Пени за неуплату налога в срок

Полезная информация на тему: "Пени за неуплату налога в срок" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)?

Как рассчитать пени по налогу — такой вопрос встанет перед бухгалтером, если налог будет перечислен в бюджет с нарушением сроков или не будет перечислен вовсе. Рассмотрим в нашей статье нюансы исчисления пеней в случае несвоевременной уплаты налогов. Также выясним, пени или пеня – как правильно писать.

За какой период производится расчет пеней по налогам

Если организацией или индивидуальным предпринимателем не уплачен налог в установленный законодательством срок, то начиная со следующего дня по окончании этого срока на сумму недоимки начисляются пени согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.

О правилах, которым подчиняются сроки уплаты налогов, читайте в материале «Что нужно знать о сроках уплаты налогов».

Период начисления суммы пеней, в соответствии с пп. 57, 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, заканчивается днем перечисления недоимки в бюджет. Таким образом, на следующий день после погашения задолженности начисление пеней прекращается. Данной точки зрения придерживается и ФНС России в разъяснениях от 28.12.2009.

По какой формуле можно посчитать пени по налогу

Чтобы посчитать пени при несвоевременном перечислении платежей в бюджет, необходимо воспользоваться следующей формулой:

[2]

Пени = Сумма недоимки × Кол-во дней просрочки × 1/300 ставки рефинансирования

При расчете к уплате пеней бухгалтер в данной формуле должен использовать те фактические значения ставки рефинансирования, которые действовали в период просрочки платежа по налогу (п. 4 ст. 75 НК РФ). Т. е. если ставка рефинансирования меняется в течение этого периода, нужно рассчитывать пени отдельно по периодам действия каждой ставки рефинансирования, а затем складывать полученные суммы.

Такую формулу расчета до 01.10.2017 применяли все налогоплательщики без привязки к длительности периода просрочки.

А вот с 01.10.2017 для юрлиц, допускающих задержку платежа на срок более 30 календарных дней, этот расчет изменился. Изменение относится к периоду просрочки, выходящему за пределы 30 календарных дней, касается недоимки, возникшей только после 30.09.2017, и выражается в удвоении величины применяемой в расчете ставки (подп. «б» п. 13 ст. 1, п. 9 ст. 13 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Т. е. дополнительно применяемая при длительной задержке оплаты юрлицами формула расчета выглядит так:

Пени = Сумма недоимки × Кол-во дней просрочки × 1/150 ставки рефинансирования.

Если налоговики решат округлить процентную ставку начисления пеней, например, до целых значений, что приведет к увеличению платежа, то подобные действия инспекторов можно обжаловать либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ). Причем суды зачастую принимают сторону налогоплательщиков, как, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2005 № А42-5178/04-29 или постановлении 14-го Арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 № А05-9658/2010. Связано это с тем, что текстом ст. 75 НК РФ округление процентной ставки не предусмотрено.

Для расчета пеней рекомендуем вам воспользоваться нашим сервисом «Калькулятор пеней».

Пример исчисления пеней по налогу

Рассмотрим, как рассчитываются пени по налогу на конкретном примере.

На основании декларации по ЕНВД индивидуальному предпринимателю Серебрякову Ю. В. нужно было заплатить единый налог на вмененный доход за 2-й квартал 2017 года в размере 48 000 руб. не позднее 25.07.2017. ИП Серебряков перечислил налог в бюджет только 2 августа. То есть просрочка по налогу у предпринимателя составила 8 дней (с 26 июля по 2 августа включительно), и на весь этот период в 8 дней нужно начислить пени.

В данный период времени ставка рефинансирования (с 01.01.2016 приравненная к ключевой ставке) была установлена ЦБ РФ в размере 9%.

Рассчитаем сумму подлежащих оплате пеней:

Пени = 48 000 × 8 × 1/300 × 9% = 115,20 руб.

Итак, перечислению в бюджет подлежат пени в размере 115,20 руб.

О том, что поможет избежать начисления пеней по налогам, читайте в статье «Как избежать начисления пеней».

Как правильно писать: пеня или пени, уплачивает пеню, уплата пеней или оплата пени

Если есть сомнение при составлении платежного документа, как правильно – пеня или пени, то лучше обратиться к словарю. Так, в словаре Ожегова слово «пеня» используется для обозначения штрафа за невыполнение каких-либо установленных обязательств.

