Что происходит с пенсионной реформой

Полезная информация на тему: "Что происходит с пенсионной реформой" от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Отменят ли пенсионную реформу в России

Журнал ПрофиКоммент внимательно следит за пенсионными новостями, у нас даже есть специальная рубрика «Пенсии», где мы публикуем самые свежие изменения про индексацию, новые законы.

В свете последних известий по поводу повышения пенсионного возраста, мы решили изучить мнения представителей власти, аналитиков, комментаторов и сделать выводы о возможности отмены или смягчения пенсионной реформы в России.

Законопроект о повышении пенсионного возраста в России

Надо сразу сказать, что данный законопроект появился нежданно-негаданно – никто из аналитиков не предполагал, что повышение возраста для выхода на пенсию может начать расти уже со следующего года. Но Дмитрий Анатольевич Медведев еще в марте 2018 года начал сообщать прессе о необходимости этой сложной реформы в стране.

В качестве аргументов «за» введение новой пенсионной реформы было сказано следующее:

  • Во всех странах Европы (и мира) пенсионный возраст уже подняли (или повышают)
  • Нормы выхода на пенсию не менялись с 30-х годов прошлого столетия (когда возраст дожития был куда меньше)
  • Продолжительность жизни увеличивается
  • Многие пенсионеры продолжают трудиться даже после выхода на пенсию
  • Демографическая яма (в результате с каждым годом будет нарастать число выходящих на пенсию и сокращаться количество молодежи, прибывающей в трудоспособный возраст)
  • Необходимость повышения размера пенсий действующим пенсионерам

Все эти аргументы легли в основу новой пенсионной реформы, которую Правительство анонсировало 14 июня 2018 года. В настоящее время законопроект отправлен в Госдуму.

Среди основных изменений в пенсионной реформе выделяются такие:

  1. Мужчинам повысят пенсионный возраст с 60 до 65 лет
  2. Мужчинам в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к нему повысят пенсионный возраст с 55 до 60 лет
  3. Женщинам повысят пенсионный возраст с 55 до 60 лет
  4. Женщинам в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к нему повысят пенсионный возраст с 50 до 55 лет

Планируется начать повышать возраст уже с 1 января 2019 года. Подробнее с параметрами повышения пенсионного возраста вы можете ознакомиться в статье «Повышение пенсионного возраста в России».

[2]

Однако не все одинаково восприняли данную реформу – среди населения появились и такие, кто попросту оказался не готов к такому повороту событий. Если молодежь далека от этой проблемы, то люди предпенсионного возраста не всегда с радостью относятся к таким переменам в их жизни.

пенсионный возраст в мире

Среди основных аргументов «против» повышения пенсионного возраста выделяются такие:

  • Средний возраст в некоторых регионах не превышает 65 лет (для мужчин) – некоторые могут попросту не дожить до пенсии
  • Слишком быстро повышается возраст
  • Пенсионная реформа назрела, но некоторые хотели бы отодвинуть ее введение на несколько лет вперед, чтобы иметь возможность подготовиться
  • Интервал повышения для женщин и мужчин не одинаковый – женщинам повышают на 8 лет, а мужчинам – на 5 лет
  • Не все граждане у нас имеют работу, поэтому кто-то столкнется с трудностями, пока дождётся выхода на заслуженный отдых
  • Не все категории граждан подпадают под этот закон (льготникам пенсионный возраст планирую сохранить)

Отменят ли пенсионную реформу в России

После того как новости о повышении пенсионного возраста дошли до населения, тут же поползли разные слухи. Прежде всего, не все уверены в том, что эту реформу доведут до конца в ее первоначальном (жестком варианте). Давайте проанализируем всю информацию, имеющуюся в открытых источниках к настоящему времени, чтобы сделать вывод – будет ли отменено повышение пенсионного возраста в России?

Ряд депутатов сообщают о том, что они против повышения пенсионного возраста в той форме, в какой этот законопроект подготовили и представили на рассмотрение Государственной Думы члены Кабмина. Среди главных причин, не признаваемых депутатами, стоит отметить излишнюю срочность этого закона. Многие парламентарии выступают за более плавный и проработанный вариант внедрения пенсионной реформы, считая, что сначала нужно обсудить динамику повышения во всех ведомствах, комитетах, парламентских и общественных кругах, и только после широкого освещения в прессе приходить к окончательному решению.

Вячеслав Володин

Примечательно, что 13 июня 2018 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что повышения пенсионного возраста до осени не будет – закон пройдёт первое чтение в весеннюю сессию, а затем депутаты разойдутся на каникулы и вновь вернутся к второму и третьему чтению только осенью.

Президент России Владимир Путин 7 июня 2018 года на прямой линии

7 июня 2018 года Президент России Владимир Путин поделился своим мнением на счет данной реформы, сказав, что он «с осторожностью относится к идее повышения пенсионного возраста».

К сторонникам повышения пенсионного возраста можно отнести членов Правительства, в первую очередь финансово-экономический блок, первого вице-премьера Антона Силуанова, министра экономразвития Максима Орешкина, Председателя Дмитрия Медведева, минтруда Максим Топилин главы социального блока Татьяны Голиковой, руководителя Счетной Палаты Алексея Кудрина. Все они поддерживают реформу в ее нынешнем варианте и выступают за необходимость поднятия возраста выхода на покой.

