Имеет ли налоговая доступ к банковским счетам

Полезная информация на тему: "Имеет ли налоговая доступ к банковским счетам" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Банки не обязаны сообщать в налоговые органы о счетах, открываемых на основании договора займа

belchonock / Depositphotos.com

Минфин России проанализировал обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Так, Налоговым кодексом установлена обязанность банков сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, ИП, физического лица, не являющегося ИП, о предоставлении права или прекращении права организации, ИП использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа (п. 1.1 ст. 86 НК РФ).

Это применяется также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств (п. 4 ст. 86 НК РФ).

Сведения об открытии (закрытии) каких еще счетов банк обязан сообщить налоговому органу? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом счетами для целей налогового законодательства признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (ст. 845 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 11 НК РФ). Основные виды банковских счетов, открываемых на основании договоров банковского счета, отражены в главе 2 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Таким образом, ст. 86 НК РФ не устанавливает обязанность банков сообщать в налоговые органы об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) счетов, открываемых на основании договора займа.

Правовая природа договора займа определена ст. 807 ГК РФ. По мнению экспертов Минфина России, балансовый счет 43807, на котором учитываются привлеченные заемные средства юридического лица на основании договора субординированного займа, имеет признаки, отличные от признаков счета, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ.

Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

В последнее время в многочисленных публичных источниках все чаще упоминается о намерении ФНС России усилить меры контроля за соблюдением налогового законодательства физическими лицами (гражданами, индивидуальными предпринимателями). В этой связи фискальный орган предлагает усовершенствовать порядок обмена с кредитными учреждениями информацией о банковских счетах граждан, в том числе привязанных к банковским картам, и о движениях по ним денежных средств.

Встречаются также не вполне корректные высказывания о возможных последствиях такого ужесточения контроля, которые включают в себя необоснованный, безосновательный отъем денежных средств россиян. Подобные предположения не соотносятся с законодательными процедурами привлечения граждан и предпринимателей к налоговой ответственности.

Что уже позволено ФНС

Налоговым контролем признается деятельность фискального органа, то есть ФНС, по надзору за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.

Впрочем, самих видов налоговых проверок, в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ, всего два: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся в распоряжении ФНС. Проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.

В отличии от камеральной, выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика и уже на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Выбор в пользу того иного вида проверки определяется исходя из целей ее проведения. Однако назначение налогового контроля в целом заключается в надзоре за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Так вот, в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок, налоговый орган в настоящее время и так располагает достаточными полномочиями по истребованию разъяснений, объяснений и документов, не только у физических лиц, но в том числе и у должностных лиц, контрагентов налогоплательщика, у иных хозяйствующих субъектов и даже у кредитных организаций.

Какие сведения доступны налоговикам

Статьей 86 НК РФ в действующей редакции уже определены полномочия налогового органа и обязанности банков, возникающие в связи с проведением проверок. Так, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной форме в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Все эти сведения могут быть запрошены налоговыми органами в случаях:

— проведения налоговых проверок, либо истребования документов и информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;

— вынесения решения о взыскании налога;

— при вынесении решений о приостановки операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, а также о приостановки переводов электронных денежных средств или об отмене приостановки операций по счетам.

Таким образом, налоговый орган имеет возможность при содействии банков получить доступ к финансовой информации граждан и предпринимателей.

При этом, стоит отметить, реализация этих полномочий налоговой службы сопряжена с соблюдением целого ряда формальных условий, таких как наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа, либо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Читайте так же:  Снимают ли налог с декретных

Что может измениться

В силу стремления усовершенствовать налоговый контроль, интерес налогового органа по изменению порядка доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации вполне логичен — особенно если учесть активное внедрение программно-технических комплексов и средств сбора этих данных.

Тем не менее указанные меры не могут рассматриваться как проводимые фискальными органами попытки несанкционированного изъятия денежных средств, принадлежащих гражданам на законных основаниях.

