Налоговая система виды и функции налогов

Полезная информация на тему: "Налоговая система виды и функции налогов" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Налоговая система, виды и функции налогов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10129 —

| 7768 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоги и налоговая система. Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая Лаффера

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде «взносов граждан» для содержания публичной власти.

В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90% поступлений в государственный и примерно 70% в местный бюджеты.

Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны.

Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся:

Субъекты налоговой системы или налогоплательщики, т. е. физические и юридические лица, которые в соответствии с существующим законодательством обязаны платить налоги.

Объекты налоговой системы — доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).

Источник налога — чистый доход общества.

Налоговая ставка — это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка — это размер налога в расчете на единицу налогообложения (с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т. д.).

Твердые налоговые ставки — это метод, в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу облагаемой продукции (тонна нефти, кубометр газа, сотка земли и т. д.).

В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, дегрессивные.

Прогрессивное налогообложение предполагает, что ставка налогообложения возрастает вместе с ростом размера облагаемого дохода (налоговая ставка по мере роста дохода увеличивается).

Пропорциональное налогообложение означает, что норма налогообложения не зависит от размера подлежащего налогообложению базового дохода (независимо от размера дохода действует единая налоговая ставка).

Регрессивное налогообложение — по мере увеличения дохода норма налогообложения понижается.

Дегрессивное налогообложение предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста базового дохода. При этом прирост нормы налогообложения по мере роста базового дохода снижается, т. е. каждый последующий прирост нормы налогообложения меньше предыдущего.

Функции налогов. При выборе системы налогообложения необходимо учитывать функции, выполняемые налогами.

Сущность фискальной функции сводится к тому, чтобы с помощью налогов создать централизованные денежные средства и обеспечить за счет этого материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция предполагает выполнение налогами активных действий при осуществлении экономических процессов. Налоги, участвуя в перераспределении финансовых средств, оказывают стимулирующее воздействие на темпы экономического роста; усиливают или ослабляют накопление капитала; расширяют или сужают платежеспособный спрос населения.

Принципы налогообложения. Система налогообложения должна основываться на определенных принципах. В этом отношении не потеряли своего актуального значения знаменитые четыре основополагающих принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом.

Принцип справедливости. Все граждане государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под покровительством и защитой государства.

Принцип определенности. Налог, вносимый каждым отдельным гражданином страны, должен быть точно определен по сумме, сроку и способу уплаты.

Принцип удобности. При взимании налога необходимо устанавливать время и способ внесения налога с точки зрения удобства плательщика.

Принцип экономии заключается в снижении издержек, связанных с взиманием налога. Система налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы из кармана народа изымалось как можно меньше средств сверх того, что поступает в казну государства. Если, например, сбор налога требует большой армии чиновников, то их заработная плата может поглотить значительную сумму от налоговых поступлений.

Кроме этого, система налогообложения должна быть понятной для налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от нередко наблюдаемого в настоящее время двойного, тройного обложения.

Принципы рациональной системы налогообложения сформулированы известным немецким экономистом Х. Халлером.

Принцип дешевизны налогообложения. Налогообложение должно быть построено таким образом, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно.

Принцип дешевизны уплаты налогов. Система налогообложения должна быть такой, чтобы затраты налогоплательщика и процедура выплаты налогов были настолько низки, насколько это возможно.

Принцип ограничения бремени налогов. Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым для налогоплательщика, с тем чтобы оказывать минимальное негативное воздействие на его экономическую активность.

К настоящему времени сложились две основные концепции налогообложения.

Первая концепция основана на установлении размера налогов пропорционально тем выгодам, которые получают от государства физические и юридические лица. Речь идет о финансировании тех благ, которыми пользуются хозяйствующие субъекты и получают от них выгоду. Например те, кто пользуются мостами, дорогами и т. д., должны оплачивать расходы, связанные с их содержанием и ремонтом. Осуществление этой концепции связано с трудностями определения личных выгод, получения каждым налогоплательщиком доходов за счет расходов государства на оборону, здравоохранение, просвещение и т. д.

Вторая концепция основана на системе установления размера налогов, которая строится в прямой зависимости от получаемого дохода физическими и юридическими лицами. Данная концепция является более справедливой, рациональной и относительно простой.

Кривая А. Лаффера. При налогообложении весьма важным моментом является установление оптимальных ставок налогов. Общеизвестно, что высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, что ведет к сокращению объемов производства и доходов. Низкие налоги усиливают стимулирование производителей и тем самым способствуют расширению производства и увеличению доходов.

Существуют разные подходы к использованию налоговых ставок с целью воздействия на экономические процессы. Одни решают возникшие в экономике проблемы с позиций спроса («экономика спроса»), другие — с позиций предложения («экономика предложения»).

