Дополнительные мероприятия камеральной налоговой проверки

Полезная информация на тему: "Дополнительные мероприятия камеральной налоговой проверки" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Энциклопедия решений. Мероприятия налогового контроля в ходе проведения камеральной налоговой проверки

Мероприятия налогового контроля в ходе проведения камеральной налоговой проверки

КС РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О отметил два характерных признака, отличающих выездную налоговую проверку от камеральной: углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий налогового контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Камеральная же налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

Таким образом, КС РФ указал на то, что такие мероприятия, как осмотр и выемка документов и предметов, должны проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

Тем не менее на практике в ходе углубленной камеральной проверки налоговые органы проводят следующие мероприятия налогового контроля:

[3]

— истребование документов у налогоплательщика (ст. 93 НК РФ);

— истребование документов (информации) о налогоплательщике или о конкретных сделках у контрагентов и иных лиц (встречная проверка) (ст.ст. 86, 93.1 НК РФ);

— допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);

— назначение экспертизы (ст. 95 НК РФ);

— привлечение специалиста, переводчика (ст.ст. 96-97 НК РФ);

— выемку документов (ст. 94 НК РФ);

— осмотр территорий и помещений (ст.ст. 91, 92 НК РФ).

Энциклопедия решений. Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки

Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки

В ходе рассмотрения акта и материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение налогового законодательства, образуют ли такие нарушения состав налогового правонарушения, а также имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за такие правонарушения.

По результатам их рассмотрения на основании п. 1 ст. 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, действующей со 2 июня 2016 года) руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть принято:

либо итоговое решение по проверке (одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ),

либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок принятия соответствующего решения — в течение 10 дней со дня истечения срока представления письменных возражений по акту проверки, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц*(1).

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

При этом срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не может превышать один месяц ( два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, а с 1 января 2017 года также и при проверке иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) (п. 6 ст. 101 НК РФ*(2)).

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться (п. 6 ст. 101 НК РФ):

— истребование документов у налогоплательщика, у его контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, в соответствии со ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ;

Указанный перечень является закрытым. Вместе с тем ФНС России в письме от 23.05.2013 N АС-4-2/[email protected] пояснила, что в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проведения почерковедческой экспертизы допустима выемка документов.

Суды также признают обоснованным осуществление выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях проведения почерковедческой экспертизы (например, постановление Двадцатого ААС от 30.06.2015 N 20АП-2913/15 (постановлением АС Центрального округа от 29.09.2015 N Ф10-3134/15 оставлено в силе), постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010 (определением ВАС РФ от 17.05.2012 N ВАС-5533/12 отказано в пересмотре), ФАС Московского округа от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А56-33713/2009).

Количество проводимых дополнительных мероприятий налогового контроля в течение установленного срока НК РФ не ограничено (см. письмо Минфина России от 15.07.2016 N 03-02-07/1/41426).

При этом назначаемые руководителем (заместителем руководителя) налогового органа дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений (п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

В частности, при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе запрашивать у налогоплательщика не любые (все) документы, касающиеся его деятельности, а лишь те, которые направлены на сбор дополнительных доказательств, касающихся уже выявленных в ходе проверки правонарушений и отраженных в акте проверки. Действия должностного лица инспекции по истребованию документов, направленые на выявление новых правонарушений, могут быть признаны судом незаконными, а решение о привлечении к ответственности за непредставление таких документов — недействительным (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.12.2015 N Ф04-27598/15).

Кроме того, решения, изменившиеся после проведения налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля, могут быть отменены судами в части незаконных доначислений (см. постановления ФАС Московского округа от 03.07.2014 N Ф05-6464/14, от 26.05.2011 N Ф05-4149/11, АС Уральского округа от 22.12.2015 N Ф09-10006/15, от 27.04.2012 N Ф09-2560/12, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 N Ф02-1811/12, Девятого ААС от 02.09.2014 N 09АП-31904/14, Шестнадцатого ААС от 26.08.2014 N 16АП-2377/14).

