Показатели налогов и налоговой системы

Полезная информация на тему: "Показатели налогов и налоговой системы" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Налоговая система

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»): налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика; каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков. Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления через рычаги, звенья и элементы.

Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии:

— разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

— практическое применение налогового механизма;

— проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

— анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии (см. § 8.7 настоящего пособия), показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов. Оптимальный размер налогового бремени — центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги — тем выше экономика.

Читайте так же:  Перевод пенсии на новое место жительства

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

43. Структура налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Структура налоговой системы. В России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

-налог на добавленную стоимость;

-налог на доходы физических лиц ;

-налог на прибыль организаций;

-акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

-налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

— сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

— государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

— налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

— транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

-налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

-земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

-торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

44. Принципы налогообложения Российской Федерации.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения:

принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

45. Функции налогов.

Налог —обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

46. Классификация налогов.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

налог на добавленную стоимость;

[1]

таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

Читайте так же:  Сколько в россии мужчин пенсионного возраста

Основные показатели налогов и налоговой системы.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления Δ T) при изменении дохода Δ Y), например ВВП на 1 процент. Значение этого коэффициента может быть равно, больше или меньше единицы. В этой связи широкое распространение получила налоговая концепция А. Лаффера. Он показал, что для увеличения налоговых поступлений в бюджет не всегда эффективно повышение налоговых ставок. Наоборот, это может привести к обратному результату.

Критики идеи Лаффера выдвигают ряд возражений. Во-первых, на основании расчетов, проведенных американскими экономистами обнаружилось, что различные экономические субъекты на изменение налоговых ставок реагируют неодинаково. Другими словами, различные слои населения имеют свою индивидуальную кривую Лаффера. Одни группы при ослаблении налогов трудятся больше, другие — отводят больше времени досугу. Во-вторых, последствия снижения налоговых ставок связаны с лагом времени. Увеличение предложения возможно лишь по истечении определенного периода времени.

Но это вовсе не означает, что теория Лаффера не верна. Главная сложность применения кривой Лаффера заключается в том, что практически очень сложно определить точку, где действительно находится эконо-мика страны и, соответственно, оптимальную налоговую ставку.

Важным показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В развитых странах экспортирующих готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные налоговые поступления осуществляются за счет внутренней торговли. В менее развитых странах, наоборот, основной налоговый сбор идет благодаря экспорту сырья и энергоносителей.

Для оценки эффективности налоговой системы является показателем, отражающий соотношение прямого и косвенного налогообложения. Данное соотношение свидетельствует об уровне экономического развития страны и налоговой системы в частности. Сбор косвенных налогов не требует развитой налоговой системы расчетов налогов и налогового аппарата.

В качестве экономического показателя развития налоговой системы выступает структура прямых налогов. В экономически развитых странах очень высока доля подоходных налогов, налогов на имущество и другие виды налогов на физических лиц. В современной России в структуре прямых налогов наибольший удельный вес занимает налог на прибыль.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

Основные показатели налогов и налоговой системы.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления Δ T) при изменении дохода Δ Y), например ВВП на 1 процент. Значение этого коэффициента может быть равно, больше или меньше единицы. В этой связи широкое распространение получила налоговая концепция А. Лаффера. Он показал, что для увеличения налоговых поступлений в бюджет не всегда эффективно повышение налоговых ставок. Наоборот, это может привести к обратному результату.

Критики идеи Лаффера выдвигают ряд возражений. Во-первых, на основании расчетов, проведенных американскими экономистами обнаружилось, что различные экономические субъекты на изменение налоговых ставок реагируют неодинаково. Другими словами, различные слои населения имеют свою индивидуальную кривую Лаффера. Одни группы при ослаблении налогов трудятся больше, другие — отводят больше времени досугу. Во-вторых, последствия снижения налоговых ставок связаны с лагом времени. Увеличение предложения возможно лишь по истечении определенного периода времени.

Но это вовсе не означает, что теория Лаффера не верна. Главная сложность применения кривой Лаффера заключается в том, что практически очень сложно определить точку, где действительно находится эконо-мика страны и, соответственно, оптимальную налоговую ставку.

Важным показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В развитых странах экспортирующих готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные налоговые поступления осуществляются за счет внутренней торговли. В менее развитых странах, наоборот, основной налоговый сбор идет благодаря экспорту сырья и энергоносителей.

