Налоги принципы и формы налогообложения

Полезная информация на тему: "Налоги принципы и формы налогообложения" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Сущность налогов, их функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход гос-ва юридические и физические лица. Доходы от налогов поступают как в местные бюджеты так и в гос бюджет.

1.подданые гос-ва должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой гос-ва.

2.налог должен быть четко опрделен(срок уплаты, способ и сумма платежа).

3.каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, каким удобно налогоплательщику.

4.каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству гос-ва.

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения (указанных выше) к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

1.фискальная – она состоит в формировании доходов гос-ва, которые нужны ему для содержания гос аппарата, армии, развития науки и т.д.

2.перераспределительная – заключается в перераспределении доходов от богатых к бедным, из одних отраслей в другие и т.д.

3.экономическая-состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство и соц-экон процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть стимулирующую, ограничительную, контролирующую роль.

подоходный н-г на физ лиц, на прибыль, на добавленную ст-ть, акцизы, н-г на пользование природными ресурсами, н-г на недвижимость, н-г на экспорт и импорт, земельный н-г,н-г на топливо, транзитный, гос пошлина и сборы и др. 1.подоходный н-г, 2.НДС, 3.акцизы

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Налоговые системы

Сущность и виды налоговых систем

Налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики. Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.

Задачи налоговой системы — обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ. [8, c.52]

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

• Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;

• Минимизация расходов по взиманию налогов.

Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов. [9, c. 73]

Основные принципы налогообложения

Построение той или иной налоговой системы должно удовлетворять целому комплексу взаимосвязанных критериев или принципов налогообложения, соответствующих ее желательным характеристикам. Одним из первых в экономической теории такие критерии сформулировал А.Смит в своих “максимах”. Современная система таких критериев включает обычно следующие пять основных принципов налогообложения:

• минимизация административных издержек;

Принцип справедливости в налогообложении означает относительное равенство обязательств различных налогоплательщиков. Можно выделить два основных принципа равенства в налогообложении — принципы горизонтального и вертикального равенства. Принцип горизонтального равенства заключается в равенстве налоговых обязательств для всех налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении. Он применяется по отношению к одинаковым экономическим субъектам и соответствует требованию отсутствия какой-либо дискриминации в налогообложении. Принцип вертикального равенства означает соответствие дифференциации налоговых обязательств различиям в положении налогоплательщиков. Он применяется по отношению к экономическим субъектам, находящимся в различном положении.

Само определение различий в положении налогоплательщиков представляет собой особую проблему. Наиболее общим и распространенным является их различие по уровню дохода или богатства. Тогда принцип вертикального равенства выражается в прогрессивности налогообложения. Обычно различают прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение в зависимости от того, какую часть своего дохода налогоплательщики выплачивают в форме налогов, другими словами, какова эффективная налоговая ставка (отношение суммы выплачиваемых налогов к сумме дохода). Если она одинакова для всех уровней дохода, то налог является пропорциональным, если она выше для богатых по сравнению с бедными — прогрессивным, в обратной ситуации — регрессивным.

Прогрессивность налогообложения означает, что более богатые налогоплательщики выплачивают большие налоги по сравнению с бедными. Это обеспечивается за счет двух основных способов: во-первых, роста предельных налоговых ставок по мере роста дохода или богатства, во-вторых, предоставления вычетов, льгот и скидок.


Определенный уровень прогрессивности налогообложения предпочтителен по двум основным причинам: социальной справедливости и фискальных возможностей. Экономическим основанием применения повышенных налоговых платежей для более богатых налогоплательщиков служит разная предельная полезность одной и той же суммы денег в семьях с разными доходами. Тогда рост прогрессивности налогообложения экономически обоснован до тех пор, пока не выравниваются предельные полезности одних и тех же денежных сумм для разных налогоплательщиков. Однако излишний рост прогрессивности приводит к прямо противоположным результатам по обеим причинам. Он становится неоправданным по соображениям справедливости, поскольку слишком значительный рост эффективной налоговой ставки может привести к более высокой предельной полезности денежных сумм уже для богатых. Одновременно подрываются возможности пополнения бюджета за счет налоговых поступлений. Указанная взаимосвязь фискальных возможностей и прогрессивности налогообложения была проанализирована американским экономистом, выдающимся представителем теории “экономики предложения” А.Лаффером

Читайте так же:  Расчет налога на имущество уплата авансовых

Кривая Лаффера демонстрирует зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки. Она показывает, что увеличение налоговой ставки сначала обеспечивает рост, а затем снижение общего объема налоговых платежей. Таким образом, можно определить оптимальный уровень налоговой ставки t*, обеспечивающей максимизацию поступлений налогов в бюджеты всех уровней.