[1]

Дело в том, что любой предложенный налоговой службой вариант доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяет последующих налоговых проверок, в рамках которых должны анализироваться и устанавливаться обстоятельства соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, возможные изменения в процедуре доступа, сбора, анализа и хранения информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяют, собственно, положения самого налогового законодательства, чье содержание определяет все существенные элементы налога, а также основания и условия, при которых возникает налоговая обязанность у граждан и предпринимателей.

Тонкости перевода

Обратимся к одному из последних разъяснений, приведенных в письме ФНС России от 27 июня 2018 г. N БС-3-11/[email protected] В нем, в частности, указывается на то, что само по себе обстоятельство получения денежных средств от другого физического лица путем перевода с карты на карту, в отсутствие оснований, предусмотренных налоговым законодательством, не формирует налоговой обязанности для получателя денежных средств.

Если полученная гражданином на карту денежная сумма может быть квалифицирована как доход, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения) по правилам статьи 217 НК РФ, то негативные налоговые последствия для владельца карты не наступают.

Привлечение же налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы налога из-за неуплаты или неполной уплаты в результате занижения налоговой базы представляется затруднительным. Установленный законом срок уплаты налога приходится на период, следующий за налоговым периодом, в который у гражданина возникает налоговая обязанность. Таким образом, вывод о неправомерной неуплате гражданином налога в момент поступления денежных средств на карту будет ошибочным и преждевременным.

Налоговая все увидит: чего ждать россиянам после того, как ФНС получит доступ к их счетам

На этой неделе стало известно, что ФНС собирается следить за движением средств на банковских счетах физлиц. Налоговики уже попросили Минфин разрешить им запрашивать у банков информацию о счетах населения без всяких проверок – все это в целях борьбы с незаконным предпринимательством.

Представитель Минфина уточнил The Bell, что запрос ФНС пока находится на рассмотрении. Но если идею поддержат, жизнь россиян сильно изменится. Раньше у ФНС была возможность добраться до ваших счетов только при проведении проверки, но при этом физлица почти не проверялись – за весь прошлый год служба обратила внимание всего на 770 человек. Но число проверок может резко возрасти, как только банки начнут делиться с налоговиками информацией. Мы поговорили с юристами, чтобы узнать – к каким операциям у ФНС могут возникнуть вопросы.

Вы переводите деньги другому человеку или человек переводит деньги вам:

  • Если это безвозмездный перевод на любую сумму от любого физлица, даже не от родственника, то НДФЛ он не облагается, сообщила ФНС в ответ на запрос The Bell.

Вы собираете деньги на какие-либо нужды (благотворительность или коллективную покупку):

  • Если вам переводят деньги сразу большое количество людей, налоговая может заподозрить вас в незаконной предпринимательской деятельности.
  • Чтобы проверить, занимаетесь вы ею или нет, ФНС запросит объяснения у вас, а потом может опросить и тех, кто переводил вам деньги.
  • Если вы, к примеру, собирали деньги на благотворительность или на покупку учебных пособий в школу, и все остальные это подтвердят, то вопросы будут сняты. Такие операции НДФЛ не облагаются, говорит адвокат, специалист по налоговому праву Дмитрий Ицков.
  • Но если ваши контрагенты скажут, что переводят вам деньги за работу или услуги, налоговая может доначислить вам НДФЛ, штрафы и пени.
  • Если выяснится, что вы не заплатили налоги в крупном размере (больше 900 тыс. руб. за три года), ФНС направит материалы в правоохранительные органы.
  • За уклонение от уплаты НДФЛ физлицу может грозить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 1 года (ст. 198 УК РФ).
  • Если сумма полученного дохода превышает 2 250 000 рублей, существует риск привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). Максимальное наказание – арест на срок до 6 месяцев.

Вы любите продавать вещи на Avito:

Если вы в принципе любите избавляться от ненужных вещей (неважно, с помощью какого сервиса), имейте в виду:

  • Когда вы продаете какую-либо вещь по цене ниже цены приобретения, платить НДФЛ вы не обязаны
  • Даже если вам удалось продать какую-то единичную бытовую вещь личного пользования дороже, чем вы ее купили, включать полученный доход в декларацию тоже необязательно – предметы личного пользования не являются объектом налогообложения для НДФЛ, если их общая стоимость за год не превышает 250 000 рублей, либо если они были в собственности продавца более 3 лет, говорит адвокат, специалист по налоговому праву Дмитрий Ицков.

