Положение о пенсиях по старости

Полезная информация на тему: "Положение о пенсиях по старости" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Пенсия по старости
порядок оформления и получения

Пенсия по старости назначается тем гражданам, которые имеют страховой стаж и достигли пенсионного возраста, установленного государством.

Мужской пенсионный порог – 65 лет , а женский – 60 лет .

Условия, необходимые для получения пенсии по старости

Страховой стаж – этот тот период времени, на протяжении которого человек осуществлял свою трудовую деятельность, и за него шли отчисления в ПФР. Кроме фактически отработанных дней и лет, в этот стаж входит:

  • декрет;
  • срочная служба в армии;
  • отпуск по уходу за ребёнком;
  • «Больничные»;
  • и другие периоды, которые называют «нестраховые». Их полный перечень дан в ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в РФ от 17. 12. 2001 г. № 173 – ФЗ.

Такая пенсия назначается гражданам при наличии хотя бы пяти лет стажа, который складывается из страхового и «не страхового» стажа.

Если же человек не имеет стажа, который необходим для начисления пенсии по старости, тогда ему будет положена только социальная пенсия, причем получать ее он сможет на 5 лет позже. В 2017 году размер социальной пенсии равен 4 959,85 рублей.

Как начисляется и рассчитывается пенсия по старости

В России пенсия по старости состоит из двух частей.

  • РП – размер пенсии;
  • СЧ – страховая часть;
  • НЧ – накопительная часть.

В свою очередь, каждая из частей пенсии также имеет свою формулу для расчёта.

  • СЧ – страховая часть;
  • ПК – пенсионный капитал, который берётся на тот день, когда человеку назначается пенсии по старости;
  • Т – период «дожития» — предполагаемый период времени, который пенсионер может прожить после выхода на пенсию. В 2014 год такой период составляет 19 лет , т. е. 228 месяцев месяцев;
  • Б – базовый размер страховой части пенсии. С 01. 01. 2014 года это размер равен 3 910 рубля 34 копейки. В зависимости от категории граждан, этот размер может быть увеличен.

Пенсионный капитал (ПК), который будет браться для расчета пенсии, также имеет свою формулу для начисления.

  • ПК1 — сумма пенсионного капитала по состоянию на 01 января 2002 года. Это актуально для тех граждан, которые имели трудовой стаж до этого времени;
  • СВ – сумма, на которую автоматически увеличивается пенсионный капитал, который был заработан до 01. 01. 2002 года. На данный момент это 10%. А если у человека есть стаж и до 1991 года, то эта сумма возрастает на 1% за каждый, отработанный до 1991 года, год.
  • ПК2 – это сумма пенсионного капитала, заработанного человеком после 2002 года.
  • ПН – сумма накоплений человека в специальной части его пенсии. Эта сумма учитывается на тот день, когда человек имеет право получать пенсию;
  • Т – период «дожития».

Документы необходимые для оформления пенсии по старости

Для того чтобы получать пенсию, будущий пенсионер должен представить в территориальный отдел ПФР по месту регистрации следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку или любой другой документ, который выдаётся по месту работы и может подтвердить трудовой стаж будущего пенсионера.

Кроме того, сотрудники ПФР могут потребовать представить также и следующие документы:

  • справку, в которой указан среднемесячный заработок за последние непрерывные 60 месяцев до 2002 года;
  • при наличии иждивенцев – справку, о том, что они есть и об их содержании;
  • документы об изменении паспортных данных;
  • документ об инвалидности;
  • справку о месте жительства (если человек оформляет пенсию по месту временной регистрации).

С 2015 года будет введён новый порядок расчёта пенсий, при этом нынешний 2014 год является переходным годом.

В дальнейшем при расчёте пенсии будут использоваться коэффициенты, которые напрямую определят ее размер. Сами же коэффициенты будут зависеть от продолжительности трудового стажа человека.

Сколько составляет пенсионный возраст мужчин и женщин в России? Ожидается ли его изменения? Насколько при этом российская «возрастная» действительность отличается от зарубежной?

В расчёте трудового стажа учитывается не только рабочее время, но и другие периоды жизни. Читайте подробности.

