Понятие налоговой системы виды налогов

Полезная информация на тему: "Понятие налоговой системы виды налогов" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения

Понятие системы налогов и сборов

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой !) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Ст. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;
  • могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 НК РФ.

Специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ) могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Принципы построения системы налогов и сборов

  1. единства налоговой системы;
  2. подвижности (эластичности) налогообложения;
  3. стабильности налоговой системы;
  4. налогового федерализма;
  5. гласности;
  6. однократности обложения.

Принцип единства налоговой системы ― не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за­ключается в том, что некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од­ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо­ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици­ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла­тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Читайте так же:  Берется ли подоходный налог с выходного пособия

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого­обложения.

Налоги. Виды, уровни и функции налогов.

Понятие налога.

Понятие налогов возникло еще в древние времена, когда возникли первые государства. Тогда налоги называли «дань», «подать», они носили бессистемный характер и взымались по мере необходимости. В Древней Греции, например, налоги взымались только во время войны на нужды армии, а в мирное время налогов не было.

Итак, налог – это обязательный и безвозмездный платеж, который взымают различные органы государственной власти на принудительной основе. Цель сбора – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципалитета.

[3]

Виды налогов.

  1. Прямые – налоги на доходы от факторов производства (налоги на доходы, налоги на прибыль).
  2. Косвенные – налоги, скрытые в цене товара (НДС, акцизы).
  3. Аккордные – независящие от уровня доходов.
  4. Подоходные – представляющие из себя какой-то процент от дохода:
    • прогрессивные (налоговая ставка повышается с повышением дохода);
    • регрессивные (при увеличении доходов ставка падает – типа скидка за опт);
    • пропорциональные (ставка не зависит от величины дохода).

Уровни налогов.

В Российской Федерации все налоги делятся на три уровня:

  1. Федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доход от капитала, подоходный налог, взносы в государственные социальные фонды, госпошлина, таможенная пошлина, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на доход от углеводородов, сборы за пользование объектами живого мира и водными ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.
  2. Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
  3. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Функции налогов.

Экономисты различают четыре основных функции налогов:

  1. Фискальная функция – ключевая функция налогообложения, то есть пополнение государственного бюджета.
  2. Распределительная функция – распределение общественных доходов, передача средств в пользу социально незащищенных слоев населения (она же – социальная функция).
  3. Регулирующая функция – решение проблем и задач экономической политики (стимулирование или наоборот подавление различных экономических процессов: роста, инфляции, безработицы и т.д.).
  4. Контрольная функция – отслеживание поступления денег в бюджет, учет и сопоставление финансовых ресурсов государства.

46. Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения.

Налог — это обязательный, безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

четыре основные принципа налогообложения:

1) принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

2) принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

3) принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

4) принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принцип обязательности (уплаты); Принцип равенства, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным; Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики. Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц.

47. Виды налогов. Системы налогообложения.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Система налогообложения – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:

Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; страховые взносы и прочие налоги.

Упрощённая система налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть «традиционных» налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Читайте так же:  Сколько надо пенсионных баллов для нормальной пенсии

Патентная система налогообложения (ПСН). Эту систему налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели в отношении определённых видов деятельности. Предполагает собой получение патента, заменяющего собой уплату налога на получаемые предпринимателем доходы на определённый срок.

Налоговым законодательством также не запрещено смешанное налогообложение, то есть, применение одновременно более чем одного режима налогообложения одним налогоплательщиком. Например, разрешено наряду с традиционной системой налогообложения применять систему единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Понятие налоговой системы. Виды налоговых систем

В отечественной финансовой науке на сегодняшний день не сложилось общепринятое определение налоговой системы. И.А. Майбуров проводит анализ существующих определений этого понятия и выделяет три подхода[13]:

1. характеристика налоговой системы через перечисление структурных элементов, входящих в нее. Например, определение В. Панскова: «налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства»;

2. характеристика налоговой системы как взаимосвязанной совокупности элементов. Например, определение С. Пепеляева: «налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения»;

3. характеристика налоговой системы как системы отношений между экономическими субъектами. Например, определение Б. Алиева: «налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе».

