Налоги в системе доходов государства

Полезная информация на тему: "Налоги в системе доходов государства" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

[3]

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДА ГОСУДАРСТВА

Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансово-экономическим фундаментом института государства, который состоит в изъятии части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). [1].

Читайте так же:  Нужно ли перевести накопительную часть пенсии

Существует несколько признаков налогов. К ним относятся:

1) Императивность. Данный признак означает, что государство обязывает граждан платить налоги.

2. Смена собственника. Это означает, что доля частной собственности становится государственной или муниципальной.

3. Безвозвратность, то есть денежная сумма, которую заплатил налогоплательщик не может быть ему возвращена.

4. Безвозмездность, означает, что уплата налогов не дает право плательщику на какие-либо преимущества.

5. Оплачиваются в форме денег. Это значит, что можно платить только деньгами, то есть не разрешается уплачивать в натуральной форме.

6. Имеет публичный характер. Налоги распространяются на всех совершеннолетних жителей.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

— операции по реализации товаров (работ, услуг);

— стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

— доход (в виде процентов и дивидендов);

— иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику. [3].

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. [2].

Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. [3].

Налоги представляют для государства основной бюджет. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Когда мы имеем в виду прямой налог, то считает, что он главным образом принадлежит государству. В старые времена примером такого налога могла служить подушная подать, то есть это такой налог, который должен был изыматься с любой «живой души». Данные налоги существуют и сейчас, только в данный момент они имеют другое название. Они называются сейчас подоходным налогом и его должны платить все граждане страны.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству. Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья. [4].

Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образования, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повышается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике. [1].

Таким образом, как было уже выше сказано, налоги для государства являются наиболее важным доходом. Без налогов государство бы не смогло нормально функционировать, то есть выплачивать заработную плату человечеству, строить новые здания, на развитие экономики и многое другое.

ЛЕКЦИЯ 7. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ

Вопрос 1. Сущность налогов

Для надлежащего обеспечения функций государственной власти необходимы соответствующие денежные средства, которые аккумулируются в форме государственного бюджета.

Вопрос 2. Элементы налога

Обязанность налогоплательщика об уплате налога предусматривает обязательное наличие всех предусмотренных налоговым законодательством элементов.

Вопрос 3. Классификация налогов

Вопрос 4. Налоговая система РФ

Вопрос 5. Основные функции налогов

Налоговые доходы государства

Вернуться назад на Налоговый доход

Налоговые доходы государства – это предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов.

Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. На исключительное значение налогов для государства указывал К. Маркс: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Если первоначально роль налоговых доходов в общем объеме финансирования государственных нужд была минимальной, то дальнейшее развитие государственных институтов уже происходило все с большим, а затем подавляющим участием денег налогоплательщиков. За последние два столетия налоговые доходы постепенно превратились в главную финансовую основу любого индустриального государства. Сегодня в демократических государствах с экономикой рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоги и неналоговые доходы — два определяющих источника процветания любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди и населения (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии — 80%, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям.

В литературе постоянно отмечается, что если в СССР «налоговый механизм… объективно отсутствовал», то в Российской Федерации налоговые доходы составляют более 80% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов нет бюджета.

Читайте так же:  Номер закона о пенсионном возрасте

Основная задача по мобилизации доходов в бюджетную систему — повышение эффективности налогового администрирования при одновременном снижении налогового бремени.

Следует заметить, что взимание налогов — исключительная прерогатива государства, и никакое общественное объединение или частное лицо не вправе заниматься этим, кроме специально уполномоченных государственных служащих. Каждая страна мира имеет свою особую налоговую систему.

Их особенности обусловливаются спецификой развития данного региона, уровнем гражданского сознания населения, степени влияния государства в данном обществе. Но цель их одна — обеспечить деятельность государственного механизма управления и принуждения.

Государство как получатель налогов устанавливает правила их исчисления и уплаты налогоплательщиками. Закон определяет плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги являются мощным орудием в руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве.

Налоговая система Российской Федерации
Налоговое обязательство
Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
Налоговое право
Налоговые и неналоговые доходы бюджета
Налоговые платежи предприятий

Налоговая система государства, налоги и их виды (стр. 1 из 7)

по высшему образованию

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по экономической теории на тему:

Налоговая система государства, налоги и их виды

II курса дневного отделения

ОЭФ группы 9206

Паршенцев Артем Александрович.

2. Понятие налоговой системы.

2.1. Общие понятия.

2.1.1. Сущность и принципы налогообложения.

2.1.2. Элементы налога.

2.1.3. Способы взимания.