Страховая и накопительная части пенсии, её зависимость от зарплаты, повышающие коэффициенты и другие тонкости здесь!

Рост потребительских цен и пересчет пенсий. Каких пенсий коснулась индексация 2019, а также что ожидает пенсионеров в будущем — подробнее читайте тут!

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Читайте так же:  Размер алиментов при разводе на одного ребенка

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в «Российской газете» от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

[1]

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 — 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Читайте так же:  Удерживать алименты по заявлению работника

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

Статья 8 . Условия назначения страховой пенсии по старости

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Гражданам, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к настоящему Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

1.1. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее — государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее — муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее — должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Информация об изменениях:

Статья 8 дополнена частью 1.2 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1.2. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

О продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, в зависимости от года назначения пенсии, см. приложение 3

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

>
Условия назначения страховой пенсии по инвалидности
Содержание
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Трудовая пенсия по старости
кто и на каких условиях может её получить

В самом названии «трудовая пенсия» отражена правовая суть этого вида пенсии. В основном законе о трудовых пенсиях указывается, что этот вид ежемесячной выплаты является компенсацией заработка, утраченного в связи с наступлением старости.

Все трудовые пенсии в настоящее время устанавливаются на основании федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации». Всего существует три вида таких пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Около 85% пенсионеров в нашей стране получают трудовую пенсию по старости.

Минимальный средний размер трудовой пенсии с февраля 2015 года составит – 12 422 рубля.

Право на трудовую пенсию по старости и порядок обращения в Пенсионный фонд РФ

Установленный законом возраст выхода на пенсию по старости составляет для женщин — 60 лет , для мужчин – 65 лет (для лиц, имеющих льготный стаж, он снижается на пять-десять лет). Достижение этого возраста является первым необходимым условием для назначения трудовой пенсии; вторым условием является наличие не менее пяти лет трудового стажа.

Назначение трудовой пенсии по старости носит заявительный характер. Это значит, что она будет назначена только в случае обращения в Пенсионный фонд России с соответствующим заявлением. Если заявитель обратится позже установленного срока – она будет назначена со дня обращения. Можно обратиться с заявлением в течение месяца до дня наступления права.

Необходимые документы, подтверждающие право на трудовую пенсию

При обращении за назначением трудовой пенсии заявитель должен одновременно представить все необходимые документы. Основные из них — трудовая книжка и справка о размере заработной платы. Стаж работы до 31 декабря 2001 года принимается на основании записей в трудовой книжке, а после 2001 года – на основании сведений персонифицированного учета, которые имеются в Пенсионном фонде РФ.

Справка о заработной плате может быть представлена за любые пять лет подряд из периода работы до 2002 года, либо за два года: 2000-2001 годы. Если эти два года человек трудился на предприятии, был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования (основная масса работающих была застрахована в 1998-1999 году) – то справку представлять не обязательно. Сведения о заработной плате за этот период имеются в ПФР.
Кроме этих основных документов, могут в необходимых случаях затребовать дополнительные: справки с места работы, документы о смене фамилии и другие.

Как отражается стаж и размер заработной платы при расчете размера трудовой пенсии по старости

Действующий в настоящее время закон был принят в конце 2001 года. Люди же, выходящие на пенсию по старости в настоящее время, имеют стаж работы, как до этой даты (общий трудовой стаж), так и после нее (страховой стаж). Поэтому пенсия рассчитывается за два периода.

За период до 2002 года она рассчитывается по действующему ранее закону, по формуле учитывающей стаж и заработную плату. А за период, начиная с 2002 года, в расчет включается непосредственно сумма страховых взносов, уплаченная работодателем. Они отчисляются в ПФР за каждого работника и составляли до 2005 года12%, до 2010 -14%, а сейчас – 16% от размера заработной платы для мужчин и женщин до 1966 года рождения включительно.

Читайте так же:  Пенсионер получил инвалидность какая будет пенсия

Из чего складывается размер трудовой пенсии по старости

Расчет трудовой пенсии довольно сложен и в каждом конкретном случае зависит от индивидуальных данных, правил учета отдельных видов стажа и заработка, установленных льгот для отдельных категорий граждан. Проще всего понять из чего складывается общий размер трудовой пенсии на конкретном примере:

Мужчине, 01.01.1954 года рождения, пенсия была назначена с января 2014 года в возрасте 60 лет. Трудовой стаж на дату назначения составил 38 лет. Заработная плата максимальная. Страховые взносы за 2002-2013 год – 235 994,41 руб.

