Форма требования об уплате налога

Полезная информация на тему: "Форма требования об уплате налога" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Содержание

  • УТОЧНЕННОЕ И ПОВТОРНОЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

    Если после направления требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась, инспекция направляет ему уточненное требование (ст. 71 НК РФ). При этом первоначальное требование отзывается. Это следует из формы требования (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/[email protected]).

    Исполнить уточненное требование налогоплательщик должен в общем порядке: в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если более продолжительный срок исполнения не установлен в самом требовании (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

    Сроки принудительного взыскания налоговой задолженности рассчитываются в этом случае заново — после истечения срока добровольного исполнения уточненного требования (п. 3 ст. 46 НК РФ). С этим согласны и суды (Постановление ФАС Уральского округа от 06.04.2010 N Ф09-2156/10-С3).

    Подробнее о сроках принудительного взыскания вы можете узнать в:

    — разд. 4.2.1 «Порядок и срок вынесения решения о взыскании недоимки (пеней, штрафов, процентов) за счет денежных средств налогоплательщика в банке. Направление решения налогоплательщику»;

    — разд. 6.2.1 «Порядок и срок вынесения налоговым органом решения о взыскании недоимки (пеней, штрафов) за счет имущества налогоплательщика»;

    — разд. 8.2.1 «Сроки подачи налоговым органом заявления в арбитражный суд, если пропущены сроки бесспорного взыскания недоимки (пеней, штрафов)»;

    — разд. 8.2.2 «Срок подачи налоговым органом заявления в арбитражный суд, если недоимка (пени, штрафы) взыскивается исключительно в судебном порядке».

    От уточненного необходимо отличать повторное требование. Иногда инспекция, пытаясь продлить срок взыскания задолженности, направляет налогоплательщику требование повторно. Налоговый кодекс РФ этого не предусматривает, и суды, как правило, признают повторные требования незаконными (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.11.2012 N А78-1510/2012, ФАС Центрального округа от 03.09.2012 N А48-4157/2011, от 15.02.2012 N А54-2318/2011, ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2010 N А44-2020/2010).

    Отличие между ними состоит в том, что выставление повторного требования не связано с изменением налоговой обязанности налогоплательщика. Изменение такой обязанности возможно по основаниям, установленным налоговым законодательством (п. 1 ст. 44 НК РФ), в частности:

    1) при снижении ставки налога, уменьшении величины штрафа или иных изменениях в законодательстве, которые улучшают положение налогоплательщика и имеют обратную силу (п. п. 3, 4 ст. 5 НК РФ).

    Если в результате таких законодательных изменений сумма задолженности, указанная в ранее выставленном требовании, уменьшилась, инспекция должна выставить вам уточненное требование.

    Отметим, что доначисление налога по старым налоговым периодам из-за принятия новых нормативных актов инспекция проводить не вправе. Ведь законы, которые ухудшают положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ);

    2) в случае переноса срока уплаты налога (пеней, штрафа) на более позднюю дату после выставления налогоплательщику требования на сумму такого платежа. Это возможно, если налоговый орган предоставил вам отсрочку или рассрочку по уплате налога (пеней, штрафа), инвестиционный налоговый кредит (абз. 1 п. 2, п. 3, абз. 2 п. 6 ст. 61 НК РФ).

    После того как отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит прекратятся, налогоплательщику может быть выставлено уточненное требование, если задолженность перед бюджетом он не погасил (абз. 3 п. 1 ст. 45, п. п. 1, 2 ст. 69, ст. 71 НК РФ).

    Как показывает арбитражная практика, обязанность по уплате налога не считается изменившейся и потому требование является повторным, если оно выставлено после того, как:

    — суд или вышестоящий налоговый орган частично отменил решение по результатам налоговой проверки, на основании которого выставлялось первоначальное требование (Письмо Минфина России от 16.04.2009 N 03-02-07/1-191);

    — инспекция выявила ошибку в первоначальном требовании;

    — налогоплательщик частично погасил задолженность по первоначальному требованию. Требование, перевыставленное на остаток недоимки, является повторным;

    — налогоплательщик представил уточненную декларацию, на основании которой изменилась сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Повторным признается требование, которое инспекция направляет на новую сумму, если первоначальное требование она не отозвала;

    — налогоплательщик сменил место нахождения. Повторным признается требование, которое инспекция направила по новому месту его учета.

