Осмотр помещений при налоговой проверке

Полезная информация на тему: "Осмотр помещений при налоговой проверке" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Когда налоговые органы вправе провести осмотр территорий и помещений организации

Сама по себе процедура осмотра территорий и помещений организации налоговым инспектором, вроде бы, безобидна. Пришел инспектор, осмотрел, составил протокол, дал подписать представителю организации и ушел. Однако, когда в ходе осмотра выявлены факты, влияющие на налогообложение, протокол осмотра может стать доказательством, позволяющим налоговикам доначислить организации налоги, пени и штрафы. Поэтому важно знать, когда и что налоговые органы вправе осмотреть.

Зачем налоговикам нужны осмотры

Цель проведения любого осмотра — установить обстоятельства, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушениях. К примеру, проводя осмотр территорий и помещений вашего контрагента, налоговики надеются выяснить, что он:
(или) не находится по месту своей регистрации;
(или) не обладает реальной возможностью (так как нет необходимого персонала или производственных мощностей) произвести то количество продукции, которое вы у него купили, либо выполнить те работы и услуги, расходы на приобретение которых вы учли для целей налогообложения и по которым вы приняли к вычету НДС.
В результате они могут обвинить вас в получении необоснованной налоговой выгоды (Пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и снять вам и расходы, и вычеты НДС.
Помещения и территории самого налогоплательщика обычно осматривают, чтобы проверить соответствие некоторых задекларированных им данных реальному положению дел. Например, налоговики могут проверить площадь торгового зала, что имеет значение при уплате ЕНВД, или количество игровых автоматов, которое влияет на налог на игорный бизнес.

Когда по НК могут провести осмотр

Рассказываем руководителю
Можно не пускать на свою территорию или в помещение налоговых инспекторов, если:
(или) они не предъявили вам решение о проведении в отношении вас выездной проверки;
(или) их должности и Ф.И.О. не указаны в решении о проведении в отношении вас выездной проверки.
За это организации ничего не грозит.

Как проводят осмотры на практике

В спор о правомерности проведения осмотра в рамках камеральной проверки вмешался и ВАС РФ. Уже подготовлен проект постановления Пленума, в котором ВАС РФ разъясняет, что осмотр помещений и территорий не является самостоятельной формой налогового контроля и не может проводиться вне рамок выездной проверки. А вот вопрос о законности осмотров территорий и помещений контрагентов проверяемых налогоплательщиков пока останется спорным.

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений организации в следующих случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС.

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Какие помещения осматривают

Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).

Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке .

Основание для осмотра

Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Уведомление об осмотре

Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?

С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).

С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).

Отказ в доступе инспекторов

Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106. Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения. Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Доплачивают ли пенсию за детей

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Участники осмотра

Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ). Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.

Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:

– представители проверяемой организации;

Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.

При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).

Оформление результатов

По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:

– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);

– место и дату составления;

– время начала и окончания осмотра;

– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;

– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);

– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;

– подробное описание результатов осмотра.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Нарушения при осмотре

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).

Ответ: нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ. Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:

– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);

– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);

– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г. № 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));

– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);

– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).

Ответственность

Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

56. Налоговый контроль: доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки, осмотр территории (помещений) налогоплательщика

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки

1. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков.

2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

3. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

5. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Статья 92. Осмотр

[3]

1. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

2. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Читайте так же:  Документы необходимые для начисления пенсии по возрасту

3. Осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

4. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

5. О производстве осмотра составляется протокол.

Осмотр помещений и территорий при налоговой проверке.

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений при выездной налоговой проверке и в ходе камеральной проверки декларации по НДС. Это следует из статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Ø Зачем налоговикам нужны осмотры.

§ Цель проведения любого осмотра — установить обстоятельства, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушениях. К примеру, проводя осмотр территорий и помещений Вашего контрагента, налоговики надеются выяснить, что он:

ü или не находится по месту своей регистрации;

ü или не обладает реальной возможностью (так как нет необходимого персонала или производственных мощностей) произвести то количество продукции, которое Вы у него купили;

ü либо выполнить те работы и услуги, расходы, на приобретение которых Вы учли для целей налогообложения и по которым Вы приняли к вычету НДС.

В результате они могут обвинить Вас в получении необоснованной налоговой выгоды и снять Вам и расходы, и вычеты НДС.