Представители экономики спроса, к числу которых относятся кейнсианцы, например, предлагают при повышении темпов инфляции вводить более высокие налоги. Совокупные доходы и покупательная способность общества уменьшаются, что ведет к ограничению спроса. В результате цены снижаются и инфляция затухает.

Сторонники экономики предложения, наоборот, советуют снижать налоги, что стимулирует производство, ведет к увеличению предложения и снижению темпов инфляции. Они полагают, что высокие налоги увеличивают издержки предприятий, которые перекладываются на потребителя в форме более высоких цен, вызывая тем самым усиление инфляции.

Читайте так же:  Сдача налоговой отчетности на сайте фнс

В результате возникает дилемма: представители экономики спроса считают, что спрос создает свое собственное предложение, а сторонники экономики предложения полагают, что предложение создает себе свой спрос. Решение этой дилеммы не имеет однозначного ответа.

В то же время американский экономист Артур Лаффер в начале 1980-х гг. установил, что при повышении ставки налогов доходы государства сначала увеличиваются. Но, если налоговая ставка превысит некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться, так как слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой» легальной экономике. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Отображенная графически взаимосвязь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривой Лаффера (рис. 22.1).

Графическое изображение кривой свидетельствует о том, что при нулевой ставке налога поступления в бюджет отсутствуют, при 100%-ной ставке поступ-

Рис. 22.1. Кривая Лаффера

ления в бюджет также отсутствуют. В легальной экономике при отсутствии дохода никто работать не желает, население и предприниматели уходят в теневую экономику. В остальных случаях производители будут работать и платить налоги, которые поступают в бюджет.

Максимальная величина налоговых поступлений в бюджет достигается в точке А при налоговой ставке гА = 50%. Если экономика, находящаяся справа от точки А, сместится в точку В, то уменьшение уровня налоговой ставки до rB в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде — к их увеличению (повышение стимулов к труду приведет к расширению предпринимательской деятельности в легальной экономике).

Следует иметь в виду, что на практике идеи А. Лаффера использовать достаточно трудно, так как кривая Лаффера не дает ответа на вопрос о том, какая ставка налога является максимальной. В разных странах используются различные налоговые ставки, величины которых обусловлены налоговой политикой государства; величиной и структурой государственного сектора; состоянием экономического положения страны и т. д. Считается, что высшая ставка подоходного налогообложения колеблется в пределах 50-70%.

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;


5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

1) По принадлежности к уровню управления:

а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ. лиц, земельный). Оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

2) По налогоплательщикам:

а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

3) По степени переложения:

а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

4) По объекту налогообложения:

а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

б) налоги с доходов (НДФЛ),

в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

Налоговая система: функции, состав. Основные виды налогов

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Виды налогов
Федеральные налоги(называются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России.)
НДС- косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Читайте так же:  Определение налоговой базы для расчетов налогов

налог на доходы физических лиц— прямой федеральный налог. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

водный налог— налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Налог на прибыль организаций- Прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)

Единый социальный налог- был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь

Таможенная пошлина- взимается при совершении экспортно-импортных операций.

Государственная пошлина— это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр

Акциз- косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др) внутри страны, в отличие от таможенных платежей,несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран.

Региональные налоги(налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

налог на имущество организаций— это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность)

транспортный налог- налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Местные налоги —налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате натерритории соответствующих муниципальных образований.

земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

налог на имущество физических лиц— прямой налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц

Налоги: сущность, функции, виды

Налог— это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Функции налогов

Фискальная — изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

Стимулирующая — при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

Регулирующая — регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

Распределительная и пере распределительная — При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

Социальная функция — за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Контрольная — при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

Классификация налогов

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Виды налогов
Федеральные налоги(называются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России.)
НДС- косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

налог на доходы физических лиц— прямой федеральный налог. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

водный налог— налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Налог на прибыль организаций- Прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)

Единый социальный налог- был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь

Таможенная пошлина- взимается при совершении экспортно-импортных операций.

Государственная пошлина— это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр

[3]

Акциз- косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др) внутри страны, в отличие от таможенных платежей,несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран.

Региональные налоги(налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

налог на имущество организаций— это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность)

транспортный налог- налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Местные налоги —налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате натерритории соответствующих муниципальных образований.

земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

налог на имущество физических лиц— прямой налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц

Налоги: понятие, функции, виды. Налоговая система

Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов.

Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Читайте так же:  Законопроект об отмене пенсии военнослужащим

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

  1. твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.);
  2. пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
  3. прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств улиц, получающих большие доходы.
  4. регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система.