Представляется, что из всех трех последний подход является наиболее полным, поскольку включает в себя как элементы системы (налогоплательщики, государство), так и взаимосвязи (отношения) между ними.

Однако состав элементов налоговой системы и характер взаимосвязей между ними, выделяемые исследователем, зависят от принадлежности его к той или иной исследовательской школе.

Постараемся определить понятие налоговой системы с позиций институционального подхода.

Налоговая система – это подсистема экономической системы общества. Налоговая система обеспечивает осуществление налогообложения на регулярной основе.

Так, В. Пушкарева выделяет в развитии налоговой системы три этапа с возрастающим уровнем регулярности и повторяемости налогообложения:

1. Период государственного хозяйства древнего мира и средних веков. Налогообложение неразвито и налоги носят случайный характер;

2. XVI – XVIII вв. Появление многочисленных и случайных (даже странных) налогов;

3. С конца XVIII в. сформировалось представление о постоянстве налогов, выработались правила налогообложения и уже в XIX в. количество налогов снижается, предпочтение отдается тем налогам, которые приносят больший доход, формы налогов становятся более определенными, вырабатываются правила их администрирования.

Усложнение экономических отношений приводит к тому, что экономическая роль налогов возрастает. Поскольку налогообложение является жизненно необходимым для всех экономических субъектов, но, в то же время, потенциально очень конфликтно, налоговая система обеспечивает связи между экономическими субъектами, которые не позволяют конфликтным интересам разрушить взаимные выгоды.

Указанные связи реализуются в рамках формальных и неформальных институтов.

Взаимные выгоды экономических субъектов обусловлены тем, что:

1. налогоплательщик заинтересован в обеспечении государства финансовыми ресурсами, так как государство является поставщиком общественных благ и наиболее эффективной структурой управления для некоторых трансакций. Кроме того, налогоплательщик заинтересован в государственном регулировании экономики, в том числе налоговом;

2. государство заинтересовано в налогоплательщиках, так как они создают источники средств для его функционирования;

3. налогоплательщики заинтересованы в том, чтобы каждый платил налоги, так как деятельность государства предусматривает коллективные действия;

4. государство заинтересовано в наделении публично-правовых образований, входящих в его состав, источниками налоговых доходов.

1. государство заинтересовано в том, чтобы собрать все установленные налоги, а налогоплательщик заинтересован в том, чтобы избежать налогов;

2. налогоплательщики заинтересованы в том, чтобы государство содержалось за чужой счет;

3. налогоплательщики стремятся к снижению издержек за счет уменьшения налогов для реализации своих интересов в выбранных сферах экономической деятельности;

4. отдельные публично-правовые образования в составе государства стремятся к распределению налогов в свою пользу.

Указанные интересы реализуются в следующих отношениях:

1. Формирование системы налогов и налоговых механизмов.

2. Формирование налогового права.

3. Обеспечение механизмов уточнения норм налогового законодательства для конкретной ситуации (толкование налогового законодательства).

4. Сбор налогов, контроль за их полным и своевременным поступлением.

5. Уплата налогов.

Учитывая все вышеизложенное, можно выделить следующие элементы налоговой системы.

Субъектного характера (индивиды):

1. налогоплательщики и налоговые агенты;

2. государственные служащие, наделенные властными полномочиями в сфере установления и введения налогов (Президент, члены Правительства, депутаты ГосДумы, губернаторы, главы местных администраций, местные депутаты и т.д.);

3. должностные лица налоговых органов;

4. должностные лица финансовых органов;

6. профессиональная инфраструктура налогообложения (налоговые адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы, т.д.).

Объектного характера (институты):

1. налоговые механизмы;

[2]

2. конституционное право;

3. налоговое право;

4. налоговый федерализм;

5. судебная система;

6. институты легализации налоговых схем;

7. институты защиты прав собственности;

8. институты гражданского общества и т.д.

Как видно, налоговой системе присуща значительная детальная сложность. Налоговая система состоит из большого числа элементов. Особенно сложна ее институциональная структура.

