Понятие налогов налоговая система государства

Полезная информация на тему: "Понятие налогов налоговая система государства" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Налоговая система государства: основные элементы и принципы построения

Налоговые отношения в государствах организационно оформляются, что находит отражение в таком понятии, как налоговая система. Налоговая система — это система диалектически связанных между собой таких трех элементов, как совокупность налогов и сборов как форм проявления объективных налоговых отношений, форм, принципов и методов их построения (налоговый механизм), а также совокупность налоговых органов [1] .

Важнейшим элементом налоговой системы выступает совокупность взимаемых государством с организаций и физических лиц (налогоплательщиков) различных видов налогов, сборов, пошлин, установленных в законодательном порядке.

Классификация налогов — это их группировка по наиболее существенным признакам. Любая классификация носит условный характер и в зависимости от целей показывает тот или иной функциональный срез. В результате классификация позволяет составить более полное представление о налогах, обо всем многообразии налоговых форм и методов. Выделение специфики отдельных групп налогов предопределяет особые условия налогообложения и взимания, а также административно-финансовых мер. Например, группировка налогов, имеющих одинаковую природу, может использоваться для недопущения двойного налогообложения. Группировка налогов используется и при решении задачи гармонизации налоговых систем разных стран, особенно при формировании экономических союзов. Наиболее распространенными содержательными признаками классификации налогов выступают:

  • 1) способ взимания (принципиальная возможность переложения);
  • 2) уровень публичной власти и государственного управления, определяющего и устанавливающего отдельные элементы налогообложения;
  • 3) по платежеспособности налогоплательщика:
    • — объект налогообложения,
    • — категория налогоплательщика (субъект налогообложения),
    • — порядок использования (или отношение к государственным расходам);
  • 4) способ уплаты:
    • — учетно-экономический источник уплаты.

Широкое распространение получило деление налогов по способу взимания, а именно на прямые и косвенные налоги. Прямые налоги — это налоги на доходы и имущество, которые уплачиваются из доходов налогоплательщиков, а также бремя уплаты которых лежит обычно на самом налогоплательщике.

Косвенные налоги — это налоги на расходы и на потребление. Косвенными налогами не облагаются сбережения. Косвенные налоги включаются в цену (тариф) в виде надбавки, соответственно, бремя их уплаты классически перекладывается с налогоплательщика на покупателя товаров (т.е. с налогоплательщика на носителя налога). В результате субъект (налогоплательщик) и носитель налога теоретически не совпадают. Однако в современных условиях возможность переложения налогов претерпела такие модификации, что стала носить относительный характер.

Чем выше уровень экономического развития, тем большую, нередко доминирующую долю в налоговых доходах бюджетов бюджетной системы страны занимают прямые налоги. Вместе с тем есть государства, где прямых налогов с населения практически нет (Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт).

Вторая классификационная группировка налогов является результатом группировки налогов исходя из государственного устройства и компетенций государственных органов (статусная классификация):

  • — государственные (федеральные и региональные);
  • — местные;
  • — межгосударственные.

По платежеспособности налогоплательщика выделяют налоги личные (учитывающие платежеспособность налогоплательщиков) и реальные (прямо не зависящие от платежеспособности субъектов налогообложения, от уровня доходности объекта налогообложения).

Классификация налогов по налогоплательщикам различает три группы налогов: с организаций (юридических лиц), физических лиц, организаций и физических лиц (смешанная).

[2]

С развитием малого и индивидуального предпринимательства, а также проектной формы организации научно-производственных коллективов все сложнее однозначно разграничивать налоговые платежи по субъектам налогообложения.

Группировка налогов по объекту обложения также нередко используется в научной литературе. При этом различаются налоги на доходы, имущество, действия (реализация товаров (работ, услуг), обороты, финансовые операции, хозяйственные активы), расходы, использование ресурсов (ресурсно-рентные), иные обстоятельства, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

В последние годы стала использоваться классификация налогов по такому критерию, как направление использования налогов или назначение налогов. При этом выделяют общие, специальные (целевые) и чрезвычайные налоги.

