Налоговая проверка проверка финансово хозяйственной деятельности

Полезная информация на тему: "Налоговая проверка проверка финансово хозяйственной деятельности" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Проверка финансово хозяйственной деятельности

Проверка финансовой деятельности организации проводится с целью получения исчерпывающей информации о состоянии компании и ее рыночного положения. Анализу подвергаются все аспекты деятельности учреждения, в том числе:

  • правоустанавливающие документы,
  • бухгалтерские отчеты,
  • материальные активы,
  • имеющиеся задолженности,
  • совершенные и текущие финансовые операции с акциями, ценными бумагами и т.д.

Инициатором проверки финансово экономической деятельности организации выступает заинтересованное лицо (инвестор) или контролирующий орган.

Какие задачи решает проверка финансовой деятельности организации?

Проведение проверки позволяет оценить:

  • достоверность сведений о деятельности организации,
  • соответствие документации законодательным актам,
  • точность сведений, зафиксированных в инвестиционных документах,
  • доходность, конкурентоспособность организации,
  • реализуемость и целесообразность стратегии развития компании,
  • риск в связи с приобретением или инвестированием организации.

Каждый из этих факторов имеет большое значение для определения рентабельности инвестирования.

Порядок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Как правило, заинтересованное лицо использует услуги аудиторских компаний, привлекая для проверки сотрудников специализированной сторонней организации. Консультанты, бухгалтеры, аналитики, аудиторы и юристы составляют рабочую группу, осуществляющую сбор и тщательное изучение всех отраслей деятельности компании. По результатам анализа каждого направления составляется промежуточный отчет. По желанию заказчика эти данные сводятся в итоговую отчетность, содержащую максимально полные сведения о всех аспектах функционирования организации.

В рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводятся следующие работы:

  • рассматривается текущая система внутрихозяйственного учета, экономического анализа и контроля,
  • устанавливается законность проведенных финансовых операций,
  • проверяется действительность выдачи или получения денежных средств, выполнения работ, передачи материальных ценностей, совершения сделок,
  • сравниваются данные первичного бухгалтерского учета со сведениями, представленными в отчетности, смете, балансе доходов и расходов,
  • сопоставляются данные одних операций с данными других, связанных с ними хозяйственных процедур,
  • сравниваются имеющиеся у организации записи о выплатах банка, валютных и других счетах с подлинными записями, представленными банком и т.д.

Проверка финансово экономической деятельности организации в России

Проверку финансово хозяйственной деятельности российских предприятий осуществляют особым образом. Связано это с неустойчивой экономической ситуацией в нашей стране, что предполагает определенный риск для инвестирования. Существует ряд аспектов, на которые специалисты обращают особое внимание в ходе анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Статус приватизированных компаний. В связи с разногласиями, возникшими по поводу законности совершения актов приватизации в отношении многих фирм, этот фактор стал объектом тщательного изучения.

Права собственников предприятия и их статус. Необходимо для определения конечного контрагента и подтверждения законности его прав на владение акциями и вкладами.

Статус материальных активов. Изучается, чтобы убедиться в законности проведенных сделок.

Обязательства организации. Анализируются для выявления скрытых обязательств, не отраженных в отчетности (например, по выплате премиальных пособий сотрудникам, опционным договорам).

Оптимизация системы налогообложения. С ее помощью оценивается риск влияния налоговых органов на деятельность организации.

Специфика российских реалий такова, что значительные риски, реальные и потенциальные проблемы финансово-хозяйственной деятельности компании смогут обнаружиться только при проведении тщательной проверки. Поэтому комплексно и всесторонне оценить эффективность, конкурентоспособность и рентабельность предприятия крайне важно для предотвращения серьезных финансовых потерь. Тщательная финансовая проверка позволит выявить риски, а также разработать способы управления возможными кризисными ситуациями.