Но динамическая сложность налоговой системы еще более высока. Характер взаимосвязей и взаимозависимостей между различными элементами налоговой системы требует для своего описания не одного тома.

Итак, налоговую систему можно определить как целостное единство ее элементов субъектного (индивиды) и объектного (институты) характера, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости и обеспечивающих реализацию интересов экономических субъектов в налогообложении на регулярной основе.

Существуют классификации налоговых систем в зависимости от их определенных характеристик. Традиционно налоговые системы подразделяют следующим образом.

Читайте так же:  Досрочная пенсия для преподавателя колледжа

1. В зависимости от величины налогового бремени:

· Либерально-фискальные. Величина налогового бремени (с учетом социальных взносов) не превышает 30 % ВВП (США, Япония, Австралия, ряд стран Латинской Америки).

· Умеренно фискальные. Налоговое бремя находится в переделах 30-40 % ВВП (Германия, Великобритания, Россия, др. страны).

· Жестко-фискальные. ВВП. Высокая доля перераспределения доходов через бюджет. Налоговое бремя свыше 40 % (Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Франция, Бельгия).

2. В зависимости от соотношения между прямыми и косвенными налогами:

· Подоходные. В структуре поступлений преобладают прямые налоги. Доля косвенных налогов не превышает 35 % (США, Канада, Австралия, Великобритания).

· Умеренно косвенные. Доля косвенных налогов находится в пределах 35-50 % (большинство стран Европы).

· Косвенные. Доля косвенных налогов свыше 50 % (страны Латинской Америки, Восточной Европы, Турция, др.)

3. В зависимости от распределения налоговых полномочий между уровнями государственной власти:

· Централизованные. Подавляющая часть налоговых полномочий сосредоточена на федеральном уровне. Доля поступлений федеральных налогов в консолидированном бюджете свыше 60 %.

· Умеренно централизованные. Доля поступлений федеральных налогов в пределах 55-65 %.

· Децентрализованные. Федеральные налоги составляют менее 55 % консолидированного бюджета.

4. По прогрессивности (регрессивности) налогообложения:

· Прогрессивные. Неравенство в доходах сокращается после налогообложения.

· Регрессивные. Неравенство в доходах увеличивается после налогообложения.

· Нейтральные. После налогообложения неравенство в доходах остается неизменным.

Дата добавления: 2016-10-22 ; просмотров: 1086 | Нарушение авторских прав

ВИДЫ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

Официального определения налоговой системы нет. Чаще всего под налоговой системой понимают совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, обмена на территории России, определение прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений и.т.д.

В России действуют следующие режимы налогообложения:

2. Специальный налоговый режим

Общий режим налогообложения

представляет трехуровневую систему налогообложения, которая состоит из:

Видео (кликните для воспроизведения).

1). Федеральные налоги и сборы

2). Региональные налоги

3). Местные налоги

Федеральные налоги и сборы– это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8 (отменили Единый Социальный Налог):

· Налог на добавленную стоимость

· Налог на доходы физических лиц

· Налог на прибыль организаций

· Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

· Налог на добычу полезных ископаемых

Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов федерации.

При установлении региональных налогов законодательные, представительные органы государственной власти субъектов федерации определяют следующие элементы налогообложения:

1. Налоговые ставки

[1]

2. Порядок и сроки уплаты

Существует на данный момент 3 региональных налога:

1). Транспортный налог

2). Налог на игорный бизнес

3). Налог на имущество организаций

Местные налоги установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в Санкт-Петербурге и Москве(в городах федерального значения) устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов федерации.