Для оценки эффективности налоговой системы является показателем, отражающий соотношение прямого и косвенного налогообложения. Данное соотношение свидетельствует об уровне экономического развития страны и налоговой системы в частности. Сбор косвенных налогов не требует развитой налоговой системы расчетов налогов и налогового аппарата.

В качестве экономического показателя развития налоговой системы выступает структура прямых налогов.В экономически развитых странах очень высока доля подоходных налогов, налогов на имущество и другие виды налогов на физических лиц. В современной России в структуре прямых налогов наибольший удельный вес занимает налог на прибыль.

Основные показатели налогов и налоговой системы.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления Δ T) при изменении дохода Δ Y), например ВВП на 1 процент. Значение этого коэффициента может быть равно, больше или меньше единицы. В этой связи широкое распространение получила налоговая концепция А. Лаффера. Он показал, что для увеличения налоговых поступлений в бюджет не всегда эффективно повышение налоговых ставок. Наоборот, это может привести к обратному результату.

Критики идеи Лаффера выдвигают ряд возражений. Во-первых, на основании расчетов, проведенных американскими экономистами обнаружилось, что различные экономические субъекты на изменение налоговых ставок реагируют неодинаково. Другими словами, различные слои населения имеют свою индивидуальную кривую Лаффера. Одни группы при ослаблении налогов трудятся больше, другие — отводят больше времени досугу. Во-вторых, последствия снижения налоговых ставок связаны с лагом времени. Увеличение предложения возможно лишь по истечении определенного периода времени.

Но это вовсе не означает, что теория Лаффера не верна. Главная сложность применения кривой Лаффера заключается в том, что практически очень сложно определить точку, где действительно находится эконо-мика страны и, соответственно, оптимальную налоговую ставку.

Важным показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В развитых странах экспортирующих готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные налоговые поступления осуществляются за счет внутренней торговли. В менее развитых странах, наоборот, основной налоговый сбор идет благодаря экспорту сырья и энергоносителей.

Для оценки эффективности налоговой системы является показателем, отражающий соотношение прямого и косвенного налогообложения. Данное соотношение свидетельствует об уровне экономического развития страны и налоговой системы в частности. Сбор косвенных налогов не требует развитой налоговой системы расчетов налогов и налогового аппарата.

В качестве экономического показателя развития налоговой системы выступает структура прямых налогов.В экономически развитых странах очень высока доля подоходных налогов, налогов на имущество и другие виды налогов на физических лиц. В современной России в структуре прямых налогов наибольший удельный вес занимает налог на прибыль.

Налоговая система РФ и ее особенности

1. Понятия и основные элементы налоговой системы. Модели построения налоговых систем.

2. Характеристика основных элементов налоговой системы.

2.1 Налоговое законодательство.

2.2 Система налогов и сборов.

Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц откуда

2.3 Налоговые органы РФ. Формы проведения налогового контроля.

2.4 Порядок и условия налогового производства. Налоговая документация и отчетность.

3. Основные показатели налоговой системы.

4. Налоговая политика и ее цели (самостоятельно).

Понятия и основные элементы налоговой системы. Модели построения налоговых систем.

Налоговая система – это сложное, эволюционизирующее, социальное образование тесно связанное с развитием экономики и государства.

Налоговая система является главным инструментом перераспределения финансовых средств.

Налоговая система является частью финансовой системы государства.

НС представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, методов их установления, изменения и отмены, осуществление налогового контроля и установление мер ответственности за нарушение за нарушение налогового законодательства.

Важную роль при выборе налоговой системы играет форма государственного устройства (унитарное и федеративное). В унитарном государстве все налоги делятся на общегосударственные и местные. В федеративном государстве все налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

В настоящее время существует 4 основных модели построения налоговых систем, которые различаются составом налогов, способами взимания этих налогов, в уровнях налоговых ставок, составом налоговых льгот и др.

Все модели налоговых систем имеют общие признаки:

1. Направленность налогов на увеличение государственных доходов

2. Соблюдение принципов равенства, справедливости и эффективности налоговых платежей

3. Недопустимость двойного налогообложения

4. Использование налоговых льгот

5. Фискальный характер налогов.

Модели построения систем:

1. Англо-саксонская – особенностью является ориентирование на обложение прямыми налогами. Основное налоговое бремя несут налогоплательщики -физические лица. Прогрессивное налогообложение доходов физлиц. Великобритания, Ирландия, Австралия, Италия,

2. Евроконтинентальная – характеризуется высокой долей отчислений на социальное страхование, Германия (45% отчислений на соцстрах, что обеспечивает высокие пенсии), Нидерланды, Норвегия, Швеция.

