Пенсионный возраст до 1956 года

Полезная информация на тему: "Пенсионный возраст до 1956 года" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Пенсия и пенсионный возраст в странах бывшего СССР

В свете крайне непопулярной пенсионной реформы, суть которой заключается в повышения возраста, когда граждане могут обращаться за начислением материальных выплат, все чаще в обществе озвучиваются положительные мнения о системе социального обеспечения при СССР.

Многие ныне живущие граждане считают, что пенсия в советском государстве назначалась справедливее, а размер выплат обеспечивал более безбедное существовании граждан преклонного возраста, чем в наше время. Но так ли оно было на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в этой статье далее.

Немного истории

На протяжении первых десятилетий существования СССР пенсии не выплачивались вовсе, а пенсионной системы в принципе не существовало. Конечно, на государственном уровне социальная поддержка нетрудоспособным оказывалась, однако в крайне ограниченной форме. Так, до наступления 1956 года выплаты получали лишь отдельные категории граждан (инвалиды, работники некоторых видов производств), однако ее размер был крайне низким, а о периодической индексации и вовсе не заводилось и речи.

Закон СССР «О государственных пенсиях», который вступил в силу в 1956 году, предполагал, что на пенсионное обеспечение по старости могут рассчитывать все советские рабочие, служащие и военные. Также осуществлялись выплаты содержания в случае утраты трудоспособности с присвоением инвалидности и по потере кормильца.

При этом данный правовой акт совершенно не учитывал интересы сельских жителей, трудящихся в колхозах. Денежные выплаты от государства им стали назначаться лишь в 1964 году, однако их суммы были значительно меньше, чем у других категорий граждан СССР.

Предполагалось, что колхозы должны сами обеспечивать бывших работников, для чего колхозниками создавались специальные фонды. Однако на практике эта система практически не работала так, как задумывалась изначально.

Закон 1956 года установил следующие критерии для возникновения права на госпенсию:

  • достижение определенного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин);
  • трудовой стаж – не менее 20 лет;
  • стаж непосредственно перед выходом на отдых – не менее 3 лет.

Отдельные категории граждан, например, работники производств, опасных для здоровья, могли рассчитывать на уменьшение возраста, когда они смогут получать выплаты, на 5 лет.

Отличия в пенсиях и пенсионный возраст в республиках бывшего СССР

Следует понимать, что размер пенсии в Советском Союзе также был разным. Он непосредственно зависел от заработной платы работника, составляя определенный процент от нее.

Соответственно, говоря крайне упрощенно, чем выше зарплата, тем больше размер материальных выплат.

Какой-либо дифференциации по размеру пенсии в разных советских республиках не было, однако их экономические показатели были очень разными, равно как уровень жизни и зарплат. Так, наиболее высоким благосостоянием могли похвастаться жители Прибалтийских республик – Латвии, Литвы, Эстонии. Размер выплат у тамошних пенсионеров был наиболее высоким. Чуть меньше размер пенсий был у жителей Украины и Грузии, также считавшимися экономически развитыми частями страны.

В азиатской части государства, в частности, в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане уровень жизни был хуже всего, поэтому и пенсию в этих республиках получали минимальную.

Возраст был установлен союзным законодательством и не различался в разных районах страны.

Было ли повышение пенсионного возраста когда-либо

Система выплаты госпенсий, которая сложилась в Союзе ССР после 1956 года, оказалась довольно прочной, однако не лишенной изъянов. К концу 80-х годов число пожилых граждан выросло практически вдвое, а это означало, что дотации союзного бюджета на их поддержку выросли в разы.

Однако пенсионный возраст не увеличивался, оставаясь на прежнем уровне до конца существования советского государства, а в России этот критерий использовался вплоть до 2019 года, когда власти решили все же поднять его.

Несколько иначе выглядела ситуация с колхозниками, которые хоть и получали государственную пенсию, однако обязанность по их содержанию по большей части лежала на самих колхозах. Возраст начала выплат не был отрегулирован союзным законодательством, а вопрос этот решался руководителями колхозных хозяйств самостоятельно.

Размер пенсии в СССР

Средняя пенсия в стране Советов составляла около 35 рублей в начале 60-х годов и 76 рублей в 80-х годах. Максимальная пенсия, которую получали работники интеллектуального труда, составляла 120 рублей.

