Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными

Полезная информация на тему: "Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Что такое камеральная проверка простыми словами: процедура проведения

После сдачи отчетности ФНС проверяет предоставленные декларации, расчеты. Процедура камеральной проверки помогает налоговой отследить, соблюдает ли ИП либо юрлицо требования законов о сборах, налогах. Если вам интересно, зачем нужна камеральная проверка, что это такое – в налоговой могут предоставить подробную консультацию по данному вопросу. Разъяснить же главные моменты мы постараемся в нашей статье.

Что это значит

Камеральная налоговая проверка – это главная форма выполнения налогового контроля. Решение о проведении принимается на протяжении трех месяцев со дня подачи декларации (не иной документации, подтверждающей правильность выполненных расчетов). Основанием для выполнения могут стать возникшие у работника ФНС подозрения в отношении субъекта хозяйствования. Иначе говоря – когда уполномоченный сотрудник подозревает плательщика налогов в том, что тот совершил налоговое правонарушение. Постарались объяснить, что такое камеральная проверка простыми словами, идем дальше.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту расположения органа ФНС. Занимаются ею уполномоченные должностные лица, сверяющие логику формы, а также арифметику, соответствие декларации установленной форме. В обязательном порядке проверяется наличие необходимых подписей, приложений. Кроме того должностные лица оценивают, насколько правильно отображены показатели.

Проверять плательщика налогов уполномоченные сотрудники могут двумя способами:

  • путем сравнения полученных из программных продуктов сведений с итогами проведенного при помощи средств автоматизации контроля, которому подвергается налоговая отчетность СПД.
  • в электронной форме.

Согласно Российскому НК, уведомлять субъекта хозяйствования о том, что будет проводиться КНП, инспекторы ФНС не обязаны. Бывает, что предприниматель не в курсе, что декларации, расчеты проверены уполномоченными сотрудниками налоговой службы. Так происходит лишь при отсутствии ошибок, недочетов в сданной на проверку документации. Проверенная отчетность не должна проверяться дважды (даже сотрудниками другого налогового органа). Тем не менее, налоговикам в ряде случаев требуется изучить этот же отчетный период. Такая необходимость возникает, когда плательщик налогов направляет в ФНС уточненную декларацию.

Порядок проведения

Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:

  • проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
  • оценивается (визуально) правильность оформления;
  • проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
  • проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.

Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:

  • настаивать на проведении экспертизы;
  • вызывать на допрос свидетелей;
  • осуществлять выемку деловых бумаг;
  • привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
  • осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
  • проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).

Если субъект, в отношении которого проводится КНП, отказывается предоставлять запрошенную проверяющими документацию или другие данные, ему грозит ответственность в соответствии с российскими законами. Так, в Российском НК (в его статье 126) сказано, что на плательщика налогов может быть наложен штраф. Размер его – 200 рублей, которые нужно будет заплатить за каждый не предоставленный документ.

Углубленная проверка

Камералка может быть углубленной, когда проводится не только сверка контрольных соотношений, но и выполняются одно или несколько из перечисленных ранее мероприятий. Пугаться ее не стоит – такое повышенное внимание со стороны проверяющих не значит, что с вашими документами что-либо не так.

Ее проведение может понадобиться в нескольких случаях:

  • предприниматель пользуется налоговыми льготами;
  • декларация была составлена по налогам за использование природных запасов;
  • в декларации содержится заявление на возмещение налога на добавленную стоимость.

Часто случается так, что ИП стремятся избежать возмещения. С 2015 года, согласно российскому НК, можно переносить вычеты НДС в течение трех лет. Это позволяет избегать возмещения, а значит – не попадать под углубленную КНП:

  • по прошествии 24 месяцев с момента подачи отчетности СПД в проверяющие органы поступила уточненная декларация. Здесь имеется в виду такая, в которой отражена или сниженная сумма налога, или же увеличен убыток;
  • в заполненной по налогу на добавленную стоимость отчетности содержатся данные по проведенным операциям, не соответствующие другим данным из этой отчетности. Также в случае, если отображенные данные не соответствуют сведениям по этой операции, отраженным в документах контрагента.