3. Латиноамериканская модель – характеризуется высокой долей косвенных налогов. (Боливия, Чили, Перу 42,46,49% соответственно)

4. Смешанная модель – характеризуется тем, что бюджетные поступления формируются за счет доли и прямых и косвенных налогов. Доля прямых налогов составляет 30-40% (Испания, Австрия,)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Характеристика основных элементов

Налоговое законодательство возникло с 01.01.1992 года. Введена в действие в ФЗ «Об основах налоговой системы».

С 1995 года вводились методические указания по исчислению определенных налогов (НДС,Н на прибыль и тд).

1998 год – появляется первая часть налогового кодекса РФ. В ней даются только основы построения налоговой системы.

2001 год – 2 часть налогового кодекса РФ. (Введено 4 налога)

Гос думаàсовет федерацииàпрезидент (так устанавливаются налоги)

2.1

Налоговое законодательство представляет собой совокупность норм, содержащихся в федеральных законах, принятых на их основе законов субъектов РФ, актах представительных органов местного самоуправления, устанавливающих:

· Систему налогов и сборов

· Общие принципы налогообложения и сборов

· Основания возникновения изменения и прекращения отношения собственников и государства по уплате налогов и сборов

· Формы и методы налогового контроля

· Ответственность за нарушение налоговых обязательств.

Таким образом, по форме налоговое законодательство – это совокупность актов законодательных и представительных органов, а по содержанию – это совокупность норм, регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные конституцией РФ к ведению законодательных и представительных органов.

Хоз.субъекты Государственные органы

Физические лица (налогоплательщики или налоговые агенты) Налоговые органы
Законные или уполномоченные представители налогоплательщика (могут участвовать в налоговых правоотношениях) Министерство внутренних дел (до 2002 года – это были органы налоговой полиции)
Таможенные органы
Финансовые органы
Органы государственных внебюджетных фондов.

Система налогов и сборов

01.01.1992 год –более 200 налогов и сборов

1998-1998 гг. – порядка 40-46 налогов

2001 год – до 20

1. Федеральные налоги

— Налог на добавленную стоимость гл. 21

— Налог на доходы физических лиц — гл 23

— Единый социальный налог — гл.24

ЕСН отменен в 2010 году.

— Налог на прибыль – гл.25

25.1 – сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов (2004 год)

25.2 – водный налог (2005 год)

25.3 – государственные пошлины (2005 год)

26 – налог на добычу полезных ископаемых (2002 год)

2. Региональные налоги (субъекты РФ)

— налог на имущество организаций (2006)

— транспортный налог (гл. 28, 2003 год)

— налог на игорный бизнес (гл. 29, 2004 год)

3. Местные налоги

— налог на имущество физлиц (еще не введен)

— земельный налог (31, 2006 год)

4. Специальные налоговые режимы (26)

— 26.1 – единый сельскохозяйственный налог (2002 год)

— 26.2 – упрощенная система налогообложения (2003 год)

— 26.3 – единый налог на вмененный доход

— 26.4 – система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукций (2004 год)

Налоговые органы

С марта 2004 года существует ФНС.

Права налоговых органов ст.31

Обязанности налоговых органов ст. 32

Основные полномочия и функции на раздатке. 3!

В ч.1 гл 6 ст.36 НК РФ обозначены полномочия органов внутренних дел в соответствии с ФЗ от 30.06.2003 г № 86

Дата добавления: 2016-03-25 ; просмотров: 700 | Нарушение авторских прав

Показатели налогов и налоговой системы

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Таким образом, Налоговый Кодекс РФ закрепляет 13 видов налогов и сборов.

Для сравнения, в США действует 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемые на уровне отдельных штатов. Несмотря на такое разнообразие налогов, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них.

Структура поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации такова, что львиная доля налоговых доходов приходится на НДС, налог на прибыль и акцизы, т. е. 24,7%, 27,8% и 10,8% соответственно.

Налог на доходы физических лиц в РФ составил в 2011 г. лишь 15% в общей сумме налоговых поступлений, в то время как в США, Западной Европе и других промышленно развитых странах он составляет 20-30%.

Читайте так же:  Практика определение и взыскание задолженности по алиментам

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства.

Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии.

Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

Наиболее ярким примером политики такого рода служит политика администрации Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение темпов роста экономики США в 1980-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате масти налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства.

Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но . читать далее .

