Дата начала выездной налоговой проверки это дата

Полезная информация на тему: "Дата начала выездной налоговой проверки это дата" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Дата начала выездной налоговой проверки это дата

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки организации?
Каковы последствия того, что выездная налоговая проверка завершена за пределами сроков, установленных для ее проведения?

1. По общему правилу, предусмотренному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) — 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных ст. 89 НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

23 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Определенные особенности установлены НК РФ в отношении двух категорий участников налоговых правоотношений:

— выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 5 ст. 89.1 НК РФ);

— выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

Читайте так же:  Вопрос о повышении размера алиментов

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Выездная налоговая проверка: сроки проведения

Для любого бухгалтера выездная налоговая проверка — это огромный стресс. И конечно же, он задается вопросом: «И сколько же это продлится?» Мы расскажем, каковы общие сроки различных процедур при проведении выездной проверки и когда возможны отклонения от них.

Процедура и сроки проведения выездной проверки

Выездную проверку (ВНП) можно разделить на два этапа.
Этап 1. Проводится сама проверка, и ее результаты оформляются актом.

Этап 2. Руководитель инспекции рассматривает материалы ВНП и ваши возражения и выносит решение.

———————————
Даже если вы представите возражения ранее отведенного для этого срока, материалы проверки все равно должны быть рассмотрены не ранее чем истекут 15 рабочих дней с даты вручения вам акта.
Если вы согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, то можете просто не приходить в ИФНС — материалы ВНП рассмотрят без вас.

При идеальном раскладе вся процедура проведения ВНП не должна превысить 4 месяцев и 35 рабочих дней. Но из любого правила есть исключения. Бывает, эта процедура длится меньше, но чаще всего, к сожалению, больше. Посмотрим, из-за чего срок проверки может быть увеличен.
———————————
Пункт 15 ст. 89 НК РФ.
Пункты 6, 8 ст. 89 НК РФ.
Пункт 1 ст. 100 НК РФ.
Пункт 5 ст. 100 НК РФ.
Пункт 6 ст. 100 НК РФ.
Пункт 1 ст. 101 НК РФ.
Пункт 9 ст. 101 НК РФ.

Приостановление проверки

Продление проверки

Предупреждаем руководителя
Нет смысла избегать общения с налоговиками по поводу выездной проверки (например, отказываться получать решение о ее назначении). Это лишь приведет к тому, что они на вполне законных основаниях смогут существенно продлить срок проведения проверки — до 1 года.

Если же ваша организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам, ее проверяют не по заданию сверху и вы не прячетесь от налоговиков, то, скорее всего, проверку вашей организации продлевать не будут.

Читайте так же:  Налог на доход в швейцарии

Проведение дополнительных мероприятий

Как мы уже сказали, решение по итогам ВНП принимается в течение 25 рабочих дней с момента вручения вам акта (15 рабочих дней на представление вами возражений плюс 10 дней на рассмотрение материалов проверки) (Пункты 1, 7 ст. 101 НК РФ). Правда, этот срок может быть и увеличен, но не больше чем на 1 месяц (Пункт 1 ст. 101 НК РФ). При этом вас должны ознакомить с соответствующим решением.
Чаще всего основанием для продления сроков рассмотрения материалов проверки является проведение дополнительных мероприятий (далее — допмероприятия) (Пункт 6 ст. 101 НК РФ). Их проведение мотивируется необходимостью получить дополнительные доказательства факта нарушения вами законодательства. Если срок рассмотрения материалов ВНП продлевают в связи с этим, то, помимо того что вас ознакомят с решением о продлении сроков, вам могут вручить решение о проведении допмероприятий (Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]).
На практике допмероприятия проводят, если проверяющие не успели запросить у вас какие-то документы в ходе проверки, а они им уж очень нужны.

Итак, максимальный срок от начала проверки до получения вами решения по ее результатам может составить более полутора лет:

Конечно, срок пугающий. Но не паникуйте. Не всегда сами проверяющие заинтересованы в затягивании сроков проверки. Ведь за это их ждет большой нагоняй.