В любом случае, проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после вынесения решения по результатам проверки НК РФ не предусмотрено. Поэтому доказательства, полученные в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля после завершения проверки и вынесения итогового решения по ней, суды не принимают в качестве надлежащих (см, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2009 N А19-16584/08).

С учетом внесенных Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ изменений, по окончании срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщику предоставляется 10 дней для ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и представить письменные возражения по их результатам. В свою очередь, налоговый орган обязан обеспечить ему (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее 2-х дней со дня подачи соответствующего заявления (п. 2 и п. 6.1 ст. 101 НК РФ.

Читайте так же:  Повышения стажа выхода на пенсию

В связи с этим рекомендуем налогоплательщикам по окончании срока проведения допмероприятий налогового контроля не забывать направить в налоговый орган соответствующее заявление.

После этого материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ.

*(1) До 2 июня 2016 года нормы ст. 101 НК РФ не конкретизировали, в какой момент выносится решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В связи с этим КС РФ определении от 27.05.2010 N 650-О-О указал, что такое решение выносится в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, а не по его результатам (определение КС РФ от 27.05.2010 N 650-О-О).

При этом, согласно официальным разъяснениям, срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не мог выходить за пределы установленного в п. 1 ст. 101 НК РФ срока рассмотрения материалов проверки, то есть 10 рабочих дней плюс один месяц (письма Минфина России от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).

Поэтому, как правило, одновременно с решением о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля выносилось решение о продлении сроков рассмотрения материалов проверки и решение об отложении рассмотрения материалов проверки.

Срок ознакомления с материалами допмероприятий и представления налогоплательщиком письменных возражений по их результатам также не был установлен и определялся руководителем налогового органа с учетом судебной практики.

*(2) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ

Дополнительные мероприятия камеральной налоговой проверки

На практике в ходе углубленной камеральной проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля (ст. 86, 90 — 97 НК РФ):

— истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;

— привлечение специалиста, переводчика.

Отметим, что природа камеральной проверки, а также некоторые формулировки Налогового кодекса РФ дают основания сомневаться в том, что все перечисленные мероприятия могут проводиться в ходе камеральной проверки. Речь идет о таких мероприятиях, как выемка документов, осмотр помещений и др.

В ходе камеральной проверки налоговики вправе истребовать документы у налогоплательщика, только если в представленной декларации заявлены:

— применение льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

— сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);

— исчисление налогов, связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, они могут потребовать документы, которые налогоплательщик должен был приложить к отчетности в соответствии с действующим законодательством, но не приложил.

Если приведенных выше оснований для истребования документов нет, налоговики не вправе их запрашивать (п. 7 ст. 88 НК РФ).

В ходе камеральной проверки налоговики могут проводить допросы свидетелей. Такой вывод следует из ст. 90 НК РФ.

В то же время некоторые специалисты считают, что проведение допроса свидетелей в ходе камеральной проверки не соответствует ее природе.

В Налоговом кодексе РФ нет запрета на такие действия налоговиков. Из этого исходит и судебная практика.

Так, суды принимают протоколы допросов свидетелей в качестве доказательств, которые налоговики могли учесть при принятии решений по камеральным проверкам.

Согласно п. 3 ст. 95 НК РФ экспертиза назначается только постановлением должностного лица, которое осуществляет выездную проверку.

Следовательно, есть основания полагать, что при проведении камеральной проверки такое мероприятие проводить нельзя.

Однако из п. 1 ст. 95 НК РФ следует, что эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля (п. 1 ст. 95 НК РФ). Камеральная проверка является одной из форм такого контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Практика показывает, что налоговики привлекают экспертов в порядке, который установлен ст. 95 НК РФ, и при проведении камеральных проверок. И суды их в этом зачастую поддерживают.

Кроме того, по мнению некоторых судов, формулировка п. 3 ст. 95 НК РФ дает основание считать, что экспертиза назначается постановлением только в ходе проведения выездной проверки. В других случаях, в том числе при проведении камеральной налоговой проверки, соблюдать эту процедуру привлечения эксперта налоговый орган не обязан.

