Международные соглашения в области пенсионного обеспечения

Полезная информация на тему: "Международные соглашения в области пенсионного обеспечения" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Содержание

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения

Соглашение, г. Москва, 13 марта 1992 г.

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Правительства государств-участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2 , 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружеств, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения. H100477 , H090471

1. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. H100477 , H090471

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах-участниках Соглашения сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства-участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением путем переговоров.

Государства-участники Содружества берут на себя обязательство информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Международные соглашения и договоры по вопросам пенсионного обеспечения

Понятие международного договора дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», в соответствии с которым международный договор РФ является международным соглашением, заключенным Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время наиболее актуальными являются международные договоры по вопросам пенсионного обеспечения, заключенные между Российской Федерацией и бывшими союзными республиками — ныне независимыми государствами, странами СНГ.

Так, Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, заключенным между Россией, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств — участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

Ряд международных договоров и соглашений о пенсионном обеспечении граждан и сотрудничестве в области социального обеспечения был заключен до распада СССР. Часть указанных соглашений действуют и в настоящее время, и Российская Федерация выступает в них как правопреемник Союза ССР. Так, ныне действующими являются Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г. и др.

Читайте так же:  Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета

Все международные договоры о пенсионном обеспечении граждан строятся на принципе территориальности либо принципе пропорциональности. Если международный договор заключен по принципу территориальности, то все расходы по выплате пенсии несет государство, на территории которого проживает пенсионер в данный период времени. Если договор построен по пропорциональному принципу, то расходы по выплате пенсии распределяются между государствами, на территории которых работал пенсионер, в зависимости от продолжительности работы на территории каждого из государств. Среди международных договоров, заключенных СССР и Россией по вопросам пенсионного обеспечения, преобладают договоры, построенные по принципу территориальности.

Из всех вышеперечисленных Соглашений и Договоров только Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, заключенный в Мадриде 11 апреля 1994 г., построен на принципе пропорциональности.

Особого внимания заслуживает Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, подписанное в Алма-Ата, 27 апреля 1996 г., которое в силу своих особенностей не отвечает ни принципу территориальности, ни принципу пропорциональности, а предусматривает, что пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства РФ, а выплата пенсий производится в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур осуществляет Пенсионный фонд РФ.

Подписывал или нет Узбекистан Соглашение по поводу включения в стаж периодов работы для назначения пенсий?

Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16

Да. Республика Узбекистан подписала Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992 г.).

Которое распространяется на пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

«Пенсионное дело лица, выезжающего на постоянное место жительства в страны СНГ и в государства – участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, может выдаваться пенсионеру или его поверенному, если иное не установлено договаривающимися сторонами, нарочно согласно его заявлению или может высылаться почтой по его запросу (предварительно снимается копия пенсионного дела). При этом копии аттестата, сопроводительного письма, акта и расписки о получении пенсионного дела подшиваются в копию пенсионного дела и сдаются в архив отдела Пенсионного фонда для хранения.

Таким образом, чтобы правильно собрать документы для своевременного получения пенсии в РФ, вам необходимо обратиться в отдел Пенсионного фонда по месту жительства в Узбеки­стане с заявлением о прекращении выплаты пенсии в связи с выездом на ПМЖ и получить там свое пенсионное дело, денежный аттестат с отметкой о дате прекращения выплаты пенсии в Узбекистане. А поскольку до­кументы, скорее всего, оформлялись на узбекском языке, необходимо перевести их на русский язык в государственной нотариальной конторе по месту жительства. Убедитесь, что копии пенсионного дела, аттестата, сопроводительного письма остались в отделе, поскольку эти сведения могут перепроверяться соответствующими службами другого государства». http://www.norma.uz/gazeta_norma/vasha_pensiya_vsegda_s_vami

Как указано в пункте 8 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств — республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).

Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года регулируется пенсионное обеспечение в том числе и граждан Узбекистана.

Уважаемый Юрий Николаевич!! Узбекистан подписал данное соглашение

от 13 марта 1992 года

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

Пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данный документ подписан государствами — участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.

Подписывал или нет Узбекистан Соглашение по поводу включения в стаж периодов работы для назначения пенсий?

—Юрий Николаевич, новым ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», также как и ранее действующим Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пннсиях в Российской Федерации» предусматривается, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено названными законами, применяются правила международного договора.

В настоящее время действуеют несколько международных Соглашений в области пенсионного обеспечения, заключенных Россией с остальными странами, с бывшими республиками СССР. Одно из них многостороннее – Соглашение от 13.03.1992 подписано Россией с государствами-участниками: Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, Украиной. Вы не указываете конкретно в какой стране и в какие годы Вы работали, но если предположить, что Вы работали на территории бывшего СССР (в вышеуказанных республиках), то такая работа подлежит зачету в страховой стаж до 13.03.1992 г., работа на территории государств СНГ учитывается в страховой стаж после 13.03.1992 г. и до 01.01.2002 г. Период работы после 01.01.2002 г. включается в страховой стаж при условии уплаты взносов в органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.