ДАТЫ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Читайте также:

  1. I. Организационно-правовые аспекты приема и проверки подписных листов
  2. I. Порядок проверки и оценки физической подготовленности
  3. IV. Организация проверки сообщений о преступлениях
  4. IV. Оформление итогов проверки подписных листов
  5. IV. Оформление результатов ревизии (проверки)
  6. Teст Колмогорова-Смирнова для количественной проверки формы распределения
  7. XIX – начала XX веков
  8. Аграрные преобразования начала XX в.
  9. АКТ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
  10. Акт камеральной налоговой проверки
  11. АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
  12. АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

ИЛИ РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ

ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Особенности выездных проверок, которые проводятся в связи с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика — юридического лица, установлены в п. 11 ст. 89 НК РФ.

Прежде всего, выездная проверка при ликвидации (реорганизации) может быть проведена независимо от того, сколько выездных проверок в отношении данного налогоплательщика было проведено в течение текущего календарного года. На такие проверки не распространяются ограничения о недопустимости проведения более двух выездных проверок в течение календарного года.

Такие проверки зачастую проводятся по всем налогам. При этом налоговики вправе проверить исчисление налогов за три календарных года, предшествующих году ликвидации (реорганизации). В том числе они вправе заново проверить период, который уже был проверен ранее в ходе другой выездной проверки.

О практике арбитражных судов по вопросам проведения выездных проверок реорганизуемых организаций см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

ГЛАВА 11. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

О сроке проведения камеральной проверки рассказано в гл. 3 «Срок проведения камеральной проверки».

По общему правилу выездная проверка налогоплательщика (в том числе организации с обособленными подразделениями) проводится в течение двух месяцев. А самостоятельная выездная проверка филиала или представительства — в течение одного месяца (п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Из этого правила предусмотрены исключения. В некоторых случаях срок выездной проверки может быть продлен или приостановлен (п. п. 6, 9 ст. 89 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.11.2009 N 03-02-07/1-516 (п. 2)).

С учетом этого общая продолжительность проверки налогоплательщика по закону может составить год. А в случае приостановления для истребования сведений от иностранных государственных органов и того больше.

Однако и в эти сроки налоговики укладываются не всегда.

В настоящем разделе мы рассмотрим, с какого момента начинает течь срок выездной проверки налогоплательщика (его филиалов, представительств), когда истекает, на каких основаниях и на сколько может быть продлен или приостановлен, а также к чему приводит нарушение данного срока.

Выездная проверка начинается со дня вынесения решения о ее назначении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Данное решение выносит руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции, которая будет проводить выездную проверку.

Подробнее о решении, которым назначается выездная проверка, и о налоговом органе, который может его принять, см. разд. 10.6 «Решение о проведении выездной налоговой проверки».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Фактические действия по проведению выездной проверки начинаются с даты предъявления налогоплательщику должностными лицами налогового органа своих служебных удостоверений и решения о назначении данной проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ). Однако указанная дата для отсчета срока выездной проверки значения не имеет.

Отметим, что раньше срок выездной проверки начинал течь с момента фактического начала проверочных действий. Это было связано с нормой в абз. 2 ст. 89 НК РФ, где было предусмотрено, что срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика.

[3]

Сейчас в Налоговом кодексе РФ такого правила нет. Поэтому в пределах установленного законом срока (два месяца для организации и один месяц для филиала и представительства) налоговики должны выполнить все необходимые им мероприятия. Поскольку сделать это не всегда реально, законом предусмотрены продление и приостановление срока проверки (п. п. 6 и 9 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Выплата алиментов из заработной платы

Например, решение о проведении выездной проверки организации «Альфа» принято 11 октября 2010 г. Проверяющие приступили к проверке и официально вручили руководителю организации «Альфа» решение о ее проведении 18 октября 2010 г.