2.1.4. Виды налоговой системы.

2.1.5. Функции налога.

2.1.6. Виды налога.

2.1.7. Стабильность и подвижность налогов.

2.2. Система налогообложения в России.

2.2.1. Классификация налогов в российской экономике.

2.2.2. Основные налоги в России.

2.2.3. Особенности налогообложения в России.

Право облагать налогом. — это не только право уничтожать, но и право созидать.

Верховный суд США

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого­вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши­рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной под­чиненности, форм собственности и организационно-правовой формы пред­приятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимате­лей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, вклю­чая привлече­ние иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль пред­приятия. С помощью налогов государство получает в свое распо­ряжение ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет на­логов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые из­меняют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управле­ния к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора ры­ночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хо­зяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в раз­витии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предме­том дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сей­час существует масса всевозможной литературы по налогообло­жению в запад­ных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налого­вая система России создается практически заново, сегодня очень мало моно­графий отечественных авторов по налогообло­жению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским усло­виям.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о нало­говой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добав­ленную стоимость» и другие.

2. Понятие налоговой системы.

2.1. Общие понятия.

Сущность и принципы налогообложения

Прежде всего остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания. публичной власти. » (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак,налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Читайте так же:  Во сколько хирурги уходят на пенсию

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша­лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:

«1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства».

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

31. Налоги как основной источник доходов бюджета

31. Налоги как основной источник доходов бюджета.

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги — обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

объект налогообложения юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога;

налоговая база — сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах;

налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.

В соответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов с другой стороны.

Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.

Читайте так же:  Самая большая пенсия в россии по старости

Таблица 1. Классификация налогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Налоги в системе государственного регулирования экономики страны

Тема 2. Налоги в системе государственного регулирования экономики страны

1. Сущность механизма налогового регулирования экономики.

2. Налоговая политика государства.

3. Становление и развитие налоговой системы РБ.

4. Современная налоговая система и принципы её построения.

1.Сущность механизма налогового регулирования экономики

Налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

К элементам налогового механизма относятся:

1. Налоговые методы, представляющие собой способы воздействия налоговых отношений на экономические процессы, действие которых проявляется в образовании и использовании денежных фондов (методы взимания налогов: кадастровый, декларационный, административный; методы уплаты налогов: наличный платёж, безналичный платёж и платеж гербовыми марками).

2. Налоговые рычаги – совокупность налоговых показателей, через которые налоговая система оказывает влияние на экономику (налоговые ставки, налоговые льготы, налогооблагаемые базы, налоговые периоды, налоговые кредиты и отсрочки).

3. Правовое налоговое законодательство (налоговый кодекс, законы РБ, Директивы, Декреты и Указы Президента, постановления Правительства РБ и Министерства по налогам и сборам).

4. Нормативное налоговое обеспечение включает инструкции, нормы и нормативы методические указания МНС РБ, учетную политику субъектов хозяйствования.

5. Информационное обеспечение, аккумулирующее разнородную информацию налогового характера.

6. Планирование – деятельность по разработке плановых заданий и налоговых показателей по поступлениям в бюджет с учетом реальных экономических условий.

7. Организация – построение структур управления и разработка их взаимосвязей для достижения поставленных целей.

8. Стимулирование – побуждение работников к заинтересованности в результатах своего труда.

9. Налоговый контроль – комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений в области налогообложения.

2.Налоговая политика государства.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а так же развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. В любом обществе главным субъектом политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой определения сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования государственных финансовых ресурсов.

Содержание налоговой политики многогранно и включает в себя:

*выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

*определение основных направлений и принципов налогообложения;

*разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д..

Для управления процессом налоговых отношений государство использует различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты и формы. Способы организации налоговых отношений государства оформляются в законах, Указах Президента и других нормативных актах.

Целями налоговой политики являются:

1. Фискальная – выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами.

2. Экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение.

3. Социальная – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения ВВП.

4. Экологическая – охрана окружающей среды за счет введения экологических налогов и штрафных санкций.

5. Контрольная – используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы.

В мировой практике известны следующие виды налоговой политики:

1. Политика максимизации налогов. Однако, существует вероятность того, что повышение налогов ведёт к снижению мотивации деятельности производителей, и не будет сопровождаться приростом государственных доходов;

2. Политика оптимальных налогов – способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.

Американский экономист А. Лаффер доказал, что результатом снижения налогов является экономических подъем и рост доходов государства. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличивается.