С другой стороны, если оснований для начисления пени несколько либо если за некоторое число дней начисляется эта неустойка, то принято использовать слово во множественном числе – пени. Кроме того, слово «пеня» на сегодняшний день считается устаревшим – вместо него широко используется слово во множественном числе – пени, это современный приоритет.

Поэтому, выясняя, как правильно писать – пеня или пени, сумма пеней или сумма пени, уплачивает пеню или пени, уплата пени или пеней, расчет пени или пеней –желательно остановить свой выбор на использовании слова «пеня» во множественном числе.

Расчет пеней по налогам делается по формуле, приведенной в п. 4 ст. 75 НК РФ. В ней задействованы сумма не оплаченного в срок налога, число дней задержки и ставка, определяемая как доля действующей в периоде просрочки ставки рефинансирования. Эта доля в общем случае составляет величину 1/300. С 01.10.2017 для юрлиц, допускающих задержку свыше 30 календарных дней, применяется еще 1 значение этой доли – 1/150.

Штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению

Согласно законодательства РФ физические лица уплачивают следующие виды имущественных налогов на основании налогового уведомления (НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409): налог на имущество физических лиц; транспортный налог; земельный налог.

Из данной статьи вы сможете узнать какие штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению взимаются с налогового резидента РФ.

[3]

Сроки уплаты налогов согласно законодательству

С 2015 года установлен срок уплаты имущественных налогов не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом. То есть, если налоги платятся за 2017 год, уплатить их следует не позднее 1.12.2018 года. До 2015 года срок был другим: не позднее 01.10 следующего года. Само уведомление должно быть выслано налогоплательщику не позднее чем за 30 рабочих дней до указанного срока (НК РФ, п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п.п. 1, 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п.п. 1, 2 ст. 409, Письмо ФНС РФ № БС-4-11/[email protected] от 11 января 2016 г.).

Кроме имущественных налогов, физические лица должны уплатить также налог на доходы физлица на основании отдельного налогового уведомления. Срок уплаты НДФЛ, который налоговый агент не смог удержать, о чем известил налогоплательщика и ФНС, также не позднее 1 декабря следующего за отчетным года (НК, ст. 216, пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228, Закон № 396-ФЗ от 29 декабря 2015г., ч. 8 ст. 4).

Читайте так же:  На какие налоги начисляется пеня

Факт неуплаты или несвоевременной уплаты налогов по присланному налоговому уведомлению карается следующими санкциями:

  • Начислением пеней на сумму недоплаченного налога;
  • Штрафом;
  • Взысканием недоимок, то есть задолженности по налогам, штрафов и пеней через суд.

Что такое пени за неуплату налогов в срок

Если налог платится не вовремя или вовсе не платится, на сумму задолженности начисляются пени за неуплату налогов в срок (НК РФ, п. 1 ст. 75). Требование об уплате недоимки по налогу и пеней высылается в ваш адрес налоговой инспекцией в случае неуплаты налога в положенный срок. В требовании будет указана сумма задолженности по налогу, срок уплаты налога, размер пеней на день направления требования в ваш адрес, срок исполнения данного требования и меры по взысканию, которые будут применены к вам в случае его неисполнения.

Стандартный срок уплаты сумм, указанный в требовании, составляет 8 рабочих дней, если только в требовании не указан более длительный срок (НК РФ, п. 4 ст. 69).

Пени можно рассчитать по формуле (НК РФ, п.п. 3, 4 ст. 75):

Сумма пеней = задолженность по налогу * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в это время.

Каков размер ставки рефинансирования? С 1 января 2016 года ставка рефинансирования Банка России приравнена к значению ключевой ставки БР. С 26 марта 2018 г. равна 7,25, согласно Информации Банка России от 23.03.2018 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б. п., до 7,25% годовых».

Неуплата налога грозит ответственностью в виде штрафа. Штрафы за неуплату налогов в срок имеют размер 20% от задолженности по налогам в обычном случае и 40%, если налоговая инспекция располагает доказательствами того, что налог неуплачен умышленно. Срок ответственности за неуплату налога составляет три года с момента окончания отчетного года, за который следовало уплатить налог (Информация ФНС РФ «О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности»; НК РФ, п. 1 ст. 113, ст. 122).

Для того, чтобы привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов, налоговая инспекция должна располагать доказательствами совершения правонарушения, а именно: документами о законном исчислении налога в адрес налогоплательщика, документами о направлении в адрес налогоплательщика налогового уведомления и подтверждением получения налогоплательщиком уведомления с датой его получения.