Показатели налогов и налоговой системы

В рамках изучения особенностей функционирования налоговой системы государства необходимо рассмотреть виды и показатели эффективности налоговой системы.

Эффективность налоговой системы определяется исходя из уровня ее влияния на решение социально-экономических задач с учетом системы интересов всех экономических субъектов.

В условиях переходной экономики главным показателем эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие производственной сферы, как базовой основы всей экономики.

Эффективность налоговой системы должна оцениваться с позиций соответствия ее методологическим принципам и функциям налогообложения. За исходный пункт принимается такое сочетание функций налогов, которое стимулирует динамичное развитие экономики, как на макро-, так и на микроуровне, создавая условия для перехода к устойчивому экономическому росту.

Особое значение приобретает комплексная реализация функций налогообложения в целях использования интеграционного (синергетического) эффекта их действия.


Налоговая система наряду с формированием достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов должна создавать условия для стимулирования экономического развития, формируя мотивы и стимулы экономического роста.

Выделяют два вида эффективности налоговой системы.

[3]

Во-первых, следует выделять тактическую (текущую) эффективность, которая отражает взаимообусловленность понесенных затрат и получаемого обществом эффекта, т.е. результата функционирования налоговой системы в виде поступления сумм налогов.

Такой подход к выявлению эффективности налоговой системы обусловлен необходимостью обнаружения всех источников доходов и минимизации расходов по взиманию налогов.

Этот показатель эффективности налоговой системы можно определить как разницу между ВВП, распределяемым государством в виде налогов, и издержками взимания (т.е. как чистый доход государства от налоговых поступлений), и как соотношение этих сумм с затратами по сбору средств. Недостаток данного подхода в том, что не учитываются перспективные экономические и социальные последствия налогообложения.

[2]

Во-вторых, следует выделять стратегическую (перспективную) эффективность. Этот показатель выражает народнохозяйственный подход, основанный на учете целостного воздействия системы налогообложения на экономическое развитие. Именно это характеризует способность налоговой системы стимулировать решение задач по развитию экономики не только в ближайшем будущем, но и в перспективе.

Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность налоговой системы, является коэффициент эластичности налоговой системы, который позволяет установить такой уровень налогообложения (налоговой нагрузки), который обеспечивает наряду с поступлением предусмотренных сумм налогов высокие темпы экономического развития (прироста налогооблагаемой базы).

Для оценки эффективности налогообложения используют показатель налогового мультипликатора (Нм). В основе его определения лежит коэффициент эластичности налоговых систем.

Чем больше налоговая ставка и чем меньше предельная склонность к потреблению, тем меньше налоговый мультипликатор (больше знаменатель дроби). Рост налоговых ставок и снижение потребления, приводящие к некоторому росту налоговых поступлений (Тт), на самом деле сокращают возможный прирост ВВП (Дд) в гораздо больших размерах, ибо дробь в приведенной формуле возрастает. При этом должны учитываться временные лаги между изменением налоговых ставок и их воздействием на величину внутреннего валового продукта.

Очевидно, что разумное и обоснованное снижение налогов ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, т.е. к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и ведет к соответствующему росту спроса на инвестиционные товары. Все это способствует увеличению внутреннего валового продукта, приводя в итоге к росту объема налоговых поступлений.

Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь мы просто изложим основной материал по этой теме, максимально простой и наглядный.

Понятие налоговой системы России

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику .

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Читайте так же:  Досрочный выход на пенсию для работающих

Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее , чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).

Основные виды налогов в России

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.

Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:

федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.

То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);

региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;

местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.

Структура налоговой системы РФ

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
  • налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
  • государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
  • транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
  • налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).

Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст. 15 НК РФ):

  • налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
  • земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
  • торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.

Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире – отдельная обширная тема.

© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Пригодилась статья? Поделитесь с друзьями:

Библиографическая запись для цитирования статьи по ГОСТ Р 7.0.5-2008:
Галяутдинов Р.Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii (дата обращения: 26.08.2019).

Нашли опечатку? Помогите сделать статью лучше! Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

ФОРМУЛЫ —>
ТЕРМИНЫ —>
БУХУЧЕТ —>
НАЛОГИ —>
СТАТИСТИКА —>
БИОГРАФИИ —>
ЗАДАЧИ —>
ENGLISH —>

ГАЛЯУТДИНОВ
Руслан Рамилевич

старший преподаватель экономических дисциплин (маркетинг, логистика, рынок ценных бумаг). подробнее

    Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).


Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.


  • Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.

  • Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  • Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
  • Показатели налогов и налоговой системы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here