§ Помещения и территории самого налогоплательщика обычно осматривают, чтобы проверить соответствие некоторых задекларированных им данных реальному положению дел. Например, налоговики могут проверить площадь торгового зала, что имеет значение при уплате ЕНВД, или количество игровых автоматов, которое влияет на налог на игорный бизнес.

Ø Осмотр каких помещений допускается при проверке налоговиков.

§ Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

ü организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

ü у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

ü организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в п. 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

§ Во время осмотра помещений при проверке, налоговики изучают производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).

Ø Основание для осмотра помещений налоговыми инспекторами.

§ Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

§ Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений п. 1 ст. 91 Налогового кодекса РФ.

Ø Что грозит компании, не предоставившей помещения для осмотра.

§ Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/1 8.

ü Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации.

ü Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

§ Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения. Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

§ Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Внимание:

за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Осмотр помещений при налоговой проверке

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Вправе ли ИФНС в рамках камеральной налоговой проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика?

Действующим законодательством РФ (п 1 ст.92 НК РФ) определены случаи, при которых налоговые органы могут осуществить осмотр помещений:

1. Выездная налоговая проверка;

2. Проверка налоговой декларации по НДС, в которой указана сумма НДС к возмещению из бюджета.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика указанных должностных лиц осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки данного налогоплательщика (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Действующим НК предусмотрены два обязательных условия, при которых осмотр будет осуществлен правомерно: 1. П. 2 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр документов и предметов допускается только при согласии владельца помещения.

2. П.1 ст.98 НК РФ предусмотрено обязательное участие понятых (не менее 2-х).

Осмотр территорий и помещений нельзя производить во время камеральной проверки.

Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России, налоговые органы вправе проводить осмотр помещений и территорий налогоплательщика только в рамках выездной проверки. По мнению ФНС России, осмотр территорий в рамках камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.

Президиум ВАС РФ также подтвердил, что осмотр территории не является самостоятельной формой налогового контроля и не может осуществляться вне рамок выездной проверки (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 ).

Аналогичная позиция сформирована в судебных актах: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 N Ф09-5158/15 по делу N А60-41279/2014

Отмечено, что в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий налогоплательщика не может рассматриваться как самостоятельная форма налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной проверки. Доказательств того, что указанное мероприятие произведено при наличии решения о проведении выездной проверки, инспекцией не представлено.

В связи с этим суд пришел к выводу о незаконности действий инспекции по проведению осмотра. При этом суд учел позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 30.07.2013 N 57.

Читайте так же:  Налоговым периодом по налогу признается квартал

Постановление АС Волго-вятского округа от 27.01.2018 № Ф01-6070/2014 суд указал, что осмотр помещений компании и доступ на ее территорию возможен только в связи с проведением в отношении этой организации выездной налоговой проверки.

Налоговики могут провести осмотр помещений контрагента и затем использовать эту информацию при наказании налогоплательщика

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.10 № А33-166/2010

Скачать Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.10 № А33-166/2010

Суть спора. Инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. По результатам проверки был составлен акт и принято решение о привлечении организации к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов, предложено уплатить НДС, налог на прибыль и соответствующие пени. Данное решение, в частности, вынесено на основании информации, полученной ранее в ходе проведения налоговиками осмотров помещений по адресам, по которым зарегистрированы контрагенты общества. Причем сведения из протоколов осмотров помещений были использованы в качестве доказательств вменяемых предприятию налоговых правонарушений в акте выездной проверки.

Позиция суда. Судьи признали законным использование информации, взятой из протоколов осмотра помещений.

Согласно статье 32 НК РФ, налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Подпунктами 2, 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что инспекторы вправе проводить проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом. Статья 92 НК РФ позволяет им осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории. Причем независимо от их местонахождения.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Контроль проводится посредством налоговых проверок (в том числе и камеральных), получения объяснений от организаций, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других предусмотренных формах (п. 1 ст. 82 НК РФ).

В силу статьи 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, выполняющее выездную проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для ее полноты, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится такая проверка.

Законом о налоговых органах* инспекторам также предоставлено право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, в том числе путем обследования с соблюдением соответствующего законодательства РФ производственных, складских, торговых и иных помещения организаций и граждан.

* Данное право зафиксировано в пунктах 3, 4 статьи 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Судьи пришли к выводу о том, что из анализа названных норм права в совокупности следует, что формы налогового контроля не ограничиваются лишь рамками выездных и камеральных проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), может являться одним из способов налогового контроля.