Однако срок проверки начал течь 12 октября 2010 г. (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Проверочные действия должны быть закончены до 11 декабря 2010 г. Причем 11 декабря 2010 г. налоговики еще могут проводить проверку (п. 5 ст. 6.1 НК РФ, см. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2009 N А42-5562/2008). До этой даты налоговики также вправе принять решение о продлении или приостановлении проверки.

Заканчивается выездная проверка составлением справки о проведенной проверке (форма приведена в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Данная справка должна быть составлена в последний день проверки (п. п. 8, 15 ст. 89 НК РФ).

Подробнее о справке, которой оформляется окончание выездной проверки, см. разд. 14.1 «Справка о проведенной выездной налоговой проверке».

Дата добавления: 2015-06-30 ; Просмотров: 1027 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

По данным ФНС, 97% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. Однако, если знать закон, можно не только оспорить действия инспектора в ходе проверки, но и добиться через суд отмены итогового решения. Все дело в том, что сами налоговики нередко нарушают правила проведения проверки, и это можно использовать в интересах налогоплательщика.

Продолжаем серию публикаций, посвященных выездным налоговым проверкам. В предыдущей статье мы рассмотрели причины назначения выездной проверки в компании. Итак, ваша компания оказалась в плане выездных проверок. Что дальше?

Сразу оговоримся, что план выездных проверок – это тайна за семью печатями и никогда не публикуется в открытых источниках. Поэтому организации, как правило, о грядущей выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки . Как правило, одновременно с решением вручается требование о предоставлении документов.

Но помимо истребования документов в ходе выездной ревизии возможны и другие, не менее хлопотные для проверяемой компании и ее руководства, процедуры налогового контроля. Рассмотрим их подробнее.

Встречная проверка. В рамках встречной проверки налоговики запрашивают документы и информацию у контрагентов проверяемой компании, чтобы выяснить, не является ли поставщик «однодневкой». Если выяснится, что это именно так, то по всем операциям с подозрительным контрагентом налоговики снимут расходы и вычеты (см. материал на сайте, посвященный встречным проверкам).

Опросы. Если налоговики заподозрят в контрагенте «однодневку», при помощи которой проверяемая организация уходила от НДС и налога на прибыль, они будут разыскивать и вызовут на опрос лиц, которые фигурируют в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании. Инспекторы будут расспрашивать, является ли этот гражданин учредителем (генеральным директором) компании. Подписывал ли он «первичку» и проч.

Экспертиза. В случае, если приглашенный в инспекцию генеральный директор контрагента откажется от своей причастности к организации и подписи в первичных документах, инспекторы могут назначить экспертизу подписей на договорах, накладных, счетах-фактурах и проч. Но экспертиза – довольно дорогое удовольствие для самих инспекторов, поэтому ее назначают только в случае если сумма планируемых доначислений составляет не менее 10 млн рублей.

[1]

Выемка. Налоговый кодекс позволяет инспекторам изъять – то есть взять на проверку – к примеру, жесткий диск с компьютера главбуха. И это поможет им доказать правомерность доначислений. Поэтому уже заранее стоит обезопасить себя и не хранить на рабочем компьютере никакой компрометирующей информации.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;

во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;

на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;

проверяемая компания имеет обособленные подразделения;

налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;

иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

При этом в срок не засчитывается время «простоя» – когда проверка приостанавливалась для истребования информации у контрагентов, получения сведений у иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранных языках и др.

Могу сказать, что в своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше.

Конечно, случается, что налоговики нарушают все мыслимые и немыслимые сроки выездной проверки. Однако суды не признают итоговое решение по выездной проверке незаконным только на этом основании.

В своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше

Как проходит выездная проверка

На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.

Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • сроки проведения выездной налоговой проверки.

Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.

Читайте так же:  Можно ли уйти от налогов

Важно!
После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.

Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.

Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.

Важно!
Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.

Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями. На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.

Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.

Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.

