Налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов

Полезная информация на тему: "Налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Содержание

Инспекция не вправе истребовать оборотно-сальдовые ведомости в рамках камералки по НДС

В рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекция усмотрела наличие противоречий между данными налоговой декларации и сведениями о налогооблагаемых операциях рассматриваемого лица, поступившими от его контрагентов, и направила компании требование о представлении документов: анализа счета 41 «Товары» за период с 1 января по 31 марта 2015 года, карточки бухгалтерских счетов и оборотно-сальдовых ведомостей за тот же период.

Компания оспорила требование в суде (дело № А78-11476/2015).

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на пункт 7 статьи 88 НК — при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов не предусмотрено НК. Согласно пункту 8 этой же статьи при подаче налоговой декларации по НДС с суммой налога к возмещению проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие вычеты, а при выявлении противоречий инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Суды (постановление кассации Ф02-1921/2016 от 06.05.2016) отметили, что запрашиваемые документы в нарушение статьи 88 НК не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, являются сводными или аналитическими документами бухучета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога.

Напомним, что изменения в нормы НК, касающиеся прав налоговых органов при проведении камеральных проверок деклараций по НДС, были внесены федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ. Нормы в новой редакции применяются в отношении деклараций (уточненных деклараций) по НДС, представляемых после 31 декабря 2014 года, указывал в этой связи Минфин.

При проведении налоговой проверки проверяющие потребовали представления карточек бухгалтерских счетов по расчётам с контрагентом. Проверяющая организация отказалась представить карточки бухгалтерских счетов. Насколько правомерно наложение штрафа по статье 129.1 НК РФ?

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Налоговики вправе потребовать представления, в частности:

— документов и информации относительно деятельности её контрагента — в рамках проводимой в отношении его налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

— документов и информации относительно конкретной сделки с контрагентом в случае, если в не рамок налоговой проверки возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);

Требование о представлении указанных документов (информации) направляется организации через налоговый орган в котором она состоит на учёте (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);

Организация, получившая такое требование, в течение пяти рабочих дней обязана либо представить истребуемые документы (информацию), либо сообщить инспекции о том, что не располагает ими (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

[2]

За отказ от представлении запрашиваемых документов или за непредставление их в установленные сроки организация, располагающая указанными документами (информацией), может быть привлечена к ответственности по статье 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

[3]

Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа 5 000 или 20 000 руб., если правонарушение совершено повторно в течение года.

Таким образом налоговики вправе истребовать только те документы и информацию, которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента либо конкретной индивидуально определенной сделки.

Карточки бухгалтерских счетов это регистры бухгалтерского учета предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и её контрагентом. Карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении её контрагента.

Непредставление карточек счетов бухгалтерского учёта не образует состав правонарушения, установленный статьёй 129.1 НК РФ.

Таким образом, решение налоговых органов о привлечении организации к ответственности по статье 129.1 НК РФ может быть оспорено в суде.

Правомерность требования ИФНС бухгалтерских регистров в рамках выездной проверки

При проведении выездных налоговых проверках налога на прибыль и НДС, в соответствии со ст. 93 НК РФ, инспекторы требуют предоставить бухгалтерские регистры: карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости, журнал операций, а также: сертификаты качества на комплектующие, сведения об акционерах общества, состав правления, приказы о приеме и увольнении работников и т.п. Прошу ответить на вопрос: действительно нужно предоставлять все эти сведения и какими нормативными документами можно руководствоваться, чтобы определить правомерность и необходимость таких запросов?

Налоговики вправе истребовать у налогоплательщика только те документы, которые относятся к предмету и периоду проверки. В частности, это (п. 5.1 письма ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622):

— учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);

— имеющиеся в наличии лицензии;

— приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;

— налоговые декларации (расчеты);

— регистры налогового учета;

— журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;

— книги учета доходов и расходов;

— книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

— иные документы, относящиеся к налоговому учету;

— бухгалтерская отчетность организации;

— регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);

— договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;

Читайте так же:  Поступление субсидии на выполнение государственного задания проводки

— банковские и кассовые документы;

— акты выполненных работ;

— другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

— иные документы и сведения, в том числе указанные в рекомендациях ФНС России по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.