Последствия неисполнения требований налоговой инспекции

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения в срок требований налогового органа он может подать заявление в суд для принудительного взыскания задолженности по налогу за счет имущества должника, в том числе за счет денежных средств на его счетах в банке и наличных денег.

Если же сумма задолженности не превышает 3000 рублей, то заявление в суд должно быть подано в течение 6 месяцев с момента истечения срока в три года с момента неисполнения первого требования налоговиков.

Налоговый орган подает заявление мировому судье (по месту жительства налогоплательщика). Если требования налогового органа являются бесспорными, судебный приказ по требованию выносится без судебного разбирательства и без вызова сторон (см. КАС РФ, п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4, ч.2 ст. 123.5).

Повлиять на эту ситуацию налогоплательщик вправе, представив свои возражения на предъявленные ему требования налогового органа. Это можно сделать или до вынесения судебного приказа (тогда в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано), или в срок до 20 дней с момента направления копии вынесенного судебного приказа налогоплательщику (тогда вынесенный судебный приказ отменяется). После этого и после направления административного искового заявления со стороны налоговой в суд назначается судебное разбирательство (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 года (п. 49) и КАС РФ (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. 286, 289).

В Письмах ФНС РФ № ГД-4-8/[email protected] от 21 октября 2015 г. (п.п. 6.9) и ГД-4-8/[email protected] от 24 ноября 2016 г. указано, что Налоговый орган вправе проинформировать работодателя налогоплательщика, допустившего задолженность по уплате налога, о его неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся с 1 июня 2016г. Так же налоговый орган может направить исполнительный документ о взыскании задолженности работодателю или другому лицу, осуществляющему в адрес налогоплательщика периодические выплаты (пенсию, стипендию и др.).

Что делать если не пришло налоговое уведомление

Если налогоплательщик, у которого есть облагаемое налогом имущество, не получает налоговое уведомление, он должен выяснить причину этого в налоговой инспекции (по месту его жительства или по месту нахождения имущества). Этот вопрос можно решить как личным обращением в ФНС, так и через личный кабинет сайта ФНС РФ (Письмо ФНС РФ № БС-4-21/[email protected] от 07 ноября 2016 г. и п.п. 1, 5 ст. 83 НК РФ).

Так же в обязанность налогоплательщику вменяется представить сообщение в налоговый орган о каждом объекте налогообложения, по которому он не получил налогового уведомления. Срок представления такого сообщения – до 31 декабря следующего за отчетным периодом года. Исключение: сообщение не представляется в случае, когда налоговое уведомление не получено в связи с налоговой льготой или когда ранее такое уведомление уже получалось (см. п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

До конца 2016 года действовала льгота, которая позволяла в случае, когда налогоплательщик не получил налоговое уведомление, уплатить его только за 2016 год.

Также налоговое уведомление не отправляется в случае, когда сумма начисленного налога составила менее 100 рублей. Но если за три предшествующих года сумма налога составила менее 100 рублей, налоговое уведомление будет отправлено, поскольку в противном случае, налоговый орган теряет право его направить, поскольку три года уже заканчиваются (НК РФ, п. 4 ст. 52).

Минфин разъяснил, как считать пени за просрочку налога

Специалисты Минфина России в письме от 05.07.2016 № 03-02-07/39318 высказали свою позицию по поводу того, как налогоплательщик, пропустивший срок уплаты налогов (сборов), должен посчитать количество дней, за которые начисляются пени. Подход финансистов отличается от точки зрения налоговиков и выгоден налогоплательщикам.

Все налогоплательщики обязаны перечислять в бюджет налоги в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Такая обязанность прописана в п. 1 ст. 45 НК РФ. По общему правилу она считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (п. 3 ст. 45 НК РФ).

Одной из мер ответственности за неуплату организацией или индивидуальным предпринимателем налогов (сборов) в установленный Налоговым кодексом срок является начисление на сумму задолженности пеней (п. 1 ст. 75 НК РФ). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Читайте так же:  Льготы ветеранам боевых действий подоходный налог

Как видите, в Налоговом кодексе четко прописан только порядок определения дня, с которого пени начинают «капать». А вот о том, в какой день заканчивается начисление пеней, в указанной норме не сказано.

В комментируемом письме специалисты Минфина России пришли к выводу, что день уплаты налога в расчет пеней не включается. Ведь в день (момент) исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком в силу п. 3 ст. 45 НК РФ просрочка исполнения такой обязанности отсутствует, а Налоговый кодекс не предусматривает начисление пеней за день, в котором у налогоплательщика нет просрочки.

