Обжалование акта камеральной налоговой проверки

Полезная информация на тему: "Обжалование акта камеральной налоговой проверки" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Обжалование акта камеральной налоговой проверки

О ПОРЯДКЕ ОБЖАЛОВАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКЦИЙ

В соответствии со ст. 137, п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера и их действия в вышестоящий налоговый орган. Под актами инспекции ненормативного характера понимаются любые документы, подписанные начальником или заместителем начальника инспекции. Жалобы на решения и действия инспекций Ярославской области рассматриваются Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области, находящимся по адресу: 150003, г.Ярославль, ул. Кооперативная, д. 11.

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается в письменной форме, адресуется Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области.

Жалоба должна содержать указание на решение (иной документ) или действия инспекции, с которыми не согласен налогоплательщик, обоснование позиции заявителя жалобы и личную подпись налогоплательщика или его представителя. Ксерокопии жалоб или жалобы, переданные по факсу, не подлежат рассмотрению.

Документы, прилагаемые к жалобе

В случае подписания жалобы представителем физического лица (в том числе адвокатом), к жалобе должен быть приложен оригинал нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия представителя (п. 3 ст. 29 НК РФ).

В случае подписания жалобы от имени юридического лица не руководителем организации, а иным лицом (в том числе адвокатом), к жалобе должен быть приложен оригинал доверенности с печатью организации и подписью руководителя (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

[3]

К жалобе должны быть приложены документы, на которые ссылается заявитель жалобы в обоснование своих требований, если такие документы не представлялись налогоплательщиком в инспекцию ранее.

Срок подачи жалобы

Решение инспекции о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, может быть обжаловано в апелляционном порядке, то есть путем направления в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). На указанное решение, не обжалованное в апелляционном порядке, может быть подана жалоба в течение 1 года с момента вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Все другие решения инспекции (в том числе решения о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, выявленное не в ходе налоговой проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля), требования об уплате налога, пени, штрафа; налоговые уведомления, иные документы, а также действия инспекции могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Куда подлежит направлению жалоба

Апелляционная жалоба на решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, подлежит направлению в инспекцию, вынесшую решение; при этом жалоба адресуется Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области (п. 3 ст. 139 НК РФ).

Все остальные жалобы на решения или действия инспекций подлежат направлению непосредственно в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области по адресу: 150003, г.Ярославль, ул. Кооперативная, д. 11 (п. 1, п. 3 ст. 139 НК РФ).

Срок рассмотрения жалобы

Решение Управления ФНС России по Ярославской области по жалобе принимается в течение 1 месяца со дня получения жалобы, указанный срок может быть продлен на 15 рабочих дней. О принятом решении сообщается заявителю жалобы в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (ст. 140 НК РФ).

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

  • жалоба не подписана заявителем,
  • представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
  • пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
  • жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
  • имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
  • имеется решение Управления ФНС России по Ярославской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

Особенности обжалования постановлений инспекций по делам об административных правонарушениях

Срок подачи жалобы — десять суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Жалоба направляется в инспекцию, которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении и которая обязана в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области (п. 1 ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю (ст. 30.5, п. 2 ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При несогласии с актом налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля

Жалобы на акт камеральной или выездной налоговой проверки или акт, составленный по итогам иных мероприятий налогового контроля, не подаются. На указанный акт налогоплательщиком могут быть представлены письменные возражения, направляемые в инспекцию, должностные лица которой составили акт. Возражения на акт налоговой проверки подлежат направлению в течение 15 рабочих дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ), а на акт по итогам иных мероприятий налогового контроля – в течение 10 рабочих дней со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). При этом в случае направления акта по почте днем его получения считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма.

При несогласии с протоколом по делу об административном правонарушении

Жалоба на протокол по делу об административном правонарушении не подается. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (п. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: Отмена акта камеральной налоговой проверги

#1 26.05.2016 15:38:28

Отмена акта камеральной налоговой проверги

На каких оснаваниях можно обжаловать или отменить акт камеральной налоговой проверки

Читайте так же:  Задолженность по налогам юл по инн

#2 26.05.2016 16:18:54

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

Порядок и сроки рассмотрения жалоб налогоплательщиков

Блок-схема не копируется, могу выслать на электронку.