При этом, если налоговики проверяют обоснованность применения вычетов НДС, то требовать регистры бухучета они не вправе. Так как такие документы не относятся к предмету проверки. Суды подтверждают такое мнение (постановление ФАС Московского округа от 23.05.14 № Ф05-4580/14).

Если компания исчисляет налоговую базу по налогу на прибыль на основании регистров налогового учета, то истребовать бухгалтерские документы инспекторы не вправе. Так как такие бумаги не относятся к предмету проверки (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07).

Кадровые документы — чаще всего также не имеют отношения к предмету проверки. Поэтому их истребование суды признают незаконным (например, постановления ФАС Дальневосточного от 30.09.09 № Ф03-5056/2009, Поволжского от 15.01.2009 № А12-10258/2008 округов).

Но важно понимать, что если налоговики докажут, что истребуемые документы необходимы для проверки, то предоставить их придется (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.07 № А13-1313/2007).

Даже если какие-то бумаги контролеры, по вашему мнению, истребовали незаконно, то безопаснее не игнорировать их требование. Напишите обоснованный отказ, сославшись на письма ФНС России (например, от 22.08.14 № СА-4-7/16692, от 13.09.12 № АС-4-2/[email protected] и судебную практику).

Карточка бухгалтерских счетов

Карточка счета по праву считается одним из самых популярных отчетов у пользователей системы «1С». Популярность этого отчета обусловлена рядом свойственных ему особенностей, среди которых можно отметить следующие: удобство в работе, хорошая читаемость, способность наряду с компактностью отчетной формы аккумулировать в себе краткую, но в то же время достаточно полную и конкретную информацию обо всех движениях по счету, возможность отслеживать текущее сальдо и др.

Удобство карточки счета отмечают не только непосредственные пользователи системы.

Нередки случаи, когда при проведении всевозможных проверок налоговые органы просят предоставлять необходимую информацию на карточке счета из «1С».

Чтобы получить карточку счета, нужно выполнить команду главного меню Отчеты | Карточка счета. В результате на экране откроется такое же окно, как и для оборотно-сальдовой ведомости по счету,


в котором нужно указать параметры отчета и нажать кнопку Сформировать. Пример готового отчета показан:

Двойным щелчком мыши на любой позиции карточки счета можно быстро перейти в режим просмотра и редактирования документа, на основании которого была сформирована данная проводка. В программе есть еще один похожий отчет – карточка субконто, который выглядит примерно так же, как и карточка счета, только привязан не к счету бухгалтерского учета, а к субконто.

Чтобы сформировать карточку субконто, нужно выполнить команду главного меню Отчеты | Карточка субконто, затем в инструментальной панели открывшегося окна нажать кнопку Настройка и выбрать субконто для формирования отчета. Пример карточки субконто:

Из этого отчета также можно быстро перейти в режим просмотра и редактирования первичного документа, для этого нужно дважды щелкнуть мышью на соответствующей проводке.

Анализ счета и анализ субконто

Клерк.Ру > Бухгалтерия > Общая бухгалтерия > Бухучет и Налогообложение > Требование налоговой и непредоставление?

Просмотр полной версии : Требование налоговой и непредоставление?

Налоговая в требовании по встречке с контрагентом выставила среди прочего
1.04 [Код документа-1987] Карточки бухгалтерских счетов за период с по

Можно ли не предоставлять это? Как пояснить почему не предоставляем?

Смотря каких счетов. По 62 ж наверное вы можете карточку предоставить. А по остальным напишите, что по запрашиваемому контрагенту карточки таких счетов не ведутся и предоставить их нет возможности.

Смотря каких счетов. По 62 ж наверное вы можете карточку предоставить. А по остальным напишите, что по запрашиваемому контрагенту карточки таких счетов не ведутся и предоставить их нет возможности.

что такое «карточка счета»?

что такое «карточка счета»?
согласна))) никогда не задумывалась:D

согласна))) никогда не задумывалась:D так что написать в ответ — почему не предоставляем?