    На практике возможна также следующая ситуация. Налоговый орган направляет новое требование, так как первоначальное признано недействительным из-за того, что оно направлено налогоплательщику до вступления в силу решения по налоговой проверке.

    Есть судебные решения, которые признают новые требования законными (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2013 N А82-8527/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2013 N А78-5239/2012, от 09.02.2011 N А33-17304/2008, ФАС Дальневосточного округа от 31.08.2011 N Ф03-4262/2011).

    Если считаете, что полученное вами требование об уплате налога (пеней, штрафа, процентов) является повторным, вы вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

    Подробнее о порядке обжалования актов налоговых органов вы можете узнать в гл. 9 «Обжалование ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов».

    Приложение N 2. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)

    Информация об изменениях:

    Приказом ФНС России от 2 декабря 2013 г. N ММВ-7-8/[email protected] приложение изложено в новой редакции

    Приложение N 2
    Утверждено
    приказом Федеральной налоговой службы
    от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected]
    (с изм. от 2 декабря 2013 г.)

    Наименование налога (сбора)

    КПП обособленного подразделения

    Код налогового органа

    * При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).

    ** Строка заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) — организации (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по результатам налоговой проверки.

    *** Часть заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) — организации, (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю уточненного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.

    >
    N 3. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными.
    Содержание
    Приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Читайте так же:  Налоговая оговорка в отношении прямых налогов

    Приказ Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected]
    «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам»

    [3]

    С изменениями и дополнениями от:

    4 апреля 2018 г., 19 марта 2019 г.

    Информация об изменениях:

    Преамбула изменена с 24 июня 2018 г. — Приказ ФНС России от 4 апреля 2018 г. N ММВ-7-8/[email protected]

    В соответствии с пунктом 4 статьи 31, статьями 46, 47, пунктом 4 статьи 60, пунктом 10 статьи 68, пунктом 5 статьи 69, пунктом 1 статьи 70, статьями 74, 74.1, пунктом 4 статьи 76, статьей 77, пунктом 23 статьи 176.1, пунктом 19 статьи 203.1 и пунктом 13 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 49, ст. 6844, ст. 6849) приказываю:

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 24 июня 2018 г. — Приказ ФНС России от 4 апреля 2018 г. N ММВ-7-8/[email protected]

    форму документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

    форму требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

    форму требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

    форму решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

    форму поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

    форму поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

    абзац утратил силу с 5 августа 2019 г. — Приказ ФНС России от 19 марта 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected]

    Информация об изменениях:

    форму решения о приостановлении действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации согласно приложению N 8 к настоящему приказу;

    форму решения об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации согласно приложению N 9 к настоящему приказу;

    форму решения об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации согласно приложению N 10 к настоящему приказу;

    форму поручения на перечисление денежных средств с депозитного счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) согласно приложению N 11 к настоящему приказу.

    форму решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) согласно приложению N 12 к настоящему приказу;

    форму постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) согласно приложению N 13 к настоящему приказу;

    форму решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств согласно приложению N 14 к настоящему приказу;

    форму решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств согласно приложению N 15 к настоящему приказу;

    форму постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) согласно приложению N 16 к настоящему приказу;

    форму протокола об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) согласно приложению N 17 к настоящему приказу;

    форму постановления об отмене ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) согласно приложению N 18 к настоящему приказу;

    форму решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), согласно приложению N 19 к настоящему приказу.

    [1]

    2. Признать утратившими силу:

    приказ Федеральной налоговой службы от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2012, регистрационный номер 26179);

    приказ Федеральной налоговой службы от 02.12.2013 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.02.2014, регистрационный номер 31328);

    приказ Федеральной налоговой службы от 14.07.2015 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.08.2015, регистрационный номер 38334);

    приказ Федеральной налоговой службы от 23.06.2014 N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм поручений налоговых органов на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), продажу иностранной валюты и перевод электронных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также форм решений налоговых органов о приостановлении действия, об отмене приостановления действия и отзыве поручений налоговых органов на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.08.2014, регистрационный номер 33452);

    приказ Федеральной налоговой службы от 20.03.2015 N ММВ-7-8/116 «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 23.06.2014 N ММВ-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.04.2015, регистрационный номер 36757).