Обратите внимание: налоговые органы придерживаются иной позиции. Они считают, что начисление пеней прекращается со следующего дня после уплаты недоимки (разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Более того, такой подход поддерживают высшие арбитры. Так, в п. 57 и 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 сказано, что начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Учитывая, что пени за просрочку уплаты налога в налоговых инспекциях рассчитываются в автоматическом режиме, в алгоритм их начисления заложена позиция налоговой службы. Поэтому, несмотря на точку зрения Минфина России, изложенную в комментируемом письме, налоговые органы все равно будут включать в расчет пеней день уплаты долга.

Неуплату пеней суды не будут признавать правонарушением

Перед тем как подать уточненные декларации при выявлении недоимки по налогу, надо доплатить недостающую сумму и пени. Это позволит вам освободиться от штрафа. Но теперь появился шанс избежать ответственности, даже если вы не заплатите пени.

Чтобы привлечь плательщика к ответственности, налоговики должны доказать судьям, что плательщик виновен в совершении налогового правонарушения. А неуплата пеней сама по себе доказательством вины не является. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.07 № 3226/07

НЕЛЬЗЯ ОШТРАФОВАТЬ ТОЛЬКО ЗА НЕУПЛАТУ ПЕНЕЙ

Комментируемое постановление Президиума ВАС РФ развеивает созданный налоговиками миф о том, что плательщика следует «автоматически» привлекать к ответственности по статье 122 НК РФ, если он подал уточненную декларацию «к доплате», но не уплатил недоимку по налогу и (или) пени. Суд указал, что ревизоры должны еще доказать вину плательщика.

Своевременная уплата недоимки и пеней является не единственным условием освобождения от ответственности. Штрафа не будет и в том случае, если налоговики не потрудились (или не смогли) доказать суду вину плательщика в возникновении недоимки (см. схему «Привлечение плательщика к ответственности» ).

Сама по себе неуплата недоимки и пеней не является даже налоговым правонарушением. Но довольно часто налоговики доказывали судьям обратное — и порой это срабатывало. Выводы Президиума ВАС РФ должны окончательно нейтрализовать эффективность подобного аргумента. Ведь при вынесении решений по аналогичным спорам судьи должны ориентироваться на позицию высшей судебной инстанции, которая следит за единообразием судебной практики.

Плательщики, признанные судом виновными на основании неуплаченных пеней, могут добиться пересмотра их дела Президиумом ВАС РФ (ст. 304 АПК РФ).

Вот как прокомментировал «ДК» решение высшей арбитражной инстанции А.Б. Архиерейский, управляющий партнер юридической компании «ЭкспертФинанс»:

На практике статью 122 НК РФ применяют без учета вины плательщика, то есть считают, что самого факта возникновения недоимки достаточно, чтобы привлечь к ответственности.

Пункт 4 статьи 81 НК РФ освобождает от ответственности за налоговое правонарушение. То есть налогоплательщик может избежать ответственности, если добровольно устранит причиненный бюджету вред, уплатив недоимку и пени.

Но прежде всего надо изучить, а была ли вообще вина. Если ее не было, то ответственность наступить не может. И тут статья 81 НК РФ вообще не применяется. Ведь она содержит порядок освобождения от ответственности только за налоговое правонарушение, вина по которому доказана.

Таким образом, Президиум ВАС РФ в очередной раз указал на необходимость доказывания вины налогоплательщика и на недопустимость формального применения налоговой ответственности.

РИСК ШТРАФА ОСТАЕТСЯ

Плательщикам, которые обнаружили у себя недоимку, расслабляться не стоит. Несмотря на такой позитивный вывод Президиума ВАС РФ, пени лучше заплатить перед сдачей уточненной декларации (тем более что платить их все равно придется). В противном случае могут и оштрафовать. Прежде всего это зависит от налоговиков. Ведь они могут не использовать свой стандартный аргумент о том, что плательщик должен был, но не заплатил пени, а выбрать совсем другую стратегию — выстроить доказательства, отталкиваясь от самого факта недоимки как налогового правонарушения. А в вину поставят неосторожность (ст. 110 НК РФ). Тогда скорее всего неуплата пеней обернется штрафом.