Одним из классификационных признаков может использоваться и способ уплаты налогов. Выделяют четыре основных способа уплаты налога:

  • 1) способ начисления (по декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган). Декларация — официальное заявление о налоговых обязательствах налогоплательщика исходя из доходов, расходов, налоговых льгот, налоговых ставок;
  • 2) способ удержания (для налогоплательщика это означает автоматическое удержание налога, а обязанность по исчислению налога возложена на третье лицо, которое по законодательству обязано выступить налоговым агентом);
  • 3) кадастровый способ (уплата налога не связана с моментом получения дохода);
  • 4) уведомительный способ (налог исчисляется налоговым органом и выставляется для уплаты налогоплательщиком в виде уведомления).

Критерий классификации налогов, исходя из учетно-экономического источника уплаты налоговых платежей, диктует прикладной характер группировки налогов, взимаемых с организаций:

  • — налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • — налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
  • — налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);
  • — налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В учебной литературе встречается еще один аспект рассматриваемой классификации, а именно по характеру отражения в системе национальных счетов (СНС):

  • 1) налоги на производство и импорт;
  • 2) налоги на доходы и имущество.

Второй элемент налоговой системы — принципы, формы и методы построения налогов как результат деятельности законодательных и исполнительных органов власти на основе их компетенция в сфере налоговых отношений (глава 4).

На становление и развитие налоговой системы оказывают влияние различные факторы: как объективные (исторические, экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные (политические явления, войны, природные катаклизмы), как внешние, так и внутренние. Поэтому налоговые системы разных стран имеют существенные различия. Основные факторы, определяющие структуру налоговой системы:

  • — уровень экономического развития;
  • — общественно-экономическое и государственное устройство страны;
  • — господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны).

Формирование налоговой системы осуществляется исходя из установленных принципов. Так, Дж. Стиглиц сформулировал следующие:

  • 1) принцип экономической эффективности;
  • 2) принцип административной простоты;
  • 3) принцип гибкости;
  • 4) принцип политической ответственности;
  • 5) принцип справедливости по отношению к разным индивидам.

В учебной и научной литературе принципы построения налоговой системы России классифицируют также в зависимости от направленности действия и реализации в них принципов налогообложения на три группы [2] , а именно принципы, обеспечивающие:

  • — реализацию Конституции РФ (принципы публичности, приоритетности государственных интересов, законности);
  • — права налогоплательщиков (принципы нейтральности, защищенности налогоплательщика, экономического равенства налогоплательщиков, соразмерности налогового бремени);
  • — интересы субъектов государственной власти исходя из федеративного устройство государства (принципы единства налогообложения и налогового федерализма).
Читайте так же:  Суд злостному уклонению уплаты алиментов

Организационные принципы построения российской налоговой системы декларируются в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ.

Особо следует обратить внимание еще на один принцип, заложенный в законодательстве о налогах и сборах, а именно «презумпции невиновности» налогоплательщика: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Отдельным элементом налоговой системы как предпосылка ее эффективности и управляемости является совокупность налоговых органов с определением их функций и задач, которые организуют и осуществляют работу по контролю за правильностью исчисления налогов и за полнотой и своевременностью их уплаты, а также привлекают к ответственности за нарушение налогового законодательства (глава 3).

Управление системой налоговых органов в нашей стране возглавляет Минфин России, оперативное же управление осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС России), находящаяся в ведении Минфина России. Система налоговых органов страны обеспечивает контроль за исполнением налогового законодательства, сбор и анализ информации по начислению и уплате налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы страны, формирование процедур и методики налогового контроля. Однако ФНС России не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование налоговой системы, кроме законодательно установленных случаев, а также оказывать платные услуги. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять схемы по уклонению от уплаты налогов, принимать превентивные меры, а также привлекать к ответственности недобросовестных налогоплательщиков. Этому способствуют новые технологии, построенные главным образом на применении больших баз данных, обрабатываемых в автоматическом режиме.

Система налоговых органов построена исходя из административного и национально-территориального деления и состоит из трех звеньев. Федеральное звено представлено ФНС России, второе звено включает управления ФНС по субъектам Федерации, наконец, основной элемент этой системы — налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.