    3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

    Читайте так же:  Ип енвд налоги и обязательные платежи

    Руководитель Федеральной
    налоговой службы

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 марта 2017 г.
    Регистрационный N 45958

    В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование обновлены формы документов, используемых налоговыми органами при взыскании задолженности.

    В частности, установлены новые формы документа о выявлении недоимки; требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов; решения об их взыскании за счет денежных средств на счетах в банках; поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджет; решения о приостановлении операций по счетам в банке; постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

    Приказ Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 марта 2017 г.
    Регистрационный N 45958

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 16 марта 2017 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Федеральной налоговой службы от 19 марта 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected]

    Изменения вступают в силу с 5 августа 2019 г.

    Приказ Федеральной налоговой службы от 4 апреля 2018 г. N ММВ-7-8/[email protected]

    Изменения вступают в силу с 24 июня 2018 г.

    Приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

    Приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected] настоящий приказ признан утратившим силу

    Информация об изменениях:

    Приказом ФНС России от 2 декабря 2013 г. N ММВ-7-8/[email protected] в наименование приказа внесены изменения

    Приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected]
    «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    2 декабря 2013 г., 14 июля 2015 г.

    Информация об изменениях:

    Приказом ФНС России от 14 июля 2015 г. N ММВ-7-8/[email protected] в преамбулу внесены изменения

    В соответствии с пунктом 4 статьи 31, статьями 46, 47, пунктом 4 статьи 60, пунктом 10 статьи 68, пунктом 5 статьи 69, пунктом 1 статьи 70, пунктом 4 статьи 76, статьей 77, пунктом 23 статьи 176.1, пунктом 19 статьи 203.1 и пунктом 13 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3231; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 48, ст. 5519; 2009, N 51, ст. 6155; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6420; 2011, N 27, ст. 3873, N 47, ст. 6611, N 49, ст. 7014; 2012, N 27, ст. 3588) и в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7014) приказываю:

    Информация об изменениях:

    Приказом ФНС России от 14 июля 2015 г. N ММВ-7-8/[email protected] в пункт 1 внесены изменения

    форму документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

    форму требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

    форму требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

    форму решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

    форму решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

    форму постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

    форму решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств согласно приложению N 7 к настоящему приказу;

    форму решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств согласно приложению N 8 к настоящему приказу;

    форму постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) согласно приложению N 9 к настоящему приказу;

    форму протокола об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) согласно приложению N 10 к настоящему приказу;

    форму постановления об отмене ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) согласно приложению N 11 к настоящему приказу;

    форму решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), согласно приложению N 12 к настоящему приказу.

    2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 16.04.2012 N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.06.2012, регистрационный номер 24545, «Российская газета», 2012, N 169).

    3. Управлению информатизации (В.Г. Колесников), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) обеспечить доработку соответствующих программных средств и размещение их в Фонде алгоритмов и программ Федеральной налоговой службы в установленном порядке.

    4. Руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

    5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

    Руководитель Федеральной
    налоговой службы

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2012 г.

    Регистрационный N 26179

    Утверждены новые формы некоторых документов, используемых налоговыми органами.

    Это документ о выявлении недоимки у плательщика налога или сбора, налогового агента. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (одно — для организаций, индивидуальных предпринимателей (ИП), другое — для физлиц, не являющихся ИП). Решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денег на счетах в банках, а также электронных денег, о взыскании указанных сумм за счет имущества. Постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества. Решения о приостановлении и об отмене приостановления операций по банковским счетам плательщика налога или сбора, налогового агента, а также переводов электронных денег. Постановления об аресте имущества и об отмене данной меры. Протокол об аресте имущества.

    Читайте так же:  Перерасчет пенсии по инвалидности 3 группы

    В частности, можно выделить следующие отличия от прежних форм.

    В решениях о взыскании налога, сбора, пени, штрафа теперь предусмотрена еще одна категория налогоплательщиков — участники договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ). То же самое касается и постановлений о взыскании, о наложении ареста, об его отмене, решений о приостановлении и об отмене приостановления операций по счетам и переводов, протокола об аресте.