Это было совсем немного, учитывая, что средняя заработная плата, скажем, в начале 80-х годов составляла около 150 рублей. Этой суммы хватало для удовлетворения повседневных потребностей, но не более. В принципе, пенсия советских пенсионеров была примерно сопоставима с размером выплат нынешним пожилым гражданам.

Отличалась ли сумма выплаты в зависимости от места работы и должности

От места работы зависела заработная плата и, как следствие, размер пенсионного обеспечения, составлявший 85% от нее, но не более 120 рублей в месяц. Так, наибольшие деньги получали учителя, врачи, инженеры и прочие работники умственного труда. Именно они и могли рассчитывать на максимальные выплаты.

Льготы в СССР

Как таковых льгот у пенсионеров по старости, по общему правилу, не было. Ими могли воспользоваться лишь те граждане, которые имели какие-либо заслуги перед страной и обществом.

Кроме этого, льготы имели и инвалиды. Это был бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, 50% оплаты ЖКУ и телефона, а также раз в год инвалид мог без платы отправиться в любую точку страны на поезде или самолете.

Часть этих льгот в той или иной мере сохранилась и в наше время, это касается субсидий на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте.

Всеобщая пенсия в СССР начала выплачиваться только после 1956 года. Вопреки распространенному мнению, размер ее был крайне невелик и значительно зависел от уровня зарплаты, которую получал пенсионер, будучи трудоспособным. В целом, уровень пенсионного обеспечения в советском государстве был вполне сопоставим с сегодняшним.

[2]

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео с интересной информацией:

Пенсионный возраст до 1956 года

Система государственных пенсий в СССР не была всегда одинаковой — за семьдесят с лишним лет пенсионная система претерпела довольно сильные изменения.

Перед Октябрьской революцией в России существовали как государственные, так и частные пенсионные системы для определенных категорий работников (государственные чиновники, железнодорожники, часть промышленных рабочих).

Всеобщей системы пенсионного обеспечения не было.

Советская власть, при всех ее недостатках, уделяла достаточное внимание социальной защите трудящихся. Пенсионная система, тем не менее, создавалась постепенно, на протяжении многих лет. Хотя пенсионное обеспечение для большинства рабочих и служащих было введено в 1920-ые годы, само пенсионное законодательство было раздробленным и сложным.

Единый закон «О государственных пенсиях» был принят только в 1956 году, а закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» — еще позже, в 1964 году.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время Пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа.

В Пенсионной системе СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет.

Читайте так же:  Муж не платит алиментов 6 лет

Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.

В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно.

При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».

Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично — за счет других бюджетных доходов.

При такой организации финансирования Пенсионной системы не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году произошли изменения Пенсионной системы и был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году Пенсионный фонд прекратил свое существование.

14 июля 1956 года принят Закон СССР «О государственных пенсиях»

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 июля 2017 09:25

14 июля — годовщина очень важного для пенсионной системы события, которое определило ее развитие и сыграло особую роль в создании пенсионного права России. 61 год назад Верховным Советом Советского Союза был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 года.

До 1956 года нормативная правовая база, регулирующая пенсионные правоотношения в стране, носила сугубо разрозненный характер, существовало множество ведомственных пенсионных систем, предусматривающих различные условия и размеры пенсионного обеспечения для своих субъектов. Более чем наглядно о данном факте свидетельствует то обстоятельство, что в связи с введением в действие Закона 1956 года были признаны полностью или частично утратившими силу около тысячи ранее изданных актов по пенсионным вопросам.

Такая разрозненность пенсионной системы объясняется историческими событиями, происходившими в стране – это и революция, гражданская война, НЭП, коллективизация, индустриализация, а затем и Великая Отечественная война, не позволившие прежде всего по экономическим факторам выполнить продекларированный государством принцип всеобщего охвата трудящихся социальным обеспечением и страхованием.

Такая социальная поддержка оказывалась наиболее значимым с точки зрения становления и существования Советского государства категориям граждан: во время гражданской войны – красноармейцам, ставшим в связи с боевыми действиями нетрудоспособными, в целях индустриализации – рабочим и служащим определенных профессий, для борьбы с неграмотностью и развитием науки – учителям и ученым, в период Великой Отечественной войны — военнослужащим и членам их семей.