Общий размер трудовой пенсии на сегодня составляет 9 364,03 рубля. В ее составе:

  • фиксированный базовый размер – 3 910,34 руб. Он одинаков для всех трудовых пенсий по старости, увеличивается при наличии иждивенцев.
  • страховая часть пенсии – 5 453,69 руб. Именно она рассчитана из стажа и заработной платы. В нее входит дополнительно:
  • сумма валоризации – 1 089,31 руб. Эта сумма зависит от количества стажа, отработанного до 1991 года, в период, когда с заработной платы работников отчисляли 1% на пенсионное обеспечение.

[2]

Нетрудно подсчитать, что трудовой вклад работника непосредственно отражается в размере его пенсии всего на 58%

Что следует ожидать в будущем

Закон о трудовых пенсиях, на основании которого сегодня производится расчет – доживает последний год. С 1 января 2015 года в действие вступает новый закон «О страховых пенсиях».

Самые значительные изменения касаются требуемого стажа для определения прав на пенсию: он будет повышаться с нынешних 5 лет до 15 лет, постепенно до 2024 года. Новым законом предусмотрены повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от возраста выхода на пенсию. Расчет трудовой пенсии по старости также изменится, он будет производиться по балльной системе.

Поскольку средняя заработная плата в России за прошлый год составила порядка 27 000 рублей, то получается, что трудовая пенсия по старости в нашей стране компенсирует работникам около 36% утраченного ими заработка.

В мировом сообществе нормальным уровнем пенсионного обеспечения считается, если это соотношение (коэффициент замещения) составляет 46%. Как видим, России еще есть, к чему стремиться в вопросе совершенствования пенсионного обеспечения своих граждан.

Кто может уйти на пенсию до наступления пенсионного возраста? Что такое списки профессий, а также как подтвердить свой особый трудовой стаж?

В расчёте трудового стажа учитывается не только рабочее время, но и другие периоды жизни. Читайте подробности.

Какие категории льгот для пенсионеров существуют в России? Вычеты по налогам и субсидии на оплату коммуналки – кому положены, в каких размерах действуют? Подробнее здесь

Что входит в перечень документов, необходимых для оформления пенсии? Куда и в какие сроки их необходимо подать, а также что делать, если документы полностью или частично утеряны?

Положение о пенсиях по старости

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78
График работы прокуратуры:

Понедельник-Четверг
09:00-18:00
Пятница
09:00-16:45
Обед
13:00-13:45

Признано недействующим положение о невключении в специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости периодов обучения и службы в армии

Решением Верховного Суда РФ от 09.06.2016 № АКПИ16-452 «О признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» признано недействующим положение о невключении в специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости периодов обучения и службы в армии.

Принимая такое решение, Верховный Суд РФ исходил из следующего. Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (далее — Закон СССР от 14.07.1956), Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан России на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В силу ч. 8 ст. 13 указанного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно п. 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» п. 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее – Положение)

Читайте так же:  Увеличат ли ветеранам боевых действий пенсия

В период действия Закона СССР от 14.07.1956 пунктом 109 Положения было определено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (пп. «к»).

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в период с 01.03.1991 до 01.01.2002, закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Судом установлено, что спорное предписание абзаца второго пункта 11 Указания о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона официально не отменено и продолжает применяться.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 года специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2019

Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:

  • условий получения такого пенсионного обеспечения,
  • порядка его начисления и доставки,
  • расчёта отчислений из пенсионных выплат,
  • непосредственно самих пенсионных сумм.

Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Структура закона

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Кому важно знать закон

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.

В 2016-2019 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.

Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.

Действующий закон о пенсиях в РФ 2019: изменения, новые положения

Действующий закон о пенсиях в РФ 2019 года регламентирует порядок и размер выплат в рамках государственного обеспечения для граждан, достигших пенсионного возраста.