Заказ услуги

Получить консультацию и заказать услуги Вы можете по телефону:
+7 (495) 778-02-68

Можно также оформить предварительный заказ с сайта:
Для оформления предварительного заказа Вам нужно заполнить приведённую ниже форму (обязательно заполнение всех пунктов). Опишите необходимые услуги и в кратчайшие сроки с Вами свяжутся наши специалисты для уточнения заказа и согласования деталей.

Приложение 3. Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности (налоговой проверки)

к Положению об организации

Акт N___________ проверки финансово-хозяйственной деятельности (налоговой проверки)

>
Журнал регистрации актов проверок
Содержание
Приказ ГТК РФ от 2 апреля 2002 г. N 300 «Об утверждении Положения об организации инспекционной деятельности таможенных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности по методике налогового органа

Проверка финансово-хозяйственной деятельности по методике налогового органа нужна на предприятии – она помогает выявить слабые стороны предприятия, устранить недочеты в ведении бизнеса и привести в порядок документы. Данной проверкой занимаются наши аудиторы. Бизнес сейчас требует анализа не только бухгалтерского учета, но и налогообложения. Юристы ЮМФЦ независимо оценят учет на вашем предприятии – выявит финансовое положение, обязательства фирмы, активы и пассивы.

Аудиторы нашей компании следят за изменениями в законодательстве: знают действующие законы и больше не применяющиеся в том или ином случае; понимают нормативы и основные действующие на предприятии требования, механизмы оптимизации рабочего процесса. Основной работой аудитора является:

  1. изучение всех документов предприятия
  2. анализ экономической стороны документации предприятия
  3. изучение лицензионной, сертифицированной и учредительной документации
  4. изучение документов кадров, обязанностей и полномочий сотрудников, инструкций
  5. экспертная оценка заключенных договоренностей, анализ достоверности бумаг, соответствие их нормативам законов, своевременности
  6. изучение кредитной составляющей баланса
  7. анализ использования ресурсов предприятия

Преимущества аудиторской проверки заключаются в независимости оценки дел организации. Налоговая проверка внештатными специалистами фокусируются на вопросах, касающихся налогов, и проверяют их соответствие действующему налоговому кодексу Российской Федерации.

[1]

Такой способ объективной оценки помогает удостовериться в надежности и эффективности фирмы, сократить расходы фирмы и выявить недочеты в работе для ее улучшения. Так можно добиться расположения инвесторов и их доверия, зарекомендовать себя в государственных инстанциях как проверенную компанию с идеально оформленными документами.

Читайте так же:  Накопительная часть пенсии 1961 года рождения

Узнать о стоимости проверки финансово-хозяйственной деятельности по методике налогового органа можно в разделе «Бухгалтерские услуги» или позвонить по номеру, указанному вверху сайта.

Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности

Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности — документ с таким названием может оформляться после окончания контрольных мероприятий в отношении любого хозяйствующего субъекта. Когда и как он составляется — узнайте из нашего материала.

Когда оформляется отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности

Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности оформляется на заключительном этапе контрольных мероприятий эти мероприятия могут проводиться в рамках бюджетно-финансового контроля в отношении бюджетных учреждений, а также в иных ситуациях (при контроле вышестоящей организации деятельности своих подразделений, при выполнении надзорных функций, по специальным заданиям учредителей и др.).

Документ с таким же названием может появиться и в результате внутренних проверок коммерческих фирм, проводимых для управленческих целей его составление регламентируется отдельными внутрифирменными актами (положением о внутреннем финансовом контроле, положением о ревизионной службе и др.).

В последующих разделах статьи рассмотрим подробнее процесс оформления отчета о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) бюджетных учреждений.