Кроме того, значительное развитие получил институт так называемых персональных пенсий, когда обеспечение предоставлялось в связи с особыми заслугами перед государством, своеобразная форма поощрения за верную службу. В этой связи к 1956 году назрела необходимость и, главное, появилась возможность осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения. Принятие и вступление в силу Закона 1956 года означало:

Можно сделать вывод, что принцип всеобщности пенсионного обеспечения, который в настоящее время является основным началом и требованием современного пенсионного права, а также другие положения пенсионного законодательства нашей страны, берут свое начало именно с принятого в 1956 году Закона СССР «О государственных пенсиях».

Пенсионный возраст до 1956 года

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

Читайте так же:  Налоги налоговое право источники налогового права

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

[3]

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Читайте так же:  Как назначается пенсия по потере кормильца ребенку

Новое в блогах

До 60 и старше. Пенсионный возраст в России все-таки повысят

Пенсионный возраст в России, по всей вероятности, все-таки будет увеличен. В поддержку этой идеи высказался министр финансов Алексей Кудрин, оговорившись, что для этого потребуется 5-7 лет. Окончательно решение должно быть принято в ближайшие два года. В качестве первоначальных ориентиров установлены 60 лет для женщин и 62 года для мужчин, но впоследствии пенсионный возраст может и увеличиться.

Разговоры о повышении минимального возраста для пенсионеров ведутся на протяжении нескольких последних лет. Кризис резко уменьшил доходы бюджета, и беспрепятственно пополнять пенсионный фонд оказалось сложно. В результате после долгих прений решили покуситься на самое незыблемое — пенсионный возраст.

В России (СССР) всеобщие пенсии по старости были введены чуть позже, чем в большинстве стран Западной Европы (первой здесь оказалась кайзеровская Германия, где стариков стали обеспечивать с 1889 года). В 1937 году пенсионное обеспечение было предоставлено всем городским рабочим и служащим страны Советов, а в 1956 году право на пенсию получили и крестьяне.

Хотя с введением этой меры соцзащиты мы несколько отстали от Европы, в части условий ее получения законодательство СССР было одним из самых прогрессивных. Пенсионерам во многих сферах дозволялось не оставлять работу и получать наряду с пенсией еще и зарплату, а минимальный пенсионный возраст был установлен на весьма низком по тем временам уровне — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. С тех пор этот потолок не повышался.

Сейчас, однако, обстоятельства изменились. Государство сетует на сокращение количества рабочих рук и старение населения, усугубленное ростом средней продолжительности жизни этого самого населения. Таким образом, пропорция работающих и неработающих будет в дальнейшем расти в пользу последних. В 2010 году в России насчитывается 30,7 миллиона людей пенсионного возраста, а всего через 2 года их станет 38 миллионов. Однако даже сейчас, когда пенсионеров сравнительно немного, государство уже сталкивается с нехваткой средств на выплату пенсий.

[1]

Бюджет ПФР в последние годы стабильно выполняется с дефицитом. На 2011 год он запланирован в размере около триллиона рублей, или около 2,5 процента ВВП. Еще в прошлом году дефицит составлял лишь 600 миллиардов рублей. Если пенсии будут расти столь быстрыми темпами и дальше (а это весьма вероятно), то на бюджет будет падать все большая нагрузка.

Нельзя сказать, чтобы правительство не пыталось побороть проблему другими мерами. В частности, со следующего года будет увеличена ставка страховых взносов, которые заменят единый социальный налог, с 26 до 34 процентов. Это должно расширить поступления в ПФР на несколько сотен миллиардов рублей.

Однако не факт, что поступления вырастут на столько, на сколько хотят власти. Традиции выплаты зарплаты в конвертах никуда не делись и могут в связи с новыми ставками налогообложения восстановиться во многих сферах экономики. Кроме того, очевидно, что эта мера является временной — дополнительный доход государства всех трат не покроет. И чтобы привести систему в равновесие, придется вновь повышать налоги, что уже чревато массовым уклонением от них.