Если отсутствует хотя бы одно основание для осуществления углубленной проверки из всех перечисленных, субъект хозяйствования имеет право отказать проверяющей организации. Он вправе не предоставлять никаких дополнительных документов.

Последствия проведения

Рассмотренная процедура способна выявить следующие виды нарушений:

  • неточности в сданных отчетах;
  • различия в данных, предоставленных плательщиком налогов и в сведениях, полученных ФНС из других источников;
  • также камералка поможет выявить несовпадения в нескольких документах одного плательщика налогов.

При выявлении нарушений, проверяющий орган за десять дней после того, как сверка будет окончена, подготовит акт. В течение 5 дней он должен быть вручен нарушителю.

Плательщик налогов на протяжении месяца может подать возражение на акт проверки. Если нарушения отсутствуют, проверяющая организация не вправе требовать предоставления первичных документов, а также каких-либо дополнительных пояснений.

Результат и возражения

Субъект хозяйствования, в отношении которого проводилась КНП, при несогласии с фактами, указанными в акте и с решением проверяющего, вправе его обжаловать. Разрешается:

  • обратиться с жалобой в вышестоящий орган ФНС. Можно представить изложенные в письменном виде возражения по всему акту КНП в целом либо по отдельным его положениям. Кроме того плательщик налогов может вместе с данным возражением направить на рассмотрение в соответствующий налоговый орган также заверенные копии (либо оригиналы) документов. Они должны подтверждать, что возражения обоснованы;
  • обращаться в арбитражный суд в случае несогласия с решением вышестоящего органа.
Читайте так же:  Платят ли пенсию не работавшим никогда

На подачу иска отводится не больше трех месяцев. Суд может отменить уже утвержденное органом ФНС решение о привлечении предпринимателя к ответственности за совершенное налоговое преступление. Это возможно, если будет доказано, что имели место нарушения процедуры проведения КНП.

Стоит отметить, что для отмены принятого руководителем налогового органа решения о привлечении плательщика налогов к ответственности за содеянное налоговое преступление могут существовать различные основания. Нарушение процедуры проведения КНП – одно из них. Решение в пользу лица, в отношении которого проводилась проверка, может быть принято судом или вышестоящим органом ФНС. Так происходит, когда доказан факт нарушения, которое способствовало принятию руководителем налоговой организации неправомерного решения.

На рассмотрение жалобы уходит 1.5 месяца. После утверждения решения плательщик налогов должен быть об этом уведомлен письменно, не позднее трехдневного срока со дня утверждения.

Повторная камеральная проверка

Повторная камеральная проверка

Похожие публикации

Налоговики вправе провести повторную выездную проверку, если налогоплательщик представил «уточненку», уменьшающую ранее исчисленную сумму налога (ст. 89 НК РФ). А в каких случаях возможно повторное проведение камеральной проверки, и вообще возможно ли, ведь в налоговом законодательстве такое понятие вовсе отсутствует?

Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Можно сказать, что камеральные проверки проводятся с той частотой, с которой в ИФНС подается отчетность самим налогоплательщиком. Через камеральную налоговую проверку проходит абсолютно все декларации и прочие налоговые расчеты, а также документы, которые налогоплательщики представляют в инспекцию. Проверка начинается автоматически после принятия документа налоговым органом, при этом специальных санкций на ее проведение от руководителя ИФНС не требуется (п. ст. 88 НК РФ). Инспекторы проверяют отчетность, не выходя из стен инспекции и не посещая налогоплательщика, а также, не уведомляя его о начале и окончании «камералки».

Каждый поступивший отчет проходит определенные этапы камеральной проверки:

  • вначале отчетность вносится в специальную систему АИС ФНС, после чего следует проверка контрольных соотношений,
  • затем проверяется, не нарушены ли сроки сдачи отчетности,
  • проверка завершается без оформления акта, если с отчетностью все в порядке и замечаний у налоговиков нет,
  • в определенных случаях проводится углубленная «камералка» (при обнаружении ошибок, при заявлении льгот, НДС к возмещению и т.п.), тогда налогоплательщику придется давать пояснения и, возможно представить «уточненку» по налогу.

Повторная камеральная налоговая проверка

Законодательство не предусматривает для налоговиков права проверять одну и ту же отчетность несколько раз. Если такое произошло, то решение ИФНС, принятое по результатам повторной «камералки», признается незаконным (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 № А66-594/2008).