Каждый налоговый орган признается самостоятельным учреждением, но одновременно находится в иерархической вертикальной подчиненности, входит в единую централизованную систему. В результате структурирован сбор и обмен информацией, методическое обеспечение и порядок взаимодействия при проведении налоговых проверок. В современной налоговой системе выделяют специализированные межрегиональные инспекции ФНС России (по крупнейшим налогоплательщикам по отраслевому принципу, по централизованной обработке данных, по ценообразованию, по камеральному контролю), межрегиональные инспекции ФНС России, Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, специализированные межрайонные инспекции ФНС России (по осуществлению налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками), межрайонные инспекции ФНС России (как единые регистрационные центры), инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления.

Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Во-первых, насколько полно действующая налоговая система охватывает (выявляет) источники доходов в целях обложения их налогом. Отсюда вытекает тенденция усложнения налоговой системы, специализация и дифференциация форм, методов налогообложения.

Вторым фактором эффективности налоговой системы выступает минимизация расходов по взиманию налогов. В результате, наряду со специализацией налоговой системы, идет процесс упрощения в управлении налогами, в том числе через укрупнение налогов.

Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь мы просто изложим основной материал по этой теме, максимально простой и наглядный.

Понятие налоговой системы России

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику .

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее , чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).

Основные виды налогов в России

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.

Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

Читайте так же:  Медицинская пенсия по выслуге лет в россии

Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:

федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.

То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);

региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;

местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.

Структура налоговой системы РФ

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
  • налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
  • государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

[3]

Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
  • транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
  • налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).

Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст. 15 НК РФ):

  • налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
  • земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
  • торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.

Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):

[1]

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире – отдельная обширная тема.

© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Пригодилась статья? Поделитесь с друзьями:

Библиографическая запись для цитирования статьи по ГОСТ Р 7.0.5-2008:
Галяутдинов Р.Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii (дата обращения: 27.08.2019).

Нашли опечатку? Помогите сделать статью лучше! Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

ФОРМУЛЫ —>
ТЕРМИНЫ —>
БУХУЧЕТ —>
НАЛОГИ —>
СТАТИСТИКА —>
БИОГРАФИИ —>
ЗАДАЧИ —>
ENGLISH —>

ГАЛЯУТДИНОВ
Руслан Рамилевич

старший преподаватель экономических дисциплин (маркетинг, логистика, рынок ценных бумаг). подробнее

    Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия

Понятие налогов налоговая система государства

История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут-поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа» и даже формой «грабежа без греха», если собранные средства употребляются на «всеобщее благо».

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Такое внимание вполне оправдано, так как налоги — это:

1) вычеты из доходов плательщиков;

2) основной источник доходов государства;

3) один из эффективных инструментов регулирования экономики.

В общем виде под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размере, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Основные характеристики налога:
1) безэквивалентное изъятие части дохода или собственности плательщика; 2) определенные по размерам и срокам платежи; 3) юридически обоснованные для каждого вида размеры и порядок внесения; 4) общественное принуждение к уплате.

Рассмотрим основные элементы налога ( налогообложения ):

— субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является его плательщиком;

— объект налога — экономический феномен, подлежащий налогообложению, т.е. доходы, собственность, цена товаров и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и некоторые другие объекты, установленные законодательными актами;

Читайте так же:  Субсидии молодым семьям в хмао югре

— источник налога — доход (общественный продукт), за счет которого уплачивается налог;

— единица обложения — единица измерения объекта;

— налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные (с простой и сложной прогрессией);

— налоговые льготы — полное или частичное освобождение плательщика от налога, в том числе необлагаемый налогом минимум дохода;

— налогооблагаемая база — часть объекта налогообложения (за вычетом налоговых льгот), на которую практически начисляются налоги;

— налоговое бремя — доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Рассчитывается также национальное налоговое бремя, или налоговая нагрузка на ВВП и чистый социальный продукт.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; формы и методы их построения; компетенция органов власти в отношении налогов; распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные органы, собирающие налоги и контролирующие правильность их уплаты, — все это входит в понятие налоговой системы .

Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, эффективность и эластичность. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, сколько реально действующая, в том числе:

отклонения от провозглашенных принципов и правил;

бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата;

необязательность выполнения налоговых предписаний.

Налогоплательщики — это хозяйствующие субъекты и избиратели. Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юридических актах налоговой системы, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Не меньшее значение имеет также то, куда и как расходует государство налоговые поступления.

Эффективное налогообложение (с точки зрения существующего в стране социально-экономического строя) должно быть справедливым в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации. В долгосрочной перспективе без реального подтверждения такие действия обычно вызывают обратную желаемой реакцию населения. В этой связи перечислим основные условия справедливого и эффективного налогообложения:

1) равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;

2)глобальность и всеобъемлемость;

3) реальность и целенаправленность налоговых поступлений.

Рассмотрим основные правила, обеспечивающие справедливость налоговой системы:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1) один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период;

2) обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих органах;

3) льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;

4) запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;

5) штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с плательщиков в бесспорном порядке;

6) для налогообложения нерезидентов и доходов за рубежом применяются международные соглашения о налогообложении.

Укажем также на основные признаки несовершенной налоговой системы, многие из которых характерны и для российской системы:

1) неясное определение налоговой базы в законодательстве, множество нормативных актов, поправок, разъяснений; 2) множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы, сложность распределения налоговых поступлений по бюджетам различных уровней; 3) отсутствие прогрессивности в обложении прибыли, доходов; 4) нарушение системы ценообразования путем исключения отдельных субъектов или товаров из обложения добавленной стоимости; 5) множество льгот и вычетов ( в том числе индивидуальных), облегчающих возможность уклонения от налогов.

Следует отметить, что самую лучшую, идеально продуманную и спланированную налоговую систему может погубить некомпетентность, безответственность, незаинтересованность и коррумпированность ее кадров, отсутствие доступной и достоверной информации о ее работе, а также независимого и постоянного контроля.

Понятие налогов налоговая система государства

§ 2. Понятие налогов и сборов. Налоговая система. Налоговое право. Законодательство о налогах и сборах

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.
В Налоговом кодексе РФ (ч. I) содержится легальное определение налога и сбора.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления* денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

* См. ст. 209, 294-296 ГК РФ.

* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824 (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999. № 155-ФЗ // Российская газета. 1999. 15 июля).

*В настоящем учебном пособии рассматривается только налоговое законодательство России. Налоговое законодательство зарубежных стран см.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993.

Понятие налогов налоговая система государства

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Читайте так же:  Вопрос повышения пенсии после увольнения

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения

Читайте также:

  1. A. Понятие о корреляционном анализе
  2. B. Понятие о регрессионном анализе
  3. I . Сущность организации и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов.
  4. I. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
  5. I. Язык как открытая система.
  6. II. Цели, задачи и принципы студенческого самоуправления
  7. VI. 1. Понятие и признаки государственных органов, принципы их формирования.
  8. VII. Принципы работы вычислительной системы
  9. А. Понятие инвестиций.
  10. Агропромышленный комплекс (АПК): понятие, цели функционирования, основные сферы. Прогнозирование и планирование АПК
  11. Адаптация эк пр к внешним и внутренним условиям. Принципы адаптации.
  12. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды

Влияние подоходного налога на мультипликатор автономных расходов.

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор автономных налогов

Лекция 07. НАЛОГИ

1. Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения.

2. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.

7. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.

Как писал Бенджамин Франклин: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

· определение правил ведения экономической деятельности — «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

· поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

· производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

· социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.)

· борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика и др.).

Средствами для оплаты расходов государства, в первую очередь, выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя:

· субъект налогообложения (кто должен платить налог)

· объект налогообложения (что облагается налогом)

· налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога)

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Т = BT × t

Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

· справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);

· понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);

· удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику)

· недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

2. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.

Государственное регулирование может осуществляться как прямым, так и косвенным образом. Прямое регулирование выражается в установлении цен, косвенное – во введении налогов.

