Инвентаризация при проведении налоговой проверки

Полезная информация на тему: "Инвентаризация при проведении налоговой проверки" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Налоговая инвентаризация

Инвентаризация — это инструмент контроля не только для хозяйствующего субъекта, но и для налоговых органов. Так при проведении выездной проверки инспекторы могут провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. И чтобы для Вас этот факт не стало неожиданным рассмотрим, как данное мероприятие может организовать налоговый орган на территории вашего предприятия.

Проведение выездной налоговой проверки сопровождается совершением определенных мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения. К таким мероприятиям Налоговое законодательство относит проведение инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Налоговики прибегают к такому инструменту налогового контроля как инвентаризация в следующих случаях:

1. Когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отраженных в учете налогоплательщика;

2. Когда в ходе контрольных мероприятий выявлены данные, дающие основание предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета.

Налоговым кодексом РФ порядок проведения данного контрольного мероприятия не определен. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке законодатель поручил утвердить Минфину России (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). Практически сразу за введением части первой НК РФ Минфин России и МНС России выпустили совместный Приказ от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, которым как раз и было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

В соответствии с п. 1.5 Положения по инвентаризации основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Отметим, что на момент утверждения данного Положения еще не вступила в силу гл. 25 НК РФ. Налог на прибыль исчислялся в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Сумма налога в то время определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета с учетом корректировок, которые возникали в силу различий норм Закона N 2116-1 и Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (утв. Приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231) и положений нормативных правовых актов бухгалтерского учета. Поэтому в настоящий момент данное положение должно использоваться с учетом всех изменений в налоговом и бухгалтерском законодательстве.

Основания для налоговой инвентаризации

Выше приводилось, что проведение инвентаризации имущества налогоплательщика возможно лишь при выездной налоговой проверке. А вот рамках камеральной проверки налоговый орган не вправе производить инвентаризацию имущества налогоплательщика. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).

Такую же позицию занимают и судьи в Постановлениях ФАС Московского округа от 20.11.2006 N КА-А40/11244-06, ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2007 N А56-27539/2006.

Порядок проведения инвентаризации налоговыми органами

Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя). Причем это может быть руководитель (заместитель руководителя) инспекции как по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств (п. 1.2 Положения об инвентаризации). В данном распоряжении (форма распоряжения приведена в Приложении N 1 к Положению об инвентаризации) указываются:

— наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), в отношении имущества которой проводится инвентаризация;

— юридический адрес (место жительства налогоплательщика);

— состав инвентаризационной комиссии с ее председателем;

— имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;

— сроки проведения инвентаризации (даты начала и окончания);

— причина проведения налоговой инвентаризации.

Форма распоряжения обязательна для использования налоговыми органами. Само же распоряжение регистрируется в специальном журнале, предназначенном именно для регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Положение по инвентаризации во многом схоже с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Некоторые его положения идентичны требованиям, установленным названными Методическими указаниями, а отдельные — просто их повторяют. Отсюда основные постулаты общей инвентаризации используются и при налоговой ревизии.

Еще до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает от налогоплательщика последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «. » (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Последнее положение наводит на мысль о правомерности требования проверяющих о представлении документов, которые датированы ранее периода проведения выездной проверки, в рамках которой проводится налоговая инвентаризация. Поскольку инвентаризация проводится в рамках выездной проверки, представление документов должно осуществляться:

— во-первых, в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, — путем выставления соответствующего требования;

— а во-вторых, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ — только за период, не превышающий трех лет.

Соответственно, документы, не относящиеся к проверке, налоговики истребовать не вправе. Но это сводит на нет весь смысл процедуры инвентаризации.

Непредставление же документов, которые датированы ранее периода проведения выездной проверки, скорее всего, не найдет поддержки у судей, поскольку норма о возможности проведения инвентаризации налоговиками в НК РФ все же прописана.

