Налог на доходы иностранного государства

Полезная информация на тему: "Налог на доходы иностранного государства" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Займы от иностранных компаний: налог у источника

Российские организации нередко получают займы от иностранных, в том числе аффилированных компаний, что является одним из наиболее распространенных способов внутригруппового финансирования. В этой связи возникает проблема налогообложения процентов по займу, выплачиваемых в адрес иностранной компании.

Налог у источника согласно НК РФ

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы, получаемые иностранными компаниями по долговым обязательствам российских организаций, подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной компании (пункт 4 статьи 286 НК РФ).

Ставка такого налога составляет 20%. Именно по такой ставке российский налоговый агент должен будет удержать налог с выплачиваемых иностранной компании процентов, если такая компания является, например, резидентом офшорной зоны или любой другой страны, с которой у России отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения.

Налог у источника согласно международным соглашениям

Исключение составляют случаи применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Россией и иностранными государствами (далее – СИДН). В этом случае порядок обложения налогом сумм дохода иностранной компании определяется международным соглашением. В настоящее время Россией подписаны СИДН с 82 государствами.

Например, в соответствии со статьей 11 СИДН между Россией и Кипром 1998 г. (в редакции Протокола 2010 г.), если российская компания уплачивает проценты по займу в адрес кипрской компании, то эти проценты подлежат налогообложению только на Кипре (и наоборот).

Указанный принцип (налогообложение процентов только по месту их получения, означающее освобождение от налога, удерживаемого у источника выплаты) реализован в большинстве (но не во всех) СИДН.

Например, согласно статье 11 СИДН между Россией и Латвией 2010 г., проценты, возникающие в России и выплачиваемые резиденту Латвии, могут облагаться как в Латвии, так и в России (у источника выплаты). Однако, в России налог у источника не может превышать

a) 5% от общей суммы процентов по кредитам любого типа, предоставленным банком или другим финансовым учреждением одного Договаривающегося Государства банку или иному финансовому учреждению другого Договаривающегося Государства;

b) 10% от общей суммы процентов во всех остальных случаях.

Таким образом, иностранные компании, являющиеся резидентами государств, имеющих с Россией действующие СИДН, при получении процентного дохода от российских заёмщиков несут меньшие налоговые потери по сравнению с компаниями из стран, не имеющих такого соглашения с Россией.

Ограничения применения СИДН при выплате процентов

Российская организация, выплачивающая иностранной организации процентный доход, может правомерно применять освобождения или пониженные ставки налога на основании СИДН, если иностранная компания – получатель процентов имеет на данный доход «фактическое право» (то есть выступает бенефициарным собственником такого дохода).

Для случаев, когда указанная иностранная организация выступает в отношении полученного ею дохода лишь «посредником» и выплачивает эти доходы иному лицу (например, компании из страны, не имеющей СИДН с Россией), российская организация не вправе применять льготные положения СИДН, а должна применить специальные правила, предусмотренные статьями 7 и 312 НК РФ.

Такая ситуация может иметь место при так называемых «зеркальных» займах, когда офшорная компания (без СИДН) получает от другой иностранной компании (с СИДН) процентных доход, полученный последней от третьей страны (источника выплаты). Наличие промежуточной компании между источником и конечным получателем может иметь целью выплату средств в безналоговую зону без удержания налога у источника (или удержания его по пониженным ставкам).

Правовой механизм, ограничивающий применение СИДН в подобных ситуациях был введен в НК РФ с 2015 года, одновременно с нормами о контролируемых иностранных компаниях, и также является одним из инструментов деофшоризации.

Налогообложение доходов, получаемых из-за рубежа

Возможна ситуация, когда физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, заключает договор с иностранной организацией, не имеющей представительства в России, на оказание услуг на территории Российской Федерации. За оказание услуг иностранная организация ежемесячно будет перечислять вознаграждение в иностранной валюте на счет физического лица в российском банке. Рассмотрим порядок налогообложения полученных доходов.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением операций, в отношении которых специальные требования установлены Законом N 173-ФЗ. Получение физическим лицом денежных средств в иностранной валюте на его счет в российском банке за оказанные услуги осуществляется без ограничений.

ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организация — это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо, не имеющее на территории России своего представительства, зарегистрированного в установленном порядке, не является организацией и соответственно не является плательщиком ЕСН. Кроме того, оно не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются индивидуальные предприниматели и адвокаты. Физические лица, получатели доходов, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя или адвоката, не являются плательщиками ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налог на доходы физических лиц

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Таким образом, доходы указанного физического лица, полученные от осуществления работы по договору возмездного оказания услуг, рассматриваются как один из видов доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг по договору гражданско-правового характера, и с точки зрения налогового законодательства для физического лица в данной ситуации не требуется получения статуса предпринимателя (Письмо УМНС по г. Москве от 26.03.2003 N 28-11/17083).

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство. В частности, согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Читайте так же:  Субсидия при рождении ребенка ржд

Следовательно, в данном случае право выбора осуществления деятельности по договору гражданско-правового характера или в качестве индивидуального предпринимателя остается за налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников, находящихся за пределами Российской Федерации.

Налогообложение дохода, полученного физическим лицом, в данном случае на основании договора гражданско-правового характера от источника, находящегося за пределами Российской Федерации, подлежит налогообложению по ставке 13% в соответствии с порядком, определенным в ст. 228 НК РФ. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят в том числе физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов. Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

[3]

В случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», ставка единого налога с полученных доходов составляет 6% налоговой базы (полученных доходов).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не уплачивают НДФЛ (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

На основании п. 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в ПФР в виде фиксированного платежа. Обязательный минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой, а 50 руб. — накопительной части трудовой пенсии. Предприниматель может уплатить взносы единовременно за текущий календарный год в сумме, равной годовому размеру платежа, или частями в течение года в суммах не менее месячного размера платежа (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582).

С 2007 г. размер фиксированного платежа увеличен до 154 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, выбравшие в качестве объекта обложения «доходы», уменьшают сумму единого налога (авансового платежа) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот период в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более чем на 50%.

Декларация по УСН по итогам отчетного периода представляется налогоплательщиками не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего квартала.

По окончании года по итогам налогового периода декларацию подают не позднее 30 апреля следующего года (п. п. 1 и 2 ст. 346.23 НК РФ).

Уплата единого (или минимального) налога и авансовых платежей производится в указанные сроки, установленные для подачи налоговой декларации (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Согласно п. 1.1 разд. 1 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н, организации и индивидуальные предприниматели ведут Книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

[2]

Таким образом, физическое лицо может оказывать услуги иностранной компании двумя способами:

как физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае с полученных доходов уплачивается НДФЛ по ставке 13% на основании представляемой в налоговый орган по месту постоянного жительства декларации о доходах в срок до 30 апреля года, следующего за истекшим годом;

— в качестве индивидуального предпринимателя. При этом оптимальным с точки зрения налогообложения является УСН с объектом налогообложения «доходы», которые облагаются по ставке 6%. Дополнительно ежемесячно уплачиваются взносы в ПФР в размере 154 руб.

Ежеквартально представляется Декларация по единому налогу и ведется Книга учета доходов и расходов по мере получения доходов.

Автор — руководитель отдела общего аудита и консалтинга ООО «Аудит МСК»

Выплаты доходов из России в пользу нерезидентов: особенности налогообложения

При совершении платежей от российских организаций в пользу нерезидентов (в том числе, офшорных компаний) необходимо учитывать нормы налогового законодательства. Так, в соответствии со статьей 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в РФ.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной организации (пункт.4 статьи 286 НК РФ).

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ и определяемые в соответствии со статьей 309 НК РФ.

В пункте 1 статьи 309 НК РФ перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией (в случае если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ), которые относятся к “доходам иностранной организации от источников в РФ” и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов в порядке, установленном статьей 310 НК РФ.