так что написать в ответ — почему не предоставляем?Вот это:

что такое «карточка счета»?.

что такое «карточка счета»?

это такая картонка разграфленая. На ней записываются все операции по счету.
Стоит в деревянном ящике. Ящик стоит в шкапе. Шкап — в присутственном месте.

я обычно пишу «что план счетов утвержденный тем то от такого то числа, состоит из 99 счетов + энное количество субсчетов + энное количество забалансовых счетов. Из вашего требования непонятно по какому именно конкретному счету требуется «карточка счета» и прошу разъяснить мне и отправить соответствующий запрос»

Что самое странное — проглатывают ответ с доками без этой карточки, запросы на уточненный номер карточки не поступают))))

а что стесняться то… как вас имеют, так и вы имейте их)))

А если вообще ничего не писать и не предоставлять по этому пункту? Чем это чревато?
Фирма у нас маленькая, покупателей не так много. Лучше бы хотелось какой-то ответ дать обтекаемый, чтобы отстали.

Я просто игнорю пункты о карточках и оборотках на встречках.
То есть не даю, и не пишу, что их не даю.

требовании по встречке с контрагентом
если малый объем был, 1-2 сделки
я давала выписки по 62, 76 АВ, 90 давала в на день отгрузки, именно по контрагенту выбирала
а что не дать?
пусть смотрят

Можно ли написать — ведение карточек бухгалтерских счетов учетной политикой не предусмотрено?

Можно ли написать
Лучше ничего не писать. Просто перечислить документы, которые даете.

Лучше ничего не писать. Просто перечислить документы, которые даете.

9. Сведения о суммах НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет по данному контрагенту за тот налоговый период, в котором отражены операции по реализации товара(оказании услуг);
11. Сведения об отражении операций на счетах бухгалтерского и налогового учета;

По этим вопросам, если не написать ничего, тоже ничего страшного?

9. Сведения о суммах НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет по данному контрагенту за тот налоговый период, в котором отражены операции по реализации товара(оказании услуг);
11. Сведения об отражении операций на счетах бухгалтерского и налогового учета;

По этим вопросам, если не написать ничего, тоже ничего страшного?

Встречные вопросы:
1. Что такое «Сведения о суммах…» и т.д. ?
2. Что такое «Сведения об отражении….» ?
№№ КНД или ОКУД, форма, правила заполнения? где опубликовано?

3. Где в налоговом (или бухгалтерском) учете можно увидеть суммы НДС, уплаченные в бюджет по конкретному контрагенту?

Читайте так же:  Пенсионный соглашение между россией и азербайджаном

1. Что такое «Сведения о суммах…» и т.д. ?
2. Что такое «Сведения об отражении….» ?
№№ КНД или ОКУД, форма, правила заполнения?

3. Где в налоговом (или бухгалтерском) учете можно увидеть суммы НДС, уплаченные в бюджет по конкретному контрагенту?
++

Встречные вопросы:
1. Что такое «Сведения о суммах…» и т.д. ?
2. Что такое «Сведения об отражении….» ?
№№ КНД или ОКУД, форма, пр

все это болтовня
я уверена вы сами такие вопросы в ответ налоговой не пишете
к чему это

все это болтовня
я уверена вы сами такие вопросы в ответ налоговой не пишете
к чему это

конечно, не пишу.
своевременно представляю унифицированные документы, которые у меня есть и которые я обязан представлять.

весь ответ состоит из фразы «на ваш №/дата направляю копии следующих документов:» и реестра. всё.

сегодня пришло требование по проверки нашего покупателя НДС
требуют предоставить, в числе прочих:
оборотно сальдовую ведомость
карточки бух счетов
структура и штатная численность

мы что должны предоставить им всю нашу обороку за 3й квартал?

и еще журнал регистрации ПОЛУЧЕННЫХ счетов фактур
это зачем?

сегодня пришло требование по проверки нашего покупателя НДС
требуют предоставить, в числе прочих:
оборотно сальдовую ведомость
карточки бух счетов
структура и штатная численность
почитайте ветку. Все уже это обсудили.

