Обязанности гражданина по уплате налогов

Полезная информация на тему: "Обязанности гражданина по уплате налогов" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Уплата налогов гражданами: каждый за себя и двойные стандарты (Яковенко П.)

Дата размещения статьи: 26.09.2016

(Комментарий к Письму ФНС России от 14.04.2016 N ЗН-3-1/[email protected] «Об исполнении обязанности по уплате налога на имущество физлиц третьим лицом, получении информации о задолженности по налогам и оплате этой задолженности»)

Грустные впечатления остаются после ознакомления с Письмом ФНС России от 14.04.2016 N ЗН-3-1/[email protected] На словах наше государство активно выступает за сохранение семейных ценностей. На практике же кажется, что порой власти рассматривают граждан как отдельные «атомы». К примеру, международное законодательство предусматривает такие нормы, как совместные декларации, общие счета, налоговые семейные льготы. У нас же муж, пожелавший заплатить за жену налоги, не вправе это сделать.

Каждый за себя

НДФЛ — неприятное исключение

Добавим к теме представительства одну крайне неприятную деталь.
Выше шла речь о налоге на имущество физических лиц. Что же касается НДФЛ, то уплата этого налога за налогоплательщика другим физическим лицом или организацией, не являющейся налоговым агентом, в том числе представителем налогоплательщика, гл. 23 НК РФ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 02.04.2015 N 03-05-05-03/18346).
Все верно.
Но хочется напомнить принимающим законы депутатам, которые сегодня бодры и здоровы, что молодость пролетает, как птица. У нас в стране не так уж мало пожилых людей, особенно тех, кому уже за 90, которые не ходят, не видят, плохо слышат. И иногда у них тоже появляется личная обязанность по уплате НДФЛ.
Мало того что у них порой возникают трудности при пользовании услугами банков, при получении пенсии, так у них еще возникают проблемы с уплатой налогов. И даже близкие родственники ничем не могут помочь, так как уплата налогов по нашему законодательству, как мы видим, процесс сугубо индивидуальный. Хотя, как мы помним, в случае с уплатой налогов несовершеннолетними у чиновников иной подход.
Кто-нибудь об этом подумал?

Редкий голос разума

Двойные стандарты

Безопасный вариант уплаты имущественных налогов — наличными

Дело в том, что поручение на перечисление налога в бюджет (п. 7 ст. 45 НК РФ) оформляется в соответствии с правилами заполнения поручений, которые устанавливаются Минфином России по согласованию с Банком России.
По этим правилам в поле «Плательщик» расчетного документа указывается информация о владельце счета, который дает поручение банку на перечисление средств. Налоговики воспримут это как платеж самого родителя, а не исполнение им обязанности за несовершеннолетнего ребенка (пример — ситуация с мужем и женой, рассмотренная в начале комментария).
Поэтому в поле 24 «Назначение платежа» расчетного документа должна содержаться полная информация о несовершеннолетнем ребенке, чья обязанность исполняется, и документе, подтверждающем право законного или уполномоченного представителя на представление его интересов (напомним, что в случае с уплатой НДФЛ и это невозможно).
Чтобы избежать этих сложностей, налоговики рекомендуют уплачивать имущественные налоги за несовершеннолетнего ребенка в наличной форме через операциониста банка или почтового отделения на основании платежного документа, оформленного налоговой инспекцией.

Обязанности гражданина по уплате налогов

Основополагающее значение для защиты прав человека имеет конституционное закрепление признания и гарантирования прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В условиях складывающейся рыночной экономики в России постоянно совершенствуется правовая защита прав человека и гражданина в области финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Это имеет важное значение для правового статуса личности.

Права человека неотделимы от его обязанностей. В Конституцию Российской Федерации введена норма об обязанности каждого платить налоги. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции). Это положение соответствует ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, а также принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Налог представляет собой обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства или местного самоуправления в законодательно установленных размерах и в заранее указанные сроки. Во всех странах налоги являются мощным инструментом государственного регулирования экономики. Самым массовым налогом является подоходный налог. Он используется, как и все налоги и сборы, в качестве источника формирования бюджета, а также регулятора доходов разных социальных групп.

В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране государство совершенствует правовое регулирование прав и обязанностей личности как налогоплательщика. Налоговым Кодексом РФ определена налоговая система.

Налоги и сборы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. К федеральным налогам относятся, например, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и др., к налогам субъектов Федерации — налог на имущество предприятий, к местным — налог на имущество физических лиц, земельный налог и др. Они уплачиваются в бюджеты и во внебюджетные фонды различного уровня.