    Из постановления об аресте исключено предупреждение об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом.

    В протоколе об аресте отражается балансовая или рыночная стоимость имущества. Ранее речь шла о реальной (балансовой) цене. При этом стоимость указывается при возможности. Дополнительно предусмотрены строки, где приводятся подписи и ФИО иных лиц, присутствовавших при описи имущества (помимо представителя налогового органа, понятых, специалистов, законного (уполномоченного) представителя плательщика налога или сбора, налогового агента).

    Приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2012 г.

    Регистрационный N 26179

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 24 декабря 2012 г. N 296

    Приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected] настоящий приказ признан утратившим силу

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ ФНС России от 14 июля 2015 г. N ММВ-7-8/[email protected]

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Приказ ФНС России от 2 декабря 2013 г. N ММВ-7-8/[email protected]

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

    Требование об уплате налога: образец

    Требование об уплате налога

    В нашей консультации мы рассказывали, что обязанность по уплате налога прекращается в том числе в случае ее исполнения, т. е. уплаты налога. Если же налогоплательщик не исполнил в установленные сроки свою обязанность по уплате налога, налоговая инспекция направляет такому налогоплательщику требование об уплате налога. Расскажем в нашем материале о налоговом требовании об уплате налога и приведем его образец.

    Что такое требование об уплате налога

    Требование об уплате налога – это документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику и извещающий его о неуплаченной сумме налога и об обязанности погасить ее в определенный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ).

    Требование об уплате налога направляется налогоплательщику:

    • в электронной форме: по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
    • на бумаге: по почте заказным письмом;
    • лично передается руководителю организации-налогоплательщика или налогоплательщику – физическому лицу или их представителям (п. 6 ст. 69 НК РФ).

    При направлении требования по почте оно считается полученным на 7-ой рабочий день с даты направления заказного письма.

    Исполнить требование об уплате налога необходимо в течение 8 рабочих дней с даты получения требования (если более длительный период не указан в самом требовании) (п. 4 ст. 69 НК РФ).

    Требование об уплате налога: образец

    Новая форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) утверждена Приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (Приложение № 2 к Приказу) и действует с 27.03.2017

    Приведем образец требования об уплате налога.

    Если налогоплательщик не согласен с суммой налоговой задолженности, он может приступить к обжалованию требования об уплате налога.

    К примеру, в соответствии с согласованным с налоговым органом актом совместной сверки расчетов у организации отсутствовала налоговая задолженности. Поэтому направление требования об уплате налога организация может посчитать ошибочным и направить об этом соответствующие возражения.

    Форма требования об уплате налога

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    от 1 декабря 2006 года N САЭ-3-19/[email protected]

    Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации

    (с изменениями на 10 октября 2011 года)
    ____________________________________________________________________
    Утратил силу с 6 августа 2012 года на основании
    приказа ФНС России от 16 апреля 2012 года N ММВ-7-8/[email protected]
    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    приказом ФНС России от 26 апреля 2010 года N ММВ-7-8/[email protected] (Российская газета, N 124, 09.06.2010);
    приказом ФНС России от 20 августа 2010 года N ЯК-7-8/[email protected] (Российская газета, N 219, 29.09.2010);
    приказом ФНС России от 18 мая 2011 года N ММВ-7-8/[email protected] (Российская газета, N 168, 03.08.2011);
    приказом ФНС России от 10 октября 2011 года N ММВ-7-8/[email protected] ( Российская газета, N 261, 21.11.2011).
    ____________________________________________________________________

    В соответствии с пунктом 5 статьи 69, пунктом 1 статьи 70, пунктом 4 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; 2006, N 31 (ч.I), ст.3436)

    приказываю:

    1. Утвердить форму требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (приложения 1, 2 к настоящему приказу).

    2. Утвердить форму документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента (приложение 3 к настоящему приказу).