Но если вы уже попали в такую ситуацию — судитесь. Стандартная стратегия доказательств налоговиков и комментируемое постановление Президиума ВАС РФ могут освободить вас от ответственности.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА СКЛАДЫВАЛАСЬ НЕОДНОЗНАЧНО

До комментируемого решения судебная практика была противоречивой.

[1]

Одни суды считали неуплату пеней поводом для санкций

Видео (кликните для воспроизведения).

На уровне кассационной инстанции существовали судебные акты, поддерживавшие позицию налоговиков.

Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 10 августа 2007 г. № А79- 9248/2006 счел правомерным привлечение к ответственности налогоплательщика, не уплатившего до представления декларации сумму налога и пени. Причем без установления состава правонарушения, что противоречит Налоговому кодексу РФ и выводам Президиума ВАС РФ.

А в постановлении от 13 марта 2006 г. № А29-4527/2005А этот же суд признал правоту налоговиков, которые привлекли к ответственности организацию, уплатившую недоимку, но не перечислившую пени перед подачей уточненной декларации.

Другие суды требовали доказывать наличие и нарушения, и вины

К счастью, судебная практика складывалась не только в пользу налоговиков. Например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 19 июня 2007 г. № Ф09-4656/07-С2 указывал на то, что одна лишь уточняющая декларация не может свидетельствовать о неуплаченной сумме налога. Сначала ревизоры должны были проверить, есть ли на самом деле недоимка. Простой констатации того, что налогоплательщик сам добровольно увеличил сумму налога, подлежащую уплате, недостаточно для привлечения к ответственности.

Кроме того, инспекция должна установить, носят ли действия налогоплательщика виновный характер. К примеру, плательщик уменьшил размер налоговых вычетов, поскольку обнаружил, что его поставщик оказался «недобросовестным». Однако ранее плательщик не мог знать об этом, даже если проявлял должную осмотрительность. В этом случае его вины в первоначальном завышении вычетов не будет. И ответственность не должна возникнуть, даже если он не уплатит недоимку и пени до подачи уточненной декларации.

Читайте так же:  Как узнать размер назначенной пенсии через госуслуги

ПЛАТИТЬ НЕДОИМКУ НАДО ДО ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Обратите внимание: последствия неуплаты только пеней и неуплаты самой налоговой недоимки могут сильно различаться. С учетом сложившейся судебной практики случай, когда плательщик до подачи уточненной декларации перечислил сумму налога, но не перечислил пени, значительно более благоприятен для него, чем случай с неуплаченной суммой налога.

Дело в том, что неуплаченная недоимка сама по себе является правонарушением. Доказать вину несложно: плательщик занизил налоговую базу. В этом случае вероятность привлечения к ответственности возрастает в разы. Поэтому доплатить налог надо до подачи декларации.

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, НО СМЯГЧАЕТ ЕЕ

Если плательщик не погасил недоимку и суд признал его вину, то факт добровольного представления им декларации «к доплате» может быть расценен как обстоятельство, смягчающее ответственность (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71).

Просрочка авансового платежа по налогу на прибыль

Если ваша компания в срок не перечислила в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль, то можете не сомневаться — налоговые органы на сумму аванса, не поступившую в бюджет, начислят пени. А вот штрафных санкций не будет. Расскажем подробнее.

Нарушил срок — получи пени

Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ компании, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение отчетного периода, должны перечислить в бюджет платеж в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Если указанный срок будет нарушен, то на сумму просроченного платежа будут начислены пени. Это прямо предусмотрено абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ.

Согласно указанной норме обязанность по уплате авансовых платежей считается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Если же авансовый платеж перечислен в бюджет в более поздние сроки по сравнению с теми, что установлены законодательством о налогах и сборах, то на сумму просроченного платежа начисляются пени. При расчете пеней используется порядок, предусмотренный ст. 75 НК РФ.

Минфин России в письме от 18.10.2007 № 03-02-07/2-168 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 31.10.2007 № ШС-6-14/847) рекомендовал налоговым органам при применении п. 3 ст. 58 НК РФ учитывать постановление Пленума ВАС РФ № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» (далее — Постановление № 47). На необходимость применения данных рекомендаций ФНС России еще раз обратила внимание в письме от 11.11.2011 № ЕД-4-3/18934.

Согласно п. 2 Постановления № 47, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Отметим, что на сегодняшний день Постановление № 47 утратило силу. Вместо него применяется постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 57). Однако в п. 14 этого документа содержатся точно такие же разъяснения относительно применения п. 3 ст. 58 НК РФ, что и в п. 2 Постановления № 47.