Возможности перемещения налогов определяют две важнейшие разновидности налогов — прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на физических и юридических лиц, их доход и имущество. Для таких налогов возможности переложения на других крайне ограничены. Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги и оплачиваются косвенно, как правило, в цене товара. Особую группу составляют взносы в фонды социального страхования. В различных ситуациях их можно отнести как к прямым, так и косвенным налогам. В современных условиях они являются косвенными.

В середине 80-х годов в большинстве стран мира были проведены крупномасштабные налоговые реформы как ответ на общие структурные, политические и интеллектуальные изменения. В этот период подверглась резкой критике предыдущая налоговая система кейнсианского типа, характерными чертами которой было преобладание принципов вертикального равенства и прогрессивности налогообложения по сравнению с принципами экономической эффективности и нейтральности в сочетании со сложностью и запутанностью системы налогообложения (в ущерб принципам низких административных издержек, простоты, прозрачности, контролируемости). В результате реформ к началу 90-х годов в большинстве зарубежных стран сложилась новая налоговая система консервативно-либерального типа, ориентирующаяся на принцип нейтральности налогообложения. Можно выделить следующие основные направления изменений в налоговой политике:

• упрощение налоговых систем;

• снижение прогрессивности налогообложения как за счет снижения предельных налоговых ставок, так и за счет отмены целого ряда исключений, льгот и скидок;

• одновременное расширение налогооблагаемой базы;

• изменение структуры налоговых поступлений, прежде всего за счет роста удельного веса взносов в фонды социального страхования, а также налога на добавленную стоимость.

Налог. Виды налогов. Налоговая система. Принципы налогообложения

Налог – обязательный платёж, сбор, взимаемый государством или местным органом власти с граждан (физических лиц) или предприятий (юридических лиц) на основе специального законодательства.

Налоги – основной источник дохода бюджетной системы

Налоговая база представляет собой физическую или ценовую характеристику объекта налогообложения. Она необходима для исчисления налога или платежа.

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством

Под налоговой системой понимается построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

[1]

Современные принципы налогообложения получились таковы:

1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов

2.Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Читайте так же:  Если подали в розыск за алименты

5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках.

Это положение можно проиллюстрировать графически.

Х – уровень налоговой ставки в процентах; У – среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет; Х0 – оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума – У0.

Действительно, равенство бюджетных поступлений (У1 = У2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (Х2 значительно больше Х1).

Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И, наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшатся, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.

Следуя этому, многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги – унифицированными, стабильными, легкими и гибкими.

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

1) По принадлежности к уровню управления:

а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ. лиц, земельный). Оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

2) По налогоплательщикам:

а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

3) По степени переложения:

а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

4) По объекту налогообложения:

а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

б) налоги с доходов (НДФЛ),

в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

Налоги. Принципы и формы налогообложения

Налоги — это установленные высшим органом законодательной власти обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законодательством.

Принципы налогообложения в Украине

Правовой основой налоговой системы служат Законы Украины «О системе налогообложения» и «О государственной налоговой службе в Украине», Перечень налогов, сборов и обязательных платежей определен Законом Украины «О системе налогообложения».

В Законе Украины «О системе налогообложения» предусмотрено, что при определении налогов, сборов и обязательных платежей, а также установлении обязанностей и ответственности плательщик эта система строится на следующих принципах.

— стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности — введение льгот относительно налогообложения прибыли (дохода), направленного на развитие производства;

— Обязательность — введение норм по уплате налогов и сборов

(Обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

Обязательность исполнения законодательства о налогах всеми субъектами налогообложения, что означает равную загруженность для предприятий всех форм собственности в формировании общегосударственного и местных бюджетов. В рамках целостности экономической системы все хозяйственные субъекты и граждане должны находиться в примерно одинаковых налоговых условиях. Как свидетельствует мировой опыт, отступление от этого принципа означало бы разрушение единого рынка, нарушение нормального перемещения финансовых и трудовых ресурсов.