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы, сведения, выполнять требования налоговых органов и др. Обязанность по уплате налога прекращается, как правило, уплатой налога. Граждане платят разнообразные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них в собственности земли, строений, совершения сделок и др.

Человек, получающий доход от предпринимательской деятельности, платит подоходный налог со всех доходов, уменьшенных на суммы расходов, состав которых установлен НК РФ и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации по его применению.

Под сбором обычно понимается платеж, установленный законодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило, за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления. Видами сборов являются государственная пошлина, таможенная пошлина. К местным сборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за выигрыш на бегах, на уборку территории.

Читайте так же:  Какой размер пенсии у женщин

Налоги и сборы возвращаются в конечном счете населению в виде бесплатного образования, бесплатного здравоохранения, материальной помощи и других видов социальной помощи, в частности инвалидам, детям, студентам, многодетным и другим категориям граждан. Доходы от взимания налогов направляются на обеспечение потребностей федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления.

Конституция защищает интересы всех налогоплательщиков. В Конституцию России введена норма, направленная на защиту от необоснованного увеличения тяжести налогообложения. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков (например, повышающие ставки налогов, отменяющие льготы), обратной силы не имеют. Обычно применяется закон, который действовал в момент, когда произошел какой-либо случай или факт. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на случаи и факты, имевшие место до вступления его в силу, что применяется не часто, причем это оговаривается специально в нормативном акте.

Защите материальных интересов налогоплательщиков в значительной степени служат также ст. 104 Конституции и ряд других законодательных актов.

Уплата налогов и сборов обеспечивается рядом государственных органов. К ним относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации. Их деятельность направлена на своевременное и правильное взыскание налогов, неналоговых платежей и сборов. Обеспечению законности содействуют судебные и арбитражные органы. В стране действует судебный порядок принудительного взыскания налогов с физических лиц и административный — с юридических лиц.

За уклонение от налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность — финансовую (уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода), административную (уплата штрафов) и в некоторых случаях — уголовную.

Налогоплательщик вправе пользоваться установленными льготами, знакомиться с материалами проверок, производимыми налоговыми органами, обжаловать их решения и пользоваться другими правами, установленными законодательными актами.

Уплата налогов – конституционная обязанность каждого гражданина РФ

Сегодня, 12 декабря 2011 года, Основному Закону нашей страны – Конституции Российской Федерации исполнилось 18 лет.

Многие наши граждане об этом документе имеют смутное представление, помня об основных правах – на труд, на свободу самовыражения, равноправие перед законом и так далее. Но помимо прав и свобод в главном документе страны, на котором дает присягу Президент, прописаны и обязанности каждого гражданина. В частности, в статье 57 сказано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Следить за тем, как граждане исполняют свою обязанность, призвана Федеральная налоговая служба России, которая в последнее время значительно поменяла подход к налогоплательщику.

Наша задача – обеспечить максимально удобные условия для граждан, для исполнения их конституционной обязанности. – Отмечает Анатолий Оксюк, руководитель УФНС России по Тюменской области. – За последний год для налогоплательщиков введено масса электронных сервисов, упрощающих процесс уплаты налогов. Служба не останавливается на достигнутом – сейчас активно разрабатываются иные программные средства, которые в будущем позволят налогоплательщикам получать государственные услуги в автоматическом режиме и, фактически, круглосуточно. Меняясь, мы стараемся наладить с налогоплательщиками партнерские отношения и сильно надеемся на ответственность и взаимность второй стороны.

Кстати, ответ на популярный вопрос «Куда уходят наши налоги?!» можно также найти в Конституции Российской Федерации, ведь все налоги поступают в бюджет, который в свою очередь, используется на обеспечение прав и свобод, гарантированных государством в Основном законе нашей страны.

Обязанности налогоплательщиков

1. Платить налоги и сборы:

• Уплачивать в полном объеме

• Уплачивать в установленном порядке

2. Вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения.

4. Устранять выявленные нарушения_

Схема 2. Обязанности налогоплательщиков

Обязанность платить налоги и сборы. Конституционной обязанностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Это — обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог; во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме; в-третьих, уплачивать налог своевременно; в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке.

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ).

Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговой декларации. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уп

1. Встать на налоговый учет.

2. Сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения.

[3]

3. Хранить документацию, связанную с налогообложением.