Чем заканчивается выездная проверка

Как это ни печально, но пережить выездную проверку без потерь практически невозможно – по данным ФНС, в настоящее время более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями. Это значит, что, если все-таки выездная проверка началась, то итогом проверки станет решение о привлечении к ответственности. Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет не много ни мало 2 млн руб.

Но на какую сумму выпишут «счет» Вашей компании – завит от Вас и Ваших действий в ходе выездной проверки. И профессионализма специалистов, которые помогают Вам в ходе выездной проверки и в процессе вынесения решения по ее результатам.

Налоговые юристы нашей компании обладают колоссальным опытом в области сопровождения выездных проверок.

[2]

Если выездная проверка пришла к вам – звоните и пишите! Мы оперативно отреагируем и составим согласованный план действий в ходе проверки, что поможет избежать доначислений или хотя бы свести их к минимуму.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

«Финансовые и бухгалтерские консультации», 2006, N 8

(Комментарий к Постановлению ФАС СЗО от 27 апреля 2006 г. по делу N А05-2582/2005-13)

Когда налоговый орган проводит выездную налоговую проверку, почти у каждого налогоплательщика возникают те или иные трудности. Один из самых распространенных и до сих пор не решенных в арбитражной практике вопросов — что считать датой начала выездной налоговой проверки. В разное время как нижестоящие, так и высшие судебные инстанции занимали по данному вопросу противоположные позиции.

Суть негативного отношения к налогоплательщику состоит в том, что, даже если решение о проведении проверки было вручено ему 31 декабря 2005 г., годом проведения проверки будет считаться именно 2005 г., а следовательно, налоговые органы вправе проверить три предшествовавших года — 2004, 2003, 2002.

В качестве примера отрицательной для налогоплательщика позиции судебных органов рассмотрим Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2006 г. по делу N А05-2582/2005-13.

Налоговая инспекция провела повторную выездную налоговую проверку по вопросам соблюдения обществом законодательства о НДС за период с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г., о чем был составлен акт от 9 декабря 2004 г. По результатам проверки инспекция приняла решение от 9 февраля 2005 г. о доначислении обществу НДС и начислении пеней за несвоевременную уплату этого налога.

Не согласившись с таким решением, общество обратилось в арбитражный суд и указало, что повторная налоговая проверка проводилась в 2004 г. и это исключает правомерность доначисления налогов за 2000 г. Фактическое же вручение решения о проведении проверки и требования о представлении необходимых документов в декабре 2003 г. не означает, что налоговая проверка началась в 2003 г.

ФАС Северо-Западного округа под годом проведения проверки подразумевает год, в котором налогоплательщику было вручено решение о проведении проверки.

В обоснование своей позиции суд ссылается на позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П, согласно которой дата начала выездной налоговой проверки — это дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

На наш взгляд, как позиция ФАС Северо-Западного округа, так и точка зрения КС РФ не совсем верные.

Статья 87 НК РФ прямо указывает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Иными словами, налоговое законодательство при определении возможного охвата проверяемых налоговых периодов отсылает нас к понятию «год проведения проверки».

Читайте так же:  Платят ли пенсионеры налог за жилье

Кроме того, на наш взгляд, вручение решения о проведении проверки нельзя рассматривать как начало ее проведения, поскольку налоговая проверка заключается в исследовании документов, а решение, которое вручается налогоплательщику, только уведомляет его о том, что проверка будет проводиться.

На практике период между моментом вручения налогоплательщику решения и фактическим началом проверки достаточно часто затягивается.

Поведение налоговых органов в данной ситуации вполне логично. Ведь если считать началом проверки дату вручения решения о ее проведении, то в таком случае увеличиваются сроки глубины налоговой проверки.

В этом, полагаем, и состоит основная недоработка позиции КС РФ, который слишком формально подошел к толкованию термина «год проведения проверки», не приняв во внимание прежде всего сложившуюся практику взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщика.

По нашему мнению, Конституционный Суд РФ при рассмотрении вопроса о дате начала проверки должен был обратить внимание на такие ситуации, когда решение о проведении проверки намеренно вручается налогоплательщику в конце года для увеличения сроков глубины налоговой проверки без намерения фактически проводить ее в данном периоде. Это положение, безусловно, должно рассматриваться как злоупотребление правом.