Владимир Жириновский

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский против этой реформы и предлагает свою альтернативу наполнения Пенсионного Фонда:

  • Убрать серые зарплаты
  • Дополнительный налог на сверхбогатых
  • Ускоренная процедура принятия в гражданство русских иммигрантов

Представители профсоюзного движения не поддержали новую реформу и принялись организовывать митинги против повышения пенсионного возраста.

Достаточно активны на этом направлении и коммунисты. Инициативная группа ЦК КПРФ подала в ЦИК РФ заявку на проведение собрания по инициированию в Москве всероссийского референдума об изменении пенсионного законодательства.

Исследователи и социологические опросы показывают крайне отрицательное отношение населения к этому нововведению. Однако многие считают, что к повышению возраста все равно придется приходить.

Результаты исследования Фонда Общественное мнение дают такие цифры:

  • 80% россиян против повышения пенсионного возраста
  • 60% россиян считают, что реформу все равно примут
  • 49% респондентов считают повышение выхода на пенсию недопустимым в принципе
  • 35% опрошенных высказали мнение, что повышение пройдёт по более мягкому сценарию
  • 38% россиян считают, что многие не доживут до пенсии и их накопления пропадут
  • 27% высказались, что пенсионная реформа пройдёт в другое время, позднее
  • 1 5% россиян считают, что слишком много пенсионеров и мало молодых
  • 10% опрошенных заявили, что в пожилом возрасте очень трудно найти работу

Среди главных чаяний россиян, на которые они больше всего надеются – в результате общественного недовольства непопулярной реформой парламентарии в Госдуме и Совфеде смягчат динамику повышения, вероятно, что может быть принято решение возраст повышать, но не такими быстрыми темпами.

Также все ждут окончательного мнения от Главы Государства – пресс-секретарь Дмитрий Песков сообщил, что у Владимира Владимировича пока нет четкой позиции по поводу повышения пенсионного возраста и в настоящий момент он не занимается этим вопросом. Однако ближе к осени вероятно, что Президент РФ обратит внимание на эту проблему и тогда у населения есть шанс, что пенсионную реформу смягчат. Среди наиболее часто упоминаемых мнений по поводу смягчения этой реформы можно встретить такие:

Читайте так же:  Сколько процентов удерживают задолженность по алиментам

  • Женщинам снизят верхнюю планку повышения с 63 до 60 лет
  • Повышение будут вводить по 3-6 месяцев за год, то есть более плавно

Некоторые высокопоставленные чиновники в Правительстве и Госдуме считают, что пенсионный возраст для женщин повысят не на 8, а на 5 лет. Также есть сведения о введении понятия предпенсионного возраста, для которого будут действовать определённые льготы (возможно более ранний выход на пенсию с получением неполной пенсионной выплаты, как в США).

Смягчение пенсионной реформы по-путински. Полный расклад

Как и предполагалось, от выступления Путина в выигрыше останутся шкуры, полиция, вояки и чукотские избиратели. Все граждане России, кто реально работает, будут вынуждены работать до гроба.

В июне правительство представило законопроект о пенсионной реформе, в июле Госдума проголосовала за него в первом чтении, а 29 августа президент Владимир Путин выступил с «предложениями» (они будут оформлены как поправки ко второму чтению осенью), которые «максимально смягчают» реформу.

«Бережнее» к женщинам

Главное изменение, которое предложил Путин, — увеличить пенсионный возраст для женщин на пять, а не на восемь лет, как планировало правительство. Путин объяснил необходимость именно так смягчить пенсионную реформу «особым, бережным» отношением к женщинам в России.

Таким образом, власти возвращаются к более мягкому варианту «65/60», который обсуждался в правительстве до начала июня, как писал РБК. Это значит, что пенсионный возраст для мужчин и для женщин будет повышен одинаково — на пять лет, переход займет десять лет — до 2028 года. Темп увеличения не меняется — на год каждый год. Изначально правительство аргументировало более жесткий по отношению к женщинам вариант «65/63» такими факторами, как «необходимость обеспечения гендерного равенства» и укрепившийся статус женщины в обществе.

Первым поколением женщин, для которых пенсионный возраст составит 60 лет, будут женщины, родившиеся в 1968 году (сейчас им 49 или 50 лет). И соответственно, более молодые женщины тоже будут выходить на пенсию в 60 лет после 2028 года. То есть бенефициарами президентского смягчения являются женщины 1969 года рождения и младше — правительственный законопроект поднимал им пенсионный возраст до 61–63 лет.

Ядерный электорат

Смягчение для женщин планировалось заранее, уверен политолог Алексей Макаркин. Женщины старше 45 лет являются значимой частью президентского электората, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Правительство изначально предложило «сугубо технократичный» вариант, который вызвал шоковую реакцию у женщин, сказал РБК Макаркин. Возраст выхода на пенсию для них изначально завысили, чтобы впоследствии президент мог изменить параметры реформы и дистанцироваться от правительства.