Читайте так же:  Как выбить долг по алиментам с должника

— Равнозначность и пропорциональность — взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной части от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) наравне прибыли и пропорционально больших налогов и сборов (обязательных платежей) — на большие доходы;

— Равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации

— Обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования

(Юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);

— Социальная справедливость — обеспечение социальной помощи малообеспеченным слоям населения путем внедрения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцировки и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие и сверхвысокие доходы. Справедливость в отношении всех субъектов налогообложения в вопросах об источнике уплаты налогов, о трудоемкости получения доходов (прибыли), и в том числе — о предоставлении определенных льгот.

— Стабильность — обеспечение неизменности налогов и сборов

(Обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года. Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении нормативных ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом, и в каждом регионе отдельно, обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности и т. д. В целях стабилизации налоговых отношений установлено, что закон, предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных платежей, обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда он улучшает положение лица или снимает с него ответственность). Никто не может нести ответственность за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением.

— Экономическая обоснованность — установление налогов и сборов

(Обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

— Равномерность уплаты — установление сроков уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

— Компетенция — установление и отмена налогов и сборов

(Обязательных платежей), а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховной

Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;

— Единый подход — обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора

(Обязательного платежа), объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора

[3]

(Обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

— Доступность — обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей).

Формы налогообложения в Украине

Налоги являются экономической базой функционирования государства и важнейшей финансовой формой регулирования рыночных отношений. Налоги — главный доход государственной казны. В мире они составляют от 80% до 97% доходной части государственного бюджета. Все, что связано с потреблением государства, заложено в налогах. Налоги — это плата обществу за выполнение государством его функций, это отчисление части стоимости валового национального продукта на общественные потребности, без удовлетворения которых современное общество существовать не может. Налоги устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства — управления, обороны, социальных и экономических функций.

Налоговая система большинства стран мира, в том числе и Украина, строится на сочетании прямых и косвенных (не прямых) налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, второй включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.

При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну, при косвенном — субъектом этих отношений становится продавец товара или услуг, который выступает посредником между государством и плательщиком

(Потребителем товара или услуг). Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов — фискальную и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий и граждан, и потребляемые в процессе производства разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика и они прямо зависит от объекта налогообложения Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.

Прямые налоги включают в себя налог на прибыль предприятий, налог на недвижимость, плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на доходы физических лиц.

Другие обязательных общегосударственных налогов и платежей относятся: сбор за геологоразведочные работы, сбор за специальное использование природных ресурсов, государственная пошлина, местные налоги и сборы, сбор за загрязнение окружающей природной среды, рентные платежи.

К обязательных платежей в государственные целевые фонды относятся: сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, сбор на обязательное социальное страхование, сбор в Фонд для проведения мероприятий ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, сбор в Государственный инновационный фонд.

Косвенные налоги Украины включают в себя налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и пошлину.

В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население — бессмысленно, потому что струйным есть все налоги. Речь может идти только об одном: насколько они затрагивают интересы различных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.

Читайте так же:  Изменение выхода на пенсию мвд

Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как показывает зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если потратит средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

Косвенные налоги при умелом их использовании — эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного или почти полного поступления, так как товары народного потребления пользуются постоянным спросом.

Кроме того, в результате более или менее равномерного потребления, косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов местных бюджетов.

Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство.

Используя все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем реализации, а следовательно и поступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги играют стимулирующую роль. Государство с помощью косвенных налогов может регулировать процесс потребления.

Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Украине, является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС), является разновидностью универсальных акцизов. В мировой практике он превратился в основной налог непрямого действия и заменил во многих странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота связано возникновение своеобразного кумулятивного эффекта, заключается в том, что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на предыдущих этапах движения товара. НДС не имеет этого недостатка, но оказывает значительное влияние на общий уровень цен, поскольку он включается в состав цены всех товаров и услуг и является регрессионный по отношению к малообеспеченным слоям населения.

Налоговая система Украины

[2]

Налоговую систему Украины можно представить в виде трех основных подсистем:

• подсистема налогообложения юридических лиц

• подсистема налогообложения физических лиц

• сборы в государственные целевые фонды

Все эти подсистемы находятся в тесной взаимосвязи между собой, их составляют одни структурные элементы: прямые налоги, косвенные налоги, а также другие налоги и сборы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

Сущность налогов и принципы налогообложения.

Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

В Налоговом кодексе РФ содержатся определения налога и сбора (ст. 8).

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Как следует из вышеприведенных определений, важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

Экономическая сущность налогов и сборов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции:

1) фискальную (от лат. слова fiscus — государственная казна) — являются основным источником формирования государственных финансовых ресурсов — бюджетов и внебюджетных фондов;

2) экономическую (регулирующую) — позволяют стимулировать или иным образом воздействовать на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных параметров воспроизводства.

Соотношение названных функций при взимании налогов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества.

Налоговая система определяется не только совокупностью налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговая система — это порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами различных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых отношений.

Принципы построения налоговой системы:

— сочетание прямых и косвенных налогов;

— равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

— использование системы налоговых льгот;

— стремление к стабильности условий налогообложения;

Принципы и формы налогообложения

На протяжении всей истории человечества ни одно государства не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современныепринципы налогообложения состоят в следующем: 1 ) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства (принцип уплаты по возможностям, или принцип платежеспособности);

Читайте так же:  Порядок выплаты алиментов по исполнительному листу

2) налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (принцип дешевизны обложения):

3) налог, который обязан уплачивать отдельный субъект, должен быть точно определен:

4) обязательность уплаты налога: система санкций и штрафов должна делать невыгодным уклонение от уплаты налога;

5) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его, чтобы затраты налогоплательщика, связанные со всей процедурой выплаты налога, были минимально возможными (принцип дешевизны уплаты налога);

6) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (принцип ограничения бремени налога).

7) объект налога должен иметь защиту от двойного обложения:

8) схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика;

9) налогообложение нельзя делать помехой ни для «внутренней’ рациональной организации производства, ни для его «внешней» рациональной ориентации на структуру запросов потребителей:

10) процесс получения налогов надлежит организовать так, чтобы он в наибольшей степени способствовал (через накапливаемые финансовые ресурсы) реализации политики конъюнктуры и занятости.

11) налогообложение призвано влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости;

12) при определении «налоговой платежеспособности» частных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.

13) важно добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель, система налогов должна быть гибкой и адаптироваться к изменяющимся потребностям общества. Классификацию налогов можно провести по нескольким основаниям. В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются государственные (центральные) и местные налоги. По использованию — общие и специфические. Общие налоги — налоги, используемые на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов.Специфические налоги — налоги, имеющие целевое назначение (отчисления в пенсионный фонд, дорожные фонды, на социальное страхование).

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических и с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах, что графически отражается в спрямлении кривой Лоренца, большем приближении ее к прямой

линии под углом 45°, соответствующей равномерному распределению доходов между отдельными гражданами и группами населения.

Механизм налогообложения включает, помимо установления основных элементов налога, разработку гибкой системы различных ставок и льгот. Различаются минимальные, максимальные и средние налоговые ставки, они характерны для прогрессивной шкалы налогообложения, например подоходного налога: при увеличении суммы облагаемого налогом дохода увеличивается процент налоговой ставки; при регрессивном налоге имеет место обратный процесс.

Законодательными актами определяется также перечень налоговых льгот. Среди них распространены: установление необлагаемого минимума объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР); освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны); понижение налоговых ставок; вычеты из налоговой базы (налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу); предоставление налоговых кредитов (отсрочек взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину). ‘

Эти льготы выступают важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику. В США насчитывается более 100 налоговых льгот, в Великобритании — около 80.

Манипулирование ставками налогов и налоговыми льготами — обязательный элемент налоговой политики развитых стран. Налоги не только обеспечивают государственные органы финансовыми ресурсами, но и являются важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании. Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате заметно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и суммы уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, поощрению структурных изменений в экономике, развитию наукоемких отраслей.

Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования ‘ конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с селективными мерами налогового регулирования государство широко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия на хозяйственную конъюнктуру в целом. Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает более благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса как на потребительские, так и инвестиционные товары. Примером может служить крупное сокращение налогов в США в начале 80-х гг. (рейганомика).

Источники


  1. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.

  2. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.

  3. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  4. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
Налоги принципы и формы налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here