Деятельность по пенсионному обеспечению граждан

Полезная информация на тему: "Деятельность по пенсионному обеспечению граждан" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

2. Организация информирования населения по вопросам пенсионного обеспечения

Для того чтобы стать активным участником пенсионных отношений, человек должен в первую очередь обладать четким пониманием своих прав и обязанностей. Однако до настоящего времени население не обладало достаточными знаниями для реализации предоставленных им законами прав. Поэтому одной из важных составляющих пенсионной реформы стало создание у граждан мотиваций к участию в пенсионной системе и обеспечение их информацией для планирования своего пенсионного будущего. Особенно важным в условиях реализации пенсионной реформы стало проведение информационно-разъяснительной работы с населением в различных ее формах.

Одной из таких форм информационно-разъяснительной работы с 2003 года стала ежегодная адресная рассылка Пенсионным фондом РФ уведомлений о состоянии индивидуальных лицевых счетов граждан с целью привлечения внимания работающих граждан к формированию своей будущей пенсии.

Опыт работы показал, что такая форма адресной работы с населением, как рассылка информационных писем ПФР, весьма эффективна и является фактически своеобразным обучением населения по вопросам пенсионного страхования. Данный вид работы с населением оказался удобным для граждан, так как в письмо ПФР вложено Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащее информацию о страховых взносах, поступивших в ПФР как на финансирование страховой части трудовой пенсии, так и на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Помимо Извещения в письме находятся бланки заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и о выборе негосударственного пенсионного фонда (для застрахованных лиц, имеющих право на накопительную часть трудовой пенсии), а также инструкции по их заполнению. Эти бланки можно было бы не посылать по почте, а выдавать гражданам в местах приема заявлений, в том числе в территориальных органах ПФР.

В результате информирования граждан изменилось восприятие населением предложенной ПФР формы информирования населения. Извещения, рассылаемые ПФР, стали востребованы благодаря актуальности и доступности их содержания. У застрахованных лиц из числа работников предприятий, организаций, т.е. потенциальных пенсионеров, стало складываться понимание того, что размер их будущей пенсии напрямую зависит от их трудового вклада и уплаченных за них страховых взносов. У застрахованного лица появилась заинтересованность в получении информации, которая отражена на индивидуальном лицевом счете, что подкрепляет их право обратиться к работодателю для уточнения правильности начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае предоставления работодателем данных, не соответствующих суммам, указанным в извещении, застрахованное лицо может обратиться в судебные органы для решения этого вопроса.

Кроме того, при получении информационных писем в случае, если все в порядке, гражданам нет необходимости обращаться за выпиской из индивидуального лицевого счета (ИЛС). Работающие пенсионеры, познакомившись с выпиской ПФР о состоянии их индивидуального лицевого счета, узнали не только о перечисленных за них страховых взносах, но и познакомились с порядком перерасчета страховой части пенсии работающим пенсионерам. Такое письменное разъяснение позволило снизить количество обращений по вопросу порядка перерасчета размера пенсии работающим пенсионерам. Практически не осталось работающих пенсионеров, своевременно не реализовавших свои права на перерасчет страховой части пенсии.

Работа с населением выведена на качественно новый уровень — создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей. В рамках взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами начал действовать социально значимый проект ПФР — «Информационные (Консультационные) пункты». Это создало дополнительную возможность застрахованным лицам быть в курсе процессов, касающихся пенсионного страхования. В первую очередь, это:

— возможность получать выписки из индивидуального лицевого счета, подать заявление о выборе управляющей компании и уточнить сведения о зарплате, стаже и уплате страховых взносов работодателем;

— возможность получения консультации по всем возникающим вопросам в связи с новым пенсионным законодательством.

Результаты индивидуальной работы по информированию застрахованных лиц отразились в социологическом опросе пенсионеров, который показал, что за период пенсионной реформы изменилось сознание населения, граждане активно поддерживают страховые принципы пенсионной системы, обеспечивающие им участие в формировании собственной будущей пенсии.

