Понятие и виды налоговых ставок

Полезная информация на тему: "Понятие и виды налоговых ставок" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Виды налоговых ставок и методы налогообложения

Налоговые ставки вместе с налоговой базой определяют сумму налогового обязательства и являются важнейшими элементами юридического состава налога, определяющими тяжесть налоговой нагрузки.

Налоговая ставка представляет собой основной элемент налога, без которого налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения. Умножением ставки налога на количество единиц налоговой базы определяется сумма налогового платежа. Например, ставка по налогу на доходы физических лиц — 13%. В данном случае единица налоговой базы равна 1 руб. С каждого рубля дохода физическое лицо должно платить 13 коп. Поэтому если налоговая база, исчисленная исходя из дохода физического лица, составит 10 тыс. руб., то сумма налогового платежа будет равна 1300 руб.

Относительно данного элемента налога в ст. 53 Налогового кодекса сказано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом».

Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

  • 1. В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления):
    • • равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога и имущественное положение налогоплательщика не учитывается, например налог на благоустройство территории;
    • • твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога, например 300 руб. на 1 кг табака курительного;
    • • процентные ставки, когда размер налога выражен в процентах от стоимостной величины налоговой базы, например ставка налога на прибыль составляет 20% налогооблагаемой прибыли, ставка налога на доходы физических лиц — 13% совокупного дохода.
  • 2. В зависимости от степени изменяемости ставок налога:
    • • общие ставки;
    • • повышенные ставки,
    • • пониженные ставки (например, при общей ставке НДС 18% предусмотрена и пониженная ставка — 10%).
  • 3. В зависимости от содержания:
    • • маргинальные ставки, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;
    • • фактические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
    • • экономические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Метод налогообложения — это порядок применения налоговой ставки, размер которой меняется в зависимости от роста налоговой базы. Известны четыре основных метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

При равном методе налогообложения для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Этот метод представляет собой простой вид налогообложения, при котором не учитывается имущественное положение налогоплательщика, и поэтому в сегодняшних условиях применяется лишь в исключительных случаях. Например, при изъятии некоторых целевых налогов. Прямой метод налогообложения использовался еще в древних государствах, где широко применялся подушный налог, изымаемый с каждого подданного в конкретном размере в физическом измерении. При прямом методе налогообложения устанавливается твердая сумма налога (в рублях), которая вычитается из налоговой базы.

Понятие налоговых ставок, виды налоговых ставок. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное обложение, экономические условия их применения

Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Порядок определения налоговой базы устанавливается НК РФ. Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода. Она определяется на основе данных бухгалтерского учета либо иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

Налоговая ставка важный элемент налога, который выражает величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В практике налогообложения применяются процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки устанавливаются в процентах к налоговой базе. Процентные ставки различают: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки это ставки, которые применяются в одинаковом размере (единая процентная ставка) к объекту налогообложения без учета его величины. Они применяются, например, при исчислении налога на имущество организаций, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и др.

Прогрессивные ставки это такие ставки, величина которых возрастает по мере увеличения объекта налогообложения. Например, в настоящее время такие ставки применяются при исчислении налога на имущество физических лиц, на наследование или дарение.

Прогрессивное налогообложение может применяться как дополнение к пропорциональному налогообложению. Данная методика применялась при исчислении налога на прибыль по предприятиям союзного и республиканского подчинения при выполнении плана по прибыли.

Регрессивные ставки это ставки, величина которых уменьшается по мере увеличения объекта налогообложения. В настоящее время такие ставки применяются при исчислении единого социального налога.

Твердые (специфические) ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Твердые ставки, например, установлены по транспортному налогу.

[3]

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а также Правительством РФ в порядке и пределах, определяемых указанным Кодексом.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Налоговые органысоставляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей. Налоговые органы представлены Федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС России) и ее территориальными органами.

Таможенные органыпользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы и порядок заполнения налоговой отчетности.

Органы внутренних делпо запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных налоговых проверках.

Читайте так же:  Нет начислений налога в личном кабинете

Государственная пошлина.

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за: право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ; право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии; выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов; выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Таможенные платежи.