4. Представлять налоговым органам документы и информацию.

5. Не препятствовать законным действиям должностных лиц и налоговых органов.

латы налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Читайте так же:  Какие доходы не облагается алиментами

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т. е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо же они могут быть выявлены в результате контрольных действий налоговых органов.

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

Обязанность встать на налоговый учет. Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика, на основании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т. п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения. НК РФ возлагает на налогоплательщиков — предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего нахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невыполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно только при наличии документов, позволяющих проверить пра

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

вильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками.

Такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ.

Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлена налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащиеся сведения о другом налогоплательщике.

Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды.

Существенным является условие, в соответствии с которым обязанности налоговых агентов распространяются только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом.

При невозможности удержания налога (например, в том случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

Конституционная обязанность по уплате налога как связь человека и государства (Андреев Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 10.11.2017

Достаточно часто символом связи государства и человека авторы называют гражданство (подданство). Так, например, В.М. Гессен полагал, что гражданство обозначает «одно только отвлеченное свойство индивида, — его публично-правная правоспособность», а подданство — «принадлежность к государству», которая влечет возникновение публичных правовых отношений с участием государства и индивида . О.Е. Кутафин определял гражданство как понятие, выражающее отношение личности к государству . В.Л. Бабурина указывает на то, что если раньше господствовала концепция гражданства как принадлежности лица государству, то теперь можно говорить о гражданстве как партнерстве государства и физического лица .
———————————
Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. СПб., 1909. Т. I. С. 4.
Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т.: Монография. М., 2011. Т. 3: Российское гражданство. С. 86.
Бабурина В.Л. К определению российского гражданства: история вопроса и современное понимание // Вестник ВГУ. Сер.: Право. 2016. N 2. С. 37.

Читайте так же:  Оформление доплаты к пенсии после 80 лет

В Римском государстве мы видим нечто похожее. Одним из ключевых налогов, служивших цели пополнения казны, выступал трибут (дань) двух видов — гражданский и провинциальный. Если второй уплачивался подвластными народами, то первый — только гражданами. Е.Г. Панов указывает на то, что ценз (обновление сведений о плательщиках и объектах налогообложения) содействовал сплочению римской общины. Сравнительно быстро ценз (а значит, и гражданство) стал распространяться на все более широкие слои населения . В конечном итоге император Каракалла издал эдикт о распространении римского гражданства на все свободное население империи для того, чтобы пополнить опустевшую казну. Тем самым еще в отдаленные времена не налоги следовали за гражданством, а скорее фискальные интересы приводили к распространению статуса гражданина на все более широкие слои населения.
———————————
Панов Е.Г. История налогов. Древний мир. М., 2015. С. 162.

До настоящего времени производный характер гражданства от налогов в определенной мере сохраняется. Так, например, известно достаточно много случаев изменения гражданства в пользу страны с минимальным налоговым бременем. Человек, имеющий возможность изменить гражданство, во многом будет отталкиваться от налогового режима государства. Можно полагать, что именно гражданство является производным от налогового бремени, а не наоборот.
Подобный характер гражданства подтверждается тем, что законодательство многих стран не знает статуса «гражданин» для налогоплательщика. Так, в ст. 207 Налогового кодекса РФ физическому лицу присваивается статус резидента, связанный не с гражданством, а с продолжительностью пребывания на территории нашей страны. В государствах общего права применяется институт домициля, связанный с территорией проживания налогоплательщика .
———————————
Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М., 2014. С. 69.

Все это позволяет говорить о том, что конституционная обязанность по уплате налогов и сборов является достаточно сильной связью налогоплательщика и государства. Более того, налоговую обязанность следует считать важнейшей в процессе установления такой связи.
Выше указывалось, что налоговое бремя может влиять на выбор гражданства или постоянного места жительства. Некоторые авторы отождествляют альтернативу «смена гражданства — сохранение гражданства» с налоговым патриотизмом. Так, Я.Ю. Глуховски связывает налоговый патриотизм с тем, что налогоплательщик ставит благо своей страны «выше собственных интересов», с бескорыстным поведением «ради общего благополучия» . По нашему мнению, налоговый патриотизм можно считать готовностью нести соответствующее налоговое бремя для поддержки своего государства. Отсутствие такого желания или индифферентное отношение к наполнению бюджета страны следовало бы назвать налоговым космополитизмом. Человек, налогового патриотизма лишенный, сочтет возможным поменять место жительства и гражданство для того, чтобы уменьшить свое налоговое бремя.
———————————
Глуховски Я.Ю. Налоговый патриотизм // Вестник ВГУ. Сер.: Право. 2016. N 1. С. 187 — 188.