Другие методы — софинансирование пенсий и пропаганда вложений в негосударственные пенсионные фонды — особых результатов не дают. Мешают тому две старые русские традиции — желание жить сегодняшним днем и надеяться на авось, а также принцип «не играйте с государством в азартные игры». Многие люди считают, что если уж и откладывать на спокойную старость, то лучше делать это самостоятельно, не кормя многочисленных чиновников или финансистов. И если поглядеть на развитие событий в нашей стране в последние лет 20-25, то язык не повернется назвать такую позицию безответственной.

Таким образом, к повышению пенсионного возраста неизбежно вело все, что происходило в экономике России после кризиса. В определенный момент соответствующее решение правительству все равно придется принимать, хотя его популярность, мягко говоря, невысока (согласно опросам, пенсионный возраст согласны увеличить только 3 процента россиян).

Утешением, хоть и сомнительным, в данной ситуации может послужить то, что не мы одни столкнулись с нехваткой пенсионных средств. Те же самые вопросы сейчас вызывают головную боль и у чиновников Западной Европы. О необходимости провести в жизнь крайне непопулярную меру уже заявили правительства сразу нескольких европейских стран.

Наиболее близко к увеличению пенсионного возраста подошла Франция, где соответствующий законопроект (увеличивающий минимальный возраст с 60 до 62 лет) уже прошел нижнюю палату парламента. Политические партии, несмотря на все идеологические расхождения, по такому вопросу сумели договориться друг с другом. Впрочем, то же самое можно сказать и о простых гражданах, с той лишь разницей, что их мнение об этой проблеме оказалось полностью противоположным.

Францию уже захлестнули массовые акции протеста. В результате правительство серьезно обеспокоилось и заявило о готовности пойти на уступки — в частности, снизить пенсионный возраст для многодетных матерей и других социально незащищенных слоев населения. Но удовольствуется ли французский народ, с его бунтарским духом, такими мелочами — сказать сложно.

В России по ряду причин столь массовые акции протеста (во Франции на улицы вышли миллионы людей всех возрастов) пока маловероятны. Однако если недовольство все же будет проявлено, пусть и в меньших масштабах, то властям, вероятно, придется задуматься. Ситуация в любом случае похожа на ту, из которой без потерь выбраться нельзя.

Между тем, не все в России считают, что повышение возраста выхода на пенсию является решением вопроса. К примеру, в профильном Минздравсоцразвития уверены, что этот шаг лишь будет способствовать росту дефицита в долгосрочной перспективе. Так, если бы пенсионный возраст мужчин был повышен до 65 лет уже сейчас, то к 2015 году отрицательный баланс ПФР сокращался бы на 82 миллиарда рублей в год. Однако уже через пять лет он вновь начал бы увеличиваться ежегодно почти на 200 миллиардов.

История пенсий в России и СССР

Слово «пенсия» – одно из самых популярных в современном мире. Практически во всех странах каждый человек может рассчитывать на поддержку государства на склоне лет. Однако так было не всегда. Кстати, современный возраст выхода на пенсию в России был установлен в 1932 году. История пенсий в нашей стране довольно интересна.

ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. БЕЗ ВОЗРАСТНОГО ЦЕНЗА

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

Читайте так же:  Сколько стоит заполнение налоговой декларации

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.

При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было.

Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.

ДУЭЛЬ – ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки.

Также пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был, то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте. Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

ПЕНСИЙ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения.

Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.

1937-ОЙ: СТИПЕНДИЯ БОЛЬШЕ ПЕНСИИ

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа).

Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,23 года, женщин – 45,61год.

А в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

1956: ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ

Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.

В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е. колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит просто роскошной.

ВНУКИ ПОМНЯТ

И в конце моего рассказа хочу предложить вам воспоминания о жизни пенсионеров СССР.

Татьяна Рубанова:

— Ближе к концу 60-х мне было 4-5 лет, запомнила из разговора взрослых. Моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. И жили, в основном, тем, что выращивали на своем огороде.

Галина Врублевская:

— Вопрос пенсий обсуждался в нашей семье, когда ее назначили моей бабушке в 1957 году. Ей в то время было 59 лет, и она не получала до того никакой пенсии, потому что, как я поняла, у нее был большой перерыв без работы. Она прекратила работать в 1942, когда была эвакуирована из Ленинграда вместе с мужем (моим дедом), с его заводом.