При необходимости налоговики вправе для осуществления налогового контроля привлекать специалистов (ст. 96 НК РФ) и переводчиков (ст. 97 НК РФ). Поскольку камеральная проверка является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ), специалисты и переводчики могут быть приглашены и при проведении такой проверки.

Что касается услуг переводчика, то они особенно актуальны при проверках по «экспортному» НДС. В частности, суды приходят к выводу, что налоговики не вправе отказать по итогам камеральной проверки в возмещении НДС только на том основании, что документы, подтверждающие применение ставки 0% (ст. 165 НК РФ), не переведены на русский язык.

При этом суды ссылаются на право налогового органа запросить такой перевод у налогоплательщика или воспользоваться услугами переводчика самостоятельно.

Энциклопедия решений. Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля

Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля

Налоговые органы на основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговым контролем согласно п. 1 ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

[2]

— а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Главой 14 НК РФ определены такие формы налогового контроля, как направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств (ст. 86 НК РФ), проведение налоговых проверок (ст.ст. 87- 89.2 НК РФ), допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр (ст. 92 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ), выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых (ст.ст. 95-98 НК РФ), запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия (ст. 85 НК РФ).

Читайте так же:  Ребенок родился после развода алименты

С 1 января 2012 года в разделе V.1 НК РФ определен порядок осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Особенности осуществления налогового контроля устанавливаются также отдельными положениями части второй НК РФ (например, в гл. 26.4 НК РФ — при выполнении соглашений о разделе продукции).

А с 1 января 2015 года введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ, введенным Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ.

В рамках межведомственных соглашений налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Предусмотренные п. 1 ст. 82 НК РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах являются мероприятиями налогового контроля. С учетом положений ст. 7 НК РФ мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов (п. 1.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Отметим, что Российская Федерация в 2014 году ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (далее — Конвенция) (вступила в силу для Российской Федерации 01.07.2015). Страны, ратифицировавшие Конвенцию (в том числе, государства — члены Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития), согласились оказывать друг другу административную помощь по налоговым делам, которая может предусматривать при необходимости меры, предпринимаемые судебными органами. Такая административная помощь состоит в:

— обмене информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;

— помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер;

ФНС России в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 30.04.2016 N 834-р и от 07.12.2016 N 2608-р подписаны многосторонние соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами и об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ в НК РФ внесены изменения, которыми установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний, в том числе:

— определен порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок (п. 6 ст. 82 и раздел VII.1 НК РФ),

— установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний.

Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок (например, вызов налогоплательщика для дачи пояснений (п. 1 ст. 82 НК РФ), истребование соответствующей информации у госорганов и банков (п. 13 ст. 85 и п. 2 ст. 86 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ), истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) и др.).

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

— камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);

— выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, при этом порядок их проведения различен.

Не могут являться основой для проведения камеральной или выездной налоговой проверки специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

При проведении налоговых проверок не действуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение в 2016 — 2018 г.г. плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Большинство предпринимателей сталкивались с таким понятием, как налоговая проверка. Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, соответствующие органы должны контролировать соблюдение обязательных платежей. Мероприятия налогового контроля применяются в разных случаях. Для того чтобы выявить нарушителей, контролирующим органам позволено использовать любые способы, которые не противоречат Конституции. Часто возникают ситуации, когда для вынесения решения у инспекторов недостаточно информации. В таком случае будут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля.

Налоговая проверка

Согласно ст. 32 Налогового Кодекса Российской Федерации, соответствующие органы обязаны контролировать процесс уплаты налогов, а также соблюдение принятых нормативно-правовых актов. Это положение осуществляется с помощью проверок. Налоговый контроль — деятельность контролирующих органов по соблюдению соответствующего законодательства, своевременной уплате обязательных платежей физическими и юридическими лицами. Такого рода контроль проводится при помощи налоговых проверок, осмотра помещения или территории, которые используются для извлечения прибыли, проверки отчётности и других способов, предусмотренных НК РФ.

Мероприятия налогового контроля необходимо рассматривать как средство для достижения главной цели – контроля. Они выражаются в фактических действиях государственных органов для выявления неплательщиков. Существует несколько видов таких мероприятий:

  • истребование необходимой информации и документов;
  • осмотр территории и помещений, используемых для получения дохода;
  • допрос свидетеля;
  • экспертиза;
  • привлечение специалиста или переводчика;
  • инвентаризация.