Таможенные платежи — пошлины, налоги и сборы (перечисленные в статье 318 Таможенного кодекса РФ), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела. Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая таможенные сборы за хранения товаров на складах временного хранения и таможеных складах таможенных органов, а также таможенные сборы за таможенное сопровождение транспортных средств, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Дата добавления: 2016-11-03 ; просмотров: 264 | Нарушение авторских прав

Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

Налоговая ставка— величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

  • Твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.
  • Процентные, они делятся на:
  • Пропорциональные (адвалорные) — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.
  • Прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.
  • Регрессивные — возрастают по мере уменьшения налоговой базы

Функции налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов

Налоги осуществляют ряд функций, из которых можно выделить одну из самых важных-это регулирующая. Одним из способов регулирования рыночной экономики является применение процентных налоговых ставок. Маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.

30. Налоговая политика государства: содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.

Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Цели:

Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели отражают регулирующую функцию налогов. В современных условиях экономические цели налоговой политики состоят в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики на международном рынке. Социальные цели налоговой политики – обеспечение государственной политики регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Поставленные цели реализуются через совокупность задач налоговой политики.

Задачами налоговой политики могут быть проведение налоговой реформы, снижение бюджетного дефицита, стимулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства, сглаживание региональных диспропорций, поддержка развития малого бизнеса, стимулирование инвестиций и инноваций, совершенствование налогового администрирования и др.

1. По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).

2. В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:

Фискальный тип налоговой политики характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством налогов и сборов, высокими налоговыми ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных налогов и т. п.

В регулирующей налоговой политике акцент делается на усиление регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Такой политике присущи чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах и т. д.

Контрольно-регулятивная политика в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена, как правило, либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение предприятий и граждан от уплаты налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предотвращения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника государственных доходов.

Комбинированная (равновесная) налоговая политика ориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроля на основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.

Читайте так же:  Коэффициенты расчета пенсии по зарплате

3. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для стран, находящихся в условиях стагфляции, речь может идти только об эффективной стимулирующей политике.

4. По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные, органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в этой области. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии и тактики, в рамках которых регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.

5. По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов, и т. д.

Твердая ставка при оплате налогов. Определение термина.

Уже с древних времен вместе с возникновением товарного производства, классовым разделением общества и появлением государства, нуждающегося в серьезных средствах на содержание чиновников, судов, армии, возникли налоги. В процессе становления капитализма и его развития усилилось и их значение: государство, выражающее общественные интересы в самых различных сферах и осуществляющее соответствующую политику, обеспечивало эффективную реализацию государственных функций, в том числе экономической и финансовой. Они стали являться основным источником формирования государственного бюджета. Под воздействием всевозрастающих потребностей государства в доходах складывалась и практика налогообложения.

На сегодняшний день налоговым кодексом его понятие определено достаточно полно. Здесь же следует отметить немаловажную деталь: налоговый платеж должен быть установлен законодательно.

Установленным налог считается в том случае, когда определены как налогоплательщики, так и элементы налогообложения,которыми являются:

  • объект налогообложения;
  • нал-я база;
  • нал-я ставка;
  • нал-й период;
  • порядок исчисления нал.;
  • порядок и сроки уплаты нал..

Налоговая ставка — один из обязательных элементов, представляющих собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По способу установления различают следующие виды налоговых ставок:

  • твердые (специфические) ставки;
  • процентные (адвалорные) ставки — в % от единицы нал-жения.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме, определенном размере на объект (единицу) нал-жения и не зависят от размера дохода, получаемого налогоплательщиком. При установлении специфических нал-овых ставок законом фиксируется определенная (твердая) сумма, подлежащая уплате в виде нал. с единицы обложения.

В качестве примеров применения твердых налоговых ставок могут быть приведены следующие виды налогов:

  • Транспортный — ставка устанавливается в твердой сумме (в рублях) в зависимости от мощности двигателя (в расчете на 1 лошадиную силу), регистровой тонны или единицы транспортного средства. Сумма определяется произведением налоговой базы и налоговой ставки (например, 100 л.с. х 5 руб.).
  • Сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов — налоговая ставка устанавливается в рублях за одну животную единицу, или за одну тонну.
  • На игорный бизнес — налоговая ставка устанавливается также в твердой сумме за один игровой стол, или игровой автомат, одну кассу тотализатора или букмекерской конторы.