Кроме того, в п. 14 Постановления № 57 указано, что пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат начислению до даты их фактического перечисления или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Штрафным санкциям скажем нет

За неуплату авансового платежа по налогу на прибыль в установленный срок компанию нельзя привлечь к ответственности по ст. 122 НК РФ. Дело в том, что в этой норме Кодекса предусмотрен штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия). Его размер составляет 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Как видите, в ст. 122 НК РФ речь идет только о неуплате налога. Кроме того, в п. 3 ст. 58 НК РФ прямо сказано, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Отметим, что данное положение было введено в п. 3 ст. 58 НК РФ с 2007 г. До этого налоговики на местах пытались привлечь компании к налоговой ответственности за просрочку в уплате авансовых платежей. Но суды не поддерживали такой подход проверяющих. Еще в 2003 г. Президиум ВАС РФ указал, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ (п. 16 информационного письма от 17.03.2003 № 71).

Быть или не быть принудительному взысканию аванса?

Могут ли налоговые органы применить к неуплаченным суммам аванса по налогу на прибыль меры принудительного взыскания?

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Из разъяснений официальных органов по этой проблеме нам удалось найти только письмо УФНС России по Московской области от 28.02.2006 № 22-22-И/0094 «О принудительном исполнении обязанности по уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль». Вот какая позиция в нем содержится.

По мнению региональных налоговиков, ежемесячные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ — способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.

Если по итогам отчетного периода компания представила декларацию по налогу на прибыль, из которой следует, что налогоплательщиком должны быть исчислены ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация, то при неуплате или уплате указанных авансов в сроки, более поздние по сравнению с установленными, у компании образуется задолженность. На сумму этой задолженности распространяется действие ст. 46 и 47 НК РФ о принудительном взыскании налога.

Что касается арбитражной практики по данному вопросу, то здесь следует обратить внимание на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В пункте 12 этого документа как раз рассмотрен вопрос о правомерности направления налогоплательщику требования об уплате авансовых платежей.

Высшие арбитры пришли к выводу, что налоговый орган вправе направить организации требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества компании. В качестве примера Президиум ВАС РФ привел следующее судебное разбирательство.

Читайте так же:  Узнать наличие задолженности по налогам по инн

Налоговый орган выставил компании требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, а также принял решения о взыскании задолженности по данным платежам за счет имущества организации и о приостановлении операций по счетам. Организация с действиями налоговиков не согласилась. Она указал на то, что выставление требования, а также применение предусмотренных ст. 46 и 47 НК РФ мер по принудительному взысканию могут быть осуществлены только в отношении задолженности по налогам и пеням, начисляемым за их несвоевременную уплату. Применительно к авансовым платежам по налогу на прибыль эти меры можно использовать только в отношении авансовых платежей, исчисляемых по итогам отчетного периода (так как порядок их расчета аналогичен порядку расчета налога).

Однако арбитры не согласились с доводом налогоплательщика и признали действия налогового органа правомерными. Приведем аргументацию судов.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена ими самостоятельно (п. 1 ст. 45 НК РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. 46, 47, 69 НК РФ).

Отсутствие в указанных нормах НК РФ положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). При этом порядок исчисления налогоплательщиком соответствующего авансового платежа, а именно: в зависимости от реальных финансовых результатов экономической деятельности или в отсутствие таковой обусловленности, — не имеет правового значения.

Отметим, что косвенно вывод о правомерности направления налогоплательщику требования об уплате авансового платежа подтверждает и п. 52 Постановления № 57.

В нем содержится вывод о том, что требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, предусмотренных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если такие сведения содержатся соответственно в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании. Пленум ВАС РФ указал, что аналогичный подход применятся и к требованию об уплате авансовых платежей по налогу.

Рассчитываем пени за неуплату налогов по-новому

Правила расчета пеней за неуплату в установленный срок налогов, сборов и страховых взносов установлены в п. 3 ст. 75 НК РФ. Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ (далее — Закон № 424-ФЗ) внес в эту норму Кодекса изменения.

Старая редакция п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривала только начальную дату, с которой начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Ею является день, следующий за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты налога. Поскольку конечная дата начисления пеней в Налоговом кодексе не была указана, существовала неясность по поводу того, нужно ли начислять пени за день, в котором задолженность была погашена.