Мероприятия налогового контроля проводятся при осуществлении соответствующих проверок, которые делятся на два вида: камеральная и выездная.

Камеральное налоговое расследование

Этот вид контроля распространяется на тех налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц, которые обязаны представлять в соответствующие органы декларацию. Особенность камеральной проверки заключается в том, что для её осуществления не нужно подтверждение руководителя налогового учреждения. Основанием для неё служит представленная налоговая декларация. Проверка осуществляется по месту расположения контролирующего органа в течение трёх месяцев со дня подачи документов.

Читайте так же:  Налоговый учет субсидий из бюджета

Каждый налогоплательщик должен подавать налоговую декларацию в соответствующие учреждения, если иное не предусмотрено законом. Такое положение зафиксировано в ст. 80 НК РФ. Эта обязанность обусловлена не суммой платежа, а условием закона, что плательщик по конкретному виду налога должен представлять декларацию. Отсутствие суммы платежа не освобождает от этой повинности.

Налоговые декларации, а также другие документы, которые представлены налогоплательщиком или имеющиеся у соответствующего органа, являются основанием для осуществления такого типа расследования, как камеральная проверка. Мероприятия налогового контроля здесь представлены истребованием документов, являющимся основной процедурой, а также допросом свидетеля или проведением экспертизы.

Выездная проверка

Это более конкретный вид контроля, который проводится в отношении одного налогоплательщика по определённому налогу. Основанием для такой проверки может послужить сомнение в правильности вычисления и своевременной уплаты обязательных платежей. Выездной контроль осуществляется на территории плательщика. В случаях, если помещение или территория, используемая для получения прибыли, не может быть предоставлена для проверки, расследование проводится по месту расположения соответствующего органа. Решение о проведении контроля принимает руководитель налогового учреждения или его заместитель.

Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок, в том числе выездных, могут проводиться следующие:

  • Истребование необходимых документов. Налогоплательщик должен ознакомить инспекторов с подлинниками бумаг и деклараций, связанных с начислением и уплатой налогов. Данная процедура проводится на территории плательщика.
  • Проведение инвентаризации.
  • Осуществление осмотра необходимых помещений и территории, используемых для получения дохода.
  • Привлечение эксперта, если требуется дополнительная информация.
  • Допрос свидетеля, который обладает сведениями, имеющими значение при выездной налоговой проверке.
  • Привлечение переводчика или специалиста.

Зачем назначаются дополнительные мероприятия?

В настоящее время нередко встречается ситуация, когда контролирующий орган в процессе проверки не смог добыть необходимую информацию для вынесения решения. Но это не означает, что инспекторы больше не могут получать сведения о данном предприятии, и после расследования все закончится. Для этих целей применяют дополнительные мероприятия налогового контроля.

Основной задачей этих процедур является подтверждение или опровержение совершения правонарушения. Недостающую информацию инспекторы могут собирать только в рамках той деятельности налогоплательщика, которая была рассмотрена при основной проверке. Важно отметить, что данные мероприятия направлены не на обнаружение новых нарушений, а на тщательное расследование уже выявленных.

Плательщик узнаёт о назначении таких мероприятий во время рассмотрения результатов проверки или через несколько дней после них. Осуществление дополнительных процедур является промежуточным итогом расследования, в ходе которого необходимо выяснить, было ли совершено правонарушение.

Дополнительные мероприятия. Истребование документов

Дополнительные мероприятия проведения налогового контроля делятся на три вида: истребование документов, допрос свидетеля и проведение экспертизы. Первый из них является самым распространённым и обсуждаемым. Существует множество примеров внедрения такой процедуры. В большинстве случаев суд становится на сторону налоговых органов. Лишь изредка дело выигрывает плательщик, и для этого ему нужно сильно постараться.