Нормативный акт подробно описывает виды пенсий, условия получения выплат, размер отчислений, возможность перерасчета пенсионных сумм.

Виды пенсий по закону

Выплаты призваны компенсировать тот доход, который получали граждане во время трудовой деятельности или неработоспособные люди после смерти члена семьи, который их содержал.

Закон о пенсиях разделяет отчисления на три типа:

  1. страховая пенсия по старости (ст.7 закона о пенсиях в РФ) может состоять из страховой и накопительной частей. Для получения такого вида государственного содержания требуется страховой (бывшее название «трудовой») стаж и особые пенсионные накопительные баллы. Балловая система была введена в 2015 году и подразумевает равномерную индексацию выплат. В соответствии с нормативными поправками в ФЗ №173, для получения пенсии по старости необходимо минимум 11.8 баллов. Их можно увеличить, повышая размер страховых отчислений, или путем продления рабочих лет. Необходимое количество баллов при средней заработной плате можно получить за 13-15 трудовых лет;
  2. пенсия по потере кормильца (ст.9);
  3. пенсия по инвалидности оформляется на определенный срок. По его окончании человек должен прийти на переосвидетельствование инвалидности, чтобы подтвердить свой статус. При неявке на медико-социальную экспертизу выплата пенсии приостанавливается.

Пенсионный закон обеспечивает соответствующие выплаты при предъявлении подтверждающих документов: свидетельства о смерти или решения суда о признании лица без вести пропавшим.

Читайте так же:  В ссср работающие пенсионеры получали пенсию

Виды пенсий по инвалидности

Для назначения страховой пенсии, лицо должно пройти медико-социальную экспертизу в государственном учреждении, где ему будет присвоена группа инвалидности.

Пенсия по инвалидности подразделяется на:

[3]

  • социальную (не предусматривает иных критериев для получения, кроме документов, подтверждающих статус инвалида (до или после 18 лет). Отсутствие дополнительных параметров позволяет получать пенсионные отчисления детям-инвалидам и лицам, не имеющим стажа работы);
  • государственную (охватывает узкий круг населения, включающий ветеранов ВОВ, работников и спасателей ЧАЭС и т.д.);
  • страховую (доступна для людей с любым подтверждённым стажем работы).

Закон о пенсиях в РФ 2019 года вводит индексацию отчислений для инвалидов на 2,4%, повышая ежемесячные выплаты.

Условия получения выплат в соответствии с законом о пенсиях в РФ

С 2019 года законодательство вводит четкие рамки о назначении пенсии по старости. Речь идет о пенсионной реформе, которая несмотря на недовольство народа, была принята.

Для мужчин предельный рабочий возраст наступит в 60,6 лет. Пенсионный закон в России для женщин ставит возрастную планку в 55,5 лет. При этом количество баллов должно быть не ниже 14.

Существуют и исключения из закона, которые снижают необходимую возрастную планку для людей, трудившихся на опасном и вредном производстве, многодетным матерям.

К таким исключениям относятся:

  • работники угольной промышленности;
  • тяжелые условия труда;
  • подземные работы;
  • долгосрочная работа в текстильной промышленности для женщин.

Полный перечень профессий описан в ФЗ о страховых пенсиях в ст.27 и ст.27.1.

Относительно государственных служащих Правительство также делает отклонения от общего правила, регламентируя постепенное повышения возрастных параметров.

Способы получения государственного обеспечения

Для получения государственного обеспечения необходимо собрать пакет документов, заполнить заявление о начислении пенсии и передать их в любое отделение Пенсионного фонда по месту регистрации (если регистрация отсутствует, то в отделение по месту фактического проживания).

Это можно сделать следующими способами:

  1. воспользоваться услугами Почты России;
  2. прийти в отделение лично;
  3. передать документы через доверенное лицо;
  4. отправить в электронном формате, используя личный кабинет ПФС.

Обратите внимание: каждый последующий рабочий год после наступления пенсионного возраста повышает размер выплат.

Размер отчислений по ФЗ РФ №173

Величина выплат зависит от вида пенсии, а суммы значительно разнятся.