Из-за того что повышение пенсионного возраста для женщин остановится на 60 годах (вместо 63), экономия бюджетной системы от реформы сократится на 3,6 трлн руб. за шесть лет — с 2029 по 2035 год, сообщила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова. Открытым остается вопрос, как это скажется на планах властей увеличивать пенсии темпами выше инфляции после 2028 года. Ранее министр труда Максим Топилин говорил, что вся экономия пенсионных расходов за счет повышения пенсионного возраста пойдет на опережающую индексацию пенсий, но результаты соответствующих расчетов предъявлялись только до 2024 года.

Женские пенсии в стране на 11% ниже мужских — около 12,8 тыс. руб. в среднем против 14,4 тыс. руб. (данные Росстата на 1 января 2018 года). Одним из аргументов в пользу сценария «65/63» правительство называло относительно низкие текущие размеры пенсий женщин.

Смягчение границ пенсионного возраста для женщин — «абсолютно разумное решение», сказал РБК проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Женщины в возрасте 60 лет и старше выполняют важную социальную функцию, они ухаживают за внуками и за нетрудоспособными супругами, отметил Сафонов. «Если задирать возраст для женщин до высокого уровня, это сразу будет сказываться на количестве занятых лиц молодого поколения», — говорит он. Логика такова: например, если бабушка может начать сидеть дома с внуками, мама может выйти на работу, а если бабушка вынуждена работать дольше из-за более высокого пенсионного возраста, мама будет сидеть с ребенком.

На полгода раньше

Граждане, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, смогут выйти на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, пообещал Путин. То есть мужчины, родившиеся в 1959 и 1960 годах, и женщины, родившиеся в 1964 и 1965 годах, смогут выйти на пенсию на полгода раньше. Мужчины 1959–1960 годов рождения смогут выйти на пенсию в 60 с половиной и 61 с половиной лет соответственно, женщины 1964–1965 годов рождения — в 55 с половиной и 56 с половиной лет соответственно.

«Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года», — сказал президент.

По мнению Александра Сафонова, подавляющее большинство граждан воспользуются этим правом и выйдут на пенсию на полгода раньше. Как сообщила Голикова, в результате этой инициативы бюджет сэкономит на 490 млрд руб. меньше (в сумме за 2019–2024 годы), чем предполагал правительственный законопроект.

Защита для «предпенсионеров»

Пенсионную реформу Путин предложил дополнить мерами по защите людей предпенсионного возраста. Само понятие предпенсионного возраста расширяется — сейчас оно затрагивает россиян, которым остается два года до выхода на пенсию (для них доступны программы поддержки занятости), а согласно предложению Путина, будет защищать тех, кому остается пять лет до пенсии.

Впрочем, такая мера будет действовать лишь в течение переходного периода реформы, то есть до 2028 года. Затем предпенсионный возраст снова будет составлять два года до пенсии, следует из слов президента. Правительству Путин поручил утвердить для предпенсионеров специальную программу по повышению квалификации (министр Топилин говорил, что федеральный бюджет будет тратить на нее 5 млрд руб. ежегодно).

Стимулы для компаний, которым придется трудоустраивать и сохранять предпенсионеров на работе, еще предстоит разработать правительству — такое поручение кабинету дал Путин. Ранее в «Единой России», например, предлагали разработать механизмы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, который ориентируется на пожилых работников. Пока же избегать увольнения пожилых россиян, которые еще не вышли на пенсию, планируется путем ужесточения ответственности для работодателей. Для них нужно ввести «административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста», заявил Путин.

[1]

Для тех предпенсионеров, которые решили уволиться с работы сами, планируется повысить пособие по безработице. Сейчас его максимальный размер для всех составляет 4900 руб., а Путин предложил увеличить его для граждан предпенсионного возраста до 11280 руб.

Читайте так же:  На сколько увеличится пенсия 19 году

Идея об уголовной ответственности для работодателей обсуждалась в Минтруде — министерство указывало, что это позволит «не допустить увольнений и отказов в приеме на работу по мотивам, не связанным с профессиональными качествами», и добиться «искоренения стереотипов и предвзятого отношения» к гражданам предпенсионного возраста.

Наказанием для работодателей (должностных лиц предприятий) за увольнение сотрудников, достигших предпенсионного возраста, могут стать штрафы до 200 тыс. руб. или зарплата должностного лица за 18 месяцев, заявила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова. «Будем базироваться на статье [Уголовного кодекса] за необоснованное увольнение женщины по мотивам беременности или имеющей детей до трех лет… Это штраф до 200 тыс. руб. или зарплата за 18 месяцев», — сказала Голикова. Речь идет о ст. 145 Уголовного кодекса.

Бизнес предостерегает

Бизнес воспринимает идею ужесточения ответственности с опаской. Стимулом не увольнять людей старшего возраста такая мера не станет, предупреждает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Наоборот, работодатель будет с опасением относиться к подобным вариантам и будет, грубо говоря, на дальних подступах убирать людей, с которыми может произойти такой конфликт. Служба по персоналу и юристы будут заточены на то, чтобы заранее подстраховаться и обложить такого человека определенными замечаниями и выговорами», — рассуждает Назаров.