Виды доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации Ставка налога у источника выплаты Основание (пункт и статья НК РФ)
Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций (подп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ) 15 %
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

абз. 2 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %
Читайте так же:  Проверить налоги по ип на сайте налоговой

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Процентный доход от долговых обязательств любого вида (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг) (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ


Процентный доход по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ)

15, 9 или 0 %, в зависимости от того, когда были эмитированы ценные бумаги

абз. 3 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности (подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 1 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации недвижимого имущества. находящегося на территории РФ (подп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 1 ст. 284 НК РФ

Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (подп. 7 п.1 ст. 309 НК РФ) 10%

абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от международных перевозок (в т.ч. демереджи и прочие платежи. возникающие при перевозках) (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ) 10%

абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств (подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости (подп. 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Иные аналогичные доходы (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы по ценным бумагам. выпущенным российскими организациями , права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемые лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ. 30%

п. 9 ст. 310.1 НК РФ,
п. 4.2 ст. 284 НК РФ

В подпункте 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ в числе доходов иностранной организации от источников в России, указаны «иные аналогичные доходы».

Позиция Минфина России относительно содержания данной категории доходов заключается в следующем.

Если доход иностранной организации, не связанный с осуществлением деятельности через постоянное представительство в Российской Федерации,

  • не поименован в перечне пункта 1 статьи 309 НК РФ и в то же время,
  • на данный доход не распространяется действие норм пункта 2 статьи 309 НК РФ,

то такой доход может квалифицироваться как «иные аналогичные доходы» и подлежать налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты дохода (Письмо Минфина России от от 26 августа 2011 г. № 03-03-06/2/133).

В более раннем Письме Минфина также сообщалось, что “аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1-9 пункта 1 статьи 309, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью иностранной организации, в т.ч. через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в статье 309 как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

В частности, к «иным аналогичным доходам» относятся доходы от реализации на территории Российской Федерации ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров торгового посредничества иностранных организаций с российскими организациями и гражданами, а также, например, доходы за предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации” (Письмо Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/478).

Варианты толкования данного пункта следует также искать в арбитражной практике.

Например, суд счел возможным отнести к таким “аналогичным” доходам вознаграждение, выплаченное иностранной компании за оказанные ею услуги поручительства по кредитному обязательству (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 ноября 2013 г. № Ф03-5168/13 по делу N А73-31/2012).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, в целом арбитражная практика не поддерживает расширительное толкование понятия “иные аналогичные доходы” налоговыми органами (см. напр., Постановление ФАС СКО от 28 июня 2013 г. по делу № А53-13488/2012; Постановление ФАС СЗО от 25 июня 2012 г. по делу № А56-37279/2011; Постановление ФАС СЗО от 4 июня 2012 г. по делу № А56-37086/2011; Постановление ФАС МО от 14 октября 2011 г. по делу № А40-151888/2010; Постановление ФАС МО от 8 апреля 2010 г. по делу № А40-115092/09-126-758 и др.).

Наконец, необходимо иметь в виду пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

ВАЖНО: Согласно пункту 2 статьи 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме недвижимого имущества или акций/долей российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, к указанным «иным аналогичным доходам» следует относить доходы иностранной организации от источников в России, не связанные с деятельностью через постоянное представительство, с учетом исключений предусмотренных пунктом 2 статьи 309 НК РФ.

Читайте так же:  Индексация пенсии после прекращения трудовой деятельности

Налог на доходы иностранного государства

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 30 апреля 2013 года N ЕД-4-3/8071

О подтверждении уплаты налога на территории иностранного государства

Письма ФНС России по вопросам, связанным с применением международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, не согласованные с Минфином России, не подлежат применению. —
См. письмо Минфина России от 21 апреля 2016 года N 03-08-РЗ/23009. — Примечание изготовителя базы данных.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.В.Егоров

Приложение.

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее — Инспекция) просит дать разъяснения по вопросу применения пункта 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в связи с нижеследующим.

В соответствии со статьей 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации.

Таким образом, Инспекция считает, что обязательным условием проведения зачета сумм налогов, выплаченных в соответствии с законодательством иностранных государств, является их фактическая уплата в бюджет иностранного государства .

На этом основании в отношении налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами — иностранными организациями, зачет может быть произведен только при условии представления налогоплательщиком подтверждения налогового агента об уплате налога за пределами Российской Федерации, так как нормы НК РФ не содержат положений, позволяющих проводить зачет удержанных сумм налога без подтверждения факта его уплаты.