    3. Утвердить форму решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (приложение 4 к настоящему приказу) (пункт дополнен со 2 декабря 2011 года приказом ФНС России от 10 октября 2011 года N ММВ-7-8/[email protected]

    4. Утвердить форму решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (приложение 5 к настоящему приказу) (пункт дополнен со 2 декабря 2011 года приказом ФНС России от 10 октября 2011 года N ММВ-7-8/[email protected]

    5. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

    6. Управлению информационных технологий (А.Б.Иконников), ФГУП «ГНИВЦ ФНС России» (И.Н.Задворнов) обеспечить доработку соответствующих программных средств и их размещение в Фонде алгоритмов и программ ФНС России в установленном порядке.

    8. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2007 года.

    9. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы М.П.Мокрецова.

    СОГЛАСОВАНО
    Статс-секретарь —
    заместитель Министра финансов
    Российской Федерации
    С.Д.Шаталов

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    19 декабря 2006 года,
    регистрационный N 8633

    Читайте так же:  Примеры заполнения форм в налоговую

    Приложение 1. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

    УТВЕРЖДЕНО
    приказом ФНС России
    от 1 декабря 2006 года N САЭ-3-19/[email protected]
    (дополнено с 20 июня 2010 года
    приказом ФНС России
    от 26 апреля 2010 года N ММВ-7-8/[email protected],
    в редакции, введенной в действи
    е с 14 августа 2011 года приказом ФНС России
    от 18 мая 2011 года N ММВ-7-8/[email protected], —

    наименование налогового органа

    (полное наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя)

    (адрес налогового органа)

    (ИНН/КПП и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя)

    об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию

    Требование об уплате налога: испытание на прочность

    Автор: Денис Скрябин, юрист МКА «Князев и партнеры»

    Самое важное в этой статье:

    • Требование об уплате налога
    • Соответствие кодексу
    • Проверка на законность
    • Памятка для тех, кто получил требование об уплате налога и пеней

    В начале июня ВАС РФ рассмотрел заявление организации о признании формы требования об уплате налога незаконной. Суд решил, что она соответствует законодательству. Форма формой, а человеческий фактор никто не отменял. Налоговики при выставлении требования часто допускают массу нарушений, позволяющих его оспорить. Разберемся, какие ошибки инспекторов при выставлении требования об уплате налога влекут его недействительность или отмену.

    Соответствие кодексу

    Инспекция составляет требование об уплате налога по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected], который вступил в силу с 4 января 2013 г.

    До этого документ оформляли по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/[email protected] Однако существенных изменений новый бланк по сравнению с прежним не претерпел. А еще ранее действовал приказ налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/[email protected], и в бланке присутствовал реквизит, который начисто исчез из нового – подпись руководителя налогового органа (его заместителя). Это и подвигло организацию оспорить новую форму требования в ВАС РФ.

    Высший Арбитражный Суд в иске отказал полностью.

    Причина – в п. 4 ст. 69 НК РФ нет такого обязательного реквизита требования, как подпись начальника инспекции. А отсутствие не предусмотренных Кодексом данных не может служить поводом признать форму ему не соответствующей (решение ВАС РФ от 06.06.2013 № ВАС-3796/13).

    Проверка на законность

    При всей ясности и внешней простоте требование может оказаться недействительным и подлежащим отмене. Однако НК РФ не содержит перечня оснований для этого. Они формируются судебной практикой.

    Правда, суды зачастую вырабатывают два противоположных подхода к одному и тому же «проколу» в требовании, вследствие чего налогоплательщику самостоятельно тяжело определить, насколько законен полученный им документ. Рассмотрим ряд ситуаций, когда требование считается недействительным и подлежит отмене, и разберемся, что же делать при его получении.

    Пять «нереальных» проколов

    При получении требования об уплате налога, пеней необходимо определить, действительно ли у плательщика имеется обязанность по их уплате. Впервые данное основание для отмены этого документа было отмечено в п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79. И хотя данные разъяснения касаются применения законодательства об обязательном пенсионном страховании, арбитражные суды руководствуются этим же подходом при разрешении налоговых споров.