Рассмотрим простой пример. Предприятие предоставило контролирующему органу налоговую декларацию, в результате чего была назначена камеральная проверка. В ходе расследования решение не было принято, поэтому объявили дополнительные мероприятия. У предприятия попросили первичные документы, но руководство организации отказалось их предоставлять. Суд постановил, что дело необходимо пересмотреть.

Но почему принято такое решение? Дело в том, что в случаях, когда контролирующий орган при проведении камеральной проверки не выявил каких-либо ошибок и несоответствий, оснований для истребования документов у него нет. Хотя на практике, инспекторы даже в этом случае требуют предоставить отчёт. Организация мероприятий налогового контроля не всегда осуществляется по всем правилам, и во избежание несправедливого решения, налогоплательщику нужно знать свои права.

Допрос свидетелей

В ст. 90 НК РФ сказано, что одним из дополнительных мероприятий налогового контроля является допрос свидетелей. Нужно отметить, что для дачи показаний может быть вызван любой человек, который обладает сведениями, имеющими значение в этом деле. Есть некоторые ограничения по вызову свидетелей, ими не могут выступать:

  • лица, которые в силу возраста или физических и умственных отклонений не способны корректно воспринимать информацию;
  • лица, которые получили нужные сведения в процессе профессиональной деятельности, например, адвокат.

Человек имеет право отказаться от дачи показаний только на основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Самым распространённым предлогом для отказа служит ст. 51 Конституции: никто не должен свидетельствовать против себя, супруга или близких родственников.

[1]

У налогоплательщиков часто возникает вопрос: могут ли вызываться люди для дачи показаний во время приостановления выездной проверки? Причём большинство из них считают, что налоговые органы не имеют на это право. Однако они ошибаются.

В ходе мероприятий налогового контроля существует огромное количество оснований для того, чтобы приостановить проверку. Но в законодательстве РФ нет пункта, который запрещает в это время допрашивать свидетелей. Контролирующие органы вправе вызывать для дачи показаний людей, которые обладают информацией, необходимой для принятия решения по конкретному делу. Таким образом, даже в период приостановки проверки, может проводиться допрос свидетелей.

Экспертиза

Привлечение эксперта является последним из трёх возможных дополнительных мероприятий. Она назначается в том случае, если для выявления нарушения требуются специальные знания в какой-либо области. Эксперта выбирают в каждом конкретном случае, и он принимается за работу на договорной основе. Инспектор, который осуществляет выездную проверку, имеет право привлечь специалиста.

Для этого создаётся постановление о назначении экспертизы, где указываются фамилия профессионала и наименование предприятия, где она будет проводиться, а также вопросы, которые он должен разрешить и материалы, ему предоставляемые. С этим положением должностное лицо должно ознакомить плательщика.

В некоторых случаях может быть назначена повторная экспертиза. Если не было выявлено достаточное количество обстоятельств, или первый эксперт оказался некомпетентным. Чаще всего экспертиза проводится по настоянию налогового органа. Однако налогоплательщик имеет право осуществить самостоятельное расследование, и предоставить результаты суду.

Проведение мероприятий налогового контроля направлены на обнаружение правонарушений, связанных с несвоевременной уплатой налогов или неверным их исчислением. Дополнительные мероприятия в виде истребования документов, допроса свидетелей и экспертизы призваны прояснить ситуацию и помочь контролирующему органу принять окончательное решение.

Материалы проведения дополнительных мероприятий

Независимо от принятого решения, налогоплательщик имеет право ознакомиться с результатами осуществления мероприятий в письменном виде. Но для этого проверяемому лицу необходимо подать в налоговый орган заявление с этой просьбой в произвольном виде.

Контролирующее учреждение обязано в течение двух дней со дня подачи заявления предоставить налогоплательщику возможность ознакомиться с решением. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть самыми разнообразными: от закрытия предприятия до признания ошибки. В любом случае рекомендуется каждому плательщику запрашивать окончательное решение в письменном виде.

После данной процедуры составляется протокол, который включает:

  • наименование документа;
  • дата, время и место совершения определённого действия;
  • личные данные человека, составляющего документ;
  • фамилия, имя и отчество всех людей, которые принимали участие в каких-либо действиях;
  • результаты проведения мероприятий.
Читайте так же:  Расчет пенсии какие года лучше брать

Далее каждая сторона должна подписать этот протокол, выражая своё согласие. Перед этим необходимо внимательно изучить каждую строку, и при наличии замечаний, внести поправки.