Однако, проведение еще одной проверки за один и тот же налоговый или отчетный период не запрещается, если налогоплательщик представил уточненную отчетность. Но в этом случае, производится не повторная, а новая камеральная проверка полученной «уточненки». Налоговики по результатам проверки выносят решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (письмо Минфина от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267, письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.02.2011 № 16-15/15881).

Проверка уточненных деклараций проводится в полном объеме, поскольку НК РФ не содержит никаких ограничений в части полноты камеральной проверки «уточненки». Налоговое законодательство не содержит ограничений и в части проверки уточненных отчетов, представленных налогоплательщиком по истечении 3-хлетнего срока. Право на проведение такой «камералки» подтверждает ФНС в своем письме от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979.

Действительно, исходя из положений НК РФ, получаем следующий вывод:

  • налогоплательщик, при обнаружении в поданной ранее декларации (расчете) ошибок, не занижающих сумму налога к уплате, или недостоверных сведений, имеет полное право внести исправления и подать в ИФНС «уточненку» (ст. 81 НК РФ);
  • налоговики не вправе отказать ему в принятии уточненной отчетности (ст. 80 НК РФ);
  • все декларации, подаваемые налогоплательщиком, должны в течение 3 месяцев пройти обязательную камеральную проверку по месту нахождения ИФНС (ст. 88 НК РФ);
  • при этом ограничений на проверяемый объем и период НК РФ не содержит, из чего следует, что «камералка» может проводиться и в отношении уточненной отчетности, полученной налоговиками по истечении трех лет.

Как видим, повторная налоговая проверка одной и той же декларации невозможна, а то, как часто проводятся камеральные налоговые проверки, зависит еще и от того, сколько «уточненки» подает налогоплательщик в инспекцию.

Камеральная налоговая проверка

Методы осуществления налогового контроля не обходятся без постоянного совершенствования.

[2]

Понятие камеральной налоговой проверки

Основная форма налогового контроля предполагает проведение как выездных, так и камеральных проверок. Их предметом выступает проверка того, насколько верно произведен расчет НДС, НДФЛ, налога на прибыль или имущество и других обязательных платежей, а также данные уточненной декларации, корректность применения вычета или заявление возврата. Происходит анализ и иных необходимых документов.

Цели и задачи этого процесса заключаются в проверке правильности и обоснованности оформления отчетности по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налогу на прибыли или на имущество и других).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки предусмотрен ст. 88 НК РФ.

Основные признаки, позволяющие установить понятие камеральной проверки, содержатся в ч. 1 ст. 88 НК РФ:

  • местом ее проведения выступает налоговая инспекция. В отличие от выездных проверок, она не предполагает мероприятия по месту нахождения индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения подразделения ФНС, осуществляющего администрирование платежей проверяемого субъекта;
  • методы ее проведения предполагают анализ ограниченного количества видов документов. К ним относятся документы налоговой отчетности. Среди последних выделяют расчет и уточненные декларации по различным налогам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и другие). Нередко эта форма контроля предполагает анализ обоснованности возврата или вычета;
  • она выступает разновидностью налогового контроля. После того, как она проходит, применяются стандартные методы, которые устанавливает налоговый кодекс. Речь идет о составлении акта, выставлении требования об уплате недоимок, а также о принятии решения, возлагающего на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан ответственность, предусмотренную НК РФ. Последние могут представлять возражения и пояснения.
Читайте так же:  Новый налог для юридических лиц

Учитывая базовые характеристики, можно получить следующее определение. Камеральная налоговая проверка представляет мероприятие налогового контроля, предполагающее анализ документов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и граждан, осуществляемое ФНС без выезда к последним, на основании представленных ими данных, последствия которой могут заключаться в составлении акта и дальнейшем проведении специальных процедур, предусмотренных НК РФ.

Процедура проведения камеральной налоговой проверки

Требования к проведению этого мероприятия налогового контроля также изложены в ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными сотрудниками инспекции ФНС, осуществляющей администрирование платежей налогоплательщика.

Если речь идет о том, чтобы провести контроль в отношении инвестиционного товарищества, то расчет подлежит проверке по месту нахождения организации, являющейся ответственным товарищем.