#3 26.05.2016 16:41:20

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма

Если акт подписан 05.05.16г. а вручен письмом 18.05.16г. можно ли такой акт отменить в связи с грубым нарушением сроков вручения?

#4 27.05.2016 10:26:16

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

Если акт подписан 05.05.16г. а вручен письмом 18.05.16г.

надо смотреть сроки отправки письма

#5 14.06.2016 19:49:27

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

а причем здесь сроки отправки письма?

#6 15.06.2016 11:58:57

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

gerri

а причем здесь сроки отправки письма?

потому что исходя из сроков отправки будет установлена дата получения письма, а не тогда, когда его реально вручили.

Возражение на акт налоговой проверки

Возражение на акт налоговой проверки – документ, который имеет право написать любая организация, в отношении которой проводилось мероприятие по налоговому контролю.

Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки

Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.

Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:

  1. процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
  2. нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).

Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.

Что не стоит обжаловать

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Как обосновывать возражение

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

[1]

Куда и как подавать возражение

Возражение следует подавать на адрес территориальной налоговой службы, специалисты которой проводили проверку. Документ можно передавать:

  1. лично «из рук в руки»,
  2. направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Оба эти способа гарантируют то, что налоговики получат возражение своевременно.

Сегодня получил распространение еще один проверенный вариант доставки документа: через электронные сервисы, но только при условии, что организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись.

В течение каких сроков возражать

Для подачи возражения существуют установленный срок, одинаковый при проведении камеральной и выездной налоговой проверки – он равен одному месяцу с момента получения акта.

Если этот период будет нарушен, организации вряд ли удастся оспорить акт (скорее всего только через судебную инстанцию).

Основные нюансы в составлении возражения

На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:

  • адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
  • сведения об отправителе (название компании и адрес),
  • номер возражения и дату его составления.

В основной части следует обозначить

  • акт, в отношении которого составляется возражение,
  • подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.

В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).

Читайте так же:  Какие налоги платит ип при закрытии

На что обратить внимание при оформлении документа

Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.

Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.

Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2016 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).

Документ следует составлять в двух экземплярах, один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.

Сроки обжалования акта камеральной проверки

rРезультаты проверки — не приговор, поэтому их реально оспорить без суда. Для этого необходимо осуществить обжалование актов налоговой проверки, сроки которого зависят от конкретных обстоятельств.

Зачем инспекторы проверяют организации?

Проверки налоговиков не редкость для будней среднестатистического предпринимателя. Все-таки они обязаны демонстрировать плоды собственного труда, которые чаще всего выражаются в поиске ошибок, недочетов и недоимок по налогам и сборам. Этот факт стоит понимать вам для того, чтобы выявить основные мотивы наложения штрафов и прочих санкций. Они позволят вам проще относится к получению акта о проверке с нарушениями и оспаривать решение налоговых инспекторов спокойно и без паники.

Давайте разберемся, как выполняют свою работу налоговики и зачем вообще по факту нужны подобные проверки.

С какой целью проводятся камеральные проверки?

Камеральная проверка по своей сути является профилактическим мероприятием, позволяющим выявить ошибки и неточности в отчетах и данных, полученные от юридических лиц и предпринимателей. То есть те факты и данные, которые содержат в себе конечные суммы налогов, необходимые к уплате государству. Налоговая ищет ответы на следующие вопросы: а может ли предприниматель платить больше, возможно он уклоняется от уплаты части средств?

С этой целью в течение трех месяцев после отчетного периода полученные от предпринимателя данные тщательно проверяются. Для этого анализируется не только тот отчет, по факту получения которого проводится ревизия документов, но и предыдущие сданные в инспекцию бумаги, они сопоставляются и с помощью этого процесса выявляются различные несостыковки, ошибки и нарушения. Они могут быть реальными ошибками вашей бухгалтерии, а могут — просто описками или правильными данными, но без должного подтверждения с вашей стороны. Именно поэтому при получении результата проверки, который формируется в специальный акт, вы можете обжаловать его, не прибегая к помощи суда и юристов. Эта форма подачи исправленных данных называется обжалование акта камеральной проверки в досудебном порядке.