Административная ответственность поможет сохранить сотрудников на работе, но «в Уголовном кодексе и так статей хватает», отмечает президент «Опоры России» Александр Калинин. Если уголовную ответственность введут, «работодатели для подстраховки начнут массово увольнять женщин в 54 года, а мужчин в 59 лет», считает бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Сохранять предпенсионеров на работе помогли бы льготы по пенсионным взносам, говорит Калинин: «Это правильно, потому что человек делает взносы не для себя, а для тех поколений, которые уже отработали» (такова суть солидарной пенсионной системы). Сейчас размер взносов на пенсионное обеспечение составляет 22% от фонда оплаты труда.

Положительный эффект может оказать бесплатная диспансеризация, о которой также говорил Путин (ради нее работодатель должен будет давать сотрудникам предпенсионного возраста два оплачиваемых выходных в году), считает Калинин. По его словам, работодатели смогут удостовериться, что у работников нет серьезных заболеваний. Еще одна положительная мера — повышение квалификации, которое профинансирует федеральный бюджет, но заказчиком таких программ должен быть бизнес, их не надо навязывать, подчеркивает Калинин.

Помимо послаблений по страховым взносам помогли бы льготы для компаний, в которых не менее половины сотрудников — пенсионеры, указывает Назаров. По его мнению, для них можно было бы снижать налог на прибыль, как это раньше было в компаниях, где больше половины работающих были инвалидами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Льготы переходного периода

Путин дополнил реформу обещанием сохранить льготы для граждан, которые выйдут на пенсию позже, чем они рассчитывали: федеральные льготы пенсионеров для них продолжат действовать начиная с 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В первую очередь речь идет о налогах на недвижимость и землю (так называемый налог на шесть соток), которые пенсионеры не платят.

Смягчить пенсионную реформу таким способом предлагала «Единая Россия», само предложение обсудили в правительстве. Но в версии, представленной президентом, появилась оговорка о том, что льготы сохранятся только на переходный период реформы. Получается, что мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения смогут воспользоваться «старыми» льготами: по достижении 60/55 лет смогут, например, не платить налог за квартиру, хотя пенсионный возраст для них уже будет составлять 64 года и 59 лет соответственно. А следующее поколение (мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения) уже будут пользоваться этими льготами только начиная с 65/60 лет.

Еще один блок льгот — региональные, они касаются ЖКХ, покупки лекарств, оплаты капитального ремонта, проезда в общественном транспорте. Путин заявил, что рассчитывает, что власти субъектов также сохранят их в старых пенсионных границах на переходный период.

Другие послабления

Среди других послаблений в правительственный законопроект, которые предложил Путин, — сохранение действующего пенсионного возраста для малочисленных коренных народов Севера, введение с 2019 года давно обещанной надбавки к пенсиям сельских жителей и сокращение трудового стажа, дающего основания для досрочного выхода на пенсию.

Июньский законопроект правительства предполагал, что пенсионный возраст граждан из числа малочисленных народов Севера будет повышен до 60/58 лет (с действующих 55/50 лет). Теперь коренные народы Севера (численность их, по данным переписи 2010 года, составляла около 260 тыс. человек) присоединятся к категориям (работающие с вредными и тяжелыми условиями труда, члены экипажей гражданских самолетов, спасатели, «чернобыльцы», инвалиды и т.д.), которых повышение пенсионного возраста вообще не затронет.

Законопроект правительства также вводит новое основание для досрочного выхода на пенсию — очень длительный трудовой стаж: женщины со стажем не менее 40 лет и мужчины со стажем не менее 45 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общего пенсионного возраста. Однако мало кто смог бы воспользоваться этой возможностью, следовало из заключения комитета Госдумы по труду и социальной политике: по его расчетам, чтобы в переходный период воспользоваться правом выйти на пенсию в 60/55 лет (как сейчас), как мужчины, так и женщины должны осуществлять непрерывную трудовую деятельность с 15 лет (а в дальнейшем с 18 лет). Путин предложил более реалистичные критерии по длительности стажа — 37 лет для женщин, 42 для мужчин.

Наконец, президент вспомнил о существующей норме закона, которая должна была вступить в силу еще в 2016 году, но из-за проблем с бюджетом была отложена до 1 января 2020 года, — это 25-процентная надбавка к фиксированной части пенсий сельским жителям, проработавшим в сельском хозяйстве 30 лет и больше. Согласно инициативе Путина, эта надбавка вступит в силу на год раньше, с 1 января 2019-го.

Пенсионеры пусть выживают сами: россиянам готовят еще одну пенсионную реформу

Федеральный центр не без скрипа продвинул скандальный правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста, что многие эксперты назвали серьезным ударом по рейтингам Правительства, президента и партии власти. Замедлить темпы падения рейтингов власти не удалось даже масштабной рекламной кампании, построенной на разъяснении принципов грядущей реформы, продвижении новой системы пенсионных баллов и прочих, якобы положительных эффектов от нашумевшего документа.

В действительности же оказалось, что вся эта работа была проделана впустую – никаких баллов, в том формате, который крупные федеральные чиновники, политики и министры описывали ранее не будет. Россию на самом деле ждет еще одна пенсионная реформа, в рамках которой никто не будет выстраивать анонсированную ранее понятную, прозрачную и справедливую пенсионную реформу. Власти уже сегодня занялись подготовкой очередных изменений к пенсионной системе, которую, скорее всего, снова предложат населению как безальтернативный вариант.