Также законодательством предусматривается использование при налогообложении сочетания твердых и процентных (специфических и адвалорных) ставок. Примером такого сочетания могут быть государственные пошлины, обложение акцизами.

НАЛОГОВАЯ СТАВКА

Налоговые ставки и методы налогообложения

Под методом налогообложения понимается механизм изменения ставки налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы. Фактически речь идет о поведении ставки налогообложения конкретного вида при росте налоговой базы. В литературе нет единства при характеристике методов налогообложения. Так, А.Н. Козырин виды методов налогообложения включает непосредственно в виды налоговых ставок и выделяет их как отдельные разновидности ставок налогов. С.Г. Пепеляев методы налогообложения рассматривает относительно самостоятельно, хотя и в тесной связи с характеристикой ставок налогообложения. Действительно, категории ставки налога и метода налогообложения (необходимо отличать от метода ведения налогового учета) очень тесно связаны между собой. Во многом механизмы их использования переплетаются. Но если при характеристике ставки налога превалирует материальная основа установления налогового бремени, то при учете метода налогообложения акцент делается в первую очередь на процессуальную сторону применения конкретной ставки налога. Это, на наш взгляд, позволяет рассматривать метод налогообложения относительно обособленно от ставки налога Налоговое право России: Учебник / Кучеров И.И., Бондарь Н.С., Гриценко В.В — М.: Инфра-М, Норма, 2015. — С. 175..

Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения.

В зависимости от типа группировки налоговые ставки могут дифференцироваться:

· по методу установления — на твердые и процентные, иначе называемые специфическими и адвалорными;

· по экономическому содержанию — на предельные (маргинальные), фактические и экономические.

При установлении налоговых ставок в виде специфических ставок (твердых сумм) в законе фиксируется определенная твердая сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Также в виде твердых ставок установлены ставки налога с владельцев транспортных средств, ряда акцизов, налога на имущество физических лиц (в части транспортных средств) и некоторые другие.

Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения. Например, ставка налога на прибыль (в федеральной ее части) составляет 11% с каждого рубля полученной и подлежащей налогообложению прибыли.

Наиболее яркий пример использования сочетания специфических и адвалорных ставок — обложение акцизами. Основные категории подакцизных товаров, такие как алкогольная продукция, нефть и газовый конденсат, облагаются с использованием твердых или специфических ставок. Пример использования адвалорных (процентных) ставок — акцизы на ювелирные изделия со ставкой 5% стоимости изделий.

Читайте так же:  Налог на имущество юридических лиц отмена

Относительно второго аспекта проблемы формирования ставок — их экономического содержания — можно выделить предельные (или маргинальные) ставки налога, фактические (средние или эффективные) и экономические.

Предельные налоговые ставки — номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах.

Фактическая (или средняя налоговая) ставка — отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы Пригула С.В. Правовые основы предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2008..

Фактическая ставка практически всегда меньше предельной, поскольку установленная законом ставка применяется не ко всей сумме налоговой базы, а к той ее части, которая подлежит налогообложению. Например, вся стоимость имущества предприятия составляет 100 тыс. руб. Но в состав этого имущества входят мобилизационные мощности в размере 10 тыс. руб., которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению. В этом случае сумма уплаченного налога при ставке 2% должна составить 1800 руб. Таким образом, фактическая ставка составит 1,8%, а налоговая ставка в 2%, устанавливаемая законодательством, будет представлять предельную или номинальную ставку Чуркин А.В. Понятие объекта налогообложения и проблемы его определения в законодательстве. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2002..

Экономическая ставка налога — обычно отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика.

Как правило, этот термин обычно используют в отношении подоходных и сходных с ними по своему экономическому содержанию налогов.

С проблемой установления налоговых ставок непосредственно связан применяемый в каждом конкретном случае метод налогообложения — порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Читайте так же:  Где узнать размер пенсии по старости

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Виды налоговых ставок

Принципов классификации ставок налога может быть несколь­ко. Мы постараемся остановиться на наиболее важных:

А. ПО УСТАНОВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО ДАВЛЕНИЯ (бре­мени) на плательщика:

Базовая (основная) ставка — ставка, не учитывающая особен­ностей плательщика или вида деятельности, облегчающих или утя­желяющих налоговое бремя и, соответственно, увеличивающих или уменьшающих налоговую ставку (например, по налогу на доходы предприятий и организаций она равнялась 22 % по налогу на при­быль составляет 30 %). Надо учесть, что по некоторым налоговым платежам о понятии базовой налоговой ставки мы можем упоми­нать весьма условно, в силу множественности ставок в целом поданному налогу (акцизный сбор).