Ранее налоговики считали, что начисление пеней прекращается в день, следующий за днем фактической уплаты задолженности по налогам (разъяснения ФНС России от 28.12.2009 «По вопросам использования Online-сервиса „Личный кабинет налогоплательщика“»). Но затем они изменили свое мнение. В письме от 06.12.2017 № ЗН-3-22/[email protected] ФНС России указала, что пени начисляются до дня фактической уплаты налога. Специалисты налогового ведомства объяснили это тем, что Налоговым кодексом не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует. Такой же позиции придерживался и Минфин России (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

В новой редакции п. 3 ст. 75 НК РФ сказано, что пени начисляются по день исполнения обязанности по уплате налога включительно. Кроме того, теперь в этой норме установлено ограничение на размер общей суммы начисленных пеней. Она не должна превышать размер недоимки, на которую начисляются пени.

Частью 5 ст. 9 Закона № 424-ФЗ предусмотрено, что новая редакция п. 3 ст. 75 НК РФ применяется к недоимке, образовавшейся после дня вступления в силу указанного Федерального закона. Закон № 424-ФЗ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 27 ноября 2018 г. и с этой даты вступил в силу (ч. 1 ст. 9 Закона № 424-ФЗ). Но для отдельных его положений установлены специальные сроки вступления в силу. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 424-ФЗ поправки, внесенные в п. 3 ст. 75 НК РФ, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего федерального закона. Таким образом, новая редакция п. 3 ст. 75 НК РФ действует с 28 декабря 2018 г.

Исходя из этого, специалисты Минфина России в письме от 17.01.2019 № 03-02-07/1/1861 пришли к выводу, что положения новой редакции п. 3 ст. 75 НК РФ применяются к недоимке, образовавшейся после 27 декабря 2018 г. При этом они отметили, что их позиция о начислении пеней на недоимку, образовавшуюся до 27 декабря 2018 г. включительно, выраженная в письме от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318, в связи со вступлением в силу Закона № 424-ФЗ не изменилась. Из сказанного финансистами следует, что по недоимке, образовавшейся 27 декабря 2018 г. и ранее, пени за день фактического погашения недоимки не начисляются.

Штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению

Согласно законодательства РФ физические лица уплачивают следующие виды имущественных налогов на основании налогового уведомления (НК РФ, абз. 3 п. 2 ст.

52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст.

397, п. 3 ст. 409): налог на имущество физических лиц транспортный налог земельный налог.

Из данной статьи вы сможете узнать какие штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению взимаются с налогового резидента РФ.

Сроки уплаты налогов согласно законодательству

С 2015 года установлен срок уплаты имущественных налогов не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом. То есть, если налоги платятся за 2017 год, уплатить их следует не позднее 1.12.2018 года. До 2015 года срок был другим: не позднее 01.10 следующего года.

Само уведомление должно быть выслано налогоплательщику не позднее чем за 30 рабочих дней до указанного срока (НК РФ, п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п.п.

1, 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п.п.

1, 2 ст. 409, Письмо ФНС РФ № БС-4-11/[email protected] от 11 января 2016 г.).

Кроме имущественных налогов, физические лица должны уплатить также налог на доходы физлица на основании отдельного налогового уведомления. Срок уплаты НДФЛ, который налоговый агент не смог удержать, о чем известил налогоплательщика и ФНС, также не позднее 1 декабря следующего за отчетным года (НК, ст. 216, пп.

Читайте так же:  Как получить возврат подоходного налога за лечение

4 п. 1, п. 6 ст. 228, Закон № 396-ФЗ от 29 декабря 2015г., ч. 8 ст.

Факт неуплаты или несвоевременной уплаты налогов по присланному налоговому уведомлению карается следующими санкциями:

  • Начислением пеней на сумму недоплаченного налога
  • Штрафом
  • Взысканием недоимок, то есть задолженности по налогам, штрафов и пеней через суд.

Что такое пени за неуплату налогов в срок

Если налог платится не вовремя или вовсе не платится, на сумму задолженности начисляются пени за неуплату налогов в срок (НК РФ, п. 1 ст. 75).

Требование об уплате недоимки по налогу и пеней высылается в ваш адрес налоговой инспекцией в случае неуплаты налога в положенный срок. В требовании будет указана сумма задолженности по налогу, срок уплаты налога, размер пеней на день направления требования в ваш адрес, срок исполнения данного требования и меры по взысканию, которые будут применены к вам в случае его неисполнения.

Стандартный срок уплаты сумм, указанный в требовании, составляет 8 рабочих дней, если только в требовании не указан более длительный срок (НК РФ, п. 4 ст. 69).