«Не было никаких пенсионных баллов»

Итак, российские власти решили не останавливаться на достигнутом (пенсионная реформа, напомним, на минувшей неделе была окончательно принята Госдумой в третьем чтении) и занялись подготовкой очередного этапа «модернизации» пенсионной системы. Новые изменения, как рассказала недавно вице премьер-министр Татьяна Голикова, будут проходить в два этапа. Итогом такой модернизации станет новый порядок расчета размеров пенсионных выплат. На этом фоне в социальном блоке Кабмина даже заявили, что говорить о полной отмене так называемых пенсионных баллов было бы неправильным.

Читайте так же:  Как влияет непрерывный стаж на пенсию

«Я вынуждена разочаровать. У нас никогда на законодательном уровне не существовало понятия пенсионных баллов и не существует сейчас. Это термин сленговый, который был сформирован в минувшие годы. У нас принята система так называемых пенсионных коэффициентов, которая будет действовать до 1 января следующего года», — заявляет вице-премьер.

По словам Голиковой, до нынешнего года включительно стоимость пенсионных коэффициентов устанавливалась на законодательном уровне в соответствии с законом о бюджете и методике установления. Все это было неочевидным и непонятным, потому как законом предполагалось обязательное наличие разработанной правительством методики, которая до сих пор так и не была создана.

«Теперь же, с начала следующего года и в ближайшие шесть лет в пенсионном законодательстве России будет четко фиксирована стоимость пенсионных коэффициентов. Это позволит пересчитать пенсии – как они будут устанавливаться и в каком объеме будет осуществляться их повышение», — добавила Голикова.

По словам вице-премьера, в будущем система пенсионных коэффициентов будет изменяться – это вызвано принятием законопроекта о повышении возраста выхода на пенсию. «Уже с 2025 года данная система потребует модернизации, потому что будет существовать другой порядок установления размеров пенсий», — заявляет вице-премьер. По словам Голиковой, если говорить упрощенно, то нынешняя пенсионная реформа станет лишь первым этапом модернизации, который займет шесть лет, далее последует второй этап. Что именно принесет россиянам вторая пенсионная реформа, вице-премьер уточнять не стала.

При этом она поясняет, что в ближайшие 6 лет власти рассчитывают заняться активным обсуждением изменений, которые нужно будет принимать с 2025 года. Если перевести слова Голиковой на простой и понятный русский, выходит, что в Правительстве пока и сами не знают, как они планируют рассчитывать пенсии россиян в будущем.

И если называть недавнее заявление Голиковой шоком пока рановато, можно точно отметить, что ее слова являются яркой демонстрацией того, насколько легко федеральный центр готов отказаться от собственных обещаний, полностью перевернув принятые решения, которые несколько месяцев изо всех кабинетов называли не иначе, как единственно верными.

Вообще, важно отметить, что балльную систему, которая позволяла конвертировать реальные денежные обязательства государства перед российскими пенсионерами в некие баллы, начали внедрять еще три года тому назад. То есть, уже тогда население начали активно готовить к балльной системе. Тогда же власти развернули масштабную рекламную кампанию, которая была посвящена разъяснению новой пенсионной формулы. В те времена из уст едва ли не каждого федерального и регионального чиновника можно было услышать фразу «пенсионные баллы» — теперь же Голикова заявляет, что ни о каких баллах речи не велось.

Резонно было бы предположить два возможных варианта происходящего. Либо чиновники в 2015 году не до конца понимали, что именно они предлагают и собираются внедрять, например, делая это по наставлению федерального центра. Либо же действовали они на основании тщательно продуманного умысла, так сказать, с прицелом на будущее. Тот же премьер Медведев в 2015 году заявлял, что правительство принимает разумные и взвешенные решения по выстраиванию эффективной пенсионной системы на годы вперед. А спустя всего три года, то есть в нынешнем году, оказалось, что «годы вперед» — выдумка, что все эти изменения – лишь подкладка и прощупывание почвы перед реально возмутительными изменениями, которые многие уже назвали «грабежом» и «людоедством»,

Как результат, пенсионная реформа получила недавно в третьем чтении полный карт-бланш и будет приниматься едва ли не рекордными темпами. В то же самое время, ее разъяснение населению закончилось тем, что любой молодой работник сегодня не имеет ни малейшего представления о том, что его ожидает в старости, на какую пенсию он сможет рассчитывать, и как она будет начисляться. А, принимая во внимание последние полтора-два десятка лет, можно сделать вполне взвешенный прогноз о том, что пенсии, либо не будет вообще, либо будет хватать лишь на то, чтобы не умереть голодной смерть. В общем, задерживаем дыхание и ждем 2024-2025 годов, когда нам представят пенсионную реформу 2.0. Возможно, уже совсем скоро в высоких кабинетах перестанут притворствовать и декларировать заботу о гражданах, и честно признаются, платить по своим социальным обязательствам государство больше не хочет – выживайте сами!

«Мы рискуем получить армию пожилых безработных». Кто выиграет от пенсионной реформы в России?