Материально ответственные лица должны расписаться в том, что к началу инвентаризации:

— все документы на имущество сданы в бухгалтерию и отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии;

Читайте так же:  Отчет по проверке налогового учета

— все подотчетные ценности оприходованы, а выбывшие — списаны.

Такие же расписки дают лица, которым выданы подотчетные суммы на приобретение имущества (доверенности на его получение).

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. Но при этом используются не унифицированные формы для инвентаризации (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, от 27.03.2000 N 26), а формы, которые приведены в Приложениях N 4 — N 13 к Положению об инвентаризации.

Отметим, что в некоторых формах (к примеру, в инвентаризационных описях основных средств и товарно-материальных ценностей (Приложения N 4 и N 5 к Положению об инвентаризации)) имеются графы «по данным бухгалтерского учета. «. Но фискалы, скорее всего, будут вносить информацию о количестве и стоимости активов по данным налогового учета.

Процесс инвентаризации

Наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера. Количество материалов и товаров, которые хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре части этих ценностей. Определение веса или объема навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и специальных технических расчетов (п. 2.7 Положения об инвентаризации). Этим же пунктом предлагается налогоплательщику создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

В частности, обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, предоставить технически исправное весовое оборудование, а также измерительные, контрольные приборы и мерную тару.

Такое требование, конечно, удобно только для проверяющих. Но в НК РФ такой нормы не существует. К тому же ни Налоговый кодекс РФ, ни Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливают ответственности за невыполнение таких действий. Единственная возможность налоговиков привлечь к ответственности налогоплательщика — это использование ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» КоАП РФ. Но для этого фискалы должны доказать, что налогоплательщик не подчинился именно законному требованию. Законодатель же, как было сказано выше, такую обязанность налогоплательщику не вменил.

Свою «нейтральность» в части создания условий налогоплательщик может обосновать тем, что у него на момент инвентаризации отсутствуют необходимые сотрудники, нет достаточных финансовых ресурсов для привлечения рабочей силы и техники и др.

Документальное оформление

В ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые оформляются не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Положения об инвентаризации). Заполнение данных описей и актов должно осуществляться с учетом требований, указанных в п. п. 2.8 — 2.10 Положения об инвентаризации.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально ответственные лица (п. 2.10 Положения об инвентаризации). При этом, как и при обычной инвентаризации, налоговики хотели бы получить расписку материально ответственного лица, подтверждающую проверку имущества комиссией в его присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

Материально ответственное лицо может отказаться от подписания описи ссылаясь на претензии к налоговикам. Положение об инвентаризации не содержит способа преодоления такого отказа налогоплательщика. Любые действия фискалов в данной ситуации станут процедурными нарушениями. На них-то и следует заострять внимание при рассмотрении дела в суде. Вполне возможно, что судьи не примут такую опись в качестве надлежащего доказательства.

Завершается все составлением ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. Ее подписывает председатель комиссии. Нарушение приведенных положений может впоследствии стать основным доводом при оспаривании результатов инвентаризации, проведенной налоговиками, в суде.

454071, Россия, Челябинск, ул. Салютная, 23б, офис 1

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр исполь­зуемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объ­ектов налогообложения для определения соответствия фактичес­ких данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.

Осмотр (обследование) представляет собой личное ознакомле­ние лица, осуществляющего контроль, с местами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и содержания объектов налогообложения 11 См.: Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 1995. С. 409.

В случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производствен­ных, складских, торговых и иных помещений и территорий, ис­пользуемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчет­ным путем на основании имеющейся у них информации о нало­гоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогопла­тельщиках 2 См. ст. 31 НК РФ.

[3]

Должностные лица налоговых органов в целях выяснения об­стоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр (обследование):

1) любых производственных, складских, торговых и иных по­мещений и территорий, используемых налогоплательщиком, в от­ношении которого проводится налоговая проверка, для извлече­ния дохода либо связанных с содержанием объектов налогообло­жения независимо от места их нахождения;

2) документов и предметов (магнитных носителей, дискет, фо­тографий, технических устройств и т.д.).