  1. нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.
  2. принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.
  3. принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения.
  4. принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

Налогообложение: сущность и принципы. Виды и функции налогов. Налоговая система Республики Беларусь

Налог – это обязательные, безвозмездные, не возвращаемые сборы, взимаемые правительством для целей государственной политики; основной инструмент регулирования экономики и доходов государства.

Налогообложение – определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических лиц и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Элементы налога – основные признаки, отражающие соц-эконом. сущность налога. Характеристика элементов налога отражена в общей части НК РБ.

Элементы налога:

1.Плательщикиналогов, сборов, пошлин – организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины. Орг-ции – юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы. ФЛ – гр-не РБ, гр-не или подданные иностранного государства, лица без гражданства. Субъект налога (плательщик) – лицо, которое по закону обязано платить налоги.

2.Носитель налога– лицо, которое фактически уплачивает налог;

3.Объект налога– доход или имущество, с которого начисляется налог. Объектаминалогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщиков возникает налоговое обязательство;

4.Налоговое обязательство – обязанность плательщика уплатить определенный налог, сбор, пошлину;

5.Налоговая база– стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения установляется применительно к каждому налогу, сбору, пошлине;

Налоговое бремя – процентное соотношение всей суммы собираемых в бюджете страны налогов и валового внутреннего продукта.

6.Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

7.Налоговый период – календарный год или иной период времени (месяц, квартал), определяемый применительно к какому-либо налогу, сбору, пошлине, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора, пошлины;

8.Налоговые льготы– предоставление отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде: — освобождения от уплаты налога; — налог вычетов или скидок, уменьшающих нал базу или сумму налога; -понижение нал ставок; — в ином виде, установленных Президентом.

9.Налогавая декларация (расчет) – письменное заявление плательщика на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществляемых расходах, источниках доходов, налог льгот и исчисленной сумме налоге;

10.Двойное налогообложение– неоднократное обложение одного и того же объекта налога;

11.Налоговый кадастр– опись объектов, подлежащих налогообложению, на основе которой определяется нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;

12.Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта налога; 13.Налоговые каникулы– установленный законом срок, в течение которого организация освобождается от уплаты того или иного налога;

[2]

14. Таможенная пошлина– вид налога, взимаемого государственными органами, там службами с провозимых через государственную границу товаров, по ставкам там тарифа;

15.Таможеннй тариф– свод ставок там пошлин с указанием ставок там налога на единицу данного товара;

16.Таможенные льготы– преимущества, в виде снижения или отмены там пошлин или ограничений, предоставляемые отдельным организациям и физическим лиц.

Общие принципы: обязательность – принудительность и неизбежность изъятия налогов для финансового обеспечения государства и местных органов власти; равномерность и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам; всеобщность – охват всех субъектов, располагающих доходами; административная простота – допустимость для понимания вместе с умеренностью административных издержек по управлению налогами; гибкость – способность оперативно реагировать на изменения социально-экономических условий; стабильность– устойчивость во времени; эффективность – стремление к эффективному распределению ресурсов, установление необлагаемого минимума доходов.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером.

Налоговая система характеризуется единством экономических, правовых и организационных принципов, обусловленных ее самостоятельность и функционирование в составе таких элементов, как система налогов и сборов, установленных в стране.

Функции налогов:

1) Фискальная – используется для формирования денежных фондов;

2) Экономическая – использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, стимулирования производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг.

3) Регулирующая – регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Суть ее сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемыми на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения.

4) Социальная – поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.

5) Стимулирующая реализуется через систему льгот, предпочтений, исключений. Она проявляется в изменении объекта обложения в уменьшении налогооблагаемой базы, в понижении нал ставки и др.

Читайте так же:  Налог доступ в личный кабинет

В РБ насчитывается около 30 видов налогов и других платежей в бюджет.

1. По методу установления:

а) прямые налоги – подоходный налог, налог на прибыль, налог на доходы;

б) косвенные налоги включаются в отпускную цену товара, работы, услуги и в конечном итоге уплачиваются потребителем (покупателем). Они могут непосредственно включаться в цену (НДС, акцизы, налог на продажу) или могут включаться в себестоимость (налоги от фонда зарплаты, экологический, земельный налоги);

2.По органу установления:

а) республиканские – налоги, установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей тер-рии РБ;

б) местные – устанавливаемые норм прав актами (решениями) Местных советов депутатов в соответствии с НК и обязательны к уплате на соответствующих территориях;

3.По использованию:

а) общие – НДС, налог на прибыль;

б) специальные – налоги имеющие целевое назначение (отчисление в соц. фонд занятости);

4.По характеру установления налог ставок:

а) прогрессивные – налоговая ставка повышающаяся по мере возрастания дохода (подоходный налог);

б) регрессивный – налог ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы;

в) пропорциональный – налог ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.