Кроме того, из статьи 92 НК РФ не следует запрет на осмотр помещений и территорий контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, для подтверждения правильности информации, отраженной в представленных им первичных документах.

Налоговая инспекция в пределах установленной законом компетенции провела осмотр помещений в качестве мероприятия налогового контроля. При этом сам по себе факт осмотра не принадлежащих обществу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы.
Поэтому основания для признания незаконными действий инспекторов по осмотру помещений и составлению по их результатам протоколов отсутствуют.

Довод общества о том, что использование информации, полученной налоговиками с нарушением законодательства, является незаконным в силу статьи 82 НК РФ и нарушает его имущественные права, несостоятелен.

Компания не лишена возможности обжаловать решение инспекторов о привлечении ее к ответственности. В рамках такого обжалования и подлежит рассмотрению вопрос о правомерности использования инспекцией информации, полученной в ходе проверки, при вынесении решения, а также о нарушении прав использования такой информации. Ведь именно указанный ненормативный правовой акт порождает для налогоплательщика правовые последствия, а не само проведение осмотра помещений его контрагентов.

Примечание «ДК». Суды по разному подходят к оценке доказательств, выявленных в ходе проведения осмотра как помещений самого налогоплательщика, так и помещений его контрагентов.

По мнению Ксении Никитиной, юриста группы предприятий «Корпорация Центр», это прежде всего связано с тем, признаются ли арбитражными судьями протокол осмотра и сами действия по проведению осмотра помещений законными и допустимыми:

Согласно статье 92 НК РФ, должностное лицо налогового органа, производящее выездную проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов. При этом осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается только в том случае, если они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

С учетом таких формулировок большинство судей приходят к выводу, что осмотр помещения вне рамок выездной проверки или в рамках камеральной проверки при отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 2 названной статьи, недопустим. Соответственно такой осмотр и полученные в ходе него доказательства не могут быть признаны законными и допустимыми и не подлежат рассмотрению судом**.

** См. постановления ФАС Центрального от 14.10.09 № А54-2388/208С3, Поволжского от 29.04.10 № А55-24271/2009, Северо-Западного от 02.08.10 № А56-54685/2009, Северо-Кавказского от 01.04.09 № А32-13491/2008-26/252, Уральского от 26.01.09 № Ф09-10447/08-С3 округов.

Однако, подобно рассматриваемому постановлению, имеются и иные судебные решения, где высказывается мнение о том, что из статьи 92 НК РФ вовсе не следует запрет на осмотр налоговыми органами помещений налогоплательщиков вне рамок проверок. В них, в частности, указано, что осмотр помещений надо рассматривать в качестве одного из способов налогового контроля***. Безусловно, вторая позиция не в пользу налогоплательщиков.

***Такого мнения придерживаются судьи в постановлениях ФАС Волго-Вятского от 24.04.09 № А43-8202/2008-30-85 и Восточно-Сибирского от 21.09.10 № А33-658/2010 округов.

[2]

В связи с изложенным, оспаривать правомерность действий инспекторов по осмотру помещений организации и ее контрагентов, наверное, стоит, но необходимо обращать внимание и на иные обстоятельства. Например, на грамотность оформления протокола, наличие нарушений положений пунктов 3 и 4 статьи 92 НК РФ в ходе проведения осмотра и т. п.

Когда и как налоговики проводят осмотры

В каких случаях налоговики могут проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика? Какие последствия для налогоплательщиков влечет отказ в доступе, воспрепятствование осмотру помещений?

Налоговики вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп.6 п.1 ст.31 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.

В каких случаях возможен осмотр территории и помещений налогоплательщика?

Налоговый осмотр территорий и помещений может проводиться:

  • при проведении выездной налоговой проверки (за исключением, периода приостановления проверки);
Читайте так же:  Сколько должен быть ипк для хорошей пенсии

Осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов вправе производить должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п.1 ст.92 НК РФ).

  • при проведении камеральной налоговой проверки в определенных случаях;

С 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях:

  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в п.1 ст.91НК РФ и п.1, п.2 ст.92 НК РФ.

  • вне рамок проведения выездной налоговой проверки.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. О производстве осмотра составляется протокол (п.2, п.5 ст.92 НК РФ).

Возможен ли осмотр помещения физического лица при проведении налоговой проверки?