Однако общий трудовой стаж у нее был большой, потому что она работала «в ученичестве» у хозяина в скорняжной мастерской с 10 лет, и позже, в советское время, на меховой фабрике. Ее пенсия составляла около 30 рублей (это уже в ценах 1961 года).

Сергей Александрович:

— Бабушка работала очень мало, но жила в городе. У нее было четверо детей. Она получала, кажется, рублей 25 — в начале 1960-х. Бабушка покупала «с пенсии» 150 г докторской колбаски, просила ее нарезать, и мы с ней (мне было лет 7) съедали колбаску прямо возле магазина. Это было так вкусно, что лучше и не придумаешь.

А сегодня только нам с вами решать: ждать от государства нежной заботы о нас или самим решать, как жить.

Обзор подготовила Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

РОМАНТИЧНЫЕ СТАРИКИ — записки пенсионерки

День Матери

Жители России назвали 63 года возрастом начала старости

комментариев 16

  • Комментарии 16
  • Пингбэки 0

Статья написана очень доступным языком,без «воды» и научных терминов.Вся история пенсионного обеспечения теперь мне известна.Спасибо автору и организаторам сайта.Буду читать все ваши публикации.

а вот председатель совета при президенте Федотов не знает элементарных вещей (ОТР т .19.07.2018 г в 20.00 )сказал ,что возраст выхода на пенсию в СССР был утверждён 50х годах
прошлого века,а фактически в 1932 году и как он защищал авторов теперешней дурацкой пенсионной реформы. И ни слова о митингах по всей стране -народ полностью против ПР и только чиновники,Едросы ,депутаты разных уровней ЗА ПР,даже Поклонская против -молодец.

Никого автор не защищает. Что тогда, что сейчас, на пенсию прожить не возможно. Сегодня обиднее, потому что идёт колоссальный разрыв в доходах между народом и ворьём у власти. Другого слова для них не нашел..

Это не статья, т.к. нет ни ссылок на источники (воспоминания бабаушек например), ни упоминаний исторических обстоятельств России, а затем СССР, при которых происходило реформирование интститута пенсии(последние имперские войны, революция, гражданская война, нэп, индустриализация и пр.). Пенсия рассмотрена в отрыве от других значимых институтов соц.обеспечения, изменения которых тесно взаимозависимы. Материал также антисоветский поскольку было некорректное сравнение (какую пенсию крестьянам платили в дореволюционной России?), однако есть категоричный вывод «роскошная пенсионная система». Впервые именно СССР, РСФСР пенсия была установлена всем гражданам, говоря про историю пенсии России

Читайте так же:  Удерживается ли налог с декретных

А какую пенсию получали колхозники долгие десятилетия? Шиш. Только огородами жили, и родня помогала. В СССР плевали на людей, особенно на колхозников, которые пахали на это государство бесплатно всю свою жизнь, и в старости на них плевали. В конце 80 годов многие колхоники получали 32 рубля пенсии. Я тогда работала на почте и хорошо это помню. Просто стыдно было, когда я выдавали эти копейки людям, отпахавшим в колхозах по 40 лет.

Статья хорошая. А вот что касается (ответ для нокентия) установленной пенсии всем гражданам… я тоже категорически против. Почему отработав более 30 лет на одном предприятии я должна получать пенсию наравне с людьми, которые практически всю жизнь не работали, одни сидели по тюрьмам, были домохозяйками и т.д. Ведь в ПФ они не делали отчислений, почему я должна делится с ними своими накоплениями. Я считаю, что пенсионный возраст надо повышать не тем, кто всю жизни «пашет» на благо Родины и животы депутатов, а тем кто официально не работает и не делают отчисления в ПФ, ведь до достижения пенсионного возраста они за что-то живут. И правильно было, что человек на пенсию уходил не по возрасту, а по стажу. Во-первый, для молодых кадров освободятся раб.места, что хорошо для производства; во-вторых, можно помочь детям в воспитании внуков, что хорошо для психики внуков(чужая тетя, есть чужая тетя). И как сказал Сталин: «Пенсия — это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений». PS. Реформа абсолютно не доработанная и абсолютно не продуманная, а расплачиваться за это нам. Пополним ряды безработных.