Какие учреждения относятся к бюджетным — см. в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Требования к содержанию отчета

Отчет по результатам проверки ФХД учреждения должен отвечать следующим требованиям:

  • полноты содержать достаточный объем доказательств для адекватного понимания изложенной в отчете информации, а также соответствовать регламентированной структуре отчета;
  • точности приведенные в отчете доказательства должны быть правдивыми, а сделанные на их основе выводы обоснованными;
  • объективности информация в отчете должна быть изложена беспристрастно и убедительно, без излишнего подчеркивания выявленных недостатков (акцент должен быть не на критике, а на рекомендациях по улучшению работы);
  • ясности информация в отчете должна быть изложена в простой понятной форме и логической последовательности, а применяемые специальные технические термины и сокращения — расшифрованы;
  • наглядности текст отчета должен быть сопровожден графиками, схемами, таблицами, фотографиями и другими наглядными средствами отображения информации;
  • лаконичности отчет не должен превышать регламентированных объемов, а также содержать повторений и излишней детализации.

Знакомьтесь с разнообразными требованиями, которые обязан исполнять хозяйствующий субъект, с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Какая информация отражается в отчете

Информация в отчете по результатам проверки ФХД учреждения может группироваться следующим образом:

  • заглавная часть отчета, включающая информацию:
    • о цели проверки (оценка соответствия организации и ведения бухгалтерского учета требованиям действующих нормативно-правовых актов и особенностям деятельности учреждения, проверка правильности составления и анализ исполнения плана ФХД учреждения и др.);
    • об основании для проведения проверки (например, положение о порядке финансового контроля, утвержденное соответствующим органом, план проверок, распоряжение о проведении проверки и иные распорядительные документы);
    • о календарных границах (проверяемый период, срок осуществления проверки);
    • об объекте проверки (наименование учреждения);
    • о составе рабочей группы проверяющих (руководитель проверки и члены группы);
  • доказательно-описательная часть отчета (описание нарушений, обоснование их доказательствами, ссылки на нарушенные требования нормативных документов и др.);
  • заключительная часть отчета (краткое изложение замечаний, выводы и предложения по улучшению работы учреждения, подписи ответственных лиц, адреса представления отчета).

По результатам проверки, отраженным в данном отчете, проводится комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений, применению мер дисциплинарного воздействия к допустившим нарушения лицам и пр.

Отчет о результатах проверки деятельности организации составляется после завершения контрольных мероприятий. Он должен содержать в лаконичной и понятной форме перечень выявленных нарушений, ссылки на нарушенные нормы законодательства, а также выводы и предложения по результатам проверки.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами пре­доставленных контрольных полномочий возможна только в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
Читайте так же:  Декларация по земельному налогу категория земель

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Виды налоговых проверок:

    1. камераль­ные;
    2. выездные.

Основная цель налоговых про­верок:

  • контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.
    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при прове­дении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда . На­званный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников нало­говых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, на­ходящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реа­лизация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причи­ненных такими действиями. Неправомерными действиями со­трудников налоговых органов следует считать поступки, совер­шенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Читайте так же:  Кто раньше уходит на пенсию в россии

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

13 Виды и формы налоговых проверок

Проверка — единичное контрольное действие или исследо­вание состояния на определенном участке деятельности прове­ряемого субъекта. Как правило, проверке подвергаются отдель­ные вопросы финансово-хозяйственной деятельности организа­ций и физических лиц.

Налоговой проверкой признается проверка, предметом ко­торой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, на­логовых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, под­тверждающих правильность исчисления и своевременность уп­латы плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком иных тре­бований налогового законодательства.

Налоговые проверки делят на:

Камеральные налоговые проверки проводятся по месту на­хождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщи­ком и связанных с налогообложени­ем, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа.

В ходе проверки устанавливается:

— правильность исчисления плательщиком налогов;

— обоснованность применения льгот;

— своевремен­ность перечисления удержанных налогов в бюджет.

Налого­вый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и доку­менты, подтверждающие правильность исчисления и своевре­менность уплаты налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение.

В случае установления фактов нарушений налогового зако­нодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки. Порядок вручения актов камеральных прове­рок, их регистрации и учета, вынесения по ним решений и их обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок.

При взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пе­ни за несвоевременное исполнение налогового обязательства не требуется оформления акта камеральной проверки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Выездные налоговые проверки связаны с проверкой финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика либо в помещении инспекции МНС путем:

— изучения полноты и правильности отра­жения в бухгалтерском учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влия­ние на суммы налогов;

— последующего сравнения фактичес­ких размеров сумм налогов, определенных в ходе проверки, с отраженными плательщиком в нало­говых декларациях (расчетах).

Выездные налоговые проверки могут быть

При проведении комплексной выездной налоговой провер­ки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, за период:

— с даты государственной регистрации плательщика;

— с даты, установленной законодательством для представле­ния налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, уста­новленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки.

В ходе проведения тематической выездной налоговой про­верки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов.

Встречная выездная налоговая проверка проводится в це­лях установления фактического отражения в бухгалтерском учете проверяемого плательщика хо­зяйственных операций, осуществлявшихся с другими платель­щиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Проведение встречных выездных налоговых проверок осу­ществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у про­веряемого плательщика (иного обязанного лица) записей, доку­ментов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у дру­гих плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Рейдовая проверка является одним из методов осуществле­ния контроля налоговых органов за плательщиками в части хозяйственной деятельности.

Целями рейдовой проверки являются:

— контроль над соблю­дением налогового законодательства, а также требований к ве­дению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финан­сово-хозяйственных операций;

— установление фактов незарегист­рированной предпринимательской деятельности либо деятель­ности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия);

— сбор оперативной информации;

— проверка заявле­ний и жалоб организаций и физических лиц.

Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку

Автор: Н. В. Фирфарова
Журнал «Налоговая проверка» №3/2017

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

НК РФ О ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Читайте так же:  Дополнительные выплаты к пенсии ветеранам труда

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03-02-08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

ОТБОР КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ.

Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03-02-07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН САМОАНАЛИЗ?

Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-02-07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными.

К сведению
Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (см. Письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Концепцией же определен алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают инспекции (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

КАК ПРОВОДИТСЯ ОТБОР НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ?

Выбор объектов для проведения выездных проверок построен на тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. На этапе планирования анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Анализ информации.

Анализируется вся информация, поступающая в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта.

При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует:

  • суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений;
  • суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления;
  • показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов;
  • сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними;
  • факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Основания для включения в план проверок.

Приоритетными для включения в план выездных проверок являются хозяйствующие субъекты, в случае если:

  • у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;
  • результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКОВ.

[2]

Концепцией определены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков. Они также используются фискалами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. В ходе анализа налоговики выявляют наиболее вероятные «зоны риска» и, как следствие, реагируют на возможное совершение налоговых правонарушений путем организации необходимых мероприятий налогового контроля (в том числе и выездной налоговой проверки).

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект:

ЧИНОВНИКИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВЫСОКИМ НАЛОГОВЫМ РИСКОМ.

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском также ставит налогоплательщика в число приоритетных для включения в план выездных проверок. Минфин в Письме от 13.12.2016 № 03-02-07/1/47372 указал: при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков, в частности, обратить внимание на отсутствие:

  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.
Читайте так же:  Коллега выходит на пенсию поздравления

Ведомство подчеркнуло, что наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. И в связи с этим напомнило, что на сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (см. также Письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03-01-11/53156).

Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

[3]

ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И КАК ЕЕ РАССЧИТАТЬ?

Критерий «налоговая нагрузка», как было отмечено, применяется инспекцией для отбора налогоплательщиков, в отношении которых может быть запланировано проведение выездной проверки.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата[3] (Информация ФНС России[4]):

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected]).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание
Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый налог на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 % Теги: Налоговая проверка

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.

  2. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.

  3. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.
  4. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  5. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
Налоговая проверка проверка финансово хозяйственной деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here