весь ответ состоит из фразы «на ваш №/дата направляю копии следующих документов:» и реестра. всё.
++

почитайте ветку. Все уже это обсудили.

вы думаете я не читала, прежде чем задать вопрос??

так за непредоставленный документ штраф

так за непредоставленный документ штраф

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А вы предоставьте документы, которые есть и обязаны быть.
Нигде не видела описания документа «структура и штатная численность»

Не имеется ввиду, что злостно не предоставлять. Предоставить то, что есть, и если этого достаточно, чтобы подтвердить сделку или вашу налоговую благонадежность, то все сойдет. Мы обычно пишем: по пункту такому-то документы отсутствуют, это обычно про карточки бух счетов.
Из содержания норм ст. 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал соответствующими документами (документы должны быть у него в наличии) и представил их не в установленный срок либо уклонялся от их представления. Нарушение установленного срока представления документов по требованию налогового органа, проводившего налоговую проверку, влечет ответственность, предусмотренную названной нормой в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. (Статья: О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании? (Фирфарова Н.В.) («Налоговая проверка», 2017, N 5)

вы думаете я не читала, прежде чем задать вопрос??
ну наверное я тогда не поняла Вас)))

Нигде не видела описания документа «структура и штатная численность»
+
Я еще бывает (когда совсем обнаглею) пишу что-то типа: «у моей организации отсутствует информация о структуре и штатной численности по запрашиваемому контрагенту»)))

ну наверное я тогда не поняла Вас)))

+
Я еще бывает (когда совсем обнаглею) пишу что-то типа: «у моей организации отсутствует информация о структуре и штатной численности по запрашиваемому контрагенту»)))

а что, это мысль, и также написать что не обладаем ОСВ нашего покупателя:)

а что, это мысль, и также написать что не обладаем ОСВ нашего покупателя
ну вообще-то, это очень наглая мысль))))))

Коллеги, как думаете, прилетело требование, просят учетную политику за 3 года с 2015-2017.

На 2017 год я сделала УП, а в 2015-2016 была УП вообще неадекватная. Вот я в раздумьях, что делать, заменить неадекватную, а вдруг моя предшественница ее уже засветила… отправить как есть, рука не поднимается, уж слишком она корявая

Коллеги, как думаете, прилетело требование, просят учетную политику за 3 года с 2015-2017. На 2017 год я сделала УП, а в 2015-2016 была УП вообще неадекватная. Вот я в раздумьях, что делать, заменить неадекватную, а вдруг моя предшественница ее уже засветила… отправить как есть, рука не поднимается, уж слишком она корявая
А зачем она ее могла светить? Были уже проверки?

А зачем она ее могла светить? Были уже проверки?
Согласна. Ну и кроме всего прочего, вы же всегда можете сказать «ОЙ!….»

Ну, рабочие совещания в налоговой точно были, да и всякие встречки, пояснения. Я все папки перешуршала с налоговой перепиской, ничего не нашла, но душа не спокойна. Думаете, все-таки отправить им сейчас обновленную мою УП, на тоненького так сказать, меня уже посещают мысли просто «забыть» про этот документ

требуют предоставить, в числе прочих:
оборотно сальдовую ведомость
карточки бух счетов
структура и штатная численность

мы что должны предоставить им всю нашу обороку за 3й квартал?

я тупо представляла выписку из оборотки или карточки именно по этим отгрузкам

сначала делала копии реализаций и потом на каждую реализацию делала карточку например по сч 90,01
или по сч 41

а вообще, что они хотят этим всем узнать, ведь сейчас все практически прозрачно по НДС
мы подали декларацию, они подали декларацию, все сошлось
что еще то нужно?