Учитывая понимание населением процесса реформирования пенсионной системы, используются и методы индивидуальной работы с пенсионерами:

— вручение ответов на письма застрахованных лиц с выездом на дом;

— проведение консультаций по вопросам пенсионного обеспечения с выездом на дом.

С 1 января 2005 года вступил в действие Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ, предусматривающий ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) лицам, включенным в Федеральный регистр граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. В процессе реализации закона, исходя из положительного опыта работы с застрахованными лицами по информированию их о состоянии индивидуальных лицевых счетов каждому льготополучателю при доставке ЕДВ вручалось уведомление о включении гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь, в Федеральный регистр льготников. Уведомление содержало данные о размере льготной выплаты, категории, по которой установлена ЕДВ, номерах телефонов соответствующего управления ПФР и управления социальной защиты населения для получения информации по льготным выплатам и порядку предоставления набора социальных услуг.

Все это нашло позитивные отзывы у льготополучателей. Если до вручения уведомлений о включении граждан в Федеральный регистр количество обращений в органы ПФР составляло от 300 до 500 в день, то с получением уведомления, из которого льготополучатель узнавал размер назначенной ему ЕДВ и категорию, к которой в соответствии с законодательством он отнесен, количество обращений снизилось до 150, т.е. в два раза.

Одновременно с вручением уведомлений организована работа «горячей линии» по разъяснению прав граждан на ЕДВ. Отделом по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей постоянно ведется контроль за работой «горячей линии», включающий еженедельный мониторинг количества звонков, контроль качества ответов на звонки, поступающие на прямую линию в территориальные органы ПФР, размещение информации по телефонам «горячей линии» органов и организаций других социальных структур. Основные вопросы, которые волнуют население — это вопросы предоставления льгот на региональном уровне (около 70 % звонков):

Читайте так же:  Пенсия в полиции новый закон последние

— вопросы оплаты проездного билета в городском муниципальном автотранспорте,

— льготы за оплату телефона,

— льготы за оплату ЖКХ, предоставление субсидий.

Таким образом, осуществленная работа подтверждает вывод о востребованности адресной разъяснительной информации населением с целью содействия гражданам в адаптации к новым условиям и обеспечения эффективности реформирования пенсионной системы, направленного на улучшение качества жизни старшего поколения.

Система пенсионного обеспечения граждан РФ (стр. 1 из 3)

Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Негативные демографические изменения заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Актуальность данной работы связанна с тем, что пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы.

Предмет исследования — система пенсионного обеспечения граждан РФ.

Объект исследования — НПФ.

Цель исследования — провести комплексное исследование особенностей НПФ. Для достижения поставленной цели мной была предпринята попытка реализовать следующие задачи:

· затронуть вопрос появления и развития НПФ.

· рассмотреть основные черты и особенности НПФ.

· изучить положение дел на современном этапе развития НПФ.

Теоретическую основу работы составляют учебные пособия, монографии и статьи. В основе реферата лежат статьи Михаила Серова и Александра Ефремова.

1. Ключевые этапы становления НПФ

В наследство от советской власти России досталась система государственного пенсионного обеспечения, работающая по принципу «сегодняшнее поколение трудящихся обеспечивает сегодняшнее поколение пенсионеров». В условиях кризиса, инфляционных процессов и перестройки экономики главный недостаток такой системы состоит в том, что стремление государства обеспечить пенсионерам достойное существование ложится слишком тяжелым грузом на работающих членов общества. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда из народнохозяйственного оборота взносами в Государственный пенсионный фонд РФ изымается огромные средства, а довольных уровнем пенсионного обеспечения нет. Трудящиеся граждане в настоящее время совершенно не представляют, какую пенсию они будут получать через 3-5 лет, не говоря о 10-15, причем размер пенсии практически не связывается с их вчерашними, сегодняшними и завтрашними трудовыми усилиями.1