Минфин и Минтруда предложили варианты повышения пенсионного возраста россиян: в первом случае речь идет о повышении до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, во втором варианте – до 65 и 60 лет соответственно. Минфин выступает за увеличение на год каждые полгода, Минтруда – на год за один год. Реформа может начаться уже с 2019 года. Кому повышение пенсионного возраста выгодно, а кому – нет? Что выиграет от реформы государство и будет ли решена проблема дефицита Пенсионного фонда?

Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Я полагаю, что такое повышение возраста выхода на пенсию выглядит не справедливым для мужчин. В возрасте 20-24 года сейчас в России мужчин на 3% больше, чем женщин. Они активно вступают в трудовую деятельность и делают пенсионные отчисления. Далее: средняя продолжительность жизни мужчин у нас составляет у 66 лет, а у женщин – 77 лет. Из-за этого в возрастной категории 60-65 лет женщин уже примерно 60%, а мужчин – лишь 40%. В возрастной категории 65-70 лет доля мужчин сокращается до 37% и в возрасте свыше 70 лет – уже до 27%. Таким образом, больше половины просто не доживут до пенсии. Я полагаю, что пока средняя продолжительность жизни мужчин не достигнет 70 лет, повышение их пенсионного возраста не целесообразно. Речь может идти лишь об уравнивании возраста выхода на пенсию мужчин и женщин. Хочу подчеркнуть, что повышение мужской средней продолжительности жизни в России вовсе не является какой-то фантастикой. Она уже сейчас равна 70 годам в ряде регионов Северного Кавказа. Необходимо распространить этот опыт.

По моему мнению, пенсионная реформа, действительно, могла бы снизить нагрузку на госбюджет. Сейчас для осуществления выплат пенсионерам применяется трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд России и, в общем, пока ситуация более менее стабильна. Однако в соответствии с различными демографическими прогнозами, в нашей стране ожидается заметное сокращение рождаемости в абсолютном выражении в течение следующих 10-15 лет. К этому необходимо начинать как-то готовиться, что и предлагает правительство. Конечно, если удастся еще и повысить пенсии, то будет совсем хорошо. Программа минимум – сохранить то, что есть сейчас в долгосрочном периоде.

Читайте так же:  Постановление конституционного суда о трудовых пенсиях

В капиталистической, рыночной экономике обязательно имеется и рынок труда. Я сомневаюсь, что пенсионеры будут там востребованы. Однако с точки зрения государственного бюджета, это не так важно. Они будут регистрироваться в качестве безработных, и получать государственное пособие, которое у нас гораздо меньше государственной пенсии. Вероятно, будущим пенсионерам имеет смысл задуматься о самостоятельных накоплениях или поддержке своих детей в старости.

Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Предлагаемый возраст выхода на пенсию чрезмерный, особенно учитывая низкую продолжительность жизни мужчин в нашей стране. Более приемлемым было бы повышение пенсионного возраста либо до 60 лет для всех (хотя бы на первом этапе пенсионной реформы, потом, по мере роста продолжительности жизни мужчин, увеличить их пенсионный возраст до 65 лет), либо сделать как в Белоруссии – 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Однако повышение пенсионного возраста постепенно, например, на полгода ежегодно, пока не будет достигнут нужный государству минимальный порог пенсионного возраста, представляется достаточно мягким вариантом. Населению, по крайней мере, большинству населения, повышение пенсионного возраста невыгодно, государству – выгодно в целях экономии средств ПФР.

Государство выиграет, так как Пенсионному фонду угрожает дефицит. О выигрыше пенсионеров в размере пенсий сложно говорить в краткосрочном аспекте. В будущем, через несколько лет после запуска пенсионной реформы – возможно, в самое ближайшее время – нет. Экономический эффект также может быть только в долгосрочном аспекте, так как повышение пенсионного возраста ради экономии средств государства – это экстенсивный путь развития экономики, просто государство будет меньше тратить на пенсионеров какое-то время, и все. В то же время я не могу сказать, что пенсионная реформа является отказом государства от ответственности за пенсионеров. Наоборот, государство намерено и дальше продолжать выплачивать пенсии и нести ответственность, просто принимает меры, чтобы ему было полегче это бремя ответственности нести.

Вопрос о трудовых перспективах – очень неоднозначный, так как он зависит от конкретной индустрии. Если речь идет о технологических отраслях, IT, например, то наоборот – человек старше 35 лет нередко рассматривается HR-службами как возрастной. А вот в отраслях, связанных с государственной службой, 35 лет считается достаточно юным возрастом.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Оптимальный или нет данный возраст – зависит от того, с какой точки зрения смотреть. Если смотреть с позиции нашего пенсионного фонда, то реформа неизбежна, так как при солидарной системе, когда за счет наших взносов платится пенсия предыдущим поколениям, дефицит будет постоянно нарастать, и поэтому повышение пенсионного возраста неизбежно, а данный возраст – не оптимальный, а минимально возможный. С точки зрения пенсионной системы как социального института, повышение пенсионного возраста в России сегодня не должно быть, так как пенсионный возраст можно повышать только вслед за ростом продолжительности жизни, а у нас продолжительность жизни не растет такими темпами, особенно среди мужчин.