Возражения

До 2016 года в законодательстве РФ был значительный пробел, связанный с налоговыми проверками – не установлен срок обжалования результатов проведения мероприятий. Но 01.05.2016 вышел новый Федеральный закон, согласно которому плательщик может представить возражения по результатам дополнительных мероприятий в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в решении соответствующего органа о назначении допконтроля.

Но здесь есть один нюанс. Дело в том, что контролирующий орган не обязан представлять плательщику какой-либо документ, свидетельствующий об их решении. Тогда возникает вопрос: что обжаловать, если нет письменных подтверждений? Возражения по дополнительным мероприятиям налогового контроля приходится представлять, основываясь на копиях документах, которые не содержат чётких выводов соответствующих учреждений. Получается, что плательщик должен сам определить возможные доводы и претензии со стороны налоговых органов.

Проверяемым лицам остаётся одно: надеяться, что вскоре в НК РФ внесут поправку, согласно которой инспекции обязаны предоставлять в письменном виде своё решение. Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок должны быть зафиксированы, чтобы плательщики в случае несогласия могли на что-то опираться.

Информация о дате и месте изучения материалов

Налоговый орган обязан уведомлять плательщика о каждом шаге проверки, и стадия после дополнительных мероприятий не является исключением. Поэтому проверяемое лицо должно знать о месте и дате рассмотрения дела, а также получить информацию о допконтроле. В процессе проведения дополнительных мероприятий, предусмотрено два этапа рассмотрения материалов:

  • 1 этап, где изучают материалы проверки и возражения по ней;
  • 2 этап, где рассматриваются все полученные материалы, включая информацию о дополнительных мероприятиях и возражений по ним.

Если на какой-либо стадии налогоплательщик не был оповещён о ходе расследования, то вышестоящий суд вправе признать итоговое решение инспекции недействительным. В этом случае соответствующий орган совершит серьёзное нарушение процедуры рассмотрения материалов дела.

Мероприятия налогового контроля должны проводиться абсолютно прозрачно. В этом случае будет возникать меньше вопросов к инспекции, и плательщик будет знать о каждом этапе расследования.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

«Налоговые споры: теория и практика», 2005, N 10

теория и практика», 2005, N 9)

Одним из сложных вопросов при определении правомерности назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является вопрос о том, в рамках каких налоговых проверок они могут назначаться и проводиться. По мнению налоговых органов, дополнительные мероприятия могут назначаться в случае проведения как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

Однако системное толкование ст. ст. 82, 87 — 89, 100, 101 НК РФ позволяет говорить, что назначение и проведение дополнительных мероприятий налогового контроля возможно только после окончания выездной налоговой проверки в рамках производства по делу о налоговом правонарушении.

Согласно п. 4 ст. 88 НК РФ налоговые органы при проведении камеральной проверки вправе воспользоваться только правами, предоставленными им ст. ст. 93 и 94 НК РФ, а также получить от налогоплательщика дополнительные сведения и объяснения. Другие формы налогового контроля при проведении камеральных налоговых проверок, на наш взгляд, неприменимы.

В порядке реализации указанных прав налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки могут истребовать у налогоплательщика только те документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налога. Первичные и иные документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога (договоры, расчетные документы и пр.), являющиеся документальным основанием для исчисления налога, а не документами, необходимыми для исчисления и уплаты налога, истребованы быть не могут.

В противном случае камеральная проверка фактически может трансформироваться в выездную с той лишь разницей, что проводиться она будет по месту нахождения налогового органа, а не налогоплательщика. При этом гарантии защиты прав налогоплательщика, установленные для указанного субъекта налоговых отношений при осуществлении выездной налоговой проверки (например, возможность предоставления последним возражений), могут не соблюдаться.