В этой связи совершенно прав Д.Н. Шипов, полагавший, что «лица и классы общества, в руках которых при существующем социальном строе сосредоточиваются более или менее крупные средства, не могут не признавать нравственной своей обязанности уделять часть своих избытков на удовлетворение потребностей значительной массы населения» . При этом данная обязанность давала и определенные права, например право голоса . Подобный взгляд на связь налогов и политических прав прослеживается с самого зарождения народного представительства.
———————————
Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 2007. С. 60 — 61.
Там же. С. 61.

Д.М. Петрушевский указал на то, что только совет королевства (прообраз британского парламента) давал согласие на взимание платежей с феодалов и городов . При этом исследователь полагал, что поддержанные городами бароны ограничились в хартии «малосодержательными обещаниями» . Однако нельзя не заметить, что в управлении страной (прямо или косвенно) участвовали в основном плательщики налогов (бароны и города). Политическая напряженность налога проявилась уже в это время. Правом влиять на финансовую политику, а значит, и на государственную власть в целом (налог, имея непосредственной целью наполнение казны, конечной целью имеет выполнение всех государственных функций) были наделены лица, исполнявшие налоговую обязанность. Здесь имеется именно такая связь: кто платит налоги — тот управляет, а не наоборот. Следовательно, из обязанности по уплате следовало право на участие в управлении государством.
———————————
Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. Москва; Челябинск, 2016. С. 68 — 69.
Там же. С. 69.
Карасева М.В. Финансовое право — политически «напряженная» отрасль права // Государство и право. 2001. N 8. С. 61 — 65.

Подобная ситуация характерна не только для стран с традиционном сильным парламентаризмом. Так, Государственная Дума Российской империи изначально также обладала ключевым правом обсуждения государственного бюджета. Практически это выражалось в том, что, например, в 1909 г. на все 124 заседаний пришлось 37, посвященных бюджетным вопросам : почти треть всего времени Дума обсуждала только бюджет. А так как последний непосредственно связан с налоговыми доходами, то можно говорить о том, что Государственная Дума все это время тем или иным образом занималась налоговыми вопросами.
———————————
Соловьев К.А. Законодательная и исполнительная власть в России: механизм взаимодействия (1906 — 1914). М., 2011. С. 301.

Примечательно, что и формировалась Государственная Дума во многом исходя из налогового ценза (т.е. факта налогового бремени). Так, например, в соответствии с п. 16 Положения о выборах в Государственную Думу к участию в съездах городских избирателей допускались только лица, которые платят определенную сумму налога . В данном случае право управления страной также основывалось на обязанности по уплате налогов.
———————————
Положение о выборах в Государственную Думу // Законодательные акты переходного времени. 1904 — 1908 гг. / Под ред. Н.И. Лазаревского. М., 2010. С. 109.

Литература

1. Бабурина В.Л. К определению российского гражданства: история вопроса и современное понимание // Вестник ВГУ. Сер.: Право. 2016. N 2. С. 28 — 37.
2. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. СПб., 1909. Т. I. 448 с.
3. Глуховски Я.Ю. Налоговый патриотизм // Вестник ВГУ. Сер.: Право. 2016. N 1. С. 187 — 195.
4. Карасева М.В. Финансовое право — политически «напряженная» отрасль права // Государство и право. 2001. N 8.
5. Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т.: Монография / О.Е. Кутафин. М., 2011. Т. 3: Российское гражданство. 592 с.
6. Летописный свод, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью / Предисл. Б.М. Клосса. М.: Языки русской культуры, 2000. 277 с.
7. Панов Е.Г. История налогов. Древний мир. М., 2015. 200 с.
8. Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. Москва; Челябинск, 2016. 243 с.
9. Положение о выборах в Государственную Думу // Законодательные акты переходного времени. 1904 — 1908 гг. / Под ред. Н.И. Лазаревского. М., 2010. С. 105 — 121.
10. Соловьев К.А. Законодательная и исполнительная власть в России: механизм взаимодействия (1906 — 1914). М., 2011. 511 с.
11. Тропская С.С. Правовой статус налогоплательщика — физического лица. М., 2009. 224 с.
12. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М., 2014. 824 с.
13. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 2007. 679 с.