Данная позиция подтверждается письмами Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.2005 N 03-08-05, от 20.08.2008 N 03-08-08, от 17.12.2009 N 03-08-05, от 16.06.2010 N 03-08-05.

В подтверждение правомерности проведения зачета удержанных в Республике Польша налогов налогоплательщиком, состоящим на учете в Инспекции, представлен заполненный бланк формы IFT-2R «Информация о выручке (доходах), полученной юридическими лицами, не имеющими офиса или управляющего органа на территории Республики Польша» (далее — форма IFT-2R), подписанный должностными лицами иностранной организации, выплатившей доход.

Данная форма, соответствующим образом заполненная, должна представляться налоговым резидентом Республики Польша в налоговый орган Республики Польша, в случае выплаты им дохода иностранным организациям, не имеющим офиса или управляющего органа на территории Республики Польша.

Заполненный бланк формы IFT-2R содержит информацию о сумме и виде дохода, полученного Банком от резидента Республики Польша, а также о сумме налога, подлежащей удержанию с этого дохода, и не содержит каких-либо отметок налоговых органов Республики Польша, свидетельствующих о получении налоговым органом Республики Польша данной формы IFT-2R, либо подтверждающих уплату налога, указанного в форме IFT-2R в бюджет Республики Польша.

Иных документов, свидетельствующих о фактической уплате заявленной суммы налога в бюджет Республики Польша, Банком не представлено.

Данный факт послужил основанием для непринятия к зачету суммы налога, выплаченной в соответствии с законодательством Республики Польша российской организацией.

Не согласившись с Решением Инспекции, Банк в соответствии со статьей 101.2 НК РФ направил апелляционную жалобу в Федеральную налоговую службу, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган оставил Решение Инспекции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Однако в ходе судебного разбирательства Банк заявил ходатайство о приобщении к материалам дела Сводки информации IFT-2R (документа, подтверждающего получения налоговыми органами Республики Польша формы IFT-2R ).

Необходимо отметить, что бланк формы IFT-2R заполняется резидентом Республики Польша в отношении каждого контрагента отдельно и не содержит отметок налоговых органов Республики Польша, свидетельствующих о получении ими данной формы, в то время как сводка информации IFT-2R содержит информацию обо всех налогах, уплаченных резидентом Республики Польша, и предусматривает наличие отметки налоговых органов Республики Польша о получении ими данной сводки.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным решение Инспекции, решение ФНС России по апелляционной жалобе в связи с тем, что в материалы дела представлена сводка информации IFT-2R с отметкой уполномоченного налогового органа Республики Польша о её принятии.

При таких обстоятельствах суд удовлетворил иск Банка и указал, что в случае если у налогового органа есть необходимость в информации, подтверждающей фактическое поступление сумм удержанного налога в бюджет Республики Польша, он вправе использовать процедуру, предусмотренную ст.23 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.92 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества».

Однако, по мнению Инспекции, судом не учтено, что на налоговый орган возложена обязанность только проверки соблюдения налогоплательщиком условий предоставления зачета, установленных в статье 311 НК РФ, то есть наличия документа, подтверждающего уплату налога за пределами Российской Федерации, а не проведение проверки правомерности заявленного зачета с одновременным направлением запросов в иностранные налоговые органы.

На основании изложенного, учитывая отрицательную судебную практику, а также то, что в настоящее время Банк продолжает представлять заполненный бланк формы IFT-2R без отметки уполномоченного налогового органа Республики Польша о его принятии, Инспекция просит разъяснить порядок действий при получении заполненного бланка формы IFT-2R , подписанного только должностными лицами иностранной организации, в качестве подтверждения уплаты (удержания) налога за пределами Российской Федерации:

1) Инспекция обязана обратиться за подтверждением факта уплаты налога за пределами Российской Федерации в иностранные налоговые органы

или

2) Инспекция обязана требовать у налогоплательщика предоставления документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации.

Заместитель начальника инспекции,
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Г.Д.Белова

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Налог на доходы иностранного государства

Налоги на заграничные доходы «упрощенца»

Право на зачет «иностранного» налога на доходы (прибыль) установлено Налоговым кодексом для плательщиков налога на прибыль*(1), а также международными соглашениями (конвенциями) об избежании двойного налогообложения (далее — Соглашения).