Вы продаете квартиру:

  • В этом случае информация автоматически поступит в налоговый орган. Если вы продали ее дороже, чем купили и владели квартирой меньше 5 лет, то придется заплатить НДФЛ – либо со всей суммы, либо с разницы между продажей и покупкой, но для этого надо подтвердить цену покупки с помощью документов. Уменьшить базу для расчета НДФЛ можно за счет расходов на ремонт – если предоставить в налоговую подтверждающие чеки.
  • Популярная схема ухода от уплаты НДФЛ при продаже квартиры: показать в договоре меньшую сумму, чем реальная сумма сделки, а разницу получить наличными. Чисто теоретически, если вы потом положите эту разницу на свой счет, ФНС к вам придраться не сможет, считает Ицков. «На граждан не распространяется требование подтверждать источник дохода и показывать происхождение средств, – говорит он. – Вопросы у ФНС могут возникнуть только если вы чиновник, депутат, либо подозреваетесь в каком-либо экономическом преступлении».
Читайте так же:  Мвф рекомендовал россии повысить пенсионный возраст

Что точно облагается НДФЛ

Уплата НДФЛ регулируется Налоговым кодексом (глава 23).

  • В статье об объекта налогообложения (209) – всего два пункта. В первом говорится, что налоговые резиденты РФ платят НДФЛ с любого дохода, полученного в России и за рубежом. К нему относятся доходы от сдачи квартиры, вознаграждения за трудовые обязательства, вознаграждения по договорам ГПХ.
  • Сюда не попадают доходы от имущественных или неимущественных отношений между членами семьи или близкими родственниками – если, конечно, между вами не было заключено договора ГПХ или трудового соглашения.
  • Не облагаются НДФЛ и подарки между родственниками, а также между любыми гражданами, если это не недвижимость, транспорт, акции или доли в бизнесе.
    Во втором пункте статьи разъясняется, что нерезиденты платят НДФЛ только с доходов, полученных в России.

Налоговые органы получат автоматический доступ к счетам российских резидентов в зарубежных банках

ФНС России за последние годы заметно повысила свою информированность при доказывании схем уклонения от уплаты налогов с помощью офшоров, отметил начальник отдела Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Владимир Голишевский на прошедшей конференции «Налоговые итоги года», организованной The Moscow Times. Еще в 2010 году у отечественных налоговиков не происходило обмена финансовой информацией со Швейцарией, Люксембургом и многими другими офшорными юрисдикциями. Вместе с тем, в настоящее время 106 государств, в том числе заморские территории Великобритании, Панама и другие страны с минимальным уровнем налоговой нагрузки, присылают сведения в налоговое ведомство России о счетах российских резидентов. Это стало возможным, благодаря подписанию в 2011 году Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Кроме того, в мае 2016 года российское налоговое ведомство подписало многостороннее соглашение по обмену налоговыми органами информацией о банковских счетах и финансовой документации в рамках так называемого стандарта CRS (Common Reporting Standard). Стандарт предусматривает, что налоговые органы – участники соглашения будет создавать и предоставлять друг другу в автоматическом режиме страновые отчеты о деятельности международных групп компаний в своей стране. Уточним, что имеются в виду сведениях о зарубежных банковских счетах и вкладах российских налоговых резидентов, их ценных бумагах, иных финансовых инструментах с указанием имен, адресов владельцев счетов, ИНН, номеров счетов, балансов, сумм процентов по вкладу и т. д. Данное соглашение должно заработать в полной мере с 2018 года, хотя в 2016-2017 году уже порядка 50 стран обмениваются соответствующей информацией.

Для введения стандарта CRS Минфин России разработал законопроект 1 , согласно которому ФНС России будет создавать сама и получать отчеты из других стран с информацией о глобальных корпорациях. В документах планируется представлять их основные финансовые показатели, что позволит налоговым органам создавать карту деятельности глобальных корпораций, а также устанавливать регионы получения основного дохода и выплаты налогов. «Для нас данная информация является предметом исследования, поводом внимательно посмотреть на деятельность компании и задать вопросы», – рассказал Владимир Голишевский.