что еще то нужно?
Мне кажется, они просто переживают что без их требований у нас просто работы не будет и нас поувольняют всех)))))))))))))) Заботються о нас)))))))))

Поплачусь немного, пофлужу, у меня сейчас 8. требований на предмет поясни, предоставь, приди поговорить и тд и тп. Директор уже предлагает мне взять отдельного буха конкретно на работу с налоговой, потому что меня уже не хватает на это все

у меня 4е за неделю (по двум фирмам) 🙁

Powered by vBulletin® Version 4.2.1 Copyright © 2018 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot

В рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган выставил компании требование о представлении документов: анализ счета 41 «Товары», карточки бухгалтерских счетов в разрезе данного счета и оборотно-сальдовые ведомости.
Компания, полагая, что не обязана представлять эту документацию, обратилась в арбитражный суд.
Суд признал действий ИФНС по выставлению требования незаконными, исходя из следующего.
До выставления требования компания представила в ИФНС документы, содержащие всю необходимую информацию о движении товара и подтверждающие налоговые вычеты по НДС: грузовые таможенные декларации; акты о приемке товара, платежные поручения, отчет о расходовании денежных средств, книгу покупок, выписку по счету 41, счета – фактуры, акты выполненных работ.
Запрашиваемые ИФНС документы являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета. Они формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога.

Читайте так же:  Назначение пенсии по потере кормильца жене

Требуя их, инспекция нарушает п. 8.1 ст. 88 НК РФ, поскольку они не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы.
Таким образом, ИФНС нарушила права компании, тем, что обязала формировать и изготавливать документы, которые законодательство не обязывает предоставлять на камеральную проверку.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

Налоговая требует карточку счёта 68.02 по Контрагенту

Налоговая требует карточку счёта 68.02 по Контрагенту
Работаем в 1с 81 БУ 2.0

68 не раскрывается по контрагенту, только по виду перечисления в бюджет.

Как Быть, подскажите.

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» предусматриваются субсчета «по видам налогов и сборов». Ткните в этот приказ Ваших налоговиков.

А теперь по существу:
Есть такие регистры «НДС покупки» и «НДС продажи» в них все сведения есть.

Компания обязана предоставлять Пенсионному фонду карточки счетов 76 и 91

Организация поспорила с Пенсионным фондом о том, обязана ли она по его требованию в рамках выездной проверки предоставлять карточки счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и 91.02 «Прочие расходы» и оборотно-сальдовые ведомости за 3 проверяемых года.

Позиция компании

Затребованные карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости не являются документами, необходимыми для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, поскольку представляют собой регистры бухучета, предназначенные для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных документах.

Органы контроля за уплатой страховых взносов не вправе истребовать у плательщиков страховых взносов документы, которые не относятся к исчислению и уплате страховых взносов и представление которых не предусмотрено федеральным законом (пп. 4 п. 2 ст. 28 и пп. 1 п. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ).

Позиция фонда

Проверка правильности начисления страховых взносов проводится сплошным методом путем анализа первичных бухгалтерских документов, сверки их с записями в регистрах бухучета и данными отчетов по страховым взносам, а также сверки с суммами, указанными в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы.

Фонд имеет право истребовать у проверяемого лица указанные регистры бухучета, поскольку они необходимы для проверки, а отказ от их предоставления признается правонарушением и влечет ответственность (ст. 35, 37, 48 Закона № 212-ФЗ).

Позиция судов

В соответствии с Планом счетов бухучета (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода. К данному счету могут быть открыты субсчета, в том числе 91-2 «Прочие расходы».

По данному счету отражаются данные по производимым расчетам, корреспондирующие со счетами начислений и выплат, в том числе с работниками организации. В этой связи требование ПФР о предоставлении карточек счетов 91.02 соответствует объему и характеру полномочий контролирующего органа при проведении проверки правильности исчисления страховых взносов, в том числе проверки правильности определения базы по их исчислению, определению характера выплаты и ее оснований, с целью проверки и (или) исключения органом ПФР фактов занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов путем неотражения производимых выплат по счетам начислений расчетов с физлицами, либо ошибочного отнесения выплат на иные счета, минуя счета учета расчетов с персоналом.

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» корреспондирует по дебету и кредиту, в том числе, со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты, прочие доходы и расходы».