Что касается темпов запуска реформы: если реформа неизбежна, то любая форма ее смягчения по срокам приемлема. Очевидно, что выгодна эта реформа пенсионному фонду, который сможет 5 лет получать взносы и не выплачивать пенсии. Невыгодно же это будет пенсионерам. Исключение будут составлять лишь чиновники, которые получат возможность еще на пять лет задержаться на своих постах.

Государство снизит нагрузку на пенсионный фонд, увеличит его доходы, а значит, избавится от необходимости бюджетных трансфертов фонду, в конечном счете, выиграет бюджет. Государство не снимет с себя социальной ответственности, оно только снимет с себя часть затрат по осуществлению своей социальной функции.

Повышение пенсий возможно, но я бы на это не рассчитывал. Думаю, весь выигрыш уйдет на покрытие дефицита пенсионного фонда.

Обеспечить людей работой в возрасте трудно, но зато их легко оставить на тех местах, на которых они уже работали и на которых к ним привыкли. Правда, это будет означать что эти места не получат молодые. Это в принципе должно дать скачок безработице. Но на практике существенного роста безработицы я бы не ожидал, так как при наших размерах пенсии часть пенсионеров вынуждена работать и после достижения пенсионного возраста.

Если реформа будет введена по одному из вариантов Минтруда или Минфина, то рынок труда будет перестраиваться под нужды людей, но на первом этапе неизбежен рост безработицы во всех категориях трудоспособных граждан. Одни останутся на местах, уже в виде консультантов (не каждая работа по плечу человеку 60-ти лет), другие не смогут устроиться на работу из-за закрытия вакансий, увеличится демпинг на низкоквалифицированных местах и в то же время будет сложно занять место в высокооплачиваемых, поэтому скачок неустроенных граждан, по оценкам специалистов (не официальные данные Росстата, а выборка по неплательщикам), может превысить 10-11%. Эти цифры не будут долго такими высокими, но плюс для страны будет только в одном – пенсионеры займут часть рабочих мест, где ранее трудились мигранты. Это несколько снизит напряженность в криминальном и социальном секторе, а также позволит мигрантам создать конкуренцию на рынке.

Как это отразится на рынке труда. Как ни парадоксально звучит на первый взгляд, но увеличение пенсионного возраста приведет к увеличению безработных людей пожилого возраста с одновременным усилением проблем поиска работы для молодых специалистов. Общий объем рынка труда вырастет в силу увеличения численности трудящихся. При этом какая-то часть из них не сумеет в более пожилом возрасте найти хорошую работу, будучи вынужденными уйти в непрестижные и малооплачиваемые сферы труда. С другой стороны, наиболее квалифицированные специалисты, имеющие к тому же большой накопленный профессиональный опыт, составят жесткую конкуренцию молодым специалистам, которые, будучи пусть даже куда более энергичными и готовыми к новациям, неизбежно будут лишены того опыта, который накапливается годами. Таким образом, мы полагаем, что потенциальное увеличение численности трудоспособного (по меркам новой планки выхода на пенсию) населения будет большим, нежели фактическое увеличение вакансий на рынке труда, что неизбежно скажется на показателях безработицы.

Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер»: В сложившихся условиях реализации пенсионной реформы повышение пенсионного возраста неизбежно, однако вариант Минфина с увеличением возраста выхода на пенсию каждые полгода негативно скажутся на решении всплывающих проблем. Такое стремительное повышение не может успеть сориентировать не пожилых людей, оставшихся без желанной пенсии еще на несколько лет, неподготовленной окажется и инфраструктура рынка труда, поскольку работодатели будут в меньшей степени ориентироваться на работающих пенсионеров. Также еще очень важен фактор сохранения возможности более раннего выхода на пенсию по причинам нетрудоспособности, а также состояния здоровья, учитывая, что к 60-ти годам большая часть населения приобретает «букет» заболеваний, очень сложно представить, какова будет эффективность труда и польза для экономики. Соответственно, более адекватный вариант у Минтруда – в таком случае и инфраструктура и рынок труда смогут успеть адаптироваться к новым условиям.
Читайте так же:  Взять трудовую книжку для оформления пенсии

Что касается вопроса выгоды, то здесь можно рассуждать только о выгоде, лежащей на поверхности – объективно дефицит пенсионного фонда по идее должен сократиться, но с другой стороны, необходимо будет повышать иные расходы на социальные нужды – здравоохранение, программы по переквалификации, создание рабочих мест для трудоспособности населения в предпенсионном возрасте. При этом очевидная экономия на пенсиях будет заметна лишь первый год действия реформы, а далее она будет снижаться, что неминуемо приведет вновь к вопросам поиска решений. Вряд ли реформу при этом можно охарактеризовать как попытку снять с себя социальную ответственность, это можно назвать скорее попыткой следовать современным вызовам экономики, которая, к сожалению, неминуемо не раз столкнется с трудностями из-за слишком многоуровневых проблем внутри пенсионной системы.

Вопрос рынка труда в связи в повышением пенсионного возраста будет стоять очень остро. С одной стороны, он получит дополнительный запас ЭАН, с другой стороны, работодатели не откажутся от принципа брать на работу более молодых, т.е, как мы уже сказали выше, для несостоявшихся пенсионеров необходимо будет формировать большее число подходящий вакансий чем имеет рынок труда сейчас, это может вылиться в очень серьезную проблему. И государству придется ее решать самостоятельно.