Данные правила будут распространяться на российские группы компании с совокупной выручкой не менее 50 млрд руб. в год, а также на иностранные компании, работающие в в российской юрисдикции. «Порядка 50-60 российских компаний с головным офисом в стране и «дочками» за рубежом должны будут присылать финансовые сведения в рамках стандартов межстрановой отчетности и глобальной документации», – посчитала партнер британской аудиторско-консалтинговой компании EY Ирина Быховская.

[2]

При этом, общим правилом для всех является то, что отчетность сдается по месту регистрации материнских компаний групп. К примеру, если штаб-квартира глобальной корпорации находится в России, то отчетность сдается в России. В другой юрисдикции она будет сдаваться только в том случае, если Россия не будет обмениваться с ней информацией. В то же время, если компания не хочет сдавать отчетность в России, то она вправе создать уполномоченную компанию в другой юрисдикции, которая в большей степени подходит для сдачи отчетности. Этот принцип называется «суррогатная мама».

Ирина Быховская также отметила, что подписанное соглашение не предусматривает обязанности налоговых органов стран-участниц применять штрафы на основании информации, полученной в рамках межстрановой отчетности. Однако российский законопроект, во-первых, предусматривает штрафы за непредставление или неполное представление сведений и использование данной информации в контрольных мероприятиях налоговиков, а во-вторых, – предполагает штрафы за предоставление недостоверной информации. «Ошибся на одну единицу персонала, и у налогового органа уже появилось основание для начисления штрафа», – пояснила она.

Владимир Голишевский на это заметил, что российские компании, работающие в Европе и Китае, уже сейчас предоставляют свою финансовую отчетность в налоговые органы этих стран. «По результатам проверки налоговики имеют право принять свои санкции», – пояснил он. В то же время, российским законопроектом предусмотрено освобождение от санкций во время проведения двух первых отчетных компаний. «К тому же в российской юрисдикции применяются самые мягкие штрафы – 50 и 100 тыс. руб. Нигде больше таких штрафов вы не увидите. В Нидерландах, к примеру, предусмотрена уголовная ответственность. По сравнению с этим, наше законодательство самое либеральное среди всех участников соглашения по межстрановой отчетности», – уточнил он.

Представитель ФНС России также добавил, что по поводу либеральности российского законодательства даже есть вопросы у других участников соглашения. Дело в том, что если у налогового органа возникают сомнения в корректности и полноте предоставленных глобальной компанией данных, то он имеет право провести консультации с ней. В любом случае, налоговики должны предпринять меры, чтобы обеспечить полноту данных. Если же такие меры (в том числе путем установления ответственности) не принимаются, то другие страны могут отозвать подпись под соглашением в части обмена данными со страной, не выполняющей обязательства. «Для российских компаний это обернется тем, что они будут сдавать отчетность в других странах и к ним могут быть применены более жесткие санкции. Других вариантов нет», – резюмировал чиновник.

Налоговики попросили доступ к банковским счетам граждан

Налоговики могут получить возможность запрашивать у банков информацию о счетах физлиц без всяких проверок. Если идея пройдет, все данные о движении ваших банковских средств будут у них как на ладони. Не заплатить НДФЛ станет крайне проблематично.

[3]

Детали

Читайте так же:  Управление федеральной налоговой службы регистрация

Что мне с этого?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прецеденты доначисления налогов на основании банковской выписки уже есть: недавно налоговики на основании контрольной закупки в Твери выявили нелегального продавца тортов. Но если инициатива ФНС пройдет, она автоматически распространится на условных «продавцов тортов» по всей стране и одними из первых в поле зрения налоговиков, скорее всего, окажутся те, кто сдают в аренду недвижимость. Пока есть время, подумайте, какие ваши операции, причем сразу за последние три года, могут в теории привлечь внимание ФНС.

Чем грозят запросы налоговой инспекции в банки?