Таким образом, истребование ПФР карточек счетов и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 76 и 91.02 является обоснованным и произведенным в пределах полномочий фонда при проведении выездной налоговой проверки (ст. 3, 28, 35, 37, 48 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р. В этот перечень входят и регистры бухгалтерского учета, в том числе карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости.

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

Встречная проверка: карточки аналитического учета

Предположим, вам пришло требование о представлении документов по вашему контрагенту в рамках встречной проверки. И в этом требовании фигурируют такие документы, как карточки аналитического учета. Надо ли их представлять налоговикам?

Представлять ли регистры при встречной проверке

По-хорошему, такие карточки не могут подтверждать реальность совершения операций с контрагентом. Ведь это внутренние документы, они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, принятых к учету. На это в свое время указывали и Но чтобы не давать инспекции повода вас оштрафовать, лучше потратить несколько минут и распечатать карточку для налоговой.

Что делать, если карточек нет

Если такие карточки вы не ведете, укажите на это в сопроводительном письме, приложенном к подшивке представляемых документов. Вас не могут оштрафовать за непредставление документов, которые вы не обязаны составлят

Вопросы ответы

Можно ли не предоставлять оборотно-сальдовые ведомости в случае, если ФНС в своем требовании их запрашивает?

► Да, можно не предоставлять.

Оборотно-сальдовые ведомости являются синтетическими регистрами бухгалтерского учета, их составление в обязательном порядке не предусмотрено ни нормами бухгалтерского учета, ни нормами законодательства о налогах и сборах, следовательно, истребование оборотно-сальдовых ведомостей, относящихся к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории «документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов», является незаконным.

Практика в подтверждение позиции:

Определение ВАС РФ от 10.01.2012 N ВАС-16821/11 по делу N А60-13956/2011

Основанием для принятия решения инспекции, принятого по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года, послужило непредставление обществом по требованию налогового органа документов: товарно-транспортной накладной, подтверждающей поставку в спорный период товара в адрес закрытого акционерного общества «Аграрная группа «Мясопереработка»; оборотно-сальдовой ведомости по счету 10; анализа счета 10; договора между обществом и ЗАО «Аграрная группа «Мясопереработка».

Суд апелляционной инстанции постановлением, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции, отменил решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции в отношении взыскания 600 рублей штрафа за непредставление оборотно-сальдовой ведомости по счету 10, анализа счета 10, поскольку указанные документы являются регистрами бухгалтерского учета и их ведение в обязательном порядке налоговым законодательством не предусмотрено.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2016 N Ф04-5639/2016 по делу N А46-4871/2016

[1]

Поскольку налогоплательщиком в установленный срок (до 27.11.2015) истребуемые документы представлены не были, налоговым органом было принято решение от 29.01.2016 N 271 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 90 200 руб. (с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств).

Читайте так же:  Возврат налога за 1 год

Вместе с тем, признавая неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 13 440 руб., суд первой инстанции исходил из того, что запрошенные налоговым органом документы (оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов, договоры) не являются документами налогового учета; действующим законодательством не предусмотрено представление указанных документов при проведении налоговых проверок.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими установленным обстоятельствам.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.11.2014 по делу N А27-3429/2014

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество, в том числе было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 53 400 руб. за непредставление в налоговый орган документов в количестве 267 штук (оборотно-сальдовых ведомостей) по требованию от 18.03.2013 N 4459.

Признавая решение Инспекции необоснованным по данному эпизоду, суды исходили из того, что: оборотно-сальдовые ведомости являются синтетическими регистрами бухгалтерского учета, их составление в обязательном порядке не предусмотрено ни нормами бухгалтерского учета, ни нормами законодательства о налогах и сборах, следовательно, истребование оборотно-сальдовых ведомостей, относящихся к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории «документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов», является незаконным.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 N 15АП-8417/2011 по делу N А53-1496/2011

Как следует из материалов дела по указанному требованию налоговый орган обязал общество представить оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов бухгалтерского учета: с 01 по 99 счет включительно за 2007, 2008 годов.