По нашему мнению, в ходе проведения камеральных проверок может быть проверена лишь правильность заполнения деклараций по соответствующему налогу, правильность применения той или иной ставки налога (например, по НДС). Налоговый орган также вправе запросить от налогоплательщика иные документы, связанные с исчислением налога, за исключением документов, подтверждающих факты и порядок осуществления каких-либо хозяйственных операций, которые должны быть проверены только в ходе выездной налоговой проверки.

При этом мы считаем, что по результатам камеральной проверки возможно вынести лишь одно решение, а именно решение о взыскании недоимки и пени на основании п. 5 ст. 88 НК РФ. Привлечение плательщика налогов к налоговой ответственности, а тем более назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в указанном случае будет неправомерным, поскольку данная возможность не предусмотрена НК РФ .

Здесь хотелось бы отметить, что судебно-арбитражная практика по вопросу привлечения к налоговой ответственности по результатам камеральных налоговых проверок пошла по другому пути. Данные действия налоговых органов, как правило, признаются обоснованными. С таким подходом можно согласиться только при условии, что в процессе привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам камеральной налоговой проверки будут соблюдены гарантии прав налогоплательщика (возможность представления и рассмотрения возражений).

Порядок назначения и документального оформления дополнительных мероприятий налогового контроля четко не регламентирован.

Так, согласно ст. 101 НК РФ решение руководителя налогового органа (его заместителя) о назначении и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля оформляется соответствующим решением указанных должностных лиц. Данное решение является результатом рассмотрения материалов налоговой проверки (акта налоговой проверки, возражений налогоплательщика и пр.).

Как показывает практика осуществления производства по делам о налоговых правонарушениях, в большинстве случаев упомянутые документы не содержат указания на цели и причины назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, их содержание и другие необходимые данные, позволяющие сделать вывод об обоснованности их назначения.

Полагаем, что указание в решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения, целей, причин, содержания и срока проведения таких контрольных мероприятий является необходимым (обязательным) условием правомерности их назначения и, соответственно, условием соблюдения принципа законности при привлечении лица к налоговой ответственности.

Закрепление в решении (ином акте) перечисленных сведений позволит сделать мотивированные выводы об обоснованности (необоснованности) назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля вышестоящим налоговым и судебным органам при рассмотрении соответствующих налоговых дел. Одновременно это будет способствовать устранению фактов злоупотребления налоговыми органами своими правами при решении вопроса о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Однако для придания обязательности внесению указанных выше сведений в решение о назначении (проведении) дополнительных мероприятий налогового контроля требуются соответствующие дополнения в ст. 101 НК РФ.

Сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля законодательством о налогах и сборах также не установлены.

Системный анализ положений ст. ст. 88, 89, 176 НК РФ, закрепляющих предельные сроки проведения налоговых проверок в три месяца, с учетом универсальности воли законодателя позволяет говорить, что данный срок подлежит применению как при назначении, так и при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Этот срок позволяет произвести выяснение (уточнение) обстоятельств, исключающих возможность вынесения необоснованного решения по делу о налоговом правонарушении.

Читайте так же:  Срок сдачи годовой налоговой отчетности

Такой подход к определению сроков проведения дополнительных мероприятий согласуется с правовой позицией Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 12 Постановления от 28.02.2000 N 5, принципами всеобщности и равенства налогообложения и универсальности воли законодателя.

Кроме того, при назначении и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля необходимо учитывать положения ст. 115 НК РФ, устанавливающей шестимесячный пресекательный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции (срок давности взыскания налоговой санкции).

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в п. 11 Информационного письма от 17.03.2003 N 71, проведение на основании пп. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного ст. 115 Кодекса.

Иначе говоря, налоговый орган ограничен шестимесячным сроком для вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки, в том числе с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля.

Содержание дополнительных мероприятий, т.е. формы налогового контроля, которые могут быть использованы при проведении указанных мероприятий, также четко не регламентируются НК РФ. В настоящее время этот вопрос является дискуссионным.

Полагаем, что содержание дополнительных контрольных мероприятий должны составлять формы налогового контроля, позволяющие осуществить поиск и сбор новых, дополнительных доказательств, которые невозможно получить в ходе выездной проверки, с целью уяснения обстоятельств совершенных правонарушений, отраженных в акте налоговой проверки.