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получе­ны должностным лицом налогового органа в результате ранее про­изведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Например, в случае если документы или предметы были получены ранее в ходе проведения камеральной налоговой проверки или встречной налоговой проверки, осмотр документов и предметов может производиться должностными лицами налоговых органов вне рамок выездной налоговой проверки, но с обязательным учас­тием понятых и с составлением протокола осмотра.

При осмотре, производимом должностными лицами налогово­го органа, присутствуют:

1) понятые — в обязательном порядке;

2) лицо, в отношении которого осуществляется налоговая про­верка, или его налоговый представитель;

3) специалисты — в случае их привлечения.

В необходимых случаях при осмотре могут производиться:

— фото- и киносъемка;

— копирование с документов;

Действия, производимые в ходе осмотра, и его результаты фик­сируются в протоколе осмотра.

3. Проведение инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке

В целях проверки соответствия фактических данных об объек­тах налогообложения документальным данным, представленным налогоплательщиком, налоговым органам предоставлено право проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при осуществлении налоговых проверок в порядке, который устанавливается МНС РФ и Минфином См. ст. 31 НК РФ; Положение о порядке проведения инвентаризации иму­щества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфи­на РФ от 10 марта 1999 г. N 20н и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № ГБ-3-04/39 // РГ. 1999. 7 сент..

Читайте так же:  Общие условия назначения пенсии по старости

Инвентаризацию имущества на­логоплательщика можно считать самостоятельным процессуаль­ным действием при проведении налоговых проверок.

Основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств налого­плательщика.

Инвентаризация имущества налогоплательщиков проводится только при проведении выездной налоговой проверки.

Решение о проведении инвентаризации имущества налогопла­тельщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии, перечню имущества, подлежащего инвентаризации, принимает руководи­тель налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахож­дения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспорт­ных средств.

К имуществу налогоплательщика, подлежащему инвентариза­ции, относятся основные средства, нематериальные активы, фи­нансовые вложения, производственные запасы, готовая продук­ция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская за­долженность и иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое иму­щество налогоплательщика, независимо от его местонахождения.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвента­ризации имущества налогоплательщика экспертов, Переводчиков и других специалистов.

Проверка фактического наличия имущест­ва производится при участии должностных лиц, материально-от­ветственных лиц, работников бухгалтерской службы налогопла­тельщика.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских реги­страх или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точ­ность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвен­таризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации опреде­ляют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, техни­ческого расчета и т.д.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить измерительными и контрольны­ми приборами, мерной тарой и т.д.).

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их ко­личество указывают в описях по номенклатуре и в единицах из­мерения, принятых в учете.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально-ответственные лица. В конце описи материально-от­ветственные лица дают расписку, подтверждающую проверку ко­миссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам ко­миссии каких-либо претензий.

Если инвентаризация имущества проводится в течение не­скольких дней, то помещения, где хранятся материальные цен­ности, при уходе членов инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Для оформления инвентаризации необходимо применять фор­мы первичной учетной документации по инвентаризации имуще­ства, приведенные в приложениях к Положению о порядке прове­дения инвентаризации имущества налогоплательщиков при нало­говой проверке, либо формы, разработанные соответствующими министерствами.

По результатам проведенной инвентаризации имущества нало­гоплательщика составляются акты и ведомость результатов, вы­явленных инвентаризацией, которые подписываются председате­лем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте проверки и учитываются при рассмотрении материалов нало­говой проверки.

Имущество индивидуального предпринимателя (за исключе­нием движения имущества в день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и расходов для ин­дивидуальных предпринимателей и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным порядком ве­дения учета доходов и расходов и хозяйственных операций инди­видуальными предпринимателями, осуществляющими деятель­ность без образования юридического лица, а также должно под­тверждаться первичными документами.

Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, проводится по месту осуществления им предприни­мательской деятельности, а также местонахождению его имуще­ства. Инвентаризация имущества индивидуального предпринима­теля должна проводиться только в его присутствии.

Инвентаризация: налоговая проверка

Инвентаризация имущества при налоговой проверке включает в себя инвентаризацию ОС, НМА, финансовых вложений, производственных и прочих запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активо

Сразу скажем, что инвентаризация в рамках камеральной проверки возможна только с согласия проверяемого лица. И если вы не хотите ее проводить, то ИФНС не может оштрафовать вас за воспрепятствование доступу инспекторов для ее проведени

А вот при выездной проверке налоговикам ваше согласие для инвентаризации не требуется, у них есть все основания ее провест И если вы будете этому препятствовать, то инспекция через суд может оштрафоват

Проведение инвентаризации налоговыми органами

Инвентаризация проводитс на основании распоряжени начальника (его заместителя) инспекции, назначившей ВНП. В нем должны быть указаны даты начала и окончания инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение.

Проверяемый налогоплательщик имеет полное право присутствовать при инвентаризации, проводимой инспекторам

Фактическое наличие имущества (так же как и при обычной инвентаризации) проверят путем подсчета, взвешивания, обмера. При этом вы обязаны создать налоговикам условия для проверки наличия того или иного имущества. Например, обеспечить рабочей силой для взвешивания и перемещения грузов, исправными весами, таро Как справедливо заметил Верховный суд, никаких дополнительных затрат в этом случае налогоплательщики (в частности, организации) не несу Ведь они и так обязаны по меньшей мере раз в год проводить у себя инвентаризаци А значит, у них должны быть все необходимое оборудование и рабочая сила.

Инвентаризация не требует участия понятых, и по ее итогам составляются описи, акты и ведомост

Процесс инвентаризации — достаточно длительный и трудоемкий. Наверное, именно поэтому ФНС рекомендует своим подчиненным проводить ее только тогда, когда анализ имеющихся у них данных дает серьезные основания предполагать, что у налогоплательщика имеются ТМЦ и ОС, не отраженные в учет

Инвентаризация: взгляд налогового инспектора

Анастасия Кириченко, советник государственной гражданской службы 2 класса

Во время выездной проверки инспекторы могут провести инвентаризацию имущества компании. Существует ли разница между инвентаризацией, проводимой сотрудниками организации и налоговым работником? Что может послужить поводом для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика?

Налоговые инспекторы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Причинами для проведения инвентаризации обычно являются следующие случаи:

— результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра его территорий и помещений дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отраженных в учете компании;

Читайте так же:  Срок выплаты алиментов на ребенка в россии

— в ходе иных контрольных мероприятий выявлены данные, являющиеся основанием предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета.

Инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества проводится только во время выездной проверки (ст. 92 НК РФ). При этом в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инвентаризация проводиться не может.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки и предъявлении служебных удостоверений инспекторами, непосредственно проводящими проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемой компании.

Порядок проведения инвентаризации имущества в рамках проверки регламентируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н, № ГБ-3-04/39) (далее — Положение об инвентаризации).

Данным Положением об инвентаризации определены:

1) общие правила проведения инвентаризации;

2) правила инвентаризации отдельных видов имущества;

3) особенности проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя;

4) порядок оформления результатов инвентаризации.

Основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества производится по месту нахождения налогоплательщика. В перечень может быть включено любое имущество налогоплательщика, подлежащее инвентаризации, независимо от его местонахождения. Так, инспекторы вправе провести инвентаризацию (п. 1.3 Положения об инвентаризации):

— иных финансовых активов.

Инвентаризация проводится на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции (его заместителя). Причем это может быть руководитель (заместитель руководителя) инспекции как по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств (п. 1.2 Положения об инвентаризации).

