомерность своих действий и тем самым повлиять на конечный результат налоговой проверки;

б) право на предоставление налогоплательщиками своих возражений уменьшает вероятность прямого злоупотребления полномочиями со стороны налоговых органов, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к налоговой ответственности должны быть отражены доводы налогоплательщика, приводимые им в свою защиту, и результат проверки этих доводов.

Вследствие того что ст. 88 НК РФ не предусматривает возможность составления акта камеральной проверки, налоговые органы по формальным основаниям могут не принимать к рассмотрению возражения налогоплательщика и не извещать его о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Кроме того, налогоплательщик лишен реальной возможности приносить свои возражения и объяснения по той простой причине, что он до момента вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности не осведомлен о факте обнаружения в его действиях признаков налоговых правонарушений.

Означают ли приведенные выше обстоятельства, что налогоплательщик имеет легальную возможность уклониться от ответственности, в случае если камеральная налоговая проверка выявила факты, свидетельствующие о возможном совершении налогоплательщиком правонарушения? Ответ однозначный — нет. Обнаружив при проведении камеральной проверки факты, свидетельствующие о вероятном совершении налогоплательщиком правонарушения (заметим: в ходе проведения камеральной проверки может возникнуть только предположение, а не утверждение о совершении налогоплательщиком нарушения налогового законодательства), налоговые органы могут по решению руководителя провести выездную налоговую проверку. При этом в арсенале проверяющих должностных лиц имеется достаточно широкий круг полномочий в период проведения выездных налоговых проверок (инвентаризация, осмотр, выемка и др.), которые помогут более тщательно провести проверку хозяйственной деятельности налогоплательщика.

12 Обязанности и права должностных лиц налоговых органов при проведении проверок

При проведении проверок должностные лица налоговых органов обязаны:

1. действовать в строгом соответствии с законодательством;

2. не нарушать права и законные интересы плательщика, быть вежливыми, внимательными и корректными с плательщиком или его представителями, не унижать их чести и достоинства;

3. осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, пеней, а также контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;

Читайте так же:  Размер регионального стандарта на субсидию

4. в порядке, установленном законодательством, проводить налоговые и выездные проверки;

5. требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства, а также иных правонарушений и контролировать исполнение этих требований;

6. передавать (вручать) плательщику или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым и иным законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства или по месту нахождения плательщика;

7. соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках ;

[1]

8. принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

9. передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы проверок по фактам нарушений;

10. взыскивать в порядке, установленном Кодексом, неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, пеней;

При проведении проверок должностные лица налоговых органов имеют право:

1. получать от плательщика необходимую для проверки информацию и (или) документы, касающиеся деятельности и (или) имущества проверяемого плательщика;

2. вызывать в налоговые органы плательщиков, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

3. заявлять ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

4. заявлять ходатайства о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;

5. получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

6. при проведении проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие документы бухгалтерского и (или) налогового учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке и случаях, установленных законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

7. приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банках;

8. доступа проверяющих на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица);

9. назначать инвентаризацию имущества плательщика и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

10. в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика;

11. вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

12. проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций у плательщика;

13. изымать при проведении выездной проверки документы плательщика, в том числе электронные документы, хранящиеся на машинных носителях (дискеты, CD-диски, стриммерные кассеты, флэш-накопители и др.) и (или) на оборудовании (системном блоке компьютера (сервера); кассовых суммирующих аппаратах; специальных компьютерных системах; таксометрах; билетопечатающих машинах и др.), путем временного (на срок не более месяца) изъятия машинных носителей информации и (или) оборудования. При необходимости срок может быть продлен по распоряжению руководителя налогового органа;

14. в установленном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами, счетами, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых плательщиков, о состоянии счетов и оборотов по ним, о состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

15. требовать у проверяемого плательщика копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого плательщика (для индивидуальных предпринимателей и физических лиц — заверенные их подписями), а также подписания акта проверки, в том числе промежуточного, или справки проверки руководителем организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии — представителем организации (обособленного подразделения организации) либо индивидуальным предпринимателем, при его отсутствии — представителем индивидуального предпринимателя, а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательской деятельности (обособленного подразделения организации);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

16. принимать меры по привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение плательщиком (иным обязанным лицом) законодательства, регулирующего экономические отношения.

Источники


  1. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.

  2. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.

  3. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  4. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
Права налогоплательщиков при проведении налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here