Читайте так же:  Во сколько офицеры уходят на пенсию

Понятие налоговой обязанности (стр. 1 из 4)

Кафедра ‹Финансы, кредит и страхование›

по дисциплине «Налоговое право»

на тему « Порядок использования налоговой обязанности»

Понятие налоговой обязанности

Налоговая обязанность по смыслу Налогового Кодекса РФ представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщиков, определенных статьей 23 Налогового Кодекса РФ, а именно налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) вставать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим кодексом;

3) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчётность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте», и прочее.

Налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учёт в налоговом органе, вести налоговый учёт, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на её основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

Общий порядок исполнения налоговой обязанности

В соответствии со статьей 8 части I Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Законно установленными налогами и сборами являются налоги и сборы, которые:

— установлены НК РФ;

— отвечают требованиям НК РФ (содержит общие условия);

— введены в действие нормативным актом, соответствующим требованиям статьи 6 НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 НК РФ. Основной обязанностью каждого налогоплательщика является обязанность по уплате налогов. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате. При этом он должен исходить из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, обязанность исчисления налогов возлагается на налоговый орган и налогового агента. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в определенные НК РФ сроки либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Так, под иным порядком уплаты налогов можно рассматривать уплату авансовых платежей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Порядок указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов и сборов установлен Приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2004 года №106н.

Физические лица осуществляют уплату налогов и сборов через структурные подразделения Сбербанка России в наличной форме. Формы бланков установлены Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №ФС-8-10/1199, Сбербанка Российской Федерации №04-5198 от 10 сентября 2001 года.

В пункте 5 статьи 58 НК РФ отмечено, что конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. При этом положения актов региональных и местных органов власти не могут противоречить НК РФ. Правила, установленные статьей 58 НК РФ, применяются и в отношении порядка уплаты сборов, пеней, штрафов, а также авансовых платежей. При этом, нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Читайте так же:  Как выйти на пенсию по старому

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии со статьей 78 НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами. ( пп. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 265- ФЗ)

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 1 статьи 60 НК РФ). При этом, банк обязан учитывать очередность списания, установленную статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Организации осуществляют уплату налогов в безналичной форме. При этом исполнение организацией обязанности по уплате налогов осуществляется путем предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога с расчетного (текущего) счета. Поручение на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности банки несут ответственность, установленную НК РФ (пункт 4 статьи 60 НК РФ).

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

Оплата налогов – конституционная обязанность каждого гражданина

Почти каждый имеет в собственности транспортное средство, квартиру или долю в квартире, дом, дачу или земельный участок.

Не позднее 1 ноября прошлого года граждане обязаны были заплатить налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

[1]

Налоговая служба проводит большую разъяснительную работу с налогоплательщиками. Рассказывая о порядке и сроках уплаты земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц, работники налоговой инспекции предупреждают граждан и о последствиях неуплаты налогов.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый россиянин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

[2]

В случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налогов, налоговый орган начинает применять меры принудительного взыскания недоимки путем направления в адрес физического лица требования.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Дальнейшее взыскание недоимки осуществляется через аппарат мировых судей и судебных приставов-исполнителей. Рассмотрение данной категории дел проходит в упрощенном порядке без судебного разбирательства и без вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Кроме того, на сумму недоимки начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В случае, неполучения по каким-либо причинам налогового уведомления или требования (проживание по адресу, отличному от адреса регистрации; отсутствие почтового ящика; отъезд и др.), в соответствии с действующими нормами права, указанные документы считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации).

О наличии задолженности по налогам либо ее отсутствии можно узнать в сервисе «Узнай свою задолженность».

Гражданам можно подключиться также к сервису «Личный кабинет налогоплательщика». В «Личном кабинете» можно получить подробную информацию – не только о задолженности, но и о текущих начислениях, объектах налогообложения, льготах. С помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» могут оплатить налоги клиенты 12 банков (без комиссии). Это «Сбербанк», «КИВИ Банк», «Газпромбанк», «АТБ» и др. Через «Личный кабинет» можно оплатить налоги со счета мобильного телефона. Для подключения к данному сервису необходимо подать заявление в налоговый орган по месту жительства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В любом случае, если Вы не получили налоговое уведомление или Вы не согласны с начисленной суммой налога по каким-либо причинам, просим своевременно обращаться в инспекцию за перерасчетом сумм налогов. Не стоит ждать, когда к вам домой придут судебные приставы — исполнители.

Источники


  1. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

  2. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

  3. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
  4. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.
Обязанности гражданина по уплате налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here