Пониженная ставка — предполагающая определенные осо­бенности плательщика и сокращающая налоговое бремя на него(чаще всего ее применение можно рассматривать как налоговую льготу).

Повышенная ставка — учитывающая специфическую форму деятельности или получения доходов и превышающая основную,базовую ставку.

Б. ПО МЕТОДУ УСТАНОВЛЕНИЯ СТАВКИ НАЛОГА:

1. Абсолютные (твердые) ставки — ставки налога, при которых размер налога в твердой фиксированной величине определяется на каждую единицу налогообложения.

Подобные ставки применяются в Украине и Российской Федерации довольно редко, так как инфляционные процес­сы в экономике делают этот механизм изначально запаздыва­ющим за целью сбора налогов и платежей. В тех случаях, когда они используются, пересмотр ставок практикуется до­вольно часто, минимум один раз в год (например, плата за землю в Украине).

2. Относительные — ставки налога, при которых размер налога устанавливается в определенном соотношении к единице обложе­ния. Характер соотношения ставки налога и единицы обложения позволяет выделить несколько подвидов относительных ставок:

а) относительно-процентные — ставка налога устанавливается в процентах от единицы налогообложения;

б) относительно-кратные — соотношение размера налога и еди­ницы налогообложения устанавливается в величинах, кратных оп­ределенному показателю (например, законодательно установлен­ным на данный момент минимальной плате либо необлагаемому минимуму доходов):

[2]

в) относительно-денежные — ставка налога, устанавливающая определенную денежную сумму на часть налогооблагаемого объек­та (например, налог на операции с ценными бумагами в Россий­ской Федерации).

В. ПО СОДЕРЖАНИЮ Маргинальные — ставки налога, которые непосредственно указаны в нормапгвном акте, закрепляющем данный вид налога, и

применяются к отдельным налоговым разрядам (маржам), отдель­ным частям дохода. Подобные ставки предполагают как бы сту­пенчатое налогообложение, при котором определенная процент­ная ставка устанавливается для обложения объекта от одного уров­ня до другого; с переходом на другой уровень (ступень) используется другая ставка (например, подоходный налог с физических лиц).

Фактическая ставка — выступает как отношение уплаченного налога к налоговой базе.

Экономическая ставка — отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу. Именно данный вид ставок наиболее полно раскрывает особенности налоговой политики.

Г. ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТИМУЛОВ для плательщика:

Стимулирующая — налоговая ставка, создающая у платель­щика потребность в увеличении результатов деятельности, которая приводит к росту доходов, имущества и т.п.

Ограничительная — ставка налогообложения, при которой формируются определенные факторы, стимулирующие плательщика осуществлять деятельность в неизменных масштабах, предотвра­щающая дальнейшее развитие или новые вложения.

Запретительная — налоговая ставка, устанавливающая чет­кие ограничения и делаюшая абсурдными, неэффективными лю­бые действия, при которых изменяется налогооблагаемый объект и осуществляется переход к иной ставке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8790 —

| 7164 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды налогов. Понятие, виды и функции налогов

Читайте также:

  1. Амортизация основных средств и методы ее начисления в целях налогового учета.
  2. Амортизация по Налоговому Кодексу Украины с 01.04.11 г
  3. Аналогова схемотехніка до Відлара
  4. Аналоговые преобразователи параметров напряжений и токов
  5. Аналоговые средства измерений
  6. Аналоговый интегратор.
  7. В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
  8. В какой срок в общем случае должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
  9. Виды бюджетно-налоговой политики
  10. Виды налогов
  11. Виды налогов

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

Читайте так же:  Оплата пенсионных взносов в налоговую

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины, то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямыеикосвенные.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

[1]

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.

2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

| следующая лекция ==>
Проблемные регионы России | Налоговая система. Совокупность взимаемых в стране налогов, сборов и пошлин, правил их уплаты и налоговых органов образует налоговую систему

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 52331 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

  3. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
Понятие и виды налоговых ставок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here