    Так, суды могут признать требование не соответствующим фактической обязанности налогоплательщика в случаях, если:

    1) решение по результатам налоговой проверки в части налога (пеней, штрафа), на сумму которого выставлено требование, отменено или изменено (постановление ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57 и др.);

    2) резолютивная часть решения по налоговой проверке не содержит суммы задолженности, которая отражена в требовании об уплате налогов (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2012 № А27-13595/2011);

    3) налоговый орган не смог обосновать размер недоимки, выявленной вне рамок налоговой проверки (постановления ФАС Поволжского округа от 28.08.2012 № А55-22748/2011, ФАС Центрального округа от 20.12.2010 № А35-2653/2010);

    4) задолженность, указанная в требовании, была ранее погашена инспекцией проведением зачета, в т. ч. в день выставления этого документа (п. 5 ст. 78 НК РФ, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.2012 № А19-7442/2012);

    5) представленный инспекцией расчет пеней не соответствует указанным в требовании сумме пеней и размеру недоимки, и налоговый орган не смог объяснить такое расхождение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010).

    Если требование, полученное налогоплательщиком, подпадает хотя бы под один из указанных случаев, то ему необходимо обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании документа незаконным и его отмене.

    Обратите внимание: в данных случаях налоговикам приходилось доказывать в суде не только законность требования, но и сам факт наличия недоимки. При этом в НК РФ нет ответа на вопрос, какими документами это может быть подтверждено. Исходя из анализа судебной практики, наличие недоимки может подтверждать акт сверки по лицевому счету налогоплательщика (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).

    Вместе с тем зачастую в обоснование недоимки по налогам инспекторы представляют в суд карточку лицевого счета налогоплательщика. Однако в подавляющем большинстве случаев суды не признают эти данные достаточными доказательствами наличия недоимки (постановления Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 № 8156/02, ФАС Московского округа от 15.01.2013 № А40-57014/12-20-316 и др.).

    Правильные наименования

    При условии, что у налогоплательщика действительно есть фактическая обязанность по уплате налога и пеней, следует проверить, верно ли указано в требовании наименование налога. Если оно дано не в соответствии с НК РФ, это является нарушением, и требование подлежит отмене.

    При этом решение, на основании которого оно выставлено, не может восполнить недостатки оспариваемого требования (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 № А33-10002/06-Ф02-1037/07, ФАС Московского округа от 04.10.2007, 11.10.2007 № КА-А40/10293-07 и др.).

    Однако, если налогоплательщик при этом не будет оспаривать наличие недоимки, суд может посчитать, что неверное указание в требовании наименования налога не является основанием для отмены документа (постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 № Ф09-669/07-С3 (определением ВАС РФ от 13.06.2007 № 6951/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

    Таким образом, налогоплательщику при оспаривании законности требования об уплате недоимки по налогу необходимо также оспаривать и само ее наличие.

    Проверяйте нормы

    Далее проверяем, указаны ли в требовании нормы, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог. Если ссылка на положения закона не обнаружена, можно смело обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании требования об уплате недоимки незаконным. Шансы на победу весьма велики.

    Президиум ВАС РФ в п. 13 информационного письма от 11.08.2004 № 79 указал, что во всех случаях требование об уплате налога, пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).

    В противном случае он может быть признан недействительным.

    Этой позиции нижестоящие суды придерживаются неукоснительно (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011, ФАС Московского округа от 09.08.2012 № А41-14380/11, от 19.06.2012 № А41-18874/11 и др.). Более того, данная позиция была официально поддержана в приказе УФНС России по г. Москве от 08.05.2008 № 223.

    Когда компания оспаривает в суде требование, налоговым органам обычно приходится доказывать не только законность этого документа, но и сам факт наличия недоимки.

    Отсутствие в требовании об уплате налога, пеней ссылки на положения законодательства, устанавливающие налоговые обязательства компании, может стать основанием для его отмены.

    Однако следует иметь в виду и иной подход арбитров, согласно которому указание в требовании общих статей НК РФ, регулирующих обязанность по уплате налогов, либо отсутствие указания на такие нормы не влияет на законность документа. Но при условии, что правомерность взыскания недоимки доказана (см, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2008 № А56-18067/2005).

    Читайте так же:  Деятельность по пенсионному обеспечению граждан

    Но, на наш взгляд, немногочисленность судебных актов с подобным подходом и давность их принятия позволяют руководствоваться первой позицией. И считать, что отсутствие ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность плательщика, является существенным нарушением, приводящим к отмене требования.