Так, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство, не превышающем 2 млн рублей. При этом в фактические расходы на новое строительство жилого дома могут включаться в том числе расходы на приобретение строительных и отделочных материалов (п.3 ст.220 НК РФ).

Выездная налоговая проверка физического лица, в том числе не являющегося ИП, проводится в порядке, установленном ст.89 НК РФ. Решение о проведении выездной налоговой проверки физического лица выносит налоговый орган по месту жительства этого лица (Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 г. № 03-02-08/55972).

Налоговый орган может по результатам выездной проверки отказать налогоплательщику в праве на ранее предоставленный имущественный вычет.

Как уже было отмечено, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется в соответствии со ст.91 НК РФ. Однако доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (п.5 ст.91 НК РФ).

В отличие от выездных налоговых проверок компаний — произвести осмотр жилого помещения физического лица изнутри возможно только при его желании.

Таким образом, проведение выездной налоговой проверки физического лица будет производиться по месту нахождения налогового органа.

При этом налоговый орган вправе:

  • запрашивать необходимые для проверки документы;
  • производить осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях;
  • допрашивать в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • привлекать специалистов и экспертов;
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию.

Как налоговики проводят осмотр?

  • при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
  • при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п.п.8 и 8.1 ст.88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п.1 ст.91 НК РФ).

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

А должны ли налоговики заранее уведомлять налогоплательщика о проведении осмотра? Налоговики могут заблаговременно уведомить налогоплательщика, обозначив дату проведения осмотра. Но обязанности предупреждения о предстоящем осмотре помещений и территорий, положения НК РФ не содержат.

Однако если налогоплательщик не возражал против продления осмотра за пределами установленной у него продолжительности рабочего времени, то протокол осмотра (при отсутствии других нарушений) будет являться допустимым доказательством.

Налоговики могут осуществлять фото-киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов или другие действия предусмотренные законом.

Каких-либо ограничений в отношении конкретных предметов осмотра не установлено. Налоговики могут осматривать любые документы и предметы, имеющие значение для полноты проверки (ст.92 НК РФ).

[1]

При этом согласно п.5 ст.99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, должны прилагаться к протоколу.

Форма Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждены Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]

А вправе ли налоговики осматривать программы на компьютере?

Как указали высшие судьи, предусмотренный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, осуществляемых налоговым органом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проводимой проверки, предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержатся в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации.

Поэтому судьи пришли к выводу о правомерности действий налоговиков, касающихся осмотра программного обеспечения компьютера (Определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315).

  • проверяющих должностных лиц;
  • понятых.

В том случае, если судом установлено, что осмотр налоговиками производился в отсутствие понятых, то доказательства, полученные в ходе его проведения, будут признаны недопустимыми в силу п.3 ст.64 АПК РФ. Вместе с тем суды, оценив данное доказательство (т.е. соглашаясь с доводом налогоплательщика о том, что налоговый орган в нарушение п. 3 ст.92 НК РФ провел осмотр без участия понятых), могут признать надлежащими выводы инспекции о нереальности осуществления деятельности данным контрагентом (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 г. №А19-21556/2016).

Последствия отказа в доступе

В этом случае руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

Помимо административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей, налоговики вправе по имеющимся у них данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (п.3 ст.91 НК РФ, Определение ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031). А это может повлечь за собой серьезные доначисления налогов для компании, правомерность которых трудно будет оспорить в суде.

Как проводится выемка документов в ходе выездной налоговой проверки

В ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе проводить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ). В рамках выемки у проверяемой организации могут быть изъяты любые документы и предметы, имеющие отношение к налоговой проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Обоснование выемки

Провести выемку инспекция может только при наличии мотива (обоснования) (п. 1 ст. 94 НК РФ). Например, проведение выемки документов (как подлинников, так и копий) будет обосновано, если организация не представит (несвоевременно представит) документы по требованию инспекции (п. 4 ст. 93 НК РФ). Кроме того, обоснованным считается проведение выемки подлинников документов, если:

  • для проведения налоговой проверки инспекции недостаточно истребованных ранее копий (абз. 1 п. 8 ст. 94 НК РФ);
  • у инспекции есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (подп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, абз. 1 п. 8 ст. 94 НК РФ).
Читайте так же:  Выйти на пенсию в 50 лет мужчине