Форма распоряжения обязательна для использования налоговыми инспекторами. Само же распоряжение регистрируется в специальном журнале, предназначенном именно для регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Проверку фактического наличия имущества инспекторы вправе производить только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. При этом используются формы, приведенные в Приложениях № 4-13 к Положению об инвентаризации. Так, могут быть составлены:

— инвентаризационная опись основных средств;

— инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей;

— инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение;

— акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;

— акт инвентаризации наличных денежных средств.

По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте выездной проверки и учитываются при рассмотрении ее материалов.

Основные принципы инвентаризации, проводимой инспекторами при проверке, хорошо знакомы налогоплательщикам.

По своей структуре и содержанию Положение по инвентаризации очень напоминает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49), а зачастую просто их дублирует.

Все различия связаны с тем, что инвентаризацию проводят представители инспекции. Описи, например, подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

В конце хочется отметить, что инвентаризация имущества в ходе выездной проверки хотя и вызывает у налогоплательщиков много вопросов, зачастую не приносит необходимого результата, поскольку выездной проверкой охватываются прошедшие периоды, а инвентаризация проводится по факту и имущество, подвергшееся инвентаризации, осматривается на дату проводимого контрольного мероприятия.

Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. Приказом Минфина рф и мнс рф от 10 марта 1999 г. Nn 20н, гб-3-04/39)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.

Под налогоплательщиками в дальнейшем понимаются организации и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

1.2. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств (приложение N 1 к настоящему Положению).

Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации (приложение N 2 к настоящему Положению).

1.3. Под имуществом в соответствии со статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Для целей настоящего Положения к имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

1.4. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения.

Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

1.5. Основными целями инвентаризации являются:

выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению, сопоставлению фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. В соответствии со статьей 131 Налогового кодекса Российской Федерации порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливается Правительством Российской Федерации и финансируется из федерального бюджета.

2. Общие правила проведения инвентаризации

2.1. Перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем государственной налоговой инспекции (его заместителем).

2.2. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

2.3. При проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке инвентаризационной комиссией заполняются формы, приведенные в приложениях N 4 — 13 к настоящему Положению.

2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «. » (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

[2]

Материально ответственные лица, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Читайте так же:  Как уклониться от уплаты алиментов советы

2.5. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах.

2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

2.8. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

2.9. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии.

2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица, В конце описи материально ответственные лица, дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

2.11. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

2.12. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества согласно приложениям N 4 — 13 к настоящему Положению либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций.

Проведение инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке

В целях проверки соответствия фактических данных об объек­тах обложения документальным данным, представленным плательщиком, налоговым органам предоставлено право проведения инвентаризации имущества плательщика при осуществлении налоговых проверок. См. ст. 31 НК РФ; Положение о порядке проведения инвентаризации иму­щества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфи­на РФ от 10 марта 1999 г. N 20н и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № ГБ-3-04/39 // РГ. 1999. 7 сент.

Инвентаризацию имущества плательщика можно считать самостоятельным процессуаль­ным действием при проведении налоговых проверок.

Основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих обложению;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств ­плательщика.

Инвентаризация имущества плательщиков проводится только при проведении выездной налоговой проверки.

Решение о проведении инвентаризации имущества пла­тельщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии, перечню имущества, подлежащего инвентаризации, принимает руководи­тель налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения плательщика, а также по месту нахож­дения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспорт­ных средств.

К имуществу плательщика, подлежащему инвентариза­ции, относятся основные средства, нематериальные активы, фи­нансовые вложения, производственные запасы, готовая продук­ция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская за­долженность и иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое иму­щество плательщика, независимо от его местонахождения.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвента­ризации имущества нплательщика специалистов.

Проверка фактического наличия имущест­ва производится при участии должностных лиц, материально-от­ветственных лиц, работников бухгалтерской службы пла­тельщика.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских реги­страх или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точ­ность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвен­таризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации опреде­ляют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, техни­ческого расчета и т.д.

Плательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить измерительными и контрольны­ми приборами, мерной тарой и т.д.).