По общему правилу стаж подтверждается записями в трудовой книжке, однако в некоторых случаях бывают необходимы дополнительные документы, подтверждающие право на пенсию и влияющие на ее размер. Обратитесь в ПФР за 6 месяцев до достижения пенсионного возраста, чтобы собрать необходимые документы. При необходимости органы ПФР могут оказать помощь в истребовании недостающих документов.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения

Соглашение

о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения
(Москва, 13 марта 1992 г.)

Примечание ЮК «Стратегия»: Экономический Суд СНГ полагает, что специальным международным договором, заключение которого предусмотрено статьей 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года и статьей 2 настоящего Соглашения от 13 марта 1992 года, является Соглашение от 15 мая 1992 года.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств – участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действующим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.
Статья 3
Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Статья 4
Государства – участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.
Статья 5
Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств – участников Соглашения.

Статья 6
1. Назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.
2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах – участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

О Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 103

Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию международного договора
о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
2. Евразийской экономической комиссии и государствам – членам Таможенного союза и Единого экономического пространства руководствоваться Концепцией, одобренной настоящим Решением, при разработке проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
3. Коллегии Евразийской экономической комиссии доложить о ходе работы над проектом международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в I квартале 2015 г.
4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Читайте так же:  Как оплатить налоги за организацию физическому лицу

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

ОДОБРЕНА
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 12 ноября 2014 г. № 103

КОНЦЕПЦИЯ
проекта международного договора о сотрудничестве
в области пенсионного обеспечения

О толковании пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года

Консультативное заключение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2012 года № 01-1/4-12

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе: председательствующего — Председателя Экономического Суда СНГ Каменковой Л.Э.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Чаушник В.Н., представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,

Председатель Л.Э. Каменкова

Начальник отдела организационной
работы и обеспечения
Экономического Суда СНГ И.А. Малашенко

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения

Соглашение, г. Москва, 13 марта 1992 г.

Правительства государств-участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2 , 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружеств, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения. H100477 , H090471

1. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. H100477 , H090471

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах-участниках Соглашения сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства-участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением путем переговоров.

Государства-участники Содружества берут на себя обязательство информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

«Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ

Читайте так же:  Самостоятельные критерии оценки риска налоговой проверки

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств — участников настоящего Соглашения,

[2]

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство — участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства — участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства — участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах — участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах — участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства — участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства — участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств — участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства — участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: «Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями».

Судебная практика и законодательство — «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области» недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств — участников СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства — участники Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства — участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

[1]

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

Читайте так же:  Какая сумма прибыли не облагается налогом

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 26 марта 2008 года N 01-1/2-07

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего — Председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Жишкевича В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее — Соглашение от 13 марта 1992 года) по вопросу о том, подлежат ли изменению периоды работы, установленные для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, в связи с переездом пенсионера на новое место жительства в другое государство-участник Соглашения и пересмотром размера пенсии в соответствии с частью второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года.

Основанием для запроса послужило письмо гражданки Якуповой Г.Х., сообщившей, что в 1978 году в Таджикской ССР ей была назначена пенсия по старости. Среднемесячный заработок для назначения пенсии определен из расчета ее среднего заработка за последние двенадцать месяцев работы перед обращением за пенсией на основании статьи 53 Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года. После переезда в 1996 году на постоянное место жительства в Российскую Федерацию размер пенсии пересчитан в соответствии с действовавшим законодательством Российской Федерации на основании документов, находящихся в пенсионном деле. В последующем гражданка Якупова Г.Х. переехала в другой регион Российской Федерации, где пенсионным органом ей было предложено представить данные о среднемесячном заработке за последние двадцать четыре месяца работы. В связи с тем, что она такие сведения не представила, размер ее пенсии был снижен.

Заслушав судью-докладчика Мирошник В.И., проанализировав заключения Генерального советника Экономического Суда СНГ Жишкевича В.И., специалиста Лушникова A.M., исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ установил следующее.

Государствами-участниками Соглашения от 13 марта 1992 года являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Соглашение вступило в силу с момента подписания. Республика Молдова при подписании Соглашения указала, что «эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями».

Толкование статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года осуществляется Экономическим Судом СНГ в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Указанная норма предусматривает, что договор должен толковаться добросовестно, в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете его объекта и целей.