Акты о местных налогах и сборах устанавливают следующие элементы налогообложения:

a) Налоговые ставки

b) Порядок и сроки уплаты налогов

c) Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в пределах предусмотренных НК РФ

Существует 2 местных налога:

1). Земельный налог

2). Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов общего режима налогообложения:

1. По сферам налогового законадательства:

2. По методу установления, способу изъятия:

· Косвенные (НДС, акцизы)

· Прямые (остальные 11 налогов)

3. В зависимости от порядка использования,назначения:

· Целевые (специальные) налоги

4. В зависимости от групп налогоплательщиков:

· Налоги, уплачиваемые только организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций)

· Налоги, уплачиваемые только физическими лицами (НДФЛ и налог на имущество физическихлиц)

· Налоги, уплачиваемые и организациями, и физическими лицами (Земельный, транспортный налог, государственная пошлина и другие)

· Налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями ( НДС, акцизы и другие)

Специальные налоговые режимы

принимаются в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные наоговые режимы могут предусматривать:

· Особый порядок определения элементов налогообложения

· Освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов

В НК РФ посвещена целая глава специальынм налоговым режимам, которые состоят из:

1). Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый Сельскохозяйственный Налог)

2). Упрощенная система налогообложения

3). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

15. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

Развитие экономики страны зависит от налоговой политики,возможность обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Налоговая политика – это система целенаправленных мероприятий государства в области налогов и налогообложения: экономических, правовых, организационных, контрольных. Налоговая политика в России в последние годы была направлена на реформирование (совершенствование) налоговой системы:

1. Введение 2 частей Налогового кодекса Российской Федерации. Первая часть НК РФ ввелась в 1999 году, вторая часть вводилась постепенно с 2001 года.

2. Сокращение количества налогов. В 2000 году было: федеральных – 20, региональных -5, а местных – 23. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8, региональных – 3, а местных – 2. С 1 января 2010 года был отменен Единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования РФ, федеральный и территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

3. Введение специальных налоговых режимов, которые включают:

· Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый Сельскохозяйственный налог)

· Упрощенная система налогообложения

· Система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Читайте так же:  Сколько пенсия у сотрудников мвд

· Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции

4. Снижение налоговых ставок, таких как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др. Например: налоговая ставка по НДС снизилась с 28% до 20%, а теперь составляет 18%.

5. Совершенствование налогового администрирования, под которым чаще всего понимают систему управления государством налоговыми отношениями.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы определенно в основных направлениях налоговой политики.

Дата добавления: 2016-10-22 ; просмотров: 2227 | Нарушение авторских прав

13. Налоги: сущность и функции. Налоговая система и ее эффективность

Налогообложения представляет собой совокупность экономических и финансовых, а также организационно-правовых отношений, основанные на перераспределение денежной форме стоимости путем принудительного определенной части дохода в пользу государства.

Экономическая сущность налогов заключается в том, что государство изымает определенный обязательный взнос в пользу общества. Другими словами ,экономическая Сущность налога определяется денежными отношениями, которые возникают между государствами и ю.л. и ф.л., которым присуще назначения мобилизации средств в использовании государством.

Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Выделяются следующие функции налогов:

Распределительная функция раскрывает сущность налогов в виде централизованного инструмента по перераспределению общественных доходов;

Фискальная функция является одной из основных во всех государствах и выражается в обеспечении финансовыми ресурсами государства с целью ее деятельности. Данной функции характерна возможность перераспределения определенной части НД, и с развитием рыночных отношений ее роль возрастает;

Контрольная функция выражает контролирование гос-вом посредством налогов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и граждан, т.е. проводит контроль над образованием доходов и их расходованием;

Регулирующая функция подразделяется на три подфункции:

а)стимулирующую (осуществляется через систему льгот. Предпочтений, а т.ж. исключений.т.о. ее назначение предусмотрено для развития соц-эк. Процессов);

б) дестимулирующую (ее действие связано с увеличением ставок налогов, что препятствует развитию соц-эк. Процессов);

в) воспроизводственную (осуществляется через платежи за пользование природ.рес., а т.ж. посредством поступления в дорожные фонды).

Твёрдые ставки налога – это фиксированные ставки на единицу налогообложения

При регрессионных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги взимаемые в ценах всегда регрессивные.

При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных ставках налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов юр и физ лиц в соотв с действующим законодательством. К ним относятся: налогооблагаемый минимум – наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемого от обложения; скидка с исчисленной суммы налога; вычеты из облагаемого дохода.

— Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относится подоходный налог с населения, налог на прибыль, поимущественный налог. Они подразделяются на реальные и личные налоги.

Реальные – поземельный, подомовой, промысловый налоги и налог на ценные бумаги.