Поскольку оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов не являются обязательными для целей налогообложения, заявитель не может нести ответственность за их непредоставление, в том числе на основании статьи 126 НК РФ, в связи с чем, решение налогового органа в указанной части является незаконным.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 N 15АП-6587/2011 по делу N А53-23465/2010

Как следует из материалов дела, по указанному требованию налоговый орган обязал общество представить оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов бухгалтерского учета: с 01 по 99 счет включительно за 2007, 2008 годы.

С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что требование о предоставлении налоговому органу оборотно-сальдовых ведомостей и карточек счетов бухгалтерского учета являлось неправомерным и на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ исполнению не подлежало.

Непредставление тех документов, ведение которых для целей налогообложения не является обязательным, не может влечь ответственность.

Сводные документы бухучета ИФНС не вправе требовать при камеральной проверке

В рамках камеральной проверки декларации по НДС за 1 квартал 2015 года инспекция выставила компании требование о предоставлении документов: анализа счета, карточки бухгалтерских счетов, оборотно-сальдовых ведомостей за 1 квартал 2015 года.

Компания оспорила требование в суде (дело № А78-11495/2015).

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 8.1 статьи 88 НК — при выявлении противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и сведениями, представленными другим налогоплательщиком (контрагентом), налоговики вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к конкретным операциям.

В данном случае инспекция усмотрела противоречия между данными налоговой декларации налогоплательщика и сведениями о налогооблагаемых операциях его контрагентов. Однако истребуемые налоговиками документы являются сводными и аналитическими документами бухучета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога. Кроме того, они не относятся к конкретной сделке.

В решении кассации (Ф02-1859/2016 от 28.04.2016) указано: «представление истребованных налоговым органом документов не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, указанные документы не имеют отношения к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, при этом ранее представленные документы (выписки по счету № 41 «Товары») содержат необходимую информацию о движении товара».

Штраф за непредставление регистров бухгалтерского учета

Вопрос о привлечении к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) документов, предусмотренных бухгалтерским законодательством, является спорным. Минфин России считает, что компания может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление (несвоевременное представление) регистров бухгалтерского учета, имеющихся у нее в наличии. У судов единого мнения на этот счет нет. Расскажем подробнее.

В чем заключается проблема

Выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). В ходе нее налоговики проверяют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). В пункте 1 ст. 93 НК РФ сказано, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

О том, какие именно документы необходимы налоговикам для проверки, в Налоговом кодексе ничего не сказано. Соответственно, нет и перечня таких документов. Однако в подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ сказано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для уплаты налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Этому праву корреспондирует обязанность налогоплательщиков представлять налоговикам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ). Из совокупности вышеперечисленных норм следует, что налоговики вправе требовать только те документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Пунктом 4 ст. 93 НК РФ установлено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых в ходе налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. При этом из содержания п. 1 ст. 126 НК РФ следует, что ответственность по этой норме наступает только в случае непредставления в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Получается, что штрафовать можно только за непредставление в срок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, которые установлены налоговым законодательством. Но ведение регистров бухгалтерского учета предусмотрено нормами не налогового, а бухгалтерского законодательства.

Минфин: документы на стол!

Специалисты финансового ведомства считают, что в ходе проверки налоговики вправе требовать лишь документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (письмо от 10.07.2015 № 03-02-07/1/39920). Они исходят из того, что Налоговым кодексом не определен перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в ходе проверки. А согласно п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Читайте так же:  Пенсионный плюс сбербанка россии проценты

При этом финансисты подчеркивают, что таковыми могут быть любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов (письмо от 25.01.2012 № 07-02-06/10). Например, в письме от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 они указали, что в рамках налоговой проверки инспекторы вправе проверить регистры бухгалтерского учета, которые ведутся компанией в установленном порядке и с учетом ее учетной политики. Ведь организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если же в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой какие-либо регистры бухгалтерского учета организацией не ведутся, привлечь ее к ответственности за непредставление этих регистров нельзя (письмо от 25.01.2012 № 07-02-06/10).