Заметим, что засчитать «иностранный» налог на основании пункта 3 статьи 311 Налогового кодекса можно и в случае его удержания в стране, с которой Соглашение не заключено*(2). Исключение составляет налог с дивидендов. Зачет по нему можно провести только при наличии ратифицированного Соглашения*(3).
Фирма на УСН освобождена от уплаты налога на прибыль (за исключением некоторых видов доходов).

Поэтому воспользоваться правом, установленным главой 25 Налогового кодекса, не может*(4). Глава 26.2 Налогового кодекса не содержит аналогичных норм в отношении зачета «иностранного» налога в счет «упрощенного». При этом российская фирма на УСН для целей налогообложения должна учесть все полученные доходы независимо от источника их выплаты*(5). Возникает закономерный вопрос: сможет ли она зачесть «иностранный» налог в соответствии с нормами международных Соглашений (ведь международные нормы имеют приоритет над нормами российского законодательства)?*(6)

Читайте так же:  3ндфл для налогового вычета инструкция заполнения

Контролеры говорят: «нет». Минфин и ФНС России считают, что на «упрощенцев» положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения не распространяются*(7). Каковы же причины такой дискриминации? Дело в том, что в Соглашениях поименованы налоги, к которым применяются положения данных документов. Это налог на прибыль организаций, налог на имущество (предприятий и физических лиц), а также НДФЛ. Однако перечень налогов, к которым применяют Соглашения, не исчерпывается только перечисленными налогами. Во всех Соглашениях указано, что они применяются к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут устанавливаться после подписания Соглашений в дополнение или вместо существующих налогов*(8). Контролеры считают, что уплачиваемый при применении УСН налог заменяет налоги, перечисленные в Соглашениях, и не является аналогичным или подобным. По этой причине, считают в Минфине и ФНС России, на «упрощенца» не распространяются соглашения об избежании двойного налогообложения. С такой позицией можно поспорить. Сами контролеры отмечают, что «основной целью

Соглашений является устранение двойного налогообложения и реализация соответствующих норм является
принципиальной»*(9). По нашему мнению, нормы Соглашений распространяются и на российские организации, применяющие УСН. Любая фирма, получающая (выплачивающая) доходы от иностранной компании, независимо от вида применяемой системы налогообложения должна руководствоваться положениями международных соглашений. Ведь именно Соглашения определяют, какие виды доходов могут облагаться только в стране получателя дохода, а какие и в стране источника выплаты дохода. «Упрощенный» налог по существу аналогичен и подобен налогу на прибыль (доходы). Ведь объекты налогообложения при УСН («доходы» либо «доходы, уменьшенные на расходы») аналогичны объекту налога на прибыль*(10). Кроме того, УСН применяют начиная с 1 января 2003 года*(11), а многие Соглашения подписаны ранее этой даты. Они не могли содержать упоминания об «упрощенном» налоге. Однако такую позицию придется отстаивать в суде. Контролеры последовательно, из года в год отказывают фирмам на УСН в праве применения международных Соглашений. На сегодняшний день судебная практика по этому вопросу практически отсутствует. Вместе с тем есть прецедент в отношении ЕСН и Соглашения с ФРГ. Арбитры сделали следующий вывод.

Постановление ФАС Московского округа от 6 сентября 2010 г. N КА-А40/8923-10
действие Соглашения распространяется не только на указанные в ст. 2ст. 2 Соглашения налоги, но и на иные налоги, в том числе на единый социальный налог, который на момент подписания Соглашения в РФ не взимался.

Доходы от предпринимательской деятельности

Как правило, доходы от предпринимательской деятельности российской компании облагаются налогом на прибыль только в России (при условии, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в иностранном государстве).

Пример
Согласно положениям Договора между РФ и США от 17.06.1992 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» в США не облагаются доходы российской фирмы:

— от коммерческой деятельности (ст. 6ст. 6 );
— от использования морских или воздушных судов в международных перевозках (ст. 8ст. 8 );
— проценты (ст. 11ст. 11 );
— роялти (ст. 12ст. 12 );
— другие доходы (ст. 19ст. 19 ).