Налоги — это обязательные безвозмездные платежи, принудительно взимаемые государством с домохозяйств и фирм.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

1) Прямой налог взимается с определенной денежной суммы (дохода, стоимостной оценки имущества, наследства). К этим налогам относятся подоходные налоги (налог на доходы физических лиц или НДФЛ и налог на прибыль); налог на наследство; налог на имущество и др.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

2) Косвенный налог – это часть цены, т. е. надбавка, включённая в цену экономического блага. Структура цены зависит от движения благ и особенностей налогообложения деятельности, связанной с его производством и реализацией. При формировании цены в нее включаются: себестоимость продукции и доходы производителя, оптовика, розничного продавца и потоварные налоги.

Косвенный налог является потоварным, поскольку им облагается товарооборот.

Этот налог включается в цену блага либо как фиксированная абсолютная (денежная) сумма на единицу измерения, либо как процент от цены.

В настоящее время в России существует два вида потоварных налогов, выделяемых в составе цены, акциз и налог на добавленную стоимость (НДС).

К косвенным относятся два вида налогов: акцизный налог и налог на добавленную стоимость.

1) Акциз — это налог, которым облагаются отдельные товары и услуги низкой ценовой эластичности (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, бензин и др.); разновидность акциза — таможенная пошлина (включается в цену импортных товаров). 2) Налог на добавленную стоимость, кратко НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе РФ). Налогом на добавленную стоимость облагается большинство товаров и услуг, поэтому его иногда называют универсальным акцизом. Ставки НДС — адвалорные, то есть выражаются в процентах к части цены блага без учета НДС. Основной процент, по которой происходит обложение этим налогом, составляет 18%. С некоторых экономических благ (продовольственных и медицинских товаров, периодических печатных изданий и товаров для детей) НДС взимается по льготной ставке в 10%. Налогом на добавленную стоимость должна облагаться лишь добавленная стоимость, а не весь оборот. Поэтому производится возмещение плательщикам НДС налога, уплаченного по ценностям, приобретенным для производства товара. Если в цену продукции уже входит НДС, то его можно вычислить, используя расчетную ставку. Ставке налога в 18% соответствует расчетная ставка НДС в 15,25%, ставке 10% — 9,09%.
Читайте так же:  Отчисления в пенсионный с физического лица

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог и 3) регрессивный налог.

· При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода.

Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

Доход Налоговая ставка Сумма налога
10%
10%
10%

Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами являются также косвенные налоги.

· При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины

дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Доход Налоговая ставка Сумма налога
10%
12%
15%

Примером прогрессивного налога служит подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли способствует повышению эффективности производства.

· При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода

и уменьшается по мере роста дохода.

Доход Налоговая ставка Сумма налога
15%
12%
10%

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается — прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 рублей, то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0.1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0.05%.

В макроэкономике налоги также делятся на: автономные и подоходные.

1) Автономные (паушальные или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода (объёма выпуска, являются элементом постоянных издержек) и обозначаются

2) Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня дохода и величина которых определяются по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт)

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна:

Т = + tY

Различают среднюю и предельную ставку налога.

· Средняя ставка налога (averige tax rate) – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

t ср = (Т/Y) × 100%

· Предельная ставка налога (marginal tax rate) – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода. (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу)

t пред = (∆Т/∆Y) × 100%

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до 50 тыс. руб. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 50 тыс. руб. – по ставке 50%. Если человек получает 60 тыс. руб. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. руб. (50 х 0.2 + 10 х 0.5 = 10 + 5 = 15), т.е. 10 тыс. руб. с суммы в 50 тыс. руб. и 5 тыс. руб. с суммы, превышающей 50 тыс. руб., т.е. с 10 тыс. руб. Средняя ставка налога будет равна 15 : 60 = 0.25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5:10 = 0.5 или 50%.

Соотношение средней и предельной налоговой ставки позволяют определить систему налогообложения:

· при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней;

· при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны;

· при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

| следующая лекция ==>
Лекция негіздері |

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 480 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.

  3. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  4. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Понятие налогов налоговая система государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here