Получение специального решения со стороны руководства этого органа не требуется, а проверка осуществляется на основании служебных обязанностей лица, ведущего ее сопровождение. Сотрудник применяет внутренние методики, на основании которых осуществляется выборка организаций и физлиц, подпадающих под налоговый контроль.

Типичные основания этой проверки установлены в ч. 2 ст. 88 НК РФ. К ним относятся непредставление расчета или декларации (по НДФЛ, НДС, налогу на имущество или прибыль и другим платежам в казну). Другим основанием выступает представление отчетности, уменьшающей перечисляемую в бюджет суму (случаи возврата или вычета, предусмотренные НК РФ).

Стадии камеральной налоговой проверки

Проверка делится на следующие этапы:

Сотрудник, осуществляющий сопровождение приводит предварительный анализ документов по обязательным платежам (НДС, НДФЛ, налог на имущество или прибыль и др.) на предмет наличия оснований для мероприятий контроля (уточненный расчет, отсутствие декларации за предусмотренный период, который устанавливает налоговый кодекс в ч.2). Указанные методы выборки позволяют установить круг проверяемых субъектов.

2. Анализ имеющихся документов.

Сотрудник инспекции применяет профессиональные методы изучения декларации. Представленный расчет проверяется на корректность заполнения.

В отдельных случаях, налоговый кодекс дает возможность осуществить сравнение декларации по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль или имущество и другим платежам аналогичных организаций.

3. Направление запросов.

Если сотруднику инспекции необходимы дополнительные данные (как правило это касается проверки обоснованности вычета или возврата, а также подачи уточненной декларации), он направляет соответствующее требование проверяемому лицу. Последнее обязано направить запрошенные документы.

Последствия игнорирования запроса предполагают ответственность. За каждый ненаправленный документ предусмотрено назначение штрафа, составляющего 200 рублей. Эта форма контроля позволяет организации или гражданину представить пояснения и подготовить возражения уже на этой стадии.

4. Изучение документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, изучает весь массив имеющихся бумаг. Оно обязано изучить все документы отчетности, а также пояснения проверяемого, и дать им оценку. После этого происходит окончание контрольных действий.

5. Составление акта.

Если анализ материалов выявит нарушение, то сотрудник инспекции составляет акт. В нем отражаются результаты проверки. На основании акта будет приниматься решение, устанавливающее ответственность.

В ходе всех этих действий проверяющего органа налогоплательщик вправе подавать пояснения и возражения.

Налоговый кодекс предусматривает обжалование решения.

Такие проверки постоянно находятся в процессе совершенствования, что предполагает внесения изменений в порядок их проведения, преследующие цели более эффективного использования ресурсов ФНС.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Налоговый кодекс (ст. 88) предусматривает несколько видов сроков. Главным требованием выступает максимальный период со дня представления отчетности. Такой срок не может превышать 3-х месяцев. Этот период охватывает все действия во время проверки.

Если речь идет о проверке уточненной декларации, то срок начинает исчисляться со дня, когда была передана повторная, а не первичная документация.

Если налогоплательщик не представил необходимой отчетности за определенный период (неправильно использованная форма приравнивается к такому случаю), то временной отрезок исчисляется по прошествии крайней даты, установленной в НК.

Последствие несоблюдения этого правила инспекцией заключается в невозможности выставления требования о предоставлении налогоплательщиком дополнительной документации.

Другим периодом является срок предоставленный проверяемому на ответ. Если лицо, осуществляющее сопровождение проверки, предъявляет требование направить дополнительные документы или пояснения (в том числе, по поводу возврата или вычета, отраженных в уточненной отчетности), налогоплательщику предоставляется 5 дней на указанные действия.

Лицу, осуществляющему сопровождение проверки и обнаружившему нарушение, дается срок, составляющий 10 дней после ее окончания, на составление акта, в котором отражаются ее результаты. Его форма установлена ФНС.

Он должен вручаться проверяемому в течение 5-ти дней с момента оформления. Это делается для того, чтобы налогоплательщик мог составить свои возражения. В отношении КГН этот период продлевается до 10-ти дней. Проверяемому дается возможность представить возражения в течение 30-ти дней.