История возникновения НПФ уходит своими корнями к 1989 г. Именно в этом году Госстрах ввел дополнительную услугу по страхованию пенсий. И уже в ноябре 1991 г. возник первый в современной российской истории НПФ — Российский страховой пенсионный фонд (РСПФ). В декабре 1991 г. Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по организации работы промышленности» государственным предприятиям было разрешено создавать, за счет прибыли, фонды для увеличения пенсий их работникам. В 1992г. Указом Президента РФ «О НПФ» установлены основные (рамочные) принципы функционирования НПФ и определено, что выплаты осуществляются наряду с государственными пенсиями . На основании указа в 93-94гг. было учреждено около 350 организаций, относящих себя к НПФ. Большинство фондов были организованы в форме акционерных обществ и применяли накопительные схемы на основе индивидуальных лицевых счетов, которые открывались частными лицами в банках или иных финансовых учреждениях и не были связаны с предприятиями. В апреле 1994 г. Главное Правовое Управление при Президенте РФ принимает решение о разработке Закона «О негосударственных пенсионных фондах».1

С января 1995 года постановлением Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность НПФ и компаний по управлению активами НПФ включена в перечень лицензируемых видов деятельности. При этом в качестве лицензирующего органа была определена Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ. Первые лицензии НПФ были выданы в октябре 1995 г. В связи с изменениями в требованиях к лицензированию в конце 2002 года выдача лицензий была приостановлена. Она возобновилась только в апреле 2004 года.2

В мае 1998 г. после долгих процедур согласований (проект был трижды отклонен Государственной Думой) вступил в силу Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который регулирует различные аспекты функционирования НПФ и на сегодняшний день.3

В декабре 1999 года Правительство утвердило «Требования к пенсионным схемам НПФ», а затем и «Требования к составу и структуре пенсионных резервов НПФ и контролю над их размещением».

В июне 2000г. учреждена Национальная Ассоциация Пенсионных Фондов (НАПФ) в целях защиты интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и членов Партнерства (с мая 2005г. НАПФ — саморегулируемая организация НПФ).4

В октябре 2000 года на заседании Правительства были одобрены предложения ПФР и Минтруда по введению накопительных принципов формирования трудовой пенсии.

1 января 2002 года началась пенсионная реформа, основная идея которой заключается в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к распределительно-накопительной. Данная реформа продолжается до сих пор.

Дополнительный импульс развитию системы НПФ был придан в 2002-03гг., когда фонды были признаны страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР. Им предоставлена возможность с 1 июля 2004г. заключать договоры ОПС с застрахованными лицами. При этом фонды вновь активизируют работу по привлечению физических лиц.1

В течение 1996 — 2008 гг. сфера негосударственного пенсионного страхования достаточно динамично развивалась. В 2004-09 гг. происходил весьма динамичный рост числа застрахованных лиц, которые перевели средства пенсионных накоплений в НПФ . В 2001-08гг. количество участников увеличилось более, чем в 2 раза.

2. НПФ. Общая информация

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Основным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников Фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении. НПФ осуществляют деятельность на основании Федерального закона N75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».1

Читайте так же:  Исковое заявление о выплате пенсии образец

НПФ аккумулирует пенсионные взносы, размещает пенсионные резервы в соответствии с действующим законодательством, распределяет полученный доход, оформляет и выплачивает негосударственные пенсии. Рассмотрим механизм работы НПФ подробнее.

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Пенсионная схема — совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий.

Пенсионные схемы подразделяются:

1. по способу формирования пенсионных обязательств — на сберегательные, страховые и смешанные;

Сберегательные схемы, как правило, предполагают выплату пенсии в течение определенного срока. В случае смерти участника пенсионной программы предусматривается наследование или правопреемство оставшихся на его счете средств пенсионных накоплений.

Страховые схемы, как правило, подразумевают пожизненную выплату пенсий. Наследование или правопреемство ими не предусматриваются.