Таким образом, финансисты считают, что за непредставление регистров бухгалтерского учета, которые компания должна вести в соответствии со своей учетной политикой и требованиями бухгалтерского законодательства, она может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Одни суды за штраф…

Некоторые суды полагают обоснованным привлечение к ответственности за непредставление регистров бухгалтерского учета, которые имеются у налогоплательщика.

Так, в постановлении АС Центрального округа от 17.05.2018 № Ф10-1416/2018 суд признал правомерным штраф за непредставление запрошенных налоговиками карточек субсчетов, оборотно-сальдовых ведомостей. Свой вывод арбитры обосновали следующим образом.

Законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета. Однако положения подп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского учета, которые ведутся компанией в соответствии с ее учетной политикой. Оценив учетную политику компании, пределы выездной налоговой проверки, суд пришел к выводу, что запрошенные документы бухгалтерского учета содержат информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий в рамках выездной налоговой проверки, и они имелись в наличии у компании.

А в деле, рассмотренном в постановлении АС Поволжского округа от 13.06.2017 № Ф06-20744/2017, налоговики затребовали у компании главную книгу, оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов. Суд отверг довод компании, что ей не утверждено ведение в качестве регистров налогового учета главной книги, оборотно-сальдовой ведомости, анализа счетов, в связи с чем наличие данных документов не является обязательным. Из содержания ст. 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал истребованными налоговым органом документами, а также, чтобы он представил их не в установленный срок либо уклонялся от представления документов. В ходе проверки компания представила перечисленные выше документы, что доказывает их наличие. А значит, она правомерно была привлечена к ответственности за их несвоевременное представление.

. другие против штрафа

Но в судебной практике есть решения, в которых арбитры признали, что регистры бухгалтерского учета не являются обязательными документами для целей налогообложения. Поэтому штрафовать компанию за их непредставление налоговики не вправе.

Например, в постановлении от 27.07.2018 № Ф04-3054/2018 АС Западно-Сибирского округа указал, что налоговый орган не привел доказательств необходимости представления затребованных им оборотно-сальдовых ведомостей для подтверждения права компании на налоговые вычеты по НДС. Данные документы представляют собой регистры бухгалтерского учета, составление которых предусмотрено и регулируется законодательством о бухгалтерском учете, и которые не являются обязательными для целей налогообложения.

А ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.03.2013 по делу № А03-7357/2012 отметил, что оборотно-сальдовые ведомости представляют собой синтетические регистры бухгалтерского учета. Их составление в обязательном порядке не предусмотрено ни нормами бухгалтерского учета, ни нормами законодательства о налогах и сборах. Данные документы не несут в себе детальной информации о хозяйственных операциях налогоплательщика, в них нет информации, связанной с исчислением и уплатой налогов. Налоговый орган не обосновал, каким образом данные документы связаны с исчислением и уплатой налогов.

В постановлении от 19.09.2013 по делу № А55-31523/2012 ФАС Поволжского округа рассмотрел ситуацию, когда налоговики затребовали у компании карточки бухгалтерских счетов. Суд со ссылкой на Определение ВАС РФ от 10.01.2012 № ВАС-16821/11 указал, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести карточки бухгалтерских счетов. Законодательство о бухгалтерском учете в части применения организациями счетов и регистров бухгалтерского учета носит рекомендательный характер. Поэтому штраф за непредставление карточек счетов незаконен.

А в споре, рассмотренном в постановлении от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60, ФАС Московского округа принял во внимание Определение Конституционного суда РФ от 12.07.2006 № 266-О, в котором сказано о праве налогового органа истребовать документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Поскольку выводы инспекции по результатам налоговой проверки не основаны на непредставлении спорных документов (оборотно-сальдовые ведомости, аналитические ведомости по счетам, книги учета векселей) суд пришел к выводу, что данные документы не были необходимы для проверки и компания была привлечена к ответственности незаконно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На наш взгляд, если запрошенные налоговиками регистры бухгалтерского учета имеются у компании, их лучше представить. В противном случае налоговики могут оштрафовать ее по п. 1 ст. 126 НК РФ. И не факт, что этот штраф удастся оспорить в суде.

Источники


  1. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

  2. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
  5. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
Налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here