Соглашениями ряда европейских стран (Чехии, Польши, Болгарии, Испании) предусмотрено, что могут облагаться налогом доходы от авторских прав и лицензий (роялти) в стране компании, выплачивающей такие доходы.

Пример
Согласно п. 2 ст. 12 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.1998 об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал роялти могут облагаться налогом в стране источника выплаты таких доходов. При этом налог не должен превышать 5% от общей суммы роялти.

Фирма на УСН, получающая лицензионные платежи от испанского резидента, заплатит налог в Испании, а также включит полученные доходы в базу для расчета «упрощенного» налога. Инспекторы однозначно откажут «упрощенцу» в праве на зачет «иностранного» налога.

Отметим, что у компании не возникнет права зачесть «иностранный» налог после перехода на общую систему налогообложения. Ведь зачет возможен только в том случае, если с одного и того же дохода налог начисляется дважды. После перехода на ОСН фирма не будет включать в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль, доход, полученный в предыдущем налоговом периоде при применении УСН. Этот доход уже отражался в книге доходов в период применения УСН, и в этом же налоговом периоде был уплачен «иностранный» налог. Если у фирмы и возникает право на зачет, то только в том периоде, когда были получены доходы и если с них исчислен налог дважды*(12). Право на такой зачет «упрощенцу» также придется доказывать в суде.

Получаем дивиденды

Иная ситуация складывается в случае, когда фирма на УСН получает от иностранной компании дивиденды.

Дело в том, что «упрощенец» не освобожден от уплаты налога на прибыль с полученных дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам*(13). То есть он уплачивает с них налог на прибыль точно так же, как и фирма на ОСН. Сумма полученных дивидендов учитывается в составе внереализационных доходов по налогу на прибыль, а не по «упрощенному» налогу*(14). Фирма на УСН должна подать декларацию по налогу на прибыль с отражением сумм полученных дивидендов*(15).

В случае получения дивидендов от иностранной компании «упрощенец» самостоятельно определяет сумму налога исходя из суммы полученных дивидендов и ставок, установленных пунктом 3 статьи 284 Налогового кодекса*(16). К дивидендам, полученным российской компанией, согласно российскому законодательству, применяется ставка 0 процентов (при условии непрерывного владения не менее 50 процентов доли и не менее 365 дней, если «иностранец» не относится к офшорам) или 9 процентов (во всех остальных случаях)*(17). При этом Соглашениями может быть предусмотрено налогообложение дивидендов либо только в стране получателя, либо также и в стране источника выплаты. Кроме того, Соглашением могут быть предусмотрены ставки, отличающиеся от установленных национальным законодательством, для налога на дивиденды.

Пример
Согласно п. 2 ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения» дивиденды могут облагаться в стране источника выплаты дивидендов. Ставка налога составляет 5% (доля в уставном капитале составляет не менее 10% и не менее 100 000 долларов США) и 10% (во всех остальных случаях).

Читайте так же:  Пенсионный соглашение между россией и азербайджаном

Налоговый кодекс содержит запрет на проведение зачета налога, удержанного по месту нахождения иностранного источника выплаты дивидендов, который выплачен в счет суммы налога, рассчитанного в соответствии с российским законодательством (если иное не предусмотрено международным договором)*(18). Поэтому если со страной источника выплаты дивидендов не заключено Соглашение, то не вправе зачесть иностранный налог с дивидендов как «упрощенец», так и фирма на ОСН*(19).

При наличии нескольких источников выплаты дивидендов — резидентов разных государств, с которыми заключены Соглашения, зачет проводят отдельно по каждому источнику. Консолидация уплаченных сумм налога с дивидендов в разных странах и всех доходов, полученных от разных лиц, не допускается*(20). Зачет производится при условии представления документа налогового агента, подтверждающего удержание налога за пределами РФ*(21).

Пример
Российский «упрощенец» внес в уставный капитал итальянской компании 120 000 долларов США, что составляет 30% ее уставного капитала. Итальянская фирма при выплате дивидендов рассчитает и удержит налог в размере 5%.