Смешанные схемы представляют собой комбинированный вариант страховой и сберегательной схем. Наследование или правопреемство по ним, обычно, возможно только в период накопления.

2. по условиям актуарных расчетов — на схемы с установленными взносами и схемы с установленными выплатами;

3. по способу учета пенсионных обязательств Фонда — схемы с учетом на именных пенсионных счетах и схемы с учетом на солидарных пенсионных счетах.

Обычно, учет осуществляется на солидарном счете, если вкладчиком является предприятие. Если же вкладчик — физическое лицо, перечисляющее в НПФ взносы в свою пользу, учет ведется на именном счете.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через управляющую компанию) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.1

Задачи, решаемые при участии НПФ:

· Создание реальных условий для конкуренции в пенсионной сфере (в т.ч. устранение государственного монополизма);

· Снижение нагрузки на государственный бюджет в связи с пенсионными выплатами при досрочном выходе на пенсию, а также улучшение условий труда, сокращение (упразднение) рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда ;

· Привлечение негосударственных институтов в систему предоставления социальных услуг, в т.ч. разработка и внедрение частных пенсионных систем (отраслевых, территориальных и пр.). Т.о. государство предоставляет гражданам возможность повысить размер обязательной накопительной составляющей трудовой пенсии, а также сформировать суммы пенсионных выплат дополнительно к государственному пенсионному обеспечению. Кроме того, частный сектор должен. способствовать «удешевлению» затрат на государственное пенсионное страхование (в т.ч. в части администрирования);

ТЕМА № ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Вопрос № 1. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения.

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствуеет единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них:

разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, — средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета

различные, категории лиц — получателей пенсий — застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно — уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств — МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации — имеют самостоятельные пенсионные службы.

Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц — застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования в отдельных установленных законом случаях — членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.

В принципиальном плане ПФР и его нижестоящие органы не должны быть органами государственной власти, хотя в настоящее время они именуются государственными учреждениями.

Структурно она может быть представлена так:

— федеральный уровень — Пенсионный фонд Российской Фе­дерации (правление, исполнительная дирекция);

— федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

— уровень субъектов Российской Федерации — территориаль­ные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

— местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в районах (городах).

Как мы видим, для решения поставленных задач и выполне­ния своих функций в стране функционирует структура управле­ния пенсионным обеспечением в порядке обязательного пенси­онного страхования.

[2]

На федеральном уровне управление пенсионной системой осу­ществляется правлением ПФР и его постоянно действующим ис­полнительным органом — исполнительной дирекцией.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные от­деления ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по пенсионному обе­спечению граждан.

Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и го­родах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

В целом для ПФР характерна централизация управленческих функ­ций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функ­ций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем, за расходами на содержание аппарата пенсионной системы.

Сразу же отметим главную особенность, присущую ПФР.

ПФР и его нижестоящие органы не должны являться органами исполнительной власти. Такие пенсионные фонды должны стро­иться на принципах обязательного социального страхования, ко­торые закреплены в Федеральном законе «Об основах обязатель­ного социального страхования». К ним относят, например, все­общность, самоуправление, солидарность, паритетность участия в данном страховании, автономность финансовой системы обяза­тельного социального страхования и др.

Читайте так же:  Форма требования об уплате налога

Исходя из этих принципов, средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и Пенсионный фонд Российской Федерации не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.) В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования — его коллективный, солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность такого страхования.

В России в настоящее время такой солидарно-распределительной системыобязательного пенсионного страхования нет. Его отдельные распределительные черты сохранились в функционирующей, теперь индивидуально-накопительной пенсионной системе, сложившейся в результате принятия в 2001 г. новых законов о пенсионном обеспечении, которые изменили саму сущность системы обязательного пенсионного страхования.

Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя и общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, — сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.

Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовойчастью трудовой пенсии и ее страховой частью принудительно (в обязательном порядке) введена накопительная часть.