5.По субъектам обложения:

а) налоги взимаемые с ЮЛ;

б) налоги уплачиваемые ФЛ.

6.По принципу зачисления в соответствующие бюджеты:

а) закрепленные – на длительный срок закреплены подоходный источник конкретного бюджета;

б) регулирующие – ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия их диффецита.

В качестве регулируемых используются: — НДС, — акцизы, — налог на доходы, — налог на прибыль;

7.По объектам и источникам обложения.

Налоговое законодательство РБ представляет собой систему нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Конституцией РБ.

В систему налоговых органов РБ входят Министерство по налогам и сборам и 157 инспекций: 7 областных и г.Минска и 150 районных, городских и районных в городах. В течение последнего пятилетия в РБ проводилась работа по совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки на экономику страны: отменено 26 неэффективных налогов и сборов (сбор на развитие территорий, налог на услуги и 3 платежа в составе экологического налога).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9213 —

| 7355 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоги. Виды, уровни и функции налогов.

Понятие налога.

Понятие налогов возникло еще в древние времена, когда возникли первые государства. Тогда налоги называли «дань», «подать», они носили бессистемный характер и взымались по мере необходимости. В Древней Греции, например, налоги взымались только во время войны на нужды армии, а в мирное время налогов не было.

Итак, налог – это обязательный и безвозмездный платеж, который взымают различные органы государственной власти на принудительной основе. Цель сбора – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципалитета.

Виды налогов.

  1. Прямые – налоги на доходы от факторов производства (налоги на доходы, налоги на прибыль).
  2. Косвенные – налоги, скрытые в цене товара (НДС, акцизы).
  3. Аккордные – независящие от уровня доходов.
  4. Подоходные – представляющие из себя какой-то процент от дохода:
    • прогрессивные (налоговая ставка повышается с повышением дохода);
    • регрессивные (при увеличении доходов ставка падает – типа скидка за опт);
    • пропорциональные (ставка не зависит от величины дохода).

Уровни налогов.

В Российской Федерации все налоги делятся на три уровня:

  1. Федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доход от капитала, подоходный налог, взносы в государственные социальные фонды, госпошлина, таможенная пошлина, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на доход от углеводородов, сборы за пользование объектами живого мира и водными ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.
  2. Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
  3. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Функции налогов.

Экономисты различают четыре основных функции налогов:

  1. Фискальная функция – ключевая функция налогообложения, то есть пополнение государственного бюджета.
  2. Распределительная функция – распределение общественных доходов, передача средств в пользу социально незащищенных слоев населения (она же – социальная функция).
  3. Регулирующая функция – решение проблем и задач экономической политики (стимулирование или наоборот подавление различных экономических процессов: роста, инфляции, безработицы и т.д.).
  4. Контрольная функция – отслеживание поступления денег в бюджет, учет и сопоставление финансовых ресурсов государства.

Понятие, сущность и основные виды налоговых систем

В этом материале мы подробно поговорим о налоговых системах, их разновидностях, функциях, критериях оценки и принципах формирования, а также о самих налогах и их основных типах. Начнем с основных определений.

Ключевые определения

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги — невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система — общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой — установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) — в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей — основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая — состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

[1]

Виды налоговых систем

Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

  • Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям — они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
  • Шедулярная (шедула — часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.
Читайте так же:  Исчисление суммы налога на имущество

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

  • Евроконтинентальная. Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
  • Англосаксонская. Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
  • Латиноамеринская. Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность — налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
  • Смешанная. Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.

Виды налогов

Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:

  • Федеральные: поступающие в государственную казну.
  • Региональные: собираемые в пользу определенного региона — республики, области, края.
  • Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта — города, села, поселка и т. д.

По типу налогоплательщика выделяются налоги:

  • С физических лиц — на их доходы, имущество и т. д.
  • С юридических лиц — на прибыль, НДС и т. д.
  • Смешанные.

По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:

По виду изъятия:

Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.

Косвенные налоги Прямые налоги
По способу оплаты Перекладываются на плечи третьих лиц, потребителей Вносятся самим налогоплательщиком
По способу взимания По тарифам По кадастрам, окладным документам
По экономическому признаку Взимаются с расходов, пользования, потребления Взимаются с производства, прибыли, имущества

Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция — наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная — перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая — решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная — отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

Функции налоговой системы

Функции налоговой системы в точности повторяют функции налогов:

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета — обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики — при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены — соотношение «прямые-косвенные налоги» должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики — система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения — налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Виды систем налогообложения в РФ

Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:

  • Основная система налогообложения (ОСН).
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  • Упрощенная система (УСН).
  • Патентная система (для индивидуальных предпринимателей).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правильное функционирование налоговой системы — это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.

Источники


  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
  4. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.
  5. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
Налоговая система виды и функции налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here