Как следует из преамбулы, целью Соглашения от 13 марта 1992 года является взаимное признание и выполнение государствами-участниками обязательств «в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения». Государства-участники данного Соглашения, признав ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, взяли на себя обязательства по защите их пенсионных прав.

Статья 1 Соглашения от 13 марта 1992 года закрепляет принцип территориальности, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств-участников осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При осуществлении толкования статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года Экономический Суд СНГ полагает необходимым определить действие его во времени и по кругу лиц. Анализ Соглашения от 13 марта 1992 года показывает, что государства-участники намеревались распространить его на все виды пенсионного обеспечения граждан, установленные национальным законодательством ( статья 5) как до, так и после вступления в силу данного Соглашения (статьи 6, 7 ). По кругу лиц нормы Соглашения от 13 марта 1992 года распространяются на следующие категории граждан государств-участников:

граждан, которые приобрели право на пенсию в соответствии с законодательством Союза ССР и реализовали его по месту жительства;

граждан, у которых право на первичное назначение пенсии возникло после вступления указанного Соглашения в силу. При этом в соответствии со статьей 6 Соглашения назначение пенсии осуществляется по месту постоянного жительства с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, исчисление размера пенсии производится исходя из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, с учетом его адаптации к национальной валюте государства.

В качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что «при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера».

Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения — одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:

Читайте так же:  С каких выплат удерживать алименты

статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;

гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);

условия назначения пенсии не пересматриваются;

выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.

Согласно части второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года «размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения».

Для целей толкования части второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, касающейся пересмотра размера пенсии, Экономический Суд СНГ руководствовался принципами, закрепленными в статье 40 Хартии социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств от 29 октября 1994 года, статье 1 Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года , статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 года, а именно:

равенства граждан перед законом;

определенности содержания пенсионных прав на основании документов, принятых при назначении пенсии;

сохранения ранее приобретенных пенсионных прав.

Норма пункта 3 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает правило, согласно которому размер пенсии определяется из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, и применяется при первичном назначении пенсии в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года. Конкретные периоды работы для определения среднего заработка (дохода) при назначении пенсии предусматриваются пенсионным законодательством каждого государства-участника данного Соглашения.

Имея в виду, что часть вторая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года содержит ссылку на пункт 3 статьи 6, эту норму следует рассматривать также и применительно к ситуации продолжения выплаты ранее назначенной пенсии исходя из заработка (дохода), указанного в решении о назначении пенсии.

При пересмотре размера пенсии в связи с переездом пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года необходимо исходить из того, что заработок (доход) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж, уже был определен при первичном назначении пенсии и, соответственно, в пенсионных делах переехавших пенсионеров имеются данные о среднем заработке (доходе).

С учетом изложенного Экономический Суд СНГ считает, что заработок (доход), исчисленный при первичном назначении пенсии, не может исключаться из расчета при пересмотре размера пенсии.

Пересмотр размера пенсии, предусмотренный частью второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, не исключает право переехавшего пенсионера на увеличение размера ранее назначенной пенсии при условии предоставления им документов о размере среднего заработка (дохода) за периоды работы, определяемые по законодательству государства нового места жительства.

Изучение пенсионного законодательства государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, информации, поступившей из государств, показало, что с момента подписания Соглашения система пенсионного обеспечения в государствах существенно изменилась — в ряде государств введена система индивидуального накопления для выплаты пенсии, изменен механизм учета трудового стажа и пенсионных выплат. В то же время национальное законодательство не предусматривает норм, регулирующих пересмотр размера пенсии гражданам, переселившимся из одного государства в другое. Данное обстоятельство, по мнению Экономического Суда СНГ, вызывает затруднения в применении Соглашения от 13 марта 1992 года, направленного на реализацию гарантий пенсионных прав граждан.

Учитывая, что государства-участники Соглашения от 13 марта 1992 года приняли обязательство проводить политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении ( статья 4), Экономический Суд СНГ обращает внимание государств на необходимость выработки единых международных стандартов в области пенсионного обеспечения граждан.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктами 5 , 16 Положения об Экономическом Суде СНГ, пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств

Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств следующее толкование применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

1. При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года выплата пенсии осуществляется в государстве нового места жительства, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством этого государства.

Выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера, если законодательством государства нового места жительства пенсия того же вида не установлена.

2. Периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат.

3. Рекомендовать государствам-участникам Соглашения от 13 марта 1992 года в условиях формирования различных пенсионных систем принять меры по гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении граждан.

4. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

5. Копию решения направить Исполнительному комитету СНГ и для сведения — правительствам государств-участников СНГ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Источники


  1. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  2. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.

  3. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.
  4. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
  5. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
Международные соглашения в области пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here