    Необходимо отметить, что в ВАС РФ идут слушания по проекту постановления Пленума «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ». И в пункте 55 проекта указано, что требование не признается недействительным при отсутствии в нем сведений, указанных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если такие сведения содержатся в других документах (решении, уведомлении), на которые есть ссылка в требовании. Данное постановление пока не принято. Однако в случае утверждения указанного пункта без изменений позиция судов по данному вопросу, видимо, будет изменена.

    Выдержка из проекта постановления Пленума ВАС РФ

    55. Пунктом 4 статьи 69 НК РФ определен перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога.
    При рассмотрении споров о признании названных требований недействительными по мотиву неуказания в них каких-либо из перечисленных сведений судам необходимо учитывать следующее.

    В основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

    Поэтому требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Кодекса, если такие сведения содержатся соответственно в решении налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании.

    Важно, как получать

    Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При направлении документа по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.

    Обратите внимание: в НК РФ прямо указано, что необходимо направить именно заказное письмо. Однако на практике налоговики часто отправляют требования об уплате налога простыми письмами.

    Разница в том, что заказные письма вручаются адресату под расписку (подп. «б» п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221). А простые – без расписки в получении.

    В данном случае налогоплательщик может отрицать факт получения требования от налоговой инспекции (если оно действительно не вручалось), а также обратиться в суд с заявлением о признании действий инспекции по взысканию задолженности неправомерными (постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2010 № Ф09-5181/10-С3).

    Сведения из реестра почтовых отправлений суды обычно не считают подтверждением того, что налогоплательщику было направлено требование об уплате налога.

    Даже если требование об уплате налога, пеней отправлено заказным письмом, но не получено, инспекторы будут обязаны доказывать сам факт его направления компании. В НК РФ нет разъяснений, какими документами это должно подтверждаться. Однако основным доказательством, которым располагают чиновники, является реестр (список) почтовых отправлений и копии почтовых квитанций.

    Но дело в том, что суды не признают сведения из реестра в качестве данных, подтверждающих направление налогоплательщику конкретного требования об уплате налога (постановления ФАС Московского округа от 28.06.2012 № А40-118754/11-116-321, от 20.01.2011 № КА-А41/17022-10). Арбитры аргументируют свою позицию также тем, что в реестре отсутствуют сведения об идентифицирующих реквизитах направляемых документов либо штрихкодовый идентификатор, который в соответствии с приказом Минсвязи России от 11.02.2000 № 15 необходим для определения почтового отправления.

    Справедливости ради отметим, что в некоторых случаях суды приходят к противоположному выводу: реестр почтовых отправлений является подтверждением направления компании требования об уплате налога (постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 № А14-8583/2011 (определением ВАС РФ от 25.12.2012 № ВАС-17644/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

    Четыре возможности поспорить о пенях

    На практике не всегда имеются основания для признания требования об уплате налога незаконным и подлежащим отмене полностью. Но зачастую есть основания поспорить о сумме пеней.

    Приведем краткий анализ этих оснований. Так, арбитражные суды признают незаконным требование, если в нем не указан (или неверно указан):

    1) размер недоимки, на которую начислены пени (постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, ФАС Московского округа от 07.02.2013 № А41-2782/12 и др.);

    2) период возникновения недоимки (срок уплаты налога), на которую начислены пени (постановления ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012, ФАС Московского округа от 09.08.2012 № А41-14380/11 и др.);

    3) период начисления пеней (постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2012 № Ф03-2590/2012, ФАС Московского округа от 13.09.2012 № А40-134248/11-140-542 и др.);

    [2]

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    4) ставка рефинансирования, примененная при расчете пеней (ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011, ФАС Московского округа от 29.03.2011 № КА-А40/1941-11 и др.).

    Памятка для тех, кто получил требование об уплате налога и пеней

    1. Определите, действительно ли у вас есть обязанность по уплате налогов и пеней, указанных в требовании.
    2. Проверьте, верно ли указано в требовании наименование налога.
    3. Посмотрите, указаны ли в требовании нормы, устанавливающие обязанность компании уплатить налог.

    Источники


    1. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

    2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

    3. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
    Форма требования об уплате налога
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here