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в ст. 86 НК РФ, которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (п. 1 ст. 86 НК РФ).
НАША СПРАВКА

К реквизитам счета или вклада относятся следующие сведения: Ф.И.О. физического лица или ИП, для организации – полное наименование; сам номер расчетного счета или вклада клиента; наименование банка, в котором открыт счет и корреспондентский счет самого банка; БИК; ИНН лица; КПП.

Изменения коснулись и п. 2 ст. 86 НК РФ, где закреплена возможность получения сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам. Ранее порядок запроса и выдачи такой информации был прописан только для организаций и ИП. Перечисленные сведения предоставлялись налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и ИП. А также при:

  • вынесении решения о взыскании налога;
  • принятии решения о приостановлении операций по счетам организации или ИП;
  • приостановлении переводов электронных денежных средств или отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ).

С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (ст. 82 НК РФ). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (ст. 88 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Статья 93.1 НК РФ предусматривает истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о его конкретных сделках. Такое истребование проводится в ходе налоговой проверки или, если вне проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Это значит, что налоговая инспекция может запросить сведения о движении и остатках денежных средств на счетах организации, ИП и физического лица и в том случае, если проводит проверку деятельности контрагента этой фирмы, ИП или лица, сведения о котором имеются у гражданина. Следует отметить, что НК РФ не обозначает круг ситуаций, за рамками которых истребование указанных документов было бы неправомерным. Однако есть судебный акт, в котором суд отметил, что, поскольку налоговая инспекция, по итогам проведения камеральной проверки, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика, она не имела права запрашивать дополнительные сведения и документы у контрагента налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2009 г. № Ф09-3209/09-С3 по делу № А50-17601/2008).

Не будет ли получение такой информации нарушением конституционных прав граждан? Напомним, что ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, а ст. 24 Конституции РФ говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

В Определении КС РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О Суд дал понятие неприкосновенности частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

Рассматривая запрос Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», КС РФ пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекает право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах. Со стороны банков следует соответствующая обязанность хранить банковскую тайну (Постановление КС РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П*(239)). Однако, в этом же постановлении Суд указал, что законодатель вправе обязать банк предоставить государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющих банковскую тайну, но в пределах и объеме, необходимых для соблюдения Конституции РФ и иных законов, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I
«О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), информация об открытии счетов или вкладов, совершения различных операций по счетам, а также информация о наличии или отсутствии денежных средств на счетах является охраняемой законом банковской тайной. И эта же статья предусматривает исключение – предоставление налоговым органам подобной информации в отношении юридических лиц, ИП и физических лиц в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

КРАТКО

Реквизиты решения: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. № А67-1604/2012 по требованию о признании недействительным решения налогового органа.

Читайте так же:  Сколько индексаций пенсии пропустили работающие

Доводы заявителя (банка): представление банком документов по запросу налогового органа является нарушением банковской тайны.

Суд решил: Принимая во внимание положения ст. 26 Закона о банках, разъяснения КС РФ, суд указал, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно ст. 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.

Таким образом, само получение налоговыми органами информации, составляющей банковскую тайну, вполне легально. Более того, НК РФ закрепляет, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Эта же статья предусматривает некоторые исключения из этого правила, например, когда такая информация находится в общем доступе или представляет собой сведения о налоговых правонарушениях, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и т.п.

Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).

Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/[email protected] «О мотивированных запросах налоговыми органами банков», мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/[email protected], который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ:

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств.

Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/[email protected] «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, что также повторяет положения п. 2 ст. 86 НК РФ, но уже в новой редакции.

В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как п. 2 ст. 86 НК РФ, так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.

БЛАНК

Рекомендации по заполнению налоговыми органами мотивировочной части запросов в банк, в случаях проведения налоговых проверок либо истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект «по умолчанию» в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке ст. 93.1 НК РФ, которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.

Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.

Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.

В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса «Банк-Обмен». Данный ресурс был создан в соответствии с приказом ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected] с целью реализации положения Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. «Банк-Обмен» и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.

Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением Конституции РФ и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными.