Документальное оформление

Чтобы провести выемку, инспекция оформляет постановление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Выносит постановление инспектор, который непосредственно проводит выездную налоговую проверку, а утверждает его руководитель инспекции (его заместитель). Об этом говорится в пункте 1 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Помимо отметки руководителя инспекции (его заместителя) об утверждении постановления о производстве выемки, в этом документе должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • Ф.И.О. и должность инспектора, который вынес постановление;
  • полное и сокращенное наименования организации (ответственного участника консолидированной группы), в которой проводится выездная проверка, ее ИНН и КПП;
  • мотивы проведения выемки;
  • полное и сокращенное наименования организации, в которой назначена выемка, ее ИНН и КПП;
  • описание изымаемых документов (предметов).

Такие реквизиты предусмотрены приложением 19 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Процедура

Инспекция проводит выемку предметов и документов в присутствии:

  • понятых;
  • представителей организации, в которой проводится выемка;
  • специалистов (при необходимости).

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 3 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Присутствие понятых при производстве выемки обязательно для подтверждения содержания и результатов выемки (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать сотрудников инспекции в качестве понятых проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В производстве выемки должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ).

До начала выемки сотрудники инспекции предъявляют постановление о производстве выемки и разъясняют всем присутствующим их права и обязанности (абз. 2 п. 3 ст. 94 НК РФ). Далее сотрудники инспекции предлагают представителям организации, в которой проводится выемка, добровольно выдать документы и предметы. В случае отказа они проводят выемку принудительно. Если представители организации, в которой проводится выемка, отказываются вскрывать помещения и иные места (например, сейф), где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, то инспекция вправе сделать это самостоятельно. При этом сотрудники инспекции по возможности должны избегать повреждений запоров, дверей и иных предметов (например, сейфа). Это следует из положений пункта 4 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Проводить выемку документов и предметов в ночное время инспекция не вправе (п. 2 ст. 94 НК РФ). Ночным признается время с 22 часов вечера до 6 часов утра (ст. 96 ТК РФ).

Изымаемые документы и предметы сотрудники инспекции обязаны предъявлять всем участникам выемки и при необходимости тут же их упаковывать (абз. 1 п. 9 ст. 94 НК РФ).

Если в ходе выемки сотрудники инспекции изымают подлинники документов, то они должны снять с подлинников копии. Копии заверяет сотрудник инспекции и передает их представителю организации, в которой проводится выемка. Если снять копии одновременно с изъятием подлинников документов невозможно, передать заверенные копии в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после их изъятия. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 8 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Изъятые инспекцией документы (подлинники, копии) должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью организации либо подписью ее представителя. Если представитель организации отказывается поставить печать или подпись на изъятых документах, то инспектор делает об этом отметку в протоколе выемки. Об этом говорится в пункте 9 статьи 94 НК РФ.

Протокол

Протокол выемки документов и предметов составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189 (п. 6 ст. 94 НК РФ). Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать в себе следующие данные:

  • наименование документа (протокол выемки документов и предметов);
  • место и дату составления;
  • время начала и окончания выемки;
  • должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали в выемке (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);
  • сведения об объектах выемки (изъятых документах, предметах);
  • подробное описание результатов выемки.

Это следует из положений пункта 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Сведения об объектах выемки, указываемые в протоколе, должны содержать:

  • наименование изъятого документа или предмета;
  • количество изъятых предметов;
  • индивидуальные признаки изъятых предметов;
  • стоимость изъятых предметов (если есть возможность ее определить).

По усмотрению инспекции сведения об изъятых документах и предметах могут быть отражены не в самом протоколе, а в прилагаемых к нему описях. Об этом говорится в пункте 7 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в выемке. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Копия протокола о выемке вручается под расписку представителю организации, в которой проводилась выемка, или высылается в адрес этой организации (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Ситуация: можно ли признать выемку незаконной, если она проведена с нарушением требований Налогового кодекса РФ (например, в постановлении о производстве выемки не указан мотив)?

Требования к проведению выемки и оформлению ее результатов установлены в статье 94 Налогового кодекса РФ. Если инспекция при проведении выемки не соблюдает указанные требования, то выемка считается незаконной. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. В частности, суды признают выемку незаконной, если:

Видео (кликните для воспроизведения).

Признание выемки незаконной дает право организации требовать от инспекции возврата изъятых документов и предметов.

Источники


  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  2. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  3. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  4. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
Осмотр помещений при налоговой проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here