Сроки обжалования акта камеральной проверки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Письма с просьбой пересмотреть результаты проверки ФНС делятся на два типа:

— Апелляционные — у вас есть месяц после получения акта о проведении ревизии, чтобы передать жалобу руководителю налоговой инспекции. Поскольку до этого момента решение инспекторов по применению штрафных и прочих санкций не вступили в силу.
— Жалобы, переданные в соответствующие органы, по прошествии одного месяца с получения акта. Такого рода жалобы подаются в срок до одного года.

Как обжаловать акт проверки?

4 года назад вступили в силу поправки к Налоговому кодексу РФ. Они позволили упростить процедуру обжалования актов, полученных по результатам ревизии. Если ранее для того, чтобы доказать неправоту ревизоров необходимо было идти в Арбитражный суд, то сегодня вы имеете право обратиться в судебные инстанции только после прохождения всех этапов оспаривания актов вне суда. Данные действия являются утвержденной законом процедурой обжалования решения инспекторов.

[2]

Чтобы оспорить выявленные нарушения нужно действовать четко в рамках закона. Если вы ведете себя иначе, то вам придется обращаться в суд, и при этом возникнут дополнительные расходы в виде оплаты госпошлин и услуг юриста. Данных затрат можно обойтись, если после получения письма от налоговой с указанием нарушений действовать строго в рамках закона, а при отсутствии знаний в этой области — обратиться к специалистам по вопросам обжалования актов налоговой проверки.

Какие этапы включает в себя процедура?

Первый этап. Оспаривание выводов инспекторов по результатам проверки

Вы не согласны с вынесенным налоговой вердиктом? Тогда стоит уведомить об этом главу госучреждения и сделать это стоит опираясь на букву закона и оперирую соответствующими доказательствами. При этом вы можете объяснить свое несогласие как со всем актом, так и с некоторыми указанными в нем частностями.

После получения вашей жалобы руководитель налоговой инспекции по прошествии десяти дней обязан вынести решение, либо продлить этот срок до одного месяца, при этом указывая объективные причины для подобных действий. По результата рассмотрения жалобы уполномоченное лицо принимает решение о том, чтобы либо удовлетворить ее и снять указанные в жалобе пункты из акта, либо оставить вашу жалобу не удовлетворенной и подтвердить правомерность обнаруженных нарушений. Данное решение будет иметь законную силу через месяц, а значит до этого момента у вас есть возможность обжаловать еще раз решение, либо исполнить требования.

Второй этап. Обжалование ответа представителей налоговой инспекции

Если начальник налоговой инспекции, которая проводила ревизию документов отказала вам в удовлетворении жалобы, то стоит до даты вступления решения в силу оспорить решение еще раз, подав апелляционную жалобу. Она направляется в вышестоящие органы, но передается именно в ту службу, которая проводила проверку вашей организации. Она, в свою очередь, в трехдневный срок обязана передать документы адресату. Чаще всего подобные апелляции разбираются без участия предпринимателя, кроме некоторых случаев, указанных статье 140 Налогового кодекса.

Вердикт по вашей жалобе выносится в срок до одного месяца, и сразу же после выхода решения — оно вступает в законную силу.

Читайте так же:  Льготы матерям по пенсии ребенка инвалида

Если вы упустили из вида сроки обжалования акта камеральной проверки и документ, полученный от налогового органа, вступил в законную силу, то вы также можете оспорить акт проверки, но составляется необходимая жалоба на решение уже иначе.

Третий этап. Передача возражений в вышестоящие налоговые органы (ФНС)

В том случае, если вас не устраивает ни одно из вынесенных решений по результатам двух пройденных этапов, то вы можете оформить свои претензии и отправить их Федеральной налоговой службе. Сделать это необходимо не позже, чем через три месяца после вынесения последнего решения. И уже в том случае, если у вас не получилось доказать свою правоту, но вы в ней уверены, то есть только один выход: идти в суд.