Читайте так же:  Когда увольняться работающим пенсионерам для индексации пенсий

Доступ ФНС к банковским счетам может быть расширен: чего хотят налоговики

В письме от 28 июня 2018 года № ЕД-4-2/12467 ФНС России прямо высказала своё пожелание о том, что доступ налоговой к банковским счетам физлиц и ИП надо бы расширить. Минфин в курсе этой инициативы. Рассказываем, каких именно изменений в действующем законодательстве хотят налоговики и зачем им это нужно.

Как налоговая получает информацию от банков

На 2018 год можно выделить 3 особенности правового регулирования доступа налоговой к банковским счетам физического лица и ИП.

Как по закону происходит налоговый контроль за банковскими счетами Особенность применения закона
1 При направлении запроса о предоставлении справок/выписок по счетам, открытым физлицам, наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (зам. руководителя) ФНС прямо предусмотрено ст. 86 НК РФ НК РФ не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налоговой, проверить наличие такого согласия
2 Банк при получении запроса налоговой о предоставлении справок/выписок по счетам ИП предоставляет сведения о них, используемых для предпринимательской деятельности Банк не приводит информацию по счетам ИП, открытым ему как физлицу
3 Банк при получении запроса налоговой о предоставлении справок/выписок по счетам физического лица предоставляет сведения обо всех открытых ему счетах Информация включает счета, используемые данным физлицом для предпринимательской деятельности

Таким образом, формально получается, что налоговая следит за банковскими счетами не в той мере, в какой ей хотелось бы.

Чего хочет ФНС

Ведомство прямо говорит, что в отношении правового регулирования запроса налоговой о счете в банке целесообразно внести изменения в налоговое законодательство. А именно – расширить полномочия налоговых органов. Это, в свою очередь, повысит эффективность выявления и пресечения незаконного предпринимательства.

Если изменения, о которых говорит ФНС произойдут, налоговая получит доступ к банковским счетам физлиц ВНЕ границ налоговой проверки. Проще говоря, истребовать информацию по счетам налоговики смогут в любой момент.

Действующие правила

На основании п. 2 ст. 86 НК РФ банки в течение 3-х дней после получения запроса обязаны выдавать налоговикам:

  • справки о наличии счетов, вкладов/депозитов и/или об остатках денег/драгметаллов;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам/депозитам организаций, ИП и обычных физлиц;
  • справки об остатках электронных денег и об их в электронной форме

По закону налоговая проверка банковского счета обычного физлица путём запроса сведений о нём возможно в следующих случаях:

  • наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (зам. руководителя) ФНС;
  • налоговая проверка физлица;
  • истребование документов/информации в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Банки не обязаны сообщать налоговикам об открытии налогоплательщику накопительного, транзитного валютного, обезличенного металлического и ссудного счетов

Пункт 1 статьи 86 Налогового кодекса обязывает банки сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения, об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) организацией или предпринимателем банковского счета. Минфин России в письме от 24.07.13 № 03-02-07/1/29130 разъяснил, что данное правило не распространяется на случаи открытия налогоплательщику накопительного, транзитного валютного, обезличенного металлического и ссудного счетов.

В нынешней редакции пункта 2 статьи 11 НК РФ дано следующее определение понятия «счета (счет)». Это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. С 1 января 2014 года согласно поправкам, внесенным в данную норму Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ, счетами будут признаваться расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (подробнее см. «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности»).

Как видим, определяющим признаком счета является его открытие на основании договора банковского счета. В соответствии с пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В Минфине отмечают, что накопительный, обезличенный металлический и ссудный счета открываются не на основании договора банковского счета. Что же касается транзитного валютного счета, то он открывается в обязательном порядке одновременно с текущим валютным счетом и имеет целевое предназначение, поэтому, как считают в финансовом ведомстве, он не обладает признаками счета, установленными в пункте 2 статьи 11 НК РФ. На основании изложенного, делают вывод специалисты Минфина, у банков отсутствует обязанность сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) накопительного, транзитного валютного, обезличенного металлического и ссудного счетов.

Источники


  1. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

  2. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.

  3. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  4. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
  5. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
Имеет ли налоговая доступ к банковским счетам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here