Зарплаты россиян рухнут, многие останутся без работы: эксперты оценили перспективы пенсионной реформы

Разговоры о планируемом повышении пенсионного возраста зашли уже настолько далеко, что сам факт этой «непопулярной реформы» уже начинает казаться свершившимся. Меж тем, опытные экономисты оценили перспективы грядущих изменений и даже отметили, что повышение пенсионного возраста, прежде всего, ударит по работающим россиянам, зарплаты которых рискуют в этом случае серьезно упасть.

Эксперты уверены, что авторы пенсионной реформы, которые предлагают различные варианты изменений в пенсионной системе, совсем не принимают во внимание реакцию российского рынка труда на них.

Формула к формуле

Сегодня в Кабмине обсуждают сразу три разных варианта повышения возраста выхода на пенсию. Как сообщали ранее крупные СМИ, Министерство труда предлагает две модели проведения реформы:

— в первом случае предлагается повысить пенсионной возраст до 60 лет для женщин и до 65 лет – для мужчин

— во втором случае женщины также смогут выходить на пенсию в 60, а вот мужчинам заслуженного отдыха придется ждать до 62.

Министерство финансов предлагает несколько иные формулы: 60 и 65 лет, а также 55 и 63 года для женщин и мужчин соответственно.

Кроме всего прочего, на предстоящем совещании у главы правительства, которое запланировано на следующую неделю, члены кабмина могут рассмотреть вопрос о механизмах смягчения при переходе на повышенный пенсионный возраст. Речь будет идти о предоставлении гражданам возможности раньше выходить на пенсию, с предполагаемым в этом случае пропорциональным снижением размера пенсионных выплат за каждый год, который человек не дотянет до наступления пенсионного возраста.

Зарплаты в стране точно упадут

Как считают эксперты, повышение пенсионного возраста обязательно принесет стране снижение уровня заработных плат, причем, этот факт можно считать неизбежным.

[3]

«Проблема в том, что в этом случае мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда пожилые люди будут продолжать работать, вместе с тем на рынок продолжится приток молодых кадров. При этом, дополнительные рабочие места никем не создаются, а значит, спроса меньше, чем предложения – это неизбежно заставит зарплаты снижаться», — считает проректор АТиСО Александр Сафонов. По мнению специалиста, кроме повышения пенсионного возраста, рынок труда может столкнуться с еще одной проблемой – приближающейся роботизацией и автоматизацией рабочих процессов, которые также неизбежно приведут к сокращению реальных рабочих мест и вакансий. Низкий уровень зарплат, по мнению проректора, не позволят большинству граждан накопить достаточно баллов, чтобы в будущем им была начислена достойная пенсия.

По словам Сафонова, существует и еще одна проблема, которая заключается в поиске так называемой точки отсечения. «Следует понять, какая категория граждан столкнется с грядущим повышением. Мне кажется, тех, кому уже сегодня исполнилось 50 лет, такие изменения затрагивать вообще не должны. Суть в том, что данная возрастная категория уже сегодня не очень интересует работодателей, поэтому 50-летним гражданам сложно найти работу», — считает эксперт.

Реакция будет негативной

А вот, по мнению генерального директора фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова, пенсионная система в стране так часто корректировалась, что сейчас любые изменения в ней сразу же встречаются общественностью с опасением. «Самым приемлемым вариантом, с точки зрения граждан, которые в будущем станут пенсионерами, стал бы вариант с возможностью выйти на пенсию досрочно с урезанием размеров выплат. Все равно многие, если не большая их часть, пенсионеры все равно будут продолжать работать или хотя бы подрабатывать. Проще говоря, для них пенсия все еще не будет единственным источником дохода», — считает Смирнов. Политолог уверен, самая большая проблема заключается в том, что все обсуждаемые правительством варианты реформы совсем не дают гарантий на приемлемый уровень жизни «на одну пенсию» даже спустя 10-20 лет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самым радикальным прогнозом, на наш взгляд, отметился глава Центра политических и экономических реформ Николай Миронов. Он уверен, что все три варианта, которые сегодня обсуждает правительство, вызовут серьезные социальные волнения. На этом фоне, уверен Миронов, Кабинет министров решится пойти на самый жесткий и неприятный из вариантов, чтобы впоследствии больше не поднимать этот вопрос. «На рынке существует проблема диспропорционального заполнения рынка труда. Пенсионеров в стране более трети от общего числа населения, но занятых насчитывается не более половины граждан. Как бы там ни было, повышение пенсионного возраста нельзя назвать единственным способом извлечения средств для развития экономики. Существуют ведь и другие способы – начиная от снижения налоговой нагрузки при условии вывода зарплат в правовое поле, заканчивая введением государственных сберегательных касс с гарантированно высокими процентными ставками по вкладам в национальной и зарубежной валюте. А в нынешней ситуации выходит, что перспективу экономического прорыва придется оплачивать самим же гражданам, которые при этом лишаются всяческих пенсионных гарантий», — вынужден констатировать Миронов.

Источники


  1. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
Что происходит с пенсионной реформой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here