Но как показывает практика, до этого момента можно не доводить и сэкономить собственное время, деньги и нервы, вовремя обратившись к специалистам в этой области, которые не только помогут правильно оформить документы, но и впишутся в допустимые сроки обжалования акта камеральной проверки.

Если у вас возникла необходимость обжалования актов налоговой инспекции, вы можете обратиться за помощью в компанию CBS group, оставив заявку на сайте или позвонив по номеру телефона 8 (495) 636-27-69.

Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки?

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут. Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше. Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Приказ).

Содержание акта детально урегулировано Приказом. В нем помимо данных о компании и проверяющих указывают документы, которые представил плательщик, сведения о проведенных в ходе ревизии мероприятиях налогового контроля, выявленные нарушения.

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально. Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно. То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет.

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку. Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст. 100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему.

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно. Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия. Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П).

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года. После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Читайте так же:  Прибавка к пенсии за 2 детей

Раскройте «карты»

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании. Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту. Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика. А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений.

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России.

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд. Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/[email protected]).

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

Рекомендуем запись вебинара о том, как без особых юридических знаний обжаловать результаты налоговой проверки.

Порядок обжалования налоговой проверки

Каждая компания или индивидуальный предприниматель, исходя из норм ст. 137 НК РФ, вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, в том числе акты, вынесенные по результатам налоговых проверок, а также действия или имеющие определенные последствия бездействие должностных лиц, если существует понимание или уверенность, что такие акты, действия или бездействие нарушают права заявителя.

Общие правила обжалования

Исходя из норм ст. 138 НК РФ акты налоговых проверок могут быть:

  • обжалованы в вышестоящем налоговом органе, в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • оспорены в суде, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для оспаривания ненормативных актов государственных органов

Кроме того, если есть основания предполагать, что вынесенный акт противоречит действующему законодательству, заявитель может дополнительно направить жалобу и в прокуратуру.

Досудебный порядок обжалования акта налоговой проверки

Законодатель предусмотрел обязательность оспаривания актов проверки в административном порядке в вышестоящий налоговый орган, прежде чем налогоплательщик может обратиться в судебные органы. Происходит оспаривание методом подачи жалобы – обращения, в котором зафиксировано несогласие его автора с актом, вынесенным по результатам налоговой проверки. Жалобу можно направить только в вышестоящий налоговый орган.

Если решение содержит нормы о привлечении лица к ответственности, то оно оспаривается путем подачи апелляционной жалобы. Законодательство содержит принципиальное отличие жалобы от апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается в месячный срок после вручения решения по проверке налогоплательщику, то есть до вступления его в законную силу.

Читайте так же:  Заявление об отсрочке уплаты налогов образец

Обжаловать можно решение как целиком, так и частично, если с некоторыми выводами сотрудников налоговой инспекции заявитель согласен. Сама жалоба не направляется непосредственно в вышестоящий орган, ее следует направить в налоговый орган, вынесший решение, откуда она будет перенаправлена в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба из налогового органа может быть отозвана до принятия решения по существу. Но если это произойдет, заявитель лишается права на подачу повторной жалобы на тот же акт и по тем же основаниям.

Важно, что кодекс не конкретизирует и понятие вышестоящего налогового органа, таким образом, заявление об обжаловании может быть подано в любой орган, имеющий характер вышестоящего, от городского управления до Федеральной налоговой службы РФ. Отклонить его по причине несоблюдения субординации будет невозможно.

Основания для оспаривания могут носить как фактический – нарушение законодательства о налогах и сборах, так и процессуальный – нарушение процедуры проведения проверки характер.

Лица, имеющие право подачи жалобы

Кодекс не ограничил перечень лиц, имеющих право на обжалование решения, лицом, выступающим от имени компании, или индивидуальным предпринимателем. Правом на оспаривание решения налоговой проверки в административном порядке обладает неограниченное число лиц, чьи права могли бы быть задеты вынесенным решением. Соответственно, к этим лицам могут быть отнесены:

  • руководители юридического лица;
  • акционеры или учредители юридического лица;
  • участники консолидированной группы юридических лиц, в отношении одного из участников которой было вынесено решение;
  • аудиторы;
  • иные лица.