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их ко­личество указывают в описях по номенклатуре и в единицах из­мерения, принятых в учете.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально-ответственные лица. В конце описи материально-от­ветственные лица дают расписку, подтверждающую проверку ко­миссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам ко­миссии каких-либо претензий.

Если инвентаризация имущества проводится в течение не­скольких дней, то помещения, где хранятся материальные цен­ности, при уходе членов инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Для оформления инвентаризации необходимо применять фор­мы первичной учетной документации по инвентаризации имуще­ства, приведенные в приложениях к Положению о порядке прове­дения инвентаризации имущества плательщиков при нало­говой проверке, либо формы, разработанные соответствующими министерствами.

Читайте так же:  Новые индексация пенсии неработающим пенсионерам

По результатам проведенной инвентаризации имущества плательщика составляются акты и ведомость результатов, вы­явленных инвентаризацией, которые подписываются председате­лем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации имущества плательщика отражаются в акте проверки и учитываются при рассмотрении материалов нало­говой проверки.

Имущество индивидуального предпринимателя (за исключе­нием движения имущества в день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и расходов для ин­дивидуальных предпринимателей и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным порядком ве­дения учета доходов и расходов и хозяйственных операций инди­видуальными предпринимателями, осуществляющими деятель­ность без образования юридического лица, а также должно под­тверждаться первичными документами.

Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, проводится по месту осуществления им предприни­мательской деятельности, а также местонахождению его имуще­ства. Инвентаризация имущества индивидуального предпринима­теля должна проводиться только в его присутствии.

4. Истребование документов

Документы, фиксирующие проведение плательщиком хозяйственных операций, подтверждающие наличие объектов обложения и обязательств и т.д., являются основной состав­ляющей предмета каждой налоговой проверки.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право требовать от:

[1]

1. плательщика:

— документы по установ­ленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

— пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уп­латы (удержания и перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

2. контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого плательщика, эти документы (информацию).

3. банков документы, подтверждающие исполнение платежных по­ручений плательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых орга­нов о списании со счетов плательщиков сумм налогов и пеней и другие документы.

При осуществлении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов проводя­щих налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого оплательщика необходимые для проведения проверки документы (ст.93 НК РФ)

Требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) способом, свидетельствующем о дате его получения.

При этом необходимо учитывать, что данное требование налоговых органов, предъявляемое в ходе камеральной или выездной провер­ки, адресуется только плательщику, в то время как при осуществлении встречной налоговой проверки (ст.93.1 НК РФ) указанное требование налоговых органов адре­суется любому лицу, которое имеет документы (информацию), относящиеся к де­ятельности плательщика

Кроме того, Если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке вне рамок проведения налоговых проверок

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика .

Запрошенные налоговым органом документы, составленные на бумажном носителе, разрешено передавать в виде скан-образов с обязательным сохранением реквизитов. Они должны быть в формате tif, jpg, pdf или png. Необходимое разрешение — не менее 150 и не более 300 dpi, использовать нужно 256 градаций серого цвета. Важно отсканировать документ без искажений.

Лицо, которому адресовано требование о представлении доку­ментов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 10-ти дневный срок, с момента получения такого требова­ния налогового органа.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. Формы и форматы таких документов установлены ФНС.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Документы на бумажном носителедолжны быть представлены в налоговый орган в виде заверенных должным образом копий. Поскольку действую­щее законодательство не содержит требования об обязательном но­тариальном заверении подобных документов, то, скорее всего, копии документов будут заверены в соответствии с обычаями де­лового оборота, т.е. заверены печатью организации и подписью соответствующего должностного лица организации с указанием даты и надписи «копия верна». Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС.

Документы, составленные на бумажном носителе, могут быть направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по предусмотренным ФНС форматам по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае представления истребуемых документов в электронной форме потелекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.

Источники


  1. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  2. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.

  3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
  4. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.
  5. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
Инвентаризация при проведении налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here