Пенсионный соглашение между россией и азербайджаном

Полезная информация на тему: "Пенсионный соглашение между россией и азербайджаном" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Пенсионное обеспечение граждан из СНГ

Граждане стран СНГ, прибывшие на постоянное место жительства в РФ, имеют право на пенсионное обеспечение в РФ. При этом выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством РФ. Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из стран СНГ, подробно прописан в соответствующих международных договорах.

Международные договоры

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины)

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России

паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве

паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории России на 06.02.1992г.

вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости

Гражданам, прибывшим из государств — участников СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва , в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

Пенсионный соглашение между россией и азербайджаном

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

от 27 мая 1996 года

Правительство Республики Узбекистан и Правительство Азербайджанской Республики, именуемые в дальнейшем Стороны,

желая развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения граждан,

согласились о нижеследующем:

В настоящем Соглашении:

а) термин «законодательство» включает законы, постановления положения в области пенсионного обеспечения;

б) термин «компетентное учреждение» означает орган или учреждение, на который возложено осуществление пенсионного обеспечения;

в) термин «постоянное жительство» означает проживание, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством Сторон;

г) термин «граждане» — охватывает физические лица, имеющие гражданство и постоянно проживающие на территории одной из Сторон, на которых распространяется пенсионное законодательство этих Сторон;

д) термин «трудовой (страховой) стаж» — означает продолжительность трудовой и иной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательством каждого из государств, в течении которой уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждой Стороны.

Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил, работников государственной безопасности, МВД и членов их семей регулируются отдельными соглашениями.

Стороны предоставляют на своей территории гражданам, переехавшим на постоянное место жительство из другой Стороны, одинаковые права наравне со своими гражданами в области пенсионного обеспечения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение.

Назначение пенсий гражданам Сторон осуществляется в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой они постоянно проживают.

Для установления права на пенсию, независимо от ее вида и условий назначения, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный на территории Сторон, а также на территории бывшего СССР до 1 января 1992 года.

Для граждан Стороны, которые после переселения на территорию другой Стороны не работали, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии той Стороны, на территорию которой они переселились.

Читайте так же:  Документы для подачи на алименты украина

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории той Стороны, куда переселился гражданин.

По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения в установленном порядке.

В случае, когда законодательством Стороны по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по данному основанию, выплата пенсии продолжается той Стороной, откуда выехал пенсионер, до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Стороны проживания.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Российская пенсия в азербайджане

Моя мать, гражданка РФ, получала пенсию в Азербайджане, после смерти мужа приехала на ПМЖ в РФ. В пенсионном фонде заставили отказаться от пенсии в Азербайджане, послали запрос — на пенсионное дело и не получает ли она там пенсию (с какого числа не получает), после получения, заставили делать перевод (хотя документы были на русском языке и пришли на адрес ПФ). После этого приняли документы и проигнорировав информацию в затребованных документах назначили пенсию. Переод пока шёл запрос пенсию ни Азербайджан ни Россия не оплатили. Насколько это правильно?

Да, законен. Между Российской Федерацией и Азербайджаном отсутствуют международные договоры, которые регулировали бы порядок получения пенсии гражданином другого государства при переезде на ПМЖ в РФ.

Поэтому действует порядок о том, что прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония) гражданам, учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

То есть назначение пенсии без информации о стаже работы и сведений о заработной плате — сотрудниками пенсионного фонда РФ было бы невозможно.

Договорно-правовая база

Договорно-правовая база

Перечень соглашений, подписанных с 1 января 2010 года:

1. Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Ставропольского края о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (28 апреля 2010 года)

2. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе (3 сентября 2010 года)

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов трансграничной реки Самур (3 сентября 2010 года)

4. Соглашение между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (13 января 2011 года)

5. Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики (28 июня 2011 года)


6. Соглашение между Правительством Астраханской области (Российская Федерация) и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (8 сентября 2011 года)

7. Соглашение между Правительством Республики Дагестан (Российская Федерация) и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве (4 октября 2011 года)

8. Соглашение между Правительством Республики Ингушетия (Российская Федерация) и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве (4 октября 2011 года)

9. Соглашение между Правительством Карачаево-Черкесской Республики (Российская Федерация) и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве (4 октября 2011 года)

10. Соглашение между Администрацией города Невинномысска Ставропольского края (Российская Федерация) и Исполнительной властью города Сумгайыт (Азербайджанская Республика) о сотрудничестве и установлении побратимских связей (4 октября 2011 года)