Важно, что право на подачу жалобы, в отличие от искового заявления, не требует соответствующего доказывания возможности подачи ее конкретным субъектом.

Что можно обжаловать

Оспорить можно не только решение о привлечении к ответственности. Законодательство не исключает возможности оспорить решения:

  • о назначении проверки;
  • о приостановлении проверки;
  • о продлении или отказе в продлении сроков предоставления необходимых документов;
  • о проведении каких-либо мероприятий налогового контроля, например, выемки или осмотра помещений.

Порядок и сроки подачи жалобы

Предоставляя налогоплательщику широкие права по выбору субъекта подачи жалобы и органа, в который она будет направлена, кодекс тем не менее, существенно ограничивает заявителя в сроках подачи жалобы и устанавливает для этого действия определенный порядок.

Основные требования к подаче выглядят так (см. ст. 139 НК РФ):

Вышестоящий налоговый орган обязан ответить на направленное в его адрес обращение в течение 30 дней. В любом варианте административного оспаривания необходимо контролирование сроков, если пропущен срок на ответ, то возникает право уже на обжалование бездействия налогового органа. Но необходимо иметь ввиду, что руководитель этого органа может продлить срок рассмотрения ее на 30 дней, если для этого есть объективные причины, например, нужно запросить документы у инспекции, проводившей проверку.

Вариантами реакции вышестоящего органа могут быть:

  • отмена решения налогового органа;
  • оставление жалобы без рассмотрения.

Отсутствие ответа на жалобу представляет собой бездействие, которое, в свою очередь, может быть обжаловано.

Как подавать жалобу

Законодательство не ограничивает права налогоплательщика возможностью подачи жалобы только в виде бумажного документа. Если компания или предприниматель представляют отчетность в электронном виде, то и по этим каналам может быть направлена жалоба, подписанная электронной подписью. Жалоба должна быть подписана или заявителем или его представителем.

Особенности судебного рассмотрения споров по обжалованию актов, вынесенных по результатам налоговых проверок

Обращение в суд кажется естественным способом защитить права налогоплательщика. Но судебная практика складывается так, что суды чаще встают на позицию государственного органа, действующего в рамках своих полномочий. Истцу необходимо готовиться к процессу максимально серьезно, учитывая все нюансы.

Первоначальное решение налоговой проверки не может быть обжаловано напрямую в суд, необходимо соблюдение досудебного порядка. Но любой ответ на жалобу (действие) или отсутствие ответа (бездействие) уже представляет собой основание для подачи иска и это право не может быть оспорено.

В суде можно будет оспорить не только выводы налоговой инспекции, но и мотивировки, что станет основанием выстраивания позиции защиты по аналогичным делам. Но невозможно направить иск в суд, предварительно не пройдя процедуру административного обжалования.Достаточночастост.138 НК РФ и несоблюдение предусмотренного ей порядка становится основанием для оставления иска без рассмотрения. Согласно ч.4 ст. 198 АПК РФ, направлять иски об оспаривании решения в арбитражный суд можно в течении 3-х месяцев с момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом.

Требованиями, заявленными в исках, обычно становятся:

  • о признании незаконным конкретного акта налоговой инспекции;
  • об устранении нарушения прав и интересов заявителя;
  • о снижении размера штрафных санкций.

Рассмотрение таких исков происходит в общем порядке искового производства. Суд будет вправе полностью или в части изменить решение, отменить его полностью или изменить мотивировочную часть (см. Постановление 16 ААС от 13.04.2016 г. по делу №А63-8783/15).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возможность обжалования результатов налоговой проверки не только в административном, но и в судебном порядке расширяет права налогоплательщика и дает ему возможность защитить свои охраняемые законом интересы.

Источники


  1. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.

  2. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.

  3. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
  4. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
Обжалование акта камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here