В соответствии со ст.14 ФЗ №173, размер отчислений по старости рассчитывается по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

  • СЧ – страховая часть;
  • ПК – суммы расчетного пенсионного капитала;
  • Т – ожидаемое количество рабочих месяцев (252 мес.=21 год);
  • Б – базовый размер пенсии.

О том, как формируется расчетный пенсионный капитал подробно описано в ст.30.

Он определяется по формуле:

ПК = (РП — 450 рублей) x T, где

  • РП – расчетный размер пенсии;
  • Т — ожидаемое количество рабочих месяцев (252 мес.= 21 год).

Федеральный закон о страховых пенсиях в Российской Федерации с последними изменениями гласит, что в стране не останется ни одного пенсионера с выплатами ниже прожиточного минимума. Такой предел устанавливается индивидуально в каждом регионе.

Правительство уверяет, что даже если пенсионные отчисления ниже минимального порога, то будут осуществляться дополнительные выплаты. Такие меры призваны искоренить слой населения страны, находящихся за чертой бедности.

Важно! В Москве Минфин утвердил нижнюю планку выплат в 2010 году – 10 364 руб. Такая сумма будет минимальной, которую смогут получать люди, не имеющие никакого трудового стажа.

Перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2019 году

Многих интересует вопрос о том, когда перерасчет пенсии произойдет и надо ли уволенному самому уведомлять ПФР, если работающий пенсионер уволился.

Информировать ПФР об уволенных работниках — обязанность работодателя, поэтому обращаться в Пенсионный фонд с заявлением не нужно. Работодатель передаст сведения в ПФР на следующий месяц после расторжения договора с работником, в течение месяца выносится решение об индексации. Уже со следующего месяца пенсионные выплаты будут пересчитаны. При условии своевременной сдачи отчетности работодателем процесс занимает чуть более трех месяцев.

Компенсации за время, прошедшее между датой расторжения договора и месяцем, с которого вступает в силу решение об пересчете, в 2019 г. не предусмотрены.

Законы о пенсии в России 2019 года предусматривают учет прошедших трех месяцев после увольнения.

Таким образом, время, занимаемое на перерасчет, также оплачивается государственными отчислениями. Новые правила позволят не терять суммы выплат во время перерасчета и получать их единой суммой.

Индексация пенсий

В 2019 году Правительство РФ поднимет уровень пенсионных отчислений путем государственных прибавок и увеличения индексаций (ФЗ №173 от 17 декабря 2001 г. в последней редакции).

С 1 января произойдет повышение отчислений на 7,05%, что выше, чем инфляция в прошлом году. У военных индексация составила 1,034%.

В течение 2019 года Минфин планирует поэтапно увеличивать размер пенсионных выплат по каждому их виду. Так, с 1 апреля социальные пенсии по потере кормильца и по инвалидности будут повышены на 2,4%.

Социальные выплаты и услуги пенсионерам по ФЗ РФ №173

Кроме обязательной (фиксированной) части пенсии существуют еще социальные выплаты, которые положены особой группе людей (участникам ВОВ, героям страны, блокадникам, ликвидаторам ЧАЭС и т.д.).

Помимо выплат такая категория граждан обеспечивается набором бесплатных социальных услуг (предоставление бесплатного проезда, лекарств, лечения, санатория). Такими услугами можно воспользоваться в натуральном виде или в денежном эквиваленте (о выплате этих сумм можно обратиться в любое отделение ПФС).

Таким образом, закон об индексации пенсий в 2019 году предусматривает значительный подъем государственных отчислений для граждан, получивших правовой статус пенсионера.

Корректируя суммы путем перерасчета с учетом инфляционных скачков и дополнительных выплат, Правительство планирует сравнять государственное обеспечение со средней заработной платой в стране.

Таким образом, закон о выходе на пенсию введен в действие в 2001 году и с тех пор не раз корректировался и дополнялся. На сегодняшний день политика Правительства РФ направлена на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения. В связи с этим страховые пенсии в РФ с 2019 года станут индексироваться по новым ставкам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вопросы о пенсионерах стали актуальными на арене государственных обсуждений и, по уверению главы Минфина, ситуация должна благоприятно измениться благодаря комплексному подходу реформирования пенсионной системы.

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.

  3. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
Положение о пенсиях по старости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here