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном предоставлении недвижимого имущества для размещения дипломатических представительств Российской Федерации в Азербайджанской Республике и Азербайджанской Республики в Российской Федерации (19 января 2012 года)

12. Меморандум о сотрудничестве в области борьбы с инфекционными болезнями между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации и Министерством здравоохранения Азербайджанской Республики (8 августа 2012 года)

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области авиационного поиска и спасания (13 августа 2013 года)

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о строительстве автомобильного моста через реку Самур в районе пунктов пропуска «Яраг-Казмаляр» (Российская Федерация) – «Самур» (Азербайджанская Республика) через российско-азербайджанскую государственную границу (13 августа 2013 года)

17. Программа сотрудничества в гуманитарной сфере между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой до 2015 года (13 августа 2013 года)

18. Комплексный план сотрудничества Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики на период 2013–2015 гг. (13 августа 2013 года)

19. Соглашение о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (13 августа 2013 года)

20. Основные условия поставок нефти между открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (13 августа 2013 года)

21. Меморандум о взаимопонимании между Министерством регионального развития Российской Федерации и Министерством экономики и промышленности Азербайджанской Республики (24 июня 2014 года)

22. Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством экономики и промышленности Азербайджанской Республики (2 июня 2014 года)

ПФР: Кто из граждан СНГ, прибывших в Российскую Федерацию, имеет право на пенсию?

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.


Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

Читайте так же:  Народ против пенсионной реформы последние

— Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

— Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

— Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

— Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.

При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

— паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

— паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

— видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

— Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

[2]

Гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

[3]

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

[1]

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пенсионное Соглашение между Россией и Азербайджаном

Я нахожусь сейчас на территории Азербайджана. Будет ли звонок из Азербайджана к вам бесплатным? Если нет, то можно ли связаться с Вами по скайпу, ИМО, Ватцапу? Меня интересует вопрос как я буду получать пенсию в России и какую в случае получения гражданства РФ или без него, постоянно проживая на территории России в городе Москва? Я проживаю в Азербайджане и работаю здесь с 1981 по 1982 (пол года), учеба в институте с 1982 по 1987 (5 лет), с 1989 по настоящее время. Собираюсь мигрировать в Россию. Я 1963 года рождения.

О Соглашении с Азербайджаном

С 15 июля 2014 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение), подписанное в г. Баку 21 ноября 2013 г.

Читайте так же:  Пенсионные отчисления в 1995 году

Соглашение распространяется на граждан Республики Беларусь и граждан Азербайджанской Республики (далее – граждане), проживающих на территории Беларуси (постоянно) или Азербайджана (постоянно или временно).

По соглашению назначение (исчисление) и выплата трудовых пенсий после 14 июля 2014 г. осуществляется:

— за периоды стажа работы (страхового стажа) на территориях Республики Беларусь и Азербайджанской Республики после 31 декабря 1991 г. – государством, на территории которого протекала работа. При этом выплата пенсии осуществляется по месту жительства гражданина;

— за периоды стажа работы (страхового стажа) по 31 декабря 1991 г. на территории государств бывшего СССР – государство, на территории которого проживает гражданин в момент обращения за пенсией.

При назначении пенсии каждое государство применяет положения национального законодательства.

Таким образом, гражданину за периоды работы на территории Азербайджанской Республики после 31 декабря 1991 г. пенсию будет назначать компетентный орган Азербайджана.

Порядок выплаты пенсий в случае переселения гражданина с территории одного государства на территорию другого после вступления в силу Соглашения (после 14 июля 2014 г.)

Если пенсия была назначена по нормам Соглашения (то есть после 14 июля 2014 г.), то при переселении гражданина в пределах территорий государств:

— выплата пенсии, назначенной за периоды стажа работы (страхового стажа) по 31 декабря 1991 г., по прежнему месту жительства прекращается со сроков, предусмотренных законодательством этого государства. Государство по новому месту жительства пенсионера назначает пенсию за указанный стаж работы (страховой стаж) с месяца прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства пенсионера;

— выплата пенсии, назначенной за период стажа работы (страхового стажа) на территориях государств после 31 декабря 1991 г., продолжает выплачиваться государством, ее назначившим, по новому месту жительства пенсионера.

Если пенсия была назначена до вступления в силу Соглашения (до 15 июля 2014 г.), то при переселении гражданина в пределах территорий государств его пенсионное обеспечение по новому месту жительства осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства переселения.