Российская компания не сможет применить ставку 0%, установленную подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, так как доля уставного капитала составляет менее 50%.

Российский «упрощенец» должен заполнить декларацию по налогу на прибыль*(22)*(22) , отразить полученную сумму дивидендов, начислить налог по ставке 9% и указать удержанные «иностранцем» суммы налога по ставке 5% (подраздел 1.3 раздела 1 листа 01, лист 02, лист 04 декларации по налогу на прибыль).
В целях получения зачета «упрощенцу» также необходимо сдать налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ*(23)*(23) .

Пример
Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что вклад российского «упрощенца» составляет 60% уставного капитала итальянской компании и «упрощенец» владеет долей в уставном капитале на протяжении полутора лет.

[1]

В этом случае фирма на УСН в соответствии с НКНК РФ применяет ставку 0%. Однако удержанный в Италии налог (5%) она зачесть не сможет, так как зачет производится только в сумме, не превышающей налог, уплаченный в РФ*(24). Если в РФ налог с дивидендов начисляется по ставке 0%, то зачет «иностранного» налога не производится.

НДФЛ с доходов иностранца

Екатерина Гостева
налоговый консультант

Все иностранные сотрудники, работающие в российских организациях, или в российских представительствах иностранных компаний, должны уплачивать в РФ налоги с иностранцев. В частности, налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Причем налог с иностранных граждан удерживается и уплачивается самим работодателем – налоговым агентом.

Кроме этого, существуют определенные виды доходов, налог с которых необходимо декларировать и уплачивать самому иностранцу. В данной статье мы расскажем, кому и с каких именно доходов иностранцу придется платить НДФЛ.

В случаях, когда иностранный гражданин является налоговым резидентом РФ, в его обязанность входит уплата НДФЛ не только с доходов, возникших на территории РФ, но и с иностранных доходов, источником которых РФ не признается.

Как правило, по доходам, источником которых признается РФ, например, заработная плата или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, налог с иностранных граждан исчисляется и выплачивается самим работодателем или заказчиком, являющимися налоговыми агентами.

Самостоятельно исчислять и уплачивать подоходный налог иностранцев, а также подавать декларацию иностранец-резидент РФ обязан по следующим доходам, полученным от источников за пределами РФ:

  • дивидендам и процентам, полученным от иностранной организации;
  • страховым выплатам при наступлении страхового случая, полученным от иностранной организации;
  • доходам от использования за пределами РФ авторских или иных смежных прав;
  • доходам, полученным от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;
  • доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ, ценных бумаг, долей участия в уставных капиталах иностранных организаций, прав требования к иностранной организации;
  • вознаграждениям за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ;
  • пенсиям, пособиям, стипендиям и иным аналогичным выплатам, полученным в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • доходам, полученным от использования любых транспортных средств, также штрафам и иным санкциям за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки);
  • иным доходам, получаемым в результате осуществления деятельности за пределами РФ.

Таким образом, самостоятельно исчислять и уплачивать подоходный налог с иностранных граждан, а также декларировать свой доход иностранец должен, если:

  • является налоговыми резидентами РФ;
  • и получает доходы от источников за пределами РФ и/или от источников в РФ, по которым налог не удерживается налоговым агентом (российским предприятием или российским представительством иностранного предприятия, выплачивающими доход).

Задекларировать свой доход иностранец должен в срок до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, представив в налоговую инспекцию декларацию по подоходному налогу по форме 3-НДФЛ. В декларации указываются суммы полученных доходов, а также сумма налога, подлежащая оплате.

Оплатить НДФЛ необходимо до 15 июля года, следующего за годом получения дохода (т.е. иностранцы свои налоги с доходов 2017 года заплатят в 2018 году).

Как правило, иностранные граждане встают на учет и сдают отчетность в специализированные налоговые инспекции по иностранцам. Иностранцы с видом на жительство, разрешением на временное проживание или зарегистрированные по месту временного пребывания в Москве, обязаны представлять декларации по НДФЛ в МИ ФНС России № 47 по Москве.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

  2. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  3. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  4. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
  5. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
Налог на доходы иностранного государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here