Личные налоги включают подоходный налог с населения, на прибыль корпораций, на доходы от денежных капиталов, на прирост капитала, на сверхприбыль, поимущественный, подушный.

— Косвенные – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Принципы и механизм налогообложения.

Прогрессивность, однократность, обязательность, простота и удобство, гибкость, эффективность перераспределения ВВП.

В зависимости от направления поступления налогов и сборов различают: федеральные, региональные и местные налоги.

В зависимости от своего использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов гос-ва, без закрепления за каким-либо определённым видом расходов. Специальные имеют целевое назначение.

В любом цивилизованном государстве налогообложение основывается на определенных принципах:

принципе соразмерности (характеризует сбалансированность интересов гос-ва и налогоплательщиков)

принципе справедливости (предусматривает, что каждый обязан соразмерно своим доходам принимать участие в финансировании расходов гос-ва. Основные идеи данного принципа закл.в том, что сумма взимаемых налогов должна быть определена исходя их величины получаемых доходов налогоплательщиком, и тот, кто получает больший объем благ от гос-ва обязан платить сумму налогов в большем размере);

принципе учета интересов налогоплательщиков (основан на принципе определенности, заключающемся в простоте исчисления налога и его уплаты, т.е. способы и время платежей должны быть точными и заблаговременно известными для налогоплательщиков, а т.ж. на принципе удобства, предполагающем. Что налог необходимо взимать понятным способом и в такое время, которое наиболее удобно для плательщика);

принципе экономичности (выражается в сокращении затрат взимания налогов и рационализации системы налогообложения, иначе говоря,сумма сборов по определенному налогу должна быть больше издержек на его обслуживание);

принципе всеобщности (согласно данному типу каждый обяза уплатить налоги и сборы, установленные законом);

принципе равнонапряженности ( означает взимание налогов с налогоплательщиков по единым ставкам от уровня прибыли).

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание^ войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели. Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени. Это — принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику; принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика; принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Читайте так же:  Льготная пенсия для работников здравоохранения

Налоговая система выполняет следующие основные функции: фискальную — обеспечение доходов государственного бюджета; регулирующую — регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости: распределительную — перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую — микроэкономическое регулирование; контрольную — обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

Понятие налоговой системы. Система налогов и сборов в РФ

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника посредством системы законодательно установленных налогов и сборов, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, принятой в данном государстве.

Налоговая система создается в целях финансового обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия расходов, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, с поддержанием приоритетных отраслей экономики, с расходами на проведения социальной политики в стране и т.п.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков, порядок их установления, взимания и отмены на территории РФ, полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений.

Налоговая система России является самой молодой в мире, постоянно развивающейся системой. Надо сказать, что в мире вообще нет совершенных налоговых систем, это же можно сказать о ситуации в нашей стране.

Налоговая система России была создана в 1991 году с принятием закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где дается характеристика и принципы ее построения. Также был принят ряд других законов: «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и т.д.

Принятые законы о налогах были введены в действие с 1 января 1992 года.

Налоговая система, начавшая действовать в России в 1992 году, одновременно с либерализацией цен и экономическими реформами была направлена на максимизацию поступлений налогов в бюджет в сочетании с элементами стимулирования предприятий, была ориентирована на всеобщность и стабильность налоговых ставок.

Важным шагом в развитии налоговой системы России явилось принятие в 1998 году и вступление в действие с 01.01.99 года первой (общей) части Налогового кодекса РФ (далее НК). Более серьезные изменения в налоговую систему и экономическую жизнь вошли с введением в 2001году в действие второй части.

Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике, так как разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов 19-го века и практики зарубежных стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития.

Созданная налоговая система действует и в настоящее время с учетом многочисленных изменений и дополнений, принятых законодательными органами власти за истекший период.

Налоговым кодексом РФ установлена трехуровневая система налогов и сборов: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Также НК РФ установлены специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги. К специальным налоговым режимам относятся:

1) единый сельскохозяйственный налог;

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8603 —

| 7072 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  2. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  4. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
Понятие налоговой системы виды налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here