Ваша «логика» ущербна и напоминает теорию книги одного диктатора
из Германии. Большевики (при всех своих ошибках) хотя бы приблизились на шаг в сторону справедливости(в СССР не было бомжей, нищих и никто не голодал, как сейчас пенсионеры) ! N.b. Перед возрастом мы все равны, как впрочем и на кладбище, так что попытки выделить своих родственников после смерти дорогим памятником, как и назначить разные пенсии, не значит установить справедливость.P.s. Только отдельные индивидуумы — например Пушкин, Гагарин, Ленин и т.д. имеют право на «отдельное выделение»

Как почитаешь, так пенсии в СССР платили маленькую пенсию. Но это не так. 70-80 годы оклады были для большинства людей 60,а потом 70-120 руб. Я получала 80 руб. 60 рублей была минимальная з/пл. Потом минимальная стала 70 руб. С минимальной оплаты подоходный налог (НДФЛ) не взимали. Пенсии практически равнялись зарплатам. Исключение для колхозников. Им платил колхоз но не менее 20 руб. Кроме того колхозы давали зерно пшеница, семечки и др. для содержания птицы и др. животных, а так же муку, масло,выписывали за копейки мясо и т.д.

бред про 20 и 50 рублей про пенсию в колхозах-совхозах! у меня дед умер в 1973, получал пенсию 70 рублей, бабуля после смерти получала 30 рублей по потере кормильца, так как не работала официально, то есть не оформлялась — работала только сезонно, летом.

А я помню, что у моего деда (1910 г.рож.) пенсия в 80-у годы была 120 руб. Он работал водителем городского автобуса и пенсию получил от этой профессии. Для сравнения в то время мой оклад инженера-экономиста в аэропорту тоже был 120 рублей. Его жена ( моя бабушка) никогда нигде не работала и им его зарплаты хватало на жизнь и ещё детям и внукам помогать.

А я помню очень хорошо, что у моей матери в середине 80-х пенсия была 132 рубля. Стаж у нее был чуть ли не 40 лет. Всю жизнь она проработала в торговле.

У моей матери пенсия тоже была 132 рубля, стаж 35 лет и ЖКХ 12 руб (примерно 10% от пенсии) я получаю пенсию (38 лет на стройке) 12000- ЖКХ, 8000 -(это примерно 70% ). и как вы думаете ,на каких столбах надо повесить Дроздова -глава ПФР (долларовый миллиардер) и всех его подельников ВОРОВ?

Статья беспардонно фальсифицирует реальную историю, факты липовые. Блеф, блеф, блеф в пользу нынешней власти. Я историк с 40- летним стажем и мне факты хорошо известны. Одинаковой пенсии в СССР не было, каждый получал по выслуге и по зарплате. В н. 70-х мин. пенсия составляла 45 руб., это для тех у кого маленький стаж и низкая зарплата. На такие деньги мог прожить без излишков даже молодой человек (я проверяла). Но пенсию не получали тунеядцы, в том числе домохозяйки на шее мужа. сельские жители делились на колхозников и раб. совхозов(эти получали пенсию как и все рабочие), а колхозники из прибыли колхозов и с дотацией государства. Всем рабочим и служащим пенсии были введены в 1918 г., но при «военном ком.» их не платили, т. к. все работающие были на пайке, а крестьяне на подножном корме. Во время НЭПа пенсии восстановили, но по принципу: когда, сколько и кем работал на Советскую власть. Это и понятно, т.к. по возрасту или по другим критериям, кроме труда, новое государство не обещало обеспечивать никого.

Сосед уверенно утверждал, что при Сталине пенсионный возраст был 6065 лет и только великий Хрущев понизил до 5560. По поисковому запросу я попал на этот сайт и в этой статье уточнил данные (я был уверен 5560).Спасибо .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

у моей супруги бабушка колхозница получала пенсию 5 руб. была казачкой, а муж адыгеец погиб в 30-х работая трактористом был переехан трактором,вырастила трёх сыновей.

Источники


  1. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.

  2. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

  3. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
  4. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
Пенсионный возраст до 1956 года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here