Правда, столь жесткая позиция КС РФ должна была привести к тому, что большинство федеральных арбитражных судов руководствовалось бы ею при вынесении решений. Однако не все суды встали на сторону налоговых органов.

Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 27 июня 2005 г. по делу N КА-А40/4465-05 указал: поскольку фактически выездная налоговая проверка начата 12 января 2004 г., это исключает возможность проверять деятельность за 2000 г., а довод о том, что решение о проведении проверки было вручено в 2003 г., является необоснованным. В подтверждение своей позиции суд отметил, что налоговое законодательство не связывает начало течения срока проверки с датой вручения налогоплательщику решения о проведении налоговой проверки. Поддержал данный вывод и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30 августа 2004 г. по делу N А56-28463/03.

ФАС Дальневосточного округа встал на сторону налогоплательщика, указав, что значение имеет дата не начала проверки, а ее окончания (Постановления от 13 мая 2004 г. по делу N Ф03-А51/04-2/821, от 16 июня 2004 г. по делу N Ф03-А24/04-2/1235).

Вместе с тем в основной своей массе федеральные суды все-таки следовали позиции, изложенной в Постановлении КС РФ .

См. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 7 сентября 2005 г. по делу N Ф03-А51/05-2/2616, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 марта 2006 г. по делу N А58-3458/04-Ф02-1201/06-С1, от 22 февраля 2005 г. по делу N А74-2642/04-К2-Ф02-294/05-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 5 мая 2005 г. по делу N Ф04-2722/2005(10906-А75-29), ФАС Уральского округа от 5 апреля 2006 г. по делу N Ф09-2597/06-С2.

Вслед за Конституционным Судом РФ Высший Арбитражный Суд РФ также встал на сторону налоговых органов.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 октября 2005 г. N 5308/05 сказано, что по смыслу ч. 1 и 7 ст. 89 во взаимосвязи с п. 1 ст. 91 НК РФ датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Налоговые органы в официальных разъяснениях, естественно, придерживаются позиции, согласно которой дата начала проверки — это дата вручения решения (см., например, Письмо МНС России от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/[email protected]).

Подтвердили налоговые органы свою позицию и позднее. ФНС России в Письме от 19 сентября 2005 г. N 06-1-04/474 отметила, что если решение о проведении выездной налоговой проверки было вручено налогоплательщику в 2005 г. (и имеются подтверждающие это документы), то проверке могут быть подвергнуты три предшествовавших года: 2004, 2003 и 2002.

Единственное, на что в данной ситуации могут рассчитывать организации, — это на то, что в НК РФ, как упоминалось, ничего не сказано о том, что понимается под годом проведения проверки. А все неустранимые сомнения и противоречия, как известно, толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Безусловно, указанная неясность ст. 87 НК РФ является неустранимой. Не случайно же на протяжении многих лет суды приходят к противоположным мнениям.

На наш взгляд, если буквально подходить к толкованию термина «год проведения проверки», становится ясно, что под началом проверки должно пониматься ее фактическое начало (т.е. собственно проведение), а именно сам факт выхода проверяющих на предприятие.

Однако в рассматриваемом нами деле видно, что даже при условии фактического начала проверки в 2004 г. годом проведения проверки согласно позиции ФАС Северо-Западного округа является год, в котором налогоплательщику было вручено само решение.

К сожалению, это лишний раз доказывает, что правило ст. 3 НК РФ редко принимается во внимание судебными органами, тем более при наличии достаточно жесткой и аргументированной позиции КС РФ и ВАС РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Остается надеяться, что в готовящихся изменениях к части первой НК РФ спорный момент об исчислении сроков налоговой проверки будет учтен законодателями и решен в пользу налогоплательщика.

Источники


  1. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

  2. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.

  3. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
  4. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
Дата начала выездной налоговой проверки это дата
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here