А.Вагнер сформулировал закон возрастания государственных расходов, что обуславливает адекватное увеличение взимаемых налогов. Поэтому оптимизацию необходимо осуществлять с учетом этих двух теорий.

3. Налоговая политика предусматривающая высокий уровень налогообложения, но при значительной государственной социальной защите.

[2]

Важным направлением реализации налоговой политики является налоговое планирование. Налоговое планирование представляет собой выбор предприятием наиболее научного варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на снижение удельного веса в цене продукции, возникающих при этом налоговых обязательств.

Налоговое планирование базируется на следующих принципах:

1. Принцип законности – неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при определении налоговых обязательств предприятия. Налоговое планирование, в данном случае, исключает применение любых форм уклонения от налогов.

2. Принцип оперативности – разработанная на предприятии налоговая политика не может быть неизменной и должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в налоговом законодательстве.

3. Принцип оптимальности – заключается в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должно причинять ущерб стратегическим целям предприятия.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на:

1. Налоговую стратегию, которая предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Можно выделить следующие стратегические направления:

построение стабильной налоговой системы;

снижение налоговой нагрузки товаропроизводителей.

2. Налоговую тактику, которая предусматривает решение задач конкретного (более короткого) периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Читайте так же:  Какой процент идет на пенсионную карту сбербанка

3. Становление и развитие налоговой системы Республики Беларусь.

Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов (пошлин), установленных на его территории с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а так же совокупность принципов, форм и методов из взимания, реализуемых с участием налоговых органов.

Налоговая система РБ была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народно-хозяйственный комплекс СССР.

В 2004 г. вступила в силу общая часть Налогового кодекса РБ, которая включает общие положения налогообложения, налоговые обязательства, налоговый учет и налоговый контроль, а также права и обязанности налоговых и таможенных органов страны.

В 2010 г. принята особенная часть налогового кодекса НК РБ, которая составляет методологическую основу налоговой системы страны.

Налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике. С изменением форм государственного устройства, меняется и налоговая система. В зависимости от степени разделения власти внутри государства, существуют двух и трехзвенные налоговые системы.

В Италии, Франции, Польше, Японии, Англии, Республике Беларусь и др. действует двухзвенная налоговая система, в соответствии с которой налоги делятся на:

[1]

В РФ, Германии, США, Канаде, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Австралии и других странах действует трехзвенная налоговая система, налоги дифференцируются на государственном, региональном и местном уровнях.

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

Ø порядок установления и ввода в действие налогов,

Ø виды налогов или система налогов,

Ø классификация налогов,

Ø порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы,

Ø налоговые органы,

Ø права и обязанности налогоплательщиков, ответственность участников налоговых отношений,

Ø защита прав и интересов налогоплательщиков,

Ø права и обязанности налоговых органов,

Ø налоговое законодательство.

В налогообложении действуют три метода взимания налогов, исходя из учета и оценки объекта налога:

1. кадастровый метод предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типовых сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов, которые используются при исчислении соответствующего налога);

2. декларационный метод предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговый орган официального заявления – декларации о величине объекта обложения, данных о его доходах и расходах, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога;

3. административный метод предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и другие.

В налогообложении применяются следующие методы уплаты налогов:

ü наличный платёж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;

ü безналичный платеж, путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;

ü платеж гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ, после чего документ имеет законную силу.

4. Современная налоговая система и принципы ее построения.

С развитием национальных экономик меняются их системы налогообложения. Дальнейшее совершенствование системы налогообложения на современном этапе идет по пути изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов, уточнения субъектов налогообложения. Современный этап развития стран с социально-ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития. Однако в целом идет процесс сближения налоговых систем государств в соответствие с требованиями МСФО.

К принципам построения налоговой системы относятся:

1 – принцип единства налоговой системы, предполагающий выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соотношение к требованиям широко применяемым в зарубежных странах;

2 ‑ принцип стабильности налоговой системы характеризуется длительным постоянством состава налогов, условий их сбора и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы;

3 – принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам, независимо от источника дохода;

4 – однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;

5 ‑ принцип эффективности налогообложения, реализация которого состоит в соблюдении следующих требований:

* налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

* налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

* налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;

* административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными;

6 – принцип оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов;

7 – принципы налогообложения, которые включают классические принципы (равномерности, определенности, удобства, экономности, эффективности) разработанные Д. Рикардо, А. Смитом, А. Вагнером и внутринациональные принципы, на основе которых создаются налоговые концепции и условия действия налогового механизма применительно к данному государству.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.

Источники


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

  3. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
  4. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
  5. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Налоги в системе доходов государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here