На наш взгляд, в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля могут использоваться следующие формы налогового контроля:

  • объяснения налогоплательщика (ст. 82 НК РФ);
  • встречные проверки (п. 2 ст. 87 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  • истребование документов (ст. 93 НК РФ);
  • выемка документов (ст. 94 НК РФ);
  • проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ);
  • привлечение специалиста (ст. 96 НК РФ);
  • привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ).

При этом мы считаем, что истребование (выемка) в ходе осуществления дополнительных мероприятий налогового контроля документов, представленных налогоплательщиком в рамках проведения налоговой проверки по требованию налогового органа в порядке ст. 93 НК РФ, является неправомерным, поскольку исследование ранее представленных для проверки документов — прямая обязанность налоговых органов и рассмотрение их не в полном объеме не может служить основанием для вынесения решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Подобные действия могут привести к нарушению срока проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ), так как документы, представленные налогоплательщиком при проведении проверки, должны исследоваться именно в ходе ее осуществления и до момента составления акта. Назначение и проведение дополнительных мероприятий, заключающихся в проверке ранее представленных документов, также может быть квалифицировано как проведение повторной проверки, противоречащей нормам налогового законодательства (ст. ст. 87 и 89 НК РФ).

По мнению некоторых юристов, перечень форм налогового контроля, использование которых допустимо при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, более узок. Они считают, что налоговые органы вправе истребовать объяснения налогоплательщика (причем если речь идет об организации, такие объяснительные можно истребовать только от соответствующих должностных лиц), опросить свидетелей, назначить экспертизу, привлечь специалиста или переводчика .

Брызгалин А.В. Правовое значение процедурных аспектов при осуществлении налогового контроля и при производстве по делам о налоговых правонарушениях // ФАС Уральского округа. Практика. Комментарии. Обзоры. 2002. N 2.

При этом, как указывалось выше, формы налогового контроля, составляющие содержание дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках рассмотрения конкретного дела о налоговом правонарушении, в любом случае должны быть конкретно указаны в решении о проведении данных мероприятий.

Кроме того, нужно учитывать, что решение о назначении дополнительных мероприятий и указание в нем определенных форм налогового контроля автоматически не означают, что такое решение является обоснованным. Для признания его правомерным необходимо еще фактическое выполнение всех указанных действий, поименованных в решении .

Постановление ФАС Центрального округа от 19.04.2001 по делу N А14-7290-00/283/10.

Порядок документального отражения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля (их окончание) также никак не регламентируется НК РФ.

Окончание проводимых налоговыми органами мероприятий налогового контроля и документальное их оформление, по нашему мнению, могут осуществляться путем составления соответствующего акта проведения дополнительных мероприятий налогового контроля либо вынесением окончательного решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности с указанием в данном ненормативном акте фактов, выявленных в ходе осуществления рассматриваемых мероприятий.

Вместе с тем, как показывает практика применения налогового законодательства, первый вариант оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля зачастую приводит к отмене судебными органами решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по мотивам повторности проведения выездной налоговой проверки .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2002 по делу N А56-27725/2001.

Поэтому на практике налоговые органы идут по второму пути: результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, как правило, отражаются в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

В заключение следует еще раз отметить, что налоговое законодательство ни на уровне НК РФ, являющегося основным нормативным актом по налогообложению и имеющего прямое действие, ни в иных актах, в том числе актах фискальных государственных органов, четко не регламентирует процедуру назначения, оформления и осуществления дополнительных мероприятий налогового контроля.

Поэтому в свете правовой позиции КС РФ о пресечении срока давности привлечения к налоговой ответственности моментом составления акта налоговой проверки и возможности его восстановления, выраженной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П, можно предположить возникновение большого количества налоговых споров, касающихся рассмотренных выше вопросов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако в свете изложенного у налогоплательщиков есть аргументы для того, чтобы действия налоговых органов по назначению дополнительных мероприятий налогового контроля, а также связанные с пропуском срока давности и его последующим восстановлением, были признаны незаконными в судебном порядке.

Источники


  1. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  4. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
Дополнительные мероприятия камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here