Во многих зарубежных странах существует подобная накопи­тельная пенсия, которая выплачивается обычно вне системы обя­зательного пенсионного страхования. Согласно законодательству этих стран граждане добровольно избирают варианты пенсион­ных накоплений, но, как правило, только в порядке негосудар­ственного пенсионного страхования.

Исходя из вышеизложенного, нельзя однозначно утверждать что в настоящее время действующая пенсионная система в стране представляет собой обязательное пенсионное страхование в традиционном его понимании.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан (стр. 1 из 5)

Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан

Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение

1.1Сущность, роль и источники формирования средств ПФ РФ

1.2Задачи и характеристика деятельности ПФ РФ

1.3Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан

1.4Система пенсионного обеспечения в России

1.5Основные виды пенсий в Российской Федерации

1.6Роль персонифицированного учета в пенсионной системе РФ

2. Совершенствование пенсионной системы РФ

Основным показателем развития любого общества всех времен и народов является уровень жизни его граждан. Современное общество, к которому стремится мировое сообщество и Россия, в частности, отличается социализированностью всех его институтов и, в первую очередь, институтов финансовых.

С развитием в нашей стране рыночных отношений происходит модернизация всей финансовой системы РФ. Из бюджета постепенно выделялись фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Причинами выделения внебюджетных фондов послужили:

·Необходимость выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строгого целевого использования.

·Необходимость определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения потребностей государства.

·Необходимость изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета.

Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строгое целевое использование их средств.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из таких фондов является Пенсионный Фонд Российской Федерации, который был образован в 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Конституции, Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ гарантирует права российских граждан на социальную защиту. Забота о пенсионерах — одной из самых социально незащищенных категорий граждан — является приоритетной задачей каждого общества, стремящегося к статусу цивилизованного. Пенсионное обеспечение — одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, т.к. В России около 30% населения получают пенсию. Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной его целью является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и пространстве. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Актуальность данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса в стране свидетельствует о необходимости проведения очередного реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее функционирования в условиях рыночной экономики.

Предметом исследования данной работы является пенсионное обеспечение, обектом исследования — Пенсионный Фонд РФ, целью работы — рассмотрение деятельности Пенсионного Фонда РФ и его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

·Рассмотреть сущность и роль Пенсионного Фонда РФ, его состав и значение.

·Определить его задачи и дать характеристику деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации.

·Рассмотреть систему пенсионного обеспечения граждан и предложить пути совершенствования пенсионной системы РФ.

1. Пенсионный Фонд Российской Федерации, его состав и значение

1.1Сущность, роль и источники формирования средств ПФ РФ

Пенсионный Фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР — крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Пенсионный Фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которое было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. В структуре Пенсионного Фонда — 7 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение Пенсионного Фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан) и свыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе Пенсионного фонда трудится более 133000 специалистов.

Читайте так же:  Доплата к пенсии за советский период

С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являются следующие доходы:

Налоговые доходы — к ним относят доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ от минимального налога, взимаемого в связи с примененим упрощенной системы налогообложения по нормативу 60%.

Неналоговые доходы — к ним относят:

-Страховые взносы работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; других категорий работающих граждан на обязательное пенсионное страхование.

-Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, используемых труд членов летных экипажей, воздушных судов, гражданской авиации.

-Недоимки, пени и штрафы от взносов в Пенсионный фонд РФ.

-Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного Фонда РФ.

-Средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

-Штрафы, санкции и суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

-Добровольные взносы и физических и юридических лиц.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Безвозмездные поступления от негосударственных Пенсионных фондов.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

1.2 Основные задачи Пенсионного фонда РФ

Начиная с 2002 года Пенсионный Фонд признан государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющим администрирование страховых взносов. В качестве страховщика у фонда появились количественно определенные финансовые обязательства:

-учитывать страховые средства, поступающие по обязательному пенсионному страхованию.