По общему правилу пенсии, назначенные до вступления в силу Соглашения, не пересматриваются в соответствии с положениями Соглашения. Вместе с тем, если до вступления в силу Соглашения при назначении пенсии одним из государств не был учтен стаж работы (страховой стаж), приобретенный на территории другого государства, то государство, на территории которого приобретен этот стаж, назначает пенсию с учетом этого стажа в соответствии с положениями Соглашения и национального законодательства. При этом пенсия назначается на основании письменного заявления гражданина с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления, но не ранее 15 июля 2014 г.

Иностранные государства, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры

Для быстрого поиска нажмите Ctrl+F и наберите название государства

Джибути
Видео (кликните для воспроизведения).

Нет международных договоров Международные договоры по вопросам пенсионного обеспечения

Само понятие международного договора дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ » а=»» в=»» государствами),=»» государством=»» договор=»» договорах=»» договоры,=»» документах,=»» документе=»» его=»» заключать=»» заключенным=»» и=»» или=»» иностранным=»» иным=»» конкретного=»» которым=»» либо=»» между=»» международной=»» международные=»» международный=»» международным=»» международных=»» наименования.

В настоящее время наиболее актуальными являются международные договоры по вопросам пенсионного обеспечения, заключенные между Российской Федерацией и бывшими союзными республиками — ныне независимыми государствами, странами СНГ.

Так, Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, заключенным между Россией, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств — участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

Ряд международных договоров и соглашений о пенсионном обеспечении граждан и сотрудничестве в области социального обеспечения был заключен до распада СССР. Часть указанных соглашений действуют и в настоящее время, и Российская Федерация выступает в них как правопреемник Союза ССР. Так, ныне действующими являются Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г. и др.

Все международные договоры о пенсионном обеспечении граждан строятся на принципе территориальности либо принципе пропорциональности. Если международный договор заключен по принципу территориальности, то все расходы по выплате пенсии несет государство, на территории которого проживает пенсионер в данный период времени. Если договор построен по пропорциональному принципу, то расходы по выплате пенсии распределяются между государствами, на территории которых работал пенсионер, в зависимости от продолжительности работы на территории каждого из государств. Среди международных договоров, заключенных СССР и Россией по вопросам пенсионного обеспечения, преобладают договоры, построенные по принципу территориальности.

Из всех вышеперечисленных Соглашений и Договоров только Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, заключенный в Мадриде 11 апреля 1994 г., построен на принципе пропорциональности.

Особого внимания заслуживает Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, подписанное в Алма-Ата, 27 апреля 1996 г., которое в силу своих особенностей не отвечает ни принципу территориальности, ни принципу пропорциональности, а предусматривает, что пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства РФ, а выплата пенсий производится в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур осуществляет Пенсионный фонд РФ.

Россия и Азербайджан заключат договор по пенсионному обеспечению

Россия и Азербайджан заключат новый договор по пенсионному обеспечению граждан. Об этом сообщил глава Минтруда Максим Топилин по итогам переговоров в Баку с президентом Ильхамом Алиевым, передает телеканал «МИР 24».

Работу над документом планируют завершить к октябрю. Также на встрече обсуждали обмен опытом между странами и социальное обеспечение населения.

И сегодня же министры труда и соцзащиты двух стран подписали соглашение о сотрудничестве. Ведомства вместе будут заниматься вопросами занятости населения, мониторингом рынка труда, а также решением трудовых споров.

Азербайджан и Россия подпишут соглашения в сферах пенсионного обеспечения и трудовой миграции

Баку. 24 ноября. REPORT.AZ/ Азербайджан и Россия готовятся к подписанию двусторонних соглашений по сотрудничеству в сферах пенсионного обеспечения и трудовой миграции.

Как сообщает Report, об этом заявил министр труда и социальной защиты Азербайджана Салим Муслимов на встрече с представителями российского Фонда социального страхования в Баку.

«Азербайджан — единственная страна в СНГ, у которого нет двустороннего соглашения с Россией по пенсионному обеспечению. На данный момент мы ведем подготовку по подписанию с российской стороной двух двухсторонних договоров в сферах пенсионного обеспечения и трудовой миграции», — заявил С.Муслимов.

Он подчеркнул, что Россия является сегодня крупнейшим партнером Азербайджана и любые изменения в российской экономике отражаются и на республике.

«Россия и Азербайджан являются экономическими партнерами. Наряду с этим, обе стороны занимаются экспортом природных ресурсов, в том числе и энергетических. Падение мировых цен на энергоносители соответственно негативно отразились и на наших экономиках», — подчеркнул С.Муслимов.

Эта новость также доступна на других языках:

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Максимова Е.А.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

Key words: old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

Читайте так же:  Пенсии военным пенсионерам в днр

Источники


  1. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  2. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

  3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  4. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
Пенсионный соглашение между россией и азербайджаном
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here