Когда время, предоставленное для ответа на положения актов, истекло, подразделение ФНС рассматривает дело путем вынесения решения по итогам проверки.

Ее последствия могут предусматривать ответственность. Также возможна и повторная проверка.

Закон предусматривает процедуру, в ходе которой происходит обжалование указанных действий в установленный срок.

Закон не предусматривает продление проверки.

Виды камеральных налоговых проверок

Классифицирующим признаком проверок является их причина. Отличают следующие виды:

  • проверка отчетности;
  • проверка в ситуации, когда ее объект не представлен;
  • проверка в связи с заявлением налогового вычета;
  • проверка в связи с заявлением возврата;
  • проверка, обусловленная представлением уточненной отчетности.

Другим способом отделения контрольных мероприятий является вид платежа, перечисления которого проверяются. Налоговое законодательство постоянно пребывает в процессе совершенствования, поэтому количество видов проверок зависит от состава установленных обязательных платежей.

Проверка отдельных видов налогов может предусматривать дополнительные возможности инспекции.

Ошибки, выявленные камеральной налоговой проверкой и их последствия

В ходе проверок могут выявляться ошибки (неправильно указанный объект налогообложения, некорректный период и другие неточности). Их результаты далеко не всегда влекут ответственность.

Поскольку эти мероприятия могут начаться до истечения срока направления, уточненная декларация позволит соблюсти требования закона. Последнее означает невозможность привлечения к ответственности.

Такому налогоплательщику предоставляется 5-дневный, со дня вынесения соответствующего запроса, период на устранение противоречий и неточностей. Он также дополнить свою позицию посредством направления первичных бухгалтерских документов с пояснениями, обосновывающими его позицию.

Читайте так же:  Новый закон р выходе на пенсию

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какоголибо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки (п.2 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выяв ленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 Налогового кодекса РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Отличие выездной от камеральной налоговой проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.

Несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними.

Предмет проверок

Предмет для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка).

А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п.4 ст.89 НК РФ).

Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ).

Основание для проведения проверок

Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая — на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).

Основание для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Причина проведения проверки

План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333.

Подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Разрешения со стороны руководства инспекции

Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (п.2 ст.88 НК РФ).

Осмотр территории при проведении проверок

Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится в налоговом органе.

Однако с 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в определенных случаях. Такими случаями являются:

представление налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;

выявление противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ в п.1 ст.91 НК РФ и п.1, п.1 ст.92 НК РФ. И в настоящее время мы наблюдаем увеличение потока запросов от ИФНС в рамках камеральной проверки.

Сроки проведения проверок

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.

Сроки проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Основной срок проверки

В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета).

Дополнительный срок проверки

Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]):

— полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения);

Читайте так же:  На сколько выросла социальная пенсия

— наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев);

— большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса.

Право приостановки проверки

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз).

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Порядок проведения проверок

Основаниями для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка. При использовании налоговых льгот, налоговый орган вправе запросить документы, подтверждающие право на льготу.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, налогоплательщику выставляется требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст.88 НК РФ).

Так, в отношении каждого налога, ФНС разработаны контрольные соотношения, позволяющие проверить взаимоувязку основных показателей (строк) декларации (налогового расчета).

Для выездной проверки установлены специальные правила. При проведении проверки могут быть запрошены подлинники документов. Срок представления документов – в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Когда составляется акт

Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сроки составления акта

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).

48. Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какоголибо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соот-ветствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки (п.2 ст. 88 НК РФ).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ (ст. 88 НК РФ).

49. Участие свидетелей при проведении выездной налоговой проверки

Участие свидетеля. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лНиКцР, Фв )ч.астности адвокат, аудитор (п. 2 ст. 90

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ).

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Читайте так же:  С каких выплат удерживать алименты

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.

В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы — на русском языке.

В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (п. 2 ст. 99 НК РФ).

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК РФ).

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении (п. 4 ст. 99 НК РФ).

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия (п. 5 ст. 99 НК РФ).

14. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Назначением камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

заявлена сумма НДС к возмещению;

отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)

[3]

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)

Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)

Оформление результатов камеральной проверки

Нарушения не выявлены:

камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Источники


  1. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  2. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

  3. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  4. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
  5. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here