-выплачивать застрахованным в пенсионной системе лицам страховое возмещение (в виде трудовой пенсии), начиная с момента наступления, установленных пенсионным законодательством страховых случаев (потери трудоспособности по возрасту, инвалидности, а для иждивенцев — утраты источника материального обеспечения — потери кормильца). За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.

-взаимодействовать с с работодателями — плательщиками страховых взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе поступает от 6,2 млн. юридических лиц.

-вести персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян.

-выдавать сертификаты на получение материнского (семейного) капитала. Его размер в 2010 году составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.

-управлять средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

-поддерживать реализацию Программы государственного софинансировния пенсии. По состоянию на 2010 год в Программу вступили 2 млн. 368 тыс. человек.

Страхователем в пенсионной системе выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы РФ, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.

Застрахованными лицами являются работники по найму, либо по гражданско-правовому договору.

В связи с этим основными задачами Пенсионного Фонда являются:

·Аккумуляция страховых взносов.

·Финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде.

·Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работникам и другим гражданам, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

·Капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.

Пенсионное обеспечение (стр. 1 из 7)

1.Особенности системы пенсионного обеспечения населения. 5

1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование. 5

1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России. 17

2. Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России 23

2.1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда. 23

2.2. Недостатки и пути улучшения пенсионного обеспечения в России. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1] .

В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспече­ние осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенси­онной системы всегда решались по остаточному принципу.

В условиях усиливающегося финансового кризиса для пен­сионного обеспечения объективно необходимо было формиро­вание Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осу­ществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

С 1 января 1991 года средства, предназначенные для выплаты пенсий и некоторых государственных пособий, по решению высших законодательных органов Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению средств была возложена на Пенсионный фонд[2] .

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупней­шим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю при­ходится около ¾ средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Уровень и качество пенсионного обеспечения — важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров[3] .

Пенсионеры этих стран могут вести ак­тивный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря забо­те о себе еще в период трудовой деятель­ности.

[3]

В России понимание необходимости са­мостоятельной и заблаговременной забо­ты о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться благодаря начавшейся реформе пенсион­ной системы.

Читайте так же:  Налог на имущество с расчетного счета

Таким образом, все вышесказанное в совокупности и раскрывает актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы формирования и использования пенсионного фонда.

Задачи курсовой работы: 1) Рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в России; 2) Рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения; 3) Раскрыть проблемы и основные направления по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в России.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи дол­жны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пен­сионном фонде РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. федерального закона от 5 августа 2000 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собствен­ности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъя­тию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федера­ции свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции[4] :

— получение от плательщиков страховых взносов, необ­ходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

— организацию банка данных по плательщикам страхо­вых взносов в Пенсионный фонд РФ;

— индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взно­сов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров госу­дарственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

— межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собра­нию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав феде­рального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образует­ся ревизионная комиссия.

В основе пенсионного обеспечения граждан России ле­жит пенсионное законодательство, которое включает следу­ющие законы:

1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации».

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе­дерации».

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В 2006 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,1 трлн. руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. Кро­ме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников[5] :

1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);

2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5-6%);

3) добровольных взносов физических и юридических лиц (1-2%);

4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2-3%);

5) средств, возмещаемых ПФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначение досрочных пенсий безработным (1%);

6) пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1%).

Бюджет ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

— работодатели — предприятия, учреждения, организации;

— родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжа­ющим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии — это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки: пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на де­тей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание аппарата ПФ (0,7%);

5) расходы по доставке пенсий (3,6%),

6) выплата пособий на погребение (0,5%).

ПФ финансирует различные программы по социальной подде­ржке инвалидов, пенсионеров и детей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В таблице 1 проанализируем размеры поступлений и расходов средств Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг. [15].

Состав и структура Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.

Источники


  1. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  3. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
Деятельность по пенсионному обеспечению граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here