Пени можно рассчитать по формуле (НК РФ, п.п. 3, 4 ст. 75):

Сумма пеней = задолженность по налогу * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в это время.

Каков размер ставки рефинансирования? С 1 января 2016 года ставка рефинансирования Банка России приравнена к значению ключевой ставки БР.

С 26 марта 2018 г. равна 7,25, согласно Информации Банка России от 23.03.2018 Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б. п., до 7,25% годовых.

Неуплата налога грозит ответственностью в виде штрафа. Штрафы за неуплату налогов в срок имеют размер 20% от задолженности по налогам в обычном случае и 40%, если налоговая инспекция располагает доказательствами того, что налог неуплачен умышленно. Срок ответственности за неуплату налога составляет три года с момента окончания отчетного года, за который следовало уплатить налог (Информация ФНС РФ О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности НК РФ, п. 1 ст.

Для того, чтобы привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов, налоговая инспекция должна располагать доказательствами совершения правонарушения, а именно: документами о законном исчислении налога в адрес налогоплательщика, документами о направлении в адрес налогоплательщика налогового уведомления и подтверждением получения налогоплательщиком уведомления с датой его получения.

Последствия неисполнения требований налоговой инспекции

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения в срок требований налогового органа он может подать заявление в суд для принудительного взыскания задолженности по налогу за счет имущества должника, в том числе за счет денежных средств на его счетах в банке и наличных денег.

Если же сумма задолженности не превышает 3000 рублей, то заявление в суд должно быть подано в течение 6 месяцев с момента истечения срока в три года с момента неисполнения первого требования налоговиков.

Налоговый орган подает заявление мировому судье (по месту жительства налогоплательщика). Если требования налогового органа являются бесспорными, судебный приказ по требованию выносится без судебного разбирательства и без вызова сторон (см. КАС РФ, п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст.

1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4, ч.2 ст.

Повлиять на эту ситуацию налогоплательщик вправе, представив свои возражения на предъявленные ему требования налогового органа. Это можно сделать или до вынесения судебного приказа (тогда в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано), или в срок до 20 дней с момента направления копии вынесенного судебного приказа налогоплательщику (тогда вынесенный судебный приказ отменяется). После этого и после направления административного искового заявления со стороны налоговой в суд назначается судебное разбирательство (см.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 года (п. 49) и КАС РФ (ч. 1, 2 ст.

123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст.

В Письмах ФНС РФ № ГД-4-8/[email protected] от 21 октября 2015 г. (п.п. 6.9) и ГД-4-8/[email protected] от 24 ноября 2016 г. указано, что Налоговый орган вправе проинформировать работодателя налогоплательщика, допустившего задолженность по уплате налога, о его неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся с 1 июня 2016г.

Так же налоговый орган может направить исполнительный документ о взыскании задолженности работодателю или другому лицу, осуществляющему в адрес налогоплательщика периодические выплаты (пенсию, стипендию и др.).

Что делать если не пришло налоговое уведомление

Если налогоплательщик, у которого есть облагаемое налогом имущество, не получает налоговое уведомление, он должен выяснить причину этого в налоговой инспекции (по месту его жительства или по месту нахождения имущества). Этот вопрос можно решить как личным обращением в ФНС, так и через личный кабинет сайта ФНС РФ (Письмо ФНС РФ № БС-4-21/[email protected] от 07 ноября 2016 г. и п.п. 1, 5 ст.

Так же в обязанность налогоплательщику вменяется представить сообщение в налоговый орган о каждом объекте налогообложения, по которому он не получил налогового уведомления. Срок представления такого сообщения – до 31 декабря следующего за отчетным периодом года. Исключение: сообщение не представляется в случае, когда налоговое уведомление не получено в связи с налоговой льготой или когда ранее такое уведомление уже получалось (см. п. 2.1 ст.

До конца 2016 года действовала льгота, которая позволяла в случае, когда налогоплательщик не получил налоговое уведомление, уплатить его только за 2016 год.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также налоговое уведомление не отправляется в случае, когда сумма начисленного налога составила менее 100 рублей. Но если за три предшествующих года сумма налога составила менее 100 рублей, налоговое уведомление будет отправлено, поскольку в противном случае, налоговый орган теряет право его направить, поскольку три года уже заканчиваются (НК РФ, п. 4 ст.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.

  2. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  3